РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АКМЕОЛОГИИ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ»

Владимирский филиал

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

«Утверждаю»

Заместитель директора

по учебно-методической работе

___________________А.А.Чекушов

« » __________________2012г.

Рабочая программа учебной дисциплины

«Основы акмеологии»

Составлена для студентов направления (специальности):

080400 – «Управление персоналом»

Составитель – ассистент Петрова Л.Е.

Программа обсуждена
на заседании

кафедры социально-

гуманитарных дисциплин

протокол № _______

от «___»___________2012 г.

Зав. кафедрой Е.А.Плеханов

Владимир 2012

Раздел 1. Организационно-методический

  1. Место курса в образовательной программе

Изучение курса «Основы акмеологии» входит в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Управление персоналом» степени «бакалавр».

Высокий профессионализм и творческое мастерство различных специалистов – вот тот главный человеческий ресурс, который становится сегодня важнейшим фактором оптимального решения насущных глобально-кризисных проблем. Именно акмеология изучает закономерности и технологии развития вершин профессионализма и творчества как акмеформ оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности. Особую востребованность акмеология приобретает в современной России, где высока потребность в социально активных людях, высоких профессионалах, обладающих инициативой, деловитостью, организованностью и творческим потенциалом.

  1. Цель преподавания дисциплины.

Изучение дисциплины «Основы акмеологии» способствует формированию у студентов рефлексивно-акмеологического подхода к анализу проблемы развития профессионально-товорческого мастерства.

5 стр., 2286 слов

Музыкальное образование в России и за рубежом: к проблеме этнопедагогических ...

... В центре нашего внимания - современные тенденции гуманизации музыкального образования в России и за рубежом. Музыкальное образование несёт в себе важные творческую, социально-формирующую, культурологическую функции ... забывать, что музыка - это всегда синтез истории искусств, теоретических дисциплин и неустанной практики. Практика является чувственно-предметной формой жизнедеятельности индивида, то ...

  1. Задачи изучения дисциплины:

— сформировать представление о научной дисциплине и актуальности ее практического применения в современном обществе;

— расширить представления учащихся о вершинах (акме) в различных сферах жизни человека;

— способствовать формированию комплексного и объективного взгляда на личность человека, ее структуру, индивидуальные свойства;

— потенцировать усвоение основных научных понятий;

— развивать способности к самоорганизации, самоконтролю и саморазвитию.

1.4. Формируемые компетенции

По окончании изучения курса «Основы акмеологии» у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

общекультурные:

— знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

-стремление к личностному и профессиональному саморазвитию, умение расставлять приоритеты, ставить личные цели, способность учиться на собственном опыте и опыте других (ОК-11);

— умеет критически оценивать личные достоинства и недостатки, конструктивно реагировать на критику в свой адрес (ОК-12);

профессиональные компетенции:

— знание основ оценки качества управления карьерой, служебно-профессиональным продвижением и работы с кадровым резервом и умением применять их на практике (ПК-52);

— владение навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готовность транслировать их своим коллегам (ПК-72).

1.5. Формы контроля по курсу.

Критерии оценки знаний, умений, навыков

Для контроля усвоения данного курса учебным планом предусмотрен зачет, который проводится в форме устного опроса.

Итоговая оценка по курсу проставляется в приложении к диплому.

Критерии оценки знаний, умений, навыков.

Оценка «зачтено»

Оценка «зачтено» выставляется студенту, который:

  1. Обладает знаниями по ключевой терминологии и теориям рассматриваемых в вопросах положений.
  2. Способен к интерпретации базовых определений и понятий.
  3. Допускает несущественные ошибки и неточности, нарушения логической последовательности изложения материала, недостаточно аргументирует теоретические положения.

Оценка «незачтено»

Оценка «незачтено» выставляется студенту, который:

1. Обнаруживает пробелы в знаниях основного программного материала, допускает принципиальные ошибки в ответах на дополнительные вопросы.

2 стр., 751 слов

Библиографический список источников по курсу СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ...

... России, 2001.- 192с. *Гуров В.Н., Поштарёва Т.В., Шабалдас Л.Е., Вишнякова В.Ф. Дошкольное образование в системе работы по социализации личности: Пособие для студентов, социальных педагогов и ... Е.А. Панько. Минск, 1997. *Остроухова А.И. Развитие дошкольного образовательного учреждения как открытого социально воспитательного института (из опыта работы): Ставрополь, 2002. - 95с. *Смирнова Е.О. Хузеева ...

2. Демонстрирует объем знаний, недостаточный для дальнейшей профессиональной деятельности.

Раздел 2. Содержание курса

2.1. Организационно-методические данные курса.

Общая трудоёмкость курса 24 академических часа.

Вид работы

Трудоёмкость

(в академических часах)

Общая трудоёмкость

20

Лекции

6

Практические занятия (семинары)

4

Самостоятельная работа

10

Проект (при наличии)

Курсовые работы (при наличии)

Рефераты (при наличии)

Внеаудиторные самостоятельные работы

(при наличии)

Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.д.)

10

Виды текущего контроля (перечислить)

Вид итогового контроля

Зачет

2.2. Тематический план курса

Название раздела (тема)

Распределение часов

Тести-рование

Внеауди

торная

СРС

Всего

Лекции

Практические занятия

СРС

Второй семестр

Модуль 1. Акмеология как наука

1

Основы акмеологии

1

1

1

Модуль 2. Акме в профессиональном развитии человека

2

Сущность, виды, условия достижения профессионального акме

2

1

1

2

Модуль 3. Психотехнологии акмеологического воздействия

3

Акмеологические технологии преодоления кризисных состояний личности

2

1

1

2

Модуль 4. Социальная психология личности

12

2

1

1

2

13

3

1

2

3

14

3

1

2

3

15

3

1

2

+

3

ВСЕГО:

5

3

2

5

ИТОГО: 10 часов

2.3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

Основы акмеологии. Понятие акме. Теории, предопределившие становление акмеологии. Предмет и задачи акмеологии. Место акмеологии в системе научного знания. Теория К.Роджерса. Психологические характеристики самоактуализирующейся личности по А.Маслоу.

Акме в профессиональном развитии человека. Сущность феномена акме в профессиональном развитии. Виды профессионального акме. Критерии профессионального акме в соотнесении с показателями профессионализма и профессиональной компетентности. Условия достижения профессионального акме.

Психотехнологии акмеологического воздействия. Сущность акмеологических технологий преодоления кризисных состояний личности. Акмеологическая модель психологической помощи личности в преодолении кризисных состояний.

Раздел 3. РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Акмеолог кадровой работы: Учебное пособие/ Под ред. А.А.Деркача.-М., 2009.
  2. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих: Учебное пособие/Под общ.ред. А.А.Деркача.- М., 2007.
  3. Акмеология: Учебник/ Под общ. ред. А.А.Деркача.- М., 2006.
  4. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма.-М., 1993.
  5. Деркач А.А., Семенов И.Н. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры.- М., 1998.
  6. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии.-М., 1993.
  7. Кириченко А.В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях.- М., 2003.

Раздел 4. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Акмеология как наука.
  2. Место акмеологии в системе научного знания.
  3. Связь акмеологии с общественными науками.
  4. Предмет изучения акмеологии.
  5. Психологические характеристики самоактуализирующейся личности по А.Маслоу.
  6. Сущность феномена акме в профессиональном развитии.
  7. Соотношение акме в профессиональном и личностном развитии человека.
  8. Понятие профессиональной компетентности.
  9. Условия достижения профессионального акме.
  10. Психотехнологии акмеологического воздействия.
  11. Сущность акмеологических технологий преодоления кризисных состояний личности.
  12. Сущность новаторства акмеологии в сфере человекознания.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Программа деловых игр

1.Деловая игра «Звездный час»

Цель: осознание основных личностных смыслов той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнесение этих смыслов со своим собственным представлением о счастье.

2. Деловая игра «Моя любимая работа»

Цель: показать связь любой трудовой, профессиональной деятельности с позитивным эмоциональным настроем, осознание возможности получать деньги за занятия, доставляющие удовольствия.