Планы семинарских занятий семинар 1 Эстетика как наука. Эстетическое отношение человека к действительности и его границы

  1. Предмет эстетики, ее методы и задачи. Роль эстетики в современности.
  2. Соотношение этики и эстетики в философской традиции и в современной культуре.
  3. Эстетика и герменевтика: концептуализация чувственных эффектов и толкование художественных смыслов.
  4. Эстетика и искусствознание: границы между философией и историей искусств.

Литература

Адорно Т. В. Эстетическая теория. М., 2001.

Александрова Р. И. Этическое и эстетическое в творчестве М. М. Бахтина // Вопросы философии № 12, 1994.

Гадамер Г. Искусство и подражание. Эстетика и герменевтика. // Актуальность прекрасного. М., 1992.

Гегель Г. В. Ф. Эстетика в 4-х тт. М., 1973.

Коллингвуд Р. Д. Принципы искусства: Теория эстетики. Теория воображения. Теория искусства. М., 1999.

Лосев. А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. Т.1; М.; 2000.

Мигунов А. С. Анти-эстетика // Вопросы философии № 7-8, 1994.

Щеглова Л. В. Значение этики в эпоху эстетизма // Известия ВГПУ. № 2 (03).

Волгоград: «Перемена», 2003. — С. 3-9.

Вопрос для обсуждения:

Проанализируйте тезисы философа Л. Витгенштейна («Логико-философский трактат»):

«6.41. Смысл мира находится вне мира… Если есть некая ценность, действительно обладающая ценностью, она должна находится вне всего происходящего…

6.42. Поэтому и невозможны предложения этики. Высшее не выразить предложением.

6.421. Этика трансцендентальна. (Этика и эстетика суть одно).»

Семинар 2 Природа и культура как объекты эстетического изучения. Основные понятия эстетики.

  1. Эстетическая сторона природных и общественных процессов. Роль эстетического начала в человеческой жизни.
  2. Эстетическая деятельность и эстетическое сознание.
  3. Понятия эстетического идеала, эстетического вкуса, потребности, оценки.
  4. Эстетика как философская дисциплина, изучающая динамику исторического развития искусства. Соотношение традиции и инноваций в искусстве.

Литература

Адорно Т. В. Эстетическая теория. М., 2001.

11 стр., 5287 слов

Теория драм1

Теория драмы Драма (drama /греч./ – действие) – один из трех родов литературы, наряду с лирикой и эпосом, написанный в диалогической форме и предназначенный для сценического воплощения. Драма принадлежит и театру и литературе; являясь первоосновой спектакля, она одновременно воспринимается и в чтении. Драма сформировалась на основе эволюции театрального представления: выдвижение Tc (9) Tjна первый ...

Гегель Г. В. Ф. Эстетика в 4-х тт. М., 1973.

Гройс Б. О новом // Б. Гройс. Утопия и обмен. – М. Знак, 1993.

Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.

Овсянников М. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем. М. 1989.

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Турук Г. П. Распознание художественных вкусов. М., 1999.

Устюгова Е. Н. Стиль и культура: Опыт построения общей теории стиля. СПб., 2003.

Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. – В 2 т. — М., 1983.

Вопрос для обсуждения:

Прокомментируйте высказывание философа Б. Гройса об архивации художественных ценностей и о разделении профанной и сакральной сфер в культуре:

«В архив собирается в первую очередь то, что на формальном уровне кажется непохожим на то, что уже собрано, и тем самым удостоверяет свою «подлинность». Однако для создания нового не достаточно формального отличия. Для архива новизна реальной вещи заключается не только в ее инородности, но, прежде всего, в ее способности хотя бы непродолжительное время репрезентировать сферу профанного за пределами архива – и тем самым соответствовать принципу полноты. Реальность репрезентируется не архивом в целом, а только новым в архиве – в силу того, что это новое некоторое время удерживает ауру бренности, указывающую на судьбу всего реально сущего».

Семинар 3. Система эстетических категорий и понятий. Категории прекрасного и безобразного

  1. Понятие «эстетическая категория». Эстетические категории как узловые моменты эстетического познания.
  2. Категория прекрасного в античной философии, в классическом немецком идеализме и в современной эстетической теории.
  3. Проявления прекрасного в природе, обществе, сознании, культуре. Прекрасное и эстетический идеал.
  4. Категория безобразного. Соотношение прекрасного и безобразного в искусстве.

ЛИТЕРАТУРА:

Адорно Т. В. Эстетическая теория (с. 71-148).

М., 2001.

7 стр., 3051 слов

Категории эстетики

Категории эстетики: “комичное" и “трагическое” Третьей основной эстетичной категорией является комичное. Комичное, как и трагическое, имеет мифологические источники и связано с жизнеутверждающим, оптимистичным мировосприятием бога Вакха - бога вина, виноделия, щедрого виночерпия. Относительно художественной практики, то привлекает внимание тот факт, что даже в ХХ веке продолжается своеобразное ...

Аристотель. Поэтика (Любое издание).

Гадамер Г. Актуальность прекрасного // Актуальность прекрасного. М., 1992.

Гегель Г. В. Ф. Эстетика в 4-х тт. М., 1973.

Крутоус В. Категория прекрасного и эстетический идеал. М., 1985.

Лосев. А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. Т.1; М.; 2000.

Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. 1993

Платон. Пир // Диалоги (Любое издание)

Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина: очерк истории эстетической аксиологии. – М.; 1994.

Тахо-Годи А. А., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах/ Спб.; 1999.

Вопрос для обсуждения:

Объясните определение прекрасного как чувственной видимости идеи в классическом идеализме Г. Ф. В. Гегеля. Почему философ наблюдает симптом завершения искусства в романтическом усилении понятийного содержания художественного творчества?

Семинар 4 Система эстетических категорий и понятий. Категории возвышенного, трагического и комического.

  1. Категория возвышенного. Возвышенное в природе, религии и искусстве. Соотношение возвышенного и прекрасного.
  2. Категория трагического. Изменение природы трагического в разные периоды общественного развития.
  3. Категория комического. Многообразие форм выражения комического в искусстве (юмор, ирония, сатира, сарказм).
  4. Соотношение комического и трагического. Комическое, трагическое и эстетический идеал.

ЛИТЕРАТУРА:

Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. М.: Искусство, 1970.

Жижек С. Возвышенный объект идеологии (с. 192-215).

М., 1999.

Кант И. Критика способности суждения (с. 95-115) // Сочинения в 8 т.т. Т. 5 – М., 1994.

Карасев Л. В. Мифология смеха. // Вопросы философии № 7, 1992.

Карасев Л. В. Философия смеха. М., 1996.

Лиотар Ж.-Ф. Возвышенное и авангард // Ракурс, № 1, 2002; № 2, 2002.

Любимова Т. Трагическое как эстетическая категория. М., 1985.

6 стр., 2762 слов

Предмет и задачи эстетики

Контрольная работа «Предмет и задачи эстетики» Введение Целью данной курсовой работы является изучение предмета эстетики, его цель и задачи. Важно изучить эстетическую деятельность для того, чтобы иметь представление о сфере деятельности этой науки и её назначении. Важно, также, подчеркнуть важность данной философской дисциплины в развитии искусства. Основными задачами являются: 1. Подобрать и ...

Столович Л. Н. Философия. Эстетика. Смех. – СПб.; 1999.

Вопрос для обсуждения:

Проинтерпретируйте высказывания И. Канта о категории возвышенного:

«Возвышенно то, одна возможность мыслить которое, доказывает способность души, превосходящую любой масштаб чувств».

«Возвышенное можно описать таким образом: оно – предмет, представление о котором побуждает душу мыслить недосягаемость природы как изображения вещей».

«Чувство возвышенного есть чувство неудовольствия от несоответствия воображения в эстетическом определении величины определению посредством разума и вместе с тем чувство удовольствия от соответствия именно этого суждения о несоразмерности величайшей чувственной способности идеям разума, ибо стремление к ним все же служит нам законом».

Семинар 5. Художественное сознание Древней Греции

I. КОНЦЕПЦИИ ПРЕКРАСНОГО И ИСКУССТВА У ПЛАТОНА

1. Концепции прекрасного и искусства у Платона. Проблема определения прекрасного в «Гиппии Большем».

2. Экстатическое вещание поэта и эротическое восхождение к прекрасному в диалогах Платона «Ион» и «Пир».

3. Демиургическая миметология в «Государстве» Платона.

II. ЭСТЕТИКА АРИСТОТЕЛЯ

1. Понятие «подражание» у Аристотеля.

2. Теория трагедии.

III. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ПЛОТИНА

1. Критика Плотиным греко-римских определений красоты.

2. Учение о «внутреннем эйдосе» и иерархичности красоты в трактате «О прекрасном».

3. «Умная идея красоты» Плотина в трактате «Об умной красоте».

ЛИТЕРАТУРА:

Аристотель об искусстве поэзии. — М.,1957.

Аристотель. Поэтика // Сочинение в четырех томах. — М.,1983. — Т.4.

Ауэрбах Э. Мимесис. — М.,1976.

14 стр., 6964 слов

Аристотель: идеи, душа, этика и государство

Аристотель: идеи, душа, этика и государство Критика теории идей.Если к прежним философам Аристотель относится снисходительно, то к своим непосредственным противникам, из среды которых он сам только что вышел,— враждебно. Но это не личная вражда, а вражда идейная. Известны слова Аристотеля: «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине» (Этика I, 4, с.7) — ...

Ахутин А.В. Открытие сознания (древнегреческая трагедия) // Человек и культура. — М.,1990.

Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. — М., 1977. — С.228-242.

Гильберт К., Кун Г. История эстетики. — М., 1960.

Ингарден Р. Заметки по поводу «Поэтики» Аристотеля // Он же. Исследования по эстетике. — М.,1962.

Коллингвуд Р. Дж. Платон и Аристотель о подражании // Принципы искусства. — М., 1999.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. — М.,1974. — С.16-32, 64-104, 358-394.

Платон. Сочинения в трех томах. — М.,1968-1972. — Т.1, 2, 3 (1).

Татаркевич В. Античная эстетика. — М.,1977. — С.101-128; С.128-158.

Тахо-Годи А.А. Классическое и эллинистическое представление о красоте в действительности и искусстве // Эстетика и искусство. — М.,1966.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем отличие мании поэта от одержимости философа, которое отмечает Платон?

2. Чему учит Диотима Сократа в своей знаменитой речи о прекрасном в диалоге «Пир»?

3. Почему поэт, являясь «инструментом божества», должен быть изгнан из государства? В чем вина поэта?

4. В чем заключается критика Плотином стоических определений красоты (симметричность, соразмерность, сложность, целостность)? Что такое красота «простых» вещей?

5. Что Плотин подразумевает под «красотой души»? Чем для него является «душа безобразная»?

Семинар 6. Эстетические представления средневековья

1. Новая эстетическая проблематика в раннехристианской философии.

2. Учение о прекрасном Августина.

3. Основные проблемы византийской эстетики.

4. Педагогические аспекты эстетики христианства.

ЛИТЕРАТУРА

6 стр., 2983 слов

Эстетическое отношение

Эстетическое (от греч. aisthetikos - чувственно воспринимаемый) - отношение человекак миру, в котором в концентрированном виде заключена сущность человека каксвободногои сознательного существа.Особенности эстетического отношения к миру проявляются в его эмоциональной наполненности, в особом чувстве удовольствия, "бескорыстности" эстетического переживания. Однако это лишь внешние особенности ...

Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство: (Зарубежные связи).

— М.,1975.

Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. — М.,1984.

Бычков В.В. Aesthetica Patrum. Эстетика отцов церкви. — СПб.-М.,1995.

Бычков В.В. Эстетика поздней античности. — М.,1981.

Бычков В.В. Зарождение средневековой эстетики числа и ритма // Философия искусства в прошлом и настоящем. — М.,1981.

Бычков В.В. Эстетика Филона Александрийского // Вестник Древней истории. — 1975, 3.

Бычков В.В. Эстетические взгляды Климента Александрийского // ВДИ — 1977, 3.

Кошленко Г.А. Из истории становления эстетических воззрений раннего христианства // ВДИ — 1964, 3.

Кошленко Г.А. Развитие христианской эстетической теории в конце III в. н. э // ВДИ — 1970, 3.

Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I- II вв. н.э. — М.,1979.

Бычков В.В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы. — М.,1977.

Малков Ю.Г. Некоторые аспекты развития восточно-христианского искусства в контексте средневековой гносеологии // Советское искусствознание-77. — М.,1978. — Вып.2.

Идеи эстетического воспитания: Антология. — М.,1973 (См. вступительную статью Аверинцева С.С. к разделу, посвященному средневековью).

Вопросы для обсуждения:

1. Как система христианских религиозных принципов изменила эстетическую проблематику?

2. За счет чего идея Творения и Творца приобретают эстетический смысл в период ранней патристики?

3. Почему красота в раннем христианстве была связана со стремлением к простоте и естественности?

4. В чем специфика системы условностей в христианском искусстве и как это повлияло на развитие эстетической теории?

5. Как соотносится идея филокалии и идея любви к мудрости у Августина? Почему мудрость приобретает эстетический смысл?

6. Как связана идея порядка и идея прекрасного у Августина? Почему такое большое значение Августин придавал ритму?

8 стр., 3793 слов

Философия 85

... с __________ функцией философии Варианты ответов: гуманистической эстетической методологической эвристической Общие, ... мира есть… Варианты ответов: Искусство Мифология Религия Философия Первоначало, первопричина и носитель ... «Смысл и назначение истории» - 1 «Философия истории» - 2 «Закат ... … Варианты ответов: Философии техники Экономической теории Этике Эстетике Концепция социализации личности ...

Семинар 7. Художественные идеалы Возрождения

1. Прекрасное в трактате Н. Кузанского «О красоте».

2. Красота и гармония у Л. Б.Альберти.

3. Философия искусства Леонардо да Винчи.

ЛИТЕРАТУРА

Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. — М.,1935. — Т.2 (6, 10 книги).

Кузанский Н. О красоте // Эстетика и жизнь. Вып. 6. — М.,1979.

Леонардо да Винчи. Избранные произведения в 2-х томах. — М.-Л., 1935.

Леонардо да Винчи. Избранное. — М.,1952.

Эстетика Ренессанса в 2-х томах — М., 1981.

Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. — М., 1989.

Баткин Л. М. Категория разнообразия у Л.-Б. Альберти. Проблема ренессансного индивидуализма // Советское искусствознание — 81. — М., 1982. — Вып. 1.

Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. — М., 1987. — Ч.1.

Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. — М.,1986. — С. 236-278, 285-327.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. — М., 1978. — С. 276-285, 291-351, 381-389.

Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетики Возрождения // Эстетика и жизнь. — М.,1982. — Вып.7.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключено различие красоты и украшения у Альберти?

2. Почему Леонардо говорит о живописи как о «божественной науке»?

Семинар 8. Художественная теория и практика Нового времени (XVII — XVIII вв.)

I. ЭСТЕТИКА АНГЛИЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

1. Представления о вкусе в английской эстетики (Д. Юм, А. Джерард, Т. Рид, Э. Берк)

2. Теория воображения Дж. Аддисона.

3. Учение о красоте Ф. Хатчесона. Соотношение прекрасного и возвышенного у Э. Берка.

II. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА НЕМЕЦКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

1. Г.Э. Лессинг о различии между поэзией и изобразительным искусством в «Лаокооне».

2. И. В. Гете о природе искусства («О правде и правдоподобии в искусстве», «Простое подражание природе. Манера. Стиль», «О Лаокооне»).

3. Ф. Шиллер о наивной и сентименталистической поэзии («О наивной и сентименталистической поэзии»).

4. Игра как выражение специфической особенности эстетического отношения у Ф. Шиллера («Письма об эстетическом воспитании человека»).

ЛИТЕРАТУРА

Аддисон Дж. «Спектейтор» // Из истории английской эстетической мысли XVIII века. — М., 1982.

Батте Ш. Начальные правила словесности в 4-х томах. — М., 1807.

Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. — М., 1979.

Буало Н. Поэтическое искусство. — М., 1957.

Вико Дж. Основания новой науки об общей природе вещей. — Л., 1940.

Винкельман И.И. История искусства древности. — М., 1933.

Гердер И.Г. Избранные сочинения. — М.-Л., 1959.

Гете И.В. Собрание сочинений в 10-ти томах. — М., 1975-1980. — Т.10.

Джерард А. Опыт о вкусе // Из истории английской эстетической мысли XVIII века. — М., 1982.

Дидро Д. Опыты о живописи // Эстетика и литературная критика. — М., 1980. — С. 314-370.

Дидро Д. Парадокс об актере // Эстетика и литературная критика. — М., 1980. — С. 538-590.

Дидро Д. Философские исследования о происхождении и природе прекрасного // Эстетика и литературная критика. — М., 1980. — С. 93-135.

Ж. Ж. Руссо. Опыт о происхождении языков, а также о мелодии и музыкальном подражании // Избранные сочинения в трех томах. М.,1961. — Т.1.

Кормин Н.А. Онтология эстетического. — М.,1992. — С.16-35.

Лессинг Г.Э. Избранные произведения. — М., 1957.

Рид Т. Лекции об изящных искусствах //Из истории английской эстетической мысли XVIII века. — М., 1982. — С. 290-312.

Рид Т. Опыт об умственных способностях // Из истории английской эстетической мысли XVIII века. — М., 1982. — С. 313-321.

Фридлендер Г. Лессинг. — М., 1957.

Хатчесон Ф. О красоте, порядке, гармонии, целесообразности // Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А., Эстетика. — М., 1973.

Хогарт У. Анализ красоты. — Л., 1987.

Шефтсбери. Эстетические опыты. — М., 1974.

Шиллер Ф. Собрание сочинений в 7-ми томах. — М., 1955-1957. — Т.6.

Юм Ю. норме вкуса // Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А., Эстетика. — М., 1973.

Юм Ю. Об утонченности вкуса и аффекта // Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А., Эстетика. — М., 1973.

Вопросы для обсуждения:

1. Как понимает Д. Юм «норму вкуса» и можно ли ее достигнуть?

3. Каким образом Берк характеризует состояние восторга?

Семинар 9. Концепция искусства романтизма

1. Теория поэзии у романтиков. Взаимоотношение философии и поэзии.

2. Теория комического и ироничного.

3. Романтический взгляд на гения.

ЛИТЕРАТУРА

Арним фон А.Л. Примечание касательно отношения шутливых народных легенд к народной культуре // Эстетика немецких романтиков. — М.,1987. — С.411-447.

Беньямин В. Теория искусства у ранних романтиков и позднего Гете // Логос. — М.,1993, 4.

Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма. — М.,1978. — С. 74-108.

Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. — М.,1991. — С.207-228.

Дмитриева А.С. Проблемы иенского романтизма. — М.,1975.

Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. — М.,1981. — С.78-183.

Кольридж С. Избранные труды. — М.,1987. — С.78-97, 192-207, 214-231.

Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика в 2-х томах. — М.,1983. — Т.1. — С. 91-191, 254-316, 358-417, 423-430. — Т. 2. — С. 330-335.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему понятие «сентиментальное» является главным отличительным признаком романтизма у Шлегеля?

2. В чем отличие греческой, пластической поэзии от новой, романтической у Жан-Поля?

3. Как соотносится природная и искусная поэзия у Людвига Ахима фон Арнима ? Как взаимодействуют история и поэзия?

4. Почему в работе «Об изучении греческой поэзии» главной эстетической категорией немецкой культуры Ф. Шлегель называет «интересное»? Как соотносится у него «прекрасное» и «интересное»?

5. Что такое «эстетическая революция» в понимании Шлегеля и чем она должна быть обусловлена («Об изучении греческой поэзии»)?

6. Какие составные части смешного выделяет в своей «Приготовительной школе эстетики» Жан -Поль ? Почему смешное — это «возвышенное наоборот»?

7. Чем отличаются друг от друга у Жан-Поля сатира, юмор, ирония и каприз?

8. Почему у Жан-Поля ироническое «серьезно»?

Семинар 10. Немецкая классическая эстетика

I. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА Ф.В.Й. ШЕЛЛИНГА

1. Шеллинг об основных принципах «философии искусства».

2. Искусство и пространство мифологии.

3. Символичность универсума. Взаимоотношение мифологического и поэтического.

4. Шеллинг о сущности произведения искусства.

II. ЭСТЕТИКА И. КАНТА

1. Эстетическая способность суждения — основной предмет «Критики способности суждения».

2. Специфика суждения вкуса в «Аналитике прекрасного».

3. Форма эстетического суждения в сфере разума. Соотношение разума и воображения в сфере возвышенного.

4. Искусство как представление эстетической идеи и произведение гения.

III. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ

1. Гегель о способах изучения искусства.

2. Наука о «художественно прекрасном» и ее составные элементы.

3. Понятие «идеала» у Гегеля. Процесс развития идеала.

ЛИТЕРАТУРА

Балашов Н. И. Эстетическое в философии Канат // Эстетическое. — М.,1964.

Гадамер Х. Г. Истина и метод. — М., 1988. — С. 61-134.

Гегель Г. В.Ф. Эстетика в 4-х томах. — М., 1968. — Т.1. — С. 62-69.

Калинкин А.Г. Концепция идеала в эстетике немецкого классического идеализма: (Кант и Гегель) // Из истории европейской культуры. — М.,1979.

Кант И. Критика способности суждения // Сочинения в 6-ти томах. — М., 1976. — Т. 5. — С. 101- 379.

Машненкова Л.П. Некоторые аспекты категории возвышенного в учении И. Канта // Некоторые вопросы теории и истории эстетики. — М.,1980. — Вып.3.

Сендерович С. Об эстетическом созерцании у Шеллинга // Вопросы философии. — 1967,

Философия Канта и современность. — М., 1974. — Гл.8.

Шеллинг Ф.В.Й. Об отношении изобразительных искусств к природе // Литературная теория немецкого романтизма. — М.,1934.

Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. — М.,1966. — С.47-71, 85-104, 108-114, 117-191.

Эстетика Гегеля и современность. — М., 1984.

Вопросы для обсуждения:

Что означает для Канта «свобода от интереса» в определении прекрасного?

Почему объект удовольствия не идентичен причине удовольствия? В чем отличие удовольствия от представления формы объекта от удовольствия, испытываемого от представления реального существования предмета?

Почему суждение вкуса рефлексивно? В чем суть «игры познавательных способностей»? Какова здесь роль рассудка и воображения?

Каким образом гений связан с природой и в чем величие его шедевра?

Почему у Канта «красота — символ нравственности»?

Что производит деятельность фантазии и в чем заключается «всеобщий закон фантазии»?

Почему мифология «кончается там, где начинается аллегория» (Шеллинг)?

Что такое «новая мифология» по Шеллингу? Что такое «собственная мифология поэта»?

Семинар 11. Эстетическая психология искусства

  1. Основные понятия психологии искусства: мимесис, катарсис, суггестия.
  2. Психоанализ культуры и искусства. Понятие бессознательного в трудах Фрейда, Юнга, Лакана.
  3. Психоаналитическая типология личности художника: шизофрения, психоз, обсессия, паранойя, истерия.

ЛИТЕРАТУРА:

Жижек С. Возвышенный объект идеологии. – М., 1999.

Лапланш, Понталис. Словарь психоаналитических понятий (любое издание).

Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии).

– М.: Мысль, 1974

Фрейд З. Тотем и табу // Я и Оно: Сочинения. – М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2003

Фрейд З. Толкование сновидений. – Ереван: «Камар», 1991.

Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // Самопознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М.: Политиздат, 1991. – с. 103-118.

Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.

Лакан Ж. Семинары, Книга 1. Работы Фрейда по технике психоанализа. М., 1998.

Лакан Ж. Семинары. Книга 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа. М., 1999.

Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное. – СПб, Москва, 2004.

Руднев В. Словарь безумия. – М.: Независимая фирма «Класс», 2005.

Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М.,1996.

Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М.,1987.

Вопрос для обсуждения:

Прокомментируйте определение задач эстетики, данное французским теоретиком искусства и политики Жаком Рансьером:

«Дело эстетики в том, чтобы установить отношения между тем, что видится (ощущается) и тем, что говорится. Дело политики – установить отношение между тем, что делается и тем, что может быть сделано… Эстетика – способ сочленения способов действия, форм зримости этих способов действия и способов осмысления их отношений…».

Семинар 12. Семиотика искусства

1. Символ и знак. Миф и символ. Символическая природа архаического искусства.

2. Искусство как коммуникация. Диалогический характер эстетического восприятия.

3. Герменевтика как ключ к пониманию. Основные законы герменевтики. Пределы интерпретации художественного произведения.

4. Семиотика отдельных видов искусства

5. Проблема «восприятия знака на фоне»; понятия интертекстуальности, семиотического диалога, «семиосферы», «текста в тексте».

ЛИТЕРАТУРА:

Бахтин М. М. Проблема текста <Заметки 1959—1961 гг.> // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С.297-325, 421-423

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979

Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

Богин Г. И. Типология понимания текста. Калинин, 1986.

Богин Г. И. Филологическая герменевтика. Калинин, 1982.

Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1988.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.

Гачев Г. Д. Вещают вещи. Мыслят образы. М., 2000.

Коткавирта Ю. Философская герменевтика Х.-Г. Гадамера // Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова Б. В. СПб.,1999. С. 47 — 67

Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972.

Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998.

Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998.

Лотман Ю. М. Семиотика сцены // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998.

Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1971 (см. в особенности главу «Соположенность pазноpодных элементов как принцип композиции». C. 335 — 343)

Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Миф — имя – культура // Лотман Ю. М. Избранные статьи, т.1, Таллин, 1992

Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001.

Семиотика и авангард: Антология / Ред.-сост. Ю. С. Степанов, Н. А. Фатеева, В. В. Фещенко, Н. С. Сироткин. Под общ. ред. Ю. С. Степанова. М.: Академический Проект; Культура, 2006. — 1168 с.

Усманова А. Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. Минск, ЕГУ «ПРОПИЛЕЙ», 2000.

Успенский Б. А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995.

Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов: Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Вече. 1997.

Чертов Л. Ф. Как возможна семиотика искусства? (о перспективах союза эстетики и семиотики) // Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы научной конференции. 20-21 октября 1999 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. С.91-95

Эко У. О членении кинематографического кода // Строение фильма. М., 1983.

Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. Минск, 2006.

Юнг К.Г. Человек и его символы. – М., 1998. Глава I (С.13 – 102).

Или: глава II (103 – 154).

Или: глава III (155 – 226).

Или: глава IV (227 – 268).

Бергсон А. Творческая эволюция. – М., 1998.

Гёте И. В. Избранные сочинения по естествознанию. – М., 1957.

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. ( с. 218 – 242 и с. 468 – 471).

Дебор Г. Общество спектакля. – М., 2000.

Жижек С. Возвышенный объект идеологии. – М., Издательство «Художественный журнал», 1999.

Клейн Н. No logo. М., 2004

Делёз Ж. Кино 1. Образ-движение. Кино 2. Образ-время // Делез Ж. Кино. – М., 2004.

Любое издание Ветхого и Нового Завета.

Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий. – М.: «Мысль», 1999.

Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. – М.: «Мысль», 1999.

Щедровицкий Д. В. Введение в Ветхий завет. Пятикнижие Моисеево. М., 2001.

Вопросы для обсуждения:

I. В работе «Пространство и текст» В. Топоров формулирует ряд трансформаций, которые претерпевает пространство, рассматриваемое как текст, как сообщение Проиллюстрируйте данные информации интерпретацией любого литературного текста:

«- Время сгущается и становится формой пространства, одновременно имеет место «темпорализация» пространства, которое втягивается в движение времени;

— Пространство отдалено от того, что им не является, и является отдельным;

— Пространство обладает внутренней организацией, оно расчленено и состоит из частей;

— У пространства есть центр с особыми свойствами, к центру пространства ведет путь. Путь нейтрализует противопоставления этого и того, своего и чужого, внутреннего и внешнего, близкого и далекого, дома и леса, «культурного» и «природного», видимого и невидимого, сакрального и профанического;

— Внутреннее пространство художественного текста «сильнее» любого внешнего пространства, в рамках такого текста проверяются возможности, нигде более не реализуемые»

II. Сравните высказывание немецкого мыслителя И. В. Гёте

«У людей науки во все времена обнаруживалось влечение познать живые образования как таковые, схватывать внешние видимые, осязаемые части в их взаимосвязи, воспринимать их как проявления внутренней природы и таким образом путем созерцания овладевать целым… У немца для комплекса проявлений бытия какого-нибудь реального существа имеется слово Gestalt (образ).

Употребляя его, он отвлекается от всего подвижного и принимает, что все частности, входящие в состав целого, прочно установлены, закончены и закреплены в своем своеобразии»

с мнением французского философа Ж. Делёза:

«… Если живое представляет собой некое целое, а стало быть, уподобляемо целому вселенскому, то это не значит, что живое является таким же закрытым микрокосмом, каким представляют целое, – напротив, это говорит о том, что живое открыто миру, а мир, макрокосм, сам по себе является открытым… Целое не является закрытым множеством; напротив, оно способствует тому, что множество никогда не бывает абсолютно закрытым, никогда не находит надежного приюта и благодаря этому свойству остается где-то открытым и как бы привязанным тоненькой ниточкой к остальной вселенной».