УММ Семинарские занятия

Учебно-методические материалы

Семинарские занятия по дисциплине

«Психология развития и возрастная психология»

Целью проведения практических занятий является закрепление полученных студентами на лекциях знаний, моделирование практических ситуаций, а также проверка эффективности самостоятельной работы студентов.

Семинар обычно включает устный опрос слушателей по вопросам семинарских занятий. При этом выявляется степень владения студентами материалом лекционного курса, базовых учебников, знание актуальных проблем и текущей ситуации в современном образовательном пространстве. Далее выявляется способность студентов применять полученные теоретические знания к решению практического или задачи.

Подготовку к семинарскому занятию целесообразно начинать с повторения материала лекций. При этом следует учитывать, что лекционный курс лимитирован по времени и не позволяет лектору детально рассмотреть все аспекты изучаемого вопроса. Следовательно, требуется самостоятельно расширять познания как теоретического, так и практического характера. В то же время, лекции дают хороший ориентир студенту для поиска дополнительных материалов, так как задают определенную структуру и логику изучения того или иного вопроса.

В ходе самостоятельной работы студенту в первую очередь надо изучить материал, представленный в рекомендованной кафедрой и/или преподавателем учебной литературе и монографиях. Следует обратить внимание студентов на то обстоятельство, что в библиотечный список включены не только базовые учебники, но и более углубленные источники по каждой теме курса. Последовательное изучение предмета позволяет студенту сформировать устойчивую теоретическую базу.

Важной составляющей частью подготовки к семинару является работа студента с научными и аналитическими статьями, которые публикуются в специализированных периодических изданиях. Они позволяют расширить кругозор и получить представление об актуальных проблемах, возможных путях их решения и/или тенденциях в исследуемой области.

В качестве завершающего шага по подготовке к семинарскому занятию следует порекомендовать студенту ознакомиться с результатами научных исследований, соответствующих каждой теме.

Семинар 1. Предмет психологии развития и возрастной психологии. Исторические аспекты (2 часа)

7 стр., 3300 слов

Планы семинарско – практических занятий Психология (Раздел «Общая ...

... он личностно значим; Самостоятельная работа студентов: 1.Прочитать и законспектировать основные понятия темы. 2.Прочитать и обсудить статью на семинаре: «Понятие деятельности в школе ... М. 2002. 3.Технология проведения группового тренинга//Школьные технологии.-2001-№1.-с.123-132. Самостоятельная работа студентов: 1.Определить особенности общения при помощи комплекса методик. Провести тестирование. ...

Цель занятия: формирование представлений о предмете и методах психологии развития.

Задачи: сформировать представление о предмете и методах психологии развития, привить навыки планирования исследования в области психологии развития, представления об этических нормах при проведении исследования.

Темы докладов:

  1. Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии
  2. Выделение психологии развития и возрастной психологии в самостоятельную отрасль
  3. Формирование психологии развития и возрастной психологии в XIX – XX вв.
  4. Методы возрастной психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Два подхода в психологии развития: онтогенетический и функциональный.

2. Детство как предмет психологии науки. Исторический анализ понятия детства.

3. Организационные методы психологии развития: формирующий эксперимент, лонгитюд, сравнительные, комплексный, близнецовый. Сущность, виды достоинства и недостатки.

4. Специфические особенности использования эмпирических методов в психологии развития.

5. Стратегии исследования психического развития ребенка.

Литература:

Основная литература:

  1. Крайг Грэйс, Бокум Дон. Психология развития. 9-е издание СПб.: Питер, 2005. Часть 1.
  2. Ермолаева М. В. Психология развития.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. Часть 1.
  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).

    — М.: Гардарики, 2005. Часть 1.

  4. Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакцией А.А. Реана — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. Праграф 1-4

Дополнительная литература:

  1. Психология развития [Текст] : учебник для студентов вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской.- М.: Академия, 2007, — 528 с
  2. Немов, Р. С.. Психология [Текст]: в 3-х кн. : учеб. для студ. пед. вузов / Р.С. Немов.- М.: Владос, 2000, — 688 с. КНн. 2.
  3. Обухова, Л. Ф.. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: Пед. о-во России, 2003, — 448 с.
  4. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология [Текст]: полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие / Кулагина И. Ю., В. Н. Колюцкий.- М.: Академический проект, 2011, — 420 с.  

В ходе подготовки к данному занятию желательно вспомнить материалы по дисциплине общая психология (темы «Предмет общей психологии», «Методы общей психологии»)

10 стр., 4815 слов

Развитие вербальной креативности студентов в условиях обучения ...

... людей, находящихся в возрастном периоде молодость. Предмет исследования - развитие вербальной креативности в период молодости. Гипотеза - у современных студентов развита оригинальность мышления, ... возрос. Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований как в отечественной психологии (Я.А.Пономарев, А.В.Брушлинский, В.Л. Данилова, П.Я.Гальперин, Д.Б.Богоявленская и др.), так и ...

Семинар 2. Теории психического развития (4 часа)

Цель занятия: формирование представлений и знаний о теориях развития

Задачи: сформировать представления о основных положениях и взглядах в науке о психическом развитии человека, о влиянии факторов на развитие личности, сформировать у студента собственную позицию в понимании приоритетных факторов развития представленных в теориях.

Темы докладов:

  1. Биогенетические и социогенетические концепции.
  2. Теории рекапитуляции.
  3. Теория конвергенции двух факторов детского развития.

  1. Психоаналитические теории развития.
  2. Эпигенетическая теория личности Э.Эриксона.
  3. Теория социального научения.

  1. Проблема развития мышления в работах Ж. Пиаже.
  2. Культурно-историческая концепция.
  3. Концепция психического развития ребенка Д.Б. Эльконина.

Задание для самостоятельной работы:

1. Разработать и заполнить таблицу, в которой содержатся следующие данные:

  • Представитель(и) подхода, теории.
  • Основная идея подхода, теории.
  • Факторы и механизмы развития личности.
  • Основные понятия теории.
  • Недостатки и достоинства теории (подхода).

2.Подготовить презентацию на тему «Теории развития» (выбрать по желанию теорию или подход).

В ходе подготовки к данному занятию желательно вспомнить материалы по дисциплинам «Общая психология», «Введение в профессию».

Литература:

Основная литература:

  1. Ермолаева М. В. Психология развития.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. Часть 1. тема 3.
  2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).

    — М.: Гардарики, 2005. Часть 1. Глава 5

  3. Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакцией А.А. Реана — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. Праграф 8

Дополнительная литература:

  1. Психология развития [Текст] : учебник для студентов вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской.- М.: Академия, 2007, — 528 с
  2. Немов, Р. С.. Психология [Текст]: в 3-х кн. : учеб. для студ. пед. вузов / Р.С. Немов.- М.: Владос, 2000, — 688 с. КНн. 2.
  3. Обухова, Л. Ф.. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: Пед. о-во России, 2003, — 448 с.
  4. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология [Текст]: полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие / Кулагина И. Ю., В. Н. Колюцкий.- М.: Академический проект, 2011, — 420 с.  

В ходе подготовки к данному занятию желательно вспомнить материалы по дисциплине общая психология (темы «Предмет общей психологии», «Методы общей психологии»)

9 стр., 4095 слов

Раздел I. Введение в психологию Семинар 1. Становление психологии ...

... психологию. Психология человека. Социальная психология) Сравните в виде письменного анализа представления научной и житейской психологии. Раскройте письменно основные этапы развития представлений о предмете психологии. ... и коллоквиумам. Примерные задания для самостоятельной работы Работа с текстами (реферирование, аннотирование, экспертизы и др.). Анализ результатов выполненных исследований ...

Семинар 3. Психологические проблемы развития личности (4 часа)

Цель занятия: формирование целостного представления о факторах психического развития.

Задачи: сформировать представление о факторах психического развития, выделяемых в науке, сформировать комплексный взгляд на проблему психического развития, сформировать у студента собственную позицию в понимании приоритетных факторов развития.

Темы докладов:

  1. Подход к проблеме развития в основных психологических направлениях
  2. Принцип развития в психологии
  3. Категории психологии и их связь с разными сторонами психического развития.
  4. Движущие силы, условия и источники развития личности. Закономерности психического развития.
  5. Факторы и механизмы развития.
  6. Самосознание личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Биологический фактор развития. Психогенетика, психофизиология, нейропсихология как области знаний о психологии развития: факты и методы.

  1. Социальный фактор развития. Депривация как фактор нарушения онтогенеза. Социогенетический подход в психологии развития.

  2. Фактор активности субъекта развития.
  3. Семья как фактор развития. 
  4. Нарушения психического развития детей на современном этапе. Поврежденное развитие. Дефицитарное развитие. Асинхронное развитие. Недостаточное развитие. 

Задание для самостоятельной работы:

  1. Подготовить презентацию на тему «Факторы и механизмы развития».

Литература:

Основная литература:

  1. Крайг Грэйс, Бокум Дон. Психология развития. 9-е издание СПб.: Питер, 2005. Часть 1. Глава 3.
  2. Ермолаева М. В. Психология развития.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. Часть 1. тема 3.
  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).

    — М.: Гардарики, 2005. Часть 1. Глава 4.

  4. Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакцией А.А. Реана — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. Праграф 5.

Дополнительная литература:

  1. Психология развития [Текст] : учебник для студентов вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской.- М.: Академия, 2007, — 528 с

  2. Немов, Р. С.. Психология [Текст]: в 3-х кн. : учеб. для студ. пед. вузов / Р.С. Немов.- М.: Владос, 2000, — 688 с. КНн. 2.
  3. Обухова, Л. Ф.. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: Пед. о-во России, 2003, — 448 с.
  4. Кулагина, И. Ю.. Психология развития и возрастная психология [Текст]: полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие / Кулагина И. Ю., В. Н. Колюцкий.- М.: Академический проект, 2011, — 420 с.  
  5. Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка. Пособие для психологов. И. А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – М.: Гуманитарный изд. Центр. ВЛАДОС., 2004.
  6. Астапов, В. М.. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии [Текст] : учеб. пособие / В. М. Астапов.- М.: Международная пед. акад., 1994, 135 с
  7. Лурия, А. Р.. Основы нейропсихологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов по спец. психологии / А. Р. Лурия.- М.: Академия, 2002, 384 с.

В ходе подготовки к данному занятию студентам рекомендуется вспомнить материалы по вопросам «Близнецовый метод в психологии развития», «Предмет психологии развития», «Развитие психики в филогенезе», а также материалы по дисциплинам «Анатомия и физиология ЦНС», «Зоопсихология», «Обществознание», «Введение в профессию», «Общая психология».

16 стр., 7516 слов

Исторические этапы развития возрастной и педагогической психологии.

... (учащихся, учителей, родителей).   Исторические этапы развития возрастной и педагогической психологии. Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом ... педагог, основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824–1870). Развитию возрастной психологии способствовали эволюционные идеи английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809–1882). ...

Семинар 4. Возрастная периодизация (4 часа)

Цель занятия: сформировать представление о понятии «психологический возраст».

Задачи: выявить отличия психологического и биологического возраста, сформировать представление о критериях выделения возрастных периодов, факторах и механизмах психического развития в разных научных концепциях, научить студентов сопоставлять различные научные концепции.

Темы докладов:

  1. Понятие возраста, созревания, развития.
  2. Понятие возрастной нормы
  3. Критерии периодизации возрастного развития
  4. Л.С. Выготский о стадиальности развития.
  5. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину.
  6. Периодизация развития личности по З. Фрейду.
  7. Периодизация развития личности по Э. Эриксону.
  8. Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу.
  9. Периодизация развития личности по А.В. Петровскому.
  10. Периодизация интеллектуального развития по Ж.Пиаже.
  11. Интеллектуальное развитие по Дж. Брунеру.

Задание для самостоятельной работы:

Подготовить конспект, в котором будут отражены все периодизации, обсуждаемые на занятии.

Литература:

Основная литература:

  1. Ермолаева М. В. Психология развития.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. Часть 1. тема 2.
  2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).

    — М.: Гардарики, 2005. Часть 1. Глава 9.

  3. Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакцией А.А. Реана — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. Праграф 14.

Дополнительная литература:

  1. Психология развития [Текст] : учебник для студентов вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской.- М.: Академия, 2007, — 528 с
  2. Немов, Р. С.. Психология [Текст]: в 3-х кн. : учеб. для студ. пед. вузов / Р.С. Немов.- М.: Владос, 2000, — 688 с. КНн. 2.
  3. Обухова, Л. Ф.. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: Пед. о-во России, 2003, — 448 с.
  4. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология [Текст]: полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие / Кулагина И. Ю., В. Н. Колюцкий.- М.: Академический проект, 2011, — 420 с.  
  5. Поливанова К.Н.. Психология возвратных кризисов [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / К.Н. Поливанова.- М.: Академия, 2000, 184 с.
  6. Лефрансуа, Г.. Психология для учителя [Текст].- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК: М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005, — 416 с.
  7. Выготский, Л. С.. Вопросы детский психологии [Текст] / Л. С. Выготский.- СПб.: Союз, 1997, 224 с.  
  8. Фрейд, З.. Введение в психоанализ [Текст] : лекции / З. Фрейд; пер. с нем..- М.: Наука, 1990, 455 с
  9. Флейвелл, Д. Х.. Генетическая психология Жана Пиаже [Текст] / Д. Х. Флейвелл; с предисл. Ж. Пиаже; послесл. П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина.- М.: Просвещение, 1967, 623 с
  10. Пиаже, Ж.. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже; нов. ред. пер. Вал. А. Луков и Вл. А. Луков.- СПб: Союз, 1997, 254 с. 
  11. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.

В ходе подготовки к данному занятию студентам рекомендуется актуализировать знания по темам «Психология личности», «Психология интеллекта, мышления», «Факторы развития».

12 стр., 5591 слов

Психология развития, возрастная психология

... Психическое развитие ребенка. Избранные психологические труды 1986 5.Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. СПБ Питер 2007 1)Основные теорий развития. Центральная проблема для возрастной и педогогическои психология, проблема ведущего фактора, психического развития ребенка, источник психического развития детей. От ...

Семинар 5. Младенчество (от рождения до 2 лет) (2 часа)

Цель занятия: Формирование знаний студентов о особенностях психического развития плода и ребенка вот 0 до 2 лет.

Задачи: сформировать представления о особенностях пренатального развития плода; раскрыть особенности психического развития ребенка от 0 до 2 лет; рассмотреть вопросы социализации ребенка в раннем детстве и факторах, влияющих на данный процесс.

Темы докладов:

  1. Пренатальный и постнатальный период развития
  2. Когнитивные особенности развития
  3. Особенности эмоциональной сферы ребенка от 0 до 2 лет.
  4. Поведенческие особенности и Я-концепция.
  5. Социализация в ранние периоды онтогенеза человека.
  6. Кризис первого года жизни. Ведущий вид деятельности. Новообразования младенческого возраста.

Вопросы для обсуждения

  1. Влияние возраста родителей на период адаптации родителей и новорожденного в семье. 
  2. Гендерные особенности развития. 
  3. Роль негативных факторов на развитие личности. Влияние насилие на личность ребенка. Виды насилия. Влияние различных видов насилия на развитие личности. Формы психологически жестокого обращения с детьми. Стили родительского воспитания. 
  4. Особенности игры детей раннего возраста.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Составить дневник наблюдения за развитием младенца.
  2. Разработать рекомендации для родителей по воспитанию и развитию детей от 0 до 2 лет.
  3. Подготовить к проведению игры, задания и т.п. на развитие эмоционального и речевого развития детей младенческого возраста, которые можно порекомендовать родителям.
  4. Разработать и заполнить таблицу, в которой содержатся следующие данные:
  • Возраст.
  • Социальная ситуация развития, новообразование, ведущий тип деятельности.
  • Когнитивное развитие.
  • Развитие эмоционально-волевой сферы.
  • Развитие личности.
  • Возрастной кризис и его характеристика.
  • Основные факторы, влияющие на развитие и становление личности.

Литература:

16 стр., 7903 слов

Раздел 1. Психология развития и возрастная психология: методологический ...

... ответьте на вопрос: Обухова Л.Ф. Общая характеристика американской психологии развития. Хрестоматия по возрастной психологии. Часть1. /Ред.-сост. О.А.Карабанова, А.И Подольский, Г.В.Бурменская. – М.,1999. ... схему характеристики ребенка. Самостоятельная работа 1. Предмет, задачи и методы психологии развития. История становления психологии развития. Закономерности психического развития 1. Решите ...

Основная литература:

  1. Крайг Грэйс, Бокум Дон. Психология развития. 9-е издание СПб.: Питер, 2005. Часть 1. Глава 5-6.
  2. Ермолаева М. В. Психология развития.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. Часть 2. тема 1- 2.
  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).

    — М.: Гардарики, 2005. Часть 1. Глава 11-12.

  4. Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакцией А.А. Реана — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. стр 96-170.

Дополнительная литература:

  1. Психология развития [Текст] : учебник для студентов вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской.- М.: Академия, 2007, — 528 с
  2. Немов, Р. С.. Психология [Текст]: в 3-х кн. : учеб. для студ. пед. вузов / Р.С. Немов.- М.: Владос, 2000, — 688 с. КНн. 2.
  3. Обухова, Л. Ф.. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: Пед. о-во России, 2003, — 448 с.
  4. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология [Текст]: полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие / Кулагина И. Ю., В. Н. Колюцкий.- М.: Академический проект, 2011, — 420 с.  
  5. Пиаже, Ж.. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже; нов. ред. пер. Вал. А. Луков и Вл. А. Луков.- СПб: Союз, 1997, 254 с. 
  6. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
  7. Выготский, Л. С.. Вопросы детский психологии [Текст] / Л. С. Выготский.- СПб.: Союз, 1997, 224 с.  
  8. Фрейд, З.. Введение в психоанализ [Текст] : лекции / З. Фрейд; пер. с нем..- М.: Наука, 1990, 455 с

В ходе подготовки к данному занятию студентам рекомендуется вспомнить материалы по вопросам «Теории психического развития», «Понятие возраста и созревание», а также вспомнить материалы по дисциплине «Анатомия ЦНС и нейрофизиология».

Семинар 6. Раннее детство (2 часа)

Цель занятия: Сформировать представление о психическом развитии детей раннего возраста.

Задачи: Способствовать формированию знаний у студентов о возрастных особенностях детей раннего возраста, о роли со

Темы докладов:

  1. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и новообразования раннего детства
  2. Когнитивное развитие в раннем детстве
  3. Особенности аффективной сферы
  4. Поведенческие особенности и особенности Я концепции ребенка 1-3 лет
  5. Развитие мотивационной сферы. Кризис трех лет.

Вопросы для обсуждения:

  1. Стили родительского воспитания и их влияние на развитие ребенка. 
  2. Агрессивное поведение в раннем детстве и способы его коррекции.
  3. Роль сверстников и семьи в развитии просоциального поведения.  Роль воображаемых товарищей. 
  4. Роль игры в развитии социальных навыков.  Игра и научение в раннем детстве. Виды игр. 
  5. Виды детского рисунка. 
  6. Самосознание и механизмы защиты у детей.
  7. Детские страхи и тревога, методы их диагностики и коррекции. 

Задание для самостоятельной работы:

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, как он взрослеет. В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста. Предмет- конкретные возрастные периоды, ...

1. Подготовить презентацию на тему «Раннее детство». В рамках подготовки презентации разработать рекомендации родителям детей 2,5- 3,5 лет, учитывая возрастной кризис и новообразования и представить их. Подобрать игры и упражнения, которые можно рекомендовать родителям для занятий с детьми.

2. Продолжить заполнение таблицы, в которой содержатся следующие данные:

  • Возраст.
  • Социальная ситуация развития, новообразование, ведущий тип деятельности.
  • Когнитивное развитие.
  • Развитие эмоционально-волевой сферы.
  • Развитие личности.
  • Возрастной кризис и его характеристика.
  • Основные факторы, влияющие на развитие и становление личности.

Литература:

Основная литература:

  1. Крайг Грэйс, Бокум Дон. Психология развития. 9-е издание СПб.: Питер, 2005. Часть 1. Глава 7-8.
  2. Ермолаева М. В. Психология развития.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. Часть 2. тема 2.
  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).

    — М.: Гардарики, 2005. Часть 1. Глава 13.

  4. Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакцией А.А. Реана — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. стр 174-236.

Дополнительная литература

  1. Психология развития [Текст] : учебник для студентов вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской.- М.: Академия, 2007, — 528 с
  2. Немов, Р. С.. Психология [Текст]: в 3-х кн. : учеб. для студ. пед. вузов / Р.С. Немов.- М.: Владос, 2000, — 688 с. КНн. 2.
  3. Обухова, Л. Ф.. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: Пед. о-во России, 2003, — 448 с.
  4. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология [Текст]: полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие / Кулагина И. Ю., В. Н. Колюцкий.- М.: Академический проект, 2011, — 420 с.  
  5. Пиаже, Ж.. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже; нов. ред. пер. Вал. А. Луков и Вл. А. Луков.- СПб: Союз, 1997, 254 с. 
  6. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
  7. Выготский, Л. С.. Вопросы детский психологии [Текст] / Л. С. Выготский.- СПб.: Союз, 1997, 224 с.  
  8. Фрейд, З.. Введение в психоанализ [Текст] : лекции / З. Фрейд; пер. с нем..- М.: Наука, 1990, 455 с

В ходе подготовки к данному занятию студентам рекомендуется вспомнить материалы по вопросам «Теории психического развития», «Понятие возраста и созревание», а также вспомнить материалы по дисциплине «Анатомия ЦНС и нейрофизиология».

7 стр., 3402 слов

Предмет и структура психологии развития

... психических процессов, возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности и т.д. Возрастная психология неразрывно связана с педагогической психологией. Возрастная психология тесно примыкает к психологии развития. Возрастная психология - это область знаний, акцентирующая внимание на ...

Семинар 7. Дошкольное детство (2 часа)

Цель занятия: Сформировать представления о особенностях психического развития ребенка дошкольного возраста.

Задачи: Сформировать знания о развитии всех сфер человека в дошкольном возрасте, выявить различия в психическом развитии ребенка с другими возрастными периодами, показать значимость биологических и социальных факторов для гармоничного развития ребенка, сформировать умения выявлять готовность ребенка к школе и давать рекомендации.

Темы докладов:

  1. Социальная ситуация развития и новообразования дошкольного детства.
  2. Игра как ведущая деятельность.
  3. Развитие психических функций (когнитивной сферы)
  4. Развитие эмоций, мотивов и самосознания.
  5. Психологическая готовность к обучению в школе.

Вопросы для обсуждения:

  1. Развитие познавательных интересов дошкольников
  2. Роль родительского воспитания в становлении личности ребенка.
  3. Роль игры и сказки в становлении личности дошкольника.
  4. Особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми. Первые представления о дружбе.

Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить проект по теме: «Детские проблемы и способы их решения». В рамках проекта. Подобрать методики диагностики психологических проблем и нарушений у ребенка. Провести диагностику одного ребенка 6-7 лет, обобщить результаты и сделать на их основе рекомендации. Сделать подборку игр и упражнений, направленных на разрешение детских проблем, развитие психических процессов.

2. Продолжить заполнение таблицы о возрастных особенностях.

Литература:

Основная литература:

  1. Крайг Грэйс, Бокум Дон. Психология развития. 9-е издание СПб.: Питер, 2005. Часть 1. Глава 8.
  2. Ермолаева М. В. Психология развития.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. Часть 2. тема 3
  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).

    — М.: Гардарики, 2005. Часть 1. Глава 14.

  4. Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакцией А.А. Реана — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. стр 240 — 315.

Дополнительная литература:

  1. Психология развития [Текст] : учебник для студентов вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской.- М.: Академия, 2007, — 528 с
  2. Немов, Р. С.. Психология [Текст]: в 3-х кн. : учеб. для студ. пед. вузов / Р.С. Немов.- М.: Владос, 2000, — 688 с. КНн. 2.
  3. Обухова, Л. Ф.. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: Пед. о-во России, 2003, — 448 с.
  4. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология [Текст]: полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие / Кулагина И. Ю., В. Н. Колюцкий.- М.: Академический проект, 2011, — 420 с.  
  5. Пиаже, Ж.. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже; нов. ред. пер. Вал. А. Луков и Вл. А. Луков.- СПб: Союз, 1997, 254 с. 
  6. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
  7. Выготский, Л. С.. Вопросы детский психологии [Текст] / Л. С. Выготский.- СПб.: Союз, 1997, 224 с.  
  8. Фрейд, З.. Введение в психоанализ [Текст] : лекции / З. Фрейд; пер. с нем..- М.: Наука, 1990, 455 с

В ходе подготовки к данному занятию студентам рекомендуется вспомнить материалы по вопросам «Теории психического развития», «Понятие возраста и созревание», «Психология личности».

Семинар 8. Младший школьный возраст (2 часа)

Цель занятия: Сформировать представления о особенностях психического развития ребенка младшего школьного возраста.

Задачи: Сформировать знания у студентов о особенностях психического развития детей младшего школьного возраста, о трудностях и кризисе детей данного возраста, способах их преодоления.

Темы докладов:

  1. Кризис 7 лет.
  2. Учебная деятельность
  3. Развитие психических функций и когнитивной сферы
  4. Мотивация, самооценка и Я- концепция
  5. Развитие аффективной сферы.
  6. Детская агрессия.

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблемы в начальном периоде обучения. Неспособность к учению. 
  2. Научение и мышление в процессе школьного обучения. 
  3. Влияние взрослых, сверстников на успехи в школе.

Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить проект по теме «Готовность к школе: диагностика, коррекция, терапия». В рамках проекта разработать рекомендации родителям и учителям по адаптации детей к школьному обучению, а также разработать рекомендации родителям и учителям по работе с детьми, у которых отмечаются нарушения в учебной деятельности или поведении.

УММ Семинарские занятия — Стр 2

2. Продолжить заполнение таблицы о возрастных особенностях.

Литература:

Основная литература:

  1. Крайг Грэйс, Бокум Дон. Психология развития. 9-е издание СПб.: Питер, 2005. Часть 1. Глава 9-10.
  2. Ермолаева М. В. Психология развития.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. Часть 2. тема 4.
  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).

    — М.: Гардарики, 2005. Часть 1. Глава 15.

  4. Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакцией А.А. Реана — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. стр 242-315.

Дополнительная литература:

  1. Психология развития [Текст] : учебник для студентов вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской.- М.: Академия, 2007, — 528 с
  2. Немов, Р. С.. Психология [Текст]: в 3-х кн. : учеб. для студ. пед. вузов / Р.С. Немов.- М.: Владос, 2000, — 688 с. КНн. 2.
  3. Обухова, Л. Ф.. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: Пед. о-во России, 2003, — 448 с.
  4. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология [Текст]: полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие / Кулагина И. Ю., В. Н. Колюцкий.- М.: Академический проект, 2011, — 420 с.  
  5. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.,1988. 
  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. – с. 163-213
  7. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. – М., 1987.

Семинар 9. Подростковый возраст (2 часа)

Цель занятия: Сформировать представления о особенностях психического развития подростков.

Задачи: Дать представления студентам о развитии всех психических сфер человека в подростковый период, о физическом развитии; познакомить с проблемами пубертатного периода; сформировать умения подбирать методический инструментарий диагностики личности подростка и, на основе полученных результатов, составить психологический портрет подростка и рекомендации для родителей учителей.

Темы докладов:

  1. Пубертатный кризис.
  2. Развитие психических функций
  3. Развитие эмоциональной сферы
  4. Развитие самосознание и Я-концепции подростка
  5. Личностная нестабильность и подростковые проблемы. Поведенческие особенности.
  6. Подростковая агрессия.

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности «Я-концепции», соотношение реального и идеального «Я» в подростковый период. 

  2. Пубертатный кризис и кризис идентичности. Половая идентичность. Сексуальное поведение в подростковом возрасте. Факторы, влияющие на ранние сексуальные отношения. 
  3. Проблема ранних браков и беременности у подростков. 
  4. Нервная анорексия и булимия. 
  5. Типичные девиации психосоциального развития подростков. 

Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить материал к проведению круглого стола на тему «Подростковый кризис: пути преодоления». В процессе подготовке необходимо подобрать материал диагностики личности подростка. Провести диагностику и составить психологическую характеристику подростка. Разработать рекомендации родителям и учителям по работе с подростками.

2. Продолжить заполнение таблицы о возрастных особенностях.

Литература:

Основная литература:

  1. Крайг Грэйс, Бокум Дон. Психология развития. 9-е издание СПб.: Питер, 2005. Часть 1. Глава 9-10.
  2. Ермолаева М. В. Психология развития.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. Часть 2. тема 6.
  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).

    — М.: Гардарики, 2005. Часть 1. Глава 16.

  4. Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакцией А.А. Реана — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. стр 319-396.

Дополнительная литература:

  1. Психология развития [Текст] : учебник для студентов вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской.- М.: Академия, 2007, — 528 с
  2. Немов, Р. С.. Психология [Текст]: в 3-х кн. : учеб. для студ. пед. вузов / Р.С. Немов.- М.: Владос, 2000, — 688 с. КНн. 2.
  3. Обухова, Л. Ф.. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: Пед. о-во России, 2003, — 448 с.
  4. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология [Текст]: полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие / Кулагина И. Ю., В. Н. Колюцкий.- М.: Академический проект, 2011, — 420 с.  
  5. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. – М., 1991.
  6. Кэррел С. Групповая психотерапия подростков. – СПб.: Питер, 2002.
  7. Личко А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при различных типах акцентуации характера у подростков. // Саморазрушающее поведение у подростков. – Л., 1991.
  8. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М., Воронеж, — 1996.
  9. Психология подростка. Учебник. Под ред. А.А. Реана – СПб, 2003. – 480

Семинар 10. Юность(2 часа)

Цель занятия: Сформировать представления о особенностях психического развития подростков.

Задачи: Дать представления студентам о психологических особенностях человека в юношеском возрасте, развитии личности, особенностях течения возрастного кризиса17 лет, о рисках юношеского возраста. Способствовать формированию навыков подбора психодиагностического инструментария, проведения исследования личности и составления рекомендаций.

Темы докладов:

  1. Ранняя юность. Стабилизация и самоопределение.
  2. Когнитивное развитие.
  3. Развитие аффективной сферы
  4. Кризис 17 лет. Социальная ситуация и ведущий тип деятельности в юношеском возрасте.

Вопросы для обсуждения:

  1. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
  2. Формирование жизненного плана. 
  3. Типологии акцентуаций личности. 
  4. Развитие творческих способностей в юношеском возрасте. 
  5. Факторы риска в юношеском возрасте.
  6. Аддикция от психоактивных веществ в юношеском возрасте. Мотивация аддиктивного поведения. 
  7. Стресс, депрессия в юношеском возрасте.

Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить проект по теме «Профессиональное и личностное самоопределение. Консультация психолога». В рамках проекта сделать подборку методического материала диагностики профессионального и личностного самоопределения, провести диагностику одного человека юношеского возраста, обобщить и сделать выводы, подготовить рекомендации и консультацию.

  1. Продолжить заполнение таблицы о возрастных особенностях.

Литература:

Основная литература:

  1. Крайг Грэйс, Бокум Дон. Психология развития. 9-е издание СПб.: Питер, 2005. Часть 1. Глава 9-10.
  2. Ермолаева М. В. Психология развития.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. Часть 2. тема 6.
  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).

    — М.: Гардарики, 2005. Часть 1. Глава 16.

  4. Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакцией А.А. Реана — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. стр 319-396.

Дополнительная литература:

  1. Психология развития [Текст] : учебник для студентов вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской.- М.: Академия, 2007, — 528 с
  2. Немов, Р. С.. Психология [Текст]: в 3-х кн. : учеб. для студ. пед. вузов / Р.С. Немов.- М.: Владос, 2000, — 688 с. КНн. 2.
  3. Обухова, Л. Ф.. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: Пед. о-во России, 2003, — 448 с.
  4. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология [Текст]: полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие / Кулагина И. Ю., В. Н. Колюцкий.- М.: Академический проект, 2011, — 420 с.  
  5. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989
  6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб., 2000.
  7. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М., 1994.
  8. Штерн Э. «Серьезная игра» в юношеском возрасте. // Педология юности. / Под ред. И. Арямова. – М., Л., 1931.
  9. Эриксон Э. Отрочество. // Идентичность: юность и кризис. / Пер. с англ. – М., 1996.

Семинар 11. Ранняя взрослость (2 часа)

Цель занятия: Сформировать представления о психологических особенностях людей на этапе ранней взрослости.

Задачи: Познакомить студентов с психологическими особенностями людей ранней взрослости; о проблемах людей данного возраста: выбор партнера, создание семьи, установления межличностных отношений и конфликтах, вопросах смысла жизни и кризисе 30- лет и т.п.

Темы докладов:

  1. Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости
  2. Аффективная сфера
  3. Особенности мотивационной сферы периода ранней взрослости
  4. Особенности самосознания и я-концепции
  5. Поведенческие особенности
  6. Кризис 30-лет. Проблема смысла жизни

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные вехи психосоциального развития.

  2. Этапы профессионального пути. 
  3. Формирование и развитие сексуальной ориентации. 
  4. Любовь и семья. Выбор брачного партнера. Прохождение семейных циклов. Типы семей.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Подготовиться к интерактивному занятию (командная, групповая работа).

    Примерная тема «Психологический и социальный портрет взрослого человека».

  2. Продолжить заполнение таблицы о возрастных особенностях.

Литература:

Основная литература:

  1. Крайг Грэйс, Бокум Дон. Психология развития. 9-е издание СПб.: Питер, 2005. Часть 1. Глава 14.
  2. Ермолаева М. В. Психология развития.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. Часть 2. тема 6.
  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).

    — М.: Гардарики, 2005. Часть 1. Глава 17.

  4. Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакцией А.А. Реана — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. стр 466-560.
  5. Грошев И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. — МПСИ, 2005. – 464 с.
  6. Захарова А.В. Генезис самооценки. Тула, 1998.
  7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000.
  8. Кулагина И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе. // Вестник Университета РАО. 2000. № 1.
  9. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2004. – 896 с.
  10. Маслоу А. Мотивация и личность. Спб., 1999.
  11. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, — 2000.
  12. Самоукина Н.В. Парадоксы любви и брака. – М., 1994. 

Семинар 12. Зрелость(2 часа)

Цель занятия: Сформировать представления о психологических особенностях людей на этапе зрелости.

Задачи: Познакомить студентов с психологическими особенностями зрелого человека; о проблемах людей данного возраста: психологический и хронологический возраст, профессиональное развитие и карьера, отношения с детьми, установления межличностных отношений и конфликтах.

Темы докладов:

  1. Зрелость и психологический возраст
  2. Особенности развития когнитивной и аффективной сфер в период зрелости
  3. Особенности мотивационной сферы
  4. Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность.
  5. Отношения с детьми.
  6. Поведенческие особенности и особенности я-концепции в период зрелости.

Вопросы для обсуждения:

  1. Профессиональное выгорание. 
  2. Влияние потери работы на развитие личности.
  3. Изменение физических способностей в среднем возрасте. 
  4. Основные болезни среднего возраста и образ жизни. 

Задание для самостоятельной работы:

  1. Подготовиться к проведению круглого стола на тему «Проблемы социализации различных слоев населения». В рамках подготовки необходимо провести анализ социологической и психологической литературы, периодических изданий, провести опрос населения и т.п.
  2. Продолжить заполнение таблицы о возрастных особенностях.

Литература:

Основная литература:

  1. Крайг Грэйс, Бокум Дон. Психология развития. 9-е издание СПб.: Питер, 2005. Часть 1. Глава 14.
  2. Ермолаева М. В. Психология развития.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. Часть 2. тема 6.
  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).

    — М.: Гардарики, 2005. Часть 1. Глава 17.

  4. Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакцией А.А. Реана — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. стр 466-560.

Дополнительная работа:

  1. Грошев И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. — МПСИ, 2005. – 464 с.
  2. Захарова А.В. Генезис самооценки. Тула, 1998.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000.
  4. Кулагина И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе. // Вестник Университета РАО. 2000. № 1.
  5. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2004. – 896 с.
  6. Маслоу А. Мотивация и личность. Спб., 1999.
  7. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, — 2000.
  8. Самоукина Н.В. Парадоксы любви и брака. – М., 1994. 

Семинар 13. Поздняя зрелость (2 часа)

Цель занятия: Сформировать представления о психологических особенностях людей на этапе поздней зрелости.

Задачи: Познакомить студентов с психологическими особенностями пожилых людей; о проблемах людей данного возраста.

Темы докладов:

  1. Условия развития. Старение и психологический возраст.
  2. Особенности когнитивной сферы
  3. Аффективная сфера
  4. Мотивационная сфера
  5. Поведенческие особенности и особенности я-концепции.
  6. Смерть и умирание.

Вопросы для обсуждения:

  1. Социальная политика и пожилые люди в России и за рубежом. Социальные условия старения. Варианты образа жизни в пожилом возрасте.

  2. Исследование мудрости в пожилом возрасте.
  3. Семья и друзья: межличностный контекст (отношения со взрослыми детьми, внуками). 
  4. Защитные механизмы личности в пожилом возрасте. Психические нарушения в период поздней старости. 
  5. Вдовцы и вдовы — приспособление к новым условиям жизни. 

Задание для самостоятельной работы:

  1. Составить психологический портрет людей пожилого возраста. Провести сравнительный анализ личности людей (психологические особенности) поздней зрелости и любого другого возраста по выбору.
  2. Продолжить заполнение таблицы о возрастных особенностях.

Литература:

Основная литература:

  1. Крайг Грэйс, Бокум Дон. Психология развития. 9-е издание СПб.: Питер, 2005. Часть 1. Глава 14.
  2. Ермолаева М. В. Психология развития.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. Часть 2. тема 6.
  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).

    — М.: Гардарики, 2005. Часть 1. Глава 17.

  4. Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакцией А.А. Реана — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. стр 466-560.

Дополнительная литература:

  1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. – Л., 1974.

  2. Альперович В.Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет. М.: Приор, 1998.
  3. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. – М., 1992.
  4. Деготь Б.А., Шубина И.И. Российское законодательство о социальной защите населения: Учебное пособие. – М., 1996.
  5. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. М.: Эксмо, 2002.
  6. Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах. Гриф МО РФ,МПСИ, 2004. – 280 с.
  7. Психология смерти и умирания. Мн.: Харвест, 1998.
  8. Райгорородский Д.Я. Психология старости. БАХРАХ-М, 2004. -736 с.
  9. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. / Автор – сост. А.М. Панов. – М., 1994.
  10. Шахматов Н.В. Психическое старение: счастливое и болезненное. – М., 1996.