Тематика семинарских занятий по дисциплине «научные школы и теории в современной психологической науке»

Тема 1. Научные школы и теории в структуре современной психологии.

  1. Методологические основы научных школ и теорий.
  2. Понятие научного изучения личности.
  3. Компоненты теории личности: структура; процесс; рост и развитие; психопатология; изменение.
  4. Критерии оценки теории личности.
  5. Важнейшие проблемы современных теорий личности.

Список литературы

Основная литература

  1. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.

Дополнительная литература

  1. Первин О., Джон О. Психология личности: теория и исследования / пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000. – 607 с.
  2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб: Питер, 2000. – 608 с.

Проблемные задания

  1. Поясните, что подразумевается под «структурными понятиями» психологических теорий.
  2. Какие компоненты входят в динамические, мотивационные понятия психологических теорий?
  3. Проанализируйте современные подходы к проблеме границ семейного воспитания в формировании личности.

Задание для самостоятельной работы

  1. Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:
  • Верифицируемость;
  • Внутренняя согласованность;
  • Гетеростаз;
  • Гомеостаз;
  • Детерминизм;
  • Изменчивость;
  • Инвайронментализм;
  • Интеракционистский подход;
  • Иррациональность;
  • Конституционализм;
  • Неизменность;
  • Объективность;
  • Основные исходные положения теорий;
  • Персонолог;
  • Познаваемость;
  • Проактивность;
  • Рациональность;
  • Структура личности;
  • Теории личности;
  • Функциональная значимость;
  • Эвристическая ценность;
  • Экономность.

Тема 2. Предпосылки становления научных школ современной психологии. Научное исследование личности.

  1. Житейская психология как основа донаучных психологических знаний.
  2. Идеалистические и материалистические воззрения античных философов.
  3. Механистический материализм Демокрита.
  4. Учение о «душе» Аристотеля.
  5. Морально-этические аспекты учения о душе Сократа и Платона.
  6. Картезианская философия и дуализм Р. Декарта.
  7. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения.
  8. Теория и методы исследования таланта Ф.Гальтона.
  9. Теория и методы исследования умственных способностей Ч. Спирмена.
  10. Эмпирическая психология конца XIX в. как синтез философской психологии и психофизиологии.
  11. Эмпирический подход к изучению личности.

Список литературы

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией ... фон деятельности и активности психики. 5.Деятельность: понятие, структура, основные психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности ...

Основная литература

  1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.

Дополнительная литература

  1. Аристотель. Сочинения: в 4-х томах. Т.1. – М.: Мысль, 1975.
  2. Асмус В.Ф. Трактат о душе: вводная статья к книге «Аристотель» // Избранные философские труды: В 2-х томах. Т.1. – М.: Изд-во МГУ, 1969.
  3. Вундт В. Введение в психологию. – М.: Космос, 1999.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 1997.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб.: Питер, 1999.
  6. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1985.
  7. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. – Изд. 2-е, доп. – М.: Политиздат, 1974.

Задание для самостоятельной работы

  1. Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:
  • Артефакт;
  • Валидность;
  • Гипотеза;
  • Дивергентная валидность;
  • Естественное наблюдение;
  • Зависимая переменная;
  • Конвергентная валидность;
  • Контрольная группа;
  • Корреляционный метод;
  • Метод анамнеза;
  • Методики самоотчета;
  • Многомерные тесты;
  • Надежность;
  • Независимая переменная;
  • Одномерные тесты;
  • Принцип осведомленного согласия;
  • Прогностическая валидность;
  • Проективные методы;
  • Стандартизация;
  • Фундаментальное исследование;
  • Экспериментальный метод;
  • Эмпирическая проверка.

Тема 3. Развитие психологической науки XIX столетия

  1. Первые школы психологии как самостоятельной науки.
  2. Структурная психология в Германии (В.Вундт).
  3. Структурная психология в Америке (Э.Титченер).
  4. Эмпирическая экспериментальная психология в России (Г.И.Челпанов).
  5. Программа психологии как объективной науки И.М.Сеченова
  6. Доказательства объективности психологии в трудах И.П.Павлова.
  7. Психология акта и ее варианты. Вюрцбургская школа.
  8. Учение Дж. Локка как теоретическая основа интроспективной психологии.
  9. Функционализм в американской школе.
  10. Функционализм в европейской науке.
  11. Значение функционализма для становления прикладной психологии.
  12. Французская школа эмпирической психологии и новые методы исследования – психопатология, гипноз, тесты.
  13. Успехи психологии 1900-х гг. и кризис ее методологических основ.
  14. Теории кризиса.

Основная литература

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...

... методологической основой психологии. В свою очередь психология обогащает Философию и т.д. Психология связана с общественными науками: историческая психология, математика, математическая статистика, технические науки, педагогика, биология, ... например: фиксируются в научной литературе. 4)по методам получения. В житейской ограничивается наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам ...

  1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.

Дополнительная литература

  1. Джемс В. Психология. – М.,1991.
  2. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Избр. филос. произведения: В 2-х т. Т.1. – М.: Соцэкгиз, 1960.
  3. Петровский А.В. История советской психологии: Формирование основ психологической науки. – М.: Просвещение, 1967.
  4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999.

Задание для самостоятельной работы

  1. Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:
  • Естественный эксперимент;
  • Зоопсихология;
  • Материалистические основы отечественной психологии;
  • Нейропсихология;
  • Психофизиология;
  • Рефлекс;
  • Физиология высшей нервной деятельности;
  • Французский материализм;
  • Экспериментальная психология.

Тема 4. Развитие научных школ в первой половине XX cтолетия.

  1. Бихевиоризм Дж.Уотсона.
  2. Объективная психология и рефлексология В.М.Бехтерева.
  3. Реактология К.Н.Корнилова.
  4. Психоанализ З.Фрейда.
  5. Индивидуальная психология А.Адлера.
  6. Аналитическая психология К.Юнга.
  7. Направления неофрейдизма (К.Хорни, Э.Фромм, Г.Салливен).

    15 стр., 7212 слов

    Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка

    ... § 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей ... 68 Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального^ развития личности Э. Эриксона..........72 § 1. Эго-психология Э. Эриксона................72 § 2. Методы ... будет для студентов, обу­чающихся на вечерних и заочных отделениях вузов. Включенные в пособие темы охватывают практически весь диапа

    Французский психоанализ (Ж.Лакан).

  8. Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже.
  9. Становление и развитие деятельностного подхода А.Н. Леонтьева.
  10. Школа П.Я.Гальперина.
  11. Принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна.

Основная литература

1. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.

Дополнительная литература

  1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир, 1992.-496 с.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999.
  3. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т. Т.2. — М., 1983..
  4. Узнадзе Д. Н. Психология установки. — СПб.: Питер, 2001.
  5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб: Питер, 2000. – 608 с.

Проблемные задания

  1. Проанализируйте основные направления поведенческой психологии в России.
  2. Определите значение теории Ж. Пиаже для становления когнитивной психологии.
  3. Охарактеризуйте основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.
  4. Сравните представления об исторической природе сознания человека в теориях французской социологической школы и теории Л.С. Выготского.
  5. Обоснуйте или опровергните утверждение З.Фрейда о том, что половое влечение и агрессия – два основных мотива, лежащих в основе человеческого поведения.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:

  • Агрессивный инстинкт;
  • Бессознательное;
  • Бихевиоризм;
  • Вытеснение;
  • Защитные механизмы;
  • Зона актуального развития;
  • Зона ближайшего развития;
  • Идентификация;
  • Когнитивная психология;
  • Коллективное бессознательное;
  • Отрицание;
  • Проекция;
  • Самость;
  • Стиль жизни;
  • Сублимация;
  • Тревожность;
  • Фикционный финализм.
  • Сравните поведенческую психологию, разрабатываемую в России, и бихевиоризм Дж. Уотсона.
  • Докажите, что психоаналитическая теория – это пример психодинамического, клинического подходов к личности.
  • Опишите концепцию архетипов К. Юнга. Какой архетип К.Юнг связывал с достижением самореализации в зрелости?
  • Сравните и противопоставьте позиции А.Адлера и К.Юнга по следующим темам: определяющая цель жизни; причины психопатологических проявлений; природа человеческой мотивации.

Тема 5. Развитие психологической науки во 2-й половине XX века

  1. Социально-когнитивное направление в теории личности: А. Бандура, Д. Роттер.
  2. Когнитивное направление в теории личности (Д. Келли).
  3. Структура личности в теории Б.Г. Ананьева.
  4. Развитие гуманистического направления в психологической науке.
  5. Экзистенциальная психология.
  6. Основные положения логотерапии В. Франкла.

Основная литература

14 стр., 6719 слов

Теория группового развития Бенниса и Шепарда

... принятых группой целей. .1 Как создавалась теория группового развития Теорию группового развития, сформулированную Беннисом и Шепардом в середине 50 ... что результатом подобного анализа явится возросшая компетентность личности в отношении собственных мотивов, интенций, фрустраций, вообще ... Фаза II: взаимозависимость Заключение Список используемой литературы Введение Зависимость и взаимозависимость - ...

1. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.

Дополнительная литература

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986.
  3. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
  4. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 1982.
  5. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988.
  6. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред. М.Г. Ярошевский. – М. Просвещение, 1989.

Проблемные задания

  1. Охарактеризуйте экспериментальные теории личности.
  2. Охарактеризуйте суть факторного подхода к оценке личностных черт.
  3. Поясните суть типологического подхода.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:

  • Вербальное кодирование;
  • Внешнее подкрепление;
  • Локус контроля;
  • Моделирование;
  • Потребность;
  • Психологическая ситуация;
  • Самоподкрепление;
  • Самоэффективность;
  • Свобода деятельности.

2. Сопоставьте структуру индивидуальности в подходах Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, Э.А. Голубевой.

3. Сопоставьте концепции Д. Роттера и А. Бандуры, обосновав необходимость рассмотрения обоих теоретиков как представителей социально-когнитивной точки зрения на личность.

5 стр., 2350 слов

Предмет общей психологии и развитие основных ее направлений

... развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология. ... место возникновения: 1950-е годы, США. Представители: Абрахам МАслоу, К.Роджерс. Задание 4. Определить, психологи, какой сферы какие из перечисленных задач ...

Тема 6. Развитие психологического знания в конце XX – начале XXI вв.

  1. Развитие персонологии.
  2. Основные понятия феноменологического подхода.
  3. Проблема качественных методов в психологии.
  4. Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности.

Основная литература

  1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.

Дополнительная литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986.
  2. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
  3. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

Проблемные задания

  1. Поясните ценность альтернативных направлений современных исследований.
  2. Проанализируйте исследования когнитивных процессов и их взаимосвязь с другими аспектами психологического функционирования.
  3. Проанализируйте взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их вклад в поведение.
  4. Какое из направлений (психодинамическое, когнитивное, феноменологическое, бихевиоральное и т.д.), по вашему мнению, будет иметь самое большое влияние на будущие исследования личности человека?

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:

  • Анамнестические исследования;
  • Интеракционистский подход;
  • Когнитивный процесс;
  • Междисциплинарный подход;
  • Социоаналитическая теория;
  • Схема;
  • Точка зрения, ориентированная на ситуацию;
  • Точка зрения, ориентированная на человека;
  • Эклектизм;
  • Я-схема.
  1. Проанализируйте нейрофизиологические, биохимические и генетические основы личности, представленные в различных теориях.
  2. Проанализируйте проблемы, относящиеся к практической деятельности человека.