Лекция № 5-6-7: Основы теории коммуникации

Коммуникация (в широком смысле) – социальное объединение индивидов с помощью языка (знаков), установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности.

Коммуникация (в узком смысле) – специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.

Условия коммуникации:

  1. Всякая коммуникация – это взаимодействие, то есть должно быть не менее двух сторон коммуникации.
  2. Коммуникация основана на принципе обратной связи, которая выступает необходимым условием осуществления коммуникационного акта.
  3. Коммуникация имеет знаковый характер. Ядро исследования коммуникации – изучение используемых в ее процессе знаков и правил, которым они подчиняются.
  4. Закон минимального основания: для осуществления коммуникации нужно существования хотя бы одного общего источника и приемника основания в виде системы знаков, правил их приема и передачи, кодирования и декодирования информации.
  5. Закон гетерогенности коммуникационных систем: коммуникация возможна лишь при несовпадении информационных потенциалов взаимодействующих систем.

3 уровня коммуникации:

1. Межличностная – означает процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.

2. В малых группах. Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой находятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и процессов. Признаки: контактность; целостность; стабильность состава; устойчивость взаимодействия; наличие внутренней структуры; удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе.

3. Массовая

Массовая коммуникация – это процесс распространения информации с помощью технических средств (пресса, радио, ТВ и т.д.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Характеризуется:

  1. Наличием технических средств, обеспечивающих регулярность выхода и тиражирование.
  2. Социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации.
  3. Массовостью аудитории, которая вследствие рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации.
  4. Многоканальностью и возможностью выбора коммуникационных средств, обеспечивающих вариативность и нормативность массовой коммуникации.

Уникальность свойств:

9 стр., 4371 слов

Средства коммуникации невербальные средства общения

... Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и ... сжатый кулак, знак победы и т. п.). Жесты - это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека ...

  1. Диахронность (последовательность по времени) – свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени.
  2. Диатопность (перенос в пространстве)– свойство, которое позволяет информации преодолевать пространство.
  3. Мультиплицирование (многократное воспроизведение)– свойство, которое позволяет повторять информационное сообщение многократно с относительно неизменным содержанием.
  4. Симультанность (одновременность)– свойство, которое позволяет представлять адекватное сообщение множеству людей почти одновременно.
  5. Репликация (устранение различий между копиями) – свойство, которое реализует регулирующее воздействие массовой коммуникации.

Функции массовой коммуникации:

  1. Информационная – заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о различных сферах деятельности — деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.
  2. Регулирующая — имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и кончая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля.
  3. Культурологическая – включает в себя ознакомление с достижениями культуры и искусства и способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций.

    При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности и, в конечном счете, способствует интеграции общества. С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями является несомненной заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.

Средства массовой коммуникации – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.

Структура массовой коммуникации (по Лассуэллу):

Кто сообщает  что сообщает  по какому каналукому  с каким эффектом.

1. Коммуникаторы – создатели информационных сообщений, понятных и доступных потенциальным потребителям.

Профессиональные коммуникаторы делятся на 2 группы: «редакции» и «издатели».

«Редакции» — непосредственные создатели и передатчики текстов. Делятся на: 1) журналистов и пиарменов (кто собирает информацию, создает первичный текст и выступает перед аудиторией);

12 стр., 5655 слов

Информации, ее свойства и виды

... коммуникация. «Понятия "массовая коммуникация" и "массовая" информация" неразрывно связаны между собой, но отражают разные процессы»[2]. В итоге складывается особое духовное образование или медиакультура - часть общей культуры ... срока; • точность - степень близости информации к реальному состоянию источника информации; • достоверность - свойство информации отражать источник инфор­мации с необходимой ...

2) техников (кто обеспечивает материализацию текста, его размножение, хранение и передачу; это дикторы, операторы, работники типографий и т.д.).

«Издатели» — лица, определяющие главные цели органа информации. Делятся на: 1) медиократы – владельцы СМК; 2) спиндокторы – люди, которые в силу личного авторитета, обладания властью, хорошего знания информационной инфраструктуры имеют возможность воздействовать на подготовку информационных сообщений.

«Издатели» организуют продвижение сообщения о событиях в СМК. Схема:

— первые отрывочные сведения о событии;

— появление полноценной информации;

— добавление первичных комментариев авторов данного сообщения;

— увеличение значимости события в глазах общественности;

— высказывание мнений общественных авторитетов в СМК;

— попытки аналитического осмысления проблемы;

— разрастание и углубление проблемы;

— выработка и озвучивание единого решения признанными авторитетами;

— выработка стереотипа по решению данной проблемы в общественном сознании.

2. Массовая информация – это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.

Ценность массовой информации измеряется степенью востребованности и эффектом ее воздействия на индивидов (представительность, доступность, полнота, достоверность, своевременность, этичность).

3. Средства передачи массовой информации – 3 вида: средства массовой информации; телекоммуникация; информатика.

СМИ – это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.

Структура: пресса; аудиовизуальные СМИ; информационные службы (телеграфные агентства, рекламные бюро, ПР-агентства, профессиональные журналистские клубы и ассоциации).

Телекоммуникация – это технические службы, обеспечивающие передачу и прием сообщений. Специалисты по телекоммуникации – инженеры и техники.

Информатика – это система средств обработки данных при помощи вычислительной техники.

Все виды СМК объединены в открытой информационной среде социальных коммуникаций – Интернете.

4. Массовые аудитории – индивиды, потребляющие информационные потоки и объединяющиеся в массы.

Стадии взаимодействия аудиторий с информацией:

— контакт с источником информации;

— контакт с самой информацией;

— прием информации;

— освоение информации;

— формирование отношения к информации.

Продукция СМК, формально доступная большинству населения, потребляется по-разному. Культурно-информационные страты современного общества:

  1. Низший уровень – представители уходящих в прошлое форм общественной жизни, фактически исключенные из сферы потребления массовой информации (иммигранты, пенсионеры, жители сельской местности, безработные и т.д.);
  2. Низко квалифицированные рабочие – в основном ориентированы на развлекательную продукцию;
  3. Активные потребители продукции СМК – служащие, ориентированные на вышестоящих начальников, исполняющие чужие решения;
  4. «Технократы» — управленцы, производители новых знаний и ценностей, сочетающие профессиональные интересы и аристократическое искусство.

5. Реакция аудитории на потребление определенной массовой информации. Основные типы:

9 стр., 4395 слов

Имидж организации структура и психологические факторы эффективности

... модели имиджа организации, имеющие сходную структуру. Разработчики этих моделей полагали, что общее впечатление об организации формируется на основании интегрирования различной информации о самой организации, ее деятельности, ... есть информация о том, по каким признакам формируется имидж. В этом случае имидж бывает: внешним , то есть проявляющемся в основном во внешней среде, ориентированной ...

1) реакции, связанные с особенностями деятельности индивидов в социальных общностях: ценностные (создание новых идей и установок, побуждение к выражению личных взглядов и к дискуссиям); организационные (практические действия в соответствии с полученной информацией); тонизирующие (изменение или поддержка психофизиологического состояния индивидов и масс); коммуникативные (распространение и обсуждение полученной информации, установление обратное связи).

2) явные (доступные непосредственному наблюдению) и скрытые (ограниченные областью сознания индивидов и внешне не проявляющиеся);

3) желательные и нежелательные; основные и побочные; предусмотренные и неожиданные;

4) характеризующиеся изменения в сознании и деятельности индивидов;

5) связанные с временными параметрами происходящих изменений в поведении и сознании аудитории: ближние, дальние, краткосрочные и продолжительные.

Виды профессионально ориентированной коммуникации

1. Коммуникация в организациях.

Коммуникация в организации – это информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкций.

Организация – группа людей, деятельность, которых сознательно координируется для достижения общих целей.

С системной точки зрения организация сумеет выжить и преуспеть, если ее различные функции и компоненты действуют в согласии друг с другом и система как единое целое поддерживает интенсивную связь со своим окружением.

Система взаимосвязей (вертикально):

Внутренняя среда организации (социальная, техническая, административная структуры)  Среда прямого воздействия  Конкурирующая среда  Общественная среда  Макросреда

Каждая организация имеет внутреннюю и внешнюю среды деятельности.

Внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Формируется в соответствии с целями и задачами и ресурсами организации. Состоит из структур, состояние которых в совокупности определяет потенциал и возможности, которыми располагает организация. Структуры:

— кадровая структура – взаимодействие менеджеров и рабочих, найм, обучение и продвижение кадров, оценка результатов труда и стимулирование, создание и поддержание отношений между работниками;

— организационная структура – коммуникационные процессы, организационные нормы, правила, процедуры распределения прав и ответственности, иерархия подчинения;

— производственная структура – изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства, обслуживание технопарка, осуществление исследований и разработок;

— маркетинговая структура – стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке, выбор рынков сбыта и систем распределения;

— финансовая структура – включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного взаимодействия.

Внутренняя среда пронизана организационной культурой, которая может способствовать выживанию в конкурентной борьбе либо ослаблять организацию даже при высоком уровне технического и финансового потенциала. Информацию об организационной культуре можно получить из различных публикаций, в которых организация сама себя представляет. Для организации с сильной организационной культурой характерно подчеркивание важности человеческого фактора, а для организации со слабой организационной культурой характерно стремление говорить в публикациях о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности.

Характеристики внешней среды:

— подвижность среды – скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.

— неопределенность среды – объем информации, которую получает организация, и уверенность в ее надежности.

Среда прямого воздействия:

— поставщики;

— потребители;

— партнеры по бизнесу.

Конкурирующая среда:

— общие конкуренты (борьба за размещение денег вообще);

— конкуренты отрасли (конкуренция в сфере избранных клиентом потребностей);

— конкуренты организации (соперничество в сфере торговой марки).

Общественная среда, влияющая на организацию:

— технологии;

— законы и государственные органы;

— состояние экономики;

— социокультурные факторы (преобладающие жизненные ценности, установки, культурные традиции);

— политические факторы.

Макросреда (международное окружение) – любая организация представляет собой часть национальной и международной структуры и зависит от определенных условий макросреды, к которым относятся: законы потребления, культура тех стран, с которыми происходит взаимодействие.

Эффективность существования организации зависит от того, насколько налажены внутренние и внешние коммуникации между всеми ее элементами.

Структура внутренних коммуникаций – определяет принципы разделения труда, структуру и размеры подразделений, правила делегирования полномочий.

Психологические типы коммуникаторов в организации:

— «сторож» — работник, контролирующий прохождение информации к другим сотрудникам (секретари, операторы телефонной связи, координаторы, диспетчеры и т.д.);

— «лидер мнений» — работник, оказывающий влияние на мнения и поведение других работников (может быть неформальный лидер, чье мнение противоречит официальному);

— «связной» — работник, служащий связующим звеном между различными группировками;

— «пограничник» — работник, имеющий высокую степень связей с внешней средой.

Все внутренние коммуникации делятся на вертикальные и горизонтальные (интерактивные).

Вертикальные – возникают между лицами, обладающими разными статусами в организации. Бывают:

нисходящие – осуществляются в помощью различных письменных и устных средств. Проблема – не уделяется должного внимания получателю.

Закономерности воздействия нисходящего потока информации на получателя:

  1. Интерпретируя информацию, человек действует по пути наименьшего сопротивления.
  2. Человек более открыт для сообщения, которое соответствует его представлениям, идеалам, ценностям.
  3. Сообщения, которые противоречат ценностным установкам человека, вызывают меньше сопротивления, чем сообщения, противоречащие рациональной логике.
  4. Так как человек испытывает постоянное желание удовлетворения своих потребностей, сообщения, которые способствуют их удовлетворению, воспринимаются легче.
  5. Когда человек видит изменения в окружающей среде, он более открыт для поступающей информации.
  6. На коммуникацию оказывает влияние ситуация в организации в целом. Сообщение, которое может показаться сообразным в одной ситуации, в другой может не быть таковым.

восходящие – свободный подход, вовлекающий работников в процесс управления и наделяющий их полномочиями; происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.

Методы повышения эффективности:

  1. Процедура обжалования – возможность обратиться к высшему руководителю, минуя непосредственного.
  2. Политика «открытых дверей» — наличие у высшего руководства приемного времени.
  3. Консультации, опросы, собеседования с работниками.
  4. Принятие решений с участием работников.
  5. Использование руководителем приемов активного слушания.

Эффективная обратная связь

Неэффективная обратная связь

Имеет целью помочь работнику

Имеет целью унизить работника

Конкретная

Имеет общий характер

Описательная

Имеет оценочный характер

Полезная

Неадекватная

Своевременная

Несвоевременная

Готовность к восприятию обратной связи

Заставляет работника оправдываться

Ясная

Невразумительная

Достоверная

Неточная

Информация, которая передается по восходящим коммуникациям:

— техническая, касающаяся производственной деятельности (обязательная);

— личная (наиболее важная в организации).

Современные инновационные организации стремятся использовать в своей политике практике восходящие коммуникации.

Горизонтальные – возникают в процессе взаимодействия с лицами, равными по положению в компании.

Цели интерактивных коммуникаций:

  1. Координация заданий (для сотрудников, отделов, команд).
  2. Решение проблем.
  3. Обмен информацией.
  4. Разрешение конфликта.

Неформальные каналы коммуникации – каналы распространения слухов. Существуют всегда, информация передается намного быстрее, чем по каналам формального общения.

Деловая коммуникация в организации – беседы, совещания, собрания, переговоры, конференции, деловые встречи, обеспечивающие эффективность как внутренних, так и внешних взаимодействий. Особенности каждой формы деловой коммуникации определяется критериями: цель проведения, участники, регламент, коммуникативные средства реализации намерений, организация пространственной среды, ожидаемый результат.

Маркетинговые коммуникации – процесс передачи обращения от производителя к потребителю с целью предоставить ему товар или услуги организации в привлекательном для целевой аудитории свете.

Цель – воздействие на поведение потребителей. Задачи:

— информирование аудитории о существовании товаров и услуг, объяснение их предназначения;

— убеждение – формирование благоприятного отношения потребителя к организации и ее маркам;

— создание образа – формирование образа организации, связанного с дифференциацией потребителем марок выпускаемого продукта;

— подкрепление – удержание постоянных потребителей.

Маркетинговые коммуникации включают в себя: личные продажи, реклама в СМИ, прямой маркетинг, мероприятия по продвижению продукта, связи с общественностью. Выводы:

  1. Значительная часть маркетинговых коммуникаций неэффективна, большая часть обращений теряется в информационном океане.
  2. Сила воздействия коммуникаций на потребителя зависит от степени новизны товара, творческого подходы к его созданию, объема и частоты презентации => требуются значительные материальные и творческие инвестиции в их разработку.
  3. Коммуникация должна быть направлена на интересы целевой аудитории.
  4. Функции коммуникаций изменяются в зависимости от типа решения о покупке.
  5. Тип коммуникации определяется особенностями покупательского поведения.
  6. Маркетинговые коммуникации эффективнее использования для изменения марочных предпочтений покупателей, чем для увеличения объема сбыта товаров данной категории.

2. Политическая коммуникация

Политическая коммуникация – это процесс информационного обмена между политическими деятелями, осуществляемый в ходе их формальных и неформальных взаимодействий.

Уровни информационных потоков:

  1. Обслуживает органы власти и управления (в основном служебная информация).
  2. Образует информационную среду деятельности партий, профсоюзов, общественных движений (циркулируют программы, уставы и т.д.).
  3. Обращается непосредственно к общественному мнению, массовому сознанию, политическому поведению.

Способы политической коммуникации:

— через печатные и электронные СМИ;

— через организации, когда передаточным звеном служат политические партии, группы интересов и т.д. (научные институты, центры, консультационные службы);

— через неформальные каналы с использованием личных связей.

В системе политико-коммуникационных процессов важную роль играет электоральная коммуникация.

Электоральная коммуникация – разновидность политической коммуникации, связанной в сюжетно-тематическом, временном и пространственном отношениях с выборами.

Избирательная кампания как разновидность коммуникационной кампании: направлена на получение конкретных результатов в пределах четко обозначенного периода времени посредством организационного комплекса коммуникационных действий.

Модели избирательных кампаний:

  1. Неструктурированная модель – независимый кандидат сплачивает вокруг себя группу единомышленников, помогающих ему в подготовке и проведении выборов. Основной ресурс кампании – личный имидж кандидата. Эффективно в условиях слабости органов власти и партийных организаций.
  2. Рыночная модель – отношение к кандидату или избирательному объединению как к товару, который нужно продвинуть на политическом рынке с помощью методов политической рекламы. Избиратели – объект манипулирования, кандидат выступает в качестве суммы сконструированных организаторами кампаний имиджей. Основной ресурс кампании – деньги, на которые закупается реклама и оплачивается труд политконсультантов, имиджмейкеров.
  3. Административно-командная модель – строится на обладании кандидатом властно-распорядительных ресурсов. Используется главами администраций. Государственный аппарат может ограничивать рекламное время конкурентов, изымать агитационные материалы, фальсифицировать результаты выборов. Успех зависит от отношения избирателей к самим носителям власти и степени жесткости контроля за проведением избирательной кампании.
  4. Организационно-партийная модель – на основе функционирования партийной избирательной машины. Основной ресурс – сила организации избирательного объединения. Успех зависит от авторитета партии, степени уважения к ней избирателей.
  5. Комплексная модель – сочетание различных ресурсов. Успех при наличии практически неограниченных ресурсов по всем направлениям избирательной деятельности.

Типы действий в электоральной коммуникации:

— мобилизационный – включает агитацию и пропаганду;

— маркетинговый – представлен ПР и политической рекламой.

Значительную роль в электоральной коммуникации играет политический маркетинг – комплекс мероприятий в области исследований политического рынка по изучению поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах. В основе – представление о политическом пространстве как о рынке, на котором одни заинтересованы сбыть свой продукт (программы), а другие хотят его получить, рассчитывая на выгоду.

Комплекс коммуникаций политического маркетинга включает:

— политическую рекламу, использующую различные каналы распространения информации и существующие в рамках этих каналов рекламные обращения.

— организацию общественного мнения (ПР) – через специальные публикации в СМИ, организацию теледебатов, выступлений и т.д.

— «личную продажу» — встречи кандидата и его доверенных лиц с избирателями, митинги и т.д.

— «стимулирование сбыта» — различные формы материального стимулирования электората (подарки, бесплатные обеды и т.д.).

3. Публичная коммуникация

Публичная коммуникация – вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей. Характерна передача информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса. Публичный статус подразумевает сообщение информации лицом, обладающим определенным социальным статусом, и связан с официальностью обстановки общения. При публичном общении слушатели должны находиться в поле зрения говорящего. Слушатели – специально организованная аудитория, параметры которой (численность, пол, возраст, профессия) должны быть известны говорящему.

Жанры публичной коммуникации – типичное речевое поведение в типических ситуациях социального взаимодействия людей.

Человек овладевает ими в процессе социализации. Жанры речи присутствуют в сознании языковой личности в виде готовых образцов, влияющих на развертывание мысли в речи. Чем шире круг освоенных речевых жанров, тем выше уровень коммуникативной компетенции человека.

В учебной сфере деятельности: объяснение учителя на уроке, педагогический диалог учителя и учеников, лекция, семинар, защиты курсовой, дипломной работ. Основная цель учебного публичного общения – передача знаний и контроль за их уровнем.

В научной сфере: научный доклад, научное сообщение, круглый стол, защита диссертаций. Основная функция устного научного публичного общения – нахождение научной истины или признание ее признание.

В деловой сфере: общие жанры общения (собрание, банкет, юбилей, панихида), цель – обеспечить функционирование трудового коллектива как единого организма. Существуют специальные жанры делового публичного общения, специфические для парламентской, судебной деятельности: парламентские дебаты, судебное заседание. Цель их – обеспечение функционирования государства, безопасности граждан, вынесение наказания. Среди общих жанров публичного делового общения выделяют и ПР-жанры, служащие для создания позитивной известности организации.

В общественно-политической и социально-культурной сферах: политическое выступление на митинге, публичные телевизионные интервью и дискуссии. Функции – воздействие на сознание слушающих с целью привлечения внимания к общественно значимым проблемам и создания общественного мнения.

Религиозная сфера: проповедь, направленная на формирование нравственных ценностей и общий духовный рост прихожан.

Таким образом, публичная коммуникация дает человеку возможность:

— осуществлять совместную деятельность с другими по успешному решению жизненных задач;

— получать знания о мире;

— формировать образцы и модели своего поведения;

— организовывать мышление, развивать способность к анализу и оценке, создавать образ мира.

4. Межкультурная коммуникация.

Культура – универсальная для общества система ценностных ориентаций, стереотипов сознания и поведения, форм общения и организации совместной деятельности людей, которые передаются от поколения к поколению.

Межкультурная коммуникация – адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам.

Уровни межкультурной коммуникации:

  1. Межличностный уровень – на первый план в построении коммуникации выступают индивидуальные качества вступающих в общение: национальные особенности мышления, специфическая мимика, жесты, приемы общения, пол, возраст, профессия и т.д.
  2. В малых группах – запланированные переговоры, незапланированное общение в поездках, на конференциях, семинарах. Будет плодотворной при условии, что все участники способны адаптировать свои коммуникативные действия к конкретным условиям данной группы. Необходимо учитывать поведение в монокультурной и межкультурной группах.
  3. В больших группах. Выделяют:

Этнический уровень – между локальными этносами, этноязыковыми, историко-этнографическими, этно-конфессиональными и другими общностями. Этническая культура касается преимущественно обыденной жизни этноса, включает язык, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, знания, верования, виды народного искусства и т.д.

Национальный уровень – возможен при наличии национального единства (общая хозяйственная деятельность, государственно-политическое объединение).

Разновидности межкультурной коммуникации на национальном уровне: между субкультурами внутри единой национальной культуры и между собственно национальными культурами.

Формы межкультурной коммуникации:

  1. Аккультурация – процесс и результат взаимного влияния культур, при котором все или часть представителей одной культуры перенимают нормы, ценности и традиции другой.
  2. Культурная экспансия – расширение сферы влияния доминирующей национальной культуры за первоначальные пределы или государственные границы.
  3. Культурная диффузия – взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении.
  4. Культурный конфликт – столкновение субъектов культуры – носителей различных культурных ценностей и норм.

Виды культурных конфликтов:

— конфликты между различными этническими группами и их культурами;

— конфликты между религиозными группами, представителями различных религий или течений внутри отдельных религий;

— конфликты между поколениями, носителями разных субкультур;

— конфликты между различными частями единой нормативной системы доминирующей культуры;

— конфликты между традициями и новациями в культуре;

— конфликты между различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями, возникающие из-за языковых барьеров.

Коммуникативные барьеры

  1. Барьеры, обусловленные факторами среды:

— акустические помехи;

— отвлекающая окружающая обстановка;

— температурные условия;

— погодные условия.

2. Технические барьеры – все, что искажает (прерывает) передаваемый сигнал и в результате влияет на сообщение в целом.

3. Человеческие барьеры коммуникации:

— психофизиологические (какие-либо индивидуальные психические и/или физиологические нарушения, особенности психики, поведения, характера);

— социокультурные (принадлежность людей к различным социальным группам или организациям, языковые барьеры, проблемы различия национальных культур).

Практические выводы:

— никогда не следует настаивать на том, что единственно правильными являются только те представления, которые сложились в данной культуре; необходимо знакомить с ними представителей других культур, объясняя причины их возникновения;

— важно иметь правильное представление о психологии и культуре людей, с которыми осуществляется общение; именно в недостатке этого кроются причины большинства коммуникативных неудач;

— необходимо рассматривать сообщения с точки зрения получателей, фокусировать внимание на получателе сообщения, его интересах, чувствах, приоритетах;

— нужно использовать различные средства доставки сообщения;

— следует добиваться обратной связи и в процессе коммуникации сверять свои действия с ответной реакцией получателя.