Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

 

Институт психологии

Кафедра социальной и организационной психологии

_____________________________________________________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины

Методика преподавания психологии

Направление подготовки (специальность)

37.03.01 Психология

Профиль подготовки

Очная форма обучения

 

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

 

Г. Калуга, 2016

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины — обеспечить студентов необходимыми знаниями и умениями для преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины в средних учебных заведениях.

Задачи:

· раскрыть мировоззренческие основы методики преподавания психологии;

· сформировать представление об особенностях преподавания психологии в средней школе;

· познакомить с системой работы с психологическими понятиями;

· описать характеристики и возможности разных видов учебных занятий: лекций, семинаров, практических занятий, уроков;

· объяснить особенности контроля, проверки и оценки знаний;

· показать специфику управления самостоятельной работой учащихся.

Воспитательные задачи:

· формирование у студентов творческого отношения как к процессу получения знаний, так и к будущей педагогической деятельности;

· воспитание личности, умеющей донести до своих учеников смысл, основные понятия, логику и значимость психологии;

· осмысление студентами необходимости постоянного самосовершенствования.

2.    Место дисциплины в структуре ОПОП:

Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Психология».

Дисциплина реализуются в рамках базовой части «Психолого-педагогического модуля».

5 стр., 2106 слов

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника 3

Рабочая программа учебной дисциплины Б1. В.ОД.3 Нейропсихология дизонтогенеза Направления подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование.   Магистерская программа: Логопедия     Курс__1___ Форма обучения _очная__     Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВО:__108___ часов ___3___ зачетных единиц     1. Рабочая программа составлена в соответствии ...

Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения курсов: «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Основы общей психологии».

3.    Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК -10, ПК -11, ПК-12

способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-10);

способностью к использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11);

способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12);

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

мировоззренческие основы методики преподавания психологии;

особенности преподавания психологии в средней школе;

систему работы с психологическими понятиями;

характеристики и возможности разных видов учебных занятий: лекций, семинаров, практических занятий, уроков;

особенности контроля, проверки и оценки знаний;

особенности управления самостоятельной работой учащихся.

Уметь:

проектировать учебные занятия (лекцию, семинар, практическое занятие, урок);

организовывать контроль эффективности обучения;

управлять самостоятельной работой учащихся.

 

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____4______ зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

5      
Аудиторные занятия (всего) 54 54      
В том числе:
Лекции 18 18      
Практические занятия (ПЗ) 36 36      
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
кср          
Самостоятельная работа (всего) 54 54      
В том числе:
Курсовой проект (работа) + +      
Расчетно-графические работы          
Реферат          
Другие виды самостоятельной работы          
Контрольная работа          
Вид промежуточной аттестации (экзамен) 36 36      

Общая трудоемкость                                час

                                                                  зач. ед.

144 144      
4 4      

 

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела Формируемые компетенции Образовательные технологии (интерактивные формы проведения занятий) Оценочные средства        
1. Мировоззренческий блок в методике преподавания психологии.   Основные тенденции в перестройке содержания обучения. Новое педагогическое мышление. Психологические различия традиционной и инновационной организации образования. Цели и задачи преподавания психологии. Таксономии учебных задач. Ситуация как единица проектирования и организации учебно-воспитательного процесса.   ПК-10, ПК-11, ПК-12 Групповая работа, дискуссии Подготовка доклада        
2. Теория и методика преподавания психологии в средней школе.   Преподавание психологии в зарубежной школе: опыт английской школы, США и Канады. История преподавания психологии в российской школе. Цели и задачи преподавания психологии в школе. Принципы обучения для преподавания психологии в школе. Функции учителя в учебном процессе. Требования к личности учителя психологии. Программа учебного курса психологии в школе (Ю.М. Забродин, М.В. Попова): содержание предмета, результаты обучения, диагностика усвоения знаний. Виды занятий в практике обучения психологии в школе. Урок – основная форма обучения в общеобразовательной школе. Организация учебного пространства на уроке. Особенности педагогического общения на уроке. Методы обучения в преподавании психологии. Методы словесного обучения Метод проблемного обучения. Метод наблюдения. Активные групповые методы социального тренинга. Метод творческого самовыражения. Методы психической саморегуляции и тренировки психических функций. Метод экспрессии. Метод чтения вслух. Метод интроспективного анализа. Метод по развитию творческого самочувствия. Рефлексивный тренинг.   ПК-10, ПК-11, Деловые игры и психологические тренинги Групповая работа, дискуссии   Подготовка доклада Подготовка проекта        
3 Работа с понятийно-категориальным аппаратом на занятиях по психологии.   Язык психологической науки. Значение работы с категориальным аппаратом науки. Классификации психологического понятийно-категориального аппарата. Дидактические проблемы в работе с понятиями. Система работы с психологическими понятиями: приемы введения нового понятия; типичные ошибки при введении нового понятия; приемы самостоятельной работы с понятиями.   ПК-10, ПК-11, Система работы с психологическими понятиями Групповая работа, дискуссии     Подготовка доклада          
4 Лекция как форма учебных занятий. Методика ее проведения.   Специфика лекции. Учебные задачи, решаемые с помощью лекционной формы. Место лекций при преподавании психологических курсов. Функции лекции. Виды лекции. Приемы стимулирования познавательной активности слушателей на лекции. Проектирование сценария лекции как учебная задача в курсе методики преподавания психологии ПК-10, ПК-11, ПК-12 Приемы стимулирования познавательной активности слушателей на лекции.. Конструктивно-проектировочная деятельность Деловые игры и психологические тренинги Групповая работа, дискуссии   Подготовка доклада Подготовка проекта          
5 Семинар как форма учебных занятий.   Значение семинарских занятий. Учебные задачи, разрешаемые в форме семинара. Место семинарских занятий при преподавании психологических курсов. Типичные ошибки при подготовке и проведении семинарских занятий. Групповая работа на семинарах. Метод «круглого стола». Индивидуальные практикумы (И.П.) в системе семинарских занятий. Книга на семинаре. Проектирование сценария семинара как учебная задача в курсе методики преподавания психологии. Методика организации и управления учебной дискуссией.   ПК-10, ПК-11, ПК-12 Конструктивно-проектировочная деятельность Приемы стимулирования познавательной активности слушателей Деловые игры и психологические тренинги Групповая работа, дискуссии   Подготовка доклада Подготовка проекта        
6 Практические занятия в курсе преподавания психологии.   Специфика и функции практического занятия. Основные формы практических занятий и их значение. Решение задач как основное содержание практических занятий. Метод решения конкретных ситуаций и инцидента. Лабораторные занятия. Специальные приемы стимулирования познавательной и коммуникативной активности учащихся на семинарских и практических занятиях. Место деловых игр и психологических тренингов при преподавании психологических курсов. Учебные задачи, решаемые с помощью деловых игр и психологических тренингов.   ПК-10, ПК-11, ПК-12 Конструктивно-проектировочная деятельность Приемы стимулирования познавательной активности слушателей Деловые игры и психологические тренинги Групповая работа, дискуссии   Подготовка доклада Подготовка проекта        
7 Контроль, проверка и оценка знаний.   Контроль и оценка знаний – необходимая часть учебного процесса. Их функции. Контроль как учебное действие студента. Факторы, влияющие на обоснованность, объективность оценки знаний. Традиционные и нетрадиционные задания по проверке знаний разного уровня. Методические приемы обеспечения эффективности текущего педагогического контроля. Качества, характеризующие полноценность знаний учащихся. Оценка результатов учебной деятельности студентов. Выставление отметки.   ПК-10, ПК-11, Конструктивно-проектировочная деятельность Приемы стимулирования познавательной активности слушателей Групповая работа, дискуссии   Подготовка доклада        
8 Самостоятельная работа учащихся.   Значение самостоятельной работы для учебной деятельности учащихся. Структурные элементы системы самостоятельной работы. Управление самостоятельной работой учащихся. Умение студента самостоятельно работать с литературой. Работа с учебником и изучение научной литературы по психологии. Самостоятельная работа и проникновение во внутренний мир личности.   ПК-10, ПК-11, Приемы стимулирования познавательной активности слушателей Деловые игры и психологические тренинги Групповая работа, дискуссии   Подготовка доклада        

5.1.2.  Самостоятельная работа студентов: указываются виды самостоятельной работы студентов по разделам и темам, а также формы контроля самостоятельной работы обучающихся.

№ п.п. Наименование раздела дисциплины (темы) Виды самостоятельной работы студентов Формы контроля самостоятельной работы студентов
1. Мировоззренческий блок в методике преподавания психологии. Доклад Проверка доклада
2. Теория и методика преподавания психологии в средней школе.   Доклад Конструирование плана-конспекта урока.     Проверка доклада Проверка проекта
3 Работа с категориальным аппаратом на занятиях по психологии. Доклад Выбрать тему по психологии (по желанию студентов), выделить основные опорные понятия этой темы и определить приемы их введения.     Проверка доклада Проверка отчётов
4 Лекция как форма учебных занятий. Методика ее проведения.   Доклад Проектирование сценария лекции   Проверка доклада Проверка проекта
5 Семинар как форма учебных занятий.   Доклад Проектирование сценария семинара Проверка доклада Проверка проекта
6 Практические занятия в курсе преподавания психологии. Доклад Проектирование сценария практического занятия Проверка доклада Проверка проекта
7 Контроль, проверка и оценка знаний. Доклад Составление тестовых заданий Проверка доклада Проверка отчётов
8. Самостоятельная работа учащихся. Доклад   Проверка доклада
       

 

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

 

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих ) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Контрольные задания и (или) материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков

 

Список тем для подготовки докладов:

1. Основные тенденции в перестройке содержания обучения. Новое педагогическое мышление.

2. Психологические различия традиционной и инновационной организации образования.

3. Цели и задачи преподавания психологии. Таксономии учебных задач. Конкретизация целей и задач обучения на занятиях психологии.

4. Ситуация как единица проектирования и организации учебно-воспитательного процесса.

5. Культурно-исторический аспект преподавания психологии в школе.

6. Программа учебного курса психологии в школе (Ю.М. Забродин, М.В. Попова): содержание предмета, результаты обучения, диагностика усвоения знаний.

7. Виды занятий в практике обучения психологии в школе. Урок – основная форма обучения в общеобразовательной школе.

8. Методы обучения в преподавании психологии.

9. Классификация психологического понятийно-категориального аппарата К.К. Платонова (доклад).

10. Специфика лекции. Учебные задачи, решаемые с помощью лекционной формы. Место лекций при преподавании психологических курсов.

11. Проектирование сценария лекции как учебная задача в курсе методики преподавания психологии.

12. Психологические особенности деятельности лектора. Стили общения лектора со слушателями. Лекционное общение.

13. Специфика и функции учебного семинара. Учебные задачи, разрешаемые в форме семинара. Место семинарских занятий при преподавании психологических курсов.

14. Проектирование сценария семинара как учебная задача в курсе методики преподавания психологии.

15. Методика организации и управления учебной дискуссией.

16. Специфика и функции практического занятия.

17. Метод решения задач. Метод решения конкретных ситуаций и инцидента.

18. Использование деловой игры и психологического тренинга как активных методов обучения на занятиях по психологии.

19. Контроль и оценка знаний, их специфика и функции. Контроль как учебное действие студента.

20. Различные виды форм контроля.

21. Традиционные и нетрадиционные задания по проверке знаний разного уровня.

22. Факторы, влияющие на обоснованность, объективность оценки знаний

23. Оценка результатов учебной деятельности студентов.

24. Управление самостоятельной работой учащихся.

25. Умение студента самостоятельно работать с литературой. Работа с учебником и изучение научной литературы по психологии.

26. Самостоятельная работа и проникновение во внутренний мир личности.

Список тем для подготовки рефератов:

1. История психологического образования в России

2. Методологические принципы преподавания психологии в школе.

3. Цели преподавания психологии в школе

4. Особенности профессионального мастерства преподавателя психологии в школе.

5. Организация деятельности преподавателя психологии.

6. Особенности профессионального мастерства учителя психологии.

7. Организация деятельности учителя психологии.

8. Использование психологического тренинга как активного метода обучения на занятиях по психологии

9. Игра как средство обучения психологии

10. Средства обучения. Способы опосредования (наглядные средства) в обучении.

11. Использование технических средств в процессе преподавания психологии.

12. Управление самостоятельной работой учащихся. Самостоятельная работа и проникновение во внутренний мир личности.

 

Проекты

1. Конструирование урока

2. Проектирование сценария лекции

3. Проектирование сценария семинарского занятия

4. Проектирование сценария практического занятия

Список вопросов для контрольной работы

1. Проведите сравнительный анализ урока, лекции и семинара как форм учебных занятий, используемых при преподавании психологии. Укажите сходство и различие их дидактических особенностей. Ответ оформите в виде таблицы. 

2. Сравните традиционные и нетрадиционные методы обучения психологии. Приведите примеры.

3. Составьте список необходимого минимума методических средств преподавателя психологии.

4. Проведите сравнительный анализ урока, семинара и практического занятия как форм учебных занятий, используемых при преподавании психологии. Укажите сходство и различие их дидактических особенностей. Ответ оформите в виде таблицы. 

5. Проведите сравнительный анализ урока, лекции и практического занятия как форм учебных занятий, используемых при преподавании психологии. Укажите сходство и различие их дидактических особенностей. Ответ оформите в виде таблицы. 

Образцы тестовых заданий

Вариант 1.

1. Какова общая цель изучения психологии студентами?

а) Получить психологическую грамотность для взаимопонимания, обучения, руководства.

б) Научиться психологически мыслить, применяя свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразования психики человека в интересах развития его личности.

в) Научиться применять психологическую теорию для объяснения психических явлений, ранее не объясненных.

г) Формирование у учащихся психологического склада мышления для анализа, оценки и объяснения психических явлений в определенной отрасли психологии, а также для освоения ими психотехнических приемов и способов применения научных положений данной отрасли психологии к позитивному менению психического в человеке.

 

2. Какова цель обучения психолога-теоретика?

а) Получить психологическую грамотность для взаимопонимания, обучения, руководства.

б) Научиться психологически мыслить, применяя свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразования психики человека в интересах развития его личности.

в) Научиться применять психологическую теорию для объяснения психических явлений, ранее не объясненных.

г) Формирование у учащихся психологического склада мышления для анализа, оценки и объяснения психических явлений в определенной отрасли психологии, а также для освоения ими психотехнических приемов и способов применения научных положений данной отрасли психологии к позитивному изменению психического в человеке.

 

3. Какая из перечисленных задач является задачей учебного курса психологии в школе?

а) Привлечь внимание учащихся к психической жизни человека.

б) Сформировать отношение учащихся к психической культуре как самоценности.

в) Показать учащимся, что существует целый класс объектов (человеческих феноменов), которые интересны сами по себе и живут по определенным законам.

г) Верны все ответы.

 

4. Какая из перечисленных задач является задачей учебного курса психологии в школе?

а) Дать учащимся знания “о самом себе” и о способах получения этих знаний.

б) Ознакомить учащихся с особенностями организации и механизмами управления собственной психической жизнью.

в) Помочь учащимся раскрыть творческие возможности своей личности.

г) Верны все ответы.

 

5. Основная психологическая категория – это…:

а) деятельность;

б) сознание;

в) психика;

г) личность.

 

6. Какой приём введения нового понятия используется? 15 минут идет групповая работа над понятием. Группа выделяет существенные признаки понятия и пытается дать его определение. Затем каждая группа защищает свою гипотезу. В конце дается общее понятие, которое сравнивается с общепринятым в науке.

а) «Мозговой штурм».

б) «Смысловое расщепление понятия».

в) «Сравнение нескольких точек зрения на то или иное понятие».

г) «Иерархизация понятия».

 

7. О какой форме обучения идет речь: за небольшой промежуток времени излагается большой массив информации; представляются знания по предмету в системе; раскрываются законы и теории в их логической последовательности, определенной иерархии?

а) Лекция.

б) Семинарское занятие.

в) Практическое занятие.

г) Коллоквиум.

 

8. Каковы цели и задачи вводной лекции?

а) Создание определенного психологического настроя на весь курс или раздел науки.

б) Приведение в систему знания по тому или иному разделу или всей области изучаемой науки.

в) Закрепление, приведение в систему и углубление знаний.

г) Нет правильных ответов.

 

9. Какова учебная задача групповой работы на семинаре?

а) Первоначальное ознакомление с той или иной темой как проблемой, получение первых знаний.

б) Формирование диалогового, творческого мышления.

в) Применение теоретических знаний на практике.

г) Все ответы верны.

 

10. Студент получил описание ситуации и два альтернативных варианта ее решения. В качестве задания ему предлагается изучить каждый вариант, выделить и записать его достоинства и недостатки. Взвесив их, выбрать правильный вариант. О каком виде индивидуального практикума идет речь?

а) Поисковый.

б) Исследовательский.

в) Творческий.

г) Аналитический.

 

11. Психологичекие задачи, предполагающие наименование описанного психологического феномена, называются задачами на:

а) атрибуцию;

б) номинацию;

в) дифференциацию описанных явлений;

г) идентификацию субъектных позиций.

 

12. Как называется форма практического занятия, при которой студентов обучают решению специфических задач по профилю своей специальности?

а) Собственно практические занятия.

б) Лабораторные занятия.

в) Семинары-практикумы.

г) Эксперимент.

 

13. Заполни пробел.

Наиболее универсальны……..Они позволяют контролировать любые дидактические цели: знание и понимание материала, применение его в сходных и новых условиях, умение анализировать и оценивать текст.

а) Задания с краткими ответами.

б) Традиционные вопросы с развернутыми ответами.

в) Задания с множественным выбором.

г) Альтернативные задания.

 

14. С помощью каких заданий можно проверить самые различные качества знаний (глубину, полноту, прочность, систематичность, системность, однозначность)?

а) Задания с краткими ответами.

б) Традиционные вопросы с развернутыми ответами.

в) Задания с множественным выбором.

г) Альтернативные задания.

 

15. Что из перечисленного не является структурным элементом самостоятельной работы?

а) Заучивание учебного материала из книг.

б) Подготовка к экзаменам.

в) Чтение, комментирование, конспектирование учебника и научной литературы.

г) Выполнение контрольной работы.

Примерная тематика курсовых проектов

  1. Применение метода проблемного обучения на уроках по психологии.
  2. Метод проектов в курсе психологии средних учебных заведениях.
  3. Применение метода экспрессии на уроках по психологии.
  4. Применение метода чтения вслух на уроках по психологии.
  5. Применение метода интроспективного анализа на уроках по психологии.
  6. Применение метода рефлексивного тренинга на уроках по психологии.
  7. Применение метода по развитию творческого самочувствия на уроках по психологии.
  8. Применение метода творческого самовыражения на уроках по психологии.
  9. Применение методов психической саморегуляции и тренировки психических функций на уроках по психологии.
  10. Применение дискуссионных методов на уроках по психологии.
  11. Тренинг умений в курсе психологии средних учебных заведениях.
  12. Психодраматическая коррекция в курсе психологии средних учебных заведениях.
  13. Сензитивный тренинг на уроках по психологии.
  14. Трансактный метод осознания коммуникативного поведения на уроках по психологии.
  15. Учебные задачи, их функции и особенности использования в процессе преподавания психологии.
  16. Таблицы на занятиях психологией.
  17. Схемы и их дидактическая ценность.
  18. Рисунки на занятиях психологией.
  19. Графики на занятиях психологией.
  20. Технические средства обучения психологии.
  21. Опыты на уроках по психологии.
  22. Демонстрации на уроках по психологии.
  23. Тестовый контроль знаний по психологии и его дидактические функции.
  24. Особенности метафоры как инструмента преподавателя психологии.
  25. Сказкотерапевтический метод в преподавании психологии.
  26. Игровой метод обучения психологии.
  27. Анализ программы преподавания психологии в школе И.В. Дубровиной.
  28. Анализ программы преподавания психологии в школе М.В. Поповой и

Ю.М. Забродина.

  1. Анализ программы преподавания психологии в школе «Психологическая азбука» (И.В. Вачков, Т.А. Аржакаева, А.Х. Попова).
  2. Анализ программы преподавания психологии в школе «Я-подросток» (А.В. Микляева).
  3. Анализ программы « Уроки психологии в начальной школе» (И.М. Никольская, Г.Л. Бардиер).
  4. Анализ программы преподавания психологии в школе «Жизненные навыки» (С.В. Кривцова).
  5. Анализ программы преподавания психологии в школе «120 уроков развития для младших школьников» (Н.П. Локалова).

 

Экзамен

 

Экзамен проводится в устной форме по двум вопросам экзаменационного билета.

На подготовку к ответу на вопрос студенту отводится не более 30 минут. Во время экзамена ведущий преподаватель наблюдает за самостоятельной подготовкой к ответу, дает пояснения, если в этом возникает необходимость. На зачёте студенты имеют право пользоваться рабочей программой дисциплины.

Длительность ответа по вопросам экзамена как правило не должна превышать 10 минут. По окончании ответа студента ведущий преподаватель может задавать дополнительные вопросы. Кроме того, по пропущенным студентом занятиям и по темам, по которым студент получил неудовлетворительную оценку, преподаватель имеет право задать дополнительные вопросы.

 

Критерии   Показатели  
Усвоение программного теоретического материала 0-10 баллов — дает аргументированный, полный ответ по вопросу, демонстрирующий знание основного содержания дисциплины и его элементов в соответствии с прослушанным лекционным курсом и с учебной литературой — демонстрирует знание с основной и дополнительной литературы и источников по вопросу — владеет умением устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи между событиями, объектами и явлениями — демонстрирует способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в вопросе проблематики
Способность увязывать теоретические положения с соответствующей практикой 0-6 баллов — умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации — способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач — демонстрирует полное понимание материала, выводы доказательны, приводит примеры, дополнительные вопросы не требуются
Понимание основных проблем и сущности излагаемого вопроса 0-6 баллов — знание определений и основных понятий — корректно использует профессиональную терминологию — осмысленность — системность
Способность самостоятельного мышления при изложении материала 0-6 баллов — логичность изложения — последовательность изложения — грамотность изложения — умение делать выводы по излагаемому материалу
Культура речи 0-2 балла — правильность и точность формулирования ответа на поставленный вопрос; — научно грамотное и практически целесообразное изложение материала
Всего баллов Максимум 30

 

 

Перечень вопросов для подготовки к экзамену

1. Основные тенденции в перестройке содержания обучения. Новое педагогическое мышление.

2. Психологические различия традиционной и инновационной организации образования. Таксономии учебных задач.

3. Ситуация как единица проектирования и организации учебно-воспитательного процесса.

4. Преподавание психологии в зарубежной школе: опыт английской школы, США и Канады.

5. История преподавания психологии в российской школе.

6. Цели и задачи преподавания психологии в школе. Принципы обучения для преподавания психологии в школе.

7. Функции учителя в учебном процессе. Требования к личности учителя психологии.

8. Программа учебного курса психологии в школе (Ю.М. Забродин, М.В. Попова): содержание предмета, результаты обучения, диагностика усвоения знаний.

9. Виды занятий в практике обучения психологии в школе. Урок – основная форма обучения в общеобразовательной школе.

10. Организация учебного пространства на уроке. Особенности педагогического общения на уроке.

11. Методы обучения в преподавании психологии: методы словесного обучения, метод проблемного обучения.

12. Методы обучения в преподавании психологии: метод наблюдения, активные групповые методы социального тренинга.

13. Методы обучения в преподавании психологии: метод творческого самовыражения, методы психической саморегуляции и тренировки психических функций.

14. Методы обучения в преподавании психологии: метод экспрессии, метод чтения вслух.

15. Методы обучения в преподавании психологии: метод интроспективного анализа, метод по развитию творческого самочувствия.

16. Методы обучения в преподавании психологии: рефлексивный тренинг.

17. Язык психологической науки. Значение работы с категориальным аппаратом науки. Классификации психологического понятийно-категориального аппарата.

18. Дидактические проблемы в работе с понятиями. Система работы с психологическими понятиями: приемы введения нового понятия; типичные ошибки при введении нового понятия; приемы самостоятельной работы с понятиями.

19. Специфика лекции. Учебные задачи, решаемые с помощью лекционной формы. Место лекций при преподавании психологических курсов.

20. Функции лекции. Виды лекции.

21. Проектирование сценария лекции как учебная задача в курсе методики преподавания психологии.

22. Приемы стимулирования познавательной активности слушателей на лекции.

23. Значение семинарских занятий. Учебные задачи, разрешаемые в форме семинара. Место семинарских занятий при преподавании психологических курсов.

24. Типичные ошибки при подготовке и проведении семинарских занятий. Групповая работа на семинарах. Метод «круглого стола».

25. Индивидуальные практикумы в системе семинарских занятий.

26. Проектирование сценария семинара как учебная задача в курсе методики преподавания психологии.

27. Методика организации и управления учебной дискуссией.

28. Специфика и функции практического занятия. Основные формы практических занятий и их значение.

29. Решение задач как основное содержание практических занятий. Метод решения конкретных ситуаций и инцидента.

30. Лабораторные занятия.

31. Специальные приемы стимулирования познавательной и коммуникативной активности учащихся на семинарских и практических занятиях.

32. Место деловых игр и психологических тренингов при преподавании психологических курсов. Учебные задачи, решаемые с помощью деловых игр и психологических тренингов.

33. Факторы, влияющие на обоснованность, объективность оценки знаний. Функции контроля знаний.

34. Традиционные и нетрадиционные задания по проверке знаний разного уровня.

35. Методические приемы обеспечения эффективности текущего педагогического контроля. Качества, характеризующие полноценность знаний учащихся.

36. Оценка результатов учебной деятельности учащихся. Выставление отметки.

37. Значение самостоятельной работы для учебной деятельности учащихся. Управление самостоятельной работой учащихся.

38. Самостоятельная работа и проникновение во внутренний мир личности.

Системы оценки для текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации.

Балльная оценка учебной деятельности студента

№ п/п Вид задания Расшифровка Количество баллов Минимум/ Максимум
  5 семестр        
1. Посещение лекций 9 лекций 1 0-9
2. Посещение практических занятий 18 занятий 1 0-18
3. Работа на практических занятиях 8 докладов 4 проекта 0-6 0-5 0-48 0-20
4. Контрольная работа 1 0-5 0-5
5. Всего за семестр     100
6. Экзамен.   0 — 30 30

Описание балльно-рейтинговой системы результатов обучения студентов

Рейтинговая система строится на основе накопительной оценки успеваемости студентов на протяжении всего периода обучения. Успешность изучения учебного курса в течение модуля оценивается, исходя из 100 максимально возможных баллов.

Поскольку промежуточная аттестация в виде экзамена, то суммарный рейтинговый балл текущего и промежуточного контроля освоения учебного курса за модуль переводится в пятибалльную оценку, которая считается итоговой оценкой по учебному курсу в текущем модуле и заносится в зачетно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента.

Наименование оценки Сумма баллов
 (отлично) 91 – 100
 (хорошо) 75 – 90
 (удовлетворительно) 60 – 74
 (неудовлетворительно) 0 – 59

 

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

А) Основная литература

1. Вачков И.В. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – М.: «Ось — 89», 2008. – 208 с.

2. Стоюхина Н.Ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика: учеб. Пособие / Н.Ю. Стоюхина. – М.: Флинта: МПСИ, 2009. -184 с.

3. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – СПб.: Питер, 2008.

Б) Дополнительная литература

1. Авраменко Н.Н. Методика преподавания психологии. Учебно-методическое пособие для студентов 3-го курса факультета психологии. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2005. – 70 с.

2. Авраменко Н.Н. Самостоятельная работа студентов факультета психологии в ходе изучения курса «Методика преподавания психологии» / Актуальные проблемы психологической теории и практики. Материалы 2-й зимней психологической школы факультета психологии КГПУ им. К.Э. Циолковского. – Калуга: КГПУ, 2004. – 164 с.

3. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) / Под ред. И.В. Вачкова. М.: Ось – 89, 2003.- 168 с.

4. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 304 с.

5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: «Ось — 89», 2000. – 224 с.

6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6-ти томах. — М.: Педагогика, 1982. Т. 2. Гл. 6. — С.284-294.

7. Выготский Л.С. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте // Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.- С. 410-430.

8. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии. М.: Ось – 89, 2007. — 144 с.

9. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Прихожан А.М. и др. Преподавание психологии в школе. 3-11 классы М., 2003.

10. Ключникова Г.А. Методы и приемы активного обучения и оценки знаний. – Великий Новгород, 2001.

11. Кривцова С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 4-м классе. М.: Генезис, 2005. — 182 с.

12. Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности лектора. – М.: Знание, 1981. –

13. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: В 2 частях. Часть 2. М.: Ось – 89, 2006. — 160 с.

14. Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. СПб.: Речь, 2006. — 336 с.

15. Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. СПб.: Речь, 2004. 190 с.

16. Попова М. В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб. – метод. Пособие. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 288 с.

17. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. – М.: Владос, 2000. – 287 с.

в) программное обеспечение___авторские презентации по курсу _____________________________________________________________________

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы___________________

электронно-библиотечная система « IPRBooks »

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ В ИНТЕРНЕТ

  1. http://www.allbest.ru/nauch.htm — ссылки на электронные научно-образовательные газеты и журналы в Интернет
  2. http://www.ychitel.com/index.html — педагогический журнал «Учитель»
  3. — журнал «Социологические исследования»
  4. — Журналы, периодические и продолжающиеся издания для образования и науки
  5. http://www.1september.ru/ru/ — газета «Первое сентября»
  6. http://psy.1september.ru/newspaper.php?year=2005&num=02 – газета «Школьный психолог»
  7. — «Вестник образования»
  8. http://www.ug.ru/ — «Учительская газета»
  9. http://www.psyedu.ru/ — «Психологическая наука и образование»
  10. — «Журнал практической психологии и психоанализа»
  11. http://etika.narod.ru/index.htm — сайт журнала «Этическое воспитание»
  12. http://www.detskidom.info/magazine/?id=48 – журнал «Детский дом»
  13. — газета «Ау! Родители»
  14. http://psy.su/ — психологическая газета – ежедневное электронное издание
  15. http://www.informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/ — «Курьер образования» — электронный журнал для учителей, учеников и их родителей

САЙТЫ ИЗДАТЕЛЬСТВ

  1. — ЭНАС
  2. http://www.vlados.ru/ — ВЛАДОС
  3. http://www.prosv.ru/ — ПРОСВЕЩЕНИЕ
  4. — РЕЧЬ
  5. — Университет РАО

 

БИБЛИОТЕКИ В ИНТЕРНЕТ

 

  1. http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=0&page=1- педагогическая библиотека
  2. – Российские библиотеки в Internet
  3. — библиотека по психологии
  4. http://sura.ru/dikov/lists.htm — образовательные ресурсы Интернета
  5. www.lib.ru — виртуальная библиотека
  6. — библиотека классики по психологии
  7. www.bookap.by.ru/ — BOOKAP — библиотека психологической литературы
  8. http://www.otrok.ru/medbook/listuch/index.htm — медицинская библиотека: литература для учителей
  9. http://www.otrok.ru/medbook/listpsy/index.htm — медицинская библиотека: литература для психологов
  10. – библиотечный комплекс: психология
  11. – библиотечный комплекс: социология, социальное обеспечение
  12. — библиотечный комплекс: образование

10.  Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Мультимедийные средства.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Задания к практическим занятиям.

Практическое занятие № 1 Мировоззренческий блок в методике преподавания психологии .

Вопросы для обсуждения:

1. Основные тенденции в перестройке содержания обучения. Новое педагогическое мышление.

2. Психологические различия традиционной и инновационной организации образования.

3. Цели и задачи преподавания психологии. Таксономии учебных задач. Конкретизация целей и задач обучения на занятиях психологии.

4. Ситуация как единица проектирования и организации учебно-воспитательного процесса.

Задачи и вопросы для самоконтроля:

Приведите примеры образовательных ситуаций при разных подходах к их организации (из собственного опыта).

Какой подход к организации управления образовательными ситуациями будет более эффективен при изучении психологии?

Какие задачи, адекватные предметному содержанию и целям обучения психологии, предлагает В.Я. Ляудис и Б.Ц. Бадмаев? Какие цели обучения психологии предложили бы Вы?

Пользуясь таксономией, подберите систему психологических задач для усвоения определенного раздела учебного курса психологии (используйте учебники).

 

Практическое занятие № 2 Теория и методика преподавания психологии в средней школе.

Вопросы для обсуждения:

1. Культурно-исторический аспект преподавания психологии в школе.

2. Программа учебного курса психологии в школе (Ю.М. Забродин, М.В. Попова): содержание предмета, результаты обучения, диагностика усвоения знаний.

3. Виды занятий в практике обучения психологии в школе. Урок – основная форма обучения в общеобразовательной школе.

4. Методы обучения в преподавании психологии.

Задачи и вопросы для самоконтроля:

Выделите существенные особенности преподавания психологии в зарубежной школе (опыт английской школы, США и Канады).

Какова история преподавания психологии в российской школе? Каковы цели и задачи преподавания психологии в школе? Объясните принципы обучения для преподавания психологии в школе. Проанализируйте функции учителя в учебном процессе. Выделите требования к личности учителя психологии. Проанализируйте Программу учебного курса психологии в школе (Ю.М. Забродин, М.В. Попова): содержание предмета, результаты обучения, диагностику усвоения знаний.

Каковы виды занятий в практике обучения психологии в школе? Изучите особенности конструирования, проведения и рефлексии урока. Какие типы уроков существуют? Как организовать учебное пространство на уроке? В чем заключаются особенности педагогического общения на уроке?

В каких случаях и как применяются следующие методы обучения в преподавании психологии: методы словесного обучения; метод проблемного обучения; метод наблюдения; активные групповые методы социального тренинга; метод творческого самовыражения; методы психической саморегуляции и тренировки психических функций; метод экспрессии; метод чтения вслух; метод интроспективного анализа; метод по развитию творческого самочувствия; рефлексивный тренинг.

 

Практическое занятие № 3 Конструирование урока

Установка к практическому занятию

Как готовиться к уроку (предписание).

1. Вчитайся в раздел программы, который надлежит изучить на данном уроке;

2. Изучи материал этого раздела, вопроса, темы;

3. Представь коллектив данного класса, мысленно «нарисуй» конкретных учеников;

4. Сформулируй замысел урока, ответь на вопрос, что бы ты хотел достигнуть в результате урока;

5. Проанализируй учебный материал;

6. Представь психологию данных учеников, постарайся наметить их путь к поставленной цели;

7. Выбери из всего арсенала методических приемов самые результативные для данного материала и данных учащихся;

8. Соразмерь выбранные приемы со своими возможностями, определи свои действия на данном уроке;

9. Продумай структуру урока, его ход.

10. Зафиксируй все найденное в плане и конспекте;

11. Повтори про себя или вслух узловые элементы плана;

План и конспект урока. Их общие составные части.

1. Наименование темы урока (точно по программе);

2. Формулировка цели урока: какого приращивания в знаниях, умениях, навыках учеников надо добиться на данном уроке. Может быть указана и воспитательная цель, также определяемая конкретным материалом;

3. Содержание урока, то есть перечень всех его этапов с дозировкой времени. Примеры этапов урока: контролирующая беседа по изученной теме, рассказ учителя, демонстрация опытов, закрепление, оценка работы, домашнее задание и др.

4. Описание хода урока, то есть раскрытие, как будет реализован каждый этап урока.

План – это письменная формулировка основных этапов урока. Конспект урока – подробное описание всего хода урока с формулировкой не только вопросов к учащимся, но и предполагаемых ответов, это описание наглядных пособий и методики использования их, это полное изложение учительской лекции. Конспект урока – это его сценарий.

Ход занятия.

Защита планов-конспектов урока.