Планы семинарских занятий по курсу

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Специальность «Педагогика и психология»

6 семестр, 2012-2013 уч. год.

Составитель: доцент Л.Я. Жилина

Семинар № 1

Тема: Педагогические конфликты и способы их разрешения

  1. Причины конфликтов в педагогическом коллективе.
  2. Дайте характеристику основным стилям поведения личности в конфликте.
  3. Способы предупреждения и разрешения конфликтов.

Творческое задание №1.

Подготовьте и проведите ролевую игру на тему: «Профилактика конфликтов в школьном коллективе», используя следующие ролевые позиции:

  • «ученик»,
  • «классный руководитель»,
  • «родители»,
  • «администрация школы»,
  • «психолог»,
  • «одноклассник (и)»,
  • «персонаж «ИКС», используя знакомые вам педагогические ситуации.

В ходе игры:

  • показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях;
  • проанализировать стили поведения сторон в конфликте;
  • разработать и использовать новые стратегии поведения.

(Разыграть не менее четырех ситуаций).

Литература:

  1. Андреев В.И. Конфликтология: (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов).

    – М., 1995

  2. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. – М., 1994
  3. Мириманова М.С. . Конфликтология. Учебник. Москва «Академия», 2004
  4. Стили поведения людей в конфликте. Режим доступа:
  5. Панина Т.С. Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. -М., 2006 г.

Семинар № 2 Формирование мотивации учения

  1. Индивидуальная работа с учащимися по формированию учебной мотивации.
  2. Изучение мотивации учения неуспевающего школьника.
  3. Формирование учебной мотивации у неуспевающих школьников.
  4. Работа педагога с младшими школьниками «группы риска»:
  • гиперактивность,
  • леворукость,
  • дети с эмоциональными нарушениями.

5.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения ее эффективности:

19 стр., 9072 слов

Способы разрешения конфликтной ситуации в старшем школьном возрасте

... поведения старшеклассника с мотивационной сферой, потребностями, характером, уровнем тревожности. Нашей задачей будет вывести гипотезу зависимости степени выраженности реакции на сложную ситуацию и выяснить способы разрешения ... ство, которое жило бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим конфликта он чрезвычайно сужается. Порождаясь типами взаимодействия людей, он развивается уже по ...

В классе – слабый, неуспевающий ученик, однако ребята хорошо к нему относятся, часто просят за него учителей. А как быть учителю?

а) посоветоваться с другими учителями и принять гибкую тактику реагирования, помочь ученику догнать одноклассников;

б) не обращать внимания на ходатайство детей и «гнуть свою линию», выставляя объективные оценки;

в) беря пример с учеников, организовать среди учителей «круговую поруку» и не идти двоечнику ни на какие уступки;

г) дать понять детям, что их заступничество вызывает обратную реакцию и доказать это соответствующими оценками.

Практическое задание №1:

  1. Предложите детям младшего школьного возраста нарисовать рисунок о школе («Моя школа», «Я иду в школу», «Моя учительница» и т. д.).
  2. Проанализируйте детские рисунки и сделайте вывод о развитии учебной мотивации у авторов рисунков.

Литература:

  1. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. /Избранные психологические труды. – М., 1997.
  2. Гуткина Н.А., Печенкова В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от 1 класса ко 2 классу //Вестник практической психологии образования, 2005, № 4 (5), с. 39-45.
  3. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 1990.
  4. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. – М., 2002
  5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2003, с.274-277, с.300-307

Семинар № 3 Тема: Психологические основы воспитательного воздействия

  1. Педагогическое общение как взаимодействие.
  2. Психологические механизмы педагогического воздействия.
  3. Средства стимулирования обучения и воспитания детей.
  4. Педагогическая оценка как средство стимулирования.
  5. Условия эффективности педагогической оценки.
  6. Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка.

Практическое задание № 2 Ознакомьтесь с отрывком из повести В.П. Катаева «Белеет парус одинокий». С точки зрения прочитанного проанализируйте проблему выставления отметок в школе.

«…Однажды в субботу Петя, не раздеваясь, вбежал в столовую, сияющий, взволнованный, красный от счастья. Он размахивал нарядной записной тетрадью, крича на всю квартиру:

 – Тетя! Павка! Дуня! Идите сюда скорее! Смотрите, мне поставили отметки! Ах, как жалко, что папа на уроках!

И, торжественно швырнув тетрадь на стол, мальчик с гордой скромностью отошел в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок.

14 стр., 6813 слов

Психологические основы педагогической саморегуляции

... курсовой работы была сформулирована следующим образом: психологические основы педагогической саморегуляции. Основной целью данной работы является рассмотрение подходов, описывающих издержки педагогической деятельности, а также пути и способы ... его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро устаревают. В американской литературе фигурирует даже единица ...

 – А ну-ка, ну-ка! – воскликнула тетя, вбегая с выкройкой в руках в столовую. – Покажи свои отметки.

Она взяла со стола тетрадь и быстро пробежала ее глазами.

 – Закон божий – два, русский – два, арифметика – два, внимание – три и прилежание – три, с удивлением сказала тетя, укоризненно качая головой. Не понимаю, чего же ты радуешься? Сплошные двойки!

Петя с досады даже топнул ногой.

 – Вот так я и знал! – закричал он, чуть не плача от обиды. – Как Вы, тетя, не понимаете? Важно, что отметки! Понимаете: от-мет-ки! А Вы не хотите этого понять… Так всегда!

И Петя, схватив сердито знаменитую тетрадь, помчался во двор показывать отметки мальчикам». (Катаев, В.П. Белеет парус одинокий. Хуторок в степи / В.П. Катаев. – М., 1968. – С. 165 – 166).

Ответьте на вопросы:

1. Как Вы считаете, что должны делать учителя и родители, чтобы ребенок научился давать адекватную самооценку своей учебной деятельности?

2. Можно ли отказаться от выставления отметок в начальной школе?

3. Выкажите Ваше отношение к 10-балльной системе оценивания знаний и другим альтернативным системам школьного и вузовского контроля.

 

Литература:

Минияров В.М. Педагогическая психология. Учебное пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института. 2005 . С.60-63

Семинар № 4

1.Подготовьте и проведите ролевую игру на тему: «Педагогический совет – защита инноваций», предварительно изучив педагогические технологии и в лаконичной форме (10-15 минут) изложите ее идеи и особенности.

2. Ознакомьте с конкретным опытом применения этой педагогической технологии или ее элементов (открытые уроки, изучение методических материалов) используя роли:

  • автор-новатор – носитель передовых идей, руководитель группы;
  • оптимисты – сподвижники автора, защитники идей, их пропагандисты;
  • пессимисты – консерваторы и скептики, противники идей;
  • реалисты — аналитики, способные взвесить все «за» и «против» и сделать необходимые выводы.

Для проведения игры необходимо изучить технологии обучения и их психологические основания!

  1. Психологические основы программированного обучения.
  2. Психологические основы проблемного обучения.
  3. Теория поэтапного формирования умственных действий.
  4. Обучение и развитие в педагогической психологии.
  5. Развивающее обучение в системе системе В.В Давыдова, Л.В.Занкова.
  6. Деловая игра.

Литература:

  1. Минияров В.М. Педагогическая психология. Учебное пособие. М., 2005, с.178-204
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998

Семинар № 5 Тема: Психологические основы воспитательных технологий

  1. Проанализируйте психологические основы использования различных методов воспитания (словесные методы, метод личного примера, метод упражнения, методы поощрения и наказания и др.).
  2. Приведите примеры эффективного воспитательного воздействия. Как с точки зрения психологии можно объяснить такую эффективность?
  3. Приведите примеры ошибочных действий родителей, педагогов, взрослых. В чем их ошибки с точки зрения психологии?
  4. Проанализируйте предложенные ниже педагогические ситуации. Продолжите эти ситуации и предложите разные варианты их реше­ния с использованием психологических механизмов воздействия. Объясните почему, вы считаете такое решение эффективным. Как с точки зрения психологии можно объяснить такую эффективность?

Педагогические ситуации:

8 стр., 3894 слов

Психологические основы управления конфликтными ситуациями

... спокойствие. Цель данной работы, заключается в рассмотрении психологических основ управления конфликтными ситуациями. Здесь рассмотрены такие темы как «понятие ... с людьми, предпочитающими авторитарный Тельных Н.В. Психология управления - Ростов Н/Д:Феникс,2004.- С.581. стиль. 4.Сотруднечество ... намеченной стратегии действий, не вызвать необдуманным словом, поспешным поведением каких-либо сомнений друг у ...

  • Девятому классу была поручена уборка школьной территории. Один из учеников отказался остаться с классом и попытался уйти. Его останавливает классный руководитель, беседует с мальчиком, но даже после этого он уходит. В результате ученик несколько дней не появляется в школе.

  • Директор школы выстроил учениц десятого класса и, показывая пальцем на Таню, сказал, что у нее самая короткая юбка в классе. По рядам прошел шепот. Таня раскраснелась, заплакала и выбежала из класса.

  • Учительница химии, заметив, что мальчик и девочка, сидящие на последней парте, что-то обсуждают, прервала объяснение урока слова­ми: «Лена, самки в природе выбирают яркую окраску для привлечения самцов, а как ты думаешь, для чего это делают девочки нашего класса?». Класс повернулся, и все обратили внимание на новую, яркую кофточку Лены.

  • На слова старшеклассницы о том, что она к уроку не готова, учительница зло сказала, что ходить на дискотеки и отирать там стены она успевает, а приготовить урок ей некогда.

5.Ознакомьтесь с педагогическими ситуациями и выберите один из вариантов ответа на вопросы либо предложите свой:

Учитель пришел на урок. На доске надпись: «Евдокимов козел». Как поступить?

а) не говоря ни слова, вытереть доску и начать урок;

б) сразу спросить: «Кто сегодня дежурный? Евдокимов?»

в) спросить у дежурного, почему доска к уроку не готова?

г) твердо сказать: «Евдокимов, встань! Ребята, посмотрите внимательно: неужели Евдокимов похож на козла?»

д) несколько минут посвятить рассказу о том, что в традициях русской культуры козел – символ плодородия, а, значит, сытости и богатства. Именно поэтому во время праздников и гуляний люди часто рядились в козлиные шкуры. А затем спокойно попросить дежурного вытереть доску.

6 стр., 2685 слов

Презентация на тему: Основы физиологии и психологии труда

... ряда наук, исследующих «человеческий фактор» в труде (антропометрия, физиология труда, психология труда, гигиена труда, техническая эстетика) Динамический стереотип устойчивая, слаженная система рефлексов, ... течение рабочего дня. Оператор должен видеть возможность (вероятность) возникновения проблемной ситуации и представлять пути ее решения Деятельность оператора связана с длительной гипокинезией, ...

Учитель перехватывает записку с карикатурой на себя и весьма нелестным комментарием внизу. Как поступить?

а) демонстративно порвать и выбросить;

б) показать перехваченную записку всему классу и попросить ребят выразить свое к ней отношение;

в) похвалить автора за художественное мастерство, но посочувствовать его недостаточной успеваемости;

г) главное – выяснить, кто автор записки, а уж управа на него найдется;

д) задумайтесь: нет ли в вашей внешности и поведении и впрямь чего-то карикатурного, провоцирующего подобные записки.

 Возвращаясь с работы домой, учительница видит отсутствовавшего на уроках ученика, который моет машины. Как поступить?

а) сделать вид, что ничего не видела: что тут поделаешь – жизнь сейчас такая!

б) подойти к ученику, выразительно на него посмотреть и, не говоря ни слова, уйти;

в) сурово спросить, что мальчик здесь делает и почему пропустил школу?

г) немедленно связаться с родителями мальчика, обсудить с ними ситуацию и предостеречь от последствий;

д) обратиться к ближайшему постовому милиционеру и попросить препроводить мальчика домой.

 В классе ребенок с тяжелой психической травмой (трагическая смерть родителей, насилие в семье и пр.).

Отсюда – неуспеваемость, неадекватное поведение. Что делать учителю?

а) самое деликатное в этой ситуации – делать вид, что ничего не происходит;

б) проявлять к такому ребенку постоянное неназойливое внимание и заботу, ни в коем случае не афишируя его проблемы;

в) обсудить проблемы такого ребенка на одном из классных часов – тем самым дать возможность ребятам высказать свое сочувствие к товарищу, а ему – полезные рекомендации;

г) самое эффективное – доверительный разговор с ребенком в кабинете директора, в присутствии родителей.

Семинар № 6 Тема: Психологические основы воспитательных технологий

1. Ознакомьтесь с отрывком из книги Н.В. Жутиковой «Учителю о практике психологической помощи» Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения:

а) школьника; б) родителей; в) директора школы; г) школьного психолога.

2. Какую программу психологического сопровождения Вы могли бы предложить?

3. Насколько такие случаи типичны для современной школы?

4. Какие пути выхода из создавшейся ситуации Вы можете предложить? Знание каких разделов педагогической психологии может оказать помощь в этом случае?

Анна закончила 4 класс. А в 5-й пришла новая учительница. «Она всегда смотрела на меня таким взглядом, будто я совершила преступление, и она про это знает, и я полностью в ее власти. Это меня очень мучило, я не выдерживала, отворачивалась, пряталась. Тогда она цеплялась: «А что это ты задергалась, а? Знать совесть не чиста?» – и вызывала меня к доске. Я начинала заикаться. Она опять так ехидно: «Интересно… Говорят, на других уроках ты не заикаешься… Не выучила и на жалость бьешь?». После этого я совсем не могла говорить. А она добивала меня: «Ну вот, что я говорила! Тебе и крыть нечем! Не выйдет, голубушка! Твои штучки у меня не пройдут!». А однажды даже попрекнула меня матерью: «Твоя мать учительница, а ты как ведешь?». Она так и говорила – не «как себя ведешь», а «как ведешь?». А как я себя вела? Обыкновенно. А тут я не выдержала и даже сама не ожидала, как у меня вырвалось: «При чем тут моя мать?» – «А-а, ты еще мне грубить?! Научись сначала говорить, как следует! Сопли научись вытирать! Хамка! Хулиганка!». Вот я и стала хулиганкой. Ну, не то чтобы на самом деле. Она над тобой издеваться, а ты терпи… Раз я чуть не ударила ее. Это уже было в 8-м классе. У этой учительницы было прозвище «Тирана». Имя у нее было Ирина, но она хотела, чтобы ее называли Ирэна, и сама так и выговаривала «Ирэна». А кто-то окрестил ее «Тираной». И вот уже звонок на урок, а я дежурная была. Говорю: «По коням! Тирана идет!». А она тут как тут. И когда все встали за парты, она раздельно так говорит: «Это кто тут у вас «Тирана»?». А я вдруг и брякнула: «Вы!». Что было! Конечно, пришлось дневник подать. А у меня, как нарочно, туда попал листок с моими стихами. Раскрывает она мой дневник, а там этот листок. И она начала читать вслух. Читает таким издевательским тоном и комментирует. Так комментирует, что я не выдержала. Даже потемнело в глазах. Мне так захотелось прекратить все это, что я вдруг двинулась на нее. До этого стояла, а тут двинулась и прямо к ней. И даже не боюсь ее больше – вот нисколечко! Рванула у нее свой листок, смяла его, а другой рукой схватила свой дневник и замахнулась им на Тирану… Тут слышу – кто-то в классе «Ань! Ты что!» А Тирана отпрянула, глаза белые, и выбежала из класса».

25 стр., 12264 слов

Мотивация педагогической деятельности учителей начальных классов

... Вывод по первой главе Глава 2. Изучение мотивации педагогической деятельности учителей начальных классов 2.1 Методы исследования 2.2 Результаты исследования 2.3 Общие результаты ... знания; 2) Профессиональные педагогические умения; 3) Профессиональные психологические позиции и установки учителя; 4) Личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями. В рамках ...

Литература:

Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи: кн. для учителя /– М., 1988. – С. 32 – 33).

6