Словарь ребенка как основа развития речи

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Речь человека имеет огромное значение в его жизни. Речь сопровождает нас повсюду. Именно речь обеспечивает нам возможность общения, обучения и развития. Речь позволяет нам излагать собственные мысли и понимать мысли и чувства других людей. Речь является средством обеспечения всех уровней коммуникаций человеческого общества, она объединяет и разделяет, вдохновляет и стимулирует, способствует как развитию человека так и его успешной самоактуализации на всех этапах его возрастного развития.

Развитие речи начинается с самого рождения ребенка и продолжается всю его жизнь. Становление речи происходит в детском возрасте. Именно в детстве у человека закладывается основной словарный запас, что способствует развитию других структурных компонентов речи и гармоничному психическому развитию личности.

Задачам развития речи детей уделяется большое внимание как в психологической так и педагогической литературе. В основе ее развития находится формирование словаря ребенка, так как слово является основным средством коммуникации и самовыражения.

именно слово вводит ребенка в мир людей, служит регулятором его поведения, способом познания мира.

В детском возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволит ему общаться со сверстниками и взрослыми, подготовиться к школьной жизни, где ведущей деятельностью становится учебная, к освоению письменной речи и грамоты, что и определило актуальность нашего исследования.

Цель работы — изучить особенности формирования словаря в детском (дошкольном) возрасте.

Объект исследования — формирование словаря как основы речи.

Предмет исследований — методы формирования словаря в детском дошкольном возрасте.

Цель работы определила задачи исследования:

изучить виды речи;

определить особенности связной речи и ее формирования;

изучить структурные компоненты речи;

определи особенности развития словарного запаса ребенка в онтогенезе;

выявить методические приемы и способы формирования словаря в дошкольном возрасте;

провести диагностическое исследование состояние развития словаря в группе дошкольников;

разработать программу занятий с детьми дошкольного возраста по формированию словаря;

12 стр., 5524 слов

Использование игрушки для развития словаря детей раннего возраста

... необходимо максимально использовать игрушку для развития речи детей. Глава I. Теоретические основы развития словаря детей раннего возраста § 1. Лингвистические основы проблемы Речь является особой формой общения ... высказывании. Поэтому, формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связанной речи детей. Для выяснения сущности словарной работы в детском саду В.А. Звегинцев ...

определить эффективность целенаправленной работы в виде дополнительных занятий по развитию словаря в дошкольном возрасте.

В работе были использованы такие методы исследования как сбор, анализ, обобщение и синтез информации.

Выборку исследования составили дети дошкольного возраста в количестве 20 человек (контрольная и экспериментальная группа).

Исследование проводилось на базе ДОУ.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

.1 Виды речи. Связная речь

Речь неразрывно связано с жизнью человека. С помощью речи человек излагает свои мысли как в устной, так и письменной форме, может обмениваться ими с другими людьми. С помощью речи человек осуществляет свое общение, совершенствует коммуникативные навыки, необходимые для его успешной самореализации в обществе. Переоценить значение речи в человеческой жизни очень трудно.

Психическую основу жизни человека образуют следующие речевые функции:

обозначение всех окружающих человека предметов и явлений;

обобщение эмоций, чувств, результатов мыслительной деятельности, а также отдельных предметов и явлений по свойственным им функциям;

общения (коммуникативная функция);

выражение своего отношение к сообщаемому, эмоций, чувств, мыслей;

воздействие на других людей, побуждение к действиям других людей, окружающих индивида;

Речь и вышеупомянутые ее функции в жизни человека непосредственно связаны с мышлением [1, С. 26].

Психологическая наука различает такие виды речи как внешняя и внутренняя. В свою очередь внешняя речь подразделяется на устную и письменную, а также на диалогическую (разговорную) и монологическую.

Наиболее простым видом речи является диалогическая. Объясняется это ее свойствами, в которых два собеседника дополняют высказывания друг друга; речь каждого из собеседников может состоять из отдельных реплик, и иметь отношение к совместной деятельности собеседников, к знакомому им обоим предмету. Существенное значение в диалогической речи имеют жесты, мимика, а также интонация разговаривающих собеседников.

Монологическая речь характеризуется различным по временному фактору, последовательным изложением мнения какого-либо лица о некотором событии или явлении. Монологическую речь принято считать связной контекстной речью, требующей предварительной подготовки =, обдумывании и составления плана высказывания.

Развитие монологической речи происходит в неразрывной связи с письменной речью. Объясняется это наличием общих особенностей: последовательности, плановости, логичности и контекстного характера [1, С. 28].

Внутренняя речь не используется в общении и не является его средством. Внутренней речи свойственно беззвучие, свернутость, в ней не употребляется большинство членов предложения. Во внутренней речи обычно остается только один из главных членов — подлежащее или сказуемое, определяющие сущность мысли.

9 стр., 4465 слов

Развитие внутренней техники актера

... использовать заложенные природой возможности человека в создании и осознавании сценического образа. Методика воспитания внутренней техники строится на развитии психофизического аппарата человека, его естественного потенциала, ... пластическом языке. В танце линия внешнего поведения существует как основная речь актера. Внутреннее действие, в котором выявляется переживаемое чувство, он должен создать. ...

Внутренняя речь не свойственна ребенку на начальных этапах речевого развития. Часто от ребенка можно услышать его разговор с самим собой, что подтверждает слабое развитие внутренней речи либо ее отсутствие, но, одновременно, характеризует этап ее развития. Также известно, что начальные стадии изучения какого-либо материала детьми связаны с его проговариванием ими вслух, затем шепотом, и наконец, про себя. То есть внутренняя речь формируется у ребенка под влиянием обучения. Ребенок приучается думать перед тем, как совершить речевое высказывание. Развитию внутренней речи способствует и чтение [1, С. 32].

Более старший возраст детей позволяет формировать внутреннюю речь при подготовке устных уроков. Такая подготовка во многом формирует и способствует развитию навыков внутренней речи с помощью предварительного обдумывания задания, формулирования устных ответов. Изложение и сочинение также подразумевают наличие высокого уровня навыков внутренней речи.

Все виды речи подразумевают наличие связности. Однако формы связности меняются и совершенствуются в процессе развития личности и освоения ею речевых навыков. Связная речь характеризуется умением изложить свои мысли таким образом, чтобы это было понятно окружащим. В развитии связной речи играют важную роль все ее структурные компоненты, которые проходят свое формирование в речевом развитии человека также последовательно и поэтапно как и сама речь. По сути развитие связной речи определяется гармоничным развитием всех ее структурных компонентов [9, С. 50].

Закономерности развития всех видов речи изучаются психологической науке в тесной взаимосвязи с изучением психики и ее структурных компонентов. Для речевого развития ребенка наиболее важными являются процессы слухового и зрительного восприятия и движения. Развитие речи как и развитие психики в онтогенезе происходит поэтапно. каждый этап речевого развития имеет свои особенности.

Закономерности развития речи у ребенка изучает детская психология на фоне и в связи с общим развитием психики. Наиболее значимыми для речевого развития ребенка являются процессы слухового и зрительного восприятия и движения. Постепенное взаимосвязанное развитие этих процессов проходит ряд этапов [19, С. 64].

Таким образом, речь человека является необходимой функцией его жизнедеятельности и самореализации. Речь бывает различна, но все ее виды требуют развития связности. Связность речи определяется поэтапным и последовательным развитием всех ее структурных компонентов. Закономерности развития речи тесно связаны с развитием психических функций человека, которые изучаются психологической наукой в тандеме с другими науками, отвечающими за изучение структурных компонентов речи.

1.2 Структурные компоненты речи

Речь, как известно, состоит из различных структурных компонентов, в числе которых можно выделить звуковой состав, словари (активный и пассивный) и грамматический строй.

Видами речи являются устная и письменная речь. В процессе совершения речевых актов принято выделять импрессивную (восприятие речи) и экспрессивную (воспроизведение речи) стороны речи.

2 стр., 977 слов

Образец речи для защиты дипломной работы по экономике

... Доклад окончен, спасибо за внимание! Образец доклада к дипломной работе Правила чтения доклада (речи) на защите диплома Выступая перед комиссией ... по их устранению; Прогнозы и ожидания от внедренных изменений, рекомендации, предназначенные для решения поставленных в ходе работы ... о цели работы и средствах ее достижения; Раздел кратких выводов является важной частью защитного слова. Рекомендуется писать ...

Звуковой состав речи изучается такой наукой как фонетика, в ведении лексикологии находится изучение словарей, грамматическую основу речи изучает грамматика. Поэтому фонетика, лексика и грамматика образуют единую систему языка. В своей структурной совокупности все языковые компоненты образуют единой целое и находятся в структурных взаимосвязях друг с другом. В частности взаимосвязанными и взаимообусловенными являются звуковой строй, грамматика и словарный состав [19, С. 98].

В этом перечне структурных компонентов наибольшая обобщающая сила принадлежит словарному составу, потому что именно словарный состав обладает наибольшей степенью охвата других элементов языка.

Слово вообще считается основной структурной единицей языка и во всей совокупности его грамматических форм является основой построения речи. Грамматика представлена двумя большими разделами: морфологией (законами изменения слов) и синтаксисом (законами сочетания слов в предложении).

Морфологической изменение слов производится с помощью системы окончаний отдельных типов склонений и спряжений при неизменяемости основы (корня) и системы фонематических чередований в основах и изменений места ударения в отдельных формах.

Слова, как основные структурные элементы языка образуют другие единицы речи — предложения. Предложения образуются из слов словаря человека, связанных посредством их формы и порядка расстановки в предложении, служебных слов (предлогов, союзов, частиц), интонации.

Таким образом, морфология изучает проблемы и решения формообразования, словоизменения и словообразования, а синтаксис изучает вопросы структурного состава предложений, связи слов, входящих в предложения, типов предложения [19, С. 84].

Взаимная связь слов в русском языке обычно выражается способами согласования, управления и примыкания. В преобладающем большинстве наблюдаются связи согласования и управления, в меньшей степени — способы примыкания.

Согласование слов заключается в сильном уровне видимости взаимосвязи подчиняющего слова и подчиненного (колыхалась спелая рожь или косили спелую рожь).

При управлении во время изменения подчиняющего слова изменения подчиненного не происходит (гордится победой, гордость победой).

Примыкание отличается тем, что в качестве подчиненного слова употребляется неизменяемое слово (сидел справа, читал стоя, солнце светит ярко).

Что касается синтаксического и морфологического анализов, то синтаксический анализ является более широким в сравнении с морфологическим. Особенностями синтаксического анализа является его выход за пределы слов, в то время как морфологический опирается на значимые части слов (корень, суффикс, приставка, флексия).

Все вышеперечисленные закономерности обязательно отражаются в речевом развитии ребенка и происходят также последовательно как и само речевое развитие (при развитии речи в норме) [9, С. 122].

Развитие речи подразделяется на доречевой период, связанный с накоплением первичного жизненного опыта ребенком, и речевой период, в процессе которого реализуется как накоплении словарного запаса, освоение звуковой структуры речи, так и освоение всех вышеперечисленных взаимосвязей.

19 стр., 9231 слов

Процесс развития связной монологической речи у детей старшего ...

... ʙий, обеспечиʙающих разʙитие сʙязной монологической речи у детей старшего дошкольного ʙозраста. Проблема разʙития монологической речи детей хорошо изʙестна широкому кругу педагогических работникоʙ: ʙоспитателям, ... и логическое мышления. Старший дошкольный ʙоɜраст следует рассматриʙать только как период, когда должно начаться интенсиʙное формироʙание логического мышления, как бы определяя ...

Рассмотрим подробнее речевой период развития ребенка и его закономерности.

Формирование словаря начинается у ребенка в самом начале речевого периода, что и определяет название самого периода. Начало освоения словаря происходит в конце первого года жизни ребенка. Этот период характеризуется отсутствием разделения между звуком, словом и предложением, слово является предложением и выражается различными вариациями звукоподражания (а — зовет ребенок мать, у-у — просит он машину, ам-ам — собачку).

Объясняется это тем, что в данном периоде развития речи смысл просьбы или мысли ребенка больше выражается интонацией и ритмом, отраженных в том или ином звуке. С развитием словаря интонация и ритм начинают выполнять служебную функцию и подчиняться слову, а впоследствии — фразе.

Как уже было сказано, в нашей речи словарный запас, звукопроизношение и грамматический строй взаимосвязаны и взаимообусловлены, но, необходимо отметить, что развитие каждого из них происходит в зависимости от психически особенностей ребенка [21, С. 126].

Обычно в возрасте начиная с 3 месяцев до года ребенок должен систематично осваивать механизмы произношения большинства звуков: гортанных вовремя гуления, губных и переднеязычных взрывных, артикуляция которых сходна с актом сосания, затем щелевых согласных (ф — в, с — з) и других звуков. Многие дети осваивают даже раскатистый звук р.

Последовательность появления звуков объясняется: а) близостью артикуляции звука к двигательным безусловно-рефлекторным реакциям (актам сосания, жевания, глотания); таковы, например, звуки п, б, м; б) сложностью артикуляционных укладов звуков (самые сложные по артикуляции звуки — шипящие, р и л появляются самыми последними).

После первичного освоения звука, их произношение закрепляется ребенком с помощью многократного повторения простых открытых слогов в период лепета типа па-па-па, да-да-да и т. п. Повторение также имеет свои особенности: в начале оно основывается на рефлекторном самоподражании, а в возрасте от 5 месяцев основывается на эхолалическом повторении за окружающими людьми. Возрастной период от 5 месяцев также характеризуется усвоением артикуляции окружающих.

Очень важным является то, что при освоении словаря ребенок заново начинает осваивать произношение звуков, но уже в составе слов. Поэтому начальный период освоения словаря характеризуется неустойчивостью произношения многих звуков ребенком и различным качеством произношения одного и того же звука в разных словах.

В младшем дошкольном возрасте у большинства детей наблюдается неустойчивость произношения и отмечаются дефекты речи как при произношении свистящих, так и шипящих звуков, соноров р и л. Менее часто наблюдаются дефекты смягчения, а также дефекты озвончения и йотации. Все эти нарушения минимизируются в процессе каждодневной практики произношения. Произношение становится все более автоматичным, точным и устойчивым. Каждодневный опыт общения и физиология механизмов речи позволяет ребенку не только произносить слова, но и слышать себя, чтобы впоследствии корректировать произносимое. То же наблюдается и при освоении артикуляции окружающих и их произношения: ребенок повторяет за говорящими людьми, оттачивая качество произношения звуков и слов.

20 стр., 9866 слов

Особенности усвоения и воспроизведения детьми новых слов в процессе ...

... руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка. Е.И. Тихеева много внимания уделяла обогащению содержания речи. В ее трудах представлена система работы над словом. Запас детских представлений и словарь в ...

В процессе развития речи и освоения словаря ребенку необходимо осваивать правильные навыки двигательные произношения, осуществлять контроль над своим произношением и корректировать произносимые звуки с слова. Все это становится возможным благодаря фонематическому слуху, т.е. умением сопоставлять услышанное и произносимое. Фонематический слух также формируется у ребенка не сразу, а вместе с развитием речи [23, С. 16].

В возрасте 5-6 лет ребенку уже подвластны слоговая структура слов, звукопроизношение, если развитие ребенка происходит гармонично. Однако, у некоторых дошкольников могут наблюдаться еще некоторые отклонения речевого развития. Необходимо отметить, что общение с окружающими у ребенка начинает складываться задолго до освоения правильных речевых навыков. С помощью сокращения и упрощения слоговой структуры слов и использования освоенных звуков, а также замещения ими неизученных, ребенок строит свою речь, еще не имея сформировавшегося произношения.

В период детства развитие словаря происходит также быстро как в количественном так и в качественном ключе. Так, количественные характеристики словаря дошкольника должны быть следующими: в возрасте года — несколько слов, в возрасте двух лет — 200-300 слов, в возрасте трех лет — 1500-2000 слов (таблица 1).

На формировании словаря ребенка и освоения грамматических навыков напрямую влияют условия развития ребенка, поэтому возможны значительные отклонения от нормативных значений [24, С. 44].

Таблица 1 — Рост словаря по Бюлеру [24, С. 44].

ВозрастМаксимумМинимум1г — 1г 2м5831г3м — 1г5м23241г6м — 1г 8м383441г 9м — 1г 11м707272г 3м — 2г 6м15091713г — 4г2346598

Статистические научные данные свидетельствуют, что к 4 годам (при словаре 598-2346 слов) количество существительных в словаре ребенка может находиться в пределах 50,2%, глаголов 27,4%, прилагательных 11,8%, наречий 5,8%, числительных 1,9%, союзов 1,2%, предлогов 0,8%, междометий и частиц 0,9% [24, С. 62].

Общее речевое развитие ребенка можно более подробно рассмотреть через призму четырех периодов, принятых в педагогической науке.

Так первый период отличается небольшим словарем, в его составе больше наблюдается лепетных слов и слов, состоящих из одного слога. Их произношение связано с первичными навыками звукоподражания.

Описывая первые так называемые слова ребенка в первый период речевого развития, можно отметить, что данные слова являются неизменяемыми корнями, которые не только указывают на сам предмет, но зачастую и на действия с ним и на его качества. Для уточнения их значений ребенок часто использует мимику и жесты. Многозначность употребляемых слов-корней в первый период речевого развития ребенка одновременно указывает и на их суженность по содержанию, если проводить сравнение со словами взрослого человека.

Впоследствии в первый период речевого развития ребенка в его словаре появляются двусложные слова, которые чаще всего состоят из двух повторяющихся слогов (мама, папа и т.д.).

14 стр., 6968 слов

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮВОСПРИЯТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ...

... воздействия по преодолению этих нарушений у данной.категории детей. Значимость восприятия устной речи для развития языковой способности ребенка, формирования у него предпосылок успешного обучения в ... в устной, так и в письменной речи является слово, однако слово, воспринимаемое в устной речи, недискретно. Этот аспект изучения речи детей в логопедических исследованиях практически не принимается ...

Часто в первом речевом периоде преобладает ритмико-интонационная структура слова над его звуковым оформлением [14, С. 126].

Появление первых слов и первых предложений частно происходит одновременно. Однако, повторяя опыт первых произносимых слов-корней ребенок употребляет первые предложения больше аморфно. Можно сказать, что первое предложение в речи ребенка — это аморфное слово, дальнейшие шаги в построении предложений состоят в соединении двух или нескольких аморфных слов (Мама каша дать, Тата пать (спать)).

дальнейшее развитие употребления предложений в речи ребенка характеризуется их усложнением путем добавления нескольких слов, а также использования правильности в построении предложений за счет изменения окончаний употребляемых слов, разнообразия взаимоотношений между ними.

Второй период развития речи ребенка отличается быстрым ростом словаря, последовательным освоением различными частями речи, усложнением ритмико-интонационной структуры и уточнением звукового оформления словаря. Однако вместе с этим увеличиваются и различные речевые искажения, обозначающиеся термином литеральные парафазии, которые впоследствии в процессе речевого развития самостоятельно корректируются и изживаются ребенком из собственной речи, если, конечно, происхождение парафразий не является патологическим и не связано с органическими нарушениями в развитии психических функций ребенка.

Второй период речевого развития ребенка отличается и закономерными изменениями в освоении грамматического строя языка. Так у детей появляются не только простые. но и сложные предложения. Аморфные слова-корни заменяются словами, морфологически разделенными на элементы, причем это процесс движется сразу в направлении некскольких грамматических категорий: в отношении существительного — единственное и множественное число, именительный, винительный, родительный падежи и уменьшительные формы; в отношении глагола — повелительное, изъявительное, сослагательное наклонение, настоящее и прошедшее время повелительного наклонения. Процесс освоения грамматического строя речи сопровождается освоением многочисленных окончаний слов согласно их значения, и отделения их от корней слов [14, С. 128].

Необходимо отметить, что процесс выделения морфологических элементов является неосознанным, но определяет начало крупнейшего переломного момента в развитии грамматического строя речи. Второй период развития речи характеризуется лишь частичной грамматизацией. Наиболее полно усваиваются существительные и глаголы, частично — прилагательные и предлоги. Употребление служебных слов еще не присуще ребенку в этом периоде речевого развития, поэтому используются бессоюзные предложения.

На этапе третьего периода речевого развития ребенка продолжается усваиваться морфологическая система, формы становятся устойчивыми. Усложняется и увеличивается словарный запас ребенка, происходит развитие смысловой стороны речи от конкретных понятий к абстрактным категориям. Смысловой аспект развития словаря постепенно приводит к его соединению с усвоенным грамматических строем языка. Происходит их закономерное слияние и объединение.

17 стр., 8354 слов

Влияние дидактических игр на процесс формирования словаря детей ...

... словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово ... игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста. Объектом нашего исследования является процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования выступают дидактические ...

Синтаксические основы осваиваются быстрее морфологических. Сложные предложения все больше наполняют словарь ребенка, усваиваются необходимые для этого грамматические компоненты. Как уже было отмечено сложные предложения характеризуются все бОльшей абстрактностью.

Третий период речевого развития отличает особенность, которая выражается в разделении его на две части: освоение системы окончаний отдельных типов склонений и спряжений и освоение системы чередования звуков в основах и места ударения для отдельных форм. Такое разделение связано с особенностями освоения речи детьми: изучается система окончаний отдельных типов склонений и спряжений и системы чередования звуков в основах и мест ударений в формах [14, С. 130].

Четвертый период речевого развития ребенка характеризуется очень высоким уровнем освоения языка, освоены системы грамматики как синтаксического так и морфологического порядков. Однако это касается только устной речи ребенка, так как освоение письменной речи для детей с развитием речи в норме приходится на период школьного возраста.

В дальнейшем на этапе четвертого периода развития речи ребенок переходит к освоению флексийной системы окончаний (склонений и спряжении) при неизменяемости основы, т.е. усвоением законов формообразования и словоизменения.

Законы словообразования усваиваются детьми более сложно, т.е. система употребления звуков в основе и перемещения ударений требует дополнительных усилий от ребенка, что выражается в активном многообразном словообразовании и словоизменении. В этом возрасте детям свойственна особенная чуткость к различным формам русского языка, наблюдательность к ним, в частности внимание детей притягивают различные словообразовательные суффиксы (уменьшительности, ласкательности, собирательности и др.) [14, С. 140].

Огромную роль в освоении грамматического строя речи в этом возрасте играет смысловое значение всех грамматических изменений, причем овладение смысловым значением всегда опережает его внешнее выражение.

Школьный период ребенка характеризуется освоением грамоты и письменной речи, что подразумевает все большее слияние грамматического строя речи и ее звукового наполнения, а также активное развитие словаря ребенка [24, С. 150].

Таким образом, развитие речи состоит из последовательного освоения всех ее структурных элементов: звукового, лексического наполнений и грамматических закономерностей. Наиболее сильным звеном в освоении речи является формирование и развитие словаря ребенка, без которого невозможно дальнейшее освоение языка, законов словообразования и грамматического построения речевых высказываний. В педагогической литературе развитие речи подразделяется на два периода: доречевой и речевой. Речевой период включает в себя четыре последовательных этапа освоения всех механизмов построения устной речи и подготовки ребенка в изучению грамоты и освоению письменной речи.

1.3 Методика развития словарного запаса детей

2 стр., 937 слов

Тема: Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста

... 80), 5 (с. 86). Определения записываются в терминологический словарь. 2. Выписать основные показатели умственного развития детей дошкольного возраста. Источник 1 (с. 12 - 14). 3. Перечислить ...   Дополнительная: 3. Маралов В.Г. Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. – Череповец, 1995. – с. 12, 15, 18, 20, 22. 4. Практическая психология ...

Методика развития словарного запаса детей также зависит от возраста ребенка и опирается на особенности формирования словаря ребенка и развития других структурных компонентов речи в онтогенезе.

Возрастные особенности младшего дошкольного возраста характеризуются освоением конкретного содержания слов, необходимых детям в общении и находящихся в их непосредственном окружении, а также частей предметов и действий с ними. Младший дошкольный возраст характеризуется конкретным мышлением, его образностью, что объясняет заинтересованность детей того возраста яркими предметами, звучащими, двигающимися, необычными по форме. Именно такие вещи и явления оставляют глубокий след в психике ребенка. Такие особенности младшего дошкольного возраста и определяют содержание и методику словарной работы с детьми этого возраста [22, С. 64].

На данном возрастном этапе для формирования словаря лексику детей необходимо обогащать:

существительными — названиями предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, растений (дерево, трава, цветы), овощей (морковь, капуста, репа, помидор, огурец), фруктов (яблоко, груша, апельсин, лимон), домашних животных (петух, курица, лошадь, корова, собака, кошка), их детенышей (цыпленок, жеребенок, теленок, щенок, котенок) и др.;

глаголами, обозначающими некоторые действия (мыть, вытирать, варить, готовить, гладить, стирать, лечить, ставить, сажать и др.);

прилагательными (большой, белый, маленький, красный, желтый, зеленый, синий, черный, горячий, холодный, сладкий, кислый, круглый);

наречиями (вчера, сегодня, завтра, близко, далеко, низко, высоко).

На данном этапе необходимо вводить в словарь ребенка обобщающие слова, формируя их понимание.

В условиях ДОУ на данном этапе необходимо вводить ребенка в пространственную среду дошкольного учреждения, знакомить его со сверстниками, учить запоминать их имена, а также имена взрослых, одновременно обогащая словарь детей новыми словами. Эта работа проводится на протяжении довольно длительного времени, поэтому ребенка не рекомендуется сразу перегружать большим объемом новых слов за короткий промежуток времени.

К способам формирования словаря на данном возрастном этапе могут быть: сопровождение действий ребенка и воспитателя комментариями, словесным обрамлением, общение ребенка со взрослыми и сверстниками, общение в процессе выполнения режимных процедур, комментирование труда детей [22, С. 66].

Младший дошкольный возраст имеет в своей основе ведущей игровую деятельность, поэтому очень важны для формирования словаря и развития связной речи сюжетно-ролевые игры.

Наиболее оптимальным способом формирования словаря ребенка в этом возрасте выступает проведение отдельных занятий, имеющих соответствующую направленность, обогащающих чувственный опыт ребенка. Однако таких занятий недостаточно. Необходимо комплексно воздействовать на формирование мышления и, соответственно речи ребенка в этом возрасте через все сферы его жизни: бытовую, игровую, на занятиях, прогулках и др. Ребенок младшего школьного возраста должен посещать экскурсии на природу, где его словарный запас будет обогащаться знаниями о природе и погодных явлениях. Экускурсии могут проводиться по детскому садику и групповой комнате, комнате соседних групп детей. Спецификой таких экскурсий должно быть ознакомление детей с отдельной группой предметов, а не с целым помещением сразу. То есть как было сказано ранее информация для развития словаря дошкольников младшего возраста должна подаваться порционно, дозировано. Дети не должны быть перегружены обилием новых слов. Рекомендуется давать небольшое количество слов, но организовывать их многократное повторение до полного усвоения детьми и введения ими новых слов в свой словарный запас. Такие повторения могут быть организованы с поэтапным усложнением.

Экскурсии на природу помогают детям формировать словарный запас с описанием представителей флоры и фауны, погодных явлений. Экскурсии по помещению позволяют детям узнать названия предметов быта. Ознакомление с трудом взрослых приводит детей не только к освоению понятий средств и орудий труда, трудовых действий, но и учит их отвечать на вопросы «что это?», «кто это?», «какой?», «что делает?», «что с ним можно делать?» [25, С. 24].

При реализации всех вышеперечисленных методов формирования словарного запаса детей особенным значением обладает наглядность. Это объясняется упомянутой в самом начале главы спецификой младшего дошкольного возраста, выражающейся в выборе детьми ярких, привлекательных предметов. Наглядность в формировании и успешном освоении словаря в этом возрасте достигается с помощью непосредственного наблюдения предметов и явлений, а также использованием в общении с малышами картин и игрушек.

Отдельные занятия, о которых говорилось ранее, проводимые с детьми в этом возрасте должны иметь целью ознакомления детей с предметным миром, чтобы сформировать у детей в их словаре понятия об их наименовании, качествах и возможных действиях с ними. такие занятия должны быть двух видов:

) первичное ознакомление с предметами;

) углубление знаний о предметах.

Каждый вид занятий обладает собственной спецификой и проводится поэтапно. Сначала это ознакомление с внешним видом предмета, сего назначением. Потом изучение и восприятие частей предмета, его деталей, материала, из которых они сделаны. Определения соответствия между материалом предмета и его назначением.

Однако, оба вида занятий подчиняются единым методическим требованиям к их организации и проведению:

необходимо использовать игровые приемы во всем их многообразии;

каждое занятие должно быть подчинено общей концепции сюжета, определенного для него заранее;

предмет должен рассматриваться и подробно изучаться;

необходимо многократное повторение названия предмета, действий, сопровождающих его изучение;

должно поощряться активное подражание детей речевому образцу;

необходимо использовать вопросы, предполагающие ответ действием;

формировать умение находить нужный предмет по слову воспитателя;

игровые действия должны чередоваться с речевыми;

необходимо включать активные действия детей по изучению предметов с использованием тактильных, зрительных и слуховых анализаторов;

необходимо освоение сравнения предметов по внешним признакам;

необходимо формировать у детей целостность восприятия предмета и представлений о нем.

В младших дошкольных группах популярны занятия с образными игрушками, например с куклой. Ценность таких занятий определяется чередованием игровых действий со словом, необходимость организации которого определяется методическими требованиями к занятиям, перечисленными выше. Новые слова могут повторяться в таких играх в разных контекстах (встреча новой куклы, день рождения куклы, купание куклы, устройство комнаты для куклы, одевание куклы на прогулку, укладывание куклы спать) и по-разному меняться. Взаимосвязь словарной работы и действий детей в быту, в играх имеет большое значение для формирования ассоциативных связей на одно и то же слово [27, С. 84].

Помимо игр с образными предметами на занятиях с младшими дошкольниками очень широко используются дидактические игры с игрушками: «Найди игрушку», «Угадай игрушку на ощупь», «Узнай, что изменилось», «Угадай, что спрятали» и др. Цель таких игр — различна. В дидактических играх игрушки подбираются в соответствии со словами, которые необходимо сформировать в словаре ребенка.

При организации занятий младших дошкольников необходимо учитывать, что дети в этом возрасте обладают способностями к обобщению второй степени, поэтому на данном возрастном этапе детей необходимо обучать группировке предметов, формируя словарный запас слов-обобщений различных явлений и предметов.

Помимо игровых занятий не мене эффективным методом формирования словаря детей является рассказывание воспитателем. при рассказе воспитателем какой-либо истории, сказки детей просят закончить ее.

Не менее полезны для формирования словаря хороводные игры с детьми. Например, «Все затопали ногами»:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки подаем,

И бегаем кругом,

И бегаем кругом [25, С. 30].

Рассматривание и описание картин также способствует формированию словаря детей младшего дошкольного возраста. Для этих целей используются различные картины. При реализации данного метода развития словаря в полной мере используется принцип наглядности, поэтому дети легко обучаются в процессе этих занятий новым словам. Свойством предметных картин является формирование названий предметов, их признаков (петух, петушок, большой, красивый, у него гребешок, бородка, клюв, ноги, хвост; курица, наседка, цыплята).

Свойствами сюжетных картин являются их возможности активизировать словарь детей («Наша Таня», «Мы играем»).

также для занятий с использованием картин и их описания можно применять наборы фотографий или картинок одной тематики [27, С. 90].

Изучая методику формирования словаря при помощи описания картин, необходимо отметить, что на таких занятиях применяются такие педагогические приемы как рассказывание, беседа, которые способствуют не только развитию и обогащению словаря, но и развитию связной речи дети как монологической, так и диалогической. Занятия по описанию картин могут быть интегрированными и включать в себя дидактические игры. например, дидактические игры с использованием картинок на выбранную для изучении малышами тему.

Также трудно переоценить роль художественной литературы в формировании словаря дошкольников. Ее насыщенность эпитетами, образность, понятный и доступный малышам язык изложения формирует устойчивый интерес к такому методу формирования словаря. Особенно ценными для этих целей являются сказки, стихи, потешки, загадки, прибаутки. с помощью художественной литературы можно организовывать интегрированные занятия, применяя изучение художественных произведений на прогулке, в быту, в процессе игровой деятельности [25, С. 101].

С помощью художественной литературы словарь ребенка обогащается меткими словами и выражениями народной речи: косолапый мишка; петушок — золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка; красное солнышко; травушка-муравушка; зайчик-побегайчик, лягушка-квакушка и др., а также многозначными словами (носик у куклы, носик у чайника; ручка у ребенка и ручка двери; идет человек, идет дождь; румяное яблоко, румяная девочка).

Детям в этом возрасте уже интересны различные слова, которые можно применить к одному и тому же предмету (кошка, киска, кисонька; автомобиль, машина; румяный, веселый колобок и др.).

Все это определяет возможность применения на занятиях с младшими дошкольниками простых приемов словообразования, азов использования синонимов и антонимов в речи.

Таким образом, специальная словарная работа в младшем дошкольном возрасте способствует многофакторному развитию речи, ее структурных компонентов, однако, в основе речевого ребенка в младшем школьном возрасте лежит формирование словаря и его развитие.

На этапе среднего дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие словаря ребенка по всем изученным нами направлениям и с помощью всех рассмотренными нами методов словарной работы. Данный возрастной период характеризуется не только дальнейшим обогащением словаря ребенка, но и развитием способности к обобщению, что обусловлено активным общением ребенка со взрослыми, другими детьми и обогащением его жизненного опыта [14, С. 153].

В течение одного года периода среднего дошкольного возраста словарь ребенка обогащается в среднем на 600-800 слов. Наиболее заметным является увеличением количества употребляемых ребенком существительных и глаголов. Понятия о предметах углубляются, значения слов также становятся в понимании ребенка более емкими. заметно появление критического отношения к речи окружающих, иногда к собственной речи тоже, ребенок предпринимает активные попытки вникнуть в смысл употребляемых им слов. Повышенный интерес к слову проявляется в словотворчестве.

Однако, в речи детей присутствует большое количество указательных местоимений и наречий (тот, этот, туда, такой), что объясняется существенным разрывом между формированием активного и пассивного словаря ребенка. Такой разрыв обусловлен накоплением жизненного опыта, опережающего развитие словарного запаса ребенка. поэтому основной педагогической задачей в этом возрасте становится наполнение смыслом и конкретным содержанием словарного запаса детей, активизации слов пассивного словаря в активной речи [27, С. 122].

Для этого необходимо:

вырабатывать точное употребление слов согласно их смыслу;

при сравнении предметов учить детей точно определять их признаки;

активизировать слова, обозначающие качества предметов и действия;

с целью расширения и углубления представлений детей о предметах необходимо обогащать речь детей прилагательными, способными дать характеристику предмету;

использовать в речи антонимы и синонимы.

В целом словарная работа детей среднего дошкольного возраста мало чем отличается по методическим приемам от словарной работы детей младшей дошкольной группы, но имеются особенности ее работы в среднем дошкольном возрасте. В качестве особенностей можно выделить новшества в организации работы с детьми с уменьшением наглядных средств, и большем использовании опыта ребенка. В среднем дошкольном возрасте требуется многократное повторение одних и тех же занятий с их усложнением в связи с тем, что в среднем дошкольном возрасте рефлексы у детей образуются быстро, но также быстро забываются.

Методами работы по формированию словаря детей среднего дошкольного возраста также являются бытовые ситуации, экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассказыванием, беседы, игровая деятельность, описание картин, изучение художественной литературы и народного творчества. При проведении экскурсий необходима их организация в разные времена года, что будет способствовать обобщению понятий и разнообразию качественных характеристик изучаемых предметов и явлений. Очень важное значение приобретает изучение погодных условий в разное время года, что способствует обогащению словаря дошкольников описанием природных явлений и пониманием их закономерностей [25, С. 42].

Предметные занятия усложняются более подробным изучением качеств и свойств предметов, обобщением их по классификационным признакам. Данная работа сопровождается более интенсивным освоением прилагательных и наречий.

Приемы сравнения на предметных занятиях используются также более интенсивно, потому что дети среднего дошкольного возраста гораздо лучше воспринимают различия, чем малыши младшего дошкольного возраста. на этом качестве психического развития детей отрабатывается выявление сходства предметов, явлений и их характеристик [27, С. 164].

Таким образом, усложнение словарной работы в средней группе связано, в первую очередь, с расширением и углублением знаний об окружающем мире. Словарь ребенка развивается в направлении точности и выразительности, речевому выражению впечатлений и переживаний. Интенсифицируется смысловая работа со словом. Занятия усложняются с помощью усложнения подбора эпитетов, синонимов и антонимов без наглядного материала, но в игровой форме. На таких занятиях у детей развивается языковое чутье, чуткость к слову, внимание, правильность подбора слов в предложениях.

В старшем дошкольном возрасте личность ребенка продолжает интенсивно формироваться. Ребенку становится доступна способность мыслить на основе общих представлений, внимание ребенка старшего дошкольного возраста становится более устойчивым и целенаправленным. Круг интересов ребенка становится шире, совершенствуется его деятельность. Все это находит свое отражение на развитии словаря дошкольника и его многообразии.

Так в возрасте 5-7 лет бытовой словарь ребенка соответствует бытовому словарю взрослого человека. В обыденной речи дети употребляют слова не только конкретного содержания, но и с отвлеченным значением: горе, радость, смелость. Словотворчество детей также проходит свою активную фазу. Качественный состав словаря характеризуется наличием 42% существительных и 43% глаголов. Прилагательные и наречия пока еще занимают малую часть словаря ребенка и составляют 7% и 6% соответственно. Служебным частям речи в этом возрасте отводится в среднем около 2% в словаре [15, С. 32].

В старшем дошкольном возрасте развитие словаря происходит также по пути освоения названий предметов, их качеств, признаков, углубления их смысловых значений, содержания понятий. Так дети начинают понимать смысл загадок, поговорок и могут сами их использовать в собственной речи.

В данный возрастной период важным становится развитие выразительности речи и формирования словаря для этих целей.

Методами работы остаются беседы, рассказывания, экскурсии, предметные занятия, описание картин. Наглядные средства работы продолжают занимать ведущее место. Игровая деятельность становится менее привлекательной. Особенностью работы со словарем в данном возрасте становится ознакомление с новым словом в каком-либо контексте (контексте предложения, словосочетания) [27, С. 166].

Речь детей на данном возрастном этапе обогащается прилагательными, обозначающими большее количество признаков с более тонким их различением (оттенки цвета, состояние предметов, различия в размере, форме и др.).

Также словарь ребенка вводятся наречия. Таким образом, усложнение занятий идет по пути выделения большего количества качеств и свойств предметов [27, С. 170].

Только на этапе старшего дошкольного и предшкольного возрастов рекомендуется организовывать занятия по самостоятельному сравнению. Также в этом возрасте в словарь дошкольника начинают вводиться родовые понятия.

Методики занятий с игрушками менее значимы. Однако большую значимость приобретают занятия с картинами. Детям необходимо составлять описания картин и рассказы по ним. В обогащении речи большое значение продолжает играть художественная литература.

Ведущей задачей словарной работы в старшем дошкольном возрасте является активизация словаря, выработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.

С целью закрепления навыков точного и быстрого выбора слов детям старшего дошкольного возраста рекомендуются упражнения и игры, направленные на:

. Употребление детьми наименований предметов и их признаков.

. Классификацию предметов и их обобщение [27, С. 188].

В старшем дошкольном возрасте важным остается работа над смысловым значением слова (семантикой).

Объяснение слов становится возможным не только с опорой на наглядность, но и с опорой на опыт ребенка и ранее изученные слова. Также смысловая сторона речи изучается при помощи антонимов.

Продолжается работа с синонимами и многозначными словами. активно осваивается оценочная лексика. Формирование оценочной лексики определяется внеситуативно-личностным общением ребенка со взрослыми, а также с проявлением интереса к личности взрослого. В словарь детей добавляются слова, отражающие личностные характеристики взрослых.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать фразеологизмы. Отличным материалом для их изучения являются пословицы и поговорки, литературные произведения разных жанров, образная речь окружающих взрослых [27, С. 192].

Для активизации словаря ребенка используются приемы работы с загадками: отгадывание готовых загадок и объяснение отгадки; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду [25, С. 35].

В этом возрасте важнейшим методом работы со словарем и формированием связной речи детей становится придумывание рассказов самими детьми. Данный метод позволяет формировать не только словарную сторону речи, но и ее связность с помощью выработки навыков употребления слов в сочетании с другими словами сообразно контексту [25, С. 51].

Важнейший метод словарной работы — составление рассказов детьми. В связной речи вырабатываются навыки употребления слов в сочетании с другими, с учетом контекста [25, С. 52].

Методы словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста должны сочетаться с широкой разговорной практикой детей в обыденных жизненных ситуациях.

Таким образом, методами словарной работы с детьми дошкольного возраста являются предметные занятия методами игровой деятельности, экскурсии по ознакомлению с окружающим пространством как бытовым так и природным, различные игры как образными игрушками на ранних ступенях развития так и дидактические игры, беседы, рассказывания, описание картин и работа с художественной литературой. Наглядные средства работы занимают ведущее место. Все занятия должны многократно повторяться. По мере взросления детей занятия необходимо повторять с одновременным их усложнением.

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

.1 Исследование развития словаря детей дошкольного возраста

ребенок словарный запас рассказ

В рамках проведения исследования возможностей формирования словаря у детей дошкольного возраста нами проводилась экспериментальная работа, состоящая из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Цель работы — развитие словаря дошкольников методами дополнительных занятий.

Задачи практической части курсовой работы:

диагностика сформированности словаря детей дошкольного возраста;

развитие словаря и навыков связной речи у дошкольников методами описания картин;

анализ эффективности применения дополнительных занятий в развитии словаря и формирования навыков связной речи у дошкольников.

Мероприятия практической части курсовой работы проводились в течение 3 месяцев.

На констатирующем и контрольном этапах эксперимента была проведена диагностика уровня сформированности словаря у детей по методикам И.А. Смирновой и Г.А. Волковой.

Достоинством выбранных методик является возможность комплексного изучения уровня сформированности словаря дошкольников в виде диагностики: номинативного, глагольного (предикативного) и атрибутивного словарей детей, что позволяло увидеть и обозначить основные направления работы формирующего эксперимента.

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

В исследовании принимали участие воспитанники подготовительной группы в количестве 20 человек (контрольная и экспериментальная группы).

Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой [17, с.40].

Особенностями данной методики является наличие двух блоков в исследовании:

понимание и употребление слов номинативного лексического значения (номинативный словарь, глагольный словарь, атрибутивный словарь, словарь числительных);

выявление состояния структурного аспекта лексических значений слов (лексические парадигмы, часть-целое), что позволяет наиболее полно исследовать состояние словаря дошкольников.

-ый блок.

Первый блок методики включал в себя 5 заданий диагностики номинативного, глагольного, атрибутивного словарей, словаря числительных и предлогов. Второй блок позволял диагностировать уровень понимания лексических значений слов и их сформированности. Критерии оценки представлены в таблице 2.1.1

Таблица 2.1.1 — Критерии оценки сформированности словарей по методике И.А. Смирновой

Состояние номинативного словаря Критерии оценки сформированности словаря2 балла1 балл0 баллов1 блокСостояние номинативного словаряправильное выполнениезатрудняется, поиск, с помощью воспитателяотказ или далёкая словесная заменаСостояние глагольного словаряправильное выполнениезатрудняется, поиск, с помощью воспитателяотказ или далёкая словесная заменаСостояние атрибутивного словаряправильное выполнениезатрудняется, поиск, с помощью воспитателяотказ или далёкая словесная заменаСловарь числительныхправильное выполнениезатрудняется, поиск, с помощью воспитателяотказ или далёкая словесная заменаСловарь предлоговправильное выполнениезатрудняется, поиск, с помощью воспитателяотказ или далёкая словесная замена2 блокЛексические парадигмыправильное выполнениезатрудняется, поиск, с помощью воспитателяотказ или далёкая словесная заменаЧасть — целоеправильное выполнениезатрудняется, поиск, с помощью воспитателяотказ или далёкая словесная замена

Набранные итоговые баллы позволяли определить уровень сформированности словаря дошкольников (таблица 2.1.2).

Таблица 2.1.2 — Критерии оценки уровня сформированности словаря дошкольников по методике И.А. Смирновой

Уровень сформированности словаряИтоговый баллВысокий170Средний98-141Низкий98 и менееТаблица 2.1.3 — Результаты исследования словаря в экспериментальной группе по методике И.А. Смирновой (констатирующий этап)

Имя ребенкаНоминативный словарьГлагольный словарьАтрибутивный словарьСловарь числительныхСловарь предлоговСловарь антонимовСловарь синонимовЧасть-целоеИтогУровень развитияОлег Г.144035461069124среднийКоля М.1235282464697низкийЖеня Ш.153936469710126среднийОля Т.935291342588низкийДиана Л.1036312480596низкийСергей Н.12383145837108среднийГриша П.933304350488низкийАня И.15383647969124среднийМаша Д.1234291464696низкийАндрей Ц.1035302453695низкий

Качественный анализ данных показывает, что больше всего в своей речи дети используют существительные и глаголы. Затруднения возникают при использовании прилагательных, а также предлогов и синонимов. Результаты проведённого исследования наглядно представлены на рисунке 2.1.1.

Рисунок 2.1.1 — Уровень сформированности словаря дошкольников по методике И.А. Смирновой (констатирующий эксперимент)

Рассмотрим проведение диагностики уровня сформированности словаря по методике Волковой Г.А.

Методика выявления уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста Волковой Г.А [2, с.22].

Цель: Исследование словаря

Методика Г.А. Волковой включала в себя исследование словаря в виде изучения сформированности его частей: глагольного (предикативного), номинативного, атрибутивного. Критерии оценки представлены в таблице 2.1.4.

Таблица 2.1.4 — Критерии оценки уровня сформированности словаря дошкольников по методике Г.А. Волковой

Наименование словаряКритерии оценки сформированности словаря2 балла1 балл0 баллов1 блокСостояние глагольного (предикативного) словаряправильное выполнениезатрудняется, поиск, с помощью воспитателяотказ или далёкая словесная заменаСостояние номинативного словаряправильное выполнениезатрудняется, поиск, с помощью воспитателяотказ или далёкая словесная заменаСостояние атрибутивного словаряправильное выполнениезатрудняется, поиск, с помощью воспитателяотказ или далёкая словесная замена

Набранные итоговые баллы позволяли определить уровень сформированности словаря дошкольников по методике Г.А.Волковой (таблица 2.1.5).

Таблица 2.1.5 — Критерии оценки уровня сформированности словаря дошкольников по методике Г.А. Волковой

Уровень сформированности словаряИтоговый баллВысокий1,5-2,0Средний1,0-1,5Низкий1,0 и менее

Результаты исследования словаря по методике Волковой Г.А. наглядно представлены в таблице 2.1.6.

Таблица 2.1.6 — Результаты исследования словаря в экспериментальной группе по методике Г.А. Волковой (констатирующий этап)

Анализ полученных данных, представленных в таблице 2.1.4 позволяет сделать вывод, что при обследовании уровня сформированности словаря дошкольников по методике Г.А. Волковой высокий уровень развития словаря не был отмечен ни у одного из детей. У 60% детей экспериментальной группы отмечался низкий уровень развития словаря, что свидетельствует об ограниченности словарного запаса, неточном употреблении слов. Дети выполняли задания только при помощи педагога. У дошкольников были выявлены трудности в формировании предикативного словаря.

У дошкольников, показавших средний уровень развития словаря (40%), были отмечены в незначительные ошибки. Качественный анализ показал, что наиболее полно у детей развит номинативный словарь, наименее развит атрибутивный словарь. Также затруднения были вызваны при под боре антонимов: ловкий, ленивый, сухой. Дети подбирали антонимы с помощью взрослого или давали далёкую словесную замену. Результаты проведённого исследования наглядно представлены на рисунке 2.1.2:

Рисунок 2.1.2 — Уровень сформированности словаря дошкольников по методике Г.А. Волковой (констатирующий эксперимент)

Проведенные исследования показали, что наиболее выраженная особенность речи детей заключается в том, что употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает большие трудности.

Сравнительный анализ исследований по методикам Смрновой И.А. и Волковой Г.А. показал, что общими специфическими особенности развития словаря у дошкольников экспериментальной группы являются: бедность, неточность по значению, недостаточность развития процессов обобщения. В словаре у детей преобладали существительные с конкретным значением. Характерной чертой для всех дошкольников явилась бедность глагольной лексики (отсутствовали многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных, возникали трудности при подборе антонимов к глаголам).

У большинства детей оказались несформированными синонимические ряды, в процессе диагностики встречалось большое количество лексических трудностей при выполнении заданий на подбор синонимов. Также исследования показали, что атрибутивный словарь также недостаточно сформирован у детей экспериментальной группы. Дошкольники в речи используют лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов.

2.2 Методическая работа по формированию словаря у детей дошкольного методами описания картин

На этапе формирующего эксперимента нами были использованы методы описания картин с целью развития словаря дошкольников.

Технологии составления описательных рассказов по картинам, использованные нами в рамках экспериментальной части работы, направлены на создание творческого продукта речевой деятельности ребенка и комплексное развитие умственных способностей детей по следующим направлениям:

формирование словаря дошкольников;

формирование умения пересказывать;

формирование умения придумывать (развитие воображения);

формирование умения правильно выражать свою мысль.

Для реализации данных направлений формирующего эксперимента нами были использованы задачи на составление описательных рассказов по картинам как в реалистичном времени так и в фантазийном пространстве.

Во части формирующего эксперимента практической части работы использована естественная потребность детей дошкольного возраста в виде стремления к сочинению рассказов. Для этого педагогом использовались картины, которые предлагалось детям описать в реалистичном и фантастичном представлении. Данная технология позволила не только обогатить словарь дошкольников, но и сформировать навыки связной речи детей для возможностей использования ими словаря в выражении собственных мыслей, пересказывании и диалоговом общении. Описание картин фантастического характера способствовало развитию воображения детей.

Описание картин реалистического характера позволило детям составлять рассказы как фиксацию изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей; описывать картины как раскрытие темы; давать развернутое описание конкретного объекта; давать словесно-выразительное описание изображенного на картине с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.; создавать рифмованные тексты по содержанию картины.

Описание картин фантастического характера позволило дошкольникам составлять рассказ как фантастическое преобразование содержания; составлять фантастический рассказ об отдельно взятом объекте и его изменениях во времени; составлять рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой; придумывать сказки по мотивам содержания картины; составлять рифмованные тексты фантастического плана.

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.

В работе с детьми можно было выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществлялось в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

На этапе определения состава картины для составления рассказа необходимо было подготовить запас слов. С этой целью выделялись объекты, изображенные на картине. Степень подробности могла быть разной: максимальной (с выделением всех объектов и их деталей), средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов).

При наличии однородных объектов на картине производилась группировка по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т.д., что требовало изучения дополнительных слов.

Моделирование выявленных на картине объектов производилось с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д., что также требовало от детей изучения и запоминания новых слов.

На этапе установления взаимосвязей между объектами на картине предполагалось соединить выделенные ранее объекты. Выбирались любые два и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами устанавливались на уровне физических связей (касание, давление…), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит…), на уровне родственных связей (брат — сестра, мама — дети…) и др.

На этапе описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств необходимо было представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами, представить и передать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли. Также детям предлагалось определить на картине съедобное — несъедобное, оценочное отношение героев картины к этому признаку. Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине давала представления о температуре, влажности, материале, форме объектов и т.д., что значительно обогатило словарь дошкольников, участвовавших в коррекционной работе.

Этап составления рассказов от лица разных объектов позволил обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; сформировать знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.

Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо было уточнить следующие знания.

а) О разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях:

грустный — веселый, радостный — печальный, спокойный — возбужденный.

б) О разнообразных чертах характера:

добрый — злой, трудолюбивый — ленивый, вежливый — грубый, умный — глупый…

в) Признаки проявления того или иного эмоционального состояния.

Например:

веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех…); грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый…); добрый (всех любит, заботится, помогает, хлопочет…).

г) Разнообразные средства интонационной выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр…), правила их применения.

От имени выбранного героя детьми проводилось описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивалось междометиями, мимикой, жестами и другими средствами интонационной выразительности речи.

Этап составления рассказов-фантазий позволил детям узнать основные приемы фантазирования:

«Увеличение — уменьшение» (преобразование размера, формы, цвета, изменение степени проявления какого-либо свойства объекта); «Деление-объединение» (деление объектов на части, объединение их в другой последовательности или взаимообмен объектами своими частями); «Оживление-окаменение» (объект наделяется свойствами динамики или статики); «Специализация — универсализация» (расширение либо ограничение ресурсов объекта); «Наоборот» (приобретение объектом инверсных свойств); «Ускорение — замедление» (остановка тех или иных процессов, увеличение их скорости, перемещение объекта во времени и др.).

Используя данные приемы, дети преобразовывали какой-либо объект на картине, либо изменяли его часть, меняли место его нахождения. Составлялся рассказ, в котором главной идеей является согласование необычного (фантастического) объекта с окружающим миром.

Все использованные нами приемы позволили обогатить словарь дошкольников, научить их подбору синонимов, антонимов, значительно расширить словарь не только номинативной и глагольной (предикативной), но и атрибутивной лексики детей. Дошкольники показали высокие результаты в построении связных описательных рассказов, в изложении собственных мыслей и точек зрения. Активно используемое воображение детей при выполнении предложенных им упражнений способствовало созданию устойчивой мотивации для формирования и развития словаря, использованию его слов в различных способах речевого самовыражения детей.

2.3 Анализ результатов коррекционной логопедической работы по формированию словаря у детей дошкольного возраста

Контрольный этап экспериментальной части исследований проводился с использованием тех же методик И.А. Смирновой и Г.А. Волковой. Полученный результаты диагностики представлены в таблицах 2.3.1 — 2.3.2.

Таблица 2.3.1 — Результаты исследования словаря в экспериментальной группе по методике И.А. Смирновой (контрольный этап)

Имя ребенкаНоминативный словарьГлагольный словарьАтрибутивный словарьСловарь числительныхСловарь предлоговСловарь антонимовСловарь синонимовЧасть-целоеИтогУровень развитияОлег Г.44443241410128168высокийКоля М.36403031210128151среднийЖеня Ш.6642344168128190высокийОля Т.5841323128106170высокийДиана Л.42393031081010152среднийСергей Н.604630420101412196высокийГриша П.564632422121410196высокийАня И.804632420161610224высокийМаша Д.603429320161614192высокийАндрей Ц.3138303128108140среднийКачественный анализ данных показывает, что в результате проведенной работы по формированию словаря у детей дошкольного возраста на базе ДОУ, дети значительно улучшили свои результаты. На контрольном этапе эксперимента у детей экспериментальной группы не вызывало более затруднений использование как существительных и глаголов, так и прилагательных и синонимов. Небольшие трудности вызывало употребление предлогов. 70% детей достигли высокого уровня сформированности словаря, 30% — показали средний уровень результатов. Результаты проведённого исследования наглядно представлены на рисунке 2.3.1.

Рисунок 2.3.1 — Уровень сформированности словаря по методике И.А. Смирновой (контрольный эксперимент)

Рассмотрим проведение диагностики уровня сформированности словаря по методике Волковой Г.А.

Методика выявления уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста Волковой Г.А [7, с.22].

Результаты исследования словаря по методике Волковой Г.А. наглядно представлены в таблице 2.3.2.

Таблица 2.3.2 — Результаты исследования словаря в экспериментальной группе по методике Г.А. Волковой (контрольный этап)

Имя ребенкаГлагольный словарьНоминативный словарьАтрибутивный словарьСреднее количество балловУровень развитияЗ №1З №2З №3З №4З №5З №6З №7З №8Олег Г.212212221,8высокийКоля М.222222222,0высокийЖеня Ш.222222222,0высокийОля Т.112212221,6высокийДиана Л.212222211,8высокийСергей Н.212212221,8высокийГриша П.121212121,5среднийАня И.222222222,0высокийМаша Д.222212221,9высокийАндрей Ц.112211121,4среднийАнализ полученных данных контрольного этапа эксперимента, представленных в таблице 2.1.2 позволяет сделать вывод, что при обследовании уровня сформированности словаря дошкольников по методике Г.А. Волковой после реализации программы с применением технологий составления описательных рассказов по каринам 80% детей достигли высокого уровня развития словаря. 20 % детей показали средний уровень развития словаря. Затруднения вызывали атрибутивные конструкции и синонимичные ряды. Низкий уровень сформированности словаря не был отмечен ни одного дошкольника из экспериментальной группы. У детей экспериментальной группы более не отмечался низкий уровень развития словаря, что свидетельствует о высокой эффективности применения дополнительных занятий по развитию детей дошкольного возраста.

Качественный анализ показал, что в результате применения методики описания картин в развитии словаря детей дошкольного возраста у детей успешно формируется полноценный словарь. Наиболее полно у детей развиты и номинативный словарь, и глагольный, и атрибутивный словари. Результаты проведённого исследования наглядно представлены на рисунке 2.3.2:

Рисунок 2.3.2 — Уровень сформированности словаря дошкольников по методике Г.А. Волковой (контрольный эксперимент)

Сравнительный анализ исследований по методикам И.А. Смирновой и Г.А. Волковой на контрольном этапе эксперимента показал, что реализация программы использования дополнительных занятий в процессе развития и обучения детей дошкольного возраста является очень эффективным методом формирования словаря у дошкольников (таблица 2.3.3).

Таблица 2.3.3 — Сравнительный анализ уровней сформированности словаря у дошкольников экспериментальной группы до и после реализации программы дополнительных занятий с применением методов описания картин

Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньдопоследопоследопослеМетодика И.А. Смирновой0704030600Методика Г.А. Волковой0804020600

Как видно из данных таблицы, эффективность программы подтверждается отсутствием низкого уровня сформированности словаря у дошкольников после ее применения. Более того преобладающее количество детей в результате ее применения показали высокий уровень сформированности словаря (70% и 80% соответственно используемым методикам диагностики).

Согласно полученным данным двум диагностических методик 30% и 20% детей соответственно показали средний результат уровня сформированности словаря.

В результате дополнительной целенаправленной работы по формированию словаря дошкольников у детей формировались не только номинативный и глагольный словари, которые были достаточно сформированы у детей на начальном этапе эксперимента, но и формировался атрибутивный словарь, освоение и применение которого вызвало у детей значительные трудности на констатирующем этапе эксперимента. Речь детей экспериментальной группы стала более выразительной, яркой, насыщенной, полной, дети могут более открыто выражать свои мысли, описывать чувства и переживания, а также проводить описательный анализ окружающего их пространства без видимых затруднений в подборе необходимых слов.

На основании полученных данных можно констатировать, что целенаправленная работа по формированию словаря детей дошкольного возраста должна проводиться в рамках педагогического процесса в виде дополнительных занятий с детьми. Это обеспечивает не только развитие словаря и связной речи, но и гармонизирует общее психическое развитие ребенка, подготавливая его к школьной жизни и дальнейшему освоению письменной речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках курсовой работы нами были изучены структурные компоненты речи, ее виды и особенности формирования в онтогенезе развития ребенка. Также были изучены особенности формирования словаря как основы речи на разных возрастных этапах развития ребенка.

В процессе работы установлено, что речь включает в себя три основных компонента: звуковое наполнение (фонетика), словарный запас (лексическое наполнение) и грамматические основы ее построения.

Также установлено, что речь бывает двух видов: внутренняя и внешняя. В детском возрасте активно формируется внешняя речь, которая может быть монологической и диалогической.

Словарь ребенка находится в основе становления речи и ее развития, а также развития всех ее компонентов. Словарь ребенка обеспечивает ему познание мира, общение со сверстниками и взрослыми, позволяет выражать себя и свои просьбы, а также давать оценку окружающим событиям и явлениям.

Также в процессе работы установлено, что методами формирования словаря ребенка являются: беседа, рассказывание, описание картин, предметные занятия по освоению предметов и их наименований, а также их качеств и свойств, а также работа с художественными текстами. Большое значение имеет применение наглядности, что и было использовано нами при организации экспериментальной работы. Все методы должны быть многократно повторяемы ввиду особенностей психики ребенка и быстрому созданию психикой ребенка рефлексов, которые впоследствии также быстро гаснут.

Учитывая методические требования к формированию словаря дошкольников в виде повторяемости занятий и использованию средств наглядности, нами была разработана программа дополнительных занятий по формированию словаря дошкольников, а также доказана ее эффективность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина — 3-е изд. стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000 — 400 с.

.Алексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Академия, 2000. — 400с.

.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. — С.- П.: «Детство — Пресс», 2008. — 144 с.

.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Владос, 2006. — 367 с.

.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. — М.: Мозаика- Синтез, 2007. — 64 с.

.Гризик Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.И. Гризик, Л.Е Тимощук. — М.: Просвещение, 2006. — 206 с.

.Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.И. Гризик, Л.Е Тимощук. — М.: Просвещение, 2007. — 55 с.

.Елецкая О.В., Логинова Е.А., Пеньковская Г.А., Смирнова В.П., Тараканова А.А., Тимакова С.М., Щукина Д.А. Мониторинг коррекционно-логопедической работы. Учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Елецкой. — М.: ФОРУМ, 2016. 400 с.

.Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370с.

.Карельская Е.Г. Растим говорунов: методическое пособие для педагогов и родителей / Е.Г. Карельская. — Дрофа, 2007. — 58 с.

.Карпова, С.Н., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. — СПб.: Речь, 2007.- 144 с.

.Когнитивная психология. /Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. — М., ПЕР СЭ, 2002.- 480 с.

.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М.: Смысл, 1997. — 287 с.

.Лурия А.Р. Язык и сознание. — М.: МГУ, 1998. — 336 с.

.Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. — 80 с.

.Развитие речи и творчества дошкольников. Игры упражнения, конспекты занятий / под ред. О.С. Ушаковой. — 3-е изд. доп. и испр.. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 176 с.

.Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. — СПб., 2006. — 144 с.

.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. высш. проф. образования/ Н.А. Стародубова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006 — 240 с.

.Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве/ О.С. Ушакова.- М.: ТЦ Сфера, 2014. — 288 с.

.Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/О.С. Ушакова, А.М. Струнина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

.Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: методическое пособие/ О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 288 с.

.Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников / О.С. Ущакова. — 3-е изд. доп. и испр.. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 56 с.

.Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет/ Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 192 с.

.Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет/ Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 272 с.

.Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. — Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. — 80 с.

.Шестакова Н. В. Состояние активного и пассивного словаря у дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 13. — С. 66-70.

.Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. высш. проф. образования/В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общей ред. В.И. Яшиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.