Об организации деятельности психологической службы
В среднем специальном учебном заведении
Письмо Минобразования России от 28.10.2003 № 18-52-1044 ин/18-28
Министерствам (ведомствам) Российской Федерации,
имеющим образовательные учреждения среднего профессионального образования
Органам управления образованием субъектов Российской Федерации
Директорам образовательных учреждений
среднего профессионального образования
Министерство образования Российской Федерации подготовило и направляет для практического применения «Рекомендации по организации деятельности психологической службы в среднем специальном учебном заведении» и «Примерную должностную инструкцию педагога-психолога среднего специального учебного заведения».
Приложение 1 к письму Минобразования России
от 28.10.2003 № 18-52-1044 ин/18-28
Рекомендации по организации деятельности
психологической службы в среднем специальном учебном заведении
Общие положения
1.1. Настоящие Рекомендации регулируют деятельность психологической службы в среднем специальном учебном заведении (далее — Психологическая служба).
1.2. Психологическая служба является структурным подразделением среднего специального учебного заведения, находящимся в подчинении директора образовательного учреждения.
1.3.В своей деятельности Психологическая служба руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования и воспитания студентов, основными документами о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка, Международная конвенция о правах и основных свободах человека), Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации.
12 стр., 5895 слов
Психологические особенности деятельности психологической службы ...
... ФСИН России. Делопроизводство психологической службы ведется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, а также актами ФСИН России. 2.1. Деятельность психологической службы с персоналом УИС Деятельность психологической службы направлена на организацию ...
1.4. Целями Психологической службы являются:
— обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого студента в течение всего срока обучения в среднем специальном учебном заведении;
— содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса;
— осуществление психологического обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода в образовательном процессе;
— содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе среднего специального учебного заведения;
— оказание комплексной социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса.
Задачи Психологической службы
Задачами Психологической службы являются:
— психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
— психологическое сопровождение социального и личностного развития студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности;
— формирование у студентов способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию;
— обеспечение психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;
— участие в разработке системы мероприятий, направленных на профилактику нарушений в поведении студентов;
— психологическое консультирование всех участников образовательного процесса;
— повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса.
Основные направления деятельности Психологической службы
К основным направлениям деятельности Психологической службы относятся:
3.1.Психологическая диагностика:
— изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса, отслеживание развития профессионально значимых качеств и социальной зрелости студентов;
— проведение психолого-педагогической диагностики готовности первокурсников к обучению;
— выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации студентов;
— выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов;
— психологическое обеспечение аттестации педагогических кадров.
3.2. Психологическая профилактика (поддержка):
— оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов;
— предупреждение возможных девиаций поведения;
— оказание психологической помощи и поддержки преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
— содействие творческому развитию одаренных студентов;
— оказание психологической поддержки студентам с ограниченными возможностями здоровья.
3.3. Психологическая коррекция:
— оказание психологической помощи и поддержки студентам, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
— индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении студентов, в том числе связанных с мотивационной сферой личности;
Психологические основы профессионального развития личности
... «рынок профессий»; образовательные системы и конкретные социальные группы, в которых реализуется процесс профессионального развития. Идеи целостности, единства личностного и профессионального развития человека легли ... и интеллектуальной гибкости. Выделенные интегральные характеристики личности профессионала являются психологической основой, необходимой, хотя и в разной степени, во всех ...
— содействие социально-психологической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— осуществление коррекции асоциального поведения студентов.
3.4. Психологическое консультирование:
— психологическое консультирование всех участников образовательного процесса;
— консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;
— консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
3.5.Психологическое просвещение:
— повышение психологической компетентности педагогов, студентов и их родителей;
— ознакомление преподавателей с основными возрастными закономерностями личностного развития студента;
— популяризация психологических знаний среди субъектов образовательного процесса.
3.6. Организационно-методическая деятельность:
— подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и разработки индивидуальных развивающих и психокоррекционных программ с учетом особенностей личности студентов;
— участие в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работы, оценке их эффективности;
— обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление;
— подготовка материалов к выступлениям на педсоветах и производственных совещаниях.
Требования к знаниям и умениям педагога-психолога
2.1. Педагог-психолог должен знать: общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психологию общения, основы психодиагностики, основы дефектологии, основы психотерапии, основы сексологии, основы психологической гигиены, основы профориентации, психологии труда, основы психологического консультирования и психопрофилактики, возрастную анатомию и физиологию подростка.
2.2. Педагог-психолог должен владеть методами активного обучения, социального психотренинга, современными методами индивидуальной и групповой профконсультации, методами диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
Обязанности педагога-психолога
Педагог-психолог обязан:
— обеспечивать и поддерживать психологическое здоровье и развитие личности студентов;
— по мере необходимости проводить психологическую диагностику, выявлять индивидуально-психологические особенности студентов на протяжении всего периода обучения;
— оказывать помощь студентам в процессе адаптации;
— выявлять и предупреждать возможные нарушения в становлении и развитии личности студента посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации;
— оказывать психологическую помощь и поддержку студентам, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, ... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ...
— участвовать в психологической поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— содействовать формированию благоприятного социально-психологического климата в студенческих и педагогических коллективах;
— оказывать психологическую помощь и поддержку преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
— участвовать в формировании здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений в студенческой среде;
— содействовать развитию профессионально значимых качеств и социальной зрелости студентов;
— содействовать предупреждению возможных асоциальных действий студентов, осуществлять коррекцию асоциального поведения студентов;
— повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов, студентов и их родителей, используя различные формы и методы пропаганды психологических знаний;
— участвовать в планировании и разработке развивающих и психокоррекционных программ учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности студентов;
— содействовать творческому развитию одаренных студентов;
— консультировать администрацию, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;
— консультировать студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
— осуществлять консультирование администрации и сотрудников образовательного учреждения по вопросам использования достижений психологии в управлении персоналом среднего специального учебного заведения;
— осуществлять профориентационую работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессии с учетом их ценностных ориентации, способностей, а также жизненных планов;
— систематически повышать собственную профессиональную компетентность и квалификацию.
Права педагога-психолога
Педагог-психолог имеет право:
— знакомиться с документацией образовательного учреждения;
— участвовать в работе педагогического и методического советов учебного заведения, а также предметных (цикловых) комиссий, вносить свои предложения по формированию индивидуальной программы адаптации студентов в среднем специальном учебном заведении, созданию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом и студенческом коллективах, подготовке конкурентоспособных специалистов на рынке труда;
— участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогических и других комиссий по вопросам обучения и воспитания студентов;
— сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних, с субъектами социального партнерства в вопросах воспитания и развития студентов, обращаться с запросами в медицинские дефектологические и научные психологические учреждения, а также в учреждения городской, районной, областной психологической службы за помощью и содействием;
— самостоятельно выбирать приоритетные направления работы, учитывая особенности функционирования и развития среднего специального учебного заведения;
ТЕМЫ контрольных РАБОТ и УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ
... и научно-исследовательскую работу в области психологии управления персоналом; - проанализировать изученные подходы для определения дальнейших путей исследования актуальных вопросов психофизиологии профессиональной деятельности; - познакомить студентов с практическими методами ...
— самостоятельно формировать конкретные задачи работы со студентами и взрослыми, выбирать формы и методы работы, принимать решения по вопросам очередности проведения различных видов работ;
— повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;
— проводить групповые и индивидуальные социально-психологические обследования;
— участвовать в преобразовании образовательной среды с учетом особенностей студентов и педагогического коллектива;
— участвовать в формировании корпоративной культуры;
— вести пропаганду психолого-педагогических знаний (лекции, беседы, выступления);
— консультировать администрацию учебного заведения по психологическому сопровождению управленческой деятельности;
— выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и других средствах массовой информации,
— участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работы, оценке их эффективности;
— участвовать в работе молодежных общественных объединений, советов студенческого самоуправления;
— обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением студентов.