Понятие коммуникации и предмета теории коммуникаций

Раздел 1 Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина

Тема 1 Сущность теории коммуникаций

1. Понятие коммуникации и предмета теории коммуникаций

2. История теорий коммуникаций

3. Содержание коммуникативного процесса

4. Массовая культура: понятие и особенности

 

Понятие коммуникации и предмета теории коммуникаций

Коммуникация пронизывает все стороны жизни современного общества, социальных групп и отдельных индивидов.

Понятие коммуникация имеет множество значений, которые отражают многопланность подходов к изучению теории коммуникаций.

Коммуникацию можно представить как передачу того или иного содержания от одного сознания (массового или индивидульного) к другому.

В настоящее время нет ни одной сферы жизнедеятельности человека, где бы не осуществлялась какая-либо коммуникация.

Коммуникация может быть выражена вербально или не вербально.

Активное развитие технических средств коммуникации потребовало координации человеческих действий с информационно-техническими функциональными системами, обмена информацией между сложными динамическими системами.

 

В английском языке термин имеет обозначение: общение, связь,средство связи, создание и распространение информации и является производным от латинского.

В настоящее время коммуникация имеет следующие интерпретации:

· путь сообщения, средство связи одного объекта с другим (пример: транспортная коммуникация)

· общение, передача информации от человека (группы) к человеку (группе), специфическая форма их взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других форм связи

· устойчивая система связей и отношений между двумя или несколькими подсистемами (пр. межкультурная коммуникация) или многими элементами, функционирующими внутри формализованной социальной системы (пр. интегрированные массовые коммуникации).

Компоненты коммуникации и предмет теории коммуникаций

· Дискурс- логически целостная, опосредованная социально обусловленная единица коммуникации

В теории коммуникации дискурс представлен социальным процессом, в который включен текст.

· Тексты- сообщения, которые передаются в процессе коммуникации

10 стр., 4516 слов

Деловые коммуникации понятие и виды

... конференции, разнообразные деловые встречи. Специфическими жанрами деловой коммуникации можно считать спор, дискуссию, полемику, дебаты, прения, ... Деловая беседа В деловом общении выделяется самостоятельное понятие «деловая беседа». Под деловой беседой понимается и ... телефонный разговор, почтовое и факсовое отправление, пейджинговая связь и т.п.) отличается от контактного, непосредственного повышенным ...

Тексты могут быть выражены визуально, графически, изобразительно, риторически.

Коммуникация выступает как посредник между индивидуальной и общественно осознанной информацией.

Ключевая проблема коммуникации— необходим механизм, который способен перевести индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия.

Коммуникация в природе и обществе прошла следующие стадии:

1. тактильно-кинетическая (у высших приматов)

2. устно-вербальная (у первобытных народов)

3. письменно-вербальная (в эпоху цивилизации)

4. печатно-вербальная (после изобретения книги)

5. многоканальная (в современный момент)

В процессе формирования научного понятийного аппарата были выделены термины «общение» и «коммуникация»

Общение рассматривается как межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или оценочного характера.

Общение составило понятие «межличностная коммуникация»

Общение представляет собой социально обусловленный обмен мыслями и чувствами между людьми в различных сферах деятельности.

 

Введено понятие «массовой коммуникации» как разновидность социальной коммуникации.

Социальная коммуникация- это коммуникативная деятельность людей, организаций, масс медиа, которая обусловлена совокупностью социально-значимых ценностей, оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных норм общения, принятых в данном обществе.

Социальная коммуникация представляет собой социально-обусловленный процесс передачи и восприятия информации и включает в себя два аспекта:

· коммуникативно-социальный

· социально-психологический

Содержательной стороной обоих аспектов выступает информация.

Коммуникация- частный случай взаимодействия человека с окружающим миром.

Процесс коммуникации всегда имеет цель и его можно определить как технологию непрерывного взаимодействия человека с окружающим его миром, а так же как последовательность и особенности его поведения, действий и состояния при передаче, обмене, получении и сохранении информации.

В процессе взаимодействия, т.е. межличностной коммуникации вступают индивиды, т.е. присутствует личный контакт.

Необходимо учитывать, что человек- это живая открытая система, которая обменивается энергией, действиями, продуктами психологической деятельности, информацией.

Поэтому невозможно отделить психологическое от физиологического, т.е. коммуникация не просто линейна.

Существует возможность принять ответную реакцию, идентифицировать респондента, добиться запланированного эффекта в ходе личного взаимодействия, диалога участников коммуникации.

На практике часто передача массовой информации от коммуникатора к реципиенту происходит не сразу ко всем потребителям информации.

Лидеры принимают и осмысливают информацию раньше, чем масса людей.

На следующей ступени лидеры делятся информацией среди общественности

С их мнением считается большинство из окружения.

Поэтому посредничество лидеров при передачи массовой информации от источника к ее получателю- главный инструмент формирования общественного мнения.

 

История теорий коммуникаций

Теория коммуникации- сравнительно молодая область научного знания, стала обретать статус самостоятельной академической дисциплины в России лишь в последние десятилетия (2002-2003)

8 стр., 3573 слов

Влияние в процессе взаимодействия в деловом общении

... действий партнеров по взаимодействию. Как видим, в процессе взаимодействия в рамках делового общения и совместной трудовой деятельности каждый из партнеров ... позиции и отражает ограниченность, закрытость для новой информации. Специфическое использование этих сигналов свидетельствует об активации Родителя. Субъект коммуникации, находящийся в эго-состоянии Ребенок, посылает следующие вербальные ...

Теория коммуникации позволяет дать целостное представление о закономерностях и существенных связях в различных типах и видах коммуникации.

В истории теории коммуникации можно выделить несколько подходов к определению сущности коммуникативного процесса:

1. Философский подход (Аристотель, Сартр, Мунье, Ясперс)- исследователи предложили одну из первых моделей коммуникации: оратор, речь, аудитория.

Изучается возможность путей общечеловеческой коммуникации между странами и веками.

2. Технический подход складывается в процессе развития науки и техники.

Создание новых технических систем- средств коммуникации и реализация принципа свободного обмена формируют предпосылки для нового понимания процесса коммуникации как фактора, интегрирующего общество.

Разделение труда- первый шаг в развитии теории коммуникации (А.Смит), который предлагает, что знание коммуникативного процесса становится необходимым для организации коллективного труда.

Первое десятилетие 20в. отмечено западными учеными Чикагской школы (Парк, Бургесс, Андерсон, Берджесс).Расцвет этой школы связан с развитием эмпирической стадии американской социологии и социологическим подходом к анализу способов массовой коммуникации.

Первенство этой школы длилось до начала второй Мировой войны.

В 40-е годы исследование массово-коммуникационных процессов развивалось как новое научное направление, одним из представителей которых стал Г.Лассуэлл.

Он предложил свою модель и формулу коммуникации и способствовал развитию социологии средств массовой информации.

В 1942г. Формируется школа Пальто-Альто (Холл,Гофман,Ватславик)

В рамках этого направления были выдвинуты следующие гипотезы:

1.Движущая сила коммуникации-в процессе интерактивного взаимодействия

2.Поведение людей имеет коммуникативную ценность и может рассматриваться как система коммуникаций

3.Рассматривая последовательность сообщений помещенных в горизонтальном (последовательном) и вертикальном (между элементами системы) положениях можно определить логику коммуникации.

Таким образом коммуникация как вербальному акту была противопоставлена коммуникация как социальный процесс, содержащий различные виды деятельности (речь, жест, взгляд).

В 40-е г. формируется Франкфуртская школа (Хоркхаймер, Поллок, Адорно), создается институт социальных исследований.

Школа связана с термином «критическая теория»

Анализируется феномены различных культур, некоторые представители школы приходят к выводу о том, что развитие промышленности ведет к деградации культур.

Существовала и другая точка зрения о том, что развитие промышленности приводит к появлению новой культуры, а не к ее деградации, упрекая других представителей в том, что они не учитывают связь культуры и технологического развития.

10 стр., 4959 слов

Классификация моделей процесса принятия управленческих решений

... моделей процесса принятия управленческих решений. Задачи: Исследование классификации моделей принятия управленческих решений Изучение типологии моделей процесса принятия управленческих решений 1. Подход к классификации моделей процесса ... структура, процесс, механизм), управленческое консультирование, коммуникации с внешней средой, называется управленческим. Как процесс управленческое решение ...

Влияние франкфуртской школы продлилось до 70-80х годов.

В середине 20в коммуникации- мощное средство, обеспечивающее свободный обмен.

В 1948г. ряд гипотез исследователей приводят к созданию моделей коммуникаций.

Определенная роль информации в обществе, которая должна циркулировать в нем при условии свободного информационного обмена.

В 60-е годы во Франции, а затем в Италии создается Центр исследований массовой коммуникации.

В 1964г. в Великобритании создается Центр современных культурных стадий, исследования которого посвящены изучению форм, практики, культурных образований и их взаимосвязи с обществом и социальными изменениями.

Развитие российской теории коммуникации связано с исследователями Н.Ф Федорова, Флоренского, Вернадского, Лосева, Бахтина, Выгодского

Исследователи понимали коммуникацию как процесс коммуникативных действий, направленных на сообщение, сознание, событие.

 

Условия функционирования массовой коммуникации

1.Массовая аудитория (анонимна, пространственно рассредоточена, делится на группы по интересам).

Массовость предполагает, что участниками коммуникации становятся не отдельные индивиды, а собирательные субъекты, при этом имеет место стратегия манипулирования сознанием получателем сообщения, т.е. нарративное позиционирование. При этом информация превращается в товар, который разные субъекты имеют цель выгодно реализовать (в информационные агентства, СМИ, Интернет).

2.Социальная значимость информации- соответствие социальным запросам и ожиданиям (мотивированность, ожидание оценки, формирование общественного мнения); воздействие (обучение, убеждение, внушение).

Массовая информация должна иметь социальную значимость для всей аудитории, что позволяет повысить эффективность системы массовых коммуникаций.

Значимость информации для массовой аудитории зависит от ее общественной необходимости, насыщенности, актуальности, плюрализма (множественности мнений, позиций), оперативности.

3.Наличие технических средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, которые включают:

-СМИ (пресса, радио, телевидение, интернет)

-средства массового воздействия (театр, кино, цирк, зрелища, литература)

-сами технические средства (компьютер, почта, телефон, телефакс, модем и д.р.).

4.Многоканальность коммуникации- изначально массовая коммуникация имеет одностороннюю направленностью, поскольку обратная связь практически отсутствует.

В современных условиях развития массовые коммуникации многоканальны, т.е. используют визуальные, аддитивные каналы, устные и письменные формы.

При этом появилась возможность двунаправленной коммуникации: открытой в интерактивной форме и скрытой, направленной на исследование реакции зрителя или слушателя, а так же взаимное приспособление отправителя и получателей.

 

Функции и задачи массовой коммуникации

Впервые понятие массовой коммуникации ввел Г.Лассуэлл. В 1948г. он определил 3 функции коммуникации:

· Информационная- предоставление массовой аудитории актуальной информации о различных сферах жизнедеятельности

· Преобразующая (регулирующая)- воздействие на общество через обратную связь; влияние на формирование общественного сознания, общественного мнения и социальных норм.

23 стр., 11051 слов

1.Основные понятия «коммуникация» и «информация». (тет 1)

... за счет информации. Информация – это содержание коммуникации. Социальный оттенок носит понятие коммуникации, связано с социальной жизнью. Каждая структура пронизана сетью каналов для коммуникации. Именно коммуникация служит результатом ... характер, т.е. внушать можно только через слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный  характер и усиленный экспрессивный момент. Очень велика здесь ...

· Познавательна-культурологическая- познавательная задача в сфере культуры и искусства, сохранения культурных традиций

· Развлекательно-насладительная- является актом коммуникации, происходит обмен наслаждением и является одним из способов взаимодействия на группы людей.

Социальные задачи массовой коммуникации:

· Создание и поддержание общей картины мира (делает глобальные знания)

· Создание и поддержание картины отдельной общности (конкретные знания)

· Социализация членов общества

· Передача из поколения в поколение культурных ценностей

· Предоставление массовой аудитории развлекательной информации, способствующей релаксации

 

Модели коммуникации

Коммуникационные модели различатся исходя из задач коммуникации, состава ее участников, особенностей канала коммуникации и др.

Модель коммуникации- графическое средство передачи сути сложного процесса коммуникации

 

Линейные модели коммуникации

1.Простейшая модель коммуникации Г.Лассуэлла-источник коммуникации посылает сигнал, принимаемый адресатом

Обратная связь в такой модели отсутствует

Цепочка вопросов: КТО сообщает-ЧТО-по какому КАНАЛУ-КОМУ- с каким ЭФФЕКТОМ?

2.Линейная модель Шеннона-Уивера.

Включает источник информации, передатчик, сигнал, канал, приемник, цель сообщения, источник помех.

Выделено 3 уровня анализа процесса коммуникации:

-технический (влияние процесса кодирования и устранения помех на улучшение коммуникации)

-семантика сообщений (интерпретация сообщения получателем)

Эффективность понимания сообщений получателем (успешность воздействия полученного сообщения на поведение реципиента).

3.Коммуникационная модель взаимодействия У.Шарма- коммуникация определена как акт установления контакта между отправителем и получателем с помощью сообщения

Отправитель и получатель имеют общий смысл, позволяющий кодировать и отсылать сообщение, которое адресат в состоянии принять и расшифровать.

Введен канал обратной связи между коммуникатором и реципиентом, который дает возможность последнему передать обратное сообщение о принятом сигнале.

4.Кибернетическая модель Н.Винера- информация, возвращаясь к источнику, стремится противодествовать отклонению управляемой величины от управляющей.

Венер рассматривает системы не только на техническом, но и на общественном уровне.

Установлено, что сообщения, идущие по каналу обратной связи, подвержены искажению реципиентами более низкого уровня, врезультате чего руководители имеют смутное представление о воздействии информации на подченненных.

Для максимально полной информации по каналуу обратной связи организации используют ящики предложений, телефоны доверия…и т.д.

5.Модель Д.Берло- помещает источник и получателя сообщения в социально-культурную среду, воздействующую нв=а содержание сообщения посредством обратной связи и вычисляет 5 возможных каналов коммуникации:

-зрительный

7 стр., 3115 слов

Восприятие и понимание информации в процессе обучения 2

... Процесс передачи информации как составная часть обучения может и должен оптимизироваться с целью улучшения качества обучения. Под информацией в данном реферате понимается сообщение, ... время и средство коммуникации.    В нашем случае при рассмотрении информации должны учитываться два ... выделяются как главные в процессе восприятия.    Современные теории и модели опознания еще не ...

-слуховой

-осязательный

-вкусовой

-обонятельный

Успех коммуникации определяется совпадением знаний у источника и адресата.

6.Модель Ю. Воронцова- в линейную модель коммуникационного процесса ввел дополнительные фильтры и поля (источник коммуникации, коммуникатор, сообщение, коммуникативный канал, реципиент, параметры сообщения, источник помех, классовые, личностные и социальные фильтры, потери информации, обратная связь).

Вывод:

· Линейные модели упрощают понимание коммуникации

· Коммуникации многоуровневы и не всегда относятся к действиям субъектов, просто обменивающихся информацией

· Информация может создаваться не в одном месте, а потом приниматься в другом месте получателем

· Линейные модели не отражают реальное состояние системы

· На практике происходит не просто последовательный обмен информацией, а протекают более сложные процессы, вовлекающие людей, их мысли, чувства, отношения, социальный опыт, эмоциональное состояние.

 

Многоступенчатые модели коммуникации

1.Нелинейная модель коммуникации Т. Ньюкомба- представляет собой треугольник, вершины которого составляют реципиент, коммуникатор и социальная ситуация.

Взаимодействие реципиента с коммуникатором осуществляется как с учетом социальной ситуации, так и без учета таковой.

Если стороны настроены друг к другу положительно, они будут стремиться к совпадению своих отношений к рассматриваемой ситуации. При негативном отношении друг к другу отношение сторон к ситуации не будет совпадать.

2.Циркулярная модель Г. Малецке- человек одновременно и постоянно выступает источником и получателем информации, т.е. происходит непрерывный процесс коммуникации.

В компонентах коммуникации (коммуникатор, сообщение, получатель, медиум) по медиумом подразумевается одновременно и каналы коммуникатора и информационный носитель.

В области обратных связей рассматривает давление на коммуникатора содержания сообщения и медиума, а медиума –на получателя.

3.Двухступенчатая (многоступенчатая) модель коммуникации П.Лазарсфельда, Р. Мертона: сообщение, посланное аудитории, достигае вначале наиболее авторитетного члена группы.

При усвоении содержания полученной информации от коммуникатора люди склонны прислушиваться, прежде всего, к неформальным лидерам.

Суждение, предлагаемое аудитории через СМИ, приводится в действие посредством межличностных коммуникаций и наибольшее влияние на принятие решения оказывают лидеры.

Лидеры мнений-связующее звено между СМК и массой.

 

Объмные моели коммуникации

1.Диффузная модель Э.Роджерса- коммуникация не влияет сразу на всех, а убеждает критические 5%, а затем информация растекается сама собой по все уровням объемной социальной структуры.

Любая новая идея проходит 5 этапов:

-внимание

-интерес

-оценка

-принятие

-подтверждение

Реципиенты по степени восприимчивости инноваций разделены на 5 типов:

-новаторы, способны сразу схватить новые идеи-2,5%

13 стр., 6411 слов

Глава 1. Невербальное общение в процессе образования

... 25, c.96]. Существуют две проблемы понимания невербального общения: во-первых, при речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном ... невербальное общение - это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации ...

-ранние принимающие- большинство лидеров мнений, с которыми советуются при принятиирешений- 13,5%

-раннее большинство- принимает новые идеи чуть раньше, чем их примет среднестатистический гражданин- 34% населения

-позднее большинство- скептики, принимающие новые идеи вслед за ранним большинством- 34%

-поздние принимающие-подозрительно относятся к новым идеям- 16%.

2. Модель речевой коммуникации Р.Якобсона- рассматривает 6 функций языка.

· Между коммуникатором и реципиентом помещает элементы: контекст, сообщение, контакт, код.

· Эти элементы модели находятся в различных видах связей и отношений с функциями языка:

-экспресивная функция- связана с коммуникатором и выражает его отношение к исходящей речи. Одно и то же содержание может иметь множественный интонационно-эмоциональный оттенок.

-Метаязыковая функция- имеет непосредственную связь с кодом, с помощью которого можно узнать значение слова через описание его содержания, не зная само слово, а например, показав предмет.

 

Роль средств массовой коммуникации в формировании общественного мнения

Исследователи массовой коммуникации подразделяют историю изучения эффективности влияния СМК на несколько этапов:

Первый этап (20-30г.г.)- характеризуются наделением массовой коммуникации безграничным влиянием на общественное мнение и поведение людей.

Были выделены элементы структуры общения:

-коммуникатор (активное начало)

-сообщение (средство воздействия)

-реципиент (пассивное звено)

Основной целью акта коммуникации является изменение социальных установок (мнений, суждений, представлений) реципиента посредством организованного определенным образом сообщения и поведения коммуникатора.

Уязвимое звено подобных моделей- представление о пассивности реципиента

Однако реципиент активно ведет себя по отношению к СМИ, его восприятие выборочно.

В 40-60г. под влиянием эмпирических исследований возможности воздействия СМК на массовую аудиторию были сдержаны.

Появляется теория «минимального эффекта» (Лазарсфельд, Мертон)

В результате появляется двухступенчатая модель массово- коммуникативного воздействия на аудиторию , при которой уже не массовые коммуникации играли роль доминирующей силы, а личностное влияние лидера мнений.

Концепция удовлетворения потребностей аудитори Б.Берельсона, исходит из того, что массовые коммуникации ориентируются на потребности (ожидания) аудитории и этот факт во много определяет содержание сообщений.

Период оценки влияния СМК на формировнаие позиции аудитории, начавшийся в 1970-х г. происходит под знаком поиска новых можных эффектов СМК.

Фокус исследований сменился с изменения установок на изучение когнитивных факторов.

Г. Маршал Мак-Люэн разработал теорию, основа которой состоит в том, что все прогрессивные этапы в развитии общества причинно обусловленны развитием технических средств информационной связи.

80-е годы характеризуются социальным конструктивизмом- с одной стороны СМК оказывают можное воздействие, конструируя социальную реальность, формируя образы реальности на предсказуемый манер. При этом отличием от первого этапа является то, что влияние СМК не считается универсальным и неизбежным и основанно на специальных (правильных) коммуникационных технологиях, используемых в специальных (правильных) обстоятельствах.

9 стр., 4111 слов

Структура общения. Перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны общения

... общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик — коммуникативная, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией ... (зоны) общения (расстояние между партнерами); организация пространства (расположение партнеров друг относительно друга); место общения (территория, на которой происходит общение); время общения (не ...

С другой стороны, рассматривается взаимодействие между СМК и аудиторией.

Сообщение СМК рассматривается как часть процесса, спомощью которой индивиды конструируют значение, общественное мнение.

 

6.Массовая культура: понятие и особенности

Содержание социальной коммуникации определяется целями, которые она призвана реализовывать- обеспечение жизнеспособности соццима и различных аспектов его существования.

Понятие «базовые» (первоначальные) системы коммуникации- позволяет определить характеристики общественных систем.

Исследователь Холл (1996) выделил критерии оценки состояния социальной среды, которые объеденины вокруг трех полюсов:

Первый полюс- «ядро»- включаются понятия: существование, объединение. Его содержание обусловлено необходимость выживать и репродукции человека, и для того, чтобы выжить, живые существа объединяются

Второй полюс- «ориентация», «позиционирование». Содержит понятие территории и времени, т.е. основные элементы, вокруг которых индивидуумы общаются с окружающей средой и между собой

Третий полюс- в процессе общения индивиды развивают эмоциональную, чувствительную сферу, накапливают знания.

 

Любая общность людей , имеющих свою культуру может быть охарактеризована категориями.

Категории, определяющие массовую культуру:

1. Осознание себя и пространства- разные культуры имееют свое собствеенное представление о комфортной индивидуальной зоне

2. Коммуникация и язык- система вербальной и невербальной коммуникации отличает одну культуру от другой.

3. Одежда и внешний вид

4. Еда и правила поведения за столом

5. Время и его восприятие (одни пунктуальны, другие обращаются со временем свободно)

6. Взаимоотношения (каждая культура закрепляет определенные человеческие отношения в зависимости от возраста, пола, статуса, достатка)

7. Нормы и ценности

8. Система религиозных убеждений и представлений

9. Умственная деятельност и методы обучения ( в разных культурах люди по-разному думают и учатся)

10. Организация труда и отношение к работе(отношение к труду, основные виды трудовой деятельности, разделение труда, методы и принципы работы отличают одну культуру от другой).

 

 

Тема3 Виды коммуникаций

Понятие и структура коммуникативного пространства

Коммуникативное пространства варьируются по мощности, т.е. по тому, какое количество участников они охватывают:

1.Пространство внутренней коммуникации (Предполагает общение человека с самим собой. Такой тип коммуникативного пространства считается сложно организованным, т.к. в силу психических особенностей индивида может принимать самы разные формы: самооценка, самоубеждение и т.д.

2.Пространство межличностной коммуникации ( к такому типу относится среда, создаваемая в процессе общения 2ух человек. Отличие от первого типа- в роли другого выступает не воображаемый заменитель, а а реальный человек. Тако пространство является социальным)

3.Пространство микрогрупповой коммуникации (предполагает наличие в качестве участников от 3 до 10 человек)

7 стр., 3080 слов

Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. ...

... коммуникации икоммуникативные навыки II.    НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ 1.    Межличностное пространство. Взгляд.Язык поз и жестов. 2.    Общее представление о языкетелодвижений 3.    Восприимчивость, Интуиция иПредчувствия 4.    Качество присутствия и элементыневербального общения ... Любое письменное сообщение имеет одно ...

4.Пространство публичной коммуникации (является внутренне структурированным и предполагает активную область коммуникации-активный коммуникатор и пассивная область –реципиентов коммуникации. Мощность такого пространгство от 10 до 100 участников коммуникации).

5.Пространство организационной коммуникации (Насчитывает сотни участников. Структурированно не только по типу:активность- пассивность, но и по типу : высшее- низшее. Такому пространству присуща иерархия: воздействие- восприятие, управление- подчинение и т.п. Здесь задействованы уже технические средства (каналы коммуникации)).

6.Пространство массовой коммуникации (Мощность такого пространства превышает 1000 человек. К числу такого типа прастранства можно отнести коммуникативное пространство демонстрации, митинга, средства СМИ.

 

Пространства со 2 по 6 относятся к пространствам межличностной коммуникации.

 

Участники процесса коммуникации:

Коммуникатор- создатель сообщения

Реципиент, адресат-получатель сообщения

Посредник, промежуточное звено- может на себя функцию коммуникатора (отправление или доставку сообщения), канала (технического средства передачи информации), реципиента (первичное восприятие с целью последующей адаптации в форму приемлемую адресата- перевод, декодирование.

Может ускорять или замедлять коммуникацию, способствовать повышению или понижению активности коммуникации, вносить искажения. Роль посредника- специфическая отрасль, существенную роль в которой играют СМИ и др. СМК.

 

Эффект коммуникации:

При характеристике процесса коммуникации учитывается параметр его эффекта- коммуникативное воздействие, которое позволяет оценить как коммуникатор (результат его усилий) и посредника (качество канала или технического средства), так и реципиент (наличие возможности или желания воспринимать информацию, реальную степень ее восприятия, усвоения, запоминания).

Сегодня растущая потребности покупателей, новые свойства стиля жизни, уменьшение степени доверия к традиционным СМИ, большая активность и вовлечение в процесс принятия решения о покупке товаров ведут к тому, что массовость и мощность как свойства отдельных каналов коммуникации- не единственные и не ключевые параметры эффективного взаимодействия.

Более корректо изучать СМИ не только как совокупность массовых каналов распространения сообщения, а более широкое понятие системы коммуникаций , включающие средства коммуникации меньшей мощности, их специфику и особые технологии взаимодействия с участниками коммуникационного процесса.

 

 

2.Классификация коммуникаций

 

1.По критерию отношения к границам организации (компании)

· Внутренние, осуществляются в рамках самой организации. Источник и получатель находятся внутри организации.

· Внешние, выходят за рамки организации, пересекая их. Коммуникатор и реципиент находятся по разные стороны обозначения границ.

2.По характеру взаимодействия коммуникации:

· Личные- непосредственный контакт коммуникатора и реципиента

· Неличные- требуют присутствия некого посредника между главными участниками коммуникации

3.По направленнос ти коммуникаций:

· Горизонтальные- осуществляются между лицами одного или того же статуса или уровня в социальной иерархии

· Вертикальные- между людьми, стоящими на различных ступеньках иерархии

· Диагональные- коммуникации участников разных уровней управления, не принадлежащих к одной вертикали управления или иерархии.

4.По времени функционирования:

· Текущие, осуществляемые по обычному графику; Периодические, осуществляемые в соответствии с планом

· Эпизодические, возникающие по мере необходимости

5.По степени формальности:

· Формальные, характеризующиеся письменной, протокольной, договорной документированностью, регламентацией с помощью утвержденных инструкциями (предписаниями, договорами, уставом, этикетом) форм.

· Неформальные, не подлежащие документации или не связанные с соблюдением норм этикета, договора и т.п.

6.По пространственному масштабу:

· Локальные (местные)

· Региональные

· Национальные (передача информации в рамках национальной культуры)

· Глобальные

7.В зависимости от целей организации:

· Коммуникации с отдельными личностями

· Коммуникации с организациями (физическим или юридическими лицами)

8.По признаку мощности охвата:

· Внутриличностные- связаны с организацией внутреннего коммуникативного пространства индивидуума

· Межличностные- связаны с общением двух и более индивидуумов

9.По критерию преобладающей системы кодирования идеи сообщения:

· Вербальные (речевые)- словесная передача информации, которая может осуществляться в двух основных формах: устной и письменной

· Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо , чтение

· Формы языкового общения- вербальные средства коммуникации

Наиболее известное средство общения- человеческая речь, т.к общение на три четверти состоит из речевого общения (речь и слушание).

Вербальная коммуникация используется в качестве знаковой системы фанетические знаки.

Коммуникационное воздействие происходит на уровне языка: фонетическом, семантическом, синтаксическом.

На процесс говорения воздействуют факторы:

-использование лексики с преобладанием тех или иных гласных и согласных сочетаний

-тембр голоса

-интонация

-длительность пауз между предложениями и словами

 

Например, в русском языке гласные получили значения:

А- ярко красный

О-светло желтый или белый

И- светло синий

Е-светло-желто-зеленый

Ы-темно-коричневый или черный

 

Для согласных звуков, формирующий ассоуиативный ряд, перенося вознгикающие оценки на все слово:

-Гром- грубый, сильный, злой

-Свирель- светлый

-Треск- шероховатый, угловатый

-Шепот-тихий

 

Речь является самым универсальным средством коммуникации, т.к. при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Высокая степень понимания ситуации всеми участниками коммуникационного процесса повышает эффективность устного сообщения.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует информацию.

Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования ( высказыванию), т.к. говорящий сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков

Для слушающего смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Диалог как специфический вид разговора- последовательная смена коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщени, т.е. происходит обогощение, развитие информации.

Успешность вербальной коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько партнеры обеспечивают тематическу направленность информации, а так же ее двусторонний характер

Процесс коммуникации включен в более сложное явление- общение, содержание которого состоит в том, что при этом осуществляется взаимовлияние людей друг на друга.

Чтобы осуществить влияние , недостаточно знать структуру коммуникативного акта, нужно пранализировать мотивы общающихся, их установки, цели.

Язык является средством выражения мыслей, средством общения и без него любые формы общения становятся невозможными.

Язык может быть частью коммуникативного процесса, однако он не существует вне культуры, которая тоже может быть частью коммуникации.

Поэтому связь языка, культуры и коммникации является естественной и неразрывной.

Пример:На земно шаре более 100 официальных языков и 3000 самостоятельных деалектов. Лишь немногие страны однородны в лингвистическом отношении. 2/3 коммуникативной деятельности осуществялется на английском языке.

В условия межкультурных контактов большое внимание уделяется контексту и особенностям коммуникативного пространства, в котром происходит общение.

Хорошее знание языка позволяет понять контекст.

 

Невербальные (неречевые)- обмен невербальными сообщениями между людьми, а так же их интерпретацию.

Этот вид коммуникации включает знаковые системы:

· Оптико-кинетическую

· Пара- и экстралингвистическую

· Организация пространства и времени коммуникативного процесса

· Визуальный процесс

Совокупность этих средств выполняет следжующие функции:

· Дополнение речи

· Замещение речи

Репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

 

Оптико-кинетическая система знаков- свойство общей моторики различных частей тела: рук(жестикуляция), лица (мимика), позы (пантонимика)

 

Моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в коммуникацию придает сообщению нюансы, которые оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах.

 

Паралингвистическая система- это система вокализации, то есть качество голоса, его диапозон, тональность.

 

Экстралингвистическая система- включение в речь пауз, покашливания, плача, смеха, сам темп речи.

 

Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию с помощью «околоречевых» прием.

 

Организация пространства и времени коммуникативного процесса- несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации.

Например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину так же может иметь определенное значение- отрицательного порядка.

 

Умением невербальной коммуникации занимаются науки:

· Кинетика- совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения.

· Такесика (хаптика)- изучает роль и значение прикосновения при общении

· Сенсорика- основывается на чувственном восприятии представителей других культур

· Проксемика- поведение в пространстве, значении дистанции между собеседниками

· Хронемика- использование времени в невербальном коммуникационном процессе

В невербальном общении выделяют уровни информации:

· Первый- это сведения о характере собеседника. По жестам, позам многое можно сказать о темпераметре человека, его психологическом типе.

· Второй- эмоциональное состояние человека. Каждому эмоциональному состоянию соответствует двигательная реакция.

· Третий- это отношение к собеседнику. Большинство людей ведет себя различным образом, например, по отношению к лицам, представляющим разные половые, возростные грпуппы

В тактильном поведении (такесике) выделяют типы прикосновений:

· Профессиональные- носят безличный характер, человек воспринимает только как объект общения

· Ритуальные- прикосновения, принятые в определенных ситуациях, определенной среде и обусловлены определеными традициями (рукопожатея, дипломатические поцелуи)

· Дружеские

· Любовные

Чувственные восприятия (сенсорика) подразделяются на основе органов чувств.

Большое значение имеют запахи, прежде всего естественные и искусственные запахи тела, но это так же запахи национальной кухни, жилища, профессии.

Очень важен зрительный контакт, но следует помнить о том, что в некоторых культурах интенсивный зрительный контакт практически исключен.

Осязание тесно переплетается с такесикой.

Общение людей происходит на расстоянии друг от друга (дистанцию изучает проксемика), которое является показателем типа, характера, широты отношений между людьми.

Дистанция партнеров зависит от пола, расы, принадлежности к той или иной культуре, определенных социальных обязательств.

Прокснемика выделяет 4 зоны коммуникации:

· Интимную- разделяющую достаточно близких людей, не желающих посвещать в свою личную жизнь третьих лиц

· Личную- расстояние, которое поддерживает индивид при оюбщении между собой и всеми другими людьми

· Социальную- дистанция между людьми при формальном общении

· Публичную- дистанция общения на публичных мероприятиях

Зоны коммуникации имеют определенные ограничения:

· Интимное расстояние (0-45см)

· Персональное расстояние (45-120см)

· Социально расстояние (120-400см)

· Публичное расстояние (400-750см)

Способы невербальной коммуникации могут различаться от страны к стране, от национальной культуры к национальной культуре.

Более тго, одни и те же жесты или интонации могут быть по-разному истолкованы в различных национальных культурах.

Все невербальные знаковые системы помогают раскрыть полность смысловую сторону информации.

Раскрытие смысла возможно при условии полного понимания участниками коммуникативного процесса значения используемых знаков.

Визуальные коммуникации- основную роль играет информация, которую несет цвет.

По мнению Джека Траута:»маркетинг- это кино, в котором главным героем является товар», на основе чего особое внимание уделляется визуальной маркетинговой коммуникации.

Еще Аристотель указывал «…слова не существуют без образов…», отмечая, что вербальное и невербальноые каналы коммуникации одинаково важны.

Приблизительно 5000 лет назад появился «шумерский язык» , в котором ( по наскальным рисункам) жители использовали около 2000 различных образов. Спустя 2000 лет финикяне изобрели фонетическиий алфовит, заменив изоюражения звуками.

Это обстоятельство свидетельствует о том, что человечество ознакомилось с визуальными приемами коммуникации раньше, чем научилось передавать информацию с помощью букв.

Визуальные коммуникации имеют существеннон значение для достижения целей маркетинговой коммуникации и в настоящее время.

Современные люди понимают изображения как «говорящие образы», которые исследователи называют «третим эффектом» (т.е. между вербальной и невербальной состовляющей коммуникации).

Люди помнят 10% того, что они слышат, 30% того, что они читают и приблизительно 80% того, что они видят ( и делают)

Изображения достигают наивысшего коммуникационного эффекта только в комбинации с вербальной формой обращения.

Контекст коммуникации создает ее целостность, ценность которой выражается в интегрировании все каналов коммуникации.

 

3.Виды коммуникаций

1.Перфоманская коммуникация

Ритуалы являются важной составляющей жизни любого общества.

Они несут в себе четкие коммуникативные указания (ритуалы погребения, прощания, приветствия, инаугурации президента и др.)

Если вербальная коммуникация использует для передачи сообщения вербальный канал, визуальная- -визуальный, то перфоманс располагает свое сообщение в пространстве.

Перформанс- действия одного человека или группы перед другим человеком или группой.

Центральной характеристиколй является третье лицо, наблюдатель, зритель, присутствие которого меняет всю процедуру.

Любой перформанс строится на предворительной репетиции, подготовке.

 

2.Мифологическая коммуникация

Миф лежит в основе мифологической коммуникации. Мифологические структуры опираются на неосознанные явно аудиторией информационные структуры. Аудитория не может их отвергнуть,е осознает их.

Для мифологических текстов характерно:

-неопровергаемость ( его нельзя опровергнуть, можно только подтвердить новым примером)

-простота

-неосозноваемость

-определенная узнаваемость- это не новая инфоормация, а как бы реализация уже известной схемы.

Виды мифов:

-партийные

-Государственные

-семейные

-детские

-исторические

 

Общность рекламы и мифа проявляются в свойствах:

· Аппеляция к эмоциям (и миф и реклама должны не пониматься умом, а нравится, бередить сердце, вызывать приятные ассоциации, желания)

· Стимуляция правильного( в мифе) поведения (престижного в рекламе), потребления, образа жизни

· Ориентация на эталонные образцы поведения, потребления и пр.

· Манипуляция сознания и ценностными ориентациями людей в интересах сказателя мифа или заказчика рекламы

Наделение ценностным содержанием того, что слушателю (зрителю, потребителю) рекрекомендуется единственно правилный выбор.

3.Художественная коммуникация

Существует 2 варианта порождения символической реальности художественная коммуникация и художественная.

Массмедиа порождает тектсты краткоживущие, а литература и культура долгоживущие.

4.Межкультурная коммуникация

Межкультурная коммуникация- это процесс взаимодействия , участники которого принадлежат к различным культурам.

Глобализация культуры- процесс интеграции отдельных культур в единую мировую культуру на основе развития транспортных средств, экономических связей и средств коммуникации. В межкультурной коммуникации она выражается в расширении культурных контактов.

Важную роль в глобализации сыграли новые средства массовой коммуникации.

Актуальность межкультурной коммуникакции- в условиях интенсивного развития средств сообщения и коммуникации межкультурные контакты значительно расширились и стали более интенсивными.

Взаимодествие чтобы было наиболее эффективным требуетмся пониманиемежкультурных коммуникаций.

В 20 в межкультурная коммуникация превратилась в самотсоятельную отрасль коммуникации, является частью общей теории коммуникации.

Предметом межкультурной коммуникации является контакты, взаимосвязи между отдельными представителями различных культур, а так же группами, сообществами, принадлежащеми к различным культурам.

Знание особеностей ведения межкультурных контактов обеспечивает эффективность коммуникаций.