Учебно-методический комплекс дисциплины философия

17

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н. Прянишникова»

Кафедра философии

для студентов заочного отделения всех сельскохозяйственных специальностей

Составитель И.В. Рязанов

Пермь 2011

УДК 545

Рецензент канд. исторических наук, доцент В.П. Калашников

Учебно-методический комплекс по философии. Для студентов заочного отделения всех сельскохозяйственных специальностей /сост. Доцент И.В. Рязанов, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», — Пермь: Изд-во ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2011. – 17 с; — 100 экз.

Составитель: И.В. Рязанов, к.ф.н., доцент

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочного отделения всех сельскохозяйственных специальностей. Составлены на основании государственного образовательного стандарта ВПО.

Цель публикации – помочь студентам заочного отделения в подготовке семинарских занятий по курсу «Философия».

Печатается по решению методического совета кафедры философии Пермской государственной сельскохозяйственной академии (протокол от 29 сентября 2010 г.).

© ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2011

10 стр., 4811 слов

Методические рекомендации по производственной сестринской практике ...

... дню практиканты отрабатывают в процедурном кабинете, перевязочной, операционном блоке, приемном отделении. Кроме этого студент-практикант обязательно должен принять участие в работе кабинетов эндоскопии, функциональной ... помощи и уходу за больными в хирургическом и терапевтическом отделениях. Кроме того, каждый студент за время практики должен осуществить 1 двенадцатичасовое ночное дежурство, ...

1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи курса.

Гуманитаризация высшего образования стала одной из образователь­ных и общекультурных тенденций последнего времени. Этот подход предпо­лагает не только увеличение количества и объёма гуманитарных дисцип­лин, но и организацию их гармоничной взаимосвязи и преемственности в процессе преподавания. Философия в данном случае как раз и может слу­жить тем связующим звеном междисциплинарного взаимодействия благодаря своей обращённости к предельным проблемам человеческого и социального бытия.

Изучение философии в вузе имеет несколько целей:

— повышение общегуманитарного уровня студентов как гуманитарных, так и негуманитарных специальностей;

— формирование целостной картины видения мира в его онтологичес­кой, социальной, аксиологической, этической ипостасях;

— расширение горизонта эрудиции студентов за счёт приобщения к достижениям мировой философской мысли.

1.2.Достижение поставленных целей требует решения ряда задач:

— изучение различных типов мировоззренческих моделей с одновре­менной фиксацией их значимости и взаимосвязи;

— знакомство с учениями философов различных исторических периодов;

-приобщение к базовым философским проблемам в истории и совре­менности и попытки их самостоятельного решения.

Изучение данного курса позволяет не только выйти на новый образо­вательный уровень, но и научиться самостоятельно работать с философскими текстами и сформировать индивидуальную независимую позицию по ми­ровоззренческим вопросам. В качестве вспомогательного средства в разделах тематического плана указаны соответственные главы из учебных пособий, упомянутых в списке литературы.

1.3. Перечень сопутствующих дисциплин.

«Философия» как учебная дисциплина связана с комплексом философских дисциплин, преподающихся как самостоятельные учебные курсы:

— в теоретико- методологическом аспекте с этикой, эстетикой, культурологией, проблемами религии, концепциями современного естествознания

-в плане связи с частными гуманитарными науками, эмпирически и теоретически обогащающих философию – историей, экономической теорией, политологией, психологией, педагогикой

1.4. В результате изучения философии студент будет:

Знать

-специфику предмета философии, её своеобразие и особенности

-соотношение философии с религией, моралью, эстетикой, искусством, культурой

-структурные элементы философии и её категории — онтологию, гносеологию, логику, аксиологию и др.

-основы социальной философии, сущность общества, структуру социальных процессов

Понимать

-роль философии, науки, культуры в развитии общества

-соотношение философии и эклоги, философии и экономики, философии и гуманитарного знания

Уметь

— пользоваться философией как инструментом для решения практических и теоретических задач

-разбираться в проблемах современного мира

1.5. Виды занятий

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия (час)

СРС (час.)

Лекции

14

110

Семинары

14

102

Всего

28

212

1.6. Формы контроля

Оперативный контроль осуществляется за работой студента на лекциях посредством периодической выборочной проверки конспектов

Текущий контроль осуществляется на семинарах, с целью проверки качества и объема усвоенной информации, по средством оценки докладов, рефератов, устных сообщений

Итоговый контроль— экзамен

1. Учебно-тематический план дисциплины

для студентов заочного обучения

Темы

всего

лекции

семинары

СРС

1

Миф как культурный феномен

16

2

2

12

2

Онтология как учение о бытии

38

4

4

30

3

Познание, его возможности и границы

38

4

4

30

4

Философия общества

25

25

5

Природа человека и смысл его существования

50

50

6

Личность. Проблема свободы и ответственности

24

2

2

20

7

Сферы общественной жизни

24

2

2

20

8

Проблемы и перспективы современной цивилизации

25

25

Итого

240

14

14

212

  1. Программа дисциплины

Тема 1. Миф как культурный феномен

Апофатические характеристики мифа. Черты мифологий, отличающие их от других явлений культуры. Миф как архаический культурный пласт. Религия как культурный феномен. Характерные черты религиозного типа мировоззрения. Субъект веры и религия. Пространство и время в религии. Соотношение религии и мифа. Философия и её место в культуре. Философия как знание о предельных вопросах человечества. Философия и мировоззре­ние. основной вопрос философии: основные варианты его постановки и решения. Основные разделы философского знания. Социальные функции философии. Философия и другие виды знания.

Литература

Ермакова Е. Е. Философия. М., 1999. Гл. 1. С. 18-77;

Философия. Пособие под ред. Губина В. Д. — Введение. С. 3-5

Тема 2. Онтология как учение о бытии

Философский смысл проблемы бытия и его историческая эволюция. М.Хайдеггер и современная трактовка бытия. Основные формы бытия. Специфика человеческого бытия. Понятие материи и сознания в классической и неклассичекой философии. Материальное и духовное бытие и их специфика. Философская категория материи и её эволюция на этапах истории философии. Принцип материального единства мира и проблема его актуальности. Понятие души как предтеча категории сознания в философии. Сознание в философии Нового времени. Уровни сознания в современной философии. Концепция бессознательного З.Фрейда, Э.Фромма и К.-Г.Юнга. Отход от психологизма в философии и учение об интенциональности Э.Гус­серля в теории познания.

Пространство и время. Специфика пространственно-временных отношений в природе и обществе. Демифологизация пространства и времени в философии. Эволюция представлений о пространстве и времени. Пространство философского текста.

Диалектика как философская концепция развития. Эволюция диа­лектических представлений от древности до современности. Основные законы диалектики и их проявление в онтологическом и социальном плане. Основные категории диалектики. Представления о неподвижности бытия как альтернатива диалектике. Решение проблемы взаимосвязи двух философских альтернатив.

Литература

Философия. Пособие под. ред. Губина В. Д. Ч. 2. Гл. 1. С. 133-152;

Ермакова Е. Е. Указ. соч. Гл. 2. С. 78-126)

Тема 3. Познание, его возможности и границы

Гносеология как раздел философии о познании. Эволюция теории познания в истории. Понятие знания в современной эпистемологии. Виды знания и их взаимосвязь.

Литература

Ермакова Е. Е. Указ. соч. Гл. 3. С. 127-157;

Философия. Пособие под ред. Губина В. Д. Ч. 2. Гл. 2. С. 153-169

Тема 4. Философия общества.

Предмет социальной философии. Связь человека и общества: основные подходы. К.Маркс и Э.Дюркгейм. Единичная воля и социальный детерминизм. Социальные посредники и их функции.

Литература

Философия. Пособие под ред. Губина В. Д. Ч. 3. Гл. 2. С. 162-208.

Тема 5. Природа человека и смысл его существования

Понятие «человек» в философии. Проблема антропогенеза. Трудовая теория происхождения человека. Альтернативные концепции антропогенеза. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке и их соотношение. Биология человека в эпоху научно-технической революции: положительные и отрицательные моменты. Биосфера и ноосфера. Концепции коэволюции. Конечность индивидуального существования человека. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Человек как высшая ценность. Смысл жизни и деятельности человека, его предназначение. Фатализм и волюнтаризм как философские концеп­ции.

Литература

Ермакова Е. Е. Указ. соч. Гл. 4. С. 158-197;

Философия. Пособие под ред. Губина В. Д. Ч. 5. Гл. 2. С. 362-375

Тема 6. Личность. Проблема свободы и ответственности

Человек и общество: проблемы взаимодействия и взаимовлияния. Содержание понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность». Личность и её роли в обществе. Необходимость и свобода личности в обществе. Свобода выбора и ответственность. Отчуждение и свобода.

Литература

Ермакова Е. Е. Указ. соч. Гл. 4. С. 158-197;

Философия. Пособие под ред. Губина В. Д. Ч. 5. Гл. 2. С. 362-375

Тема 7. Сферы общественной жизни

Материальная сфера жизни общества. Понятие общественного производства. Общественное разделение труда. Способ производства и его структура. Формационный и цивилизационный подходы в трактовке путей развития общества. Идеи индустриального общества и стадий роста.

Социальная структура общества. Классовая теория: исторические варианты. Устройство общества по К.Марксу. Теория социальной стра­тификации и социальной мобильности П.Сорокина. Экономическая, по­литическая и профессиональная стратификации. Понятие социальной мобильности. Каналы вертикальной мобильности и управление ею.

Философия политики. Мир политического. Политические идеи иде­ального общественного устройства в древности и современности. Оформление философии политики. Политическая сфера жизни общества и её структура. Государство, его устройство, признаки и функции. Политические партии и общественные организации. Демократия и тоталитаризм. Проблема правового государства.

Духовная сфера жизни общества. Понятие общественного созна­ния. Общественная идеология и общественная психология. Обыденное сознание. Формы общественного сознания: политическое, правовое, мораль, религия, философия, эстетическое сознание — и их специфика.

Литература

Философия. Пособие под ред. Губина В. Д. Ч. 3. Гл.3, 4, 5, 6. С.

209-283.

Тема 8. Проблемы и перспективы современной цивилизации

Современная цивилизация, её особенности и противоречия. Глобальные проблемы современности: сущность и специфика.

Литература

Ермакова Е. Е. Указ. соч. Гл. 5. С. 208-239

4. Контрольные вопросы по дисциплине

1. Миф как форма мировоззрения. Его основные характеристики.

2. Религия как форма мировоззрения.

3. Философское знание и его специфика. Основные разделы философии.

4. Досократический период античной философии

5. Классический период античной философии

6. Эллинистический период античной философии

7. Основные проблемы философии средневековья. Ф.Аквинский

8. Философия Возрождения. Неоплатонизм и неоаристотелизм.

9. Специфика философии Нового времени

10.Философия эмпиризма: Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк

11.Пантеизм Б.Спинозы

12.Рационализм Р.Декарта и Г.Лейбница

13.Скептицизм Дж.Беркли и Д.Юма

14.Учение И.Канта.

15.Учение Г.В.Ф.Гегеля.

16.Антропология Л.Фейербаха.

17.Философия жизни: Ф.Ницше, А.Шопенгауэр, А.Бергсон, В.Дильтей.

18.Марксизм как философское течение.

19.Основные этапы эволюции позитивизма

20.Экзистенциализм и его проблематика

21.Специфика неклассической философии 20 века

22.Специфика русской философии

23.А.Я.Чаадаев как первый русский философ

24.Западники и славянофилы

25.Русская религиозная философия

26.Русский космизм

27.Бытие как философская проблема и её эволюция.

28.Материя как философская категория и её эволюция.

29.Сознание как философская категория и её эволюция. Концепция бес­сознательного.

30.Пространство и время в философии

31.Диалектика как философская концепция

32.Основные законы диалектики

33.Основные категории диалектики

34.Обыденное и теоретическое познание

35.Гносеология как раздел философии и её варианты

36.Абсолютная и относительная истины и их критерии

37.Эмпирическое и рациональное в познании

38.Философия в системе культуры

39.Гносеология в истории философии

40.Материально-производственная сфера жизни общества.

41.Социальная структура общества.

42.Политическая сфера жизни общества.

43.Духовная сфера жизни общества.

44.Человек как предмет философского познания и основные проблемы философской антропологии.

45.Глобальные проблемы современности, их сущность и специфика.

46.Индивид и личность: философская трактовка понятий

  1. 5. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ студентами заочной формы обучения

5.1. Структура контрольной работы

1. Титульный лист

2. Содержание

3. Введение

4. Основная часть (2-3 раздела с подразделами)

5. Заключение

6. Список литературы (5-10 наименований)

5.2. Темы контрольных работ

  1. Миф как форма мировоззрения. Его основные характеристики.
  2. Религия как форма мировоззрения.
  3. Философское знание и его специфика. Основные разделы философии.
  4. Досократический период античной философии
  5. Классический период античной философии
  6. Эллинистический период античной философии
  7. Основные проблемы философии средневековья. Ф.Аквинский
  8. Философия Возрождения. Неоплатонизм и неоаристотелизм.
  9. Специфика философии Нового времени
  10. Философия эмпиризма: Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк
  11. Пантеизм Б.Спинозы
  12. Рационализм Р.Декарта и Г.Лейбница
  13. Скептицизм Дж.Беркли и Д.Юма
  14. Философия И.Фихте и Ф.Шеллинга.
  15. Учение И.Канта.
  16. Учение Г.В.Ф.Гегеля.
  17. Антропология Л.Фейербаха.
  18. Философия жизни: Ф.Ницше, А.Шопенгауэр, А.Бергсон, В.Дильтей.
  19. Марксизм как философское течение.
  20. Основные этапы эволюции позитивизма
  21. Экзистенциализм и его проблематика
  22. Специфика неклассической философии 20 века
  23. Специфика русской философии
  24. А.Я.Чаадаев как первый русский философ
  25. Западники и славянофилы
  26. Русская религиозная философия
  27. Русский космизм
  28. Бытие как философская проблема и её эволюция.
  29. Материя как философская категория и её эволюция.
  30. Сознание как философская категория и её эволюция.Концепция бес­сознательного.
  31. Пространство и время в философии
  32. Диалектика как философская концепция
  33. Основные законы диалектики
  34. Основные категории диалектики
  35. Обыденное и теоретическое познание
  36. Гносеология как раздел философии и её варианты
  37. Абсолютная и относительная истины и их критерии
  38. Эмпирическое и рациональное в познании
  39. Философия в системе культуры
  40. Пространство и время в мифе и религии.
  41. Пространство и время в философии.
  42. Гносеология в истории философии
  43. Человек, его сущность и место в мироздании
  44. Проблема происхождения человека
  45. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества
  46. Человек и общество: проблемы взаимодействия
  47. Понятия индивида, индивидуальности и личности
  48. Проблема необходимости, свободы и ответственности для человека. Понятие отчуждения.
  49. Проблема смысла жизни и судьбы в духовном опыте человека
  50. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке и их соотношение. Биосфера и ноосфера.
  51. Биология человека в эпоху научно-технической революции: положительные и отрицательные моменты.
  52. Понятие информации и современные информационные технологии. Информационная революция в историческом масштабе.
  53. Современные концепции информационного общества (Д.Белл,
  54. А.Тоффлер, Дж.Пелтон, Дж.Мартин).
  55. Культ рациональности в современном обществе и его происхож­дение. Рационализм в науке, философии, литературе. Технокра-
  56. тическая «идеология». Сциентизм.
  57. Проблема разума в философии и науке ХХ века. Иррационализм и антисциентизм и их место в культуре. Соотношение рациональ­ного, нерационального и иррационального.
  58. Проблема бессознательного в науке и философии. Психоаналити­ческие концепция З.Фрейда. Современные техники работы с бес-
  59. сознательным.
  60. Феномен социального пространства и его организация.
  61. Понятие времени в культуре : миф, религия, светская культу­ра.
  62. Человек и история. Формационный и цивилизационный подходы в трактовке истории.
  63. Проблема исторической необходимости, исторической случайности и исторического прогноза. Смысл и назначение истории.
  64. Информатизация общества: социальные перспективы и последствия.
  65. Современная цивилизация, её особенности и противоречия. Глобальные проблемы современности: сущность и специфика. Материальное производство, его структура и диалектика развития.
  66. Классовая теория социальной структуры общества
  67. Теория социальной стратификации
  68. Этническая структура общества
  69. Микросоциальная структура общества.
  70. Политическая сфера жизни общества и её основные элементы Государство как центральное звено политической системы, его сущность, специфика и функции
  71. Теории происхождения государства
  72. Понятия демократии и тоталитаризма
  73. Понятие правового государства
  74. Общественное сознание и его основные элементы: обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и общественная идеология
  75. Формы общественного сознания и их специфика.

Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная:

  1. Барулин,В.С. Социальная философия: Учебное пособие для студентов ВУЗов: в 2-х частях/ В.С. Барулин.-М.:Наука, 1992.-619 с.
  2. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия -М.:Проспект, 2008.-608 с.
  3. Гриненко, Г.В. История философии/ Г.В. Гриненко. -М.:Юрайт, 2008.-688 с.
  4. Двадцать лекций по философии: Учебное пособие/ А.В.Грибакин, Ю.Г.Ершов, В.Е. Кемеров и др.-Екатеренбург:Банк культурной информации, 2002.-408 с.
  5. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г.Спиркин. М.: Гардарики, 2004.-736 с.
  6. Философия: учебник/ В.Д.Губин, Т.Ю.Сидорина, В.П.Филатов . -М.: Русское слово, 1996. -432 с.
  7. Основы философии для вузов/ А.Г. Зарубин.-Ростов н/Д: Феникс,2006. -402с.

6.2.Дополнительная:

  1. Рассел, Б. История западной философии: В 2 т. /Б. Рассел. -Новосибирск: Издательство новосибирского университета, 1994.-464 с.
  2. Штёкль, А. История средневековой философии. /А. Штёкль. -Спб.: Издательство «Алетейя», 1996- 320 с.
  3. .Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии. / А.Н.Чанышев.-М.: Высшая школа, 1981-374 с.

  1. 7. Планы семинарских занятий

    1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Понятие, периодизация и характерные черты античной философии.

2. Досократический период философии. Характерные церты и специ­фика периода. Милетская, пифагорейская, элейская школы. Гераклит, атомисты, софисты.

3. Классическая античная философия. Сократ и его значение в ис­тории философии. Системы Платона и Аристотеля как вершина античной философии.

4. Эллинистический период философии и его специфика. Основные проблемы и школы (киники, стоики, неоплатоники, эпикурейцы, скеп­тики).

  1. Литература

Асмус, В.В. Античная философия. /В.В. Асмус. М.: Мысль, 1998. -432 с.

Богомолов, А.С. Античная философия/А.С.Богомолов . М.: Мысль, 1985. -234 с.

История философии в кратком изложении./ Пер. С чеш.И.И. Богута- М.: Мысль, 1991.-590 с.

Рассел, Б. История западной философии: В 2 т. /Б. Рассел. -Новосибирск: Издательство новосибирского университета, 1994.-464 с.

Штёкль, А. История средневековой философии. /А. Штёкль. -Спб.: Издательство «Алетейя», 1996- 320 с.

  1. Темы сообщений

Сократ как основатель европейской традиции «критики сознания»

Платон: философия и мифология

Метафизика Аристотеля и её судьба

  1. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1. Понятие, периодизация и характерные черты средневековой философии. Основные проблемы периода.

2. Раннехристианская философия. Западная (Августин Аврелий, Тертуллиан, Боэций) и восточная ( Дионисий Ареопагит, Григорий Палама, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин) патристика.

3. Средневековая схоластика. основные проблемы схоластики: до­казательства бытия бога, проблема универсалий. П.Абеляр, Ф.Аквинский, У.Оккам, И.Росцеллин, Дунс Скотт.

  1. Литература

История философии в кратком изложении./ Пер. с чеш. И.И. Богута- М.: Мысль, 1991.-590 с.

Рассел, Б. История западной философии: В 2 т. /Б. Рассел. -Новосибирск: Издательство новосибирского университета, 1994.-464 с.

Штёкль, А. История средневековой философии. /А. Штёкль. -Спб.: Издательство «Алетейя», 1996- 320 с.

Темы сообщений

    Фома Аквинский — вершина средневековой схоластики

    Доказательства бытия бога: авторы и варианты

    Вера и знание в средневековой философии

    1. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

    1. Культурная ситуация эпохи Возрождения. Ренессанс как синтез античности и средневековья. Формирование антропоцентрической картины мира.

    2. Идея бессмертия души у неоплатоников как выражение антропо­центризма. М.Фичино, Леон Баттисто Альберти, Дж. Пико делла Мирандола.

    3. Неоаристотелизм и идея воплощения бога в природе. Философское обоснование естествознания. П.Помпонацци, Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей.

    1. Литература

    Абрамсон, А.М. От Данте к Альберти. / А.М.Абрамсон М.: Наука,1988.с.342

    Баткин, Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления./ Л.М. Баткин.М.: Наука, 1978. — с.236

    Горфункель, А.У. Философия эпохи Возрождения. /А.У. Горфункель.- М.: Высшая школа., 1980.- 368 с.

    Рассел, Б. История западной философии: В 2 т. /Б. Рассел. -Новосибирск: Издательство новосибирского университета, 1994.-464 с.

    1. Темы сообщений

    Леонардо да Винчи — учёный, художник, философ

    Данте Алигьери и его философия В «Божественной комедии»

    1. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

    1. Социально — экономические и культурные предпосылки формирования философии Нового времени.

    2. Эмпиризм и его характерные черты. Ф.Бэкон как родоначальник индуктивной науки. Т.Гоббс. Дж.Локк.

    3. Рационализм как основа европейской традиции философствования и его основоположник Р.Декарт. Пантеизм Б.Спинозы и монадология Г.Лейбница.

    4. Философия Дж.Беркли и Д.Юма как начало критики теории позна­ния.

    1. Литература

    Автономова, Н.С. Рассудок, разум, рациональность. / Н.С. Автономова. М.: Наука, 1988. -с 498.

    Гайденко, П.П. Формирование научных программ Нового времени. / П.П. Гайденко.-М.: Высшая школа, 1987. с. 289.

    Мамонова, М.А. Запад и восток: традиции и новации рациональности мышления./ М.А. Мамонова.- М.: Наука, 1991. -342 с.

    Рассел, Б. История западной философии: В 2 т. /Б. Рассел. -Новосибирск: Издательство новосибирского университета, 1994.-464 с.

    1. Темы сообщений

    Солипсизм Д.Юма

    Природа в трудах философов Нового времени: от Бэкона до Спинозы Бытие, мышление и человек Рене Декарта

    КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    1. Иммануил Кант как основатель немецкой классической филосо­фии. Метафизическая революция Канта. Категорический императив и его смысл.

    2. Наукоучение И.Фихте и традиция «критики сознания».

    3. Трансцедентальный идеализм Ф.Шеллинга.

    4. Панлогическая система Г.В.Ф.Гегеля. Идея и путь её развития. Место человека в этой системе.

    5. Гуманизм Л.Фейербаха и его критика религии.

    Литература

    Гриненко, Г.В. История философии/ Г.В. Гриненко. -М.:Юрайт, 2008.-688 с.

    Двадцать лекций по философии: Учебное пособие/ А.В.Грибакин, Ю.Г.Ершов, В.Е. Кемеров и др.-Екатеренбург:Банк культурной информации, 2002.-408 с.

    Рассел, Б. История западной философии: В 2 т. /Б. Рассел. -Новосибирск: Издательство новосибирского университета, 1994.-464 с.

    Нарский, И.С. Западно — европейская философия 18 века./ И.С. Нарский. М.: Наука, 1973. – 356 с.

    1. Темы сообщений

    Антиномии Канта и их смысл

    Кант и его доказательство бытия Бога

    «Человеческая религия» Людвига Фейербаха

    МАРКСИЗМ КАК ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ

    1. Концепция отчуждения в антропологии К.Маркса.

    2. Метафизика истории. Идея снятия отчуждения и исторического бытия человека и общества. Общественное бытие и общественное сознание.

    3. Идеологизация марксизма Ф.Энгельса.

    1. Литература

    Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия -М.:Проспект,2008.-608 с.

    Гриненко, Г.В. История философии/ Г.В. Гриненко. -М.:Юрайт, 2008.-688 с.

    Двадцать лекций по философии: Учебное пособие/ А.В.Грибакин, Ю.Г.Ершов, В.Е. Кемеров и др.-Екатеренбург:Банк культурной информации, 2002.-408 с.

    1. Темы сообщений

    Человек и его сущность в работах К.Маркса

    1. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

    1. Философия жизни как выражение кризиса новоевропейской рацио­нальности 19 века.

    2. Этический пессимизм А.Шопенгауэра и метафизика Мировой воли.

    3. Философия отрицания Ф.Ницше. Идея «свехчеловека» как новая антропология.

    4. Учение А.Бергсона о потоке жизни.

    5. В.Дильтей и философия понимания.

    1. Литература

    Гриненко, Г.В. История философии/ Г.В. Гриненко. -М.:Юрайт, 2008.-688 с.

    Двадцать лекций по философии: Учебное пособие/ А.В.Грибакин, Ю.Г.Ершов, В.Е. Кемеров и др.-Екатеренбург:Банк культурной информации, 2002.-408 с.

    1. Темы сообщений

    Сверхчеловек Фридриха Ницше

    Пессимизм Шопенгауэра и Ницше

    Проблемы познания и понимания в трудах В.Дильтея

    1. НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

    1. Характерные черты классической и неклассической философии в европейской культуре 20 века. Общекультурная ситуция последнего столетия.

    2. Позитивизм и основные этапы его развития: позитивизм О.Конта, Г.Спенсера, Дж.Милля; Второй этап позитивизма (Э.Мах и Р.Авенариус); неопозитивизм и философия науки (венский кружок, Л.Витгенштейн); постпозитивизм (Т.Кун, И.Лакатос, А.Пуанкаре, П.Фейерабенд).

    3. Экзистенциализм и его варианты. С.Кьеркегор как основоположник экзистенциализма. Религиозный экзистенциализм: католический —

    Г.Марсель и К.Ясперс, Протестантский — К.Барт и Р.Бультман, иудаистский — М.Бубер. Атеистический экзистенциализм — Ж.-П.Сартр

    А.Камю.

    4. Философия неорационализма: феноменология Э.Гуссерля. Фунда­ментальная онтология М.Хайдеггера.

    5. Философия языка и герменевтика: Ю.Хабермас, Х.-Г.Гадамер,

    П.Рикёр.

    6. Постструктурализм и постмодернизм в философии. К.Леви-Строс,М.Фуко, Ж.Делёз, Р.Барт, Ж.Деррида.

    7. Фррейдизм и неофрейдизм. Идея бессознательного у З.Фрейда,

    Э.Фромм, К.-Г.Юнг.

    Гайденко, П.П. Экзистенциализм и проблема культуры.// Критика фи­лософии М.Хайдеггера./ М.: Наука,1963.

    Гриненко, Г.В. История философии/ Г.В. Гриненко. -М.:Юрайт, 2008.-688 с.

    Двадцать лекций по философии: Учебное пособие/ А.В.Грибакин, Ю.Г.Ершов, В.Е. Кемеров и др.-Екатеренбург:Банк культурной информации, 2002.-408 с.

    Руткевич, А.И. Фундаментальная онтология М.Хайдеггера и психоанализ.//Вестник Московского ун-та. Серия «Философия»,1985,№4.С.69-73.

    1. Темы сообщений

    Модерн и постмодерн как философская проблема

    Идея бунта человека у А.Камю

    Философия абсурда Сартра

    Позитивиз и его критика философии

    История безумия у М.Фуко

    1. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    1. Характерные черты русской философии, традиции и особенности.

    2. Становление философии. П.Я.Чаадаев и «Философские письма».

    Западники и славянофилы.

    3. Русская религиозная философия и её варианты. В.Соловьёв, П.Флоренский, С.Булгаков, С.Трубецкой, Н.Бердяев, С.Франк, А.Ф.Лосев.

    4. Русские варианты материализма (М.Бакунин, Д.Писарев, И.Сеченов, Н.Михайловский), позитивизма (К.Кавелин, П.Лавров), экзистенциализма (Л.Шестов).

    5. Русский космизм (Н.Фёдоров, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский).

      Гриненко, Г.В. История философии/ Г.В. Гриненко. -М.:Юрайт, 2008.-688 с.

      Зеньковский, В.В. История русской философии: в 2-х томах.- М.: ростов н/Д.: Феникс, 1999.-540 с.

      Лосский, Н.О. История русской философии. / Н.О. Лосский.-М.: Наука, 1991.- 455 с.

      Темы сообщений

      Судьба и творчество П.Я.Чаадаева

      Идея свободы в творчестве Н.Бердяева

      Учение о Софии в трудах русских философов