1. Цели производственной практики

Социально-психолого-педагогическая практика ориентирована на обеспечение содержательной связи теоретических знаний с их реализацией в практической деятельности.

Целью практики является развитие социально-психолого-педагогической компетентности студентов; приобщение студентов к непосредственной практической деятельности, совершенствование комплекса профессиональных умений по направлению профиля «Психология и социальная педагогика», необходимых для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности.

2. Задачи производственной практики

Задачи социально-психолого-педагогической практики заключаются в формировании знаний, умений и навыков, а также компетенций, которыми должен владеть выпускник.

  • способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;
  • способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;
  • готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
  • способность эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей;
  • готовность реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ;
  • готовность во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к обучению в школе.

3. Место производственной практики в структуре ооп бакалавриата

Социально-психолого-педагогическая практика предусматривает наличие у студентов компетенций, знаний, умений и навыков, приобретенных ранее в ходе учебных практик по социальной педагогике и психологии, летней педагогической практики, практики в учреждениях социальной защиты населения, социально-психолого-педагогической практики.

6 стр., 2593 слов

Социально-психологические аспекты педагогической деятельности А.С. Макаренко

... по дисциплине «Социальная психология» на тему: «Социально-психологические аспекты педагогической деятельности А.С. Макаренко» Выполнила студентка 2 курса ... и важнейший учитель малыша - это его жизнь, а задача воспитателя - сделать эту жизнь организованной, наполнить ее культурным ... ». Но работать было нужно - перед ним стояла задача накормить, одеть и обучить детей, организовать грамотный досуг ...

Социально-психолого-педагогическая практика опирается на теоретические знания и практические навыки студентов, полученные при изучении таких дисциплин как «Общая и экспериментальная психология», «Психология развития», «Социальная педагогика», «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Основы социальной работы», «Методы активного социально-психологического обучения», «Основы математической обработки информации», «Психология дошкольного возраста», «Психология детей младшего школьного возраста», «Психология подросткового возраста», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Психология социальной работы», «Социально-педагогическое и психологическое сопровождение детей с особенностями развития», «Педагогика и психология девиантного поведения», «Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития», «Особенности работы социального педагога в разных типах образовательных учреждений», «Толерантность в пространстве образования» и ряда других.

4. Формы проведения производственной практики

Форма проведения: социально-психолого-педагогическая практика.

5. Место и время проведения производственной практики

Социально-психолого-педагогическая практика предусмотрена ФГОС ВПО по направлению 50 400.62 Психолого-педагогическое образование и рабочим учебным планом по профилю подготовки «50 100.62.05 Психология и социальная педагогика» и проводится в 7 семестре, продолжительность практики составляет 4 недели.

Базами социально-психолого-педагогической практики студентов могут быть:

5 стр., 2014 слов

Психология Этапы развития психологии

... по- знания мира Появление собственно психологического метода — интроспекции Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс Психология Возрождения и Нового времени Сознание — его ... первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению ...

  • образовательные учреждения государственного и негосударственного финансирования г. Лесосибирска и Енисейского района Красноярского края, (средние общеобразовательные школы, гимназии и лицеи, детские дома, интернаты и др.);

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики

В результате прохождения данного вида практики бакалавр должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);
  • готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
  • способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК).

Общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):

  • способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
  • готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК- 2);
  • готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
  • способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):

22 стр., 10508 слов

Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения

... в области управления деятельностью дошкольного учреждения, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников и всего ... занимает центральное место в определении всей деятельности ребенка, воспитателя и руководителя ДОУ. Цели деятельности учреждения должны считаться личными целями всех участников ...

  • способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
  • готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);
  • способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);
  • способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);
  • способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);
  • способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6).

В социально-педагогической деятельности (ПКСП):

  • готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите учащегося (ПКСП-1);
  • способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся (ПКСП-2);
  • умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПКСП-3);
  • готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства (ПКСП-5);
  • владеет методами социальной диагностики (ПКСП-6);

В образовательной деятельности в дошкольном образовании (ПКД):

  • способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1);
  • готов реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ (ПКД-2);
  • способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5);
  • способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6);

В образовательной деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО):

2 стр., 735 слов

в Государственном казённом общеобразовательном учреждение «Центр психолого педагогической реабилитации и коррекции».

... деятельности по освоению дисциплины и формированию необходимых компетенций. Раздел1. Место прохождения практике: Место прохождения практики - Государственное казённое общеобразовательное учреждение « Центр психолого – педагогической ... логопед (дефектолог): ********* Государственное казённое общеобразовательное учреждение « Центр психолого – педагогической реабилитации и коррекции» ( ГКОУ ЦППРК) ...

  • готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4);
  • готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к обучению в основной школе (ПКНО-6);
  • готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7).

В результате прохождения комплексной психолого-педагогической практики бакалавр психолого-педагогического образования должен:

знать:

  • математические методы анализа и обработки информации (Зн.2.1);
  • особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе (Зн.3.1);

уметь:

  • последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли (У.1.2);
  • использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности (У.2.2).
  • взаимодействовать с детьми и подростками (У.3.1);
  • использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей (У.3.2);
  • применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников (У.3.3).

владеть:

12 стр., 5593 слов

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

... социально-педагогической деятельности по формированию ценностного отношения студентов Главной целью подготовки студенческой молодежи к семейной жизни является выявление медико-социальных, психолого-педагогических ... родительству и супружеству является разработка, внедрение в практику образовательных учреждений и семейного воспитания специальных образовательных программ духовно-нравственной ...

  • методами сбора и обработки данных; современными компьютерными и информационными технологиями (В.2.1).
  • методами исследований в области педагогики и психологии (В. 3.1) ;
  • конкретными методиками психолого-педагогической диагностики (В. 3.3)

7. Структура и содержание производственной практики

Социально-психолого-педагогическая практика студентов осуществляется по двум направлениям: социально-педагогическое и психолого-педагогическое. Задания, предусмотренные практикой, выполняются исходя из специфики работы социального педагога и педагога-психолога данного учреждения.

Первое задание имеет аналитический характер и предусматривает характеристику учреждения, в котором студент проходит практику.

Задание 1. Знакомство со спецификой учреждения и деятельностью социально-психолого-педагогической службы

Данное задание предусматривает характеристику образовательного учреждения по следующим параметрам:

  • Специфика учреждения, его статус, материальная база, научно-методическое, кадровое и организационно-правовое обеспечение функционирования данного учреждения (правовые и регламентирующие акты, положения, уставы, приказы, инструкции и др.), цели и задачи образовательного учреждения, основные направления деятельности, программы, по которым работает учреждение, основные проблемы.
  • Социально-демографические особен­ности контингента семей, чьи дети воспитываются в данном учреж­дении (уровень образования большинства родителей, профес­сиональная принадлежность, социальные группы, уровень материальной обеспеченности и т. п.).
  • Количественный и возрастной состав педагогов, стаж работы, уровень образования.
  • Особенности социально-психолого-педагогической службы учреждения: направления и виды деятельности, характеристика штата (разряд, специализация), наличие кабинета, расписание работы службы, определение функциональных обязанностей социального педагога и педагога-психолога, определение их дисциплинарной и содержательной подчинённости, организация рабочего места, документация.
  • Организация взаимодействия социального педагога и психолога с другими специалистами и учреждениями.

Исходя из предложенных параметров, студенту необходимо составить характеристику учреждения, обязательно отразив структуру и содержание социально-психолого-педагогической деятельности в данном учреждении.

11 стр., 5109 слов

Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:

... социально полезные связи к условиям жизни в обществе. - муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная бухгалтерия № 6» (МУ «ЦБ №6» – учреждение, осуществляющее финансово-экономическое сопровождение деятельности ... и студентами государственных образовательных учреждений ... прохождении практики выполнены. ... учреждения включает в себя административный аппарат, 2 отделения диагностики и психолого ...

2. Социально-педагогическое направление деятельности студента-практиканта предусматривает выполнение следующих заданий.

1) Индивидуальная работа с «проблемным» ребенком (подростком):

  • провести социально-педагогическую диагностику проблемы ребенка (подростка);
  • изучить семейное окружение «проблемного» ребенка (подростка);
  • определить направления и виды социально-педагогической деятельности по решению проблемы ребенка (подростка) в данном учреждении;
  • составить социально-педагогическую характеристику «проблемного» ребенка (подростка).

2) Профилактическая деятельность:

  • разработать и провести профилактическое мероприятие по пропаганде здорового образа жизни или по предупреждению отклоняющегося поведения для любого возрастного контингента образовательного учреждения.

3. Психолого-педагогическое направление деятельности студента-практиканта предусматривает выполнение следующих заданий.

1) Исследование адаптации первоклассников (или пятиклассников) к обучению в школе (если студент проходит практику в общеобразовательной школе):

  • провести диагностическое обследование первоклассников (или пятиклассников) с использованием экспериментальных методик (по рекомендации педагога-психолога);
  • составить психологическое заключение по результатам исследования, включающее в себя количественный и качественный анализ полученных диагностических данных и практические рекомендации.

2) Исследование личностных особенностей ребенка (подростка)

  • провести диагностическое обследование ребенка (подростка) с использованием психодиагностических методик (характерологические особенности, эмоционально-волевая сфера, познавательные процессы, уровень притязаний, мотивационная сфера и др.); для диагностического обследования необходимо использовать не менее трех методик;
  • составить психологическое заключение по результатам исследования, включающее в себя количественный и качественный анализ полученных диагностических данных;
  • на основании результатов диагностики составить рекомендации по организации дальнейшей работы с ребенком (подростком).

3) Просветительская деятельность

Осуществление данного вида деятельности возможно в следующих формах:

  • просветительская беседа;
  • лекция по определенной тематике (исходя из потребностей учреждения);
  • психолого-педагогический семинар для педагогов или родителей (если практика проходит в образовательном учреждении);
  • родительское собрание по психолого-педагогическим проблемам;
  • разработка буклета по определенной тематике;
  • оформление стенда социально-психологической информации и др.

Студенту-практиканту необходимо выбрать для проведения одну из предложенных форм, исходя из просветительского направления деятельности социально-психолого-педагогической службы и реальных проблем учреждения.

8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике

Перечень учебно-методических материалов к практике (см. Приложения 1−7)

  • Образец оформления дневника социально-психолого-педагогической практики
  • Примерная схема написания самоанализа практики
  • Образец оформления характеристики учреждения
  • Схема социально-педагогической характеристики ребенка
  • Форма психологического заключения по результатам диагностического обследования
  • Образец оформления конспекта профилактической или просветительской беседы
  • Форма характеристики студента с места прохождения практики

Критерии оценки практики

При оценке прохождения студентом социально-психолого-педагогической практики учитывается глубина теоретических знаний; качество и полнота выполнения требуемого объема заданий; ответственность при подготовке и проведении заданий, предусмотренных содержанием практики, их своевременное выполнение; профессиональная грамотность и аналитичность самоанализа практики; качество, грамотность и своевременность оформления отчетной документации.

Итоговая конференция по социально-психолого-педагогической практике проводится в течение второй недели после окончания практики. В итоговой конференции принимают участие руководитель практик ВУЗа, декан, заведующий кафедрой, отвечающей за проведение данной практики, факультетский и групповые руководители, представители базовых учреждений. Студентам рекомендуется подготовить выставку отчетной документации, стендов, видео- и фотоматериалов, отражающих итоги практики. Факультетский руководитель организует подведение итогов практики, выставляет отметку в зачетную книжку, оформляет зачетно-экзаменационную ведомость.

Результаты практики учитываются при подведении итогов общей успеваемости студентов. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную отметку, могут быть отчислены как имеющие академическую задолженность.

Права и обязанности студента — практиканта

1. Студент-практикант подчиняется правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения, в котором он проходит практику, изучает и соблюдает правила охраны труда и техники безопасности.

2. Студент обязан:

  • участвовать в установочной и итоговой конференциях по практике;
  • соблюдать график работы, утвержденный методистом учреждения и групповым руководителем, присутствовать на практике ежедневно в течение 6 часов, своевременно предупреждать методиста о причинах отсутствия на практике;
  • своевременно выполнять все виды работ, согласно программе практики и индивидуальному плану;
  • нести ответственность за выполненную работу и ее результаты;
  • иметь дневник практики, в котором фиксируются виды осуществляемой им деятельности;
  • не позднее 10 дней после окончания практики предоставить отчетную документацию своему групповому руководителю.

3. Студент имеет право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к методисту, групповому руководителю практики, заведующему кафедрой, ответственной за проведение практики, руководителю практики в ВУЗе, администрации и преподавателям ВУЗа.

4. Студент-практикант имеет право:

  • получить своевременную методическую помощь со стороны руководителей практики;
  • пользоваться необходимой учебно-методической литературой, пособиями и оборудованием, имеющимся в кабинетах базовых учреждений и кабинетах кафедр, библиотеках ВУЗа;
  • корректно защищать свои профессионально-педагогические взгляды, оценивать работу сокурсников;
  • высказывать предложения по организации практики, совершенствованию практической подготовки;
  • обращаться в конфликтных ситуациях с целью их разрешения к руководителям практики, деканата, кафедр;
  • студентам, успевающим на «хорошо» и «отлично», может быть разрешено, в виде исключения, самостоятельное прохождение практики по месту жительства.

Обязанности руководителей практики

Групповой руководитель практики

  1. принимает участие в установочной и итоговой конференции по практике;
  2. совместно с социальным педагогом и педагогом-психологом учреждения утверждает индивидуальные планы работы студентов, контролирует их выполнение, организует анализ проведенных студентами видов деятельности в соответствии с программой практики;
  3. оказывает методическую помощь студентам-практикантам в подборе диагностического инструментария;
  4. обеспечивает проведение студентами коррекционных и развивающих, занятий с учетом построения коррекционно-развивающего пространства, консультирует студентов при подготовке к занятиям, проверяет и утверждает их планы и конспекты, присутствует на занятиях, анализирует и оценивает их;
  5. оказывает научно-методическую помощь социальному педагогу и педагогу-психологу учреждения в проведении работы со студентами-практикантами;
  6. проверяет отчетную документацию студентов, предоставляет сведения об итогах проведенной практики с критическим анализом деятельности студентов-практикантов факультетскому руководителю.

Факультетский руководитель практики

  1. осуществляет непосредственное руководство практикой;
  2. организует и проводит установочную и итоговую конференции по практике, при необходимости организует совместные с администрацией, социальным педагогом и педагогом-психологом рабочие совещания (в начале и конце практики);
  3. распределяет студентов по образовательным учреждениям, как базам для проведения практики;
  4. выставляет дифференцированную отметку за практику;
  5. проводит инструктивно-методическую работу с социальным педагогом и педагогом-психологом, принимающими участие в практике;
  6. составляет отчет об итогах практики студентов по следующей схеме:

а) Организация практики.

Сроки проведения; количество студентов, вышедших на практику; количество студентов, не допущенных к практике с указанием причин; перечень учреждений, в которых проходила практика студентов.

б) Содержание работы студентов.

Качественный анализ работы студентов: уровень теоретической и методической подготовленности, качество подготовки к проведению занятий в рамках программы практики, направления деятельности, осуществленной за период практики, виды произведенных работ.

в) Отношение студентов к практике, к профессии.

Оценка работы студентов, отметки за практику (в баллах), фамилии наиболее отличившихся и не аттестованных.

г) Общие выводы о работе студентов, об уровне профессиональной подготовки.

Предложения об улучшении профессиональной подготовки студентов, содержания, организации и проведения практики.

7) предоставляет отчет по практике на кафедру и руководителю практики ВУЗа в течение недели после проведения итоговой конференции.

9. Формы промежуточной аттестации (по итогам производственной практики)

По окончании прохождения практики студент обязан предоставить следующую документацию:

  1. Дневник социально-психолого-педагогической практики, в котором отражаются все виды и результаты деятельности студента, осуществленной в период практики.
  2. Характеристика учреждения.
  3. Социально-педагогическая характеристика «проблемного» ребенка (подростка) со всеми диагностическими материалами.
  4. Конспект профилактического мероприятия по пропаганде здорового образа жизни или по предупреждению отклоняющегося поведения.
  5. Психологическое заключение по результатам исследования адаптации первоклассников (или пятиклассников) к обучению в школе.
  6. Психологическое заключение по результатам исследования личностных особенностей ребенка (подростка) с рекомендациями.
  7. Конспект просветительской беседы, лекции, семинара, родительского собрания, проект оформления буклета или стенда психологической информации (один конспект исходя из выбранной студентом формы просветительской деятельности)
  8. Самоанализ практики. В самоанализе студент анализирует и оценивает результаты своей социально-педагогической и психолого-педагогической деятельности, оценивает процесс и результаты практики, фиксирует возникшие в ходе практики трудности, оценивает собственные достоинства и недостатки, перспективы дальнейшего профессионального совершенствования, формулирует предложения по совершенствованию организации данного вида практики.
  9. Характеристика студента с места прохождения практики (по предлагаемой форме), заверенная подписями социального педагога, психолога и руководителя учреждения и гербовой печатью.

Вышеперечисленная документация сдается в десятидневный срок после окончания практики групповому руководителю. При любом качестве выполнения заданий практики и оформления отчетной документации отметка за практику снижается на балл, если студент не сдает отчетную документацию в установленные сроки.

Документация по практике после проверки групповым руководителем хранится на кафедре, организующей практику.

Форма отчетности: дифференцированный зачет в 7 семестре.

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики

Основная и дополнительная литература

  1. Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002.
  2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. — СПб.: Питер, 2003.
  3. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред И.В. Дубровиной. — М., 2007.
  4. Евтихов О. Практика психологического тренинга. — СПб.: Издательство «Речь», 2005. — 256с.
  5. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции. Д.: Феникс, 2008. — 443с.
  6. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебный план и программа курса. — М.: Московский психолого-социальный институт «Флинта», 1998.
  7. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: рек. Советом по психологии УМО по классич. универ. образованию в кач-ве учеб. пособия для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005.
  8. Основы психодиагностики: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Шмелёва. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  9. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Академия, 2001
  10. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М.: ВЛАДОС, 2003.
  11. Сидоренко Е.В. Методы обработки данных в психологии: монография. — СПб.: Речь, 2008.
  12. Стеганцева Т.А., Аликин И.А., Толмачев А.А. Методы организации и проведения психолого-педагогического исследования: пособие для студентов и аспирантов. — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2007.
  13. Фирсов М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие. — М.: Академия, 2010.

Дополнительная литература:

  1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2003
  2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.: Академия, 1994.
  3. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для детей 6−10 лет: рек. Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в кач-ве учеб. пособия для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2004
  4. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. В 2 кн. Кн. 1. — Практический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание. — М.: Владос, 2000.
  5. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М.: Владос, 2004.
  6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — СПб.: Питер, 2001.
  7. Волков Б.С. Психология подростка: учеб. пособие. — М.: Гаудеамус: Академический Проект, 2005.
  8. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
  9. Гулина М.А. Психология социальной работы: учеб. пособие. — СПб,: Питер, 2009.
  10. Гуров В.Н., Зейбель О.В., Селюкова Л.Я. Социальная служба и семья.- Ставрополь, СГПИ, 2005.
  11. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. — Ставрополь, СГПИ, 2003.
  12. Детский практический психолог: программы и методические материалы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. — М.: академия, 2001
  13. Дубровина И.В. и др. Психология: доп. Мин. Образования РФ в кач-ве учеб. для студ. образоват. учрежд. среднего профессионального образования. — М.: Академия, 2006.
  14. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
  15. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психолого-педагогическая практика в системе образования. — М. — Воронеж, 2008.
  16. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М: Издательский центр «Академия», 2006.
  17. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. — М, 1992.
  18. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001.
  19. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: Академический проект, 2000.
  20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. — Изд-во VPAO, 2007.
  21. Куликова Т.А. Семейная педагогика и дошкольное воспитание. — М.: Академия, 2000.
  22. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие. — М.: Академия, 2004
  23. Левшунова Ж.А. Методы практической коррекции: учебно-методическое пособие. — Красноярск: СФУ, 2008
  24. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 2001.
  25. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256с.
  26. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: рек. Советом по психологии УМО по классич. университетскому образованию в кач-ве учеб. пособия для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2006
  27. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2001.
  28. Методика и технологии работы социального педагога. Учеб. пособие / под ред. М.А. Галагузовой. — М, Академия, 2002.
  29. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 240с.
  30. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: рек. Советом по психологии УМО по классич. универ. образованию в кач-ве учеб. пособия для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005.
  31. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., «Сфера», 2005.
  32. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. — СПб.: Питер, 2005
  33. Психологическая служба: детский сад, школа, вуз: Учебное пособие / Под ред. И.Б.Котовой, Е.И.Рогова. — Ростов н/Д: РГПИ, 1991.
  34. Психологическая служба: детский сад, школа, вуз: Учебное пособие / Под ред. И.Б.Котовой, Е.И.Рогова. — Ростов н/Д: РГПИ, 2004.
  35. Психология развития: рек. Советом УМО университетов РФ по психологии в кач-ве учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. — М.: Академия, 2005.
  36. Российская энциклопедия социальной работы/ Под ред. А. М. Панова, Е.И. Холостовой: В 2 т. — М., Академия, 2007.
  37. Самоукина Н.В. Игры в которые играют (психологический практикум).

    — г. Дубна, «Феникс +», 2000. — 128с.

  38. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ, 2003.
  39. Смит Г. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности. — СПб.: Речь, 2001. — 256с.
  40. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. — М.: Академия, 2005.
  41. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. — М.: «Флинта», 2006.
  42. Федеральные законы об образовании и правах ребёнка с комментариями / сост. Е.П. Педчак. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  43. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2003.

Информационные ресурсы

  1.  — университетская библиотека.
  2.  — материалы по детской психологии.
  3. http://psyjournals.ru — портал полнотекстовых психологических журналов.
  4. http://psylist.net — словари, диагностические методики.
  5. http://trepsy.net — психологические упражнения для тренингов
  6. http://www.elibrary.ru/ - научная электронная библиотека.
  7. http://www.erudition.ru/ - библиотека психологической литературы «Эрудиция».
  8. http://www.gumer.info/bibliotek — библиотека Гумер.
  9. http://www.pedlib.ru/books — педагогическая библиотека.
  10.  — материалы по практической психологии
  11. http://www.psy-konsult.ru — психодиагностические методики
  12.  — литература по психологии.

11. Материально-техническое обеспечение производственной практики

Основными критериями выбора баз практики являются: развитая социально-психолого-педагогическая служба учреждения; штатные социальные работники, социальные педагоги и психологи высокой квалификации; достаточная методическая и материально-техническая оснащённость учреждения; востребованность деятельности студента-практиканта в конкретном учреждении.

Содержание и характер работы студента-практиканта определяется спецификой, требованиями и возможностями конкретного учреждения, в которое он направлен для прохождения практики и настоящей программой социально-психолого-педагогической практики.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Разработчик:

канд. психол. наук, доцент кафедры ПРЛ О.А. Бенькова

Приложение 1

Дневник

социально-психолого-педагогической практики

студента________________________________________

Ф.И.О.

________________________________________________

курс, факультет, группа

ЛПИ — филиала СФУ

название вуза

50 400.62 Психолого-педагогическое образование

код и наименование направления

Психология и социальная педагогика

наименование профиля

Сроки практики с______________________по______________________20___г.

  • место прохождения практики, полное название образовательного учреждения, адрес;
  • информационная страница: директор школы, заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог; педа­гог-психолог;
  • методист по практике;
  • задачи социально-психолого-педагогической практики.

Дата

Содержание работы

Примечание

Отметка

Подпись психолога, соц. педагога, методиста

Студенты во время практики ведут дневник социально-психолого-педагогической практики, в котором фиксируют все проводимые виды работ. В дневнике также отражают данные, необходимые для выполнения заданий, преду­смотренных программой практики. Графы «дата», «содержание работы» заполняет сам студент. В дневнике отмечается, какие виды работ выполнял студент в течение дня. В графе «примечания» студент может сделать отметку о причинах переноса вида работ с одного дня на другой и указать причину невыполнения какого-либо вида деятельности.

Графы «оценка», «подпись психолога, социального педагога, методиста» запол­няют только вышеуказанные специалисты. В графе «отметка», психолог или социальный педагог образовательного учреждения, методист выставляет отметку за выполненные виды работ по их конечному результату (например; отметка ставится за составле­ние заключения по результатам обследования, при этом такие подготови­тельные виды работ, как подбор адекватных методов исследования, со­ставление плана диагностической встречи, подготовка раздаточного мате­риала и т. д., отметка не ставится).

В графе «подпись психолога, социального педагога, методиста» подпись ставится за каждый день прохождения практики, что подтверждает выполнение студентом указанных видов работ. В случае отсутствия студента на практике психолог, социальный педагог или методист делают отметку об отсутствии студента в графе «примечание» и заверяют внесенную запись своей подписью в соответствующей в графе. В графе «примечание» следует указывать особые заслуги студента-практиканта, а также помечать замечания к выполняемой деятельности к поведению и т. д.

Приложение 2

Примерная схема написания самоанализа практики

  • Укажите, в каком учреждении вы проходили практику.
  • Опишите особенности собственной работы в рамках практики (какие виды деятельности выполнялись вами чаще, чем другие; какое направление деятельности вам удалось наиболее полно и качественно реализовать в ходе практики).
  • Проанализируйте, какие знания, умения, навыки вами приобретены в процессе социально- психолого-педагогической практики.
  • Укажите возникшие сложности при организации, проведении различных видов деятельности.
  • Какой вид деятельности вам понравился в большей степени и почему?
  • Выразите свои пожелания по усовершенствованию программы, содержания заданий социально-психолого-педагогической практики.

Приложение 3

Образец оформления характеристики учреждения

  1. Краткий анализ специфики образовательного учреждения, его целей и за­дач:
  • Полное название учреждения, его статус, материальная база, научно-методическое, кадровое и организационно-правовое обеспечение функционирования данного учреждения (правовые и регламентирующие акты, положения, уставы, приказы, инструкции и др.), цели и задачи образовательного учреждения, основные направления деятельности, программы, по которым работает учреждение, основные проблемы.
  • Специфика деятельности, направленность и профиль услуг учреждения.
  • Социально-демографические особен­ности контингента семей, чьи дети обучаются и воспитываются в данном учреж­дении (уровень образования большинства родителей, профес­сиональная принадлежность, социальные группы, уровень материальной обеспеченности, социальная обстановка в районе, где расположено учреждение. и т. п.).
  • Количественный и возрастной состав педагогов, стаж работы, уровень образования.
  • Сотрудничество и взаимодействие учреждения с государственными органами, общественными организациями, другими службами.
  1. Краткий анализ основных направлений и форм работы социально-психологиче­ской службы:
  • Сотрудники социально-психологической службы (характеристика штата, разряд, специализация, функциональные обязанности социального педагога и педагога-психолога, их дисциплинарная и содержательная подчинённость).
  • Цели и задачи социально-психологической службы.
  • Основные направления деятельности социально-пси­хологической службы.
  • Нормативно-правовая база деятельности социального педагога, психолога.
  • Планирование социально-психолого-педагогической деятельности.
  • Организация рабочего места (наличие и оснащение кабинета, расписание работы, необходимая документация).
  • Организация взаимодействия специалистов социально-психологической службы с другими специалистами и учреждениями.
  • Диапазон, варианты и качество социально-психолого-педагогической помощи.
  • Формы работы с учащимися, родителями, педагогами наиболее часто используемые сотрудниками социально-психологической службы.

Приложение 4

Схема социально-педагогической характеристики ребенка

  1. Общие сведения о ребенке:
  • фамилия, имя, отчество;
  • дата рождения, возраст;
  • домашний адрес.
  1. Сведения о семье:
  • члены семьи: отец, мать и другие члены семьи, проживающие вместе с ребенком; возраст каждого члена семьи, образование, профессия, место работы, занимаемая должность;
  • социально-демографические условия семьи (полная, неполная, многодетная, больные родители или инвалиды);
  • материальные или жилищно-бытовые условия проживания семьи (низкооплачиваемые, малообеспеченные, проживающие в плохих жилищно-бытовых и санитарно-гигиенических условиях);
  • условия проживания ребенка (наличие отдельной комнаты или угла, отдельного стола или отсутствие постоянного места для занятий и т. п.);
  • характер взаимоотношений в семье (заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т. д.); социально-психологические условия (неблагоприятный психологический климат семьи, педагогически несостоятельные родители, эмоционально-конфликтные отношения в семье); участие ребенка в домашнем труде; организация режима и досуга ребенка;
  • криминогенные условия (аморальный образ жизни родителей, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, социальный паразитизм, жестокое обращение с детьми).

3. Здоровье ребенка:

  • физическое развитие;
  • общее соматическое состояние, хронические заболевания;
  • отклонения в развитии.

4. Особенности личности школьника:

  • общее развитие, культура речи, кругозор, начитанность.
  • отношение к физическому труду (как относится к работе по самообслуживанию, выполнению поручений старших, деловые качества);
  • уровень дисциплины ребенка; привиты ли навыки и привычки культурного поведения; вежливость в обращении со взрослыми, товарищами; опрятность.
  • вступает ли в конфликтные отношения (если да, то редко или часто) с родителями, учениками, учителями;
  • характер общительности (отсутствует, избирательный, большой);
  • проявление положительных качеств личности и форм поведения (уважение к старшим; внимательность, чуткость, доброта; скромность; трудолюбие, добросовестность; самоорганизованность; самостоятельность; дисциплинированность; другие качества).
  • проявление отрицательных форм поведения (грубость; индивидуализм, эгоизм; зазнайство, высокомерие; легкомыслие, беспечность; лживость; упрямство; жестокость; вредные привычки (курение, сквернословие); другие отрицательные качества).
  • интересы и склонности ребенка; способность к выбору самостоятельного занятия; длительность проявления интереса к выбранному занятию; широта и устойчивость интересов; в каких кружках или секциях занимается; какой профессией интересуется; связаны ли его интересы с выбором будущей профессии.

5. Отношение к учению:

  • как относится к своим занятиям в школе; регулярность посещения учебных занятий; внимателен ли на уроке; систематически ли готовит домашнее задание; умеет ли самостоятельно организовать свой учебный труд; заботится ли об усвоении пропущенного материала; как относится к своим успехам и неудачам в учебном труде;
  • успеваемость; как успевает по различным предметам; какие предметы любит; какие предметы даются легко, а по каким встречаются затруднения;
  • отношение к учебным предметам (увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное);
  • наличие особых способностей к изучаемым предметам;
  • выполнение учебных обязанностей (обязательность, аккуратность, исполнительность, регулярность, небрежность, необязательность);
  • проявление активности на уроке (высокая, средняя, низкая, отсутствует);
  • отношение к требованиям учителей (положительное, пассивно-положительное, безразличное, агрессивное).

6. Характер социализации ребенка:

  • место ребенка в классном коллективе; связан ли с коллективом или оторван от него; отношение к нему учащихся класса; пользуется ли уважением и авторитетом в классе;
  • отношение к мнению коллектива, его требованиям и критическим замечаниям (серьезное, равнодушное, враждебное);
  • участие в общественной жизни класса, интерес к жизни класса и степень активности в общественной работе;
  • отношение к общественным поручениям (с удовольствием, равнодушно, не выполняет);
  • характер выполнения общественной работы; добросовестность; умение довести начатое дело до конца; умение вовлечь в работу других учеников; имеет ли организационные навыки;
  • уровень притязаний (лидер, принятый, отверженный);
  • отношения с товарищами (равные, высокомерные, надменные и др.).
  • наличие друзей (их статус, интересы); круг общения ребенка.

(Ф.И.О., подпись):__________________________________________________________________

Социальный педагог (Ф.И.О., подпись): ________________________________________________

Дата___________________________

Приложение 5

Форма психологического заключения по результатам диагностического обследования

Ф. И. О.___________________________________________________________________________

Дата рождения, возраст______________________________________________________________

Обследование проводилось для _______________________________________________________

Обследование проводилось на материале следующих методик: ____________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Полученные в ходе обследования результаты:___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На момент обследования установлено следующее:_______________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диагност (Ф.И.О., подпись):_________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Педагог-психолог (Ф.И.О., подпись): __________________________________________________

Дата___________________________

Приложение 6

Схема оформления конспекта профилактической

Или просветительской беседы

  1. Тема.
  2. Аудитория.
  3. Актуальность темы.
  4. Цель.
  5. Задачи.
  6. Оборудование и материалы.
  7. Литература.
  8. Вопросы к беседе (с примерными вариантами ответов).
  9. Ход и содержание беседы.
  10. Выводы и итоги.

Приложение 7

ХАРАКТЕРИСТИКА

студента 4 курса

факультета педагогики и психологии

ЛПИ — филиала СФУ

_________________________________________________________________

Студент (ка)________________________________________________________________________________________________________________________________________________ проходил (а) практику с «_____"________________г. по «_____» __________________г. в_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

(полное название учреждения)

В период практики выполнил следующие виды работ:

I. Социально-педагогическая деятельность:

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

II. Психолого-педагогическая деятельность:

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

III. Профилактическая и просветительская деятельность:

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

IV. Другие виды деятельности (указать какие):

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

За время прохождения практики студент __________________________________________

____________________________________________________________(Ф.И.О.) зарекомендовал

себя, как___________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы: анализ работы, отношение к работе, предлагаемая отметка по каждому критерию и итоговая отметка.

Название критерия

Отметка

Полнота выполнения заданий практики

Качество знаний

Планирование работы

Психолого-педагогическая деятельность

Социально-педагогическая деятельность

Профилактическая и просветительская деятельность

Сформированность навыков профессиональной деятельности

Активность, самостоятельность

Общая культура и трудовая дисциплина

Итоговая отметка:

Психолог:_______________________________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Социальный педагог:______________________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Директор:

________________________________________

подпись) (Ф.И.О.)

«______"___________________________г.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector