ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ И ЭРГОТЕРАПИИ

ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ И ЭРГОТЕРАПИИ

Эргономика – это интегративная научная дисциплина, изучающая конкретную деятельность человека, связанную с использованием технических средств. Человек, техника, среда рассматривается в эргономике как функциональное целое, в котором определяющая роль принадлежит человеку.

Эргономика является одновременно и фундаментальной, и прикладной дисциплиной. В ее задачи входит разработка научных основ деятельности человека в системе человек-техника-среда, и проектирование деятельности в конкретных условиях.

Предметом эргономики является конкретная деятельность человека (групп людей), использующего машины (технические средства), а объектом исследования – система человек — техника — среда (СЧТС) …. Оптимизация таких систем требует комплексного подхода. Эргономика рассматривает человеческий, технический и средовой аспекты в неразрывной связи и решает поставленные задачи, используя сведения из многих наук, обеспечивая более высокий уровень синтеза данных о человеческом, техническом и средовом аспектах. В решении прикладных проблем эргономика движется одновременно от требований человека к технике и условиям ее функционирования и от требования техники и условий ее функционирования к человеку, вырабатывая практические рекомендации деятельности СЧТС с максимально возможным учетом обстоятельств, определяющих успех деятельности человека.

В эргономике различают коррективное и проективное направления. Коррективное направление предполагает оптимизацию деятельности по отдельным факторам, например психологическому, физиологическому, гигиеническому и т.д., которые в результате суммируются. Коррективная эргономика объединяет в решении актуальных задач специалистов различных областей знаний. Проективная эргономика предполагает развитие специальных исследований типовых видов и форм человеческой деятельности, создание методов ее анализа, выявление факторов, определяющих ее эффективность. Эти задачи, в свою очередь, побуждают изучать типологии видов деятельности с использованием методов проективной эргономики.

В настоящее время эргономика приобретает все возрастающую роль в решении комплексных проблем абилитации и реабилитации лиц, имеющих проблемы социальной адаптации вследствие ограничения их возможностей жизнедеятельности по здоровью. Это направление представлено системой мероприятий (государственных, социально-экономических, медицинских, педагогических, психологических и др.), направленных на включение инвалидов в общественно полезную деятельность. Изучение особенностей и возможностей разных категорий инвалидов с целью учета эргономических данных при проектировании оборудования общественных и жилых зданий, помещений, мест, а также различных предметов обихода представляет собой одно из актуальных направлений эргономики.

7 стр., 3499 слов

Тема 5. Деятельность человека – оператора. Психомоторные качества человека

... Сергеев С.Ф. Инженерная психология и эргономика. – М., 2008. С. 39-77.     Тема 5. Деятельность человека – оператора. Психомоторные качества человека. 1. Антропометрические характеристики. 2. Рабочие ... средств математической статистики. 3. Научится интерпретировать результаты в рамках задач инженерной психологии и эргономики.   План занятия 1. Постановка учебного задания. 2. Сбор ...

В качестве основного объекта СЧТС эргономика изучает параметры, получившие название человеческих факторов, которые представляют собой интегральные характеристики связи человека и техники в конкретных условиях их взаимодействия, направленного на достижение конкретных целей. Характеристики и свойства, определяемые понятием человеческие факторы, являются совокупными, системными качествами СЧТС.

Эргономика определяет необходимую и достаточную номенклатуру функциональных связей компонентов СЧТС, обеспечивая ей статус системы, обладающей заданной эффективностью и отвечающей определенным критериям. Номенклатура функциональных связей должна быть конструктивной и отвечать как техническим (стабильность, надежность и т.п.), так и социально-экономическим (производительность, качественность и т.п.) критериям. При этом отдельные исходные свойства, качества, показатели (физиологические, психологические, гигиенические, технические, экологические и т.п.) трансформируются в системные качества путем установления между ними функциональных связей. Поскольку СЧТС представляет собой определенную функциональную структуру, то с эргономической точки зрения человеческие факторы рассматриваются как основные, системообразующие элементы, представляющие собой некое временное сочетание.

Вместе с тем, функциональная структура СЧТС характеризуется не только человеческими, но и многими иными факторами (информационными, организационными и др.), которые также анализируются в зависимости от конкретных целей исследования эргономических систем.

… Статус эргономики определяется тем, что она оперирует данными, полученными в других науках, трансформирует их, разрабатывая представления и средства, связанные с проектированием и организацией условий и способов деятельности человека в эргономической системе. При этом именно деятельность человека служит основанием при выделении необходимых для учета человеческих факторов и определении функциональных связей между компонентами СЧТС.

Деятельность человека оказывается и началом, и завершением эргономического исследования, эргономической оценки, эргономического проектирования. Эргономика формирует концептуальные модели деятельности, методы ее анализа, разрабатывает задачи рациональной организации деятельности в СЧТС, целесообразного распределения функций в этой системе, оптимизации СЧТС в целом.

На основе проекта деятельности, соответствующего основным целям разрабатываемой СЧТС, формулируются требования к используемым техническим средствам, профессиональному отбору и обучению, а также к техническим средствам подготовки специалистов и всем иным условиям, способствующим оптимизации деятельности человека. …

5 стр., 2173 слов

Человек, как субъект труда. Основные условия и этапы становления

... минувшее столетие изменилось понимание механизма адаптации человека к профессиональной деятельности. Если первоначально в системе «субъект - объект труда» ставились задачи подбора стандартных или «идеальных» ... Еще одно направление развития человека как субъекта труда - усвоение общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности (включая внутренние средства, и ...

В процессе деятельности человек, использующий внутренние средства деятельности, опирается на внешние средства, предусмотренные в конструкции машин и систем, например, на информационные модели, представленные на экранах, индикаторах, мнемосхемах или в форме документов, вычислительные машины, органы управления и средства коммуникации. В различных условиях акцент при проектировании может ставится либо на внутренние, либо на внешние средства деятельности.

Эргономическое проектирование требует проведения разнообразных исследований и экспериментов как в различных областях познавательной и исполнительной деятельности человека, так и в области научного проектирования внешних средств деятельности и способов ее реализации, обеспечивающих точность, оперативность, устойчивость деятельности.

Широта и многогранность эргономических разработок базируется на специальной методологии, которая представлена двумя группами методологических проблем.

Первая группа обусловлена тем, что эргономика является областью междисциплинарных исследований, требующей разработки методологических средств учета и синтеза данных из различных областей знаний. На основе объединения в эргономических исследованиях методов из различных дисциплин появляются качественно новые возможности многофакторного прогнозирования деятельности человека в СЧТС.

Вторая группа является внутридисциплинарной. Каждая из наук, данные которых использует эргономика, имеет свои методологические подходы, концептуальные схемы и методические приемы изучения и описания одних и тех же явлений. При апробировании сложившихся ранее методологических подходов и концептуальных схем может возникать необходимость их модификаций. В целом разработка методологии и методов исследований формирует теоретическую базу эргономики, создающую научные предпосылки выполнения прикладных исследований.

Междисциплинарные связи эргономики образованы общественными, естественными и техническими науками. …

Важное место изучению СЧТС отводится в социологии труда, исследующей характер и содержание труда, социальные аспекты рациональной организации труда, соотношение стимулов деятельности и факторов удовлетворенности трудом и др. Результатом социологических исследований в эргономике является разработка системы социальных средств и методов, воздействующих на объекты социального управления и обеспечивающих интенсификацию их развития.

Социальная психология, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, объединенных в процессе труда в группы, имеет важное значение в проектировании трудовой деятельности коллективов, выявлении всех видов должностных связей, а также духовной атмосферы, психического настроя коллектива в отношении к общему делу и межличностным контактам.

Эргономические исследования опираются на экономику труда, разрабатывающую его общественную и хозяйственную организацию. Оценка социально-экономической эффективности новой техники является актуальным направлением экономико-эргономических исследований.

9 стр., 4066 слов

Трудовая деятельность человека

... существования общества (рис.2). Рисунок 2 - Характеристика деятельности Основные формы деятельности: игра; учебная деятельность; трудовая деятельность; досуг. Высшей формой деятельности является труд. Труд - фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, необходимых ...

Основной задачей физиологии труда является изучение закономерностей течения физиологических процессов и особенностей их регуляции в процессе трудовой деятельности (В.Л. Уткин, 1985).

Эргономика использует результаты физиологических исследований, формируя оптимальные характеристики деятельности, способствующие повышению ее эффективности.

Эргономика всесторонне использует данные гигиены труда, изучающей влияние трудовых процессов и производственной среды на организм человека, разрабатывает нормативы и мероприятия по профилактике нарушения его здоровья в процессе профессиональной деятельности.

В этой роли эргономика приобретает возрастающее значение в развитии охраны труда – системы законодательных актов и соответствующих социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека в процессе труда при сохранении оптимальных параметров его деятельности.

Важное значение для эргономики имеют теоретические и клинические медицинские дисциплины, изучающие этиопатогенетические факторы профессиональных заболеваний и возможности их общественной и личной профилактики, а также психогигиена, разрабатывающая научные основы профилактики нарушений психического здоровья человека в СЧТС.

Функциональная анатомия человека, исследующая структурные особенности органов и систем организма в процессе трудовой деятельности, создает в эргономике базу антропометрических исследований, описывающих тело человека в конкретных условиях деятельности и определяющих пути оптимизации рабочей позы (Д.Д. Донская, В.М. Зациорский, 1979).

Эргономика многопланово связана с различными отраслями психологической науки (личностной, социальной, инженерной, педагогической, возрастной, специальной, военной психологией и др.).

Психологический анализ деятельности, используемый в эргономических разработках, образует тесную связь этой дисциплины с психологией труда. Психологические факторы существенно влияют на качество деятельности человека в СЧТС, поэтому разработка психологической концепции качества деятельности является одной из центральных проблем психологии труда, используемой в эргономике.

Один из разделов психологии представлен инженерной психологией, которая может рассматриваться как составная часть эргономической науки и своеобразная историческая предпосылка ее развития. Современная инженерная психология рассматривает вопросы организации информационного взаимодействия человека и техники, создает информационные модели деятельности в СЧТС, разрабатывает теорию принятия решений.

Проектирование деятельности человека в системах управления предусматривает разработку вопросов профессионального отбора и подбора специалистов, их профессиональной подготовки в эргономическом плане. Проблема взаимодействия человека и техники рассматривается двуедино: и как процесс оптимального приспособления техники к человеку, и как процесс активного формирования способностей человека в соответствии с требованиями техники и возможностями, открывающимися в связи с развитием техники. В этом плане особое значение имеют связи эргономики с педагогикой и педагогической психологией, обеспечивающих разработку вопросов подготовки человека к тем или иным видам деятельности, в частности – в СЧТС.

4 стр., 1960 слов

Ребования к результатам освоения дисциплины. Б.3.ДВ2. Коммуникативная ...

... деятельность заикающихся детей» включена в профессиональный цикл дисциплин. Коммуникативная деятельность заикающихся детей» опирается ... деятельности. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями и их семейное воспитание», «Логопедические практикумы». ребования к результатам освоения дисциплины Процесс ...

В процессе общего, а затем специального образования происходит приобщение человека к эргономической культуре как составной части общей и трудовой культуры. Педагогическая наука помимо дидактических аспектов, рассматривает вопросы методики образования и воспитания с использованием технических средств обучения.

Эргономика может быть охарактеризована и как естественнонаучная основа дизайна, в практическом плане рассматривающего процессы художественного конструирования изделий и соответствующего преобразования предметно-пространственной среды. Очевидна также связь эргономики с математическими и техническими дисциплинами и, в целом, с любыми науками, предметом исследования которых является человек как субъект труда, познания, общения.

Как системная область знаний эргономика существенно дополняет и развивает общую теорию человекознания, и, в этом плане, выступает в качестве специальной гуманитарной дисциплины о трудовой деятельности человека.

Отражением эргономического направления работы в области абилитации, реабилитации, социальной адаптации инвалидов является эрготерапия* (M.C. Detraz, 1992, 1994; P.Y. Therriault, F. Collard, 1987), реализуемая в западных странах в качестве обязательного раздела комплексного подхода к коррекции или снижению уровня проблем, связанных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Цель эрготерапии – создание возможности достижения пациентами независимости дома, на рабочем месте, в любой значимой социальной ситуации. Эрготерапия позволяет инвалидам эффективно выполнять ежедневные действия, которые являются для них важными. Круг лиц, на которых может быть направлена эрготерапия, очень широк. В него входят лица с физическими, моторными, познавательными проблемами, страдающие нарушениями адаптации, поведения или имеющие иные особенности и состояния. Эрготерапию осуществляют специалисты, имеющие подготовку в области медицинских, психолого-педагогических и технических дисциплин.

В качестве примера может быть рассмотрено использование эрготерапии в абилитации, реабилитации и социальной адаптации пациентов с детским церебральным параличом (ДЦП).

Эрготерапевтическое обслуживание предусматривает:

  • Комплексную оценку состояния пациента;
  • Обеспечение помощи в решении проблем сотрудничества с пациентом, его семьей и другими заинтересованными лицами;
  • Развитие, поддержку или восстановление навыков каждодневных действий пациента в быту, работе или отдыхе;
  • Подбор вспомогательных технических или иных средств в целях улучшения качества его деятельности;
  • Обучение семьи пациента или заинтересованных лиц оказанию ему каждодневной помощи, не требующей высокой квалификации;
  • Консультирование групп граждан и организаций по вопросам эрготерапии.

Перед началом эрготерапевтического вмешательства консилиум специалистов проводит оценку состояния пациента.

16 стр., 7520 слов

Развитие предметно-практической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи

... анализ психолого-педагогической и методической литературы по совершенствованию предметно- практической деятельности у детей с тяжёлыми нарушениями речи. ·Изучить особенности предметно-практических умений ... и способы совершенствования предметно - практической деятельности у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Объект исследования: предметная - деятельность детей с тяжёлыми нарушениями речи. Предмет ...

В рамках таких осмотров специалисты изучают следующие факторы (в данном случае речь идет об оценке состояния детей с ДЦП).

Сведения, полученные от матери, поскольку ее данные могут быть наиболее полными. Обследование ребенка часто затрудняют такие обстоятельства, как его сопротивление или боязнь незнакомого человека. Однако, данные, полученные от матери, не всегда бывают объективными, так как она может неосознанно преувеличивать или преуменьшать какие-то моменты, относиться к ребенку слишком требовательно, или, наоборот, слишком снисходительно и т.д. (J.P. Burke, 1984).

Двигательные функции ребенка, причем их изучение и анализ могут быть пролонгированы на достаточно длительный период.

В рамках такого обследования изучают как ребенок лежит, какое положение предпочитает, может ли он заниматься чем-то в положении лежа, как ребенок контролирует положение головы.

Далее проверяют мануальные функции: ограничения движений кистей рук, отсутствие движений, наличие содружественных и ошибочных движений. Такие функции могут быть проверены с помощью игр с мячом, пальчиковых игр, рисунков.

В рамках обследования двигательных функций проверяется способность ребенка сидеть. Узнают, каким типом стульев предпочитает пользоваться ребенок, может ли сохранять равновесие в положении сидя и т.д. Изучение особенностей ходьбы является очень важной частью исследования. Выясняют, каким способом передвигается ребенок, как сохраняет равновесие при передвижении, способен ли он передвигаться на большие расстояния, способен ли ребенок самостоятельно или с сопровождением переходить улицу, садиться в машину, выходить из нее, передвигаться по лестнице. Отмечают, как часто и в какой мере ребенку требуется помощь при ходьбе, часто ли он падает.

Речевые особенности ребенка. Могут быть трудности восприятия речи, переработки вербальной информации, общения.

Важное значение имеет и способ говорения ребенка. У таких больных речь часто сдавлена, взрывная, прерываемая длинными паузами, нарушаемая прерывистым дыханием. Речь практически всегда невнятна, расплывчата, трудна для понимания. Во время речи может нарушаться контроль за положением головы и тела, часто появляются гримасы, повышенное слюноотделение, частое сглатывание.

Возможности слуха ребенка. В повседневном общении с детьми получить объективные данные бывает достаточно трудно, поэтому специалисты предварительно выясняют у родителей, реагирует ли ребенок на звук, особенности его реакции, а также используют специальную аппаратуру для изучения слуха.

Зрительные способности ребенка. Нередко в случаях ДЦП отмечаются признаки зрительной недостаточности. Заключение строят на основании данных специального обследования и сведений, полученных у родителей.

Многие дети, несмотря на наличие двигательных предпосылок, неспособны к выполнению необходимых действий. Виной тому – множественные дефекты высших психических функций. Заключение по данному разделу, насколько это возможно, осуществляется с участием родителей. Оно проводится на основании наблюдения за ребенком, за его умением ориентироваться в пространстве и в окружении, а также с помощью различных вербальных и невербальных методик. Участие родителей в обследовании помогает им адекватно оценить своего ребенка, понять причины его затруднений и выработать меры необходимой помощи ребенку в семье.

23 стр., 11057 слов

Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

... познавательной, волевой и эмоциональной сфер психической деятельности ребенка. [14, 107 c. ] Предмет исследования: особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: сюжетно- ... исследования: большой вклад в разработку общеметодологических и методических проблем игровой деятельности детей внесли такие исследователи, как Л.С. Выготский, Воронова В.Я., Леонтьев ...

Кинестетическое чувство ребенка. У большинства детей с ДЦП недостаточно развито осязание руками. При этом нарушаются ощущения пространства, его глубины, появляются искажения в восприятии.

Данные, полученные в процессе исследования во время лечебной физкультуры. Для эрготерапии имеют особое значение следующие данные: контроль за положением головы, движение кисти и руки в целом. Эти наблюдения проводятся и в повседневной деятельности.

Любая деятельность предполагает определенные умения. Поэтому, эрготерапевтическое исследование включает в себя данные о повседневных умениях ребенка:

  • Раздевании и одевании.

Эти процедуры должны сопровождаться постоянным побуждением пациента к самостоятельности. Для облегчения его действий рекомендуется обеспечить ребенку наиболее удобное положение тела, правильно выбрать тип одежды, способ одевания/раздевания, тип пуговиц или других креплений одежды.

  • Приеме пищи и жидкости.

Эти акты выявляют трудности в удовлетворении базовых потребностей. Отмечают, может ли ребенок сидеть в то время, когда его кормят, или он нуждается в дополнительной поддержке. Могут встречаться трудности в связи с приемом какого-то определенного блюда. Из общих причин затруднений встречается недостаточная подвижность языка, неспособность к пережевыванию и глотанию. Специалист тщательно анализирует каждое конкретное препятствие, чтобы затем иметь возможность принять соответствующие эрготерапевтические меры.

  • Гигиенических процедурах.

Все препятствия для проведения этих процедур описываются и анализируются, а возможные виды помощи точно очерчиваются. Важным фактором является санитарное благополучие ребенка в течении дня, а также ночью, подчас это требует дополнительных инструкций и упражнений.

  • Игре.

Этот вид деятельности обязательно включается в схему обследования как ведущий вид деятельности ребенка. В игре ребенок создает представления о мире, формирует умения, получает опыт и знания. Препятствиями в игровой деятельности могут стать не только двигательная недостаточность, но и нарушения зрения и слуха, нарушения осязания, пространственной ориентации мышления или отсутствие мотивации к игре.

После анализа результатов обследования, эрготерапевт начинает работу с ребенком или заинтересованными лицами по составлению плана эрготерапевтического вмешательства. План включает в себя цели и методы, которые будут использованы. В дополнение к определению деятельности пациента, его семьи и ближайшего окружения, определяется также обстановка, в которой будет обеспечиваться вмешательство. Обычно, в план вмешательства специалисты включают краткосрочные и долгосрочные цели, которые могут меняться в процессе эрготерапии. Методы вмешательства выбираются исходя из предпочтений пациента и его семьи, опыта эрготерапевта и других факторов. …

16 стр., 7542 слов

Деятельность психолога в реабилитационном центре детей-инвалидов

... движений является нейросенсорная комната. Она позволяет достичь релаксации или активизации психической деятельности ребенка, развивать у него общую моторику, выработать навыки зрительно-моторной координации за ... и педагоги, адаптирующие курс медико-социальной реабилитации, назначенный тому или иному пациенту, в индивидуальную программу. Перечень специальностей врачей, работающих в этих отделениях, ...

Основные подходы эрготерапии…

В эрготерапевтическом вмешательстве выделяют следующие основные подходы:

Поддержание или восстановление навыка. В этом случае приоритетными являются навыки, которые оцениваются как ведущие для выполнения желаемых занятий. Если речь идет о детях, работа с которыми началась достаточно рано, можно говорить о формировании навыка. Если вмешательство происходит не сразу, можно говорить о поддержании уже сформированного правильного навыка или о переформировании навыка, который был сформирован по патологическому стереотипу. Сложность задачи заключается в том, что приобретенный или измененный навык должен войти в естественный контекст жизни, проявляясь в различных жизненных ситуациях.

Компенсация и адаптация. Иногда в эрготерапии на эти функции опираются для достижения краткосрочной цели, немедленного результата, чтобы сформировать чувство успешности деятельности. Но применительно к детям с ДЦП, этот подход используют постоянно. При этом используются различные технические средства и вспомогательное оборудование. В данном случае сложности заключаются в том, что, во-первых, необходимо соблюдать условие эффективности и безопасности деятельности, а это достаточно трудно обеспечить, если у ребенка имеются серьезные интеллектуальные нарушения. В этом случае приходится упрощать, заменять и дополнительно адаптировать вспомогательное оборудование. Подбор его должен быть строго индивидуальным. Во-вторых, может составлять проблему психологическая реакция ребенка и его родителей на адаптивные средства. Очень часто бывает так, что ребенок и родители стесняются таких средств, считают, что их использование привлекает к ним повышенное внимание окружающих. Иногда родители переживают, что использование дополнительного оборудования подчеркивает невозможность выполнения каких-либо функций, или утрату их. В этом случае, эрготерапевт уделяет особое внимание совместной работе с родителями. Ребенок и родители должны понять плюсы использования дополнительных средств, подбирая все необходимое вместе со специалистом. Однако, в любом случае, последнее слово остается за пациентом и его доверенными лицами. Они вправе предпочесть те или иные виды помощи.

Адаптация окружающей среды подразумевает создание стереотипа действия в строго определенной среде. В этом может таиться скрытая проблема дальнейшего переноса навыка в другие среды. Следовательно, эрготерапевт должен быть очень внимателен при разработке индивидуального плана коррекционных действий. Дети с интеллектуальными нарушениями будут успешнее действовать стереотипами, тогда как интеллектуально сохранным детям излишняя адаптация среды может тормозить развитие.

Профилактика ограничения возможностей людей (по здоровью).

В этот раздел эрготерапии входит профилактическая работа с населением (первичная профилактика) – то есть охрана здоровья и благосостояния общества в целом, а также укрепление здоровья населения. Укрепление здоровья ведется через различные терапевтические мероприятия. Стратегии укрепления здоровья включают в себя три измерения – тело, душу и окружающую среду; профилактические меры должны воздействовать на каждое из них.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Под вторичной профилактикой подразумевается работа эрготерапевта с людьми, имеющими риски возникновения каких-либо нарушений здоровья. Для них специалисты подбирают более безопасные способы и условия деятельности.

Под третичной профилактикой понимаются стратегии, которые включены в планы вмешательства для лиц с особенностями развития. Эти стратегии направлены на то, чтобы максимализировать функцию и минимализировать вредные воздействия. Задача эрготерапевта – обеспечить безопасную и эффективную деятельность пациента.

В практике терапии эти подходы чаще всего смешаны, но какой-то один из них является ведущим. Ведущий подход в процессе работы может меняться, в зависимости от того, что является приоритетным для пациента.

Сотрудничество с семьей.

Неотъемлемой частью эрготерапевтического вмешательства является постоянное сотрудничество специалиста с семьей и/или заинтересованными лицами. Этот аспект деятельности подчеркивается многими специалистами (J.P. Burke, 1984; M.C. Detraz, 1994; H.L. Hopkins, 1983; P.Y. Therriault, F.Collard, 1987; И.И. Мамайчук, Г.В. Пятакова, 1990; Е.М. Мастюкова, 1985; Н.М. Сараева, 1980; К.А. Семенова, Н.М. Махмудова, 1979; К.А. Семенова, Э.Н. Танюхина, В.П. Шестаков, 1998).

Для достижения успеха должна проводится постоянная целенаправленная работа, основная часть которой ведется с пациентом в домашних условиях. Эрготерапевт обучает членов семьи некоторым правилам ухода за ребенком (кормление, умывание и т.д.), помогает подобрать оптимальную позу для различных видов деятельности (учебы, игры, сна и т.п.), оказывает постоянную консультативную помощь. Члены семьи должны познакомиться и согласиться с планом эрготерапевтического вмешательства, участвовать в изменениях плана, подборе необходимого адаптивного оборудования, должны правильно и безопасно пользоваться им.

  1. Промежуточная оценка результатов терапии.

Для оценки эффективности проводимой работы, специалистами и родителями должна вестись постоянная промежуточная оценка результатов терапии. Этот контроль необходим для оценки результатов коррекционного процесса, своевременного пересмотра целей, выбора различных интервенционных подходов и методов, а также изменения интенсивности эрготерапевтического вмешательства.

ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ И ЭРГОТЕРАПИИ — Стр 2

Промежуточная оценка рассматривается как обычный аспект работы. Часто результатом такой оценки может явиться изменение плана вмешательства. Это происходит в тех случаях, когда констатируются резкие изменения в функциональном состоянии пациента — прогресс или регресс, когда становится понятно, что пациент достиг «потолка» в своем развитии, когда изменяются условия, в которых осуществляется вмешательство и т.д. В некоторых случаях, эрготерапевтическое воздействие может быть временно приостановлено, пациенту может быть предложен отдых или более интенсивное вмешательство других специалистов. В любом случае, эрготерапевт составляет план поддержки достигнутого уровня, дает рекомендации специалистам, которые будут работать с пациентом.

Через какое-то время может требоваться повторное эрготерапевтическое вмешательство. Причинами для этого могут быть: прогресс или регресс в развитии пациента, запланированное ранее вмешательство (вмешательство «сериями»), изменение возраста пациента, когда он выходит на новую стадию развития, изменения окружающей среды, введение новых вспомогательных технологий. Иногда дополнительная эрготерапия бывает нужна из-за запланированного медицинского вмешательства (например, хирургическое вмешательство, происходящее в несколько этапов).

Таким образом, условно можно выделить две группы задач эрготерапии:

  • Приспособление индивида к окружающей среде;
  • Приспособление среды к индивиду.

Эти задачи решаются в контексте всех сфер деятельности пациента –обучении, социальной адаптации, ориентировке в быту, профессиональной и трудовой деятельности.

Эрготерапевтический подход представляет собой интеграцию многих направлений вмешательства: медицинского, психологического, педагогического, коррекционно-педагогического, инженерно-технического и других.

В связи с этим, специалисты по эрготерапии тесно сотрудничают со многими другими специалистами (медиками, психологами, педагогами, разработчиками оборудования).

В рамках совместной деятельности эрготерапевты проводят диагностику и наблюдение, разрабатывают план вмешательства, виды помощи и вспомогательного оборудования, проводят промежуточную оценку и констатируют результаты.

Как основные позитивные результаты эрготерапевтического вмешательства, можно выделить:

  • Улучшение нарушенных функций пациента;
  • Повышение эффективности его деятельности;
  • Снятие у пациента напряжения, чувства тревоги, связанных с его состоянием;
  • Повышение самооценки пациента;
  • Рост независимости его деятельности.

Однако, самый главный, самый желаемый результат эрготерапевтического вмешательства – социализация инвалида — и на его достижение, в конечном счете, направлен весь процесс эрготерапии.

Печатается по изд.: Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебно-методическое пособие. СПб., 2002, С. 168 – 181.

*

* В США аналогом эрготерапии является Occupation Therapy (J.P. Burke, 1984; H.L. Hopkins, 1983; и др.).