Цели и задачи курса. 1.Познакомить с основными социальными и психологическими теориями и технологиями общения как системой интегративной деятельности

 

1.Познакомить с основными социальными и психологическими теориями и технологиями общения как системой интегративной деятельности, основными механизмами и закономерностями коммуникации.

2.Познакомить с методами и средствами эффективного взаимодействия людей.

3.Повысить компетентность будущих специалистов-юристов в области понимания, прогнозирования и управления социальными процессами общения.

4.Развить навыки эффективного общения как профессионального качества, необходимого для работы в практике, научить навыкам работы в ситуациях с трудными клиентами и ситуациях стресса.

 

Знать:

1.-основные социально-психологические теории, описывающие процесс коммуникации; предмет, задачи и средства общения.

2.- основные определения курса: коммуникация, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, виды общения, способы воздействия и противодействия в общении, механизмы восприятия и понимания других людей, основные факторы, влияющие на восприятие и понимание других людей. специфику психологического познания

3.- техники эффективной и неэффективной коммуникации, техники налаживания контакта, техники обратной связи, техники поведения в ситуации стресса.

4.-уметь владеть научной терминологией дисциплины и применять психологические знания в различных областях жизни.

 

Содержание курса:     Тема 1. Методологические и логические основы психологии общения. Степень научной разработанности проблемы. Предмет и задачи психологии общения как отрасли психологической науки. Психология общения. Общение как ведущая деятельность специалиста. Речь как важнейшее средство общения. Виды речи. Психофизиологические основы речи. Логический подход к проблеме общения и понимания. Слово как элементарная осмысленная единица языка. Высказывания и выводы. Общая характеристика диалога. Вопросы и ответы. Аргументация как логико-коммуникативная процедура. Логические требования к ведению диалога.   Тема 2. Психологическая структура и функции общения Определение и психологическая структура общения. Реализация функций общения. Социально-психологическая характеристика деловых и личных взаимоотношений. Варианты соотношения деловых и личных взаимоотношений.   Тема 3. Невербальный язык общения Понятие невербального общения. Элементы невербального общения. Жесты. Мимика. Пантомимика. Соотношение невербального и вербального общения.   Тема 4. Общение как восприятие людьми друг друга.

Проблема социальной перцепции и взаимопонимания. Психологическая структура восприятия человека человеком: восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками индивида и интерпретация на этой основе их поступков   Тема 5. Психологическая теория и техника проведения деловой беседы. Подготовка к беседе: система подготовки к беседе, план беседы. Структура деловой беседы. Возможные трудности в начале беседы и способы их преодоления. Техника и тактика аргументации. Нейтрализация замечаний собеседника. Принятие решений и завершение беседы. Социально-психологические показатели успешности беседы.   Тема 6. Стресс и фрустрация: влияние на содержание и процесс общения. Стресс и фрустрация: общая характеристика. Ситуативные и личностные факторы возникновения стресса и фрустрации.. Деформация содержания и средств общения в состоянии стресса и фрустрации. Специфика проявления в речи состояния эмоциональной напряженности. Индивидуальная предрасположенность к речевой тревожности. Методы самоуправления в стрессовой ситуации общения. Развитие фрустрационной толерантности.   Тема 7. Психологическая коррекция конфликтного общения. Социально-психологическая характеристи­ка конфликтов.

Типология конфликтов. Управление конфликтной ситуацией. Стратегии разрешения конфликтов. Психологическая коррекция конфликтного общения.   Тема 8. Психологические трудности в процессе общения. Стиль самоутверждения личности в общении. Влияние самооценки на содержание и способы общения. Проблема застенчивости в психологии общения. Феноменология застенчивости. Повышенная склонность к самоанализу у застенчивых людей. Распознавание застенчивости. Причины застенчивости. Основные способы психопрофилактики застенчивости. Развитие уверенности в себе как фактор оптимизации общения.   Тема 9 Психологические особенности публичного выступления Цели речевой деятельности — основа публичного выступления.. Виды публичного выступления. Композиционно-логический, языковой, экстралингвистический и паралингвистический уровни речи. Формирование речевых умений разной степени сложности. Количественная и качественная специфика аудитории. Основные этапы работы над публичным выступлением. Активное и пассивное владение словом. Базовые технологии публичного выступления.

 

 

 

Студент-заочник должен выполнить письменную работу (реферат) и решить задачи

Теоретическая часть заданий (на выбор 10 вопросов письменно)

Вопросы к зачету:

1. Определение общения

2. Общение и личность

3. Виды общения

4. Функции общения

5. Уровни общения

6. Развитие представлений о социальной перцепции

7. Эффекты социальной перцепции: ореола, новизны, первичности

8. Теория каузальной атрибуции

9. Типы коммуникативных процессов

10. Структура коммуникативного действия

11. Виды коммуникаций

12. Подражание, диалог, управление

13. Внушение, заражение, убеждение: сходства и различия

14. Общение с позиций символического интеракционизма

15.Личностная и социальная идентичность в общении

16. Деловое и межличностное общение: общий сравнительный анализ

17. Манипулирование сознанием

18. Типы манипуляторов

19. Конструктивный и деструктивный конфликт

20. Совместимость и срабатываемость

21. Коммуникации в организации

22. Психология имиджа

23. Невербальные средства коммуникации

24. Факторы, способствующие или препятствующие сближению людей

26. Фазы делового общения

27. Функции конфликта

28. Стратегии поведения в конфликтной ситуации (по Томасу).

Практическая часть (решение задач)

Задачи:

Задача1. Проанализируйте по приведенным примерам влияние на слушателя одновременно слов и жестов. Какие выводы можно сделать в описанных ситуациях?

Как Вы считаете, на какую информацию надо полагаться в случае явного расхождения вербальной и невербальной информации?

1. З.Фрейд, беседуя с пациенткой о том, как она счастлива в браке, заметил, что она бессознательно снимала с пальца и надевала обручальное кольцо.

2. Служащий рассказал начальнику о своем проекте реорганизации работы отдела. Начальник сидел очень прямо, плотно упираясь ногами в пол, не останавливая взгляда на служащем, но время от времени повторяя: «Так-так… да-да…». В середине беседы, отклонившись назад, оперев подбородок на ладонь так, что указательный палец вытянулся вдоль щеки, он задумчиво полистал проект со словами: «Да, все, о чем вы говорили, несомненно, очень интересно, я подумаю над вашими предложениями».

3. Вы по пути решили навестить приятельницу, не предупредив ее заранее о своем визите: «Не помешаю? У тебя есть время? Мне надо кое-что тебе рассказать…» – «Ну что ты… заходи, конечно… Кофе будешь?». Хозяйка достала банку, насыпала кофе, плотно закрыла ее и спрятала на полку. «Так ты сейчас ничем не занята?» – «Для тебя у меня всегда найдется время…».

4. Политический деятель выступает с предвыборной программой. Потрясая указательным пальцем над головами слушателей, он говорит: «Я искренне стремлюсь к диалогу, стараюсь учитывать мнение всех слоев общества…» Делая плавные, округлые жесты обеими руками, он заверяет всех, что у него четкая, обдуманная программа.