Место дисциплины в структуре ООП. Рабочая программа дисциплины

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт специальной педагогики и психологии»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

_________________Л.М.Шипицына

«_____"__________________2011__ г.

Рабочая программа дисциплины

Психология поведения в экстремальных ситуациях

Направление подготовки

30 300 Психология

Профиль подготовки

____401С_________________

(в соответствии с приказом)

Квалификация (степень) выпускника

Форма обучения

заочная

Санкт-Петербург

2011

Цель освоения дисциплины :

-овладеть знаниями и навыками исследовательской, психодиагностической и консультативной работы в такой сфере научного знания, как психология экстремальных ситуаций (ЭС).

-воспитание гражданской ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства.

2.Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к вариативной (общепрофессиональной) части цикла Б.3 ООП. Строится на основе ранее формируемых представлений об особенностях развития качеств способствующих личности действовать в Э.С. в дисциплинах «Философия»,"Информационные технологии","Естественно-научная картина мира","Психология", «Педагогика».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины )

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

  • знать :
  • Факторы возникновения острого эмоционального шока.
  • Формы психофизиологической демобилизации.
  • Функции и модели поведение человека в условиях риска иэкстремальных ситуациях
  • Особенности переработки сложной эмоциональной и когнитивной ситуации, оценки собственных переживаний и ощущений

Технологии и способы оказания психологической помощи людям, побывавшим в экстремальных ситуациях

7 стр., 3497 слов

Рабочая программа дисциплины Психология управления

... деятельностью организаций ПК-18 Цели освоения дисциплины психология управления: Данный курс знакомит ... технологиями управления персоналом, современными методами психодиагностики личностных особенностей руководителей и факторов, влияющих на эффективность управленческой деятельности Структура и содержание дисциплины психология ... различными способами разрешения конфликтных ситуаций. Требования к модульно- ...

  • Уметь
  • Предупреждать психические напряжения с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии.
  • Подавлять чувства растерянности, панических реакций, не допускать понижение моральных норм поведения, уменьшение уровня эффективности деятельности и мотивации к ней.
  • Предотвращать возможные опасные факторы во взаимодействии людей в условиях Э.С.
  • Создавать условия комфортного, толерантного поведения человека в сложных условиях.

-Развивать качества личности безопасного поведения.

Владеть:

— системой категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики .

-восприятием личности другого, эмпатией, установлением доверительного контакта и диалога, убеждением и поддержкой людей.

-реализацией стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности .

-реализацией базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях .

-подготовкой условий для лабораторных и практических занятий, участия в их проведении .

-использованием дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека.

-проведением работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса.

-реализацией интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп.

4. Структура и содержание дисциплины"Психология поведения в экстремальных ситуациях

"

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа (из них 16 аудиторных часов).

п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекция

Практ. занятие

Семинар

Самост. работа

1

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ

СИТУАЦИЙ

8

1

2

9

2

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

8

1

2

10

3

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ

РАССТРОЙСТВО: МОДЕЛИ И ДИАГНОСТИКА

8

2

2

10

Опрос

4

ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО

СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА

8

9

5

. ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА

8

2

2

9

Опрос

6

РЕОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ.

8

2

2

9

7

Итоговый контроль

8

2

Зачёт-4

Итоговый контроль: зачёт

5. Образовательные технологии Мультимедийные технологии (ММТ — новые информационные технологии, обеспечивающие работу с анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком, неподвижными изображениями и движущимися видео).

Различные виды Интернет-технологий, которые позволят осуществлять дистанционное взаимодействие в режиме реального и отсроченного времени, в форме письменной и устной речи.

Планируется использовать ресурсы электронной почты, позволяющей преподаватю и обучаемым дистанционно обмениваться письменными сообщениями в режиме отсроченного времени. Групповое взаимодействие, основанное на письменной речи, организуется в сети посредством сетевых семинаров (телеконференций, форумов замедленного действия).

Презентации, дискуссии, мастер-класс, разбор клинических случаев, просмотр и обсуждение фрагментов учебных и научно-популярных фильмов, доклады на заданную тему и др.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Перечень контрольных вопросов:

  1. Основные понятия и задачи экстремальной психологии.
  2. Условия и особенности, травмирующие психику человека в чрезвычайной и экстремальной ситуации.
  3. Периоды психических расстройств.
  4. Экстренная психологическая помощь в экстремальной ситуации.
  5. Принципы оказания психологической помощи.
  6. Работа психолога в экстремальной ситуации.
  7. Психотерапия и психопрофилактика — работа в 4 направлениях: здоровая часть населения (профилактика), пострадавшие, их родственники, спасатели.
  8. Правила первой психологической помощи.
  9. Техники экстренной психологической помощи при страхе, нервной дрожи, плаче, истерике, насилии.
  10. Техники экстренной психологической помощи при бреде и галлюцинациях, ступоре, апатии, двигательном возбуждении, агрессии и агрессивном поведении.
  11. Психогении в экстремальной ситуации.
  12. Непатологические (физиологические) реакции, патологические реакции, невротические состояния, реактивные психозы.
  13. Адаптационные реакции.
  14. Методы работы с групповой психологической травмой.
  15. Понятие стресса и основные причины его возникновения, фрустрация.
  16. Физиологические механизмы стресса и его причины.
  17. Признаки стрессового напряжения и стадии стресса.
  18. Способы выхода из стресса и методы его профилактики.
  19. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
  20. Симптомы ПТСР и их проявления.
  21. Психологические последствия ПТСР.
  22. Особенности ПТСР у детей.
  23. Диагностика ПТРС у взрослых и детей.
  24. ПТСР у участников военных действий.
  25. Общие понятия работы с кризисами. Динамика кризиса.
  26. Типы личности в кризисе.
  27. Особенности консультации клиентов в состоянии кризиса.
  28. Суицидальное поведение. Суицидальный синдром.
  29. Типы ситуационных реакций.
  30. Синдром утраты.
  31. Горе утраты, как процесс. Стадии и задачи горя.
  32. Работа с клиентом, пережившим утрату.
  33. Синдром выгорания и вторичная травма.
  34. Факторы, оказывающие влияние на выгорание.
  35. Признаки выгорания у экстремального психолога.
  36. Аспекты работы со вторичной травмой.

Перечень вопросов для самостоятельной работы студентов

Изучите определение нижеприведенных категорий:

АВТОАГРЕССИЯ (аутоагрессия)

АВТОГИПНОЗ (аутогипноз, самогипноз)

АГРЕССИЯ

АДАПТАЦИЯ

АДРЕНАЛИН

АКЦЕНТУАЦИЯ

АЛЬТРУИЗМ

АФФЕКТ

АФФЕКТИВНЫЙ

БОЛЬ

БОЯЗНЬ

БРЕД

ВОЗБУЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОЕ

ВЫТЕСНЕНИЕ

ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ

ГОРЕ

ДЕБРИФИНГ

ДЕПРЕССИЯ

ДИСТРЕСС

ДИСФУНКЦИЯ

ЗАБОЛЕВАНИЕ НЕВРОТИЧЕСКОЕ

ЗАБОЛЕВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ

ЗАБОЛЕВАНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ

ЗАМЕЩЕНИЕ

ЗАРАЖЕНИЕ

ЗАЩИТА

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

ИЗОЛЯЦИЯ

ИНСТИНКТ

ИСТЕРИЯ

КАТАРСИС (катарзис)

КЛИЕНТ

КОМПЕНСАЦИЯ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

КОНФЛИКТ

КРИЗИС

ЛОКАЛЬНЫЙ

МИФ

МОНОТОНИЯ

НАСИЛИЕ

НЕВРАСТЕНИЯ

НЕВРОЗ

НЕВРОТИЗМ

ОДИНОЧЕСТВО

ОТРИЦАНИЕ

ПАРАНОЙЯ

ПЕРЕЖИВАНИЕ

ПЕРЕЖИВАНИЕ ПАТОГЕННОЕ

ПЕРЕНОС

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ

ПОВТОРЕНИЕ НАВЯЗЧИВОЕ

ПОДРАЖАНИЕ

ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА

ПРОЕКЦИЯ

ПСИХАСТЕНИЯ

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

ПСИХОГЕНИЯ

ПСИХОГЕННЫЙ

ПСИХОЗ

ПСИХОЛОГИЯ АВИАЦИОННАЯ

ПСИХОЛОГИЯ ВОЕННАЯ

ПСИХОЛОГИЯ КОСМИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ КРИМИНАЛЬНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ

ПСИХОПАТИЯ

ПСИХОТЕРАПИЯ

РАССТРОЙСТВО ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ

РЕЛАКСАЦИЯ

РИСК

СИМПТОМ

СИМПТОМ ПСИХОГЕННЫЙ

СИНДРОМ

СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ

СОПЕРЕЖИВАНИЕ

СТРАХ

СТРЕССОР

СТУПОР

СТЫД

СУИЦИД

ТРАВМА ПСИХИЧЕСКАЯ

ТРЕВОГА

ТРЕМОР

УТРАТА

ФОБИИ

ФЛЭШБЭК

ФРУСТРАЦИЯ

ХАРАКТЕР: АКЦЕНТУАЦИЯ: ТИП

ЧУВСТВО ВИНЫ

ШИЗОФРЕНИЯ

ЭКСПЕРТИЗА СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ЭМОЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТУПОР

Примерные темы рефератов

1. Задачи курса Психология поведения в экстремальных ситуаций

2. Особенности антропологических рисков.

3. Особенности антропологических экстремальных ситуаций

4. Особенности психики человека в условиях риска

5. Развитие познавательных процессов в экстремальных ситуациях

6. Познавательные психические процессы в экстремальных ситуациях.

7. Ощущения человека в экстремальных ситуациях.

8. Восприятие человека в экстремальных ситуациях.

9. Воображение человека в экстремальных ситуациях.

10. Роль представления человека в экстремальных ситуациях.

11. Роль памяти человека в экстремальных ситуациях

12. Внимание человека в экстремальных ситуациях

13. Мышление человека в экстремальных ситуациях

14. Речь человека в экстремальных ситуациях

15. Эмоциональные процессы человека в экстремальных ситуациях

16. Волевые процессы человека в экстремальных ситуациях.

17. Психические свойства человека в экстремальных ситуациях

19. Проявление способностей в экстремальных ситуациях

20. Влияние темперамента человека на поведение в экстремальных ситуациях

21. Проявление склонностей человека в экстремальных ситуациях

22. Особенности психологии коллектива в экстремальных ситуациях

23. Характеристика психологии коллективов.

24. Влияние возрастных и профессиональных особенностей на поведение человека в экстремальных ситуациях.

25. Традиции и их проявление в экстремальных ситуациях

26. Общественное мнение и его влияние в экстремальных ситуациях

27. Коллективное настроение и его влияние в экстремальных ситуациях

28. Взаимоотношение в коллективе в условиях экстремальных ситуаций

29. Особенности руководства людьми в экстремальных ситуациях

30. Психологические качества руководителя необходимые для ведения руководства людьми в экстремальных ситуациях

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература.

Алдер X. НЛП: современные психотехнологии. СПб., Питер, 2000.

Александров А. А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. СПб., Речь, 2000.

Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М.: Медицина, 1993. — 399 с.

Александровский Ю.А. (ред).

Психиатрическая помощь при землетрясениях. М., МЗ СССР, 1989.

Александровский Ю.А. Психические расстройства во время и после чрезвычайных ситуаций // Психиатрия и психофармакотерапия, 2001, № 4т.З.

Аяександровский ЮА, Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных ситуациях. М., 1991.

Алексеева Л.С. (ред.) Психологическая помощь пострадавшим от семейного насилия: Научно-методическое пособие / - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.

Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье. Http://2001. isras.ru/Socls/Articles/2003. .04/Alexeeva.doc. 2002

Алексеева Л.С. Последствия страха, тревоги и гнева // Директор школы, 2000. № 6. С. 71−80.

Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1999.

Алиев X. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях. — М., 1996.

Атлета М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г.,

Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. СПб., Речь, 2001.

Андреас С, Герлинг К., Фолкнер Ч. и др. Миссия НЛП: новейшие американские психотехнологии. М., Ин-т общегуманитарных исследований, 2000.

Андрющенко А.В. Посттравматическое стрессовое расстройство при ситуациях утраты объекта экстраординарной значимости // Психиатрия и психофармакотерапия, 2000. № 4. Т. 2.

Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПб., Питер, 2003.

Бадхен А.А. (ред.).

Методическое пособие по работе с посттравматическим стрессовым расстройством. Михайлова Т.И., Певзнер М.М. (сост.).

СПб., ин-т ГАРМОНИЯ, 2001.

Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб., Речь, 2002.

Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000.

Бек А. Методы работы с суицидальным пациентом. Журнал практической психологии и психоанализа, 2003, № 1.

Бек А. Техники когнитивной психотерапии // Фенько А. Б., Игнатьева Н. С, Локтаева М. Ю. (ред.) Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия. Т. 1. Теория и методология. М.: МПЖ, 1999, с. 142−167.

Белый П., Швед Т. Тай-бо, Ки-бо, Каратэбика. Боевой фитнес для женщин. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые игра-

ют в игры. «Университетская книга" — ACT, СПб. — Москва, 1998.

Гингер С, Гингер А. Гештальт — терапия контакта. СПб., 1999.

Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М., Зеркало, 1994.

Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. — СПб., Речь, 2003.

Гроллман Э. Суицид: первенция, интервенция, поственция //Суицидология: прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. Составитель А. Н. Моховиков. М., Коги-то-Центр, 2001.

Громов В.И., Васильев Г. А. Энциклопедия безопасности -2. М. 2000. http://uvdbal.tsr.ru/bezop/sob/htm.

Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансак-ционный анализ с гештальт-упражнениями: Пер. с англ./Общ. ред. и послесл. Л.А. Петровской. М., Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Универс», 1993.

Джонсон Д.А. Советы авиапассажирам (соблюдение правил безопасности полета и спасение в аварийных ситуациях) Пер. с англ. — М., Транспорт, 1989.

Дональд К. Внутренний мир травмы. Екатеринбург, «Деловая книга», 2000.

Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., Тривола, 1999.

Дэвис Б. Энциклопедия выживания и спасения. М., Вече, 1997.

Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд / Пер. с франц. М., Мысль, 1994.

Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии // Школа здоровья, 1995, № 3.

Ениколопов С.Н. Психотерапия при посттравматических стрессовых расстройствах // Российский психиатрический журнал. 1998, № 3. С. 50−56.

Еремина Т.И., Крюкова Н.П., Логинова Ю.Ю. Социально-психологическая адаптация граждан, принимавших участие в боевых действиях, http://pmuc.ra/eis/pdf/14.pdf. 2003.

Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. — Л., Изд-во ЛГУ, 1989.

Зелигман М. Как научиться оптимизму. М., Вече. 1997.

Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб., Речь, 2003.

Изард К. Г. Психология эмоций / Пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаевой, СПб., Питер, 1999.

Ильин А.А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. М., ЭКСМО-Пресс, 2001.

Ильина И.Г., Соловейчик М.Я. (ред.) Методические материалы по работе со вторичной травмой // Конфликт и травма. Вып.1. Актуальные вопросы оказания помощи при травматических и посттравматических стрессовых расстройствах. СПб., Ин-т психотерапии и консультирования «Гармония», 2002.

Ильина СВ. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 65−74.

Калмыкова Е.С., Е. А. Миско, Тарабрина Н. В. Особенности психотерапии посттравматического стресса // Психологический журнал, 2001. Т. 22, № 4, с. 70−80.

Калмыкова Е.С., Падун М.А. Качество «привязанности как фактор устойчивости к психической травме // Ж. практ. психологии и психоанализа, 2002, № 1.

Каштан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия: В 2 т. М., Медицина, 1994.

Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998.

Карвасарский Б.Д. Неврозы. 2-е изд. М., Медицина, 1990.

Картохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., Медицина, 1991

Китаев-Смык Л.А. Психология чеченской войны. М., 2002.

Клиническая психиатрия / Под ред. Н.Е.Бачерикова. Киев, 1994.

Клиническая психиатрия / Под ред. Т. Б. Дмитриевой. М., Гоэтар медицина, 1998.

Ковалев СВ. Исцеление с помощью НЛП. Нейролингвисти-ческое программирование психосоматических исцелений. М., КСП+, 1999.

Ковалева О.В. Как вести себя в чрезвычайной обстановке. http://www.kovaleva.ru/articles/psihosom/psihosom_statya_9.shtml. 2003

Козер Л.А. Функции социального конфликта. М., Идея-Пресс, Дом интеллектуал, книги, 2000.

Колодзин Б. Как жить после психологической травмы. М., Шанс, 1992.

Кондратенко С. Избранные аспекты работы с горем в геш-тальт-методе // Российский гештальт. Вып. 5 / Под ред. Н.Б.Дол-гополова, Р.П.Ефимкиной. Новосибирск: Научно-учебный центр НГУ, 2003.

Кондратенко В.Т. Суицидальное поведение // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. Минск, Харвест, 1999.

Кондратенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия: Рук. для врачей. М., Изд-во Института психотерапии, 2001.

j

Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. СПб., 2001.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М, 1999.

Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М., ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.

Краснянский А. Морозов П. В. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветеранов войны в Афганистане: Съезд психиатров. М., 1995.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / Пер. с чешек. — М., Медицина, 1991.

Крюкова М.А., Никитина Т.И., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие. М., Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

Кэррел С. Групповая психотерапия подростков. СПб., Питер, 2002.

Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. Киев, София, 2000.

Лазарус А. Мультимодальная психотерапия // Зейг Д.К., Мьюнион В.М. Психотерапия — что это? М., НФ «Класс», 2000.

Лазарус А. Мысленным взором: Образы как средство психотерапии. М., НФ «Класс», 2006.

Лидере А. Г. Психологический тренинг с подростками. М., Academia, 2003.

Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. М: Изд-во МГУ, 1984.

Лоуэн А. Биоэнергетика. Терапия, которая работает с телом. СПб., Речь, 2000.

Лоуэн А. Психология тела. Телесноориентированный биоэнергетический психоанализ. М., Независимая ассоциация психологов-практиков, 1997.

Лукас К., Сейден Г. Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства. М., Смысл, 2000.

Лэндис Р. Продвинутые техники для работы с посттравматическими стрессовыми состояниями. М., 1996.

Маданес К. Стратегическая семейная терапия. М., НФ «Класс», 1999.

Мак-Дермотт Я., О’Коннор Дж., «НЛП и здоровье», Челябинск, изд-во «Библиотека А. Миллера», 1998.

Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его

мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1.

Маклаков А. Г., Черемянин С. В., Шустов Е. Б. Проблема прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 2.

МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб., Речь, 2001.

Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб., Ин-т тренинга, 1993.

Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Новейший справочник. СПб. -М., Сова — Эксмо, 2003.

Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. — СПб.: Сентябрь, 2001.

Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. М., Смысл, 2002

Минигалиева М.Р. Психологическая помощь первичным жертвам катастроф и террористических актов // Психология зрелости и старения, № 4 (16), зима, 2001.

Минухин С, Фишман Ч. Техники семейной терапии. М., Независимая фирма «Класс», 1998.

Михайлова Н. Ф. Повседневный стресс в семьях здоровых и больных неврозами// Материалы конгресса по детской психиатрии. М., 25−28 сентября 2001. С. 42−43.

Молтсбергер Дж. Опасность самоубийства: клиническая оценка и принятие решений. Журнал практической психологии и психоанализа, 2003, № 1.

Моховиков А. Н. Телефонное консультирование. М.: Смысл, 2001а.

Моховиков А.Н. Введение к клинико-психологическому разделу // Суицидология: прошлое и настоящее. Проблема само-

убийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и художественных текстах / Сост. А.Н.Моховиков. М.: Когито-центр, 2006.

Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С.Алексеевой. — М., 2000.

Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001, № 3.

Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. Пер. англ. М. Папуш. М.: Либрис, 1996.

Перлз Ф. Практика гештальт-терапии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. М.: Издательство Института психотерапии, 2001.

Перри Г., Как справиться с кризисом. М., Педагогика-пресс, 1995.

Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-тера-пия: контуры теории и практики. М--' Независимая фирма «Класс», 1999.

Попов В. Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий. М., 1992.

Попов Ю. В., Вид В. Д. Современная клиническая психиатрия. СПб., Речь, 2000.

Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. Минск, Харвест, 1999.

Психосоциальная работа с участниками локальных боевых действий: Метод, пособие / Сост. М. А. Костенко, Н. Б. Костен-ко, А. В. Урезков. http://arw.asu.ra/nko/man/2.ra.html.

Психотерапия в очаге чрезвычайной ситуации // Психосфера, 1998, № 4.

Пуховский Н.Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. М., Академический проект, 2000.

Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакоте-рапия, психотерапия. Изд. Института психотерапии, М., 2000.

Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. — СПб.: Восточно-европейский институт психоанализа, 1995.

Ромек В., Ромек Е. Тренинг наслаждения. СПб., Речь, 2003

Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб., Речь, 2004.

Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., Питер, 2001.

Руководство по телефонному консультированию. Метро Крайсис Лайн. Портленд (США).

Щелково, 1996.

Саймон Р. Один к одному. Беседы с создателями семейной терапии. М., 1996.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

Сатир В. Психотерапия семьи. СПб., Ювента, 1999.

Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми и его последствия/ Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М., 1993.

Свит К. Соскочить с крючка. СПб., 1997.

Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., МЕДГИЗ, 1960.

Селье Г. Психофизиология стресса. М., 1991.

Селье Г. Стресс без дисстресса. — М., Прогресс, 1979.

Сенявская Е. Войны XXстолетия: социальная роль, идеология, психология комбатантов и посттравматический синдром //

История. 1999. № 43. his/1999/ his43.htm.).

CepieeeaЛ.С. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия. СПб., СПб РОФ «Практическая психотерапия», 2000.

Сидоренко Е. В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб: Речь, 2000.

Сидоров П. И., Лукманов М. Ф. Особенности пограничных психических расстройств у ветеранов войны в Афганистане / / Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1997. № 3.

Смулевич А.Б., Ротштейн В. Г, Психогенные заболевания // Руководство по психиатрии. Под ред. Снежневского А.В., т. 2. М., Медицина, 1983.

Соловейчик М.Я. Профилактика сгорания // Мастерство психологического консультирования. Бадхен А.А., Родина A.M. (ред.).

СПб., Европейский дом, 2002.

Соловейчик М.Я. Супервизия // Мастерство психологического консультирования. Бадхен А.А., Родина A.M. (ред.).

СПб., Европейский дом, 2002.

Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний. СПб., ЭЛБИ, 2003.

Соонетс Р., Локо Я., Локо Т. и др. Недостойное обращение с детьми.: Тарту, АО Атлекс, 2000.

Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. СПб. -М., Сова — Эксмо, 2003.

Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб., Питер, 2001.

Тарабрина Н. В., Лазебная Е. О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психологический журнал. 1992, т. 13, № 2, с. 14−29.

Тарабрина Н. В., Лазебная Е. О., Зеленова М. Е. и др. Психологические характеристики лиц, переживших военный стресс // Труды Института психологии РАН. М., 1997. С. 254−262.

Тарас А.Е. (ред.) Современная военная психология. Мн., Харвест, 2003.

Урбанович А.А. Психология управления (Учебное пособие).

Мн., «Харвест», 2001.

19 976.

Фельденкрайз М. Осознавание через движение, М. -СПб., Университетская книга, 2000.

Фельденкрайз М. Понимание при делании / Под ред. Баскакова В. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. М., Смысл, 1997.

Филатов Ф.Р. Основы психологической помощи детям — жертвам экстремальных ситуаций // Работник социальной службы. 2000, № 3, с. 87−92.

Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. М., Генезис, 2000.

Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. М., Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Фрейд А. Введение в детский психоанализ. СПб., Восточно-Европейский институт психоанализа, 1995.

Фрейд 3. Психология бессознательного. М., Просвещение, 1989.

Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность. Теории. Эксперименты. Упражнения. СПб., Прайм-Еврознак, Издательский дом «Нева», М., Олма-Пресс, 2001.

Фримен Д. Техники семейной психотерапии. СПб., Питер, 2001.

Фролова Т. В. Начнем с познания себя // Директор школы. 1997, № 6, с. 18−25.

Фромм^Э. Душа человека. М., 1992.

Хейли Дж. Необычайная психотерапия. Психотерапевтические техники Милтона Эриксона. СПб., 1995.

Хеллингер Б. Порядки любви. М., изд-во Института психотерапии, 2001.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М. Мысль, 1994.

Хрестоматия по суицидологии. Киев, 1996.

Хрящева Н.Ю. (ред.) Психогимнастика в тренинге. СПб., Ювента, 1999.

Цуканова Е.В. Психологические механизмы поведения и деятельности личности в экстремальных условиях (Материалы к лекции).

М., РСПИ, 1991.

Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз: Основные принципы, протоколы и процедуры / Пер. с англ. М., НФ «Класс», 1998.

Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. СПб., Речь, 2003.

Шойгу С.К., Кудинов СМ., Неживой А.Ф. и др. Учебник спасателя. М., МЧС, 1997.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1989.

Эндрюс Т. Магия танца. М. — Киев, REFL-book — Ваклер, 1996.

Энциклопедия экстремальных ситуаций. Http://www.balti.iatp.md/reicu/ESE2/

Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., Наука, 1996.

Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов / Пер. с англ. Киев: Гос. б-ка Украины для юношества, 1996.

Юрьева Л.Н. История, культура, психические и поведенческие расстройства. М., Сфера, 2002.

Юрьева Л.Н. Кризисные состояния. Днепропетровск, 1999.

Яковлев М.Г. Синдром выгорания психотерапевтов: симптомы и работа с ними, http://www.adventist.org.ru/psyh/rs_sbn01.htm. 2002.

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., НФ «Класс»,

2000.

Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика. М.,

Эксмо Пресс, 2001.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Перечень обучающих и контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т. П.

1.Компьютерные обучающие программы.

-Якупов А.М. Дорожная безопасность.(для вузов).-М.2001.

-Жарова Н.И.Пожарная безопасность. СП-б.2003.

— Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности СПб.:Питер, 2005.

2.Компьютерные контролирующие программы.

-Якупов А.М. Дорожная безопасность.(для вузов).-М.2001.

-Жарова Н.И.Пожарная безопасность. СП-б.2003.

— Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности СПб.:Питер, 2005.

-Айзман А.Я. Безопасность жизнедеятельности Новосибирск.2003.

-Мардерфельд А.А.. Безопасность жизнедеятельности СПб Лики России 2002.

Активные методы обучения

Названия учебно-исследовательских работ:

-Формирование качеств личности безопасного типа поведения.

-Обеспечение безопасности учебного учреждения

-Названия деловых игр:

-Поведение в толпе

-Выживание человека в дикой природе

-Психология переговорного процесса

-Разрешение проблем в конфликтной ситуации

Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля

Учебно-методический центр СЗРЦ

Учебно-методический центр 326 Спасательного центра

Факультет Б.Ж. РГПУимА.И.Герцена

Мультимедийный проектор, компьютер, лаборатория.

Методические рекомендации (материалы) преподавателю

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки30 300 Психология

Автор (ы) Л.А.Михайлов

Рецензент (ы) д.п.н., профессор С.В.Литвиненко _________________________

Программа одобрена на заседании Ученого совета от ___________ года, протокол № ________.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector