Анализ различных направлений использования метафоры в практике психологического консультирования

СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Курсовая работа

на тему: «Анализ различных направлений использования метафоры в практике психологического консультирования»

выполнила: студентка V курса

факультета психологии

*********

научный консультант:

Корнеев А.С.

Москва, 2007

Содержание

Введение 3

1. Понятие «метафора» в современной практической психологии 5

2. Виды и общая структура работы с метафорой в психологическом

консультировании 13

3. Психотерапевтические направления использования метафоры в

консультировании 18

Заключение 41

Литература 42

Введение

История развития представлений о метафорическом познании действительности насчитывает тысячелетия. Еще жрецы древних цивилизаций использовали различные метафоры, как элемент своих языческих культов. В настоящее время метафора широко применяется во многих научных направлениях. Однако наиболее значимое влияние это применение ощущается в процессе работы с клиентом в психологической практике. Метафора позволяет гораздо шире рассматривать психологический, социальный, духовный контекст, в котором возникают проблемы и трудности у человека, которые и заставляют его обращаться за профессиональной помощью психолога. Данная особенность предопределяет социальную значимость нашего исследования.

В психологии и психотерапии метафора – это неотделимый элемент консультативного, терапевтического процессе работы терапевта с клиентом. Начиная от З. Фрейда, М. Эриксона, Ф. Перлза, К.Г. Юнга и заканчивая современными исследователями данной проблемы в различных направлениях практической психологии, применение метафоры, как техники работы с человеком, являлась постоянным атрибутом индивидуальной и групповой работы с людьми. Однако, несмотря на то, что техника использования терапевтических историй далеко не нова, какого-либо научного изучения данной проблемы, до сих пор, проведено не было. Кроме того, взглядов на использование метафоры в консультировании так много, что анализ и изучение их оказывается просто необходимым в контексте научного обоснования применения этой техники на практике. Эти аспекты и составляет научную значимость нашей работы.

Исследование различных форм и моделей применения метафоры в консультативном и терапевтическом процессе может помочь практикующим психологам, психотерапевтам более эффективно применять данную технологию работы с клиентом. Это и объясняет практическую направленность данной работы.

6 стр., 2904 слов

Психосоциальная работа и проблемы консультативного процесса

... включенность клиента в процесс консультирования; - разграничение личных и профессиональных отношений. Социально-психологическое консультирование предполагает использование своеобразных приемов и методов работы с клиентами. К ... социальной дистанции является так называемая шкала Богардуса. В социальной психологии социальная дистанция определяет расстояние, которое индивид стремится сохранить между ...

В связи с этим, целью нашего исследования является изучение и анализ различных направлений использования метафоры в практике психологического консультирования.

Объект исследования – метафора как элемент работы с клиентом в процессе консультационной работы.

Предмет исследования – различные направления использования метафоры в практике психологического консультирования.

Задачи:

1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.

2. Определить и провести научную трактовку основных понятий исследования.

3. Рассмотреть и проанализировать различные направления применения метафоры в процессе работы психотерапевта с клиентом.

1. Понятие «метафора» в современной практической психологии

Терапия с использованием метафор не представляет в настоящее время научно обоснованной концепции, а развивается как система эмпирических техник, применяемых при разных психотерапевтических подходах. Психотерапевты, обосновывающие необходимость имплицитного использования метафор в психотерапии, в частности Гордон [10], автор книги «Терапевтические метафоры: оказание помощи другим с использованием зеркала», отмечает, что в истории развития культуры метафоры использовались как приемы, при помощи которых развивались и передавались идеи. Шаманы, древние философы, проповедники — все они в сходной манере интуитивно сознавали и применяли силу метафоры…………..

Заключение

Проведенная нами теоретическая работа по исследованию различных направлений использования метафоры в практике психологического консультирования позволила нам выделить ряд существенных выводов:

Метафора — это способ сообщения, в котором одни вещи выражаются через термины, принадлежащие к другой области вещей, что вместе проливает новый свет на характер того, что описывалось ранее. Эффективное применение метафоры в психологическом консультировании должно строиться на целенаправленном и осознанном воздействии на определенные личностные паттерны клиента.

Анализ различных направлений в использовании метафоры в психологическом консультировании может быть рассмотрен в качестве эволюции взглядов на процесс работы терапевта с клиентом. Если в начале метафора рассматривалась, прежде всего, как контекст определенной теоретической концепции (в классическом психоанализе З. Фрейда или аналитической психологии К.Г. Юнга), то в последующем, метафора становится одной из техник, применяемых при работе с клиентом в процессе консультирования. Особенно ярко это можно увидеть при рассмотрении теории эриксоновского гипноза, гештальт-терапии, а также НЛП и арт-терапии. Сам смысл использования метафоры в консультировании расширяется, возникают новые формы (визуальная, телесная метафора).

18 стр., 8761 слов

Техники и методы консультирования клиентов после развода

... психологическом консультировании клиентов, обращающихся за помощью. Приведем некоторые из них, уместные в применении при консультировании клиентов в ситуации развода. Процедуры и техники психологического консультирования Под процедурами в психологическом консультировании ... аспекту относятся непосредственно слова, словосочетания, метафоры, которые употребляет клиент в своей речи. К невербальному ...

Наконец, в последнее время появился еще один вид работы с клиентом – сказкотерапия. Данное направление в своей основе полностью содержит и основано на использовании сказки как метафорического образа, с которым идет работа консультанта и клиента.

Многогранность применения метафоры в практике психологического консультирования расширяет границы методов и техник, используемых в работе со взрослыми и детьми.

Литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1993. – 175с.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1993.

3. Барт Р. Мифологии. — М., 1996.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб: Лениздат. — 1992. — С. 24 — 31, 97 — 107.

5. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – К., 1997.

6. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. -М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. -376 с.

7. Бурлачук Л.Ф. и др. Основы психотерапии. – М.: Алетейа, 1999. – 320 с.

8. Гриндер Дж., Бенглер Р. Формирование транса. — М., 1994.

9. Гриндер Дж., Бэндлер Р. Наведение транса. – М., 1995.

10. Гордон Д. Терапевтические метафоры. Оказание помощи другим при помощи зеркала. — М., 1995.

11. Джонсон Р. Сновидения и фантазии. – К., 1996.

12. Дрейкус-Фергюссон Е. Введение в теорию Альфреда Адлера. – Мн., 1995. – 52с.

13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказкотерапия. – М., 2001.

14. Зайг Д. Семинар с доктором медицины Милтоном. Г. Эриксоном. — М.: Класс, 1994.

15. Калина Н. Основы психотерапии. – М., 1997.

16. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – СПб., 2002.

17. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Мн.: Высш.шк., 1997. – 464 с.

18. Кондрашов В. Всё о гипнозе. — Ростов-на-Дону, 1998.

19. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.

20. Кроль Л., Пуртова Е.. Использование метафор в организационном консалтинге и тренинге. – М., 2002.

21. Кутергина И.Г. Использование метафор в семейной терапии. – М., 2005.

22. Куттер П. Современный психоанализ. – СПб.: «Б.С.К.», 1997. – 351 с.

23. Ласая Е.В. Гештальт-подход в преобразовании биологической картины невроза в психологическую. — в сб.: Гештальт-98. М., Московский Гештальт Институт,1999. с.46-50

24. Ласая Е. Телесные метафоры в гештальттерапии. – СПб., 2002.

25. Мягкова И. Визуальная метафора в психотерапевтической работе. – М., 2006.

26. Немиринский О.В. Гештальт-терапия психосоматических расстройств.- Московский психотерапевтический журнал, 1997а, №1. с.84-91.

27. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.

28. Пезешкян Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. — М., 1994

29. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии: Пер. с англ. — М., 1996.

30. Психотерапевтическая энциклопедия/Под ред. Б.Д. Карвасарского – СПб., 1998.

31. Райх В. Анализ характера. — М.: Апрель Пресс, 2000. — 528 с.

32. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ. — М., 1993.

33. Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.

8 стр., 3906 слов

Теория развития в гештальт-подходе

... «bull shit»). Однако, как оказалось, такая позиция усложнила жизнь гештальт-подходу – не только теории, которая оказалась неспособной описывать процесс развития, но и практике, которая пострадала от ...

34. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном (Уроки гипноза): Пер. с англ. — М., 1994.

35. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. — М, 1997.

36. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. – 928 с.

37. Теория метафоры. — М., 1990.

38. Фрейд З. Методика и техника психоанализа. – М., 2003.

39. Эриксон М. Мой голос будет с вами. Обучающие истории Милтона Эриксона. — СПб.: XXI век, 1995.

40. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 2004.