Основные направления деятельности Психологической службы

Об организации деятельности психологической службы

В среднем специальном учебном заведении

Письмо Минобразования России от 28.10.2003 № 18-52-1044 ин/18-28

Министерствам (ведомствам) Российской Федерации,
имеющим образовательные учреждения среднего профессионального образования

Органам управления образованием субъектов Российской Федерации

Директорам образовательных учреждений
среднего профессионального образования

Министерство образования Российской Федерации подготовило и направляет для практического применения «Рекомендации по организации деятельности психологической службы в среднем специальном учебном заведении» и «Примерную должностную инструкцию педагога-психолога среднего специального учебного заведения».

 

Приложение 1 к письму Минобразования России
от 28.10.2003 № 18-52-1044 ин/18-28

 

Рекомендации по организации деятельности
психологической службы в среднем специальном учебном заведении

Общие положения

1.1. Настоящие Рекомендации регулируют деятельность психологической службы в среднем специальном учебном заведении (далее — Психологическая служба).

1.2. Психологическая служба является структурным подразделением среднего специального учебного заведения, находящимся в подчинении директора образовательного учреждения.

1.3.В своей деятельности Психологическая служба руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования и воспитания студентов, основными документами о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка, Международная конвенция о правах и основных свободах человека), Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации.

12 стр., 5895 слов

Психологические особенности деятельности психологической службы ...

... ФСИН России.  Делопроизводство психологической службы ведется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, а также актами ФСИН России. 2.1. Деятельность психологической службы с персоналом УИС Деятельность психологической службы направлена на организацию ...

1.4. Целями Психологической службы являются:

— обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого студента в течение всего срока обучения в среднем специальном учебном заведении;

— содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса;

— осуществление психологического обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода в образовательном процессе;

— содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе среднего специального учебного заведения;

— оказание комплексной социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса.

Задачи Психологической службы

Задачами Психологической службы являются:

— психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;

— психологическое сопровождение социального и личностного развития студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности;

— формирование у студентов способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию;

— обеспечение психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;

— участие в разработке системы мероприятий, направленных на профилактику нарушений в поведении студентов;

— психологическое консультирование всех участников образовательного процесса;

— повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса.

Основные направления деятельности Психологической службы

К основным направлениям деятельности Психологической службы относятся:

3.1.Психологическая диагностика:

— изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса, отслеживание развития профессионально значимых качеств и социальной зрелости студентов;

— проведение психолого-педагогической диагностики готовности первокурсников к обучению;

— выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации студентов;

— выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов;

— психологическое обеспечение аттестации педагогических кадров.

3.2. Психологическая профилактика (поддержка):

— оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов;

— предупреждение возможных девиаций поведения;

— оказание психологической помощи и поддержки преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

— содействие творческому развитию одаренных студентов;

— оказание психологической поддержки студентам с ограниченными возможностями здоровья.

3.3. Психологическая коррекция:

— оказание психологической помощи и поддержки студентам, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;

— индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении студентов, в том числе связанных с мотивационной сферой личности;

3 стр., 1418 слов

Психологические основы профессионального развития личности

... «рынок профессий»; образовательные системы и конкретные социальные группы, в которых реализуется процесс профессионального развития. Идеи целостности, единства личностного и профессионального развития человека легли ... и интеллектуальной гибкости. Выделенные интегральные характеристики личности профессионала являются психологической основой, необходимой, хотя и в разной степени, во всех ...

— содействие социально-психологической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— осуществление коррекции асоциального поведения студентов.

3.4. Психологическое консультирование:

— психологическое консультирование всех участников образовательного процесса;

— консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;

— консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

3.5.Психологическое просвещение:

— повышение психологической компетентности педагогов, студентов и их родителей;

— ознакомление преподавателей с основными возрастными закономерностями личностного развития студента;

— популяризация психологических знаний среди субъектов образовательного процесса.

3.6. Организационно-методическая деятельность:

— подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и разработки индивидуальных развивающих и психокоррекционных программ с учетом особенностей личности студентов;

— участие в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работы, оценке их эффективности;

— обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление;

— подготовка материалов к выступлениям на педсоветах и производственных совещаниях.

Требования к знаниям и умениям педагога-психолога

2.1. Педагог-психолог должен знать: общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психологию общения, основы психодиагностики, основы дефектологии, основы психотерапии, основы сексологии, основы психологической гигиены, основы профориентации, психологии труда, основы психологического консультирования и психопрофилактики, возрастную анатомию и физиологию подростка.

2.2. Педагог-психолог должен владеть методами активного обучения, социального психотренинга, современными методами индивидуальной и групповой профконсультации, методами диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.

Обязанности педагога-психолога

Педагог-психолог обязан:

— обеспечивать и поддерживать психологическое здоровье и развитие личности студентов;

— по мере необходимости проводить психологическую диагностику, выявлять индивидуально-психологические особенности студентов на протяжении всего периода обучения;

— оказывать помощь студентам в процессе адаптации;

— выявлять и предупреждать возможные нарушения в становлении и развитии личности студента посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации;

— оказывать психологическую помощь и поддержку студентам, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, ... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ...

— участвовать в психологической поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— содействовать формированию благоприятного социально-психологического климата в студенческих и педагогических коллективах;

— оказывать психологическую помощь и поддержку преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

— участвовать в формировании здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений в студенческой среде;

— содействовать развитию профессионально значимых качеств и социальной зрелости студентов;

— содействовать предупреждению возможных асоциальных действий студентов, осуществлять коррекцию асоциального поведения студентов;

— повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов, студентов и их родителей, используя различные формы и методы пропаганды психологических знаний;

— участвовать в планировании и разработке развивающих и психокоррекционных программ учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности студентов;

— содействовать творческому развитию одаренных студентов;

— консультировать администрацию, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;

— консультировать студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

— осуществлять консультирование администрации и сотрудников образовательного учреждения по вопросам использования достижений психологии в управлении персоналом среднего специального учебного заведения;

— осуществлять профориентационую работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессии с учетом их ценностных ориентации, способностей, а также жизненных планов;

— систематически повышать собственную профессиональную компетентность и квалификацию.

Права педагога-психолога

Педагог-психолог имеет право:

— знакомиться с документацией образовательного учреждения;

— участвовать в работе педагогического и методического советов учебного заведения, а также предметных (цикловых) комиссий, вносить свои предложения по формированию индивидуальной программы адаптации студентов в среднем специальном учебном заведении, созданию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом и студенческом коллективах, подготовке конкурентоспособных специалистов на рынке труда;

— участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогических и других комиссий по вопросам обучения и воспитания студентов;

— сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних, с субъектами социального партнерства в вопросах воспитания и развития студентов, обращаться с запросами в медицинские дефектологические и научные психологические учреждения, а также в учреждения городской, районной, областной психологической службы за помощью и содействием;

— самостоятельно выбирать приоритетные направления работы, учитывая особенности функционирования и развития среднего специального учебного заведения;

6 стр., 2669 слов

ТЕМЫ контрольных РАБОТ и УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

... и научно-исследовательскую работу в области психологии управления персоналом; - проанализировать изученные подходы для определения дальнейших путей исследования актуальных вопросов психофизиологии профессиональной деятельности; - познакомить студентов с практическими методами ...

— самостоятельно формировать конкретные задачи работы со студентами и взрослыми, выбирать формы и методы работы, принимать решения по вопросам очередности проведения различных видов работ;

— повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;

— проводить групповые и индивидуальные социально-психологические обследования;

— участвовать в преобразовании образовательной среды с учетом особенностей студентов и педагогического коллектива;

— участвовать в формировании корпоративной культуры;

— вести пропаганду психолого-педагогических знаний (лекции, беседы, выступления);

— консультировать администрацию учебного заведения по психологическому сопровождению управленческой деятельности;

— выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и других средствах массовой информации,

участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работы, оценке их эффективности;

— участвовать в работе молодежных общественных объединений, советов студенческого самоуправления;

— обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением студентов.