Семинарское занятие № 1 взаимосвязь теории и практики в педагогике

1. Основные причины слабости педагогической теории

2. Теория и практика в их философском осмыслении

3. Современное состояние теории педагогики. Педагогическая теория Я. А. Коменского

4. Оппозиция между педагогической теорией и практикой: исторические примеры

5. Гуманитарное знание и границы науки

Основные понятия: этатизм, теория и практика, объект и предмет исследования, абстракция, абстрактный урок, педагогический процесс, аналогия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

1. Составьте конспект по статье В.Н.Сороки-Росинского «Путь русской национальной школы» (раздел VII) по следующему плану:

а) Труд как фактор семейного воспитания.

б) Особенности труда детей городского пролетариата.

в) Вопросы трудового воспитания в семье интеллигента.

2. Составьте тезисы по пункту 1 «Введения» (начинается со слов «Задача этой книги…») книги С.И.Гессена «Основы педагогики. Введение в прикладную философию». [М.: «Школа-Пресс», 1995]. Объем содержания сократите примерно в пять раз.

3. Возьмите любой учебник педагогики и выпишите, как автор трактует объект и предмет педагогической науки.

4. Из различных источников (энциклопедических словарей, шпаргалок, учебников, монографий) выпишите не менее пяти определений категории «воспитание» и постарайтесь найти в них инвариантную часть.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — 3-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2006. — 608 с.
  2. Ахияров К.Ш. Педагогическое творчество В.А.Сухомлинского и современная школа. — Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2002. — 188 с.
  3. Бондаренко СМ. Урок-творчество учителя. — М.: Знание, 1974. — 60с.
  4. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 200 с.
  5. Мухамедьянов С.А. Мудрость воспитания. — Уфа: «Школа Гармония», 2001.-80 с.
  6. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. -М.: Наука, 1999.-191 с.
  7. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская
  8. энциклопедия, 2003. — 528 с.
  9. Рахматуллин Р.Ю. Методология науки и научного познания: Пособие для аспирантов. Уфа: Восточный университет, 2004. — 112 с.
  10. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1991.- 240 с.
  11. Управление школой: теоретические основы и методы. — М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. — 336 с.
  12. Широких О. Цели и ценности педагогического образования: какой учитель нужен современной школе? // Воспитание школьников. — 2005. — №4. — С.8-13.
  13. Янгирова В.М. Теория воспитания. — Уфа: Творчество, 2003. -160 с.
  14. Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд. дом «Чурагул». 2007. — С. 15-28.

Семинар № 2. Методология практической педагогической деятельности

1. Понятие методологии

11 стр., 5382 слов

ЗАНЯТИЕ 9. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

... Кудрявцев В., Кудрявцева Г. Введение в общую теорию конфликтов. - М., 1993. 6. Засимовский А.В. Нравственно-волевое воспитание с позиций конфликтологии // Педагогика, 2004. - №3. - С.48-53. 7. ... Кривое Ю.И. О месте понятия "социализация" в современной педагогике // Педагогика, 2.003. - №2. - С. 11-22. И. Левагина А. Педагогическая коррекция психических состояний студентов // Высшее образование в ...

2. Уровни методологического знания. Философский уровень методологии

3. Философские основания современной педагогики 4.Социологизаторство и биопсихологизм — две основные парадигмы

воспитания5. Воспитание и политика

6. Интернациональное и поликультурное воспитание

Основные понятия: мировоззрение, методология, экзистенциализм, неотомизм, солидаризм, диалектический материализм, практика, познание, парадигма, социологизаторство и биопсихологизм, интернациональное и поликультурное воспитание.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

1. В сочинении Л.С.Выготского «Педагогическая психология» найдите подтему «Воспитание как социальный отбор» (глава IV, «Биологический и социальный факторы воспитания») и составьте конспект объемом в одну треть от представленного содержания.

2. Имеется несколько разновидностей проступков, с которыми чаще всего сталкиваются родители подростков. Ложь, воровство и сквернословие -самые неприятные из них. В чем причины этих проступков и как их устранить? Ответ на этот вопрос ищите в главе 7 книги Байярд Р., Байярд Д. «Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей» (Пер. с англ. -М.: Просвещение, 1991).

Мнение американских ученых изложите письменно, а свои суждения по этому поводу можете изложить устно.

3. В 1861 году К.Д.Ушинский написал статью «Проект учительской семинарии», где подробно разработал план подготовки учителей начальных школ. Составьте собственный «Проект педагогического университета» с выделением особенностей подготовки специалистов факультета, где вы учитесь сами.

4. Вам хорошо известна теория З.Фрейда, связанная с бессознательным компонентом в структуре психики человека. Подумайте, к какой парадигме принадлежит теория австрийского ученого: социологизаторству или биопсихологизму? Ответ обоснуйте.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках
  3. практикоориентированных образовательных концепций).

    — М.: «Интер

  4. Диалект+», 1997. — 697 с.
  5. Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: «Школа-Пресс», 1995. — 448 с.
  6. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное
  7. пособие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 200 с.
  8. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо-традиция воинских искусств. — 3-е изд. — М.: Наука, 1991.-429 с.
  9. Личность и личностный рост: восточные теории личности. — М., 1994. – 128 с.
  10. Рахматуллин Р.Ю. Методология науки и научного познания: Пособие для аспирантов. Уфа: Восточный университет, 2004. — 112с.
  11. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. — М.: Наука, 1997. — 191 с.
  12. Сафин В.Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования: Монография. — Уфа: Гилем, 2004. — 258 с.
  13. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. с нем. — М.: Высш. шк., 1991.-192 с.
  14. Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд. дом «Чурагул». 2007. — С.29-48.

Семинарское занятие № 3

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

5 стр., 2102 слов

Концепции научного статуса педагогики. Взаимосвязь педагогической ...

... педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят: · общая педагогика, исследующая основные закономерности образования; · возрастная педагогика — дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, — изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания; · коррекционная педагогика — сурдопедагогика (обучение ...

1. Сущность и содержание понятия «проектирование»

2. Педагогический проект «Преодоление низкой успеваемости младших школьников».

3. Критерии, этапы и уровни педагогического проектирования.4. Практические задания, ориентированные на развитие обще учебных умений.

Основные понятия: проектирование, педагогическое проектирование, планирование, прогнозирование, конструирование, моделирование

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

1. Чем отличаются понятие «проектирование» от понятий «планирование», «прогнозирование», «конструирование», «моделирование».

2. Проанализируйте какой-нибудь проект на основе представлений У.Х. Килпатрика — основоположника метода проектов.

3. Разработайте проект конкурентоспособного специалиста по избранной Вами специальности. Рекомендуем использовать Госстандарт по вашей специальности.

4. На основе материала статьи Мильруд Р.П., Максимова И.Р. «Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам» (Иностранные языки в школе — 2000. — № 5.- С. 9-15) составьте проект коммуникативно-ориентированного обучения учащихся иностранному языку.

6. Составьте творческий проект для младших школьников, опираясь на статьи: 6. Левитес Д. Г. Теория и практика конструирования собственных технологий образования. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин — та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 320 с. — С. 55-59); Конышева Н.М. «Проектная деятельность школьников» (Начальная школа — 2006. — №1. _ с. 17-27).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Акбашева Р.Ш. Проектное поле современной системы образования: лекции-беседы. — Уфа: Вагант, 2006. — 128 с.
  2. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. — Екатеринбург: Деловая кн., 1996. — 339 с.
  3. Болотов В.А., Исаев Е.И., Слободчиков В.И., Шайденко Н.А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. — 1997. — № 4. — С. 25-30.
  4. Бухаркина М.Е. Метод проектов в обучении английскому языку // Иностранный язык в школе. — 2005. — № 3. — С. 24-28. Громыко Ю.В. Проектное сознание: руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления. — М.: Просвещение, 1997. — 157 с.
  5. Гузеев В.И. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. — 1995. — № 6. — С. 15-19. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб.: Речь, 1995. -263 с.
  6. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. — М.: Академия, 2005. — 213 с.
  7. Круглова О. С. Технология проектного обучения // Завуч. — 1999. — № 6. — С. 12-15.
  8. Масюкова Н.А. Проектирование в образовании. — Минск: Высшая школа, 1999.-175с.
  9. Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд. дом «Чурагул». 2007. — С.128-161.

Семинарское занятие № 4

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

21 стр., 10273 слов

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом ...

... стрессовую педагогическую тактику; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; нерациональную организацию учебной деятельности; низкую функциональную грамотность педагогов и ... что вело к еще большему его ухудшению. Невысокий уровень финансирования образования, скудная материально-техническая база школ, особенно в сельской местности, ...

  1. Существенные характеристики современных педагогических технологий. Технологизация педагогического процесса.
  2. Проектирование современных образовательных технологий.
  3. Характеристика и описание условий реализации технологий обучения и воспитания.
  4. Анализ результатов использования современных педагогических технологий.
  5. Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса.
  6. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса, методика его осуществления.
  7. Диагностика образовательного процесса и его результатов.
  8. Технологии диагностирования уровня обученности, воспитанности и развития личности ребенка.
  9. Особенности технологии прогнозирования образовательного процесса.
  10. Возрастосообразные подходы к оценке учебных достижений учащихся.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

  1. Законспектируйте с.28-32 книги Амонашвили Ш.А. «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование», обратив особое внимание на характеристику статуса «отличников», «троечников» и «двоечников» в классе.
  2. Вспомните события своих школьных лет и скажите, к какой группе учащихся («отличники», «ударники» или «троечники») принадлежали вы сами. Сравните свой школьный статус со статусом ваших одноклассников, имеющих другой статус. Составьте письменный ответ объемом не более двух страниц.
  3. Какая взаимосвязь существует между оценкой и отметкой? Какую роль играет отметка в жизни ребенка?
  4. Известно, что технология оценки начинается с формирования эталона. Как соотносят результаты своего труда с эталоном а) младшие школьники; б) учащиеся подросткового возраста и в) старшеклассники?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. -М.: Педагогика, 1984. — 296 с. Бабияж М. Сельская школа в Польше // Педагогика. — 2006. — № 1. — С. 106-7
  2. 107..
  3. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия).

    11 стр., 5233 слов

    Решение практических психологических задач Ощущение

    ... какого анализатора в пространственной ориентировки говорит опыт? Описанные в задаче 120 опыты были повторены с глухонемыми детьми, у которых ... громче. Ниже под соответствующими номерами даны ответы на поставленный к задаче вопрос. Выберите тот № ответа, в котором все явления ... наилучшие условия для наблюдения? Выберите номер (см. в конце задачи), в котором все ответы правильные. а) привести детей в ...

    — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 352 с. Драйден Г. Революция в обучении: Пер. с англ. /Гордон Драйден, Джаннет Вое. — М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003. — 672 с.

  4. Мартишина Н. В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога // Педагогика. — 2006. — № 3. — С. 48-57. Одаренные дети: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1991. — 376 с. Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд. дом «Чурагул». 2007. — С.212-228.
  5. Базарный В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям // Советская Россия, 23 октября 2004 г.
  6. Бондаренко СМ. Урок-творчество учителя. — М.: «Знание», 1974. — 64 с.
  7. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ. — М.:
  8. Прогресс, 1990. — 192 с.
  9. Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.:»Школа-Пресс», 1995. — 448 с.
  10. Драйден Г. Революция в обучении: Пер. с англ. /Гордон Драйден, Джаннет Вое. — М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003. — 672 с.
  11. Левитес Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий образования. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 320 с.
  12. Педагогические мастерские: Франция — Россия. — М.: Новая школа, 1997. -128 с.
  13. 8. Педагогические технологии: Учебное пособие /Авт.-сост. А.А.Гарипова,
  14. М.И.Гарипов, О.Ю.Шаврина. — Уфа: Восточный университет, 2005. – 80с. 9.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т. 1,2. М.:
  15. НИИ школьных технологий, 2006. 816 с; 816 с.
  1. Сериков В.В. Субъективная реальность педагога // Педагогика. — 2005. — №10.-С. 53-62.
  1. 11.Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд.дом «Чурагул». 2007. — С. 162-180.

Семинарское занятие № 5 Самоопределение и самореализация педагога в профессиональной деятельности

  1. Самоопределение как фактор профессионального развития педагога. Роль ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении педагога.
  2. Реализация целевых установок в профессионально-личностном становлении педагога.
  3. Инновации в образования. Типы педагогических инноваций. Критерии педагогических инноваций.
  4. Инновации системного, локального характера. Позиция педагога в инновационных процессах.
  5. Диагностическая методика изучения инновационной деятельности.
  6. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Деятельность различных профессиональных объединений педагогов, их назначение и роль в профессиональном развитии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

3 стр., 1050 слов

Цели и задачи педагогики

... людьми, деятельность которых непосредственно связана с педагогикой. Проблемы педагогики Наиболее ярко о проблемах педагогики говорится в статье Константина Дмитриевича Ушинского «О пользе педагогической литературы». Поднятые в ней проблемы ... по пальцам года своей воспитательной деятельности», их он называет «машиной для задачи и спрашивания урока и наказания тех, кто попадается им под руку». Таким ...

1. Охарактеризуйте различия в понятиях «самоопределение личности» и «профессиональное самоопределение».

2. Какие профессионально-значимые качества педагога должны лежать в основе при работе студента по определению собственной образовательной траектории?

3. Не мешает ли профессионально-личностному самоопределению студента рамки государственного образовательного стандарта?

4. Рассмотрите особенности самоопределения по направлениям «бакалавр педагогики» и «бакалавр филологического образования» в зависимости с их профессиональной деятельностью.

5. Приведите отличительные особенности понятий «профессионализм», «компетентность», «компетенция».

6. Рассмотрев квалификационные характеристики и требования, предъявляемые к бакалаврам педагогики, бакалаврам филологического образования, проанализируйте возможность успешного осуществления профессиональной деятельности в соответствии с Госстандартом.

7. Предложите Ваши дополнения к требованиям, предъявляемым

к выпускникам «бакалавр педагогики», «бакалавр филологического образования» и т.д.8. Подготовьте сообщение «Языковое поликультурное образование», использовав материал П.В.Сысоева, изложенный в журнале «Иностранный язык в школе» (№ 4, С. 2-14, 2006г.).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. — 2002. — №2. — С. 28-39.
  2. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. -М.: Наука, 2003.-256 с.
  3. Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер. с анл.. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384с.
  4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. — 2-е изд., перераб. — М.: Изд. Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. — 480 с.
  5. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Academia, 2004. — 207 с.
  6. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.-284 с.
  7. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. — М.: Мысль, 1984. — 252 с.
  8. Сафин В.Ф. Самоопределение личности. — Уфа: Гилем, 2004. — 258 с.
  9. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  10. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. — М.: Мысль, 1998.-312 с.
  11. Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд. дом «Чурагул». 2007. — С.92-110.

Семинарское занятие № 6 Технологии и оценка выбора решения педагогических задач

  1. Задачный подход как технологическая основа целостного образовательного процесса.
  2. Взаимосвязь педагогической ситуации и педагогической задачи. Инновационные подходы к решению педагогических задач.
  3. Самостоятельное составление педагогических задач и выбор их решения.
  4. Практические примеры решения педагогических задач.
  5. Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач. Алгоритмы решения профессиональной задачи.
  6. Оценка выбора решения педагогических задач

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

25 стр., 12109 слов

Педагогическое (образовательное) просвещение родителей в реализации ...

... учреждения позволяет выделить ряд направлений, структурирующих деятельность по решению этой проблемы, в частности: Педагогическое (образовательное) просвещение родителей в реализации воспитательной функции. На этом ... возрастным особенностям детей; 3) занятия с родителями должны способствовать решению обозначенных задач в зависимости от профиля и квалификации специалиста, проводящего занятия, ...

1. Приведите примеры тактических и стратегических задач, имеющих отношение к педагогической деятельности.

2. Чем отличается технократический подход решения задачи от

гармонично-центрированного?

3. Сопоставьте распорядок дня, который можно было бы рекомендовать выпускнику начальной школы. Опишите, по какому индивидуальному распорядку дня живёте вы сами?

4. Сделайте анализ содержательной части и предлагаемой методики решения следующей педагогической задачи.

Педагогическая задача №3 Учительница Мария Петровна обращается к

Саше Сергееву, часто опаздывающему на занятия.

Сергеев, ты вечно опаздываешь, — с раздражением говорит учительница.

Любопытно. Вы все замечаете, — язвит подросток.

Что-то ты сегодня опять очень разговорчивый. Проверим, как ты выполнил

домашнее задание. К сегодняшнему дню надо было выучить одно из

стихотворений Маяковского. Слушаем тебя. Может быть, ты нас чем-то

порадуешь?

— Я не выучил, — признается Саша. Почему? — спрашивает Мария Петровна. Не выучил и все, — вторит подросток.

Ветер у тебя в голове гуляет, Сергеев. Безответственный ты человек. На таких, как ты, ни в чем нельзя положиться, заключает учительница.

— Почему это на меня ни в чем нельзя положиться? — возмущается Саша. Потому, что человек проявляется в том, как он относится к своим обязанностям. А ты безответственно относишься к своим учебным обязанностям.

Подумаешь, одно стихотворение не выучил. Может быть, я Маяковского

вообще не люблю.. ..И вообще, чего Вы ко мне привязались со своим Маяковским? Вы сами-то, кроме Маяковского, что-нибудь знаете? -расходится ученик.

— Как ты себя ведешь, Сергеев! Выйди из класса! — кричит педагог.

— Ну и выйду…

Конфликт налицо. Что же делать дальше?

Варианты решения задачи

Предположим, что свидетелем этой ситуации был классный руководитель

Виктор Иванович — опытный педагог в годах — большой авторитет для

Сергеева Саши.

Классный руководитель (КР) принял решение провести диалог с Сашей (С).

КР.: Саша, произошел конфликт. Мы с тобой должны понять его причины и

попытаться разрешить его. А что значит разрешить конфликт? Это значит

понять, как должны были вести себя участники конфликта, чтобы он не

возник, а уж если возник — чтобы он закончился мирным путем.

С: Мне трудно это сделать.

КР.: Не пугайся. Я помогу. Ничего сверхсложного здесь нет. Кстати, как ты,

Саша, полагаешь, чем может закончиться этот конфликт?

С: Известно чем. Вызовут родителей, отведут к директору. Заставят

извиняться. Если упрусь, то могу вылететь из школы. А если извинюсь, то

20 стр., 9953 слов

Задачи психолого-педагогического сопровождения в дошкольном учреждении

... просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей. Задачи психолого-педагогического сопровождения: ... помощь детям, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. ·        Проводит психологическую диагностику ...

обойдется до следующего раза….

Не выучил стихотворение, с кем не бывает. А она сразу заявляет, что я

безответственный человек, что на меня нельзя положиться. Обидно.

КР.: Да, ты прав, обидно. Это ошибка учительницы…. Представь себе, если

бы ты встал и сказал: извините, пожалуйста, я не смог выучить

стихотворение по такой-то причине. Реакция учительницы была бы другой?

С: Возможно.

КР.: Но этого сделано не было. В свою очередь, как мы установили, оценка учительницы была дана не на том уровне, на котором бы следовало. Был

нанесен удар по твоему самолюбию и ты переходишь в наступление, то есть

наносишь ответный удар. Теперь защищается Мария Петровна. Что она

делает?

С: Да очень просто: выгоняет меня из класса.

КР.: Как ты думаешь, достигает ли она этим своей цели?

С: Конечно, достигает.

КР.: Не уверен. Учительница просто использует мощный резерв — свою

власть и, так сказать, удаляет «соперника с поля боя». Удар нанесен сильный,

но конфликт не разрешен. Он просто будет продолжен в другом месте и в

другое время с привлечением новых действующих лиц. И трудно сказать,

сколько витков он может еще иметь.

С: Ас какого пустяка все началось.

КР.: Гипотетически можно предположить такой оптимальный ответ

учительницы……

Учительница: Так, значит, тебе не нравится Маяковский? С: Не нравится.

Учительница: А кто же из поэтов тебе нравится? С: Мандельштам.

Учительница: Ну что же, в таком случае почитай нам стихи твоего любимого поэта Мандельштама; мы с удовольствием послушаем. А Маяковского все-таки постарайся выучить. Это программный материал.

Анализ решения задачи ( провести самостоятельно)

Вышеприведённая задача в сокращённом виде заимствована из пособия -Спирина Л.Ф. «Теория и технология решения педагогических задач». (М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. — 174с).

Как вы думаете, мог бы состояться такой разговор между классным руководителем и учеником в реальных условиях?2. Составить две педагогические задачи, решаемых с точки зрения

технократического (традиционного) и гармонично-центрированного подхода,

используя следующую литературу:

Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.: Изд-во

«Российское педагогическое агентство», 1997. — 174 с.

Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. М.: Просвещение, 1987. —

144 с.

Куриленко Т.М. Задачи и упражнения по педагогике. Минск: Высшая школа,

1978.-224 с.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач: Учебное пособие. -М.: Учебно-метод. коллектор «Психология», 2001. — 154 с. Кондрашова Л.М. Сборник педагогических задач. — М: Просвещение, 1987. -144 с.
  2. Куриленко Т.М. Задачи и упражнения по педагогике. — Минск: Высшая школа, 1978.-224 с.
  3. Орлова Е.Н. Учебно-педагогические задачи межпредметного характера в подготовке учителя. — Тула: ТГПИ им. Л.Н.Толстого, 1983. — 157 с. Пономарев Я.А. О понятии «психологический механизм решения творческих задач» // Психология творения. — М.—Воронеж, 1999. — С. 286-304. Прангишвили КВ., Абрамова Н.А., Спиридонов В.Ф., Коврига СВ., Разбегин В.П. Поиск подходов к решению проблем. — М.: Просвещение, 1999. — 212 с. Ришар Ж.-Ф. Моделирование решения задач // Иностранная психология. -М., 1995. -Т. 3. — № 5. — С. 32-41.
  4. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: Решение задач и проблем. Учебное пособие. — М.: Генезис, 2006. — 319 с.Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. — М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. — 174 с. Тихомиров O.K. К анализу факторов, создающих трудность решения задач человеком // Психологические исследования. — М., 1970. — Вып. 2. — С. 75-82. Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд. дом «Чурагул». 2007. — С. 181-211.

Семинарское занятие № 7 Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах

  1. Педагогическое взаимодействие: сущность и виды.
  2. Субъект-субъектные и субъект-объектные отношения в педагогическом процессе.
  3. Организационные формы и формы организации педагогического процесса, их выбор и конструирование.
  4. Взаимосвязь форм с целями, содержанием и методами педагогического процесса.
  5. Взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Основные понятия: субъект образовательного процесса, экскурсия, урок, труд; официальный и дружеский, жесткий и авторитарный варианты взаимодействия.

4 стр., 1910 слов

особенности реализации принципа целостного педагогического ...

... которого невозможно существование педагогического процесса). Цель педагогического процесса детализируются в педагогических задачах. Педагогическая задача формулируются в результате осмысления конкретной педагогической ситуации, соотнесённой целью и условиями её реализации. Педагогическая задача - основная единица педагогического процесса. Решение каждой педагогической задачи означает шаг ...

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

1. Законспектируйте статью Москвиной Н.Б. (Риск личностно-профессиональных деформаций учителя // Педагогика. — 2005. — №8. — С. 61-67) и приведите пример из вашей практики или жизненного опыта в подтверждение одного из положений статьи.

2. С.Т.Шацкий, вспоминая годы учебы в гимназии, признается, что страх преследовал учащихся на каждом уроке. Прочтите с.36-44 его книги (Шацкий С. Т. Работа для будущего. — М.: Просвещение, 1989) и подумайте, как бы вы «помогли» учителям гимназии более гуманными методами решить возникшие проблемы. Ответ оформляйте письменно. Учителей из текставыберите сами, но не более трех.

3. Из статьи Я. Корчака «Неприязнь» (Корчак Я. Воспитание личности. — М.: Просвещение, 1992) выпишите подряд любые понравившиеся три абзаца. Объясните устно, почему захотелось запечатлеть именно эти строчки?

4. Отыщите книгу Плутарха «Избранные жизнеописания» и прочтите текст, посвященный Ликургу. Какие направления спартанского воспитания следовало бы восстановить в наше время? Как бы отнеслись учителя, родители к вашей инициативе, если бы вы попытались внедрить элементы спартанского воспитания в практику современной школы? Задание выполните письменно лаконичным языком.

5. Не секрет, что ухудшению взаимоотношений между участниками педагогического процесса вносят свою «лепту» и сами воспитанники. Какие изъяны семейного воспитания больше всего мешают установлению доверительных и искренних отношений между учителями и учениками?

6. Некоторые учителя считают, что домашние задания служат основной причиной ухудшения отношений между учителями и детьми, между учителями и родителями. Высказывается мнение, что домашние задания следует отменить вообще. Как вы относитесь к этой точке зрения?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ахмадуллина Х.М., Ахмадуллин У.З. Медико-социальные и педагогические проблемы формирования здоровья детей школьного возраста. — Уфа: Восточный университет, 2004. — 92 с.
  2. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практ. руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. — М.: Просвещение, 1991. — 224 с. Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: «Школа-Пресс», 1995. — 448 с.Корчак Я. Воспитание личности. — М.: Просвещение, 1992. — 287 с.
  3. Личностно-ориентированное обучение: Хрестоматия: Для студентов гуманит. факультетов высших учебных заведений / Сост. Е.О.Иванова,
  4. И.М.Осмоловская. — М.: СГУ, 2005. — 263 с.
  5. Мухамедьянов С.А. Мудрость воспитания. — Уфа: «Школа Гармония», 2001. -80 с.
  6. Сафин В.Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования: Монография. — Уфа: Гилем, 2004. — 258 с.
  7. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  8. Фельдштейн Д. Феномен Детства и его место в развитии современного
  9. общества // Воспитание школьников.- 2005.- № 4.- С. 2-8.
  10. Шацкий С. Т. Работа для будущего. -М.: Просвещение, 1989. — 223 с.

Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд. дом «Чурагул». 2007. — С.75-91.