Практикум по дисциплине «основы саморазвития личности»

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

К. Д. Ушинский

Модуль I. Психология саморазвития личности Семинар 1. Понятие о саморазвитии личности (4 часа)

Вопросы

1. Понятие о развитии.

2. Факторы процесса мирового развития.

3. Общая характеристика саморазвития личности.

4. Саморазвитие и становление внутреннего мира человека.

Практическое задание

Подготовьтесь к дискуссии «Амбивалентность развития».

Семинар-дискуссия – это диалогическое общение участников занятия, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы темы курса.

Учебная группа должна быть разделена на 2 сектора, один из которых отстаивает позицию «Развитие – это положительные изменения», а другой – «Развитие как отрицательный феномен». Каждый из участников дискуссии, должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию. Оппонентам необходимо заранее подготовить не менее 2-х выступлений в защиту своей позиции и подготовить аргументы для защиты выбранной концепции во время дискуссии.

Обратите внимание, что данная дискуссия получает ролевую «инструментовку»: в учебной группе необходимо заранее определить роли ведущего, оппонента, рецензента, логика, психолога, эксперта.

Ведущий семинар-дискуссию получает полномочия преподавателя по руководству дискуссией, следит за аргументированностью и корректностью высказываний, регламентом и т.д.

Оппонент или рецензент воспроизводит процедуру оппонирования, т.е. пересказывает позицию докладчика, находит ее уязвимые, спорные места или ошибки, предлагает соответствующий вариант решения.

Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждении докладчика и оппонентов, уточняет понятия, анализирует ход доказательств, правомерность выдвижения гипотезы и т.д.

Психолог обсуждает продуктивность взаимодействия, корректность обсуждения, не допускает неделикатного поведения и следит за правилами диалога. Функции психолога и эксперта пересекаются.

6 стр., 2868 слов

Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности

... природе спорт, несмотря на присущую ему соревновательность, гуманен, поскольку он способствует развитию личности, помогает раскрывать непознанные возможности человеческого организма и духа. Реализация гуманистического ... на юного спортсмена в противоположных направлениях. Тренер в данном случае усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей, а также регулирует сиюминутное поведение, ...

Эксперт оценивает продуктивность дискуссии, дает характеристику общения ее участников, высказывает мнение о личном вкладе того или иного участника в дискуссию и т.д.

Семинар 2. Проблема саморазвития личности в отечественной и зарубежной психологии (4 часа)

Вопросы

1. Предпосылки выдвижения проблемы саморазвития личности в психологии.

2. Современное состояние проблемы саморазвития личности в отечественной и зарубежной психологии.

3. Саморазвитие человека, его сущности и личности как центральная проблема в духовно-ориентированных концепциях личности психологии XX в.

Семинар 3. Значение саморазвития личности в жизни человека (2 часа)

Вопросы

1. Саморазвитие и жизненный путь человека.

2. Самопостроение личности.

Практическое задание

Подготовьтесь к конкурсу эссе, написав к занятию творческую работу на тему «Роль саморазвития личности в жизни человека и общества».

Методические указания по написанию эссе

Эссе от французского «essai», англ. «essay», «assay» ‒ попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» ‒ взвешивание. Это прозаическое сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Цель эссе состоит в закреплении изученного материала, развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, парадоксальностью. Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, подбирает аналогии, использует всевозможные ассоциации. Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения. По речевому построению эссе – это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.

10 стр., 4681 слов

Саморазвитие личности педагога

... саморазвития личности является одной из наиболее актуальных проблем педагогики высшей школы. Чаще всего проблема саморазвития включается в общий круг проблем саморегуляции личности (А.Г.Ковалев, И.Н.Семенов) или в круг вопросов ... об окончании вуза. Но немногие из них задумываются, что начало карьеры любого специалиста закладывается еще в период обучения. И от того, насколько грамотно поведет ...

Семинар 4. Саморазвитие как процесс. Формы саморазвития (4 часа)

Вопросы

1. Специфика саморазвития личности.

2. Самоутверждение человека.

3. Самосовершенствование.

4. Самоактуализация личности.

Семинар 5. Самопринятие и самопрогнозирование как механизмы саморазвития личности (2 часа)

Вопросы

1. Феномен самопринятия.

2. Самопринятие и самоотношение.

3. Структура феномена самопринятия.

4. Психологические особенности самопрогнозирования.

Внимание! На занятии будет проведена контрольная работа по Модулю I «Психология саморазвития личности».

Модуль II. Профессиональное саморазвитие специалиста по связям с общественностью Семинар 6. Особенности саморазвития специалиста по связям с общественностью (4 часа)

Вопросы

1. Основные требования, предъявляемые к специалисту в области общественных отношений как слагаемые модели саморазвития современного специалиста по связям с общественностью.

2. Особенности саморазвития современного специалиста по связям с общественностью.

Практические задания

1. На основе изученной по теме литературы составьте модель саморазвития современного специалиста по связям с общественностью.

2. Составьте личный план собственного профессионального развития, опираясь на предложенные ниже вопросы для письменного самоанализа.

Общая характеристика

  • Каковы Ваши сильные и слабые стороны?
  • Умеете ли Вы ладить с людьми?
  • К чему Вы стремитесь? Куда Вы идете?
  • Что Вы знаете, и каких знаний Вам не хватает?
  • Что Вы умеете, и чему еще предстоит научиться?

Каковы ваши потребности

  • Для Вас важна репутация, положение?
  • Для Вас более важно материальное благосостояние?
  • Насколько для Вас важны авторитет и власть?
  • Важно ли для Вас ощущать себя победителем?
  • Какое место Вы отводите в своей жизни семье, любви?
  • Любите ли Вы работать в команде или вам легче работать одному?
  • Действительно ли Вы четко осознаете свою цель? Запишите ее одной фразой.
  • Вы любите постоянно быть в центре внимания?
  • Вам легче общаться с предметами или людьми?

Опишите свой характер:

  • Опишите свои отличительные признаки, черты своего характера.
  • Кто Вы: ведущий или ведомый?
  • Что может позволить вам выделиться?
  • Совпадает ли ваше мнение о себе с тем, как вас видят другие люди?
  • Какие Ваши основные успехи на предыдущем месте работы или во время учебы?
  • Чем Вы больше всего гордитесь?
  • Как Вы достигли этих успехов?
  • Как они могут повлиять на Ваше продвижение вперед?
  • Вспомните своих друзей. Почему Вы выбрали именно их?
  • С какими руководителями Вам легко работать, а с какими трудно и почему?
  • Как особенности вашей личности могут повлиять на выбор организации, в которой Вы бы хотели работать?
  • Какие из совершенных ошибок оказали на Вас решающее действие?
  • Чему Вы научились на этих ошибках?
  • Какие у Вас были разочарования и почему они возникали?
  • Достигали ли Вы поставленных перед собой целей?
  • Эти цели были реалистичны?
  • Какое у Вас хобби?
  • Какие черты Вашего характера могут помешать Вам развитии?
  • Можете ли Вы изменить те качества, которые мешают Вам подняться на Олимп?

 

8 стр., 3993 слов

Психологические требования к личности специалиста на современном этапе

... родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ... агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились ...

Семинар 7. Барьеры саморазвития личности в профессии (4 часа)

Вопросы

1. Трудности саморазвития.

2. Причины возникновения барьеров саморазвития личности в профессии.

3. Классификация барьеров саморазвития специалиста по связям с общественностью.

Практическое задание

Ответьте на вопрос теста и на основании результата сделайте вывод о пути собственного саморазвития

Анализ своих ограничений1

Тест оценивает 11 потенциальных ограничений:

  1. Неумение управлять собой: неспособность в полной мере использовать свое время, энергию, умения; неспособность справляться со стрессами современной жизни управленца.
  2. Размытость личных ценностей: отсутствие ясного понимания своих личных ценностей; наличие ценностей, не соответствующих условиям современной деловой и частной жизни.
  3. Смутные личные цели: отсутствие ясности в вопросе о целях своей личной или деловой жизни; наличие целей, несовместимых с условиями современной работы и жизни.
  4. Остановленное саморазвитие: отсутствие настроенности и восприимчивости к новым ситуациям и возможностям.
  5. Недостаточность навыка решать проблемы: отсутствие стратегии, необходимой в принятии решений, а также способности решать современные проблемы.
  6. Недостаток творческого подхода: отсутствие способностей генерировать достаточно новых идей; неумение использовать новые идеи.
  7. Неумение влиять на людей: недостаточная способность обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих или влиять на их решения.
  8. Недостаточное понимание особенностей управленческого труда: недостаток понимания мотивации работников; устаревшие, негуманные или неуместные представления о роли руководителей.
  9. Слабые навыки руководства: отсутствие практических способностей добиваться результата от работы подчиненных.
  10. Неумение обучать: отсутствие способности обучать или же помогать другим развивать и расширять свои возможности.
  11. Низкая способность формировать коллектив: неспособность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп и коллективов.

Процедура работы с тестом

Прежде, чем приступать к тесту, прочитайте инструкцию. Старайтесь подходить к каждому утверждению теста по отдельности, но слишком долго не думайте, отложите анализ до окончания всего теста.

По завершении теста тщательно обдумайте свои результаты и наметьте пути снятия своих ограничений.

На весь тест отводится примерно 20 минут и затем еще 40 минут на обдумывание и обсуждение.

Инструкция по выполнению теста

На следующих страницах вы найдете 110 утверждений, описывающих возможности, которые могут быть или отсутствовать у вас, как у руководителя. Прочитайте каждое утверждение и перечеркните квадрат с соответствующим номером в таблице ответов, если вы чувствуете, что оно справедливо по отношению к вам. Последовательно проработайте весь вопросник; если какой-либо вопрос вызывает у вас сомнения, подумайте над ним и ответьте как можно более правдиво. Отвечая на вопросы, будьте максимально искренними.

  1. Я хорошо справляюсь с трудностями, свойственными моей учебе и будущей работе.
  2. Мне ясна моя позиция по принципиально важным вопросам
  3. Когда нужно принимать важные решения о моей жизни, я действую решительно
  4. Я вкладываю значительные усилия в свое развитие
  5. Я способен эффективно решать проблемы
  6. Я часто экспериментирую с новыми идеями, испытывая их
  7. Мои взгляды обычно принимаются во внимание сокурсниками, и я часто влияю на то, какие решения они принимают
  8. Я понимаю принципы, которые позволяют мне управлять другими людьми
  9. Мне будет нетрудно добиться эффективной работы подчиненных
  10. Я считаю себя хорошим наставником
  11. Я хорошо провожу порученные мне мероприятия
  12. Я забочусь о своем здоровье
  13. Я иногда прошу других высказаться о моих основных подходах к жизни, учебе и работе
  14. Если бы меня спросили, я, безусловно, смог бы описать, что я хочу сделать в своей жизни.
  15. Я обладаю значительным потенциалом для дальнейшего обучения и развития
  16. Мой подход к решению проблем систематизирован
  17. Обо мне можно сказать, что я нахожу удовольствие в переменах
  18. Я обычно успешно воздействую на других людей
  19. Я убежден, что исповедую подходящий стиль управления другими людьми
  20. Мои сокурсники полностью поддерживают любые мои инициативы в общественной жизни
  21. Я буду вкладывать много сил в развитие моих подчиненных
  22. Я считаю, что развитие эффективности рабочих групп важно и для собственной эффективности в работе
  23. Я готов, если нужно, идти на непопулярные методы
  24. Я редко предпочитаю более легкое решение тому, которое, как я знаю, является верным
  25. Моя работа и личные цели во многом взаимно дополняют друг друга
  26. Моя учеба и профессиональная жизнь часто сопровождается волнениями
  27. Я регулярно пересматриваю цели моей учебы и работы
  28. Мне кажется, многие менее изобретательны, чем я
  29. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее
  30. Я сам начинаю обсуждение моих слабостей и сильных сторон, я заинтересован в обратной связи в этой сфере
  31. Мне удается создать хорошие отношения с сокурсниками
  32. Я буду посвящать достаточно времени оценке того, что нужно для развития подчиненных
  33. Я понимаю, как можно увеличить эффективность рабочих групп
  34. Я эффективно распределяю свое время
  35. Я обычно тверд в принципиальных вопросах
  36. При первой возможности я стараюсь объективно оценить свои достижения
  37. Я постоянно стремлюсь к новому опыту
  38. Я справляюсь со сложной информацией квалифицированно и четко
  39. Я готов пройти период с непредсказуемыми результатами ради испытания новой идеи
  40. Я бы описал себя как человека, уверенного в себе
  41. Я верю в возможность изменения отношения людей к их работе
  42. В будущем я приложу все усилия, чтобы мои подчиненные делали все возможное для организации
  43. Я планирую регулярно проводить оценку работы своих подчиненных
  44. Я работаю над созданием атмосферы открытости и доверия в учебной группе
  45. Учеба в университете не оказывает негативного влияния на мою частную жизнь
  46. Я редко поступаю вразрез с моими убеждениями
  47. Моя учеба вносит важный вклад в получение удовольствия от жизни
  48. Я постоянно стремлюсь к установлению обратной связи с окружающими по поводу моей учебы и способностей
  49. Я хорошо составляю планы
  50. Я не теряюсь и не сдаюсь, если решение не находится сразу
  51. Мне относительно легко удается устанавливать взаимоотношения с окружающими
  52. Я понимаю что заинтересовывает людей в хорошей работе
  53. Я успешно справляюсь с передачей полномочий
  54. Я способен устанавливать обратные связи с моими сокурсниками и преподавателями и стремлюсь к этому
  55. Между моим студенческим коллективом и другими коллективами в организации существуют отношения здорового сотрудничества
  56. Я не позволяю себе перенапрягаться на учебе
  57. Время от времени я тщательно пересматриваю свои личные ценности
  58. Для меня важно чувство успеха
  59. Я принимаю вызов с удовольствием
  60. Я регулярно оцениваю свою учебу и успехи
  61. Я уверен в себе
  62. Я в общем влияю на поведение окружающих
  63. Руководя людьми, я подвергаю сомнению устоявшиеся подходы
  64. Я поощряю эффективно работающих людей
  65. Я считаю, что важная часть работы руководителя (организатора) состоит в проведении консультаций для подчиненных
  66. Я считаю, что руководителям не обязательно постоянно быть лидерами в своих коллективах
  67. В интересах своего здоровья я контролирую то, что я ем и пью
  68. Я почти всегда действую в соответствии со своими убеждениями
  69. У меня хорошее взаимопонимание с однокурсниками
  70. Я часто думаю над тем, что не дает мне быть более эффективным в учебе, и действую в соответствии со сделанными выводами
  71. Я сознательно использую других для того, чтобы облегчить решение проблем
  72. Я могу руководить людьми, имеющими высокие инновационные способности
  73. Мое участие в собраниях обычно удачно
  74. Я разными способами добиваюсь того, чтобы люди из моего коллектива были заинтересованы в выполнении заданий, поручений
  75. У меня редко бывают настоящие проблемы в отношениях с окружающими (особенно, если я ими должен руководить)
  76. В будущем я не позволю себе упустить возможности для развития подчиненных
  77. Я буду добиваться того, чтобы те, кем я буду руководить, ясно понимали цели работы коллектива
  78. Я в целом чувствую себя энергичным и жизнерадостным
  79. Я изучал влияние моего развития на мои убеждения
  80. У меня имеется четкий план личной карьеры
  81. Я не сдаюсь, когда дела идут плохо
  82. Я уверенно чувствую себя, возглавляя занятия по решению проблем
  83. Выработка новых идей не составляет для меня труда.
  84. Мое слово не расходится с делом
  85. Я считаю, что подчиненные должны оспаривать управленческие решения.
  86. Я планирую вкладывать достаточные усилия в определение ролей и задач моих подчиненных.
  87. В будущем я буду стремиться к тому, чтобы мои подчиненные развивали необходимые им навыки.
  88. Я располагаю навыками, необходимыми для создания эффективных рабочих групп.
  89. Мои друзья подтвердят, что я слежу за своим благосостоянием.
  90. Я рад обсуждать с окружающими свои убеждения.
  91. Я обсуждаю с окружающими свои долгосрочные планы.
  92. «Открытый и легко приспосабливающийся» – это хорошее описание моего характера.
  93. Я придерживаюсь в целом последовательного подхода к решению проблем.
  94. Я спокойно отношусь к своим ошибкам, не расстраиваясь из-за них.
  95. Я умею слушать других.
  96. Мне хорошо удается распределить работу между окружающими.
  97. Я убежден, что в трудной ситуации мне обеспечена полная поддержка тех, кем я руковожу или даю советы.
  98. Я способен давать хорошие советы.
  99. Я постоянно стараюсь улучшить работу моих подчиненных.
  100. Я знаю, как справляться со своими эмоциональными проблемами.
  101. Я сопоставлял свои ценности с ценностями организации в целом
  102. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь
  103. Я продолжаю развивать и наращивать свой потенциал
  104. У меня сейчас не больше проблем, и они не более сложны, чем год назад
  105. В принципе я ценю нешаблонное поведение на учебе или работе
  106. Люди серьезно относятся к моим взглядам
  107. Я уверен в эффективности моих методов управления другими людьми
  108. Я сделаю все возможное, чтобы мои подчиненные с уважением относились ко мне как к руководителю
  109. Я считаю важным, чтобы кто-нибудь еще мог справиться с моей работой
  110. Я уверен в том, что в группе можно достичь большего, чем порознь

Таблица ответов для теста

В таблице, изображенной здесь, 110 клеток, пронумерованных в соответствии с номерами утверждений теста. Если вы считаете, что утверждение в целом верно, перечеркните соответствующую клетку. В противном случае оставьте клетку пустой.

Сначала заполните первую строчку и т.д. Будьте внимательны, не пропуская утверждений.

A

D

C

D

E

F

G

H

I

J

K

1

2

3

4

5

6

7

8

99

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

Проработав все 110 утверждений, подсчитайте число перечеркнутых клеток в столбцах и запишите число в соответствующей клетке итога; затем переходите к таблице подсчета результатов.

Итого:

Таблица результатов теста

Инструкция

Впишите соответствующие числа из итога таблицы ответов в первый столбец («Ваш результат») приводимой здесь таблицы.

Заполните столбец «Ранг», придавая наивысшему результату первого столбца ранг 1, второму – 2 и так далее. Наименьший результат получит ранг 11.

Заполните столбец «обратный ранг», придавая наименьшему результату ранг 1 и так далее. Наивысший результат получит ранг 11.

Ваш результат

Сильные стороны

Ранг

Обратный ранг

Ограничения

А

Способность управлять собой

Неумение управлять собой

В

Четкие ценности

Размытость личных ценностей

С

Четкие личные цели

Смутные личные цели

D

Продолжающееся саморазвитие

Остановленное саморазвитие

E

Хорошие навыки решения проблем

Недостаточность навыка решать проблемы

F

Творческий подход

Недостаток творческого подхода

G

Умение влиять на окружающих

Неумение влиять на людей

H

Понимание особенностей управленческого труда

Недостаточное понимание особенностей управленческого труда

I

Способность руководить

Недостаток способности руководить

J

Умение обучать

Неумение обучать

K

Умение наладить групповую работу

Низкая способность формировать коллектив

Заполните итоговые таблички. В табличке «личные достоинства» содержатся области, в которых вы почти не имеете трудностей, в табличке «личные ограничения» — области, требующие первоочередного развития.

Таблички итогов

Впишите номер 1, 2, 3 из столбца «Ранг» и столбца «Обратный ранг»

Мои сильные стороны

Мои ограничения

1.

2.

3.

1.

2.

3

Внимание! На занятии будет проведен тест по курсу «Основы саморазвития личности».

Семинар 8. Круглый стол по вопросам саморазвития личности современного человека (2 часа)

Вопросы

1. Специфика и роль саморазвития личности в жизни человека и общества.

2.Профессиональное саморазвитие современного специалиста по связям с общественностью.

3. Индивидуальный план саморазвития.

Практические задания

1.Составьте индивидуальный маршрут развития.

2.Подготовьте презентацию книги или фильма, оказавшей влияние на Ваше саморазвитие.

1Энциклопедия психологических тестов.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.- 496 с. с.101