Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Рабочая программа дисциплины 3

Рабочая программа дисциплины

Б1.В. ОД.1 Антропология

Код, название дисциплины

Направление подготовки

Психология

Код, название направления

Направленность (профиль) подготовки

Практическая психология

Программа

Прикладной бакалавриат

Степень (квалификация) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Заочная

Год набора 2016

Новокузнецк 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы _________________. 3

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. 4

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся. 5

3.1. Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах) 5

4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий. 5

4.1. Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах) 6

4.2 Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) 9

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) 11

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) 12

6.1 Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине (модулю) 13

6.2 Типовые контрольные задания или иные материалы. 17

6.3 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций. 18

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) 19

а) основная учебная литература: 19

б) дополнительная учебная литература: 19

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)*. 19

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) 20

16 стр., 7507 слов

Рабочая программа дисциплины (модуля) «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

... дисциплины (модуля) 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) 9. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 10. Анкета обучающегося 11. Аннотация 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля ... средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ Занятие 1. (2 ч.) Тема: Понятие о ФФН. ...

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) 23

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) 23

12. Иные сведения и (или) материалы. 23

12.1. Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю) 24

12.2. Особенности реализации дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья…24

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы _37.03.01.Психология

В результате освоения ООП бакалавриата обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине

Коды компетенции Результаты освоения ООП Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-6 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Знать: — причины и основные характеристики социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; - специфику общения в коллективе; - принципы толерантности и нормы взаимодействия в коллективе; - принципы взаимодействия в коллективе, обеспечивающие эффективность работы. Уметь: — учитывать индивидуально-психологические особенности, социальные, этнические, конфессиональные и культурны различия при решении широкого круга задач; - диагностировать социальные, этнические, конфессиональные и культурные проблемы работы в коллективе; - устанавливать позитивные отношения во взаимодействии с другими членами коллектива; Владеть: — навыками толерантного поведения; - навыками регуляции поведения в коллективе; - навыками взаимодействия в коллективе в ходе творческого решения профессиональных задач.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Общая трудоёмкость (часах) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Учебная работа В.т.ч. активных форм Самостоятельная работа
Всего лекции Практ.
Введение в антропологию 1−2 УО, ПР-1
Происхождение человек 3−4 УО, УО-2, ПР-1
Развитие психики в онтогенезе 5−7 УО, УО-2, ПР-1
Антропология и этология УО, УО-2, ПР-1, ПР-4
Полиморфизм рода Homo 9−10 УО, УО-2, ПР-1
Ауксология и конституционология 11−13 УО-3
Жизненная среда и экология человека УО
Девиантность и агрессия 15−16 УО
Итого зачёт

4.2 Содержание дисциплины

4.2.1 Содержание лекционного курса

Наименование раздела, тем дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения
Разделы
Введение в антропологию Предмет антропологии и его разделы в отечественной и западной науке. Методы антропологии. Антропология и психология — Результат обучения: — - знание содержания. предмета — антропологии, его разделов и основных методов исследования — - умения охарактеризовать — место антропологии в системе наук о человеке — -владение основными понятиями дисциплины — Компетенции. ОК-2
Происхождение человека Инстинктивное поведение животных — Формирование человека по — данным антропологии и — археологии. — Проблема грани между — человеком и животным. — Движущие силы антропогенеза. - — Результат обучения: — - знание основных этапов и — факторов антропогенеза — - умения сопоставлять — Морфологию современного и — ископаемого человека — - владение периодизацией, — Основными терминами и — понятиями раздела — антропологии антропогенеза — Компетенции: ОК- 2
Происхождение сознания и развитие психик Возникновение сознания и проблема мифологического сознания, появление языка, искусства как знаковой деятельности и средства коммуникации. Возникновение духовной жизни. Исторические особенности психики. Результат обучения: — знание основных факторов и закономерностей исторического развития сознания и психики — умения соотносить этапы психогенеза с периодами антропогенеза владение навыками исторического анализа форм эмоциональных проявлений Компетенции: ОК-2
Антропология и этология Сравнение поведения человека и — животных: социально значимых эмоциональных состояний, доминирования, иерархии и т. д. Необходимость корректного — сопоставления явлений животной и человеческой жизни. — Результат обучения: — - знание этологических и — социобиологических — подходов к изучению — социального поведения — - умения критически — анализировать этологические — подходы — - владение — приемами ведения — научной дискуссии — ОК-2
Полиморфизм рода Homo Видовое единство и — морфологическое многообразие — рода Homo. Адаптивная роль — расовых признаков. Расы и — популяции. Расизм и ксенофобия. — Результат обучения: — - знание факторов, — обусловивших морфологическое — разнообразие человечества и — классификации рас — - умения — доказывать — несостоятельность взглядов о — неравенстве человеческих рас и популяций — - владение — терминами расоведения, — приемами ведения — научной дискуссии
Ауксология и конституционология Возрастная периодизация постнатального онтогенеза человека. Биологический возраст и показатели зрелости. Конституция и половой диморфизм. Психологические аспекты конституции. Результат обучения: — знание периодизации онтогенеза, схем основных типов телосложения и психосоматических ассоциаций — умения определять соматотип и высказывать предположения о зависимости между телосложением и психикой — владение терминами ауксологии и конституционологии Компетенции: ОК-2
Жизненная среда и экология человека. Человеческая экология — изучение адаптации человека к природной среде, распространения болезней, влияния систем питания, закономерностей демографии. Пространственные потребности человека, группы, народа («жизненное пространство»). Результат обучения: — знание основного содержания отрасли знания -человеческой экологии — умения Дифференцировать факторы человеческой экологии — владение критериями экологического подхода к изучению человека Компетенции: ОК-2
Девиантность и агрессия Девиатное и делинквентное поведение человека. Различные подходы к определению агрессии. Виды агрессии. Проблема преодоления деструктивных форм агрессии Результат обучения: — знание разных определений девиантности и агрессии — умения квалифицировать девиантное и агрессивное поведение ОК -2

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) для очной формы обучения

Образовательные технологии. Учитывая специфику компетентностного подхода, в центре современного учебного занятия находится не преподавание

Учитывая специфику компетентностного подхода, в центре современного учебного занятия находится не преподавание, а обучение, самостоятельная работа студента над учебным материалом. Основным принципом является побуждение студентов к большей активности и самостоятельности. Для решения этих задач предполагается использование

следующих образовательных технологий:

Проблемные лекции, связаны с наиболее сложными и глубокими проблемами читаемого курса. Лекция начинается с вопросов, постановки проблемы, которую студенты должны решать в ходе изложения материала. Проблемный подход к изучению перечисленных тем предполагает различные варианты решения, активное участие студентов в работе, последующие дискуссии.

Лекции-беседы. При чтении лекций преподаватель ведет диалог с аудиторией, предлагая студентам ответить на ряд вопросов, связанных с проверкой усвоения ранее полученных знаний, в том числе по другим дисциплинам. Лекции-беседы предполагают ответы на поставленные вопросы, изученные в рамках самостоятельной работы студентов. Лекции-визуализации. В лекции используется содержание отдельных электронных учебных модулей (ЭУМ) преимущественно информационного типа, как средство предъявления готовой информации или иллюстрации сообщаемого факта, понятия, рассматриваемого закона, закономерности. Лекции подобного типа предполагают использование мультимедийных материалов. Практические занятия предоставляют еще больше возможностей для использования интерактивных форм и активных методов обучения.

Проблемные и интерактивные практические занятия. Таковыми являются все практические занятия, предполагающие углубленное изучение наиболее важных и сложных проблем дисциплины. Здесь предполагается использование различных активных методов обучения. При прохождении курса предусмотрено использование студентами при

подготовке к занятиям поиска нужной и достоверной информации в Интернете, создание компьютерных презентаций сообщений.

Типовые контрольные задания или иные материалы

6.2.1. Экзамен / зачет

В качестве формы промежуточного контроля знаний по дисциплине «Антропология» предусмотрен зачет. Допускается устная и письменная (в форме теста) сдача зачета.

Вопросы к зачету

1. Предмет антропологии и ее методы

2. Человек как биопсихосоциальное существо

3. Место человека в животном мире.

4. Тело человека как посредник между биологическим и социальным

5. Современные представления о происхождении и физической

эволюции человека

6. Дискуссионные проблемы антропогенеза

7. Движущие силы антропогенеза

8. Антропогенез и психогенез

9. Межполушарная асимметрия

10.Происхождение языка. Язык и искусство как виды знакового

поведения первобытного человека

11.Возрастная периодизация постнатального онтогенеза человека

12.Конституция и половой диморфизм

13.Психологические аспекты человеческой конституции.

14.Основные типы телосложения мужчин.

15.Основные типы телосложения женщин.

16.Акселерация и ее социальный аспект.

17.Полиморфизм вида Homo sapiens. Факторы расообразования

18.Классификация человеческих рас

19.Экология человека. Основные факторы, влияющие на рост и

развитие человека: генетические, гормональные, средовые.

20. Воздействие факторов среды на организм человека

21.Жизненное пространство человека и проблема коммуникации

22.Девиантное и делинквентное поведение

23.Феномен агрессии. Основные объяснения человеческой агрессивности

24.Проблема контроля над агрессией

6.2.2 Наименование оценочного средства* (в соответствии с таблицей 6.1)

Тест по антропологии

Выбери правильный ответ (только один), Зачтено считается при выполнении 70% правильных ответов (18)

1.Книга Ч. Дарвина, объясняющая происхождение человека от животных, — это: 1 — «Происхождение видов путем естественного отбора»; 2 — «Изменение домашних животных и культурных растений»; 3 — «Происхождение человека и половой отбор»; 4 — «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»; 5 — «Основные этапы антропогенеза». 2. Социальные движущие силы антропогенеза — это: 1 — наследственная изменчивость; 2 — труд; 3 — общественный характер труда; 4 — естественный отбор; 5 — борьба за существование; 6 — членораздельная речь; 7 — высокоразвитое сознание; 8 — отвлеченное мышление; 9 — нечленораздельная речь; 10 — пункты 2 и 3; 11 — пункты 4−8; 12 — пункты 2, 3, 6−8. 3. Органы, доказывающие происхождение человека от животных, — это: 1 — рудименты; 2 — атавизмы; 3 — гомологичные органы; 4 — аналогичные органы; 5 — пункты 1−3; 6 — пункты 2−4. 4. Борозды и извилины коры больших полушарий характерны для представителей всех классов позвоночных животных: 1 — да; 2 — нет. 5. Атавизмы — это: 1 — органы, имеющие сходное строение и происхождение; 2 — органы, утратившие в процессе эволюции свое значение; 3 — многососковость; 4 — волосяной покров на лице человека; 5 — нет правильного ответа. 6. Значение прямохождения в процессе антропогенеза заключалось в том, что: 1 — обезьяны получили возможность сбивать палкой высоко подвешенные фрукты или дотягиваться до них; 2 — обезьяны в поисках добычи могли прыгать на большие расстояния; 3 — разделились функции рук и ног, рука стала свободной; 4 — крестец стал более подвижным, что облегчило роды. 7. Еще Ч. Дарвин указывал, что правильно было бы искать предков человека среди необщественных животных: 1 — да; 2 — нет. 8. Развитие трудовой деятельности в процессе антропогенеза привело к усилению действия биологических факторов и ослаблению социальных: 1 — да; 2 — нет. 9. Морфофизиологические особенности человека не передаются по наследству: 1 — да; 2 — нет. 10. Современный человек относится к виду: 1 — Обезьяночеловек; 2 — Человек прямоходящий; 3 — Человек умелый; 4 — Человек неандертальский; 5 — нет правильного ответа. 11. Абстрактное мышление, членораздельная речь, способность к коллективной трудовой деятельности развиваются у человека: 1 — в процессе филогенеза; 2 — в процессе анабиоза; 3 — в процессе онтогенеза. 12. Ископаемые остатки австралопитеков впервые были обнаружены: 1 — супругами Лики; 2 — Дюбуа; 3 — Бернье; 4 — Дартом. 13. Австралопитеки обитали: 1 — в лесах с пышной тропической растительностью; 2 — в горах; 3 — на равнинных безлесных пространствах, среди скал. 14. Объем черепа австралопитеков: 1 — 1000−1200 см3; 2 — 1300−1500 см3; 3 — нет правильного ответа. 15. Для Человека умелого характерна галечная культура: 1 — да; 2 — нет. 16. Основные этапы становления человека: 1 — древние люди; 2 — люди современного типа; 3 — древнейшие люди; 4 — австралопитеки; 5 — дриопитеки; 6 — парапитеки; 7 — гиббоны, орангутаны, шимпанзе; 8 — пункты 4−7; 9 — пункты 1−3. 17. Признаки, характерные для монголоидов: 1 — прямые или волнистые, часто светлые волосы; 2 — значительное развитие на лице у мужчин волосяного покрова; 3 — жесткие, прямые и темные волосы; 4 — лицо широкое, уплощенное; 5 — скулы сильно выступают; 6 — складка верхнего века развита слабо; 7 — пункты 3−5. 18. Архантропы — это древнейшие люди: 1 — да; 2 — нет. 19. Для кроманьонцев были характерны зачатки речи в виде нечленораздельных звуков: 1 — да; 2 — нет. 20. Членораздельная речь хорошо развита у Человека: 1 — умелого; 2 — прямоходящего; 3 — неандертальского; 4 — разумного. 21. Ископаемые остатки неандертальцев обнаружены к югу от Воронежа, на берегу Дона, в селе Костенки: 1 — да; 2 — нет. 22. Отжимная техника обработки камня впервые появилась у: 1 — питекантропов; 2 — синантропов; 3 — неандертальцев; 4 — кроманьонцев; 5 — Человека умелого. 23. Неандертальцы одевались в: 1 — шкуры; 2 — маскировочные халаты; 3 — одежды не было совсем. 24. В антропогенезе на ранних стадиях развития: 1 — социальные факторы преобладали над биологическими; 2 — биологические факторы преобладали над социальными; 3 — действие биологических и социальных факторов уравновесилось; 4 — социальные факторы не действовали; 5 — пункты 1 и 4. 25. Вторая сигнальная система качественно отличает ВНД человека от ВНД животных: 1 — да; 2 — нет. 26. Факторы, способствовавшие эволюции мозга: 1 — трудовая деятельность; 2 — членораздельная речь; 3 — употребление мясной пищи; 4 — пункты 1−3; 5 — пункт 1. 27. Социальный дарвинизм — это: 1 — наука о неравноценности человеческих рас; 2 — наука о делении общества на классы; 3 — учение об эволюции органического мира; 4 — учение о действии борьбы за существование и естественного отбора в человеческом обществе.

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций

Для допуска к зачету студентами должны быть сданы и защищены задания самостоятельной работы: защищены четыре семинара и творческая работа.

Если, при выполнении вышеуказанных требований, студентами в течения семестра успешно написаны пять тестовых среза по материалам пяти разделов курса, зачет выставляется автоматически.

Зачет проводится в установленное время, в устной форме по билетам, включающим один вопрос. На подготовку к ответу студенту выделяется не более 20 минут. Зачет выставляется, если уровень освоения дисциплины можно оценить как отличный или хороший.

Отличным уровнем освоения дисциплины можно считать в том случае, когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.

Хорошим является уровень освоения дисциплины, если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.

Удовлетворительным является уровень освоения дисциплины, при котором студент освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий.

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

Основная литература

1. Максакова, В.И. Педагогическая антропология [Текст]: учебное пособие для вузов. — 5-е изд.; стер. — Москва: Академия, 2012. — 207 с. — (Высшее профессиональное образование).

-

2. [К.Д.Ушинский.Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии]. — ISBN 9 785 769 548 512

3. Добреньков, В. И. Социальная антропология [Текст]: учебник. — Москва: ИНФРА-М, 2012. — 688 с

4. Исаев, Е. И. Педагогическая психология [Текст]: учебник для бакалавров / Е. И. Исаев. — Москва: Юрайт, 2012. — 347 с.

5. Горелов, А. А. Концепции современного естествознания [Текст]: учебное пособие. — Москва: Юрайт, 2011. — 335 с.

Дополнительная литература

1. Ванесян, А. С. Антропология [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. С. Ванесян. — Электронные текстовые данные. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 192 с. — Режим доступа: biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275 450

2. Антипов, Г. А. Социальная антропология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г. А. Антипов, Д. А. Михайлов. — Электронные текстовые данные. — Новосибирск: НГТУ, 2010. — 156 с. — Режим доступа: biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228 935

3. Клягин, Н. В. Современная антропология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. В. Клягин. — Электронные текстовые данные. — Москва: Логос, 2014. — 624 с. — Режим доступа: biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233 781

4. Лукьянова, И. Е. Антропология [Электронный ресурс]: учебное пособие / И. Е. Лукьянова, В. А. Овчаренко; под ред. Е. А. Сигиды. — Электронные текстовые данные. — Москва: ИНФРА-М, 2014. — 240 с. — Режим доступа: znanium.com/bookread2.php?book=424 215

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)

НФИ КемГУ обеспечивает возможность индивидуального доступа каждого обучающегося из любой точки доступа к сети Интернет, к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам, в том числе по «Основам антропологии». Для обучающихся обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, библиотеками, иными предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, в т. ч.:

 университетская информационная система (УИС) «Россия»;

 научная электронная библиотека Elibrary.ru;

 депозитарий электронных образовательных ресурсов КемГУ.

справочные сайты:

 Ethnologue: www.ethnologue.com

 HRAF: www.hraf.com

 Сайт «Википедия. Свободная энциклопедия» // URL:

//ru.wikipedia.org

 Сайт Билиотека научной литературы «Гумер» // URL:

//www.gumer.info

 портал antropogenez.ru

 учебник по антропологии

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

Указания по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины «Антропология» включает в себя следующие элементы:

— умение слушать и записывать лекции;

— работу с научной литературой;

— подготовку к семинарским занятиям и активное участие в них;

— подготовку доклада, реферата, участие в конкурсах студенческих научных работ;

— выступление с докладом, рефератом на семинаре или на студенческой научной конференции;

— подготовку к сдаче зачета.

Рекомендации к прослушиванию лекционного курса

Лекция — одна из основных форм учебной работы в вузе. В системе Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета около половины учебно-аудиторного времени студенты проводят в лекционных аудиториях. В лекции рассматриваются не все, но самые главные, узловые вопросы каждой темы курса, сообщаются новейшие научные достижения. Лекция — научная и методическая основа для самостоятельной работы студентов. Она предшествует семинарским занятиям и даёт направление всей подготовки к ним.

Студент на лекции должен не только слушать, а слушать работая, т. е. понимая и записывая. Работая на лекции, необходимо уделить основное внимание логике изложения темы преподавателем, системе его аргументации. Конспект лекции нужен не только для того, чтобы потом использовать его для подготовки к семинару, зачёту. Запись излагаемого лектором материала способствует лучшему его усвоению, анализу, запоминанию. При записи лекций работают все виды памяти — зрительная, слуховая, моторная. Конспект лекции необходим для систематизирования изучаемого материала, обобщения пройденного.

В процессе конспектирования лекции целесообразно учитывать следующие рекомендации:

1. Лекции по каждой изучаемой дисциплине следует вести в тетради, отдельной от практических (семинарских) занятий.

2. Обязательно записывать тему и план лекции.

3. Стараться излагать содержание лекции своими словами, ясно формулировать и выделять тезисы, отделять их от аргументов.

4. Рекомендуется соблюдать поля, на которых можно по ходу лекции и в дальнейшем записывать возникшие вопросы, замечания, дополнения и т. д.

5. Полезно использовать выделение в тексте отдельных ключевых слов и понятий, заголовков и подзаголовков, что облегчает чтение и восприятие текста при его последующем использовании для подготовки к семинарскому (практическому) занятию, сдаче зачета (экзамена).

6. Нужно учиться записывать лекции кратко, используя общепринятые сокращения слов и фраз.

Указания к работе на практических

И семинарских занятиях

Одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов является подготовка и участие в семинарских (практических) занятиях, которые являются активной формой познавательной и учебной деятельности. Общей целью семинарских занятий по дисциплине «История» является приобретение навыков работы с научной информацией, анализа исторического источника и исследовательской литературы, постановки исследовательской проблемы и поиска ее решения. На семинарах также приобретаются навыки устного выступления перед аудиторией: логичного и последовательного построения речи, ясного формулирования мысли, аргументированного, убеждённого отстаивания своей точки зрения, умения обобщать и делать выводы.

Полноценная работа на семинаре предполагает предварительную подготовку к нему в соответствии с обозначенной темой и планом занятия. Планы семинарских занятий в печатном либо электронном виде с указанием тем, обсуждаемых вопросов, обязательной и рекомендованной литературы являются обязательной частью методического обеспечения курса. Обращение к научной литературе требует от студента, в первую очередь, овладения навыками библиографической работы — умением пользоваться библиотечным каталогом, ориентироваться в фонде библиотеки НФИ КемГУ, других библиотек. Современный уровень информационной культуры включает в себя умением пользоваться Интернет-ресурсами — находить дополнительную литературу по теме через поисковые системы, критически оценивать используемую информацию.

Основой подготовки к семинарскому занятию является работа с обязательной литературой и/или историческим источником. Изучение и анализ текста научной публикации и источника должен быть направлен на решение задач, поставленных в плане семинарского занятия, поиски ответов на поставленные к тексту вопросы. Культура работы с научным текстом предполагает умение выявлять круг исследовательских проблем, суть авторской концепции, систему аргументации и выводы, сделанные автором по результатам исследования. Изучение дополнительной литературы дает возможность ознакомиться с многообразием точек зрения по проблемам и дискуссионным вопросам, вынесенным на обсуждение на семинаре. Кроме того, дополнительная литература может привлекаться для лучшего понимания, интерпретации и критического анализа исторического источника.

Текста научной работы (монографии, статьи).

Слово «конспект» в переводе с латыни означает «обзор». Следовательно, и по своей сути он представляет именно обзор, т. е. краткое связное изложение содержания произведения или его части, содержащее основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Это — универсальная форма записи прослушанного или прочитанного, сочетающая в себе и план, и тезисы, и выписки, и цитаты, и самостоятельные наблюдения, замечания. Благодаря такому содержанию конспект способствует более полному овладению содержанием изучаемой книги, лучшему запоминанию прочитанного, даёт возможность быстро восстановить в памяти изученное, обобщить накопленный материал. Уже сам процесс конспектирования делает чтение текста более сосредоточенным, вдумчивым, помогает глубже осмыслить его содержание. Ведь в нём нужно выявить те важнейшие положения, для утверждения которых была написана книга или статья, осмыслить их логическую структуру и взаимосвязь, а потом найти те слова, которые точнее всего воспроизвели бы их.

Эффективность такого чтения повышается, если прочитанное зафиксировано не только в памяти, но и на бумаге. Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем, если прочитать 10 000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. И наконец, чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда. Таким образом, конспектирование — процесс активный, напряжённый, творческий, а не простое, механическое выписывание отдельных выражений. Результатом конспектирования является запись, позволяющая ее автору немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. В зависимости от формы записи содержания принято выделять несколько видов конспектов: план-конспект (плановый), текстуальный (цитатный), тематический, свободный.

Плановый конспект формируется с помощью предварительно сделанного плана произведения, причем каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта. План-конспект имеет, в свою очередь, несколько разновидностей:

а) вопросно-ответный (на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы).

В этом случае страница обычно делится пополам, в левой части конспектирующий самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них. Одной из модификаций вопросно-ответного метода является таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором текста, а место ответа — решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например, «мое мнение» и т. п.

б) схематичный плановый конспект (отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений).

Обычно используется схема с фрагментами, позволяющая ярче выявить структуру текста. При этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально — лаконичного конспекта. Простая схема — способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать.

Текстуальный, или цитатный — это конспект, созданный в основном из цитат. Сложность такого вида конспектирования — в сохранении между цитатами смысловой связи и логики целого текста, исключении из цитируемого фрагмента второстепенных деталей, перегружающих конспект.

Тематический конспект составляется на основе нескольких источников для раскрытия определенной темы, проблемы, заданного вопроса. Таким образом, тематический конспект является обзорным. В зависимости из числа привлеченных источников и другого материала, например, своих же записей он дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос.Свободный (сводный, комплексный) конспект предполагает умелое использование всех способов и видов конспектирования, сочетая выписки, цитаты, иногда тезисы, собственные формулировки. Отдельные части его текста могут быть снабжены планом, соединяться, хотя и не обязательно, смысловыми логическими переходами. Такой конспект может быть наиболее полезен, так как позволяет формулировать и собственные мысли.

Независимо от избранной формы к содержанию и оформлению конспекта предъявляется целый ряд требований.

Требования к оформлению включают в себя:

· обязательную запись всех выходных данных источника: автор, название, год и место издания (в случае периодического издания добавляется его название, год, месяц, номер, число, место издания);

· выделение полей слева, или справа или даже с обеих сторон; на полях указываются страницы оригинала, его структурные разделы; собственные замечания по поводу конспектируемого и подзаголовки, которые отсутствуют в тексте конспектируемой работы;

· наглядность и обозримость записей и такое их расположение, которое давало бы возможность уяснить логические связи и иерархию понятий;

· использование дополнительных визуальных средств: сдвиг текста по вертикали или горизонтали, выделение особым шрифтом значимых слов и фраз, использование различных цветов, подчеркивание, заключение ключевой информации в рамку и т. п.

К содержанию конспекта предъявляются следующие требования:

· краткость, сжатость, целесообразность каждого записываемого слова; сокращение без ущерба для смысла. Объем конспекта, как правило, меньше объема изучаемого текста в 7−15 раз. Подробное изложение материала в конспекте является его недостатком;

· соответствие структуры и последовательности конспекта плану произведения;

· системность, логичность, убедительность, доказательность изложения;

· точность, дословность цитирования; в случае сокращения, пропуска слов в цитате ставится многоточие, заключенное в угловые скобки: <…>; обязательное указание страницы, с которой взята цитата.

Исходя из вышеизложенного, составление конспекта предполагает обязательное предварительное прочтение конспектируемой части текста — не одного-двух абзацев, а целого параграфа или главы. В процессе предварительного чтения необходимо грамотно решить следующие задачи:

  • сориентироваться в общей композиции текста (уметь определить вступление, основную часть, заключение);
  • увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему изложения автором информации в целом, а также ход развития каждой отдельной мысли;
  • выявить «ключевые» мысли, т. е. основные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста;
  • определить детализирующую (вспомогательную) информацию;
  • лаконично сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и дословно.

Выделение главной мысли — одна из основ умственной культуры при работе с текстом. Во всяком научном тексте содержится информация 2-х видов: основная и вспомогательная. Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. К ней относятся: определения научных понятий, формулировки законов, теоретических принципов, значимые факты, датировка событий и т. п. Назначение вспомогательной информации — помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии. Основная информация в процессе конспектирования записывается как можно полнее, вспомогательная, как правило, опускается.

Переработка основной информации в целях ее обобщения и сокращения является важнейшей задачей конспектирования. Обобщить — значит представить ее в более общей, схематической форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, изложения основных результатов и т. п. Читая, мы интуитивно используем некоторые слова и фразы в качестве опорных. Такие опорные слова и фразы называются ключевыми. Ключевые слова и фразы несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку содержания текста.

Выбор ключевых слов — это первый этап смыслового свертывания, смыслового сжатия материала.

Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга).

Конспекту может предшествовать план конспектируемой работы.

План — это перечень в определенной последовательности основных вопросов, рассматриваемых в конспектируемом (реферируемом) тексте. План может быть:

а) простой;

б) сложный, или развернутый (наряду с пунктами содержит подпункты);

в) тезисный, или тезисы (кратко раскрывается содержание каждого пункта, приводится по 1−2 ярких примера).

Требования к плану:

1) соответствие теме и содержанию произведения;

2) целенаправленность;

3) стройность и логичность;

4) единое основание деления;

5) соразмерность основных частей;

6) желательно, чтобы все части плана были оформлены предложениями одного типа;

7) объем плана — не более одной страницы письменного или машинописного текста (план должен быть обозримым).

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

1. Использование слайд-презентаций при проведении лекций.

2. Визуальные материалы (документальные и художественные фильмы) на DVD-носителях

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector