Л.С. Макарова, м.А. Толстунова Психология массовой коммуникации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Учебно-методическое пособие

Рекомендовано методической комиссией филологического факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки

031600 «Реклама и связи с общественностью»

Нижний Новгород

2013

УДК 070

ББК 76.01

М 152

М 152 Макарова Л.С., Толстунова М.А. Психология массовой коммуникации: учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 39 с.

Рецензент: д.ф.н., профессор Л.В. Рацибурская

Учебно-методическое пособие «Психология массовой коммуникации» предназначено для студентов 2-го курса бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью». Пособие включает учебную программу, подготовленную в соответствии с образовательными стандартами «третьего поколения», план семинарских занятий, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы по курсу.

Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии филологического факультета ННГУ,

к.ф.н., доцент И.В. Кузьмин

УДК 070

ББК 76.01

© Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского, 2013

I. Учебная программа

1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса — сформировать у студентов, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью», структурированное представление о специфике и психологических особенностях протекания процессов массовой коммуникации.

15 стр., 7474 слов

Психологические факторы успешной учебы студентов вуза

... работы, свойственном более чем 60 процентам современных российских студентов, лица с сильной нервной системой имеют преимущества, поскольку ... -воспитательного процесса и посвящена настоящая статья. Почему одни студенты много и охотно работают над овладением знаниями и ... учебной программы; охотно используют графики, схемы, таблицы и наглядные пособия. Есть свои преимущества и у «инертных» – они ...

Задачи курса:

— познакомить студентов с основными понятиями теории массовой коммуникации;

-продемонстрировать специфику массовой коммуникации как сферы информационной деятельности;

-изучить особенности информационно-психологического воздействия на массовую аудиторию в соответствии с основными видами и задачами массовой коммуникации;

-выявить специфику психологических аспектов процессов массовой коммуникации в контексте развития информационного общества;

-дать представление о глобальном информационно-психологическом противоборстве в системе современных международных отношений;

-изучить практические аспекты формирования информационно-психологической безопасности в современной России;

-сформировать у студентов нравственные установки, связанные с психологическим воздействием на массовую аудиторию в их последующей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ооп

Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Базовая часть

вариативная часть

по выбору студента

Б.3 Профессиональный цикл

*

Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские занятия

Лабораторные занятия (Практические)

Курсовая

Работа (проект)

Самостоятельная работа

Очная

2

3

180

36

18

18

108

экзамен

Курс «Психология массовой коммуникации» относится к профессиональному циклу Б.3 (базовая часть – ОК-6,8,9,11; ПК-1,12,14,33).

На освоение данной дисциплины отводится 3 семестр обучения в бакалавриате. Для успешного освоения курса «Психология массовой коммуникации» студентам необходим комплекс знаний, полученных во время обучения на предшествующем курсе, а также обеспечиваемых параллельно читаемыми дисциплинами, с которыми он координируется. Это сведения общеориентирующего характера о профессии специалиста в области рекламы и связей с общественностью и о журналистской профессии (курсы «Основы связей с общественностью», «Теория и практика рекламы»); понимание роли СМИ в обществе, знание их функций, особенностей массовой информации, представление о специфике средств массовой информации, их типах и видах (курс «Теория и практика массовой информации»); понимание сути процессов коммуникации и факторов, определяющих её эффективность («Основы теории коммуникации»); знакомство с основными этапами развития журналистики в России и за рубежом («История отечественной журналистики», «История зарубежной журналистики»).

Изучение данного курса базируется и опирается на знания, полученные студентом в рамках освоения дисциплин цикла Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл: «История», «Философия», «Психология».

Знания и навыки, полученные студентами в результате изучения курса «Психология массовой коммуникации», выступают в качестве теоретико-методических предпосылок для освоения курсов «Социология массовых коммуникаций», «Основы маркетинга», «Основы менеджмента», «Маркетинговые исследования и ситуационный анализ», дисциплин вариативной части учебного плана, связанных с профилизацией подготовки бакалавра в области рекламы и связей с общественностью, профессионально-творческих практикумов (мастер-классов специалистов-практиков), производственной практики.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

-осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению своих профессиональных обязанностей;

— использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

— способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

— способностью осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в государственных, общественных, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта;

— способностью обсуждать профессиональные проблемы, отстаивать свою точку зрения, объяснять сущность явлений, событий, процессов, делать выводы, давать аргументированные ответы;

— способностью проводить исследования в конкретной предметной области, понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий;

-способностью реализовывать знания в области рекламы и связей с общественностью как сферы профессиональной деятельности;

— умением осуществлять рекламные, информационные и пропагандистские кампании и мероприятия;

— способностью собирать и систематизировать научно-практическую информацию по теме исследований в области связей с общественностью и рекламы.

По ФГОС-3 освоение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций: ОК- 6,8, 9, 11; ПК – 1, 10, 12, 14,33.

В результате изучения студенты должны:

Знать базовые понятия, относимые к сфере теории психологии массовой коммуникации, исторические аспекты изучения психологических основ массовой коммуникации, основные теории массовой коммуникации (зарубежный и российский опыт), современные технологии воздействия и управления процессами, имеющими отношение психологии массовой коммуникации

Уметь выявлять на практике технологии манипулирования массовым сознанием и способы противодействия им.

Иметь навыки анализа информационного воздействия на массовую аудиторию при помощи различных технологий и СМК.

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

3 семестр

Аудиторные занятия (всего)

36

36

В том числе:

Лекции

18

18

Практические занятия (ПЗ)

18

18

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

108

108

В том числе:

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Реферат

Другие виды самостоятельной работы

108

108

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

36

экзамен

Общая трудоемкость час

зач. ед.

180

180

5

5

5. Формы промежуточного контроля

Семинарские занятия, контрольные работы. Итоговой формой контроля по курсу «Психология массовой коммуникации» является экзамен.

6. Содержание дисциплины

Тема 1. Определение понятия «массовая коммуникация».

Условия возникновения коммуникации. Виды коммуникации. Особенности массовой коммуникации. Условия возникновения и функционирования массовой коммуникации. Социальная направленность массовой коммуникации. Функции массовой коммуникации. Роль массовой коммуникации в обществе.

Средства массовой коммуникации (СМК): печать, радио, ТВ, кино, видеотехника, графические средства, компьютерные системы. Канал массовой коммуникации. Принцип выбора средств для конкретных коммуникационных целей. Социально-психологические аспекты разницы восприятия отдельных СМК и эффективность СМК. Конкуренция, взаимодополнение и взаимодействие СМК.

Тема 2. Теоретические аспекты исследования массовой коммуникации.

Возникновение учений о массах и психологии масс к.XIX – н. XX вв. (К. Маркс, Г. Лебон, Г. Тард, З. Фрейд).

Развитие концепций учения о массах и их месте в культурно-коммуникативных процессах в XX в. (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, С. Московичи, Э. Фромм, Ю. Хабермас).

Исследование феномена массовой коммуникации в трудах Г. Лассауэлла, П. Лазарсфельда, Г. Шиллера, Н. Лумана.

СМИ в системе массовой культуры. Роль и значение СМИ в жизни современного общества. А. Грамши («Тюремные тетради») о воспроизводстве идеологических стандартов общественных отношений. Конструирование в СМИ мифологической псевдореальности.

Идеология «здравого смысла», консюмеризма и эскейпизма в современных СМИ.

Тема 3. Коммуникационной процесс в системе массовой коммуникации.

Понятие «цепь массовой коммуникации». Составные элементы цепи массовой коммуникации (источник, сообщение, средство массовой коммуникации, аудитория, эффект, ситуативные составляющие).

Коммуникационный процесс в концепции Шеннона-Уивера. «Пятиступенчатая модель» коммуникации по Г. Лассауэллу. «Двухступенчатая модель» П.Лазерсфельда. Современные теории описания специфики коммуникационного процесса (Н. Луман, Э.Ноэль-Нойман и др.).

Тема 4. Пропаганда как форма массовой коммуникации.

Сущность пропаганды как формы МК. Функции пропаганды. Виды пропаганды.

История пропаганды в ХХ веке. Особенности пропагандистских информационных технологий в период первой мировой войны. Деятельность «комитета Крила» (1916-1918 гг.) в США как пример успешной пропагандистской кампании.

Пропаганда в период Великой Отечественной войны. Специфика информационно-психологического противоборства между СССР и фашистской Германией.

Приемы информационно-психологического воздействия в рамках пропаганды. Специфика использования приемов пропаганды в рамках информационно-психологического противоборства на современном этапе.

Тема 5. Влияние сми на формирование общественного мнения.

Сущность понятия «общественное мнение». Формы воздействия СМК на процесс формирования и функционирования общественного мнения. Современные технологии управления и корректировки общественного мнения. Нравственные аспекты манипулирования общественным мнением и этическая позиция журналиста и специалиста по связям с общественностью.

Постановка данной проблем в современной литературе (Ф. Бегбедер, В. Пелевин, С. Минаев) и в кинематографе: Б. Левинсон «Плутовство» (1998), Р. Споттисвуд «Проект: Ельцин» (2003), Д. Райтман «Здесь курят!» (2005), сериалы BBC «Абсолютная власть» (2010-2011) и ABC «Скандал» (2012-2013); «Особенности национальной политики» (2003), «День выборов» (2007).

Тема 6. Установка и стереотип общественного мнения

Установка: сущность понятия и роль в структуре личности. Иерархия установок.

Стереотип: сущность понятия и психологическая основа. Виды стереотипов. Многообразие форм стереотипов. У. Липпман «Общественное мнение» (1922) и постановка проблемы формирования и управления общественным мнением.

Стереотип как вид памяти. Формирование стереотипов. Взаимодействие стереотипа и установки. Технология создания и разрушения стереотипов.

Сущность понятия «имидж». Взаимодействие понятий «имидж» и «стереотип». Конструирование имиджа и условия его успешного функционирования. Специфика имиджа в политике и бизнесе. Формирование позитивного имиджа России на международной арене: история и современность.

Тема 7. Социальный психоанализ современных процессов массовой коммуникации

Теория социального психоанализа в трудах З.Фрейда («Психология бессознательного и анализ человеческого Я», «По ту сторону принципа удовольствия», «Введение в психоанализ»), К.Г.Юнг «Феномен духа в искусстве и науке», Э.Фромма («Бегство от свободы», «Психоанализ и религия», «Душа человека»).

Особенности социального психоанализа месс-медиа. Бессознательное как объект информационно-психологического воздействия.

Понятие «социального фильтра» по Э.Фромму. «Социальный фильтр» и проблема психологической безопасности информационной среды в России на современном этапе.

Тема 8. Информационная кампания.

Природа и сущность информационной кампании. Типология информационных кампаний. Этапы проведения информационной кампании. Критерии эффективности. Примеры успешных информационных кампаний в XX – XXI вв. на Западе и в России. Информационно-психологическое противоборство СССР и США в период «холодной войны», причины поражения СССР в данном противоборстве.

Кинематограф как инструмент информационно-психологического противоборства. Формирование «образа врага» в американском кинематографе в 50-80 гг. ХХ века. Проблема функционирования негативных клише в отношении России в кинематографе США на современном этапе.

Тема 9. Информационная война как тип информационной кампании.

Сущность понятия «информационная война». Принципы ведения информационных войн. Формы информационных войн.

Технологии информационных войн. Приемы воздействия на общественное мнение в контексте информационной войны. «Оранжевые революции» как разновидность технологий информационной войны в контексте глобального геополитического противоборства.

Слухи как технология информационной войны. Факторы, определяющие появление слухов. Формы слухов. Роль СМИ в распространении слухов. Феномен Wikileaks. Провокация и инициирование информационной волны как эффективные технологии современных информационных войн. Проблема противодействия слухам и провокациям как инструментам информационной войны.

Опыт информационных войн в XX – XXI вв.

Тема 10. Сми как субъект информационно-психологической безопасности.

Понятие государственной информационной политики. Структура государственной информационной политики. Доктрина информационной безопасности (2000 г.).

Проблема ответственности журналиста как субъекта коммуникационного процесса.

Критерии психологической безопасности информационной среды. Психологические аспекты освещения в СМИ экстраординарных ситуаций.

II. План семинарских и практических занятий

Семинар № 1. Пропаганда в период второй мировой войны. Противостояние СССР и фашистской Германии: пропагандистский аспект.

В рамках семинарского занятия студенты анализируют фрагменты выступлений У. Черчилля, Ш.де Голля, И.В. Сталина, выявляя элементы пропаганды, направленной на управление общественным мнением.

1. Выступления у. Черчилля, премьер-министра Великобритании в1940-1945 гг.

1.1. Выступление в Палате общин 13 мая 1940 года («Кровь, труд, слезы и пот»).

«Палата общин приветствует образование правительства, олицетворяющее единое и непоколебимое решение нации вести войну с Германией до победного конца.

В прошлую пятницу вечером я получил разрешение Его Величества формировать новое правительство. Оно, как показывает нам желание и воля Парламента и нации, должно опираться на как можно более широкую народную поддержку и должно включать в себя все партии, как те, которые поддерживали прежнее правительство, так и оппозицию… А теперь я приглашаю, данной мне властью, засвидетельствовать поддержку Палаты предпринятых нами действий и выразить доверие новому Правительству.

…Полагаю, в это тяжелое время меня простят, за то, что мое обращение к Палате сегодня не будет продолжительно. Я надеюсь, что каждый из моих друзей и коллег, или бывших коллег позволит сегодняшней церемонии быть короче, чем положено. Я повторю перед Палатой то, что уже сказал присоединившимся к новому Правительству: «Я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжелого труда, слез и пота».

Нам предстоит суровое испытание. Перед нами много долгих месяцев борьбы и страданий. Вы меня спросите, каков же наш политический курс? Я отвечу: вести войну на море, суше и в воздухе, со всей мощью и силой, какую дает нам Бог; вести войну против чудовищной тирании, превосходящей любое человеческое преступление. Вот наш курс. Вы спросите, какова наша цель? Я могу ответить одним словом: победа, победа любой ценой, победа, не смотря на весь ужас, победа, каким бы долгим и трудным не был путь; потому что без победы не будет жизни. Это важно осознать: если не выживет Британская Империя, то не выживет все то, за что мы боролись, не выживет ничто из того, за что человечество борется в течение многих веков. Но я берусь за эту задачу с энергией и надеждой. Я уверен, что нашему делу не суждено потерпеть неудачу. И в этот момент я чувствую себя вправе настаивать на всеобщей поддержке, и я призываю: «Идемте же, идемте вперед единой силой».

1.2. Речь в Палате общин 4 июня 1940 года.

«…. Стрелковая бригада, 60-е стрелки, стрелки Королевы Виктории с батальоном британских танков и 1.000 французских воинов, все вместе — около четырех тысяч, защищали Кале до последнего. Британскому бригадному генералу дали час, чтобы сдаться. Но он с презрением отверг предложение, и прошло четыре дня напряженных уличных сражений, прежде чем воцарилась тишина, которая ознаменовала конец беспримерного сопротивления. Только 30 оставшихся бойцов были подобраны Военно-Морским Флотом и мы не знаем судьбы их товарищей. Однако их самопожертвование было не напрасным. По крайней мере, две танковые дивизии, которые иначе были бы брошены против Британских экспедиционных войск, должны были быть отправлены, чтобы победить их. Была написана еще одна страница славы пехотных дивизий, а выигранное время позволило французским войскам удержать Гравелен. …Это тяжелые и мрачные известия, к которым я неделю назад призывал приготовиться Палату и народ. Все: остов, сердце, цвет Британской Армии, на чем и вокруг чего мы должны были создать и создавали в последние годы наши вооруженные силы, казалось недалеко от смерти на полях или к сдаче в постыдный и изнурительный плен. Таковы были перспективы неделю назад….. Враг атаковал мощно и свирепо со всех сторон, и его основная сила — сила численно превосходящих Военно-Воздушных Сил, была брошена в бой, а также направлена на Дюнкерк и на побережье. Концентрируя свою мощь на узкой линии отхода к морю, с востока и с запада, противник открыл артиллерийский огонь по берегу, единственно к которому могли подходить и уходить корабли. Они напичкали магнитными минами каналы и моря; посылали волны бомбардировочной авиации, используя иногда более сотни в каждом налете, чтобы сбрасывать свои бомбы на единственный оставшийся пирс, и на песчаные дюны, в которых укрывались войска. Их подводные лодки, одна из которых была потоплена, и моторные суда собирали свою смертельную дань с огромного количества отплывающих спасательных кораблей.

…Когда мы учтем, насколько большим станет наше преимущество, когда мы будем защищать небо над Британией против атак с моря, я должен сказать, что нахожу эти обстоятельства прочной основой, на которую мы можем уверенно рассчитывать. Я отдаю должное нашим молодым летчикам. Французская армия была в это время сильно отброшена назад натиском нескольких тысяч танков. Не может ли так случиться, что дело всей цивилизации будут защищать своим мастерством и преданностью несколько тысяч летчиков? Никогда не было, я полагаю, во всем мире, во всей военной истории, такой возможности у молодежи. Рыцари Круглого Стола, крестоносцы, все уходит в прошлое — и не только потому, что прошло много веков. Эти молодые люди, которые вылетают с каждым рассветом защищать свою родную землю и все, за что мы боремся, держат в своих руках машины колоссальной разрушительной силы. …Они заслуживают нашей признательности, как и все храбрые воины, которые, были и будут готовы отдать все, и в том числе свою жизнь, за Родину.

…Но наши материальные потери огромны. Вероятно, мы потеряли одну треть солдат, по сравнению с потерями в начальных сражениях в прошлой войне с 21 марта 1918 года, но мы потеряли почти все вооружение, весь наш транспорт, всю бронетехнику, которые были у северной армии. Эти потери, несомненно, приведут к дальнейшей задержке роста нашей военной мощи. Этот рост не идет, так как мы надеялись. Все лучшее, что мы могли дать, мы отдали Британским экспедиционным силам, и, хотя нельзя сказать, что у них было желаемое количество разного рода техники, все же армия была хорошо вооружена. У них были все новинки, которые только могла произвести наша промышленность, и все это пропало. Это серьезная задержка. Сколько еще так будет продолжаться, зависит от того, какие усилия мы будем прилагать здесь, на Острове. Такого напряжения сил, которое мы видим сейчас еще не знала наша история. Работа идет повсюду, днем и ночью, по воскресеньям и в рабочие дни. Капитал и Рабочие отбросили свои интересы, права и обычаи и направили все на общие нужды.

…. Мы посчитали необходимым ужесточить меры не только против вражеских чужеземцев, подозрительных лиц других национальностей, но и против британцев, которые могут стать опасны или принести вред, если война перекинется на землю Великобритании. Я знаю, что есть очень много людей, которых затронули наши антинацистские распоряжения, но которые являются яростными врагами нацистской Германии. Я очень сожалею об этом, но мы не можем сейчас, в напряжении сегодняшних дней, разобраться в этом со всеми желаемыми подробностями. Если будут попытки забросить парашютный десант и последует сопутствующая этому битва, этим людям лучше будет быть в стороне, ради них самих и ради нас. Однако, есть другая группа людей, к которым я не питаю никаких симпатий. Парламент наделил нас правом железной рукой пресекать любую активность какой-либо «пятой колонны» в Британии и мы будем пользоваться этим правом без тени сомнения, до тех пор, пока не будем убеждены, и даже более чем убеждены в том, что это зло среди нас успешно уничтожено. Возвращаясь снова, и в этот раз с более общих позиций, к вопросу вторжения, я бы отметил, что не было ни одного периода за все эти долгие века, которыми мы гордимся, когда бы нашему народу могла быть дана абсолютная гарантия против вторжения, и еще меньше — против серьезных набегов. Во времена Наполеона, тот же ветер, который нес его корабли через Канал, мог бы отогнать блокирующий флот. Всегда был шанс, который вдохновлял и обманывал воображение многих тиранов с Континента. …Я полон уверенности в том, что, если все выполнят свой долг, если мы не будем пренебрегать ничем, и если принять все меры, так как это делалось до сих пор, мы снова докажем, что способны защитить наш родной Остров, перенесем бурю войны, и переживем угрозу тирании, если потребуется — в течение многих лет, и если потребуется — одни. В любом случае, это то, что мы собираемся попробовать сделать. Таково решение Правительства Его Величества каждого его члена. Такова воля Парламента и нации. Британская империя и Французская республика, соединенные вместе общим делом и задачей, будут защищать до смерти свою Родину, помогая друг другу, как хорошие товарищи на пределе своих сил. Даже если огромные просторы Европы, многие древние и прославленные государства пали или могут попасть в тиски гестапо и других гнусных машин нацистского управления, мы не сдадимся и не проиграем.

Мы пойдем до конца, мы будем биться во Франции, мы будем бороться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш Остров, какова бы ни была цена, мы будем драться на побережьях, мы будем драться в портах, на суше, мы будем драться в полях и на улицах, мы будем биться на холмах; мы никогда не сдадимся и даже, если так случится, во что я ни на мгновение не верю, что этот Остров или большая его часть будет порабощена и будет умирать с голода, тогда наша Империя за морем, вооруженная и под охраной Британского Флота, будет продолжать сражение, до тех пор, пока, в благословенное Богом время, Новый Мир, со всей его силой и мощью, не отправится на спасение и освобождение старого».

1.3. Речь по радио bbc 22 июня 1941 года

« В 4 часа этим утром Гитлер напал на Россию. Договор о ненападении между двумя странами был торжественно подписан и не был расторгнут. Германия не высказала ни единой претензии по поводу его невыполнения. Под его покровом ложной безопасности, немецкие войска выставили невероятную мощь на линии, протянувшейся от Белого до Чёрного морей, и их военно-воздушные силы и бронетанковые дивизии медленно и методично заняли позиции.

Затем внезапно, без объявления войны, даже без предъявления ультиматума, немецкие бомбы упали с неба на русские города, немецкие войска перешли русские границы, и часом позже посол Германии, который буквально накануне щедро расточал русским свои заверения в дружбе и чуть ли не союзе, заявил русскому министру иностранных дел, что Россия и Германия находятся в состоянии войны.

…Всё это не стало для меня сюрпризом. На самом деле, я чётко и ясно предупреждал Сталина о предстоящих событиях. Я предостерегал его, как до этого предостерегал других. Остаётся только надеяться, что мои сигналы не были оставлены без внимания.

Всё, что я знаю на текущий момент — русский народ защищает свою родную землю и что его лидеры призвали к сопротивлению до последнего.

Гитлер — это злобный монстр, ненасытный в своей жажде крови и грабежа. Не удовлетворившись тем, что вся Европа либо находится под его стопой, либо в страхе вынуждена униженно повиноваться, он хочет теперь продолжить бойню и опустошение на бескрайних пространствах России и Азии.

…Нацистский режим неотличим от худших черт коммунизма. Он лишён каких-либо принципов и основ, кроме ненавистного аппетита к расовому доминированию. Он изощрён во всех формах человеческой злобы, в эффективной жестокости и свирепой агрессии. За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но всё бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем.

Прошлое, с его преступлениями, безумствами и трагедиями, отступает. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен. Я вижу их охраняющими свои дома; их матери и жёны молятся — о да, потому что в такое время все молятся о сохранении своих любимых, о возвращении кормильца, покровителя и защитника.

Я вижу десятки тысяч русских деревень, где средства к существованию с таким трудом вырываются у земли, но где существуют исконные человеческие радости, где смеются девушки и играют дети. Я вижу, как на всё это надвигается гнусная нацистская военная машина с её щеголеватыми, бряцающими шпорами прусскими офицерами, с её искусными агентами, только что усмирившими и связавшими по рукам и ногам десяток стран. Я вижу также серую вымуштрованную послушную массу свирепой гуннской солдатни, надвигающейся подобно тучам ползущей саранчи. Я вижу в небе германские бомбардировщики и истребители с ещё не зажившими рубцами от ран, нанесенных им англичанами, радующиеся тому, что они нашли, как им кажется, более легкую и верную добычу. За всем этим шумом и громом я вижу кучку злодеев, которые планируют, организуют и навлекают на человечество эту лавину бедствий.

И затем мой разум возвращается на годы назад, в дни, когда русские войска были нашим союзником против того же самого смертельного врага, когда они сражалась с огромным мужеством и твёрдостью и помогли одержать победу, плодами которой им, увы, помешали воспользоваться, хотя и не по нашей вине.

У нас лишь одна-единственная неизменная цель. Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацистского режима. Ничто не сможет отвратить нас от этого, ничто. Мы никогда не станем договариваться, мы никогда не вступим в переговоры с Гитлером или с кем-либо из его шайки. Мы будем сражаться с ним на суше, мы будем сражаться с ним на море, мы будем сражаться с ним в воздухе, пока с Божьей помощью не избавим землю от самой тени его и не освободим народы от его ига.

Любой человек или государство, которые борются против нацизма, получат нашу помощь. Любой человек или государство, которые идут с Гитлером — наши враги… Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем. Мы обратимся ко всем нашим друзьям и союзникам во всех частях света с призывом придерживаться такого же курса и проводить его так же стойко и неуклонно до конца, как это будем делать мы.

Мы предложили правительству Советской России любую техническую или экономическую помощь, которую мы в состоянии оказать и которая будет ему полезной. Мы будем бомбить Германию и днём и ночью, в нарастающем масштабе, сбрасывая на них из месяца в месяц всё более тяжёлые бомбы, чтобы заставить немецкий народ отведать ежемесячную острую порцию невзгод, которые они обрушили на человечество…

В ближайшие шесть месяцев начнёт сказываться весомость получаемой нами от Соединённых Штатов помощи в виде различных военных материалов, и особенно тяжелых бомбардировщиков. Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и Содружество наций, без различия расы, вероисповедания или партии.

…Нападение на Россию — не более, чем прелюдия к попытке завоевания Британских островов. Без сомнения, он надеется завершить всё это до наступления зимы, чтобы сокрушить Великобританию до того, как флот и военно-воздушные силы Соединённых Штатов смогут вмешаться. …Поэтому опасность, угрожающая России, — это опасность, грозящая нам и Соединенным Штатам, точно так же как дело каждого русского, сражающегося за свой очаг и дом, — это дело свободных людей и свободных народов во всех уголках земного шара.

Так давайте выучим уроки, которые нам уже преподал жестокий опыт. Удвоим наши старания и ударим с объединённой силой, пока есть силы и возможности».

2. Речь, произнесенная 18 июня 1940 года по радио BBC генералом Шарлем де Голлем, провозгласившим себя лидером французского Сопротивления. В 2005 году ЮНЕСКО включила эту речь в реестр «Память мира».

«Лидеры, которые на протяжении многих лет стоят во главе французских армий, сформировали правительство. Это правительство, ссылаясь на поражение наших армий, вступило в контакт с врагом, чтобы остановить боевые действия. Конечно, мы были, мы есть затоплены вражеской силой: механической, сухопутной и воздушной. Бесчисленные танки, самолеты, тактика немцев заставляют нас отступать. Танки, самолеты, тактика немцев, которые застали врасплох наших лидеров, приведя их туда, где они сегодня находятся.

Но разве последнее слово уже сказано? Разве надежда должна исчезнуть? Разве это поражение окончательно? Нет!

Поверьте мне, я говорю вам, опираясь на знание фактов, и я говорю вам, что ничего не потеряно для Франции. Те самые средства, что победили нас, могут приблизить день победы.

Ибо Франция не одинока! Она не одинока! Она не одинока! За ней стоит обширная империя. Она может объединиться с Британской империей, которая господствует на морях и продолжает борьбу. Она, как и Англия, может без ограничений использовать огромную промышленность Соединенных Штатов.

Эта война не ограничивается лишь несчастной территорией нашей страны. Исход этой войны не решается битвой за Францию. Это мировая война. Все ошибки, промедления, страдания не означают, что в мире нет всех необходимые средств, для того чтобы раздавить наших врагов. Поражённые сегодня механической силой, мы сможем в будущем победить при помощи превосходящей механической силы. Судьба мира зависит от этого.

Я, генерал де Голль, находящийся сейчас в Лондоне, я призываю французских офицеров и солдат, которые находятся на британской территории или которые прибудут туда, с оружием или без оружия, я призываю инженеров и рабочих промышленности вооружения, которые находятся на британской территории или прибудут туда, связаться со мной.

Что бы ни случилось, пламя французского Cопротивления не должно потухнуть и не потухнет. Завтра, как и сегодня, я буду говорить с вами по Радио Лондона».

3. Выступления и.В. Сталина

3.1. Выступление по радио 3 июля 1941 года и.В. Сталина, Председателя Государственного комитета обороны.

«Товарищи! Граждане!  Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу родину, начатое 22 июня, — продолжается. Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражения, враг продолжает лезть вперед, бросая на фронт новые силы. Гитлеровским войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии, западную часть Белоруссии, часть Западной Украины. Фашистская авиация расширяет районы действия своих бомбардировщиков, подвергая бомбардировкам Мурманск, Оршу, Могилев, Смоленск, Киев, Одессу, Севастополь. Над нашей родиной нависла серьезная опасность.

Как могло случиться, что наша славная Красная Армия сдала фашистским войскам ряд наших городов и районов? Неужели немецко-фашистские войска в самом деле являются непобедимыми войсками, как об этом трубят неустанно фашистские хвастливые пропагандисты?

Конечно, нет! История показывает, что непобедимых армий нет и не бывало… Эта армия не встречала еще серьезного сопротивления на континенте Европы. Только на нашей территории встретила она серьезное сопротивление. И если в результате этого сопротивления лучшие дивизии немецко-фашистской армии оказались разбитыми нашей Красной Армией, то это значит, что гитлеровская фашистская армия также может быть разбита и будет разбита, как были разбиты армии Наполеона и Вильгельма.

Что касается того, что часть нашей территории оказалась все же захваченной немецко-фашистскими войсками, то это объясняется главным образом тем, что война фашистской Германии против СССР началась при выгодных условиях для немецких войск и невыгодных для советских войск. …Немалое значение имело здесь и то обстоятельство, что фашистская Германия неожиданно и вероломно нарушила пакт о ненападении, заключенный в 1939 г. между ней и СССР, не считаясь с тем, что она будет признана всем миром стороной нападающей. Понятно, что наша миролюбивая страна, не желая брать на себя инициативу нарушения пакта, не могла стать на путь вероломства.

Могут спросить: как могло случиться, что Советское Правительство пошло на заключение пакта о ненападении с такими вероломными людьми и извергами, как Гитлер и Риббентроп? Не была ли здесь допущена со стороны Советского Правительства ошибка? Конечно, нет! …Что выиграли мы, заключив с Германией пакт о ненападении? Мы обеспечили нашей стране мир в течение полутора годов и возможность подготовки своих сил для отпора, если фашистская Германия рискнула бы напасть на нашу страну вопреки пакту. Это определенный выигрыш для нас и проигрыш для фашистской Германии.

Что выиграла и что проиграла фашистская Германия, вероломно разорвав пакт и совершив нападение на СССР? Она добилась этим некоторого выигрышного положения для своих войск в течение короткого срока, но она проиграла политически, разоблачив себя в глазах всего мира, как кровавого агрессора… Вот почему вся наша доблестная Армия, весь наш доблестный военно-морской флот, все наши летчики-соколы, все народы нашей страны, все лучшие люди Европы, Америки и Азии, наконец, все лучшие люди Германии — клеймят вероломные действия германских фашистов и сочувственно относятся к Советскому правительству, одобряют поведение Советского правительства и видят, что наше дело правое, что враг будет разбит, что мы должны победить.

….Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, политых нашим потом, захват нашего хлеба и нашей нефти, добытых нашим трудом. Он ставит своей целью восстановление власти помещиков, восстановление царизма, разрушение национальной культуры и национальной государственности русских, украинцев, белоруссов, литовцев, латышей, эстонцев, узбеков, татар, молдаван, грузин, армян, азербайджанцев и других свободных народов Советского Союза, их онемечение, их превращение в рабов немецких князей и баронов. Дело идет, таким образом, о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том — быть народам Советского Союза свободными, или впасть в порабощение. Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили всю свою работу на новый, военный лад, не знающий пощады врагу.

Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем великой войной всего советского народа против немецко-фашистских войск. Целью этой всенародной отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма. В этой освободительной войне мы не будем одинокими. В этой великой войне мы будем иметь верных союзников в лице народов Европы и Америки, в том числе в лице германского народа, порабощенного гитлеровскими заправилами. Наша война за свободу нашего отечества сольется с борьбой народов Европы и Америки за их независимость, за демократические свободы. Это будет единый фронт народов, стоящих за свободу против порабощения и угрозы порабощения со стороны фашистских армий Гитлера. В этой связи историческое выступление премьера Великобритании г. Черчилля о помощи Советскому Союзу и декларация правительства США о готовности оказать помощь нашей стране, которые могут вызвать лишь чувство благодарности в сердцах народов Советского Союза, — являются вполне понятными и показательными.

Товарищи! Наши силы неисчислимы. Зазнавшийся враг должен будет скоро убедиться в этом. Вместе с Красной Армией поднимаются многие тысячи рабочих, колхозников, интеллигенции на войну с напавшим врагом. Поднимутся миллионные массы нашего народа. Трудящиеся Москвы и Ленинграда уже приступили, к созданию многотысячного народного ополчения на поддержку Красной Армии. В каждом городе, которому угрожает опасность нашествия врага, мы должны создать такое народное ополчение, поднять на борьбу всех трудящихся, чтобы своей грудью защищать свою свободу, свою честь, свою родину — в нашей отечественной войне с германским фашизмом.

Все наши силы — на поддержку нашей героической Красной Армии, нашего славного Красного Флота!

Все силы народа — на разгром врага! Вперед, за нашу победу!»

3.2. Речь на параде Красной Армии на Красной Площади в Москве 7 ноября 1941 года

«Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, работники интеллигентного труда, братья и сестры в тылу нашего врага, временно попавшие под иго немецких разбойников, наши славные партизаны и партизанки, разрушающие тылы немецких захватчиков!

От имени Советского правительства и нашей большевистской партии приветствую вас и поздравляю с 24-й годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции.

Товарищи! В тяжелых условиях приходится праздновать сегодня 24-ю годовщину Октябрьской революции. Вероломное нападение немецких разбойников и навязанная нам война создали угрозу для нашей страны. Мы потеряли временно ряд областей, враг очутился у ворот Ленинграда и Москвы. Враг рассчитывал на то, что после первого же удара наша армия будет рассеяна, наша страна будет поставлена на колени. Но враг жестоко просчитался. Несмотря на временные неуспехи, наша армия и наш флот геройски отбивают атаки врага на протяжении всего фронта, нанося ему тяжелый урон, а наша страна, — вся наша страна, — организовалась в единый боевой лагерь, чтобы вместе с нашей армией и нашим флотом осуществить разгром немецких захватчиков.

Бывали дни, когда наша страна находилась в еще более тяжелом положении. Вспомните 1918 год, когда мы праздновали первую годовщину Октябрьской революции. Три четверти нашей страны находились тогда в руках иностранных интервентов. Украина, Кавказ, Средняя Азия, Урал, Сибирь, Дальний Восток были временно потеряны нами. У нас не было союзников, у нас не было Красной Армии, — мы ее только начали создавать, — не хватало хлеба, не хватало вооружения, не хватало обмундирования. 14 государств наседали тогда на нашу страну. Но мы не унывали, не падали духом. В огне войны организовали тогда мы Красную Армию и превратили нашу страну в военный лагерь. Дух великого Ленина вдохновлял нас тогда на войну против интервентов. И что же? Мы разбили интервентов, вернули все потерянные территории и добились победы.

Теперь положение нашей страны куда лучше, чем 23 года назад. Наша страна во много раз богаче теперь и промышленностью, и продовольствием, и сырьем, чем 23 года назад. У нас есть теперь союзники, держащие вместе с нами единый фронт против немецких захватчиков. Мы имеем теперь сочувствие и поддержку всех народов Европы, попавших под иго гитлеровской тирании. Мы имеем теперь замечательную армию и замечательный флот, грудью отстаивающие свободу и независимость нашей Родины. У нас нет серьезной нехватки ни в продовольствии, ни в вооружении, ни в обмундировании. Вся наша страна, все народы нашей страны подпирают нашу армию, наш флот, помогая им разбить захватнические орды немецких фашистов. Наши людские резервы неисчерпаемы. Дух великого Ленина и его победоносное знамя вдохновляют нас теперь на Отечественную войну так же, как 23 года назад.

Разве можно сомневаться в том, что мы можем и должны победить немецких захватчиков?

Враг не так силен, как изображают его некоторые перепуганные интеллигентики. Не так страшен черт, как его малюют. Кто может отрицать, что наша Красная Армия не раз обращала в паническое бегство хваленые немецкие войска? …Еще несколько месяцев, еще полгода, может быть годик, — и гитлеровская Германия должна лопнуть под тяжестью своих преступлений. Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, партизаны и партизанки! На вас смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю.

Будьте же достойными этой миссии! Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!

За полный разгром немецких захватчиков!

Смерть немецким оккупантам!

Да здравствует наша славная Родина, ее свобода, ее независимость!

Под знаменем Ленина — вперед к победе!».

Вопросы к 1 части семинарского занятия:

  1. В какой исторический момент каждым из политических деятелей (У. Черчилль, Ш.де Голль, И.В. Сталин) были сделаны представленные высказывания? Перед какой исторической задачей стояли народы, к которым они обращались?
  2. Какие приемы пропаганды используются в указанных выступлениях?
  3. С чем связан аспект апелляции к историческому прошлому в выступлениях У. Черчилля и И.В. Сталина?
  4. Где вы видите приемы пропагандистского преувеличения?
  5. Почему, на ваш взгляд, представленные выступления стали частью культурного наследия народов, к которым они были обращены?

Во 2-й части семинарского занятия преподаватель демонстрирует электронную презентацию «Пропаганда как форма массовой коммуникации». Вопросы к эмпирическому материалу, представленному в презентации:

  1. Охарактеризуйте специфику плаката и листовки как инструментов пропаганды.
  2. К каким архетипическим образам и символам обращаются авторы плакатов?
  3. В чем специфика советского плаката периода Великой Отечественной войны?
  4. Выскажите мнение относительно характера и эффективности пропагандистских акций СССР и Германии в период ВОВ.
  5. Проанализируйте причины эффективности советской пропаганды в период Великой Отечественной войны.

Рекомендуемая литература к семинару:

  1. Гогун, А. Черный PR Адольфа Гитлера. СССР в зеркале нацистской пропаганды. — М., 2004.
  2. Панарин, И.С. Информационная война и геополитика. — М., 2006.
  3. Панарин, И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. — М., 2012.
  4. Кудин, П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. — М., 1987.
  5. Емельянов, Ю.М. Сталин. На пути к вершине. На вершине власти.- М., 2003.
  6. Молчанов, Н.С. Неизвестный де Голль. «Последний великий француз».- М., 2011.
  7. Уткин, А.И. Неизвестный Черчилль. «Я легко довольствуюсь самым лучшим». — М., 2011.
  8. Штыркина, О. Особенности антисоветской пропаганды в Третьем рейхе в военный период.// Меди@альманах. – 2011. — № 4. – С. 18 – 28.
  9. www.propagandahistory.ru
  10. www.psyfactor.org.

Семинар №2. Приемы манипулирования общественным мнением в фильме Б. Левинсона «Плутовство, или Хвост виляет собакой» (1997).

На семинарском занятии студенты вместе с преподавателем анализируют фрагменты фильма режиссера Б. Левинсона, отмечая приемы манипулирования общественным мнением в период кризисной политической ситуации.

В качестве примера классификации приводится типология И.Н. Панарина, представленная в монографии «Информационная война и выборы» (М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003, с. 68-80):

  • «приклеивание или навешивание ярлыков»;
  • «сияющие обобщения» или «блистательная неопределенность»;
  • «перенос» или «трансфер»;
  • «ссылка на авторитеты»;
  • «свои ребята» или «игра в простонародность»;
  • «подтасовка карт»;
  • «общий вагон» или «фургон с оркестром»;
  • «осмеяние»;
  • «метод отрицательных групп населения»;
  • «повторение шаблонных фраз»;
  • «эмоциональная подстройка»;
  • «продвижение через медиаторов»;
  • «мнимый выбор»;
  • «инициирование информационной волны».

В качестве домашнего задания студенты пишут эссе, в котором высказывают свое мнение относительно нравственности принципов деятельности главных героев фильма — К.Брина (Р.де Ниро) и С. Мотса (Д. Хоффман) и проблемы ответственности специалиста в области массовых коммуникаций перед обществом.

Рекомендуемая литература к семинару:

1. Грачев, Г.В., Мельник, И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. ─ М.,2008.

2. Панарин, И.С. Информационная война и выборы. ─ М., 2004.

3. Панарин, И.С. Информационная война и геополитика. — М., 2006.

4. Панарин, И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. — М., 2012.

5. Зелинский, С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. ─ СПб, 2008.

Семинар № 3. Психологические аспекты формирования имиджа России в контексте глобальных информационных процессов.

В рамках данного семинара студенты, используя эмпирический материал, осваивают психологические аспекты формирования имиджа России. В ходе семинара разбираются следующие вопросы:

1. Исторические аспекты формирования имиджа России в западном общественном мнении.

2. В чем вы видите причину регулярных «всплесков» русофобии и функционирования негативных стереотипов о России и русских в западных СМИ?

3. Охарактеризуйте основные проблемы, связанные с формированием позитивного имиджа России.

В качестве примера студенты разбирают аспекты информационной войны, развернутой в зарубежных СМИ в период событий в Южной Осетии в 2008 году («пятидневная война»).

Вопросы для дискуссии:

1. Какие информационные ресурсы были задействованы противниками России в период событий в августе 2008 года?

2. Охарактеризуйте стереотипы массового сознания относительно России, использованные в контексте данного информационно-психологического противоборства.

3. Какие позитивные и негативные моменты, связанные с формированием имиджа России и противодействием информационно-психологическому давлению вы можете выделить, характеризуя позицию российских СМИ и политиков?

4. Укажите последствия событий в августе 2008 года в контексте формирования имиджа России.

5. События, связанные с войной в Южной Осетии в 2008 года, в зеркале художественного кинематографа: «Олимпус Инферно» (реж. И. Волошин, 2009), «5 дней в августе» (реж. Р. Харлин, 2011), «Август. Восьмого» (реж. Д. Файзиев, 2012).

Проанализируйте специфику интерпретации событий и наличие стереотипов массового сознания в данных художественных фильмах.

В качестве материала для семинара используются: контент-анализ зарубежных и российских СМИ, записи выступлений российских и зарубежных политиков, материалы документальных фильмов: «08.08.08. Война в прямом эфире» (реж. М. Елкин, 2009); «Пятидневная война. Шипы «революции роз» (реж. К. Шахназаров, 2009); «Хроника пятидневной войны» (реж. О.Вышиванов, 2009).

Рекомендуемая литература к семинару:

1. Панарин, И.С. Информационная война и геополитика. — М., 2006.

2. Глинская, И.Ю. Формирование имиджа России в контексте глобальных процессов. — М.,2009.

3. Леонтьев, М.Н. Большая игра. Британская империя против России и СССР. – СПб, 2012.

4. Джадан, И. Пятидневная война. Россия принуждает к миру. — М., 2008.

5. Барановский, А. Информационная война вокруг Южной Осетии: выводы и анализ. — Режим доступа: www.osetinfo.ru.

Семинар № 4. Социальный психоанализ современных процессов массовой коммуникации.

Данное семинарское занятие проводится в форме защиты докладов студентов. Основной вопрос, который обсуждают студенты и преподаватель: в чем специфика использования аспектов теории психоанализа в процессе массовой коммуникации.

Темы выступлений студентов:

  1. Социальный психоанализ в трудах З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма.
  2. Использование психоанализа в пропагандистских технологиях. Анализ книг Э. Бернейса «Пропаганда» и Г. Лассауэлла «Психопаталогия власти».
  3. Практика использования достижений психоанализа в политических и маркетинговых коммуникациях в США во второй половине ХХ века. Анализ документального сериала производства корпорации BBC «Век эгоизма» (1-4 серии): «Машины счастья», «Конструирование согласия», «В твоей голове сидит полицейский», «Вся власть хомячкам» (реж. А. Кертис, 2002).
  4. Контент-анализ современных российских СМИ в системе информационно-психологического воздействия на бессознательное. Психокоррекционая функция информационной политики.
  5. Проблема психологической безопасности информационной среды и информационная политика государства.

Рекомендуемая литература к семинару:

  1. Бернейс, Э. Пропаганда. — М., 2010.
  2. Информационная политика: Учебник. — М., 2003.
  3. Коновченко, С.В., Киселев, А.Г. Информационная политика в России. — М., 2004.
  4. Лассауэлл, Г. Психопаталогия и политика. — М., 2005.
  5. Информационная и психологическая безопасность СМИ. — М., 2003.
  6. Попов, В.Д. Тайны информационной политики. Социокоммуникативный психоанализ информационных процессов. — М.,2007.
  7. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия. — М., 2000.

Семинар № 5. Кинематограф как инструмент формирования «образа врага» в период «холодной войны».

Данное семинарское занятие проходит в форме защиты докладов студентов. Основной вопрос, вынесенный на обсуждение: каковы психологические механизмы формирования негативных стереотипов средствами художественного кинематографа.

Темы выступлений студентов:

  1. Джеймс Бонд как «герой» «холодной войны». Эволюция «образа врага» в лице СССР в эпопее об «агенте 007».
  2. Образ разведчика в советском кинематографе («Мертвый сезон», реж. С.Кулиш, 1968; « ТАСС уполномочен заявить…», реж. В. Фокин, 1984; «Ошибка резидента», реж. В. Дорман, 1968): проблема противостояния «добра» и «зла» и психологические механизмы формирования положительных и негативных стереотипов.
  3. Создание и тиражирование образа Джона Рэмбо как пример успешной психокорректировки общественного сознания: преодоление «вьетнамского синдрома» путем конструирования псевдореальности средствами кинематографа («Рэмбо: Первая кровь», реж. Т. Котчефф, 1982; «Рэмбо: Первая кровь-2», реж. Дж.П. Косматос, 1985; «Рэмбо-3», реж. П. Мак Дональд, 1988).
  4. Современные аспекты интерпретации образа России и русских в кинопродукции Голливуда: «Армагеддон», реж .М.Бэй, 1998; «Оружейный барон», реж. Э.Никколл, 2005; «2012», реж. Р.Эмерих, 2009 и др.

Рекомендуемая литература к семинару:

  1. Бернейс, Э. Пропаганда. — М., 2010.
  2. Ванюков, Д.А. Имперские проекты / Д.А. Ванюков, И.И. Кузнецов, Д.В. Самсонов. – М.,2010
  3. Федоров, А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1991-2010).

    — М., 2010.

  4. Тузиков, А.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая // Полис. – 2002. — № 7. – С. 123 – 133.

Семинар № 6. «Цветные революции» в контексте глобального информационно-психологического противоборства.

В рамках данного семинарского занятия студенты на примере событий, произошедших на постсоветском пространстве в 2003-2009 гг. («революция роз» в Грузии, 2003; «оранжевая революция» на Украине, 2005; «тюльпановая революция» в Киргизии, 2005; попытки «васильковой революции» в Белоруссии, 2006, 2011; «твиттер-революция» в Молдавии, 2009), анализируют специфику технологий манипуляции общественным мнением, особое значение придавая их информационно-психологической составляющей. В качестве материала для анализа используются документальные фильмы: «Технология современного переворота» (реж. Р. Кудояров, 2008); «Революция.com. США: завоевание и подчинение Востока»(2005, Франция).

Вопросы для обсуждения:

  1. Теоретические аспекты «ненасильственного свержения власти» (Д. Шарп «От диктатуры к демократии»).
  2. Информационно-политические технологии в процессе подготовки «цветочных революций».
  3. Приемы психологической манипуляции массовым сознанием, применяемые в технологиях «цветочных революций».
  4. Психологические аспекты создания имиджа лидера «цветочной революции».
  5. Создание символов и их внедрение в массовое сознание в контексте функционирования манипулятивных технологий.
  6. Проблема противодействия технологиям «цветочных революций».

Рекомендуемая литература к семинару:

  1. Оранжевые сети от Белграда до Бишкека. — СПб, 2008.
  2. Панарин, И.С. Информационная война и выборы. — М., 2004.
  3. Кара-Мурза, С. Экспорт революции. Ющенко, Саакашвили…- М., 2005.
  4. Кара-Мурза, С.Г. Оранжевая мина. — М., 2008.
  5. Почепцов, Г.Г. Революция. сom. Основы протестной инженерии. — М., 2005.
  6. Шарп, Д. От диктатуры к демократии (любое издание).
  7. Коровин, В.М. Главная военная тайна США. Сетевые войны. — М., 2009.

Семинар № 7. Информационно-психологическое обеспечение военных событий в Ираке (2003) как пример информационной войны.

Данное семинарское занятие посвящено практическому анализу событий, связанных с военными действиями США и их союзников в Ираке в 2003 году. Прежде всего, внимание студентов направляется преподавателем на осмысление информационно-психологических аспектов формирования общественного мнения в процессе подготовки вторжения в Ирак. Особое внимание уделяется контент-анализу российских и зарубежных СМИ в указанный период.

  1. Подготовка общественного мнения в период, предшествовавший вторжению в Ирак. Формирование негативного образа С. Хусейна как источника угрозы (поиски «оружия массового уничтожения», «иракское досье»).
  2. Мобилизация информационных ресурсов в период подготовки вторжения в Ирак и непосредственно во время военных действий. Подавление информационных ресурсов иракской стороны.
  3. «Вживление» журналистов как технология манипулирования общественным мнением.
  4. «История Джессики Линч» как пример реализации манипулятивной технологии «создание героя». Анализ материалов СМИ и х/ф «Спасение Джессики Линч» (реж. П. Маркл, 2003), созданного по материалам авторизованной биографии Р. Брэгга «Я тоже солдат».
  5. Деятельность канала «Аль-Джазира» как пример противодействия одностороннему информационно-психологическому влиянию.
  6. Последствия информационно-психологического противоборства в период военной операции в Ираке в 2003 году.

Рекомендуемая литература к семинару:

  1. Брэди, Р. Современные проблемы освещения внешнеполитических конфликтов (опыт американской журналистики).

    — СПб, 2008.

  2. Зелинский, С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. — СПб, 2008.
  3. Панарин, И.С. СМИ, пропаганда и информационные войны. — М., 2012.

Семинар №8. Информационные войны на современном этапе.

Данное семинарское занятие проходит в форме защиты докладов студентов.

Темы докладов:

  1. Информационная война против Югославии в 1997-1998 гг. как пример отработки технологий информационно-психологического противоборства.
  2. Информационно-психологическое обеспечение агрессии против Ливии (2010-2011).

    «Демонизация» образа М. Каддафи в зарубежных СМИ.

  3. Информационная война против Сирии на современном этапе.

Рекомендуемая литература к семинару:

  1. Грачев, Г.В., Мельник, И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. — М., 2008.
  2. Зелинский, С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. — СПб, 2008.
  3. Крысько, В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт).

    — Минск, 1999.

  4. Панарин, И.С. Информационная война и геополитика. — М., 2006.
  5. Панарин, И.С. СМИ, пропаганда и информационные войны. — М., 2012.
  6. Некляев, С.Р. СМИ как субъект информационно-психологической безопасности // Меди@альманах. – 2003. — № 1 – 2.

Семинар №9. Психологические аспекты освещения в СМИ террористических актов.

Доклады студентов об освещении в отечественных и зарубежных СМИ терактов, произошедших в России в последние десятилетия (Будённовск, взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске, Норд-Ост, Беслан, Тушино, Московское метро, Домодедово и др.).

Особое внимание уделяется психологическим аспектам освещения терактов в СМИ, проблемам информационно-психологической безопасности.

Рекомендуемая литература к семинару:

  1. Гудков, Л. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002. Авторский сборник. — М., 2004.
  2. Информационная и психологическая безопасность СМИ. — М., 2003.
  3. Этнорелигиозный терроризм. — М.,2006.
  4. Белозерова, Ю. Террористические акты в российской и американской прессе: психологический аспект // Меди@альманах. – 2004. — № 1. – С. 26 – 37.
  5. Шкуратов, В.А. Искусство экономной смерти. Сотворение видеомира. — Ростов – на — Дону, 2006.

III. Вопросы к экзамену

  1. Определение понятия «массовая коммуникация».
  2. Специфика массовой коммуникации.
  3. Психология массовой коммуникации в трудах Г. Лебона и Г. Тарда.
  4. Социальный психоанализ в трудах З.Фрейда.
  5. К.Г.Юнг и Э.Фромм: воплощение архетипов коллективного бессознательного в современных российских СМИ.
  6. Феномен массового сознания в трудах С. Московичи.
  7. Коммуникационный процесс в теории Г. Лассауэлла.
  8. Модель двухступенчатой коммуникации (П. Лазерсфельд).
  9. Сущность пропаганды как формы МК.
  10. Функции и виды пропаганды.
  11. История пропаганды в годы первой мировой войны.
  12. Пропаганда в период второй мировой войны.
  13. Информационное противоборство СССР и Германии в ходе Великой отечественной войны.
  14. Особенности пропагандистских информационных технологий.
  15. Приемы манипулирования общественным сознанием.
  16. Фильм Б. Левинсона «Плутовство» как пример пародии на использование приемов манипулирования общественным мнением.
  17. Составные элементы цепи массовой коммуникации.
  18. Стереотипы массового сознания в трудах У. Липпмана.
  19. Стереотипы общественного мнения и возможности их преодоления.
  20. Советский опыт информационного противоборства в ХХ веке.
  21. Определение понятия «информационно-психологическое противоборство».
  22. Опыт ведения информационной войны в США.
  23. Информационное противоборство СССР и США в период «холодной войны».
  24. Кинематограф как инструмент в информационно-психологическом противостоянии.
  25. Технологии современных информационных войн.
  26. Имидж России в контексте глобального информационного противостояния.
  27. «Оранжевые революции» как технология информационно-психологического и геополитического противоборства.
  28. Слухи как форма массовой коммуникации и технология информационной войны.
  29. Формы слухов.
  30. Роль СМИ в распространении слухов.
  31. Информационно-психологическое обеспечение военной кампании в Ираке (2003-2012 гг.).
  32. Информационная война вокруг Южной Осетии: выводы и анализ.
  33. Проблема формирования позитивного имиджа России в глобальном информационном пространстве.
  34. Критерии психологической безопасности информационной среды.

IV. Примерная тематика курсовых работ

  1. Современные теории МК.
  2. Теория «глобальной деревни» М. Маклюэна.
  3. Значение информации в современном обществе.
  4. Проблема свобода слова с точки зрения массовой коммуникации.
  5. Приемы воздействия на массовое сознание в СМИ.
  6. Информация и политика. СМИ как фактор идеологического воздействия на массовое сознание.
  7. Стратегии формирования общественного мнения.
  8. Теории информационной войны.
  9. Проблема свободы сова и ответственности в Интернете.
  10. Опыт информационных войн XX – XXI вв. (СССР, Китай, США).
  11. Значение СМИ в формировании общественной ситуации в стране.
  12. Информационное обеспечение военных конфликтов в XX – XXI вв.
  13. СМИ как субъект информационно-психологической безопасности.
  14. Доктрина информационной безопасности. Проблема ответственности журналиста как субъекта коммуникационного процесса.
  15. Журналист и аудитория: психологические аспекты взаимодействия.

V.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

а) Основная литература

  1. Березин, В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. ─ М., 2003.
  2. Бакулев, Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. — М.. 2005.
  3. Берн, Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. ─ М., 2002.
  4. Бернейс, Э. Пропаганда. — М., 2010.
  5. Брэди, Р. Современные проблемы освещения внешнеполитических конфликтов (опыт американской журналистики).

    — СПб, 2008.

  6. Ванюков, Д.А. Имперские проекты / Д.А. Ванюков, И.И. Кузнецов, Д.В. Самсонов. – М.,2010
  7. Власть, зеркало или служанка. Т. 1,2. ─ М., 1998.
  8. Воскобойников, Я.С., Юрьев, В.К. Журналист и информация. ─ М., 1993.
  9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 томах. ─ М., 1982 – 1984.
  10. Глинская, И.Ю. Формирование имиджа России в контексте глобальных процессов. ─ М.,2009.
  11. Гогун, А. Черный PR Адольфа Гитлера. СССР в зеркале нацистской пропаганды. ─ М., 2004.
  12. Горшенков, Г.Н. Криминология массовых коммуникаций. ─ Н.Новгород, 2003.
  13. Грачев, Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. ─ М., 2008.
  14. Грамши, А. Тюремные тетради. Избранное. ─ М., 2001.
  15. Гудков, Л. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002. Авторский сборник. ─ М., 2004.
  16. Дзялошинский, И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. ─ М., 1996.
  17. Доценко, Е. Психология манипуляции. ─ М., 2003.
  18. Ибраева, Г. Региональные конфликты и средства массовой информации. ─ М., 2004.
  19. Информационная политика. Учебник. Изд-во РАГС. ─ М., 2003.
  20. Информационная и психологическая безопасность СМИ. ─ М., 2003.
  21. Засурский, Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2007. ─ М., 2007.
  22. Землянова, Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999.
  23. Зелинский, С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. ─ СПб, 2008.
  24. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. ─ М., 2002.
  25. Коновченко, С.В., Киселев, А.Г. Информационная политика в России. ─ М., 2004.
  26. Коровин, В.М. Главная военная тайна США. Сетевые войны. — М., 2009.
  27. Крысько, В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт).

    ─ Минск, 1999.

  28. Кудин, П.А., Ломов, Б.Ф., Митькин, А.А. Психология восприятия и искусство плаката. ─ М., 1987.
  29. Культурология. Курс лекций. ─ М., 1998.
  30. Лассауэлл, Г. Психопаталогия и политика. — М., 2005.
  31. Лебон, Г. Психология народов и масс. ─ СПб, 1896.
  32. Леонтьев, М.Н. Большая игра. Британская империя против России и СССР. – СПб, 2012.
  33. Литвак, М.Е. Командовать или подчиняться? – Ростов-на-Дону, 2004.
  34. Лисичкин, В.А., Шелепин, Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. ─ М., 2003.
  35. Липпман, У. Общественное мнение. ─ М., 2004.
  36. Лосев, А.Ф. Из ранних произведений. ─ М., 1990.
  37. Маклюэн, М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. – М., 2011.
  38. Манойло, А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. ─ М., 2003.
  39. Мелюхин, И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. ─ М.,1997.
  40. Московичи, С. Век толп. ─ М., 1998.
  41. Московичи, С. Машина, творящая богов. ─ М., 1997.
  42. Муравьева, Н.В. Язык конфликта. ─ М., 2002.
  43. Муратов, С.ТВ: эволюция терпимости. — М., 1998.
  44. Назаретян, А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. ─ СПб, 2002.
  45. Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию исследования. ─ М.,2004.
  46. Оранжевые сети от Белграда до Бишкека. ─ СПб, 2008.
  47. Панарин, И.С. Информационная война и выборы. ─ М., 2004.
  48. Панарин, И.С. Информационная война и геополитика. — М., 2006.
  49. Панарин, И.С. СМИ, пропаганда и информационные войны. — М., 2012.
  50. Политические коммуникации. Учебное пособие для студентов вузов. ─ М., 2004.
  51. Попов, В.Д. Тайны информационной политики. Социокоммуникативный психоанализ информационных процессов. ─ М., 2007.
  52. Поппер, К. Открытое общество и его враги в 2-х томах. ─ М., 1992.
  53. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия. ─ М., 2001.
  54. Почепцов, Г.Г. Теория и практика коммуникации. ─ М., 2001.
  55. Проблемы медиапсихологии. ─ Т.1, 2. — М., 2003
  56. Пронина, Е.Е. Психология журналистского творчества. ─ М., 2003.
  57. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики. ─ М., 1998.
  58. Прохоров, Е.П. Журналистика и демократия. ─ М.,2006.
  59. Тард. Г.де. Общественное мнение и толпа. ─ М.,1999.
  60. Ученова, В.В. Три грани теории журналистики. – М., 2009
  61. Федоров, А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1991-2010).

    ─ М., 2010.

  62. Федотова, Л.Н. Социология массовой коммуникации. ─ М. – СПб., 2003.
  63. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия. ─ М., 2000.
  64. Фрейд, З. Тотем и табу. ─ М., 1997.
  65. Фромм, Э.Психоанализ и этика. ─ М.,1993.
  66. Фромм, Э. Психоанализ и религия. — М.,2003.
  67. Фромм, Э.Душа человека. ─ М.,1992.
  68. Фромм, Э. Бегство от свободы. ─М.,1990.
  69. Харрис, Р. Психология массовой коммуникации. ─ СПб., 2002.
  70. Эльконин, Д.Б. Психология игры. ─ М., 1978.
  71. Этнорелигиозный терроризм. – М., 2006.
  72. Юнг, К.Г. Отношение между «Я» и бессознательным. ─ М., 1995.
  73. Юнг, К.Г. Шесть архетипов. ─ Киев, 1998.
  74. Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием. ─ М..2003.
  75. Кара-Мурза, С. Экспорт революции. Ющенко, Саакашвили…- М., 2005.
  76. Шарп, Д. От диктатуры к демократии (любое издание).

б) Дополнительная литература

  1. Белозерова, Ю. Террористические акты в российской и американской прессе: психологический аспект // Меди@альманах. – 2004. — № 1. – С. 26 – 37.
  2. Некляев, С.Р. СМИ как субъект информационно-психологической безопасности // Меди@альманах. – 2003. — № 1 – 2.
  3. Русина, В.В. Государственная политика в области СМИ: принципы формирования и реализации // Меди@альманах. – 2004. — № 4 – 5.
  4. Тузиков, А.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая // Полис. – 2002. — № 7. – С. 123 – 133.
  5. Владимирова, М.Б. Скрытое воздействие на массовое сознание (манипулирование) как современная проблема социальной философии// Журналист. Социальные коммуникации. — 2011. — №4. — С.22-35.
  6. Черевко, Т. Образ, стереотип, имидж — границы применения и модель взаимодействия.// Меди@альманах. – 2011. — № 6. – С. 6 – 16.
  7. Штыркина, О. Особенности антисоветской пропаганды в Третьем рейхе в военный период.// Меди@альманах. – 2011. — № 4. – С. 18 – 28.
  8. Кравцов, В.В. «Викиликс»: за и против // Журналист. Социальные коммуникации. – 2011. – №4. – С.46-61.
  9. Морозов, И.Л. Информационная безопасность политической системы // Полис. – 2003. – №5. – С. 134-144.
  10. СМИ в меняющейся России / Е.Л. Вартанова. – М.: Аспект Пресс, 2010.
  11. Джадан, И. Пятидневная война. Россия принуждает к миру. — М., 2008.
  12. Барановский А. Информационная война вокруг Южной Осетии: выводы и анализ// www.osetinfo.ru.

Интернет-ресурсы

  1. База данных мировых печатных СМИ// m.
  2. Все зарубежные СМИ: краткий справочник// «Коммерсантъ — Власть». – 2003. – №48.
  3. Газеты, телевидение, радиовещание Египта// Портал «Всё о Египте». – Режим доступа: http://www.egypttravel.su.
  4. Геополитика. – Режим доступа: www.geopolitica.ru.
  5. История пропаганды.- Режим доступа: www.propagandahistory.ru
  6. Крупнейшие медиакорпорации мира// RBC.ru.
  7. Материк: информационно-аналитический портал. – Режим доступа: www.materik.ru.
  8. Международная Федерация журналистов (IFJ – International Federation of Journalists).

    – Режим доступа: http://www.ifj.org.

  9. Мир экономики и права: журнал. – Режим доступа: http://ispecspb.ru.
  10. Однако: информационно-аналитический портал. – Режим доступа: www.odnako.org.
  11. Перспективы. – Режим доступа: www.perspectivy.ru.
  12. Политический класс: журнал. Режим доступа: .
  13. Россия в глобальной политике. – Режим доступа: www.globalaffars.ru.
  14. Сайт Игоря Панарина. – Режим доступа: www.panarin.com.
  15. Столетие. – Режим доступа: www.stoletie.ru.
  16. Фонд защиты гласности. – Режим доступа: www.gdf.ru.
  17. Центр экстремальной журналистики. – Режим доступа: www.cej.ru.
  18. Центр практической психологии. — Режим доступа: www.psyfactor.org.
  19. Columbia Journalism Review. – Режим доступа: http://www.cjr.org.
  20. Fairness and Accurasy in Reporting. – Режим доступа: http://www.fair.org.
  21. InoСМИ.Ru: электронное периодическое издание. – Режим доступа: http://www.inosmi.ru, свободный.
  22. InoPressa: press digest: сайт. – Режим доступа: http://www.inopressa.ru, свободный.
  23. Media Education Foundation. – Режим доступа: http://mediaed.org.
  24. MediaChannel. – Режим доступа: http://www.mediachannel.org.
  25. Pew Research Center for the People and the Press. – Режим доступа: http://www.people-press.org.
  26. Press Wise Trust. – Режим доступа: http://www.presswise.org.uk.
  27. Slon: аналитический портал. – Режим доступа: www.slon.ru.

Примерный перечень печатных периодических изданий для выполнения практических заданий

Пресса

Россия: общественно-политические издания — «Российская газета», «Коммерсантъ», «Известия», «Независимая газета», «Эксперт», «Коммерсант-Власть», «Русский репортер», «Новая газета»; массовые издания — «Московский комсомолец», «Комсомольская правда».

Великобритания: качественные газеты – «Times», «Daily Telegraph», «Guardian», «Financial Times», «Independent», «The Economist»; массовые газеты – «Sun», «Mirror», «Daily Express», «Daily Mail».

США: «New York Times», «Washington Post», «Chicago Tribune», «New York Post», «Los Angeles Times»; «New York Daily News», «Wall Street Journal», журналы – «Time», «Newsweek», «Forbes», «Businessweek», «Fortune».

Франция: газеты «Фигаро», «Монд», «Либерасьон», «Эко», «Паризьен», «Франс-Суар», «Трибюн», журналы «Нувель экономист», «Экспресс».

Германия: газеты «Frankfurter Allgemeine Zeitung», «Die Welt», «Bild», «Handelsblatt» , «Die Zeit», журналы «Шпигель» (Der Spiegel), «Штерн».

Австрия: ведущее качественное издание – «Виннер цайтунг» («Венская газета»), массовая газета – «Кронен цайтунг».

Италия: «Коррьере делла сера» («Вечерний вестник»), «Репубблика», журнал «Оджи» («Сегодня»).

Китай: газеты – «Жэньминь Жибао», «Чжунго циннянь бао» («Китайская молодежная газета»), «Чайна дейли», «Цзефанцзюнь бао», «Чайна экономик таймс», «Фази жибао» — государственная юридическая газета, «Гунжэнь жибао» — государственная «рабочая» газета, «Нунминь жибао» — государственная «крестьянская» газета.

Япония: газеты – «Ёмиури симбун», «Асахи симбун», «Кэйдзё ниппо», «Майнити симбун», «Мэиль синбо», «Никкэй», «Сан-кей Симбун».

Индия: газеты – «The Times of India», «Hindustan Times», «Business Standard», «The Economic Times», «The Financial Express», «The Hindu», «The Indian Express», «The Asian Age»; журналы – «Frontline», «Economic and Political Weekly».

Египет: газеты «Аль-Ахрам», «Аль-Гумхуриа», «Аль-Ахбар», «Аль-Масри аль-Яум», «Аль-Вафд», «Аль-Алям аль-Яум», «Ад-Дустур».

Ливия: газеты «Akhbar-Libya», «Al Jamahiria», «allAfrica Libya», «The Tripoli Post».

Сайты зарубежных сми

Данные о зарубежных медиакомпаниях:

http://www.onlinejournalism.com

Not Found | 404

http://www.europemedia.net

http://www.editorandpublisher.com

http://www.naa.org

Печатные СМИ:

www.time.com

www.usatoday.com

www.washingtonpost.com

Телекомпании:

www.abc.com

www.cbs.com

www.fox.com

www.nbc.com

www.pbs.com

www.weatherburg.com

Кабельное ТВ:

www.ABCfamilychannel.com

www.cnn.com

www.c-span.com

www.discovery.com

www.espn.com

www.msnbc.com

Крупнейшие информационные агентства:

Agence France-Presse, AFP. – Режим доступа: http://www.afp.com.

Associated Press. – Режим доступа: www.ap.org.

Bloomberg. – Режим доступа: www.bloomberg.com.

Deutsche Presse-Agentur, DPA. – Режим доступа: http://www.dpa.de.

Dow Jones & Company. – Режим доступа: .

Polska Agencja Prasowa – PAP. Режим доступа: http://www.pap.pl.

Reuters Group plc. – Режим доступа: http://www.reuters.com.

United Press International, UPI. – Режим доступа: www.upi.com.

ИТАР-ТАСС (Россия).

– Режим доступа: http://www.itartass.com.

REGNUM (Россия).

– Режим доступа: http://www.regnum.ru.

Интерфакс (Россия).

– Режим доступа: http://www.interfax.ru.

РИА «Новости» (Россия).

– Режим доступа: http://www.rian.ru.

Крупнейшие медиакорпорации мира:

AOL – Time Warner («АОЛ – Тайм Уорнер»)

Berteismann («Бертельсманн»)

General Electric («Дженерал Электрик»)

News Corporation («Ньюз корпорейшн»)

Viacom («Виаком»)

Vivendi Universal («Вивенди Юниверсал»)

Wall Disney company («Уолт Дисней компани»).

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для самостоятельной работы необходимо обеспечение студентов компьютерами и доступом в Интернет, современной аудиовизуальной аппаратурой.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Преподавание курса «Психология массовой комуникации» основано на сочетании лекционных и практических (аудиторных и внеаудиторных) занятий. Процесс преподавания ориентирован на современные инновационные образовательные технологии, предполагающие использование активных методов обучения, что способствует личностному развитию студентов как будущих профессионалов.

Для оценки процесса освоения студентами материала в ходе текущей и промежуточной аттестации используется система практических заданий, рассчитанных на закрепление изученного теоретического материала.

Содержание

Сайты зарубежных СМИ 35

Людмила Сергеевна Макарова,

Марина Андреевна Толстунова

ПСИХОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Учебно-методическое пособие

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского».

603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23.

Подписано в печать 2013. Формат 60х84 1/16.

Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.

Усл. печ. л. 2,5. Заказ № . Тираж 100 экз.

Отпечатано в типографии Нижегородского госуниверситета

им. Н.И.Лобачевского

603000, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37

Лицензия ПД № 18-0099 от 14.05.01