Основы теории коммуникации Планы семинарских занятий Согласовано

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

Кафедра теории и практики перевода

Утверждаю

Проректор по учебной работе

_____________А.Ю. Шумаков

«_____»_____________2005 г.

Декан факультета лингвистики и перевода

______________Л.А. Нефедова

«____» 2005 г.

Челябинск 2005

Одобрено учебно-методической комиссией факультета лингвистики и перевода Челябинского государственного университета.

Предназначается для студентов второго курса очного отделения факультета лингвистики и перевода.

Составитель преподаватель кафедры теории и практики перевода О.В. Шефер

Рецензент канд. филол. наук, доц. кафедры теории и практики английского языка Л.В. Житникова

От составителя

Всестороннее изучение человеческого общения в самых различных его проявлениях – от межличностного до средств массовой информации, позволяет выделить эту уникальную область научных исследований в отдельную академическую дисциплину. В рамках данного курса проблема коммуникации рассматривается на разных уровнях: общетеоретическом, методологическом, терминологическом, культурологическом. Многие дисциплины попадают в поле зрения данной отрасли научного знания: философия, лингвистика, психология, культурология, социология и политология, что свидетельствует о необходимости системного подхода в изучении «Основ теории коммуникации».

10 стр., 4733 слов

Методические рекомендации по организации и сопровождению педагогической ...

... управления образованием подбор образовательных учреждений в качестве баз для педагогической практики на факультете; - заключает договор о сотрудничестве с образовательными учреждениями; - ... распределении; - обеспечивает планирование, организацию и учет результатов всех видов практики на факультете; своевременное составление документов для оплаты труда работников образовательных учреждений; - ...

Семинарское занятие 1

Деловая коммуникация (2 часа)

1. Деловая коммуникация и её особенности, виды распростра —

нения информации.

2. Деловая беседа (виды и структура).

3. Деловое совещание (виды и цели).

4. Телефонный разговор. Особенности телефонной коммуни —

кации.

Основная литература:

1. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М.,2003. С. 500 — 508.

2. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова.

М., 2001. С.149 -176.

3. Тренёв Н.Н. Основы делового общения // Менеджмент в

России и за рубежом. М., 2000. №5. С. 24 — 42.

Дополнительная литература:

1. Психология и этика делового общения: Учеб. для вузов / Под

ред. В.Н. Лавриненко. М., 2000.

2. Эрнст Отто. Слово предоставлено Вам: (Практические реко —

мендации по ведению деловых бесед и переговоров).

М.,1988.

3. Аллан Пиз. Язык телодвижений: Как читать мысли других по

их жестам. СПб.,1997. С. 208 — 218.

Семинарское занятие 2

Рекламная коммуникация (2 часа)

1. Реклама: понятие и функции, цели и виды.

2. Рекламные средства и их классификация.

_______________________________________________________

* Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ.

3. Рекламный текст (сообщение) и его свойства. Виды реклам —

ных текстов. Коммуникативная функция рекламных текстов.

4. Маркетинговые коммуникации.

Основная литература:

1. * Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России.

Практика и рекомендации. М.,1994. С.10 — 11, 20 — 24, 41 — 45,

55 — 69.

2. * Денисон Делл, Линда: Учеб. по рекламе: как стать извест —

ным, не тратя денег на рекламу. Минск,1996. С. 70 — 83,

100 — 102.

3. * Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М.; Новоси —

бирск, 2002. С.5 — 23, 65 — 102.

7 стр., 3378 слов

ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ И ЭРГОТЕРАПИИ

... документов, вычислительные машины, органы управления и средства коммуникации. В различных условиях акцент при проектировании может ... личной профилактики, а также психогигиена, разрабатывающая научные основы профилактики нарушений психического здоровья человека в СЧТС. ... Проективная эргономика предполагает развитие специальных исследований типовых видов и форм человеческой деятельности, создание методов ...

4. * Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и рос —

сийские традиции. М., 1996. С. 23 — 24, 58 — 61, 73 — 83,

159 — 163.

5. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 508 — 511.

6. * Панкратов Ф.Г., Серегин Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная

деятельность. М., 1998. С. 7 — 11, 38 — 47, 69 — 75, 101 — 112.

141 — 143, 188 — 196, 200 — 207, 213.

Дополнительная литература:

1. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. М., 2000.

2. Медведева Е.В. Рекламная коммуникация. М., 2003.

3. Реклама от «А» до «Я»: Слов. терминов. Казань, 1992.

Семинарское занятие 3

Вербальная коммуникация (2 часа)

1. Речь как способ передачи информации:

а) речевая коммуникация и её модель;

б) формы и типы речевой коммуникации;

в) особенности речевой коммуникации (нравственность речи,

позиция слушающего, сознательное / бессознательное и

ложь);

г) три типа приема и передачи информации.

2. Целевые установки речи и их классификация:

а) ритуальная речь;

б) провокационная речь;

в) императивная речь;

г) убеждающая речь.

3. Условия успешного общения. Причины коммуникативных неудач. Этика речевого общения.

4. Жанры вербальной коммуникации (беседа, разговор, рассказ, история, письмо, записка, дневник).

Основная литература:

1. *Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуни — кации. М., 1987. С. 6 — 16.

2. *Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой комму — никации. М., 1998. С.10 — 104.

3. *Виноградов С.И. Культура русской речи. М., 1998. С. 58 — 72, 83 — 93.

4. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 184 — 205.

5. *Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. М., 2001. С. 20 – 26.

Дополнительная литература:

1. Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994.

Семинарское занятие 4

Невербальная коммуникация (4 часа)

1. Невербальные средства коммуникации:

а) мимика;

б) жесты;

в) позы;

г) темп речи;

д) дикция;

е) интонация;

ж) азбука Морзе.

2. ”Body Language”- язык телодвижений.

18 стр., 8840 слов

Словарь ребенка как основа развития речи

... речевых актов принято выделять импрессивную (восприятие речи) и экспрессивную (воспроизведение речи) стороны речи. Звуковой состав речи изучается такой наукой как фонетика, в ведении лексикологии находится изучение словарей, грамматическую основу речи ... изучает грамматика. Поэтому фонетика, лексика и грамматика образуют единую систему языка. В своей ...

3. Кинестика, проксемика, паралингвистика и другие науки, изучающие невербальную коммуникацию.

4. Роль невербальной коммуникации в процессе межкультурно-

го общения.

Основная литература:

1. Аллан Пиз. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. СПб., 1997. С. 11 — 30, 78 — 98.

2. *Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб., 1997.

3. Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов. М., 1996.

С. 83 — 117, 134 — 137.

4. *Джулиус Фаст. Язык тела. Ростов н / Д., 1997.

5. *Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой комму -никации. М., 1998. С. 436 — 469.

6. Кравченко А.И. Культурология. М., 2000. С. 41 — 43, 62 — 76, 156 — 168, 430 — 434.

7. Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2000. С. 230 — 235.

8. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 295 — 334.

Семинарское занятие 5 Средства массовой коммуникации

в современном мире (2 часа)

1. Средства массовой информации:

а) определение и содержание понятий;

б) роль, функции и структура СМИ;

б) язык СМИ (прагматичность, адресность, сиюминутность, усредненность, эталонность).

2. Массовая коммуникация как особый тип дискурса.

3. Аудитория и типологические характеристики общерос — сийских СМИ.

4. Компоненты системы СМИ.

5. Основные принципы организации радио — и телевизионной речи.

Основная литература:

1. *Нещименко Г.П. Динамика речевого стандарта современной публичной вербальной коммуникации: проблемы: Тенденции развития // Вопр. языкознания. 2001. №1. С. 98 — 131.

2. *Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и

Е.Н. Ширяева. М., 1998. С. 238 – 263.

3. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 432 — 478.

4. *Русский язык и культура речи / Под ред. Максимова В.И. М., 2001. С. 253 — 260.

5. *Система средств массовой информации России / Под ред. Л.Н. Засурского. М., 2001. С. 3 — 34.

6. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2002.

С. 62 — 67, 147 — 154.

Семинарское занятие 6

Межличностная коммуникация (2 часа)

  1. Межличностная коммуникация:

а) определение и закономерности межличностной коммуни — кации;

б) составные элементы категории межличностного общения.

  1. Межличностная перцепция:

а) перцептивная сторона общения;

10 стр., 4669 слов

Понятие коммуникации и предмета теории коммуникаций

... теории коммуникации можно выделить несколько подходов к определению сущности коммуникативного процесса: 1. Философский подход (Аристотель, Сартр, Мунье, Ясперс)- исследователи предложили одну из первых моделей коммуникации: оратор, речь, ... с помощью языка и других форм связи · устойчивая система связей и отношений между двумя или несколькими подсистемами (пр. межкультурная коммуникация) или многими ...

б) эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания людьми друг друга при коммуникации;

в) эффекты межличностного восприятия;

г) обратная связь.

  1. Общение мужчин и женщин как представителей разных

гендерных культур (самостоятельно).

Основная литература:

1. *Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М., 1999. С. 12 — 16, 23, 40 — 45.

2. *Кирилина А.В. О применении понятия гендера в русскоязычном лингвистическом описании. // Филол. науки. 2000. №3. С. 18 — 27.

3. *Обозов Н.Н. Феномены закономерности межличностного взаимодействия // Вопросы психолгии межличностного позна –ния и общения: Сб.науч. тр. Красноярск, 1986. С. 131 — 140.

4. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 337 — 396.

5. *Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н / Д., 1997. С. 674 — 676.

6. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2002.

С. 57 — 60.

Дополнительная литература:

Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений мужчина ↔ женщина. М., 2000.

Семинарское занятие 7

Имиджевая коммуникация (2 часа)

1. Имидж:

а) определение, функции и структура;

б) варианты и типы имиджей.

2. Имиджевый дискурс.

3. Этапы имиджевого воздействия.

4. ПР-реклама имиджа.

5. Имиджевая коммуникация и её роль в современном мире.

Основная:

1. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М., 2001. С. 116 -127.

2. *Минаева Л.В., Морозов Л.Ю. Роль речевой коммуникации в создании имиджа // Вестн. Моск. ун — та. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. № 1. С. 55 — 72.

3. Почепцов Г.Г. Имиджеология: теория и практика. Киев, 1998. С. 7 — 29.

4. *Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001. С. 294 — 319.

Дополнительная:

Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. М., 2001.

Список рекомендуемой литературы Основная

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

2. *Большой энциклопедический словарь. Языкознание / Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1998. С. 233, 604 — 608.

3. *Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

4. *Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М., 1994.

5. *Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуника -ции. М., 1987.

10 стр., 4530 слов

Тест По «теории массовых коммуникаций» Основные положения теории ...

... структуру, закономерности и эффективность деятельности систем массовой коммуникации (МК)? Социология МК Тема 1.2. Теория деятельности и массовые информационные процессы Что является высшим уровнем психического отражения человеком ... вид понятий, которые обозначают какой-то один предмет? Единичные Что является основой формирования понятий? Для какого вида понимания характерно то, что оно достигается ...

6. *Делл Денисон, Линда Тоби. Учебник по рекламе. Минск, 1996.

7. *Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

8. *Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой ком -муникации. М., 1998.

9. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М., 2001. С. 294 — 319.

10. *Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.И. Ширяева М., 1998.

11. *Минаева Л.В., Морозова А.Ю. Роль речевой коммуникации в создании имиджа // Вестн. Моск. ун – та. Сер. 19. Лингвис -тика и межкультурная коммуникация. 1999. №1. С. 55 — 72.

_______________________________________________________

* Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ.

12. *Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и рос -сийские традиции. М., 1998.

13. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003.

14. *Панкратов Ф.Г., Серегин Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. М.,1998.

15. *Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии XXвека. М., 2001.

16. *Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001.

17. *Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова.

М., 2001.

18. Система средств массовой информации России / Под ред. Л.Н. Засурского. М., 2001.

19. *Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

20. *Тренев Н.Н. Основы делового общения // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 5. С. 24 — 42.

21. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2002.

Дополнительная

1. Акишина А.А. и др. Жесты и мимика в русской речи. М., 1991.

2. Аллан Пиз и др. Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам. СПб., 1997.

3. *Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб., 1997.

4. *Боброва Л.Г. О характере и прагматике информационных текстов Паблик Рилейшнз в INTERNET// Вестн. Моск. ун – та. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1999. .№1. С. 103 — 113.

5. *Головин Н.Г. Основы культуры речи. М., 1988.

6. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. М., 2000.

7. Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов. М., 1996.

8. Каган М.С. Мир общения. Проблема межкультурных отно -шений. М., 1988.

9. *Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994.

10. *Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997.

11. Лингвострановедение и текст / Под ред. Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова. М., 1987.

12. Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2000.

13. *Немищенко Г.П. Динамика речевого стандарта современ — ной публичной вербальной коммуникации: проблемы, тенденции развития // Вопр. языкознания. 2001. №1. С. 98 — 131.

14. .Почепцов Г.Г. Имиджеология. М., 1998.

15. *Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лав-риненко. М., 2000.

16. Реклама от «А» до «Я»: Слов. терминов. Казань, 1992.

17. *Тер-Минасов С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

18. Холл Э. Как понять иностранца без слов. М., 1995.

19. Эрнст Отто. Слово предоставлено Вам: (Практические реко- мендации по ведению деловых бесед и переговоров).

11 стр., 5374 слов

Теоретические основы познавательных процессов в деятельности военнослужащих

... научные труды, так и материалы периодических изданий. 1 Теоретические основы познавательных процессов в деятельности военнослужащих 1.1 Психологическая структура личности военнослужащего ... структуру личности военнослужащего; · изучить теоретическое основы понятия способностей; · определить место и роль познавательных процессов в деятельности военнослужащих; · предоставить психологическую ...

М., 1988.

Перечень вопросов к зачету

1. Коммуникация и ее компоненты. Структура коммуникатив — ного акта.

2. Речевая коммуникация.

3. Деловая коммуникация: беседа, совещание, телефонный разговор.

4. Рекламная коммуникации. Коммуникативная функция рек -ламных текстов.

5. Маркетинговые коммуникации.

6. Жанры речевого общения (беседа, разговор, рассказ, история, письмо, записка, дневник, письмо).

7. Условия успешного общения и причины коммуникативных неудач.

8. Соотношение понятий «коммуникация» и «общение».

9. Средства массовой коммуникации.

10. Виды коммуникаций.

11. Невербальная коммуникация.

12. Межличностная коммуникация.

13. Имиджевая коммуникация.

14. Коммуникативные технологии XX века.

Примерный зачётный тест по основам теории коммуникации

1. Какова структура коммуникативного акта?

А. адресант → сообщение → адресат;

Б. адресат → сообщение → адресант;

В. сообщение → канал → сообщение.

2. Что включает в себя невербальная коммуникация?

А. внушение, подсознание;

Б. речевое общение;

В. «язык тела».

3. Что изучает паралингвистика ?

А. вербальную коммуникацию;

Б. невербальную коммуникацию;

Г. массовую коммуникацию.

4. Конгруэнтность это:

А. восприятие слов и жестов говорящего;

Б. совпадение слов и жестов говорящего;

В. передача слов и жестов говорящего.

5. Что обозначает термин референция в коммуникативном акте ?

А. язык и его разновидность;

Б. обстоятельства события;

В. содержание сообщения.

6. Что включает в себя художественная коммуникация?

А. мифологию;

Б произведения искусства;

В. ритуал.

7. Что изучает проксемика?

А. прикосновения в процессе коммуникации;

Б. расположения людей в процессе коммуникации;

В. моторику тела в процессе коммуникации.

8. Спичрайтер это:

А. человек, занимающийся исправлением освещения событий в СМИ;

Б. человек, участвующий в создании документов для руководителей государства;

В. специалист по связям с общественностью.

9. К какому виду коммуникации можно отнести ритуал сватовства?

А. перформанская;

Б. художественная;

В. мифологическая.

10. Паблик рилейшенз это:

А. рекламное стимулирование, способствующее продвижению товаров и услуг на рынке;

Б. средства массовой информации;

В. отношения, связи с общественностью.

11.Отправитель сообщения в коммуникации это:

А. адресат;

Б. референция;

В. адресант.

12. Что изучает такесика?

А. прикосновения в процессе коммуникации;

Б. проявление эмоций и чувств в процессе коммуникации;

В. движения мышц тела в процессе коммуникации.

Ключи к тестам:

1. А 7. Б

2. В 8. Б

3. Б 9. А

4. Б 10. В

5. В 11. В

6. Б 12. А

Приложение

Москвина Л. Энциклопедия психологических тестов //http://test-online.h11.ru/test/test-21.html.

8 стр., 3687 слов

Межличностные коммуникации Вопросы к зачету

... чертами) Особенности и функции неформальной коммуникации. Неформальные коммуникации возникают в процессе человеческого общения по различным интересам: ... использует словесную форму для подтверждения понимания сообщения. Основными видами рефлексивных ответов являются выяснение, ... первых, межличностная коммуникация практически всегда более оперативна и достигает своего адресата при минимуме ...

Тест «Общительность»

На вопросы, приведённые ниже, дайте ответы: «да» (2 балла), «нет» (0 баллов), «иногда» (1 балл) и сосчитайте сумму набранных балов.

1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает Вас её ожидание колеи?

2. Откладываете ли Вы визит к врачу до тех пор, пока станет совсем невмоготу?

Вызывает ли у Вас смятение или неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением на каком-либо мероприятии?

3. Вам предлагают поехать в командировку туда, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы все усилия, чтобы избежать этой командировки?

4. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

5. Раздражаетесь ли Вы, когда незнакомый человек на улице обращается к Вам с просьбой показать ему дорогу, назвать время, ответить на какой-либо еще вопрос?

6. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

7. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл отдать Вам 10 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

8. В ресторане или столовой Вам подали явно некачественное блюдо — промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

9. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

10. Вас приводит в ужас любая длинная очередь. Предпочтете ли Вы отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост и томиться в ожидании?

11. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

12. Есть ли у Вас сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений Вы не примете?

13. Услышав в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

14. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

15. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение) в письменном форме, чем в устной?

А теперь посчитайте сумму баллов:

30…32 – Вы явно некоммуникабельны, и это беда, от которой страдаете больше Вы сами.

25…29 – Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей.

19…24 – Вы достаточно общительны, в незнакомой ситуации чувствуете себя вполне уверенно. В Ваших высказываниях может быть порой слишком много сарказма, причём без всяких веских оснований. Но эти недостатки исправимы.

14…18 – у Вас нормальная коммуникабельность. Без неприятных переживаний начинаете новое дело, идёте на встречу с новыми людьми. Хотя, вероятно, не любите шумных компаний, многословие Вас раздражает.

6…13 – Вы, должно быть, «рубаха-парень», всюду чувствуете себя в своей тарелке, охотно высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нём поверхностное представление. Берётесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Задумайтесь над этим.

10 стр., 4518 слов

Значение дела Дейла Карнеги в понимании человека

... Америке, например, не менее популярна книга Э. Шострома под вызывающим названием «Антикарнеги»). Правда, восторженный ажиотаж потихоньку спадает и у ... исключительной предприимчивости. Он мог позволить себе жертвовать огромные суммы на благотворительность, а сам до конца своих дней ... после пары лет существования нищим актером забросил это дело и занялся писательским трудом. Увы, издателей его юношеские ...

5 и менее – Ваша общительность явно чрезмерна, Вы говор -ливы; многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Вспыльчивы, нередко необъектив — ны. Людям трудно с Вами.

Основы теории коммуникации

Планы семинарских занятий

Составитель Шефер Оксана Владимировна

Редактор Н.П. Мирдак

Подписано в печать

Формат 60х84 1/16. Бумага газетная.

Печать офсетная. Усл.печ.л. 1,1. Уч.-изд. л. 0,9.

Тираж 50 экз. Заказ . Бесплатно

ГОУВПО «Челябинский государственный университет»

454021 Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129

Полиграфический участок Издательского центра ЧелГУ

454021 Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 57 б

17