Рабочая программа дисциплины (модуля) 5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Томский государственный университет

Факультет психологии

УТВЕРЖДАЮ

Председатель учебно-методической комиссии

Малкова И.Ю.

«_____"__________________2011 г.

Профессиональная этика

Направление подготовки

Психология

Профиль подготовки

Организационная психология

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очно-заочная

Томск

2011

1. Цели освоения дисциплины (модуля)

Целями освоения дисциплины"Профессиональная этика" являются:

— знакомство с предметом и основными понятиями такой сферы научного знания как «профессиональная этика»;

— формирование профессионального этического мировоззрения будущих практических психологов на уровне анализа ситуаций и принятия решений.

Задачи заключаются в:

— содействии становлению у студентов общих представлений об этических проблемах профессиональной деятельности психолога;

— формировании ориентации в существующих в мировой и отечественной практике этических стандартов в различных видах профессиональной деятельности психолога;

— формировании начальных навыков разрешения типичных этических ситуаций, отличающихся разной степенью этической проблемности.

6 стр., 2785 слов

Профессиональная деятельность практического психолога

... и профессионально-этическими нормами деятельности практических психологов. профессионализм практический психолог этический 1. Социально-правовые и профессионально-этические нормы деятельности практических психологов «Кодекс чести» (профессиональная этика, деонтология психологов практиков) требует ...

2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата

Курс «Профессиональная этика» является важным компонентом базовой составляющей гуманитарного, социального и экономического цикла в структуре базовой профессионально-психологической подготовки бакалавров и входит в состав содержательного «Прикладного модуля». Предпосылками успешного овладения «Профессиональной этикой» является предваряющее этот курс изучение таких дисциплин как «История», «Философия», «Культурология», «Логика», «Риторика», «Введение в профессию», «Общая психология».Курс ориентирован на создание фундаментальной основы профессиональной подготовки бакалавров вне зависимости от их дальнейшей специализации; на формирование широкого профессионального мировоззрения студентов, поэтому он предваряет собой практически все дисциплины «Прикладного модуля» и большую часть дисциплин «Практического модуля» ипозволяет студентам получить универсальный этический профессиональ­ный опыт, необходимый для дальнейшей специализации. Тем самым обеспечивается преемственность курса с дисциплинами всех содержательных модулей основной образовательной программы.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)"Профессиональная этика"

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать способность и готовность к:

  • пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
  • пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);
  • владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
  • использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

  • восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
  • пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
  • профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12);
  • использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации (ОК-13);
  • использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);
  • овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15).
  • реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
  • осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
  • пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-11);
  • реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);
  • просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Профессиональная этика»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица — 36 часов.

п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Профессиональная этика как совокуп ность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессио нальному долгу

2

-

2п

8

Текущий контроль — эссе

2

Профессиональная этика как нормативная компонента профессионального имиджа

2

-

4п

6

Текущий контроль — кейс-стади

Текущий контроль — рефлексивный семинар

3

Профессиональная этика психолога

2

-

4п

6

Текущий контроль — дебаты

Форма промежуточной аттестации — зачет

Итого

-

10п

20ср

л — лекции, с — семинары, п — практические занятия, ср — самостоятельная работа

Содержание разделов

Профессиональная этика как совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу

Специфика этики как практической науки. Дефиниции понятий, «этика», «мораль» и «нравственность». Происхождение профессиональной этики. Сущность профессиональной этики и взаимосвязь профессиональной морали с общепринятой системой морали. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания. Задачи профессиональной этики. Профессиональная этика в аспекте нравственных категорий личности.

Профессиональная этика как нормативная компонента профессионального имиджа

Этикет как социальное явление. Понятие профессионального морального кодекса и его функции в деловой сфере. Деловая этика, специфика возникновения ее проблемного пространства и задачи. Универсальные принципы деловой этики. Корпоративная этика. Корпоративное поведение сотрудников: защита деловой информации, защита интеллектуальной собственности, информация о клиентах и конкурентах. Служебная этика. Этика речевого общения. Этикет как социальное явление. Различные виды профессиональной этики.

Профессиональная этика психолога

Возникновение первых профессионально-этических кодексов. Этический кодекс профессии и учреждения. Профессиональный кодекс этики для психологов: мировой опыт и отечественная специфика. Поведение психолога в отношении клиентов и пациентов. Поведение в отношении коллег и профессионалов в других областях. Интеллегентность как возможный ориентир профессионального развития психолога-практика.

5. Образовательные технологии

Условием эффективного усвоения содержания курса «Профессиональная этика» является сочетание лекционных и практических занятий в специально оборудованных аудиториях с возможностью использования видеозаписей и проведения интерактивных занятий. При изучении дисциплины используются:

— технология кейс-стади, использующая описание реальных жизненных ситуаций (case- случай, англ.), работа с которыми позволяет проанализировать практическую ситуацию, найти вариант адекватного этически оправданного решения;

— технология рефлексивного семинара, направленного на развитие умения актуализировать наблюдаемые феномены, фактологично фиксировать их и делать предметом профессионального обсуждения с коллегами;

— технология «дебаты», использующая позиционные игры для достижения этики защиты двух точек зрения, идеи несуществования бесспорных истин и однозначных решений, лишения преподавателя права на «истину в последней инстанции;

— тематическое эссе, предполагающее развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 87% аудиторных занятий.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля

По модулю 1:

1. Понятие об этикете как важной части общечеловеческой культуры.

2. Мораль как мера человечности

3. Современное нравственное состояние человечества, его основные проблемы (проблема экологической составляющей самосознания и культуры, проблема моральной ответственности экономических систем, проблема сохранения гуманитарной идентичности человека).

Задания для самостоятельной работы

Подготовить эссе по проблеме:

  1. Как связан успех и способность человека следовать моральным нормам?

  2. Каков моральный статус успеха в системе ценностных категорий современного человека?

По модулю 2:

1. Как определяется профессиональная этика?

2. В чем выражается профессионализм?

3. Что такое служебная тайна?

4. Обязательность трудовой дисциплины.

5. Что такое долг?

6. Понятие долга и корпоративности

7. Профессионально-этические качества: функции и структурные компоненты

Задания для самостоятельной работы

Подготовка соответствующей аргументации к дебатам по проблеме, выбранной группой как наиболее актуальной.

По модулю 3:

1. Влияние национального самосознания на профессиональную этику, сложность однозначной этической аргументации.

2. Профессиональный моральный кодекс психолога и механизмы его внедрения.

3. Инвариантные этические принципы работы психолога, содержащиеся в профессиональных кодексах различных ассоциаций психологов.

Задания для самостоятельной работы

Подготовить письменное аналитическое заключение — «Сравнительный анализ профессиональных этических кодексов психолога, принятых в разных странах и профессиональных ассоциациях».

Вопросы для рефлексии:

— В чем отличие зарубежной и российской социальной реальности (исходя из основных положений профессиональных кодексов)?

— Почему так важно соблюдать моральные нормы, выраженные в конкретных этических установках для данной профессии или рода деятельности?

— Какова, на ваш взгляд, эффективность обучения этике в рамках профессионального морального кодекса, посредством решения задач, анализа сложных моральных ситуаций?

Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Специфика этики как практической науки. Общая и специальная этика.

  2. Национальные особенности этикета.

  3. Происхождение профессиональной этики.

  4. Сущность профессиональной этики

  5. Задачи профессиональной этики

  6. Виды профессиональной этики.

  7. Функции профессиональной этики в деловой сфере.

  8. Деловая этика, специфика возникновения ее проблемного пространства и задачи. Универсальные принципы деловой этики.

  9. Корпоративная этика.

  10. Корпоративное поведение сотрудников: защита деловой информации, защита интеллектуальной собственности, информация о клиентах и конкурентах.

  11. Служебная этика.

  12. Что включают в себя требования служебной этики?

  13. Этика речевого общения (основные составляющие).

  14. Этикет и его функции в обществе.

  15. Какое значение имеет этикет для установления эффективных деловых отношения?

  16. Особенности делового этикета.

  17. Нравственный смысл этикета.

  18. Этический кодекс и его назначение.

  19. Возникновение первых профессионально-этических кодексов.

  20. Этический кодекс профессии и учреждения.

  21. Профессиональный кодекс этики для психологов: мировой опыт и отечественная специфика.

  22. Основные положения этического кодекса психолога.

Итоговая оценка, выставляемая в зачетку и ведомость, складывается из итогового балла, полученного за работу в семестре, и балла, полученного по итогам выполнения тестового задания на зачете. Распределение весов при расчете итоговой оценки:

— итоговый балл за работу в семестре — 0,6

— итоговый балл, полученный за выполнение тестового задания — 0,4

Порядок расчета итогового балла и критерии оценки за выполнение заданий:

1. За выполнение отдельного задания:

0 баллов — задание не выполнено

1 балл — на занятии присутствовал, но выполнение задания не оформлено

2 балла — задание выполнено частично, оформление не соответствует требованиям

3 балла — задание в целом выполнено, но оформление не соответствует требованиям

4 балла — задание в целом выполнено, но оформление лишь частично соответствует требованиям

5 баллов — задание выполнено, но есть серьезные претензии к обобщениям и выводам

6 баллов — задание выполнено, но в оформлении слабо выражена аналитическая позиция

7 баллов — выполнение задания и оформление результатов в целом соответствует требованиям, хотя есть незначительные замечания

8 баллов — выполнение задания и оформление результатов в полной мере соответствует требованиям

9 баллов — при выполнении задания и оформлении результатов ярко проявляется рефлексивная позиция студента

10 баллов — выполнение задания и оформление результатов свидетельствуют о творчестве студента, отличаются оригинальностью

2. Распределение весов за каждое задание:

эссе — 0, 2

подготовка аргументации к дебатам — 0, 3

аналитическое заключение — 0,5

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Профессиональная этика»

а) основная литература:

  1. Апресян Р.Г. Профессиональная, прикладная и практическая этики. М., 2005.

  2. Гусейнов А.А. История этических учений. М., 2003.

  3. Р.Т. де Джордж. Деловая этика. Спб-М., 2001.

  4. Зеленкова И.Л. Прикладная этика. — М.: ТетраСистемс, 2002

  5. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекция по этике. Ростов н/Д: Феникс, 1994.

  6. Зубец О.П. Профессия в контексте истории ценностей// Этическая мысль. Вып. 4 / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М.: ИФРАН, 2003. С. 103−120

  7. Основы этических знаний. СПб., 2002.

  8. «Основы этических знаний» под ред. профессора Росенко, М.Н. Изд. «Лань», 1998.

  9. Петрушин Ю.Ю. Борисов В.К. Этика бизнеса. М., 2001.

  10. Профессиональный кодекс этики для психологов (действующий с 1 апреля 1986 г.) / Пер. с англ. А. В. Александровой. - М., 2000

  11. Прикладная этика // Этика: энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. М.: Гардарики, 2002.

  12. Психология и этика делового общения. М., 2002.

  13. Соловьев Э. Я. Профессиональная этика и этикет: Рабочий учебник. — М., РосНОУ, 2003.

  14. Уляев С.И., Губайдуллина Е.Д. К вопросу о сущности профессиональной этики // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки» 4. Северо-Кавказский государственный технический университет.. ISBN 5−9296−0317−0

  15. Этика. М., 2000.

  16. Этика. Энциклопедический словарь. М., 2001.

  17. Space Use and Ethics. Vol. I: Papers / Ed. W. Bender, R. Hagen, M. Kalinovski, J.Scheffran. Munster: Agenda Verlag, 2001.

  18. The Ethics of Space Policy. [Paris:] UNESCO-COMEST, 2001.

  19. Pompidou A. The Ethics of Outer Space // World Commission on the Ethics of Scientific Knowledge and Technology. Proceedings of the Second Session (Berlin, December, 2001).

    [Paris]: UNESCO, 2003. P. 98−105; Session on the Ethics of Outer Space // COMEST Third Session (Rio de Janeiro, December 2003).

    [Paris]: UNESCO, 2004. P. 21−23; Ethics of Outer Space [Рабочий доклад на Внеочередном заседании КОМЭНТ в Париже в мае 2004 года].

б) дополнительная литература:

  1. Александрова А., Павлова А.А. Основы этической культуры и этики деловых отношений: Учебно-методич. пос. — М. , 2006. — 96 с.

  2. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. М., 2001.

  3. Андреев В.Ф. Золотая книга этикета. — М. «Вега», 2004

  4. Барышева А.Д., Матюхина Ю.А., Шередер Н.Г. Этика и психология делового общения (сфера сервиса).

    — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2006. -256 с.

  5. Большая книга по этикету. Минск, «Харвест», 2004.

  6. Гусейнов, А.А. Этика и мораль в современном мире Текст. / А.А. Гусейнов // Этическая мысль: Ежегодник / отв. ред. А.А. Гусейнов. — М.:ИФРАН, 2000.-С.4−15.

  7. Дульзон А.А., Васильева О.М. Прикладная этика. Томск, 2004.

  8. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека// Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. — 4 мая. www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm.

  9. Прокофьев, А.В. Справедливость социальная Текст. /А.В. Прокофьев // Этика: Энциклопедический словарь / ред. Р.г. Апресян.А.А. Гусейнов. — М.: Гардарика, 2001. 460−463.

  10. Саватер Ф. Беседы об этике. М., 2000.

11.Стернин И., Панферова Н. Кодекс корпоративной этики: каждой компании — свой кодекс. 149.

12. Стернин И., Панферова Н. Кодекс корпоративной этики: способы и решения — www.ippnou.ru/article.php?idarticle:=1 998.

13. Ханиш X. Деловой этикет для работы и карьеры. — М.: Омега-Л, 2007. — 120 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1.www.lib.tsu.ru

2.

3. www.ethics.harvard.edu/index.php.

4.http://www.ethics.harvard.edu/resources_sister.php.

5. www.questia.com/PM.qst?a=o&d=11 100 950). 6. www.questia.com/SM.qst?act=search&keywordsSearchType=1000&keywords=professional%20and%20ethics

7. www.iit.edu/departments/csep/PublicWWW/codes/

8. Мир психологии [Электронный ресурс]/Владимир Качалов. — Электрон. дан. — М., 1999-. — Режим доступа: psychology.net.ru/

9. Psychology.ru: Психология на русском языке [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — М., 2000 —. — Режим доступа: www.psychology.ru/

10. Флогистон [Электронный ресурс]: Неофициальная страница факультета психологии МГУ Режим доступа: flogiston.ru/

11. Факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.psy.msu.ru/

12. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс- Режим доступа: www.rsl.ru/

13.Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа:

14. Научная библиотека МГУ им. М. В. Ломоносова [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — М., 2000 —. — Режим доступа:

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) — специализированная лекционная аудитория, телевизор, видеомагнитофон, видеофильмы, мультимедийный проектор, видеокамера, специализированный тренинговый класс.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «Психология» и профилю подготовки «Организационная психология» и утверждена 31.01.2011 г.

Автор (ы) д. психол. н., профессор Краснорядцева О.М.

Рецензент (ы) д. психол. н., профессор Мещерякова Э.И.

Изменения в программу внесены и одобрены на заседании учебно-методической комиссии факультета психологии Томского государственного университета от 07.09.2011 г., протокол № 5.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector