Организация и проведение производственной практики на 3 курсе Методические указания для студентов

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Ивановский государственный университет»

Социолого-психологический факультет

Кафедра социальной работы и прикладной социологии

Направление подготовки 040400 – «Социальная работа»

Профиль подготовки Социальная работа с различными группами населения

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения очная

Иваново 2013

Составители: кандидат социологических наук Е.В. Глушкова

кандидат социологических наук Е.Б. Задорожникова

В издании сформулированы цель и задачи практики на 3 курсе обучения по программе бакалавриата и раскрыто ее содержание.

Адресовано бакалаврам направления 040400 «Социальная работа» профиля подготовки «Социальная работа с различными группами населения», а также преподавателям и специалистам, ответственным за прохождение практики.

Печатается по решению методической комиссии

социолого-психологического факультета

Ивановского государственного университета

Рецензент

кандидат социологических наук,

доцент кафедры общей социологии и феминологии

Н.Б. Гафизова (ИвГУ)

© Ивановский государственный

8 стр., 3672 слов

Вопрос.Социальная работа как наука и профессия.

... в отличии от индивидуального уровня.     2 вопрос. Профессиональные особенности социальной работы. 1) для соц р характерны ориентации на реальных людей с их жизненными ... элементы смежных профессий. Баркер соц работа – это прикладная наука в оказании помощи людям в достижении или достаточного уровня психо – социального развития. Соц работа как профессиональная деятельность охватывает 3 ...

университет, 2013

Производственная практика является неотъемлемой составной частью учебного процесса подготовки бакалавров направления 040400 «Социальная работа» профиля подготовки «Социальная работа с различными группами населения» и выступает средством формирования у них профессиональных навыков и умений. Система непрерывной практической подготовки бакалавров направлена на достижение такого уровня теоретических знаний и практических навыков, которые позволяли бы выпускникам активно включиться в профессиональную работу учреждений и служб различного профиля, которые выполняют функции социальной помощи населению.

1. Основные требования к организации производственной практики

Перед началом практики студент получает направление на место практики, настоящие материалы с изложением задач и содержания практики, а также индивидуальное задание от научного руководителя.

1.1. Руководитель практики (представитель кафедры) проводит инструктаж студентов по вопросам организации практики, её особенностей, целей и задач. Дается инструктаж по охране труда и технике безопасности.

1.2. Студент получает направление на практику, персональное письмо от кафедры руководителю учреждения, настоящие материалы и индивидуальное задание. Допускается прохождение производственной практики группой студентов.

1.3. Руководитель практики (высококвалифицированный специалист, назначенный руководителем учреждения) знакомится с настоящими материалами, составляет план и мероприятия практики и осуществляет контроль их выполнения.

2. Права и обязанности практиканта

2.1. Права студента-практиканта:

— обеспеченность рабочим местом;

— возможность обращения к руководителю практики от ИвГУ по всем возникающим проблемам и вопросам;

— возможность доступа к информации, необходимой для выполнения программы практики и т.д.

2.2. Обязанности:

— изучение программы практики перед её началом;

— получение индивидуального задания у научного руководителя;

— составление рабочего плана прохождения практики и представление его на утверждение руководителю практики;

— обязательное присутствие на организационном собрании по практике;

— выполнение намеченной программы, ведение дневника практики;

— подчинение правилам внутреннего распорядка, соблюдение правил техники безопасности учреждения – места прохождения практики;

— своевременное и качественное выполнение указаний руководителя практики в полном объеме;

— своевременное (в установленные кафедрой сроки) представление отчета о практике, материалов, подготовленных по индивидуальному заданию, характеристики, данной руководителем базового учреждения. При невыполнении полного объема практики (по объективным или субъективным причинам) студент обязан отработать её в каникулярный период или другое время, приемлемое для учреждения и учебного процесса;

11 стр., 5081 слов

Анализ деятельности в организации женщины-руководителя на примере школы

... организации, руководства, мотивации сотрудников и контроля. Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается «набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению ... порядочность. Руководитель, обладающий необходимыми качествами и способностями, умело применяющий их на практике, ...

— в процессе практики может работать на оплачиваемом базовым учреждением рабочем месте или принимать участие в хоздоговорных работах;

— по договоренности с руководителем базового учреждения, для выполнения исследовательских работ студентам может предоставляться 1-2 библиотечных дня в неделю.

3. Права и обязанности руководителя практики от университета

Руководитель практики назначается заведующим кафедрой из числа штатных преподавателей.

Он обязан:

3.1. Провести со студентами организационное собрание по практике. Организовать начало, завершение практики и периодически осуществлять контроль процесса прохождения практики.

3.2. Согласовать календарные планы работы студентов во время практики и режим их работы с руководителем практики от организации.

3.3. Координировать прохождение студентами практики и оказывать помощь при необходимости.

3.4. Осведомляться о ходе выполнения индивидуального задания.

3.5. Информировать кафедру о ходе практики, а после её окончания и защиты студентами на кафедре своих отчетов представить итоговый отчет в учебную часть ИвГУ.

4. Права и обязанности руководителей практики от учреждения, организации

Ответственность за организацию практики возлагается на руководителя учреждения или организации, где студенты проходят практику.

Непосредственное, повседневное руководство осуществляет высококвалифицированный специалист, назначаемый приказом (распоряжением) руководителя учреждения.

В период практики руководитель должен:

4.1. Ознакомиться с настоящими материалами и организовать практику в соответствии с ее задачами и программой.

4.2. Ознакомить студентов с правилами внутреннего распорядка учреждения и режимом их работы.

4.3. Ознакомить студентов с историей становления учреждения, его структурой и материально-технической базой, а также перспективами.

4.4. Ознакомить студентов с законодательными, нормативными и иными документами, регламентирующими деятельность данного учреждения.

В процессе практики руководитель должен помочь практиканту в овладении навыками работы, организации и управления на уровне подразделения, отдела, учреждения. В этой связи:

4.5. Разъяснить практикантам систему организации труда и её основные особенности.

4.6. Показать систему входящей и исходящей документации, её распределение исполнителям, осуществление контроля.

4.7. Продемонстрировать взаимосвязь с другими родственными учреждениями и общественными организациями.

4.8. Познакомить со штатным расписанием организации/подразделения организации (места прохождения практики), объемом выполняемых работ, правилами и обязанностями штатных сотрудников.

10 стр., 4846 слов

Групповая работа как форма организации кружка

... -ковую активность учащихся. Одно из самых важных условий эф-фективной организации группо-вой работы правильное, проду-манное комплектование групп. За частую преподаватели неверно делят ... Всё вышеупомянутое побудило нас взять темой исследования групповые формы организации учебного процесса. Цель курсовой работы заключается в исследовании эффективности разработанного нами плана занятий при групповой ...

4.9. Предоставить возможность практиканту принимать участие в приеме граждан-клиентов службы и принимать соответствующие решения по существу заявления.

4.10. Привлекать студентов к организации различных мероприятий, проводимых в учреждении.

4.11. Дать навыки анализа и обобщения поступающей (или имеющейся) документации, подготовки отчетности по ней.

4.12. Создать условия студентам для выполнения индивидуального задания (проведения научно-исследовательской работы).

4.13. При условии приема в период практики студентов на штатные должности оплачивать их труд в соответствии с выполненной работой.

4.14. Периодически проверять заполнение и ведение студентами дневников практики.

4.15. Руководитель практики должен подписать отчет о практике и приложить письменную характеристику на студента (группу студентов) об отношении к своим обязанностям во время практики, соблюдении трудовой дисциплины, выполнении программы практики.

5. Программа учебно-производственной практики

Производственная практика на 3 курсе является основополагающей в области получения практических знаний по социальной работе в различных ее сферах с различными группами населения.

Особенностью практики является то, что студент познает специфику практической профессиональной социальной работы, понимает особенности функционирования социальных учреждений региона, в то же время студент осуществляет научно-исследовательскую работу в соответствии с выбранной тематикой.

Организация практики должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню их подготовки.

Основными принципами проведения практики являются: интеграция теоретической и профессионально-практической, учебной и научно-исследовательской деятельности, творческий подход и максимальное участие обучающегося в планировании, организации и самоконтроле.

Целями производственной практики являются ознакомление с деятельностью социальных служб всех уровней и видов в зависимости от выбранной тематики курсовой работы; со структурой, функциями, финансовыми потоками, экономическими, юридическими и технологическими процессами этих организаций.

Данная практика направлена на развитие навыков работы с документацией, формирования умения работы с различными категориями клиентов, составления и реализации различного рода программ социальной помощи. Вместе с тем, это научно-исследовательская практика, в процессе которой студент на основе выбранной им тематики для подготовки курсовой и последующей дипломной работы может проводить исследования и в других, по согласованию с кафедрой, местах.

Задачами учебно-производственной практики являются:

1. Приобретение и углубление знаний о структуре и функциях социальных служб, навыков практической работы с клиентами, умений анализа документации, делопроизводства.

13 стр., 6143 слов

Методика работы социального педагога в конфессиях

... заключается в том, что поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный – через деятельность церковных организаций, так и ... воздействие на психику человека. Она компенсирует его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удаляет ощущения собственного бессилия, тяжелые переживания личных неудач, обид и ...

2. Составление и реализация различных социальных программ на индивидуальном, индивидуально-групповом и структурном уровнях.

3. Развитие навыков научно-исследовательской работы в условиях базовых организаций, выбор и отработка различных методик социальной работы применительно к теме научной работы.

4. Сбор, обработка материалов, имеющих научную ценность и используемых в дальнейшем для написания курсовой и дипломной работы.

Базами для проведения учебно-производственной практики определены организации, участвующие в решении различных социальных проблем: Департамент социальной защиты населения Ивановской области, территориальные управления и отделы социальной защиты населения муниципальных образований Ивановской области, Центры социального обслуживания населения, Центр психолого-педагогической помощи семье и детям, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр социальной адаптации, Центры помощи семье и детям, Детские дома, Дома-интернаты. Департамент внутренней политики Ивановской области (Управление молодежной политики).

Региональные отделения государственных внебюджетных фондов РФ. Управление МЧС по Ивановской области. Управление Федеральной миграционной службы Ивановской области. Учреждения Федеральной службы исполнения наказания по Ивановской области. Департамент образования Ивановской области и подведомственные ему учреждения. Департамент здравоохранения Ивановской области и подведомственные ему учреждения. Ивановский центр занятости населения. Комитет по делам молодежи г. Иванова. Органы МВД. Подразделения Вооруженных сил РФ. Общественные и благотворительные организации и др.

Места прохождения практики предлагаются кафедрой социальной работы и прикладной социологией, или студенты могут находить их самостоятельно.

5.1. Содержание практики

Содержание практики определяется её видом, направлением, задачами и спецификой деятельности базового учреждения. Примерное содержание практики может быть следующим.

в территориальных органах социальной защиты, территориальных центрах социального обслуживания населения

  • Ознакомление с законодательством о социальном обеспечении и с документацией, необходимой для предоставления социальной помощи и поддержки, с личными делами граждан.
  • Участие в консультативной и разъяснительной работе по социальному законодательству.
  • Работа с обращениями граждан: заявлениями, жалобами, предложениями.
  • Знакомство с организацией социального обслуживания и социальной помощи престарелым, инвалидам, лицам без определенного места жительства и вернувшимся из мест лишения свободы, малообеспеченным группам населения, лицам, оставшимся без средств к существованию, попавшим в экстренную ситуацию и др.
  • Участие в составлении и ведении документации лиц, нуждающихся в устройстве в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, обследовании их социально-бытового положения.
  • Участие в приеме граждан, обращающихся в сектор по вопросам социально-бытового обслуживания, и оказании им различного вида социальной помощи.
  • Знакомство с картотекой (базой данных) нуждающихся граждан, участие в разработке и реализации программ помощи им.
  • Ознакомление с деятельностью отделений социального обслуживания на дому.
  • Участие в медико-психологической, психолого-педагогической работе с нуждающимися в этом гражданами, составление программы индивидуальной коррекции их поведения, образа жизни или социального воспитания.
  • Ознакомление с документацией лиц с ограниченными возможностями, приобретение навыков ее оформления.

в службах по проблемам семьи, женщин и детей

  • Знакомство с содержанием и реализацией социальных программ помощи данным категориям граждан.
  • Ознакомление с картотекой (базой данных) семей, их учетом по категориям; особенностями работы с категориями социально незащищенных семей.
  • Выявление направлений деятельности, содержания мероприятий по оказанию помощи различным категориям семей (малообеспеченные, замещающие, имеющие детей-инвалидов, неполные и т.д.).
  • Ознакомление со всеми видами социальной поддержки семей, детей (единовременная помощь, ежемесячные выплаты, адресная помощь, материальная помощь, дотации на дополнительное питание, льготы, бесплатное обеспечение лекарствами и т.д.).
  • Участие в работе по выявлению детей из категории неблагополучных семей, склонных к девиантному поведению.
  • Участие в работе с семьями с асоциальным поведением родителей.
  • Ознакомление с деятельностью в области оказания социальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, детей с хроническими заболеваниями, и составление программ индивидуального долговременного ухода и реабилитации для детей с ограниченными возможностями.
  • Работа с заявлениями, письмами и жалобами граждан.

в правоохранительных органах, учреждениях федеральной службы исполнения наказания

  • Приобретение навыков установления контакта с правонарушителями, с лицами асоциального поведения.
  • Ознакомление с системой мер по профилактике правонарушений.
  • Участие в работе по коррекции поведения правонарушителей.
  • Ознакомление с программами воспитания в исправительных учреждениях, разработка альтернативной программы по изучению асоциального поведения и его профилактике.
  • Овладение коррекционными методами, применяемыми в учреждениях и группах, занимающихся исправительной работой среди правонарушителей.
  • Изучение взаимосвязей программ профилактики правонарушений в школах, по месту жительства, в исправительных учреждениях.
  • Анализ состояния среды в исправительных учреждениях, в местах их временной изоляции, по месту проживания, в образовательных учреждениях и составление программы действий по оздоровлению среды.
  • Работа с лицами, вышедшими из мест заключения, и другими.
  • Ознакомление с процедурой надзора по делам несовершеннолетних, выявление её профилактической направленности, результативности.
  • Ознакомление с документацией.

в службах занятости

  • Знакомство со структурой, функциями и управлением базового учреждения.
  • Изучение рынка труда, региональных потребностей в кадрах, сфер деятельности и перспектив развития отраслей хозяйства в регионе.
  • Овладение навыками анализа документации, делопроизводства.
  • Приобретение навыков работы с клиентами различных возрастов, социального и материального положения, мотивацией трудовой деятельности.

в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

  • Участие в составлении и ведении документации в учреждениях.
  • Ознакомление с деятельностью центров подготовки приемных родителей; участие в работе центров подготовки приемных родителей.
  • Участие в медико-психологической, психолого-педагогической работе с детьми и приемными семьями; участие в составлении программы индивидуальной работы с семьями.

5.2. Индивидуальная часть практики

Индивидуальная часть практики осуществляется студентом на основании индивидуального задания, полученного от научного руководителя кафедры, и выполняется как научно-исследовательская работа (НИР).

Итоги выполнения индивидуального задания составляют основу для научно-исследовательского практикума и впоследствии должны быть представлены в виде курсовой работы с её последующей защитой на кафедре. Защита курсовой работы проводится перед комиссией кафедры в декабре месяце следующего учебного года.

Итоги выполнения индивидуального задания должны быть представлены в виде собранного за время прохождения практики эмпирического материала и отражены в отчете.

5.3. Оформление отчета

За 1– 2 недели до окончания практики студент начинает оформлять текстовой отчет, обобщающий результаты практики. В нем должно быть отражено следующее:

– характеристика учреждения – базы практики (структура, система управления, специфика секторов и подразделений);

– сведения о выполнении работы согласно программе практики;

– анализ основных трудностей, возникших при работе;

– оценка деятельности учреждения и основные выводы и рекомендации по её улучшению;

– замечания и предложения, направленные на совершенствование прохождения практики.

По окончании практики студент представляет руководителю практики от кафедры отчет о практике, подписанный студентом и руководителем практики от учреждения, с оценкой деятельности студента (в баллах).

Отчет оформляется на стандартной бумаге формата А4, только в машинописном виде. Максимальный объем отчета – 20 страниц. В него включаются необходимые таблицы, рисунки, графики и т.п. Текстовую и иллюстративную части отчета следует оформлять в соответствии с требованиями ГОСТа. Громоздкие таблицы и схемы должны выноситься в соответствующе оформленные приложения, объем которых не ограничивается. Список источников оформляется по ГОСТ 7.1 – 2003. Правильно оформленным считается отчет, имеющий оглавление, выделенные в тексте разделы, подразделы, сплошную нумерацию страниц (внизу справа), ссылки на использованную документацию, нормативные, инструктивные и методические материалы, литературу.

Изложение материала, содержащегося в отчете, должно строго соответствовать разделам, подразделам и отдельным вопросам программы с тем, чтобы ни один из её пунктов не оказался непроработанным. При отсутствии в организации той или иной информации студент должен отметить этот факт в отчете. Последовательность изложения материала в отчете по практике:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Введение.
  4. Описание места прохождения практики.
  5. Выполнение плана практики.
  6. Выполнение индивидуального задания.
  7. Заключение.
  8. Литература.
  9. Приложения.

К отчету, подписанному студентом и руководителем практики, прилагается характеристика студента, данная руководителем учреждения. Характеристика должна содержать следующие сведения:

  1. полное наименование организации, являющейся базой прохождения практики;
  2. период, за который характеризуется практикант;
  3. перечень подразделений организации, в которых практикант работал;
  4. работы, проведенные практикантом по поручению руководителя;
  5. отношение практиканта к выполняемой работе, степень выполнения поручений, качественный уровень и степень подготовленности студента к самостоятельному выполнению отдельных заданий;
  6. дисциплинированность и деловые качества, которые проявил студент во время практики;
  7. умение контактировать с обучающимися, а также сотрудниками, руководством учебного подразделения;
  8. наличие отрицательных черт, действий, проявлений, характеризующих студента с негативной стороны в период прохождения практики;
  9. дифференцированная оценка прохождения практики (в баллах);
  10. дата составления характеристики и подпись руководителя практики.

Характеристика оформляется на бланке организации или на обычном листе с печатью этой организации.

5.4. Подведение итогов практики

По окончании практики студенты защищают отчеты по практике в соответствии с графиком, утвержденным зав. кафедрой социальной работы и прикладной социологии.

Формальным основанием для допуска студентов к сдаче зачета по практике является полностью оформленные отчет и дневник по практике.

Защита осуществляется студентом в сентябре следующего учебного года перед комиссией, назначенной зав. кафедрой. Защита состоит в кратком докладе на 7–10 мин. и ответах на вопросы членов комиссии. В результате студенты получают зачет с дифференцированной оценкой. Результаты прохождения практики оцениваются по следующим критериям:

– уровень усвоения компетенций;

– отзыв руководителя практики от организации;

– полнота, аналитичность представленного материала, умение оперировать основными теоретическими положениями, умение делать выводы;

– практические результаты проведенных работ и их значимость;

– качественность ответов на вопросы по существу отчета.

Студенты, не выполнившие план практики, получившие отрицательный отзыв о деятельности или неудовлетворительную оценку при защите отчета, НЕ ДОПУСКАЮТСЯ к экзаменационной сессии и проходят практику повторно за счет сокращения каникул.

Приложения

Приложение 1

Форма дневника прохождения практики

Дневник учебно-производственной практики

студента ____________________________________________

(Ф.И.О.)

Место прохождения практики _____________________________

_______________________________________________________

Руководитель практики (стажировки) от ИвГУ _______________

(Ф.И.О., должность)

_______________________________________________________

Руководитель практики от учреждения _____________________

(Ф.И.О., должность)

_______________________________________________________

Сроки практики (стажировки) _____________________________

_______________________________________________________

Основные должностные обязанности практиканта, определенные социальным или иным учреждением _____________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Фиксация хода практики

п/п

Число, месяц

Содержание выполненной работы

Отметка руководителя практики от учреждения

1

2

3

4

Характеристика на практиканта руководителя практики от учреждения (возможен вариант приложения) ________________________

_______________________________________________________

Руководитель практики

от учреждения

(Ф.И.О., должность)

Приложение 2

Форма титульного листа отчета

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ «Ивановский государственный университет»

Кафедра социальной работы прикладной социологии

ОТЧЕТ

о прохождении производственной практики

в ______________________________________________________

_______________________________________________________

(название учреждения)

Студентом __________________________________________

(Ф.И.О.)

Руководитель практики

от учреждения

____________________

____________________

(Ф.И.О., должность)

Руководитель практики

от ИвГУ

____________________

____________________

(Ф.И.О., должность)

Иваново 20__