Презентация на тему: Кризис методологических основ психологии

Кризис методологических основ психологии

План

1.Основа кризиса методологических основ психологии.

2.Сущность кризиса, его этапы.

3.Последствия кризиса методологических основ психологии.

Список литературы

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса.

– М.,1990.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.,1984.

Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – М., 1989.

Этапы развития науки

Научное знание – это рациональное знание, отвечающее строгим требованиям логического (формального) описания самого знания, методов его получения, используемогоинструментария, критериев для оценкиистинности и включенное в контекст той или иной научной теории.

Научная революция — это некумулятивные эпизоды развития науки, когда в результате кризиса старая парадигма замещается целиком или частично новой.

Развитие науки

В основе первой научной революциилежало соединение математических методов с эмпирическими исследованиями, что привело к возникновению теоретической науки – классической.

Вторая научная революцияв 18 в. – 19 в. — дисциплинарная дифференциация идеалов и норм научного знания, научные знания стали превращаться в товар (рефлексия – как онтологизм).

1 стр., 354 слов

Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической ...

... психологии, хотя существует особая отрасль психологии, изучающая психику животных, — зоопсихология. Попытка свести науку о человеческой психологии к этнопсихологии, к психологии ... единая психология разделилась на большое число отдельных отраслей психологического знания. Целостная по сути психология человека ... ____________________ "Основы психологической антропологии" В. И. Слободчиков Е. ...

Третья научная революцияконец 19 – нач. 20 в. открытие электричества, полей, элементарных частиц и др. Изучение связи между объектами.

Кризис – ситуация, из которой не просматривается путь выхода.

Психология осознала роль общей (единой) психологии, но не была в состоянии произвести ее на свет.

Первый период кризиса – конец Х1Х –началоХХ века (до 1918) — скрытый

Результат: появление различных школ, имеющих различные взгляды на предмет психологии.

Господствуют две тенденции:

рационалистический идеализм (главная проблема — мышление, понятое идеалистически как чисто духовный акт).

радикально-механистическая(универсальный объяснительный принцип – реактивность; предметом исследования психологии может быть то, что поддается объективной проверке).

Второй период – первая четверть ХХ века (20-30годы) – открытый кризис

Результат: разрушение методологических основ психологии и вывод о необходимости создания единой психологии, т.е. методологии.

Это кризис декарто-локковскойинтроспективной психологии сознания, центрального понятия «сознания», связанный с отрывом сознания от практической деятельности.

Исторический смысл кризиса: есть целый ряд научных школ, но нет единой психологии как

самостоятельной области исследования.

Суть кризиса – противоречие между старымиметодологическими основами (натуралистическая

философия ХVIII века в лице великого рационалиста Р.Декарта и эмпирика Дж. Локка).

Движущие силы кризиса – противоречия между:

сенсуализмом и рационализмом;

интеллектуализмом и иррационализмом;

идеализмом и материализмом;

метафизикой и диалектикой;механицизмом и детерминизмом.

В итоге человеческое поведение и элементарные психические процессы трактуются механистически, а высшие процессы – идеалистически.

Никакая другая психология, кроме детерминистской в качестве научной психологии невозможна. Ограниченность прежнего детерминизма состояла в невозможности подняться до уровня трактовки сознания как явления общественно-историческогопо своей природе. Методология (общая психология) возможна на фундаменте диалектического материализма.

Марксистская психология, развивающаяся на этой основе – единственная наука, способная решать эту задачу и указать путь выхода из кризиса.

18 стр., 8822 слов

6. Классическая психология сознания (в.Вундт, э.Титченер, у.Джеймс)

... выполнения тестов) Предмет психологии: психические процессы (ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, эмоции, желания, память, внимание – вся психика, сознание человека) психологические черты личности ... к душе; уровневая структура души Стоики Способы совладания с жизненными кризисами Эпикурейцы Категория случайности в психической жизни; психотерапевтическая позиция в отношении ...

Л.С.Выготский

Общая наука

это наука, получающая материал из ряда частных дисциплин и производящая дальнейшую переработку и обобщение этого материала.

Она должна выполнять роль методологии по отношению к эмпирическим исследованиям, оперируя фундаментальными понятиями (категориями и объяснительными принципами).

Она складывается под влиянием философии, но порождается запросами конкретной науки и составляет ее часть.

Нераздельность двух способов исследования в науке – логического и исторического

Связь науки с общей культурной почвой эпохи.

Связь науки с общими условиями науч-ного познания.

Связь науки с объективными требованиями, предъявляемыми к научному познанию природой изучаемых явлений.

Презентация на тему: Стадии развития науки

Стадии развития науки

1.замкнутая теоретическая наука — (учение Пифагора) научное знание выступает в форме особой новой реальности идеализированных сущностей, прежде всего чисел и идеализированных сущностей. Научное знание самоценно, и его задачи не связаны с запросами

практики.

2.фактуально-описательнаянаука– (система научного знания Аристотеля) изучение реальных объектов в окружающем человека

мире, их классификация и систематическое описание. Натуралистичность проявлялась в том, что изучаемый объект понимался как независящий от акта познания

3.Наука Нового времени(17 в.) – элементы, факты науки не любые чувственно воспринимаемые события, а особые, истолкованные в контексте опред. теории.

Теоретические конструкты и научные модели, в кот. отражены существенные стороны и связи реальных объектов; эти модели строятся на допущениях и идеализациях (прямолинейное движение, пустое пространство, абс. вакуум).

Взаимодействие с реальным объектом опосредствовано идеальным объектом (теоретическим конструктом).

Классическая наука

Неклассическая (постклассическая) наука

Постнеклассическая наука

Основания анализа: 1. научная картина мира; 2. идеалы и нормы научного познания;3. философские основания науки.

10 стр., 4993 слов

1) Психология как наука. Исторические этапы развития психологии

... возможность их глубокого познания только с помощью разума. Многовариантный характер психологического знания ( научное, обыденное) и полититеоретический характер психологической науки в связи с ... доцивилизационный период; Психология в рамках философского и религиозного знания; античность и средневековье; Научная психология: Х1Х-ХХ1вв. Вопрос 4.1. Донаучная, житейская психология первобытного общества ...

Классическая наука (естествознание)

система знаний и способов его получения, построенная на абстракции познающего субъекта, вынесенного за пределы самого процесса познания и познаваемого объекта. Мир – как совокупность атомов, существующих в пустом пространстве рядоположенно с человеком. Факты и элементы реальности вещественны и субстанциональны, они отделены отсубъекта и друг от друга.

Классическая наука

Картина мира — детерминистические представления опричинно-следственныхсвязях (ассоцианизм, психоанализ, бихевиоризм).

Идеалы научного познания.Эталоном научности в классическом естествознании стала ньютоновская механика. Для классической психологии идеалом научности поначалу стала физиология.

Философской основой стал дуализм Декарта. В психологическом познании субъект и объект оказались как бы оторванными друг от друга, источником эмпирических данных становились либо субъективный опыт, либо результаты наблюдения.

Недостатки и ограничения классической психологии:

универсализм (поиск общих законов),

индивидуализм,

механистическое понимание каузальности

разделениевнешнего-внутреннегоисубъективного-объективного.

Неклассическая наука

Неклассическая наука – система знаний и способов их получения, основанная на представлениях, что сам процесс и продукты познания нельзя абстрагировать от процедур и средств (включая научные теории) познания.

Формирование в первой половине 20 века.

Основой стали работы З.Фрейда, К. Левина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, физиология активности Н.А. Бернштейна, психология установки Д.Н. Узнадзе, междисциплинарная концепция человекаА.А. Ухтомского, деятельностный подходА.Н. Леонтьева,субъектно-деятельностныйподход С.Л. Рубинштейна.

А. Г. Асмолов отнес к неклассическим подходам и теориям в психологии:

теорию установки Д. Н. Узнадзе,

культурно-историческуюконцепцию Л.С. Выготского,

деятельностный подход (теории А. Н.Леонтьева и С. Л. Рубинштейна).

Неклассическая наука:

методологические противоречия и их решения

7 стр., 3315 слов

Гносеология-наука о познании

... образов (ощущений, восприятий, мыслей и т.д.). Данные современной психологии и нейрофизиологии подтвер­ждают правильность теории отражения. В е ... отдельного человека не является задачей гносеологии. Она рассматривает познания как исторически сложившийся и закономерный процесс в обществе ... то это и доказывает правильность данного учения. Наука базируется на принципе познаваемости сущности яв­лений. Без ...

1. Психология наука молодая и древняя. 2. Предмет психологии – объект и в то же время субъект.

Решения:

Гуманистическая психология обратила внимание на взаимодействие терапевта и клиента (объективность достигалась посредством интерсубъективности).

Трансперсональная психология: нет разницы между внешней и внутренней реальностью; двойственностьсубъекта-объекта– это иллюзия, и так называемая реальность не естьчто-тообъективное и неизменное, но скорее – нечто такое, что может быть моделируемо и переформулируемо путем изменения состояния сознания.

3. Как единым языком описать физиологию и душу?

С.Л. Рубинштейн сформулировал методологический принцип единства сознания и деятельности и тем самым открыл возможность изучать сознание, «просвечивая» его через деятельность.

4. Психология наука естественная и гуманитарная.

Решение предложил Ф.Е. Василюк – посредством психотехнического подхода, поскольку объективной и единственной истине психотехническая методология противопоставляет ценностную позицию.

Неклассическая наука

Картина мира — вероятностный характерпричинно-следственныхсвязей.

Законы имеют относительный характер и могут рассматриваться лишь как частный случай по отношению к более общей системе законов;

холистические представления об объектах научного исследования, т.е. целое не равно простой арифметической сумме его частей;

теоретическая модель изучаемой реальности конструируется априори, а затем ученые находят ей эмпирическое подтверждение.

Идеал научности — научным признается результат,не имеющий опоры на непосредственные данные органов чувств,

не имеющий прямой эмпирической основы, в том числе и результаты мысленных экспериментов,

выводы, полученные при наблюдении единичного случая,

модели, созданные априори (трехмерная модель интеллекта Дж. Гилфорда)

Философские основания — наука отказывается от допущения Абсолютного наблюдателя. Методологическая рефлексия направлена на анализ познавательных средств ученого и изучение того, как они задают видение им изучаемых объектов.

Презентация на тему: Неклассическая наука

Неклассическая наука

Признаки кризиса неклассической психологии:

1) наличие множества несогласованных между собой теорий;

2) разная трактовка психологических терминов.

7 стр., 3322 слов

Постнеклассическая психология человека

... знания. В этой связи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев прямо указали на необходимость создания особой дисциплины — психологической антропологии, изучающей психологию человека ... Слободчикова и Е.И. Исаева осуществлено принципиальное различение классической «психологии психики» и постнекласси- ческой «психологии человека»: первая — изучает закономерности функционирования, развития и изменения ...

Постнеклассическая наука

Постнеклассическая стадия развития науки (началась в конце 20 в.) – современная стадия в развитии

научного знания, добавляющая к идеалам неклассической науки требования учета ценностноцелевых установок ученого и его личности в целом.

Эти требования не только не противоречат идеалам объективности научного знания, но и являются его условием.

Идея истинности познания уходит на задний план.

Вместо отбрасывания неправильных теорий – поиск новых смысловых контекстов.

Используются вненаучные средства (миф, религия, игра).

Постнеклассическая наука

Формируется в 70-хгодах XX в. Предпосылки:

революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки),

невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах,

тенденция к интеграции психологического знания – пониманием его сетевой природы, стремлением к взаимосогласованности психологических теорий,

любая психологическая теория должна учитывать содержание других психологических теорий (развитие же информационных технологий значительно упрощает эту задачу).

Постнеклассическая наука

Картина мира.

парадигма целостности — мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целостность,

человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри него, как часть познающего целого,

сближение естественных и общественных наук, при котором идеи и принципы современного естествознания внедряются в гуманитарные науки.

Идеал научности.

различные научные теории составляют взаимосогласованную сеть,

синтез научных знаний на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов,

междисциплинарные исследования и проблемно ориентированные формы исследовательской деятельности,

преодолено негативистическое отношение к научным достижениям прошлого,

практическая психология ассимилирует достижения духовных практик, созданных в разное время и в разных точках земного шара (К. Г. Юнг и Р.Ассаджиоли),

возник общенаучный метаязык, междисциплинарный дискурс.

Философские основания.

философские идеи, высказанные мыслителями прошлого,

26 стр., 12646 слов

1. Психология допарадигмальная область знания, то есть своя парадигма ...

... (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие введено американским историком Т. Куном, выделившим ... этапы в развитии научной дисциплины: препарадигмальный (предшествующий установлению П.), господства П. («нормальная наука»), кризис

ученые активно осваивают философские идеи, высказанные писателями, поэтами, художниками, т. е. людьми, которые не были профессиональными философами.

Постнеклассическая наука:

уход от противопоставленияестественно-научногои гуманитарного познания;

возникновение сетевых концепций, противопоставляемых основным положениям теории систем

революционная роль новой информационной культуры;

движение навстречу идеям, отличающим познание мира и человека на Западе и Востоке.

идеи «гуманизации мира языком» (В. Гумбольдт), переходящим с уровня функции (обслуживания) на уровень сущности (возвышения человека)

рассмотрения взаимоотношений человека и природы в диалоге и контексте ноосферогенеза;

обращение к понятиям неопределенности (в том числе

«духовной неопределенности») и незавершенности как

ценности.

Постнеклассическая наука

Принцип неопределенности

невозможность полного познания объекта, искажаемого мерностью измерительного устройства.

Принцип дополнительности– возможность нескольких способов описания вещества в разных экспериментах (новый статус междисциплинарных исследований, новый тип научной рациональности).

Многопредметность психологии

сосуществование множества теорий

Модели развития психологиеской науки (Гусельцева):

«пирамида» — есть ведущая методология

«сеть», когда есть такая школа,посредством которой представителиразных направлений могут услышатьдруг друга

Ценностные аспекты психологического знания:

в постмодернизме «Я» как единство сознания и центр принятия решений оказывается под угрозой (Лекторский).

недостаточность концепции познающего субъекта для обращения к бытию человека (Рубинштейн)

проблема смысла, в т.ч. психологического исследования – ведь власть над сознанием можно использовать разрушительно (Роджерс)

Поппер: ценности не должны вмешиваться в интеллектуальные решения

Отличия постнеклассической психологии от неклассической.

1.Вдохновителем НКП выступила теоретическая физика, на становление ПНКП психологии – культурология.

2 стр., 891 слов

Проблема человека в психологии

... предмет познания, т. е. наука о душе возникла в ученииАристотеля в трактате О душе . Теперь полагаю мы разобрались о том, чтоименно изучается психологией в человеке. Но психология до ... -этические качества, которыеподстраиваются под нормы в каждой социальной среде. Помимо же изучения человека в психологии, она помогаетему максимально актуализироваться, а так же его способностям, развиваться и ...

2.НКП развивалась в философском контексте определенной методологии, ПНКП допускает выбор философии и, соответственно методологии и зависимости от задач исследования и личных предпочтений исследователя.

3.ПНКП предполагает открытость знания новому опыту, междисциплинарный дискурс, толерантность по отношению к другим точкам зрения.

4.В ПНКП произошел полный отказ от традиционных детерминистических представлений о мироустройстве, что особенно заметно по общенаучнометодологическим концепциям последней четверти XX в.

5.НКП проверяла истину практикой. Для ПНКП истинность обретается в согласованности теории и практики как синхронных линий развития.

6.ПНКП характеризуется ростом междисциплинарных исследований, т.к. ее объекты – это саморазвивающиеся многомерные системы и требуют практической реализации принципа дополнительности.