Рабочая программа дисциплины 40

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель направления

_________________________/Белоусова А.К.

«____»_______________________2014г.

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

Направление подготовки

050400 «Психолого-педагогическое образование»

Профиль подготовки «Психология в образовании»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Курс 4 семестр 7

Форма обучения : очная

Программу разработала: Азарова Е.А., канд.пед. наук, доцент.

Рекомендована к утверждению на заседании

кафедры психологии образования

протокол заседания

от____________№________

Ростов-на-Дону, 2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель освоения дисциплины – получение студентами углубленных знаний, умений и навыков по психологическому сопровождению деятельности педагога, в период профессиональной адаптации, профессионального роста, развития, самообразования, в условиях трудных профессиональных ситуаций.

Задачи профессиональной деятельности, к которым готовит дисциплина:

Научно-исследовательская деятельность:

— теоретико-эмпирический анализ личности и деятельности педагога, условий оптимизации профессионального пространства.

Практическая деятельность:

— умение разрабатывать психолого-педагогические программы, развивающие профессиональное мышление, профессиональный и личностный потенциал педагога;

— консультирование педагогов, методистов образовательных учреждений по психологическим проблемам, связанных с эффективностью учебной, внеклассной работы со школьниками, учащимися, коллегами т родителями учеников.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Проектно-инновационная деятельность:

— анализ ситуации, определение потребностей, диктующих необходимость изменений в данной деятельности;

— моделирование эффективности учебной, внеклассной работы со школьниками, учащимися;

— психологическая помощь, поддержка, сопровождение активности, инноваций в деятельности педагога образовательных учреждений.

Организационно-управленческая деятельность:

— поиск оптимальных решений на основе современной методологии.

II. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата

2.1. Учебная дисциплина «Психологическое сопровождение деятельности педагога» относится к профессиональному циклу (С3.В.ДВ.14.3) подготовки бакалавра.

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

1) «Педагогическая психология» (бакалавриат):

Знать: понятийный и категориальный аппарат, основные проблемы и задачи педагогической психологии, методологические принципы и теоретические основы для их решения.

Уметь: понимать роль и значение психологии в решении комплексных междисциплинарных задач, связанных с повышением эффективности процесса обучения, в формировании готовности личности к профессиональному самоопределению и в ее профессиональном развитии.

Владеть: первичные навыки работы с методиками, используемыми в педагогической психологии; навыком, самостоятельно организовывать и проводить исследование по элементарным проблемам педагогической психологии, анализировать, обобщать и интерпретировать полученные результаты.

2) «Общая психология» (бакалавриат):

Знания: современные подходы к понятию одаренности в области школьного образования, основные задачи по развитию школьников, организационные аспекты деятельности в процессе работы с одаренными детьми с целью нахождения оптимальных условий для их развития.

Умения: понимать роль и значение психологии в решении комплексных междисциплинарных задач, связанных с повышением эффективности процесса обучения одаренных детей.

Навыки: владение психолого-педагогическими методами эффективности работы с одаренными детьми.

Знания и навыки, сформированные по дисциплине «Психология педагогического творчества», также позволят студентам получить задел для проведения научно-исследовательской работы.

2.3. Перечень последующих дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

  • «Ювенальная психология»;
  • «Тренинговое сопровождение субъектов образовательного процесса»;
  • «Психология личности и деятельности педагога»

III. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

Компетенции по учебной дисциплине:

  1. Владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК -6)

Знать: технологии, техники, модели сопровождения педагога и субъектов образовательного пространства. Основной диагностический инструментарий для работы с педагогами и детьми разного возраста, Особенности контингента.

Уметь: анализировать, обобщать материал по курсу, с целью умения владеть им в ходе дискуссии, логически аргументируя свою точку зрения; уметь пользоваться найденным материалом, в соответствии с предложенной тематикой, с целью написания научных текстов. Использовать различные методы диагностики. Делать диагностические выводы. Устанавливать причинно-следственные связи

Владеть: необходимым уровнем понятийного аппарата, с целью умелого ведения дискуссии на предложенные темы по, читаемому курсу.

  • навыками рефлексии как личностной формы регуляции мышления;
  • навыками к отслеживанию своих психических актов и состояний;
  • умениями выделять, анализиро­вать и соотносить с предметной ситуацией собственные дей­ствия;
  • навыками ситуативной рефлексии, соотношения с предметной ситуацией собственных действий, а также координировать и контролировать элементы деятель­ности в соответствии с меняющимися условиями;
  • навыками ретроспективной рефлексии и осуществлять анализ уже выпол­ненной деятельности, событий, имевших место в прошлом;
  • навыками перспективной рефлексии, планировать предстоящую деятельность, формировать представле­ния о ходе деятельности, планировании, выборе наиболее эф­фективных способов выполнения, прогнозирование возмож­ных результатов.

Iy. Содержание и структура дисциплины

Трудоемкость дисциплины в зет 3 час 108

Модули дисциплины, изучаемые в 7 семестре

модуля

Наименование

модуля

Количество часов

Всего

Ауд. работа

Внеаудит.работа

Л

ПЗ

1

Основные этапы, сферы и особенности деятельности педагога

50

8

12

30

2

Основная проблематика деятельности педагога, ее диагностика, поддержка, помощь и сопровождение на разных этапах профессионального развития

58

8

14

36

4.3. Лабораторные работы (нет)

ЛР

модуля

Наименование лабораторных работ

Кол-во

часов

1

4.4. Практические занятия (семинары)

ПР

модуля

Тема

Кол-во

часов

1

1

Семинарское занятие 1. Понятие деонтологии. Педагогическая деонтология. Своеобразие и перспективы педагогической профессии. Ее инварианты.

2

2

1

Семинарское занятие 2. Профессиональная пригодность и готовность педагога. Профессиограмма как модель личности и деятельности педагога. Позиции, стиль, направленность личности педагога. Профессиональная компетентность и компетенции.

2

3

1

Семинарское занятие 3. Творчество в деятельности педагога. Инновация, деформация, выгорание.

2

4

1

Семинарское занятие 4. Психологическое сопровождение мотивационно-потребностной сферы личности педагога

2

5

1

Семинарское занятие 5. Психологическое сопровождение Интеллектуально-познавательная сфера личности педагога

2

6

1

Семинарское занятие 6. Психологическое сопровождение Духовно-нравственный потенциал деятельности педагога

2

7

2

Семинарское занятие 7. Виды педагогической деятельности. Психологическое сопровождение деятельности домашнего педагога

2

8

2

Семинарское занятие 8. Виды педагогической деятельности. Психологическое сопровождение деятельности гувернера

2

9

2

Семинарское занятие 9. Виды педагогической деятельности. Психологическое сопровождение деятельности педагога, работающего с детьми с особенностями развития

2

10

2

Семинарское занятие 10. Виды педагогической деятельности. Психологическое сопровождение деятельности педагога образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.

2

11

2

Семинарское занятие 11. Виды педагогической деятельности. Психологическое сопровождение деятельности педагога на разных этапах профессионального развития (адаптация, развитие, рост, выгорание)

2

12

2

Семинарское занятие 12. Виды педагогической деятельности. Психологическое сопровождение деятельности педагога в процессе работы с разными возрастными группами учащихся, с семьями учащихся, с педколлективом

4

4.5. Курсовой проект (нет)

4.6. Самостоятельное изучение модулей дисциплины

модуля

Темы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во

часов

1

Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер (Алферов А.Д., Братусь Б.С., Власова Т.И., Котова И.Б., Никандров Н.Д., Панькова И.И., Слободчиков В.И.).

Педагогическая антропология о личности и деятельности педагога (Слободчиков В.И., Никандров Н.Д.).

Личностно ориентированный и духовно ориентированный подходы в современном образовании и воспитании.

Свобода воли, нравственность, совесть, стыд. Феноменальное сознание и внутреннее трансцендентальное сознание (на примере мартирологии).

16

1

Современные модели профессиональной педагогической деятельности (Кузьмина Н.В.).

Личность и деятельность педагога в современном образовательном пространстве. Педагогические антиномии (Б. Ничипоров).

Идейно-ценностная база образовательного процесса. Принципы организации школьного уклада (Кузьмина Н.В., Мухина В.С., Сухомлинский В.А., Зинченко В.П., Флоренский П., Франк С. Л.).

Школа, как преемственность традиций и нравственных начал. Учитель как наставник и вдохновитель. Воспитание отношения к учителю в семье.

16

1

Совместная деятельность ученика и учителя. Взаимодействие и общение. Субъекты педагогического процесса. Категория субъекта в образовании. Субъекты совместной деятельности. Учитель как профессионал. Типы учителей. Взаимодействие и общение. Типы взаимодействия с учениками и воспитанниками. Воспитательный компонент деятельности педагога. Понятие воспитания. Позитивные и деструктивные формы воспитания. Причины дефектов современного воспитания. Роль семейного воспитания в формировании взаимоотношений в системе ученик-учитель-родитель.

16

2

Психологический менеджмент в образовании. Функции классных руководителей. Обязанности классного руководителя. Методики работы классного руководителя. Портфолио классного руководителя. Гуманистические модели классного руководства. Карл Роджерс: свобода в учебе. Майкл Марленд: любовь к детям.

Демократические модели классного руководства. Классное руководство в теории Рудольфа Дрейкеса.

Бихевиоральная модель классного руководства. Б.Ф.Скиннер: модификация поведения. Ли Кантер: теория жесткой дисциплины. Классное руководство в образовательных учреждениях различного типа: кадетский корпус, гимназия, лицей, интернат, спортивная школа

Психологическая диагностика классного руководителя на соответствие требованиям профессии

18

5 Образовательные технологии

Образовательные технологии: компетентностно-ориентированное обучение, модульная технология, система зачетных единиц (кредитов), балльно-рейтинговая система оценки результатов.

Информационные технологии: мультимедийное обучение (презентации), информационные системы (Цифровой кампус, ИИК, электронные библиотечные каталоги), сетевое компьютерное тестирование уровня освоения дисциплины, дистанционные образовательные технологии (консультация индивидуальная (off-line).

При проведении занятий используются инновационные методы обучения, активные и интерактивные формы занятий (лекция-диалог, проблемная лекция, анализ конкретных психолого-педагогических ситуаций, проектные задания, метод интраполяции, другие формы) в сочетании с внеаудиторной работой.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30% аудиторных занятий.

Семестр

Вид занятий

(Л, ПР)

Используемые интерактивные

технологии

Кол-во

часов

11

Л

проблемная лекция, дискуссия

2,5

11

ПР

дискуссия по заданным вопросов, групповой анализ конкретных ситуаций, обсуждение выполненных проектных заданий и эссе

9

Итого:

11,5

YI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Модуль 1. Основные этапы, сферы и особенности деятельности педагога Комплексные задания Проектные задания:

Задание 1.

Компьютерная презентация. Разработать компьютерную презентацию с гиперссылками, с использованием материала из научных статей, хрестоматий, учебников по следующим темам:

«Мой первый рабочий день в образовательном учреждении» (для разного возраста учащихся).

«Моя психологическая консультация»

«Имидж педагога-психолога»

«Совместная деятельность в системе ученик-учитель-родитель».

Презентация должна включать цель, задачи,основное содержание, литература. Может быть оснащена видеороликом, электронной презентацией, звуковым файлом.

Задание 2. Работа с диагностическим инструментарием. Создать подборку тестов (отечественные и зарубежные), с помощью которых диагностируют: 1. Профессиональную пригодность 2. Профессиональную направленность 3. Способности личности 4. Коммуникативные компетенции педагога. 5 Эмоциональные состояния педагога

Задание 3. Составление сравнительной таблицы – реальный и идеальный образ педагога-психолога по критерию личностных и профессиональных качеств

Модуль 2. Основная проблематика деятельности педагога, ее диагностика, поддержка, помощь и сопровождение на разных этапах профессионального развития Комплексные задания

Задание 1. Разработать и провести практическое занятие с элементами тренинга. Занятие должно включать эвристические методы решения творческих задач на основе интерактивных методов: метод «Мозгового штурма», метод многомерных матриц, метод синектики.

Задание 2.

Проектное задание. Практика «Интервью» используется с целью формирования умения задавать вопросы, получать нужную информацию и составлять психологический портрет личности.

Задание 3.

Анализ педагогических ситуаций.

Перед вами — ряд затруднительных педагогических ситуа­ций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходи­мо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зре­ния наиболее правилен, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, чаще всего, бу­дет 7-й и последующие варианты ответов на ситуацию».

Ситуация 1

Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокои­лись, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хо­чется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреа­гируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант сло­весной реакции из числа предложенных ниже.

1. «Вот тебе и на!»

2. «А что тебе смешно?»

3. «Ну, и ради бога!»

4. «Ты что, дурачок?»

5. «Люблю веселых людей».

6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».

Ситуация 2

В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция:

1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».

2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учить­ся у другого учителя?»

4. «Тебе просто не хочется учиться».

5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

Ситуация 3

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выпол­нять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой долж­на быть реакция учителя?

1. «Не хочешь — заставим!»

2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»

3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение по­хоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окон­читься?»

5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»

6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».

Ситуация 4

Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомне­вается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» — Что должен на это ему ответить учитель?

1. «Если честно сказать — сомневаюсь».

2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».

3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».

4. «Почему ты сомневаешься в себе?»

5. «Давай поговорим и выясним проблемы».

6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

Ситуация 5

Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, кото­рые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзья­ми, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». — Как нужно ответить ему?

1. «Попробуй только!»

2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родите­лями».

3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет).

Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обя­зательно спрошу».

4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».

5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»

6. «А что ты собираешься делать дальше?»

7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (про­гулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интерес­нее, чем занятия в школе».

8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интерес­нее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».

Ситуация 6

Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:«Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это дол­жен отреагировать учитель?

1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».

2. «Да, я плохо себя чувствую».

3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».

4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».

5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».

6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»

Ситуация 7

«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». — Как на это должен отреагировать учитель?

1. «Перестань говорить глупости!»

2. «Ничего себе, додумался!»

3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»

4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло та­кое желание?»

5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»

6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»

Ситуация 8

Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю само­уверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и препода­ваемый вами предмет». — Какой должна быть на это реплика учи­теля?

1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».

2. «С твоими-то способностями? — Сомневаюсь!»

3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»

4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захо­чешь, то у тебя все получится».

5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».

6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».

Ситуация 9

В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся го­ворит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным челове­ком». — Что должен ответить ему на это учитель?

 

1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».

2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».

3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются». 4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».

5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».

6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».

Ситуация 10

Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тет­радь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?

1-. «Ну вот, опять!»

2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»

5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»

6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

Ситуация 11

Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». — Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?

1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»

2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»

3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»

5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем дру­гих учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»

6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»

Ситуация 12

Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу воз­можности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, го­ворит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы ска­жите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» — Что дол­жен на это ответить учитель?

1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».

2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».

3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».

4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».

5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо по­думать».

6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».

 

Ситуация 13

Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы гово­рите и защищаете на занятиях». — Каким должен быть ответ учи­теля?

1. «Это — плохо».

2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».

3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».

4. «Почему?»

5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»

6. «На вкус и цвет товарища нет».

7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»

Ситуация 14

Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учить­ся) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?

1. «Ну и что?»

2. «Никуда не денешься, все равно придется».

3. «Это глупо с твоей стороны».

4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».

5. «Почему?»

6. «Я думаю, что ты не прав».

Для самопроверки

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ

Каждый ответ испытуемого — выбор им того или иного из предложенных вариантов — оценивается в баллах в соответствии с ключом, представленным в нижеследующей таблице. Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны педагоги­ческие ситуации, а справа сверху также по порядку их следова­ния представлены альтернативные ответы на эти ситуации. В са­мой же таблице приведены баллы, которыми оцениваются различ­ные варианты ответов на разные педагогические ситуации.

КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ». ОЦЕНКА В БАЛЛАХ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ОТВЕТОВ НА РАЗНЫЕ СИТУАЦИИ

Порядковый номер педа­гогической ситуации

Выбранный вариант ответа и его оценка в баллах

1

2

3

4

5

6

7

8

1

4

3

4

2

5

5

2

2

2

3

3

5

5

—.

3

2

3

4

4

5

5

4

2

3

3

4

5

5

5

2

2

3

3

2

4

5

5

6

2

3

2

4

5

5

7

2

2

3

4

5

5

8

2

2

4

5

4

3

9

2

4

3

4

5

4

10

2

3

4

4

5

5

11

2

2

3

4

5

5

12

2

3

4

5

4

5

. —

13

3

2

4

4

5

4

5

14

2

2

3

4

4

5

Примечание. Свободные ответы оцениваются отдельно, и со­ответствующие оценки добавляются к общей сумме баллов.

Способность правильно решать педагогические проблемы оп­ределяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.

Если испытуемый получил среднюю оценку выше 4,5 балла, то его педагогические способности (по данной методике) счита­ются высокоразвитыми. Если средняя оценка находится в ин­тервале от 3,5 до 4,4 балла, то педагогические способности счи­таются среднеразвитыми. И, наконец, если средняя оценка оказа­лась меньше, чем 3,4балла, то педагогические способности ис­пытуемого рассматриваются как слаборазвитые.

Тесты рубежного контроля:

1.В основе современной психолого-педагогической мысли лежит:

а) материализм

б) христианский гуманизм

в) гуманистическая психология

г) антропология

2. Основные критерии личности:

а) самостоятельность

б) целостность

в) духовность

г) способности

3. Основа педагогического мастерства:

а) профессиональные умения, навыки, знания

б) любовь к детям

в) умения использовать психологические знания

4. Понятие духовность всегда связана с:

а) религией

б) эстетическими чувствами

в) этическими переживаниями

5. На воспитание детей влияет:

а) внешние факторы

б) жизнь и поведение родителей

6. Основой воспитания является:

а) наказание

б) поучение

в) любовь

г) послушание

7. Развитие и формирование способностей ребенка это:

а) воспитание

б) образование

8. Особый вид деятельности, направленный на передачу от старших поколений к младшим накопленного опыта, создание условий для личностного развития:

а) проф. деятельность

б) психолог. деятельность

в) педагогич. деятельность

9. Показатель педагогической культуры педагога:

а) атмосфера в классе

б) уровень нравственности

в) духовность

г) воспитанность учеников

10. Признаки инфантилизма у растущих детей:

а) отсутствие самостоятельности

б) эгоизм

в) дурашливость

г) низкий уровень развития речи

Ключи: 1 а. в. 2 а. б. в. 3 б. 4 а. 5б. 6в. 7б. 8в. 9а. 10 а.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл за правильные ответы в количестве от 10-8 «отлично», 7-5 «хорошо», от 4 и менее «удовлетворительно».

Тестовые задания модуля 2.

Входит ли в структуру педагогической деятельности гностический компонент:

а) да; б) нет.

Основа педагогического призвания:

а) профессиональное умение и навыки; б) личностные качества;

в) любовь к детям.

Совокупность умений, навыков, ценностных ориентаций это:

а) профессиограмма; б) проф. пригодность; в) проф. готовность.

Входит ли в структуру педагогической деятельности рефлексивный компонент:

а) да; б) нет.

Система эмоционально-оценочных и интеллектуально-волевых отношений, являющиеся источником активности педагога:

а) стиль педагогической деятельности; б) ролевая позиция;

в) позиция педагога.

Период формирования мотивационно-ценностного отношения к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности:

а) период обучения в ВУЗе; б) школьный период;

в) первые годы работы.

Выберите тип ролевой позиции педагога, который ограничивается сообщением ученику норм, требований:

а) друг; б) директор; в) информатор.

Неповторимое, устойчивое сочетание педагогических приемов воздействия и взаимодействия, характеризующихся в своей совокупности индивидуальную стратегию и тактику педагога:

а) ролевая позиция; б) стиль педагогической деятельности;

в) социальная позиция педагога.

Направленности личности педагога, которая включает интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности:

а) профессионально-педагогическая; б) познавательная;

в) социально-нравственная.

школьного обучения до начала 90-х:

а) академический; б) матричный.

Совокупность психических и психофизиологических особенностей человека необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии:

а) профессиограмма; б) проф. пригодность;

в) проф. готовность.

Личность педагога, характер социальных ориентаций, тип гражданского поведения проявляется в:

а) стиль педагогической деятельности; б) ролевая позиция;

в) позиция педагога.

Направленности личности педагога, которая находит свое выражение в системе ценностных ориентаций:

а) профессионально-педагогическая; б) познавательная;

в) социально-нравственная.

Формирование личности на основе духовно-нравственных ценностей:

а) образование; б) воспитание; в) обучение.

Совокупность личностных качеств, педагогических и специальных знаний и умений:

а) профессиограмма; б) проф. пригодность;

в) проф. готовность.

Педагог, желающий увлечь, заинтересовать:

а) друг; б) вдохновитель; в) информатор.

В контрольно-оценочной деятельности педагога особо проявляется:

а) педагогическое призвание; б) педагогический такт;

в) педагогическая справедливость.

Ключ к тестовым заданиям.

18а. 19в. 20в. 21а. 22в. 23б. 24в. 25б. 26а. 27а. 28б. 29в. 30в. 31б. 32а. 33б. 34б.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл за правильные ответы в количестве от 17-14 «отлично», от 14-11 «хорошо», от 10 и менее «удовлетворительно».

Перечень вопросов, выносимых на зачет:

  1. Предмет, задачи и принципы курса.
  2. Этика и деонтология педагогической деятельности. Основные задачи
  3. Компетентностный подход в образовании
  4. Духовно ориентированный подход в образовании, его специфика (Алферов А.Д., Братусь Б.С., Власова Т.И., Панькова И.И., Слободчиков В.И., Никандров Н.Д.)
  5. Психолого-педагогические концепции воспитания и образования личности в рамках христианской антропологии (Зеньковский В., Феофан Затворник, Иоанн Златоуст, Куломзина С., Пирогов Н., Сухомлинский С., Ушинский К.).
  6. Участники образовательного процесса, их духовные ориентиры и ценности.
  7. История воспитания и образования в России. Русская школа- школа просвещения. Школьный уклад.
  8. Психологическая характеристика духовно-нравственных качеств личности педагога.
  9. Духовные ценности и культура. Духовно-нравственный потенциал отечественной литературы, живописи как источник воспитания и образования.
  10. Педагогические антиномии (Б. Ничипоров).
  11. Педагогическая культура учителя как показатель духовности и нравственности.
  12. Деятельностный подход к личности. (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
  13. Психологическое сопровождение интеллектуально-познавательной и эмоционально-волевой сфер личности педагога.
  14. Психологическое сопровождение мотивационно-потребностной сферы личности педагога.
  15. Психологическое сопровождение духовно-нравственной сферы деятельности педагога.
  16. Психологическая компетентность и психологическая культура как психические образования личности педагога.
  17. Совместная деятельность в педагогическом процессе.
  18. Взаимодействие познавательных и личностных процессов в учении.
  19. Педагогическая деятельность и ее особенности.
  20. Профессиограмма личности педагога.
  21. Профессиональная педагогическая пригодность и готовность.
  22. Ролевые позиции педагога и стили педагогической деятельности.
  23. Профессионально-педагогическое общение. Его особенности, функции.
  24. Позиции, стиль, направленность личности педагога.
  25. Профессиональная компетентность и компетенции.
  26. Творчество в деятельности педагога.
  27. Инновация, деформация, выгорание.
  28. Психологическое сопровождение деятельности домашнего педагога
  29. Психологическое сопровождение деятельности гувернера
  30. Психологическое сопровождение деятельности педагога, работающего с детьми с особенностями развития
  31. Психологическое сопровождение деятельности педагога образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей
  32. Психологическое сопровождение деятельности педагога на разных этапах профессионального развития (адаптация, развитие, рост, выгорание)
  33. Психологическое сопровождение деятельности педагога в процессе работы с разными возрастными группами учащихся, с семьями учащихся, с педколлективом
  34. Педагогическая антропология о личности и деятельности педагога (Слободчиков В.И., Никандров Н.Д.).
  35. Современные модели профессиональной педагогической деятельности (Кузьмина Н.В.).
  36. Принципы организации школьного уклада (Кузьмина Н.В., Мухина В.С., Сухомлинский В.А., Зинченко В.П., Флоренский П., Франк С. Л.).
  37. Субъекты педагогического процесса. Категория субъекта в образовании. Субъекты совместной деятельности
  38. Психологический менеджмент в образовании.
  39. Функции классных руководителей. Обязанности классного руководителя. Методики работы классного руководителя. Портфолио классного руководителя.
  40. Психологическая диагностика классного руководителя на соответствие требованиям профессии.

Yii. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература

Литература, представленная на факультете и кафедре:

  1. Алферов А.Д. Школьник и мир. Ростиздат, Ростов-на-Дону, 2010

  2. Алферов А.Д. Педагогическая психология. Совместная деятельность учителя с учащимися. Ростов н/Д.2004.
  3. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2000
  4. Кан-Калик В. А., Никадров Н. Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.
  5. Карандашев В. Н. Психология: Введение в профессию. – М., 2000.
  6. Климов Е. А. Профессиональное самоопределение. – М., 1997.
  7. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. – Ростов н/Д., 1997.
  8. Леонтьев Д. А., Щелотанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии.. 2001. №1.
  9. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда., 1997.

7.2. Дополнительная литература:

  1. Азарова Е. А., Коваленко И. В. Влияние жизненных сценариев на развитие личности. // Развитие личности в образовательных системах Ю-р региона Тезисы докладов IX год. Собрания ЮО РАО и XI регион. Психолого-педагогического чтения Юга России. – Ростов н/Д., изд-во РГПУ, 2002 – ч.1, с. 33-34.
  2. Бабишин С. Д. Школа и просвещение в Древней Руси (IX-XIII в).

    – Киев, 1973.

  3. Белая О. П. Саморазвитие личности в процессе профессионально образования // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона: Тезисы докладов V годич. собрания ЮР РАО и XVII регион. Психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д: изд-во РГПУ, 1998. ч. 1.
  4. Беляева В. А., Черных А. П., Певчева Т. В. Духовно-нравственное становление будущего учителя. // Педагогика, 1995. № 3.
  5. Гойко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка // Нач. шк., 1999. № 3.
  6. Егорцев А. Ю. Национальная культура в школах: правда и вымысел // Рус. Дом., 2003. № 2
  7. Канаркевич О. С. Неизученность психологической профессии – факт ее биографии и значимый аргумент для развертывания исследований. // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона: Тезисы докладов V годич. собрания ЮР РАО и XVII регион. Психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д: изд-во РГПУ, 1998. ч. 1.
  8. Кан-Калик В. А., Никадров Н. Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.
  9. Карандашев В. Н. Психология: Введение в профессию. – М., 2000.
  10. Климов Е. А. Профессиональное самоопределение. – М., 1997.
  11. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. – Ростов н/Д., 1997.
  12. Леонтьев Д. А., Щелотанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии.. 2001. №1.
  13. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда., 1997.
  14. Рогов Е. И. К вопросам о психологической подготовке педагога. // Психологические исследования в образовании. – Ростов н/Д.. 2001.
  15. Фомченков А. Т. О духовном воспитании в школе //Рус. Дом., 2003. № 2.
  16. Шаронова Т. Ю. Востребованность психологической профессии – актуальная тенденция российского социума. // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона: Тезисы докладов V годич. собрания ЮР РАО и XVII регион. Психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д: изд-во РГПУ, 1998. ч. 1.
  17. Шаронова Т. Ю. Необходимость осмысления социального статуса педагогической профессии. // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона: Тезисы докладов V годич. собрания ЮР РАО и XVII регион. Психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д: изд-во РГПУ, 1998. ч. 1.
  18. ЩербаковаТ. Н. Развитие профессиональной компетентности психологов в системе повышения квалификации. // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона: Тезисы докладов V годич. собрания ЮР РАО и XVII регион. Психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д: изд-во РГПУ, 1998. ч. 1.

7.4. Периодические издания

Журналы: Педагогика, Семья и школа, Вопросы психологии, Психологический журнал, Прикладная психология

  1. Интернет-ресурсы:

Учебная дисциплина обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание представлено в сети Интернет и локальной сети вуза (факультета).

Для обучающихся обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

программное обеспечение и Интернет-ресурсы http://edu.ru, http://rospsy.ru, http://informika.ru, http://rsl.ru, http://mon.gov.ru.

— в научной библиотеке ПИ ЮФУ и зональной научной библиотеке ЮФУ;

— в библиотеке корпуса факультета педагогики и практической психологии ЮФУ;

— в библиотеке гуманитарного корпуса ЮФУ;

— на кафедре психологии образования ЮФУ;

— в кабинете для самостоятельной работы студентов (а.213) ЮФУ.

в) в подпункте «программное обеспечение и Интернет-ресурсы» убрать общую формулировку и вставить примерно следующий текст:

— электронные каталоги Зональной научной библиотеки ЮФУ (http://www.library.sfedu.ru/): основной фонд, публикации учёных ЮФУ, авторефераты диссертаций, диссертации, журнальные статьи, иностранная литература, редкие книжные издания, библиотека МИОН;

— полнотекстовые подписные электронные ресурсы ЮФУ: JSTOR, SpringerLink, Elibrary, Аcademic Search Premier, Библиотека Оксфордского Российского фонда и др;

— учебно-методические ресурсы (УМКД «Психологическое сопровождение деятельности педагога»,), размещенные в информационном интегрирующем комплексе (http://dbs.sfedu.ru/) и цифровом кампусе () ЮФУ.

7.6. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий yiii. Материально-техническое обеспечение дисциплины

а) Учебно-лабораторное оборудование для проведения занятия не требуется.

б) Программные средства. Для проведения занятий по дисциплине не используются компьютерные технологии.

в) Технические и электронные средства. Кафедральная оргтехника: ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран, принтер, сканер, копир.

Имеется доступ к сети Интернет для самостоятельной работы и контроля магистрантов.

IX. Учебная карта дисциплины

Учебная карта дисциплины «Психологическое сопровождение деятельности педагога»

Виды контрольных мероприятий

Количество баллов за 1 контрольное мероприятие

Модуль 1

Основные этапы, сферы и особенности деятельности педагога

Модуль 2

Основная проблематика деятельности педагога, ее диагностика, поддержка, помощь и сопровождение на разных этапах профессионального развития

Количество баллов по модулю

Текущий контроль

1.

Посещение лекций

1 б. за 1 час

8

8

2.

Работа на семинарских занятиях

1 б. за 1 час

12

14

3.

Проектные задания (5)

8 б. за 1 зад.

24

16

Рубежный контроль

1.

Тестирование

9 б. за 1 тест

9

9

Промежуточная

аттестация

Зачет

60 и более баллов

Примечание: Количество баллов на текущий и рубежный контроль устанавливается Ученым советом факультета. Количество баллов за мероприятия текущего контроля устанавливает преподаватель дисциплины.