Цели и задачи дисциплины. В современном обществе последние десятилетия наблюдаются явные признаки трансформации и кризиса семьи как социального института и

 

В современном обществе последние десятилетия наблюдаются явные признаки трансформации и кризиса семьи как социального института и малой группы. Это выражается в смене традиционной, авторитарной модели российской семьи на эгалитарную, развитии альтернативных форм брачно-семейных отношений. Расширяется круг социально-психологических проблем российской семьи. В этой связи особую актуальность приобретает изучение проблем современной семьи и перспектив ее развития.

В настоящее время актуальность психолого-педагогической психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка">помощи семье возрастает: все больше проблем, рождающихся в разных областях социальной жизни, связано с вопросами дестабилизации семейной системы. Подготовка специалистов к работе с семьей еще не стала обязательной частью обучения студентов разных профессиональных областей, что связано как с недопониманием важности такой подготовки, так и с отсутствием мобильных педагогических технологий.

XXI век привнес в систему образования не только новые информационные возможности, но и новое мышление: для того чтобы сделать помощь семье действительно эффективной, специалист должен обладать теми же инструментами, которые использует современная семья в процессе коммуникации.

Цель освоения дисциплины: развитие профессиональной компетенции в области психологической помощи семье через освоение технологий диагностики, коррекции и сопровождения разных типов семей. Овладение методами комплексной диагностики семьи и ее субъектов; формирование профессиональной направленности на изучение разных поколений семейного сообщества; развитие умений по организации и проектированию диагностической работы с семьей.

Задачи дисциплины:

• сформировать знания о типах современных семей, об основных подходах и методах их изучения; о современных методах психологической помощи семье;

• дать представления об организации процесса диагностики семьи и процесса коррекционной работы с семьей;

6 стр., 2632 слов

Современная семья и её проблемы

... имеют неодинаковый личный опыт, они воспитывались в семьях с разными педагогическими традициями. Соответственно, между ними, могут и ... в традиционной русской культуре основным типом семьи была большая семья, в которой совместно живут несколько поколений ... - взаимодействия сиблингами (братьями и/или сестрами). Традиционная русская семья отличалась большим количеством детей, где старшие присматривали за ...

• развить умения проектировать диагностическую, просветительскую и консультационную работу с разными типами семей;

• сформировать навыки практического использования различных методов психологической помощи семье; закрепить навыки практического использования различных психодиагностических методик при изучении семьи;

• способствовать профессиональному саморазвитию будущих специалистов.

Воспитательной цельюданного курса является формирование профессиональной позиции студентов и развитие психолого-педагогической культуры будущих специалистов – педагогов-психологов, базирующейся на гуманистической позиции и нравственно-этических нормах.

Место и роль дисциплины «Технологии психологической помощи семье» в системе воспитательной деятельности университета заключается в развитии профессиональной компетентности студентов как преподавателей психологии и практических психологов.

Объем курса составляет 40 аудиторных часов и завершается зачетом.

 

Содержание контрольной работы и требование к ее выполнению

Контрольная работа по курсу состоит из следующих элементов:

· титульного листа (приложение 1);

· задание контрольной работы № 1;

· задание контрольной работы № 2;

· задание контрольной работы № 3;

· задание контрольной работы № 4;

· задание контрольной работы № 5;

· задание контрольной работы № 6;

· списка использованной литературы;

· приложения

Контрольные задания

Задание 1. Составить характеристику одной реальной семьи с выделением критериев для ее типизации.

Рекомендации: определите, как связаны психологические проблемы конкретной семьи с ее типом.

Образец заполнения таблицы 1

Состав семьи Этап жизненного цикла семьи   Психологические проблемы   Критерии типизации   Тип семьи  
         
         
         
Вывод: исходя из … можно отнести данную семью…  

 

Требования к выполнению задания:

– наличие доказательств отнесения данной семьи к определенному типу, развернутого вывода;

– отсутствие грамматических ошибок;

– работа выполнена с учетом образца.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. — СПб., 2001.

2. Диагностика здоровья: Психологический практикум / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2007. С. 567–642.

3. Захаров С. В., Попов А. А. Теоретическое обоснование априорной типологии современной семьи: Тез. докл. Всесоюзной науч. конф.: «Прогнозирование социально-кономического развития и демографических процессов в условиях ускорения НТП» — Ереван, 25–27 мая 1988. Секция 3. М., 1988.

4. Проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи и дошкольного учреждения.

5. Целуйко В. М. Психология современной семьи: Кн. для педагогов и родителей — М., 2004. С. 26–72

Задание 2. Составить характеристику одной реальной семьи, исходя из семейных стабилизаторов, вертикальных и горизонтальных семейных стрессоров.

Рекомендации: для составления характеристики семьи можно использовать примеры психологических проблем семьи в литературе и искусстве.

Требования к выполнению задания:

– логика изложения материала;

– качество характеристики одной реальной семьи;

– адекватность содержания работы теме;

– аргументированность выводов;

– количество использованных источников (не менее 5 источников);

– презентабельность и культура оформления работы;

– работа выполнена с учетом образца.

Образец заполнения таблицы 2

Тип семьи Семейные стабилизаторы Вертикальные стрессоры   Горизонтальные стрессоры  
       
       
       

Список рекомендуемой литературы:

1. Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы интернет-конференции. http://www.niisv.ru/liderskonf.htm

2. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учеб. пособие для врачей и психологов. — СПб., 2003. С. 19–36.

3. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 2002. С. 23–47; 160–180.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. а)Основная литература:

а)Основная литература:

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 2010.

2. Варга А.Я. Системная семейная терапия. Краткий лекционный курс. СПб, 2009.

3. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. М., 2011.

4. Шнейдер Л.Д. Психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2011.

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2011.

б) Дополнительная литература:

1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально- психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987.

2. Бадентер Э. Мужская сущность. М., 1996.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1992.

4. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 2000.

5. Ботуин К. Соблазненная женщина: почему изменяют жены и что из этого получается. М.,1995.

6. Бретт Д. «Жила была девочка, похожая на тебя …» Психотерапевтические истории для детей / Пер. с англ. Г.А. Павлова. М., 1996.

7. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1998.

8. Бэндлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993.

9. Витакер К. Полночные размышления семейного психотерапевта. М., 1998.

10. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. М., 1997.

11. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.

12. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

13. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М., 1996.

14. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

15. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни. М., 1991.

16. Гуленко В. В. Жизненные сценарии // Соционика, ментология и психология личности. №1. 1996.

17. Джонсон Р. Он: Глубинные аспекты мужской психологии. М., 1997.

18. Джонсон Р. Она: Глубинные аспекты женской психологии. М., 1996.

19. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.

20. Игровая семейная психотерапия. / Г. Шефер, Л. Кэри СПб., 2000.

21. Камерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо. Воронеж, 1993.

22. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987.

23. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.

24. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М., 1981.

25. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988.

26. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / Пер. с чешск. М., 1991.

27. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. Дубна, 1998.

28. Лабиринты одиночества. М., 1989.

29. Лангмайер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

30. Лев-Старович 3. Секс в культурах мира. М., 1991.

31. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.

32. Маданес К. Стратегическая семейная терапия. М., 1999.

33. Методические программы и методики исследования брака и семьи. М., 1986.

34. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М., 1999.

35. Патронатное воспитание в России на современном этапе / Сост. Иванова Н.П. – М., 2002.

36. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. – М., 1993.

37. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М, 1990.

38. Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.

39. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.: 1992.

40. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.

41. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.

42. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

43. Чепурных Е.Е. Социальная защита детства в сфере образования. – М., 2001.

44. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. М., 1996.

45. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.:, 1990.

46. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994.

в) Юридические материалы:

1. Семейный Кодекс Российской Федерации (принят 8.12.1995 г., вступил в силу с 1.03.1996 г., №223-ФЗ).

2. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят 4.12.1996 г., вступил в силу 27.12.1996 г., а в полном объеме – с. 1. 01.1998 г., №159-ФЗ).

3. Конвенция о правах ребенка (принята 20.11.1989 г., ратифицирована 15.09.1990 г.).

г) Интернет-источники:

1. ― В помощь психологу: диагностические тестыи методики для дошкольного и школьного возраста.

2. ― Проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи и дошкольного учреждения.

3. http://testoteka.narod.ru/ — Тестотека.

4. http://www.effecton.ru — Психологические тесты. Управление персоналом, образование, личное развитие.

5. http://www.niisv.ru/liderskonf.htm — Психологические проблемы современной российской семьи. Материалыинтернет-конференции.

Приложение 1

Образец титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет» Институт психологии

Кафедра психологии образования

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Технологии психологической помощи семье»

 

 

Студент

Группа

Преподаватель

 

 

Екатеринбург 2013

 

 

 

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ»

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

 

Подписано в печать Формат 60 ´ 84 / 16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. Уч. — изд. л. Тираж 100 экз.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11