Психологическая адаптация ребенка в условиях детского лагеря

В последние годы все чаще взгляды и подходы, излагаемые по проблемам организации каникулярного времени детей, касаются вопросов, связанных с философским и глобальным педагогическим аспектом [17, 18, 21, 65]. Очень часто за яркими, звучными названиями программ организации детского отдыха (часто выдаваемых за инновационные) кроются по сути своей привычные и давно апробированные методики и формы работы. Тем не менее, время требует совершенно нового подхода к содержанию деятельности. Современная ситуация развития ребенка весьма неблагоприятно влияет на само его развитие. Постоянно действующие стрессирующие факторы и обстоятельства, ритм жизни, насыщенность информационного пространства – все это накладывает отпечаток на адаптационные механизмы современных детей [64, 79, 90].

Ни для кого не является секретом, что в последнее время специалисты отмечают постоянный рост численности людей, страдающих расстройствами и заболеваниями, так или иначе связанными с эмоционально-волевой сферой человека, а также прослеживающуюся невротизацию общества [64, 79, 90]. Более того, возрастание количества эффективных расстройств (прежде всего тревожных и депрессивных состояний) сопровождается сопутствующими соматическими заболеваниями. А если быть более точными, то эти расстройства «маскируются» под видом соматических заболеваний. По различным данным, не менее 30% людей, обращающихся за помощью к терапевтам, кардиологам, невропатологам и другим специалистам районных поликлиник и диагностических центров, страдают соматоморфными расстройствами, т. е. психическими расстройствами, которые замаскированы соматическими симптомами, не имеющими достаточной физической основы.

Таким образом, можно сказать, что именно эмоциональная сфера становится наиболее патогенной зоной в современном обществе [90]. Эта тенденция прослеживается, к сожалению, и у детей. Усугубление ситуации возникает в моменты перемен в жизни ребенка (смена места жительства или места учебы, изменение состава семьи или другие семейные ситуации).

Приезд ребенка в лагерь, в незнакомую обстановку является одной из таких ситуаций, особенно если ребенок никогда ранее там не был.

Каждый ребенок, даже если он ранее был именно в этом лагере, проходит период адаптации к новым условиям (новому детскому коллективу, новым вожатым, программе лагеря и т. д.).

Задача вожатого сделать этот период как можно менее продолжительным, помочь ребенку мягко, без особых эмоциональных потерь войти в жизнь временного детского коллектива. Чем быстрее будут решены задачи адаптации детей, тем быстрее вожатый сможет приступить к решению других воспитательных задач.

17 стр., 8424 слов

Профессиональный стресс и психосоматические заболевания людей

3 Профессиональный стресс и психосоматические заболевания людей. Содержание Введение 1. Стресс жизни. Основные причины._________________ 6 1.1. Причины и признаки стрессового состояния.________7 1.2. Стресс в профессиональной деятельности менеджера.__________________________________________12 2. Психические и психосоматические заболевания, обусловленные воздействием стрессовой ситуации.______15 2. ...

Вожатым, как впрочем и другим педагогам, в силу своего положения приходится работать не только с детьми, развитие которых протекает в рамках нормы, но и с теми детьми, эмоциональное благополучие которых не всегда соответствует их темпераменту и нормам развития. Молодой педагог сталкивается порой с труднообъяснимыми для него случаями отклоняющегося поведения, эмоциональной нестабильностью, дефектами развития и другими аномалиями психики. Естественно, что он должен адекватно реагировать на все эти проявления эмоциональных и поведенческих отклонений. От того насколько правильной будет эта реакция, зависит дальнейшее развитие ребенка, его эмоциональное благополучие и отношения с окружающим его миром.

Именно поэтому сегодня очень актуальным кажется вопрос о кардинальной смене содержания отдыха детей в условиях летних оздоровительных лагерей. На наш взгляд, крайне необходимой в условиях детских оздоровительных лагерей является специальная работа психологов и психологов-тренеров по коррекции эмоциональных состояний детей. Эта деятельность, естественно, не должна быть доминирующей, а должна выступать одним из направлений работы наряду с досуговой, познавательной, развивающей. То место, которое отводится сегодня познавательному и развивающему аспекту работы с детьми, несомненно, заслуживает уважения, тем более, что все больше внимания уделяется и здоровьесберегающим направлениям. Но ситуация такова, что при планировании деятельности практически не уделяется внимания психогигиеническому аспекту развития современных детей. Тем не менее, эта необходимость назрела уже давно, т. к. все чаще и чаще педагогам временных детских коллективов приходится сталкиваться с детьми, страдающими различными эмоциональными и поведенческими расстройствами, среди которых:

  • расстройства поведения, вызванные ошибками семейного воспитания (комплексы, мании, навязчивости);
  • расстройства поведения, вызванные особенностями взаимоотношений в семье (застенчивость, неконтактность, агрессия, эгоцентризм, депрессивные состояния);
  • состояния, вызванные невниманием к ребенку в семье (психолого-педагогическая запущенность, разнузданность и вседозволенность);
  • эмоциональные расстройства, вызванные повышенным уровнем ситуативной и личностной тревожности;
  • расстройства характера, в том числе явно выраженные акцентуации характера;
  • невротические расстройства (истерические состояния, детские страхи и фобии, неврастения, навязчивости и т. д.);
  • стойкие личностные и психические защиты, проявляющиеся в аддиктивном и отклоняющемся поведении.

Этот перечень можно продолжить, но это не является целью нашего исследования.

4 стр., 1920 слов

Эффективность тианептина при депрессивных расстройствах невротического и субпсихотического уровня

Эффективность тианептина коаксила при депрессивных расстройствах невротического и субпсихотического уровня Депрессия характеризуется разнообразием клинических форм и проявлений, сочетаясь с различными симптомами и синдромами, в том числе с тревожными, соматическими, ипохондрическими.Несмотря на большое количество антидепрессантов, имеющихся в распоряжении психиатров, лечение перечисленных ...

Мы приводим данные нашего исследования, проведенного в рамках программы личностного роста «Зажги звезду!», которая проводится нами в одном из оздоровительных лагерей Новосибирска. Данные нашего наблюдения помогут определить некоторые симптомы детей, испытывающих трудности адаптации.

Наблюдение выявило определенную категорию детей с низким уровнем коммуникативной активности (как следствие, низкий уровень адаптации), заниженной самооценкой, преобладанием мотивации избегания неудач, неспособностью к самоактуализации, а в некоторых случаях проявляющих агрессивность (имеющую, кстати, защитное происхождение).

У подавляющего количества детей был выявлен крайне низкий уровень творческой активности. Более чем у 70% этих детей данные явления сопровождались теми или иными поведенческими реакциями, выказывающими их уровень тревожности:

  • Отсутствие инициативы в ситуации прямого взаимодействия с детьми.
  • Мышечное напряжение (руки, ноги, тело), угловатая походка, позвоночные зажимы.
  • Настороженность, внутренняя скованность, боязливость.
  • «Закрытые» позы: скрещенные руки и ноги при сидении или движениях [71].
  • Бедная мимика, сдержанность проявления эмоций.
  • «Защитные предметы» в руках.
  • Тремор, тикообразные движения.
  • Затруднение вербализации (заикание, оговорки, большие паузы и т. д.).
  • Затруднение дыхания (учащенное, вздохи, «пошмыгивание» носом).
  • Беспокойство, двигательное возбуждение, ажитация.

Тестирование и интервьюирование детей выявило преобладающее количество детей с мотивацией избегания неудач (72%), заниженный (в том числе низкий) уровень самооценки (82%), наличие страхов и фобий (79%).

4 стр., 1842 слов

Детский самодеятельный коллектив субъект творческого развития личности

Содержание Введение……………………………………………………….………………….3 Глава 1. Теоретико-методологические основы детской коллективной деятельности…………………………………………………………...…………8 1.1. Детский самодеятельный коллектив: понятие, сущность, закономерности развития……………………………………….……...………..8 1.2. Социально-культурное функционирование детского самодеятельного коллектива…………………………………………………………….…………14 1.3. Роль детского ...

Совершенно очевидно, что этим детям была необходима профессиональная психолого-педагогическая помощь. Важно знать, что явилось поводом для проявления таких состояний.

Как мы уже указали, специфическая ситуация временного детского коллектива, особенно в первоначальные этапы его формирования и развития, является, на наш взгляд, усугубляющей большинство этих расстройств и состояний. Новый коллектив, незнакомые дети и взрослые, требования, предъявляемые к ребенку – все это само по себе является дополнительным стрессирующим фактором. Именно поэтому в первые же дни пребывания ребенка в лагере необходима специально организованная деятельность педагогов и психологов, направленная на снятие тревожных состояний, дезадаптации и на формирование благоприятного психологического климата и отношений в формирующемся детском коллективе. Именно эту задачу должны выполнять специально подобранные (учитывающие возрастные особенности) коммуникативные игры, упражнения, тренинговые задания, групповая творческая деятельность.

Но закономерно встает вопрос: как определить эти состояния и расстройства. Ведь в условиях временного детского коллектива с его быстрым ритмом деятельности педагогу зачастую просто не хватает времени, чтобы увидеть каждого ребенка, заметить его особенности, эмоциональные состояния, чувства. Для этого существует ряд специальных методик и приемов.

Один из возможных способов мы уже рассмотрели – это наблюдение. В условиях детского коллектива наблюдение, как правило, бывает включенным – вожатый, участвуя в жизни детского коллектива, проводит наблюдение и при необходимости фиксирует полученные данные. Наблюдение за поведением ребенка в ходе специально организованной деятельности может дополнить данные, полученные при проведении других методик, о которых мы расскажем ниже.

Другой способ – специально организованная творческая деятельность. В организационный и другие периоды лагерной смены именно она в какой-то мере служит решению задачи не только диагностики, но и коррекции состояний, отношений, поведения [26, 62, 63, 64, 81, 85].

10 стр., 4662 слов

Деятельность методиста детского дошкольного учреждения

... 2013 г.). Программой определены основные направления деятельности всех участников воспитательно-образовательного процесса (родители, педагоги, дети), а также ... проходила на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) детский сад № 17 "Петушок" п. Чапланово муниципального ... исследование уровня благоприятности в коллективе ДОУ. Более удачно проводилась работа с детьми, в работе с ...

Но, на наш взгляд, гораздо более эффективны, в данном случае, методы экспресс-диагностики, применяемые специалистами-психологами или специально подготовленными педагогами. В этот ряд, несомненно, можно включить часть проективных методик («Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», «Автопортрет», «Моя семья»).

Эти методики могут помочь выявить нюансы развития, эмоциональных состояний, самооценки и других личностных и характерологических особенностей ребенка. Для детей, входящих в уже определенную «группу риска» можно провести специальные тестовые методики и упражнения («Незаконченные предложения», «Завершение фразы», «Продолжение сказки» и т. п.).

Вышеперечисленные способы диагностики, примененные в комплексе, позволяют с определенной точностью определять те состояния и расстройства эмоционально-волевой сферы, которые имеются у ребенка.

Необходимо знать, что в обычном лагере одинаковые стартовые условия, в которых изначально находятся дети.

В этой связи основными социально-психологическими задачами педагога временного детского коллектива является организация совместной деятельности, направленной на:

  1. преодоление стрессогенного воздействия в новой для ребенка ситуации;
  2. адаптацию ребенка к новым условиям существования;
  3. самоутверждение в новых статусных ролях и системе взаимоотношений;
  4. самореализацию ребенка.

К большому нашему сожалению, практика показывает, что большинство педагогов не готовы к реализации этих задач. Кто-то – в силу незнания к данной проблеме, кто-то – в силу каких-то других обстоятельств. В результате, вместо полноценного отдыха, направленного на развитие своих способностей, реализацию своих конструктивных потребностей, ребенок получает воспоминания о бесцельно прожитых каникулярных днях и о несложившихся отношениях со сверстниками.

Опыт эффективной адаптации в условиях детского лагеря

Несколько иной подход к выше обозначенной проблеме наблюдается при организации деятельности в рамках упомянутой нами программы «Зажги звезду!». Изначально она задумывалась как психолого-педагогическая программа. Форма реализации – программа личностного роста. В рамках ее организации и проведения явно выделяются три блока:

22 стр., 10611 слов

Межличностные отношения у детей в группе детского сада посредством социальной игры

... использование элементов детской творческой деятельности. Цель программы: помочь детям старшего дошкольного возраста совершенствовать межличностные отношения в группе сверстников детского сада, по средствам социальных ... , застенчивость и демонстративность. Одной из наиболее частых проблем в детском коллективе является повышенная агрессивность. Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает ...

  • психологический блок – проведение с детьми социально-психологических тренингов (сензитивности, личностного роста, коммуникативных, психодрамы и артерапии), психологических и коммуникативных игр [3, 5, 9,13, 23, 36, 47, 55, 65, 68, 77, 82];
  • развивающий блок – организация деятельности клубов по интересам, хобби-центров, творческих студий;
  • блок развивающего творческого досуга – проведение познавательных, конкурсных программ, творческих дел (театр, танцевальные баттлы, музыкальные гостиные и т. д.), спортивных соревнований, экономических игр и т. д.

Необходимо отметить специфические организационные и психолого-педагогические особенности программы личностного роста «Зажги звезду!», к которым мы относим следующее:

  1. Кратковременность очередных этапов программы. Время проведения каждого из этапов колеблется от 5 до 10 дней. При выполнении основных задач программы эта особенность ограничивает нас во времени. При этом подавляющее большинство разработанных исследователями и практиками методик и технологий работы с временным детским коллективом рассчитаны на более длительный период воздействия. В этой связи руководителями программы и ее педагогическим коллективом разработана и осуществляется технология психолого-педагогического воздействия, позволяющая за относительно короткий промежуток времени решить несколько задач:
  • существенно снизить уровень психоэмоционального напряжения и ситуативной тревожности у детей-«новичков»;
  • повысить уровень групповой сплоченности и доверия друг к другу членов временного детского коллектива;
  • сформировать благоприятный психологический климат данного детского коллектива;
  • создать условия для полноценного включения каждого ребенка в жизнедеятельность детского коллектива.

Все вышеперечисленное помогает решать задачу, о которой мы говорим в данном разделе – эффективную адаптацию ребенка в новых для него условиях детского лагеря.

7 стр., 3497 слов

Рабочая программа дисциплины Психология управления

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО ДВГГУ) Кафедра психологии УТВЕРЖДАЮ _______________________ "_____"__________________200__ г. Направление подготовки Менеджмент Профиль подготовки Менеджмент Квалификация ( ...

  1. Состав участников (членов) временных детских коллективов также имеет свою особенность – в нем находятся дети, уже побывавшие на программе и дети, приехавшие на нее впервые. Более того, часть уже побывавших на программе детей могут не знать друг друга. Таким образом, в одном и том же детском коллективе находятся и знакомые между собой дети и «новички» данного коллектива. Эта особенность является для программы решающей, т. к. «старички» очень быстро вводят в курс дела и в суть программы новых ее членов. По взаимной договоренности с детьми и педагогами «старички» пытаются выстраивать свои отношения с новыми членами коллектива с позиций доброжелательности, взаимопомощи и уважения. Это – одно из неписанных правил программы, которое выполняется практически всеми детьми, уже участвовавшими в ней.
  2. Изначально участие детей в программе предусматривает продвижение их по определенной, ранжированной взрослыми, «иерархической лестнице» личностного роста. Это реализуется при помощи награждения детей знаками отличия. Для программы «Зажги звезду!» такими знаками являются нагрудные ленточки, которыми отмечается активное участие детей в программе. Каждому новому ребенку-участнику программы в первый день, на вечернем «огоньке» торжественно вручается ленточка фиолетового цвета. При условии включения ребенка в программу ему по окончании звезда выдается ленточка следующего цвета (они последовательно выстроены в цветовой гамме радуги).

    Если ребенок не проявил себя с этих позиций, у него остается лишь одна (первичная) ленточка. Ленточки следующего цвета всем участникам программы вручаются не за участие в ней, а за активную личную, деятельностную позицию.

  3. Из всех блоков программы значительная часть уделяется психологическому блоку. Именно в его рамках проводятся тренинговые занятия с детьми старше 10 лет, коммуникативные и сюжетно-ролевые психологические игры, практикумы общения. Как мы уже указывали в главе 2, основными особенностями коммуникативных игр считаются распространение коммуникативных связей, сформированных в игре, за ее рамки, а также разнообразная направленность коммуникативных связей личности в ходе игры.

Основной особенностью программы считается ее основополагающая психологическая составляющая. При моделировании и разработке программы авторы опирались на методологические положения отечественной школы психологии, в частности на теорию деятельностного подхода к развитию психики и личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Х. Хекхаузен).

Ориентиром для создания форм комплексного, системного психолого-педагогического воздействия являются положения ряда психологов о том, что регулирующее воздействие и психологическая помощь, в конечном счете, должны обеспечить ребенку личностный рост (К. Рудестам, С.Л. Братченко, Е.Б. Ковалева, С.А. Вадмаев, И.В. Вачков и др.).

Основой организации деятельности в рамках программы является педагогическая теория коллективно-творческой деятельности (И.П. Иванов, А.Н. Лутошкин, С.А. Шмаков, О.С. Газман и др.) в сочетании с психологическими средствами воздействия на уровень групповой сплоченности, личностного роста ребенка (технологии коучинга, тимбилдинга) и технологиями педагогической анимации (П. Бло, Б.З. Вульфов, В.Г. Бочарова и др.).

Необходимо указать, что, разрабатывая эту программу, авторы исходили из системного подхода к организации деятельности. Именно с позиций системы и разработано психолого-педагогическое воздействие как на высокотревожных детей, так и на формирование психологического климата временного детского коллектива и уровень групповой сплоченности. Под системным подходом мы понимаем регулярное воздействие, оказываемое при наличии четкой цели и задач этого воздействия, при соблюдении определенных принципов и применении выявленных рядом исследователей методов и форм психолого-педагогического воздействия. В рамках программы оказывается непрерывное воздействие на детей. Оно заключается в постоянной загруженности детей определенными видами деятельности. Виды деятельности сменяют друг друга так, чтобы ребенок не чувствовал усталости, однообразия и скуки. В каждом из видов деятельности, предлагаемой организаторами, ребенок может найти то, что интересно именно ему и что может дать ему что-то новое. Таким образом, за короткий промежуток времени ребенок получает массу впечатлений и вступает в большое количество взаимосвязей, коммуникаций, одновременно развивая навыки общения.

Особое место в психолого-педагогическом блоке программы отведено регуляции уровня ситуативной тревожности и психоэмоционального напряжения у детей-участников программы, что, как мы уже отмечали, приводит к скорой и успешной адаптации ребенка в новом коллективе. Такое внимание к данному вопросу обусловлено ем, что ребенок, попадая в новые для него условия временного детского коллектива, должен как можно быстрее адаптироваться к ним. Это вызвано тем, что быстротечность смен программы (от 5 до 10 дней) диктует необходимость быстрого включения ребенка в деятельность, направленную на его развитие и личностный рост. Высокий уровень ситуативной тревожности ребенка мешает такой адаптации, блокирует активность личности, тормозит развитие отношений ребенка со сверстниками и новыми взрослыми. Большое количество высокотревожных детей в каждой из возрастных групп тормозит развитие всего временного детского коллектива, формирование его благоприятного психологического климата, мешает реализации поставленных перед педагогами задач.

Исходя из вышесказанного, можно описать систему деятельности в рамках программы следующим образом:

Цель: создание благоприятных условий для развития конструктивных личностных качеств детей и их личностного роста.

Задачи:

  1. Обучение детей коммуникативным навыкам и способам эффективного взаимодействия и применения их в повседневной жизни.
  2. Формирование коллективистских навыков и благоприятного психологического климата детского коллектива.
  3. Обучение детей снятию внутренних зажимов и эмоционального напряжения и применение этих навыков в повседневной жизни.
  4. Активное включение детей в значительную совместную, творчески ориентированную деятельность.
  5. Создание условий для личностного роста ребенка в рамках программы и за ее рамками.

Принципы:

  1. Деятельность.
  2. Каузуальность.
  3. Системность.
  4. Уважение интересов и разумных потребностей ребенка.

Методы:

  1. Социально-психологический тренинг.
  2. Игровая деятельность (коммуникативные и сюжетно-ролевые игры).

Формы:

  1. Первичная психологическая диагностика.
  2. Психологические игры.
  3. Тренинговые упражнения и задания.
  4. Игры на знакомство, организацию взаимодействия и коммуникацию.
  5. Творчески ориентированная совместная деятельность, которая включает в себя следующие этапы:
  • организационный этап – брейн-шторминг, банк идей, конкурс идей, проектов и т. д.;
  • подготовительный этап – совет дела, творческая группа, творческая мастерская, творческое задание и т. д.;
  • этап осуществления – организаторская, исполнительская, игровая, вспомогательная роль каждого из детей;
  • заключительный этап – анализ проведенного дела, рефлексия своих состояний на всех этапах его организации и проведения, благодарность всем участникам и выделение особо отличившихся детей.
  1. Творческие мастерские, мастер-классы, клубы по интересам, хобби-центры.
  2. Работа с активом:
  • организация предвыборной агитации;
  • выборы актива в отрядах и в рамках всей программы;
  • сборы и акции актива.
  1. Организация обратной связи с детьми и родителями:
  • вечерние «огоньки»;
  • экран настроения (цветовая оценка своего состояния);
  • индивидуальные беседы с детьми и обмен мнениями;
  • анкетирование детей;
  • беседы с родителями, консультации родителей.
  1. Повторное тестирование (по итогам проведения психологического воздействия на уровень ситуативной тревожности и психоэмоционального напряжения).

Также авторами экспериментально выявлены факторы, оказывающие решающее воздействие на процессы социализации детей и обеспечивающие их личностный рост. Эти данные проранжированы нами в следующей последовательности:

1 – социально-психологический тренинг;

2 – игровые практикумы (коммуникативные и сюжетно-ролевые игры);

3 – совместная, творчески ориентированная деятельность;

4 – вожатые и педагоги;

5 – стиль общения между детьми и вожатыми;

6 – клубы по интересам, хобби-центры.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что оказываемое психолого-педагогическое воздействие на детей в рамках программы «Зажги звезду!», обеспечивает не только их личностный рост и развитие, но и влияет на их адаптацию к условиям временного детского коллектива.

Работа с детьми различных категорий

Как и в любом образовательном учреждении, в детском лагере встречаются не только разные по характеру и личностным качествам дети, но и разные по возрасту, развитию, социальному положению, состоянию психического и физического здоровья. Практически все возможные категории детей с этой точки зрения могут приехать отдыхать в лагерь, тем более, если это лагерь санаторного типа или специализированный детский центр.

Прежде всего необходимо сказать, что сегодня в любом из лагерей (см. выше классификацию детских лагерей, центров и санаториев) могут встретиться дети любой из представленных категорий. Вожатый должен всегда быть готов к правильному подходу и эффективному взаимодействию с каждым ребенком, какими бы особенностями он не отличался. А особенности ребенка и, соответственно, пути подхода к нему зависят от того, в каких условиях ребенок живет, кто его воспитывает, насколько он здоров и развит для своего возраста.

Ниже приведена примерная классификация категорий детей по различным основаниям.

  1. По месту проживания:
  • город — село,
  • столица — регион (область).
  1. По семейному положению:
  • материальный достаток в семье — высокий, средний, низкий (малообеспеченная),
  • количество детей в семье — один, два, три и более (многодетная семья),
  • детей из неполных семей — разведенные, один из родителей погиб или умер, родитель, один воспитывающий своих детей и т. д.,
  • дети на попечении других родственников — бабушек, дедушек и т. п.,
  • дети не из семей — детский дом (сирота или родитель лишен прав), интернат и т. д.,
  • дети из семей, где родители педагогически некомпетентны (бьют детей, попустительствуют, гиперопека и т. п.),
  • дети из неблагополучных семей (алкоголики, наркоманы, осужденные или бывшие осужденные и т. п.).
  1. По состоянию здоровья:
  • инвалиды детства — по зрению, глухонемые, церебральный паралич и т. п.,
  • инвалидность приобретенная — по зрению, глухонемые, телесные повреждения,
  • задержка психического развития,
  • серьезные хронические заболевания (например, астма или эпилепсия),
  • дети с повышенной тревожностью,
  • страхи и фобии,
  • приобретенные временные телесные повреждения (переломы, ушибы и т. п.).
  1. По виду девиации (отклонение в поведении от социальной нормы):
  • наркоманы,
  • токсикоманы,
  • курящие дети,
  • малолетние алкоголики,
  • юные проститутки,
  • педагогически запущенные.
  1. Нестандартные дети:
  • одаренные,
  • «творческие натуры»,
  • «нигилисты»,
  • неформалы,
  • гиперактивные или гиперобщительные,
  • дети «индиго» и т. п.
  1. По воздействию на ребенка социальных и природных катастроф:
  • дети из зон боевых действий (республика Чечня и др.),
  • дети, пережившие террористический акт (г. Беслан и др.),
  • дети из зон радиационных катастроф (Чернобыльская АЭС),
  • дети из зон стихийных бедствий (землетрясения, наводнения, пожары, цунами и ураганы и т. д.).
  1. Дети — «старички».
  2. Дети, приехавшие в лагерь первый раз.
  3. Дети работников лагеря.

Данная классификация может быть расширена, но основные категории детей, работа с которыми требует специальных подходов, здесь представлены, и совершенно ясно, что у таких детей с наибольшей вероятностью в детском лагере возникают проблемы. Хотя проблемы могут быть и у детей, не входящих в группу, представленную выше. И соответственно, все эти проблемы становятся проблемами вожатого, который должен уметь их решать.

Некоторые типичные проблемы и проблемные дети в детском лагере

Первая и самая сложная проблема, с которой сталкиваются абсолютно все вожатые в любом лагере и с любыми детьми — это проблема адаптации ребенка. Ребенок, не зависимо от того, был он в лагере ранее или нет, попадая в новую обстановку, проходит процесс адаптации. У одних детей это происходит быстро и незаметно, у других может затянуться на всю смену и не произойти вовсе. Все зависит от личностных и возрастных особенностей ребенка, от его способности адаптироваться к новой обстановке. Это, естественно, связано с тем, как ребенка воспитывали, каков его прошлый опыт, насколько у него здоровая психика, с каким настроем он приехал в лагерь и что он ждет от своей поездки. В данном случае интерес представляют два основных вида адаптации, которые для условий лагеря можно рассмотреть как:

  1. физическую — климат (при выезде за пределы региона), питание, вода, кровать, комната и т. п.;
  2. социально-психологическую — новая группа, новые требования, новое место пребывания (комната, территория), питание (столовая, а не домашнее питание), сон в комнате с чужими людьми, общественный санитарно-гигиенический блок и т. п.

Наиболее сложно процесс адаптации проходит у детей, которые первый раз приехали в лагерь, особенно, если это достаточно взрослые дети. Для них очень важен психологический настрой, поддержка со стороны вожатого и других детей. Если они не находят себе друзей и занятие по душе, то чаще всего этим детям не нравится в лагере до последнего дня. Они чувствуют себя одиноко, неуверенно, им всегда скучно и хочется домой.

Трудно адаптироваться к условиям лагеря и детям с физическими отклонениями. И в этом случае важную роль играет то, какие дети в отряде, насколько они воспитаны и как вожатый сам ведет себя по отношению к такому ребенку.

В целом, проблема адаптации должна быть решена в организационный период как одна из его задач.

Если говорить обо всем спектре проблем, необходимо представить категории «проблемных» детей, и станет очевидно, что практически любой ребенок может попасть в данную категорию [79, 90].

  1. Дети, первый раз приехавшие в лагерь.
  2. «Старички», знающие лагерь и все его особенности иногда лучше вожатого.
  3. Дети, отдыхающие до этого в другом лагере и воспринимающие новый лагерь с настороженностью и предвзятостью. Особенно сложно, когда в другом лагере у них есть друзья.
  4. Дети, которых в лагерь заставили поехать родители вопреки их желанию. Их сопротивление любым попыткам к организации нормального отдыха может быть очень активно и продолжительно, выражаясь и в форме нежелания чем-либо заниматься, и в форме агрессивного поведения по отношению к другим детям и взрослым.
  5. Дети, которые плохо спят. Это может быть следствием как сложностей адаптации, так и проблем с психикой ребенка — эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность, привычка поздно ложиться и пр. Кроме того, могут встречаться дети с лунатизмом (хождение по ночам в состоянии сна).
  6. Гиперактивные дети, которые часто импульсивны, невнимательны, излишне активны, им сложно сосредоточиться на чем-то конкретном. Иногда эти дети принимают специальные лекарственные препараты и находятся на учете у врачей. Вожатому, скорее всего, придется чаще обращать внимание на этого ребенка и стараться, чтобы он играл в более спокойные игры.
  7. Дети, у которых имеются проблемы с ночным недержанием мочи — энурез. Причин данному отклонению много и обычно родители ребенка объясняют вожатому, как с проблемой справляться. Но бывают случаи, когда вожатого не предупреждают. Именно поэтому в первый же вечер наиболее корректным способом вожатый должен выяснить, кого из детей ночью нужно разбудить и уметь корректно и незаметно поменять мокрое белье, если проблема не решилась.
  8. Дети с тоской по дому. Тоска по дому может возникнуть чаще всего у маленьких детей, особенно если они пребывают в лагере первый раз. Это совершенно нормальная ситуация и чем менее адаптирован ребенок, тем эта тоска сильнее и продолжительней.
  9. Частые слезы у ребенка, которые могут быть вызваны также сложностями адаптации. Кроме этого, ребенок может быть «плаксив» по причине особенностей воспитания и сложностей характера.
  10. Агрессивные дети — с повышенной физической (драки, ломание вещей) или вербальной (оскорбление других детей, старших) агрессией. Необходимо знать, что в 90% случаев эта агрессия имеет защитный характер.
  1. Одиночество, апатия, уход в себя – результат отклонений в развитии психики или серьезных проблем адаптации.
  2. Суицидальное поведение возможно у ребенка, склонного к этому типу поведения. А может быть результатом глубокой тоски по дому, желанием увидеть маму и т. п. Естественно, что эти дети требуют особого внимания и иногда, возможно, им лучше вернуться домой.
  3. Воровство среди детей встречается довольно часто. Это очень сложная с точки зрения моральной этики проблема. Сложно выявить ворующего ребенка. Сложно предвидеть заранее подобную ситуацию. Наряду с обычным воровством, может встречаться детская шалость, шутка, отмщение. Иногда это заболевание (клептомания).
  4. Вредные привычки проявляются у детей в лагере чаще всего в виде курения и сквернословия. С этим очень сложно бороться. Но никогда нельзя пропускать эту проблему и не обращать на нее внимания.

Данный список далеко не полон. В нем представлены лишь наиболее частые ситуации с проблемными детьми. Существует еще ряд проблем, связанных с возрастными особенностями ребенка, о них уже упоминалось. Однако необходимо помнить, что каждый возраст «проблематичен» по-своему:

  • младшие дети – слезы, тоска по дому, плохо едят в столовой, боязнь темноты и пр.;
  • средние дети – замкнутость, одиночество, непослушание, озорство и шалости, курение и проба спиртного, сквернословие и пр.;
  • старшие дети – курение, нежелание спать после отбоя, конфликтность, агрессивность и пр.

Никогда нельзя забывать, что есть так называемые «не лагерные» дети. По различным причинам они не способны адаптироваться в условиях детского лагеря и обычно их первая поездка в него становится последней. Таких детей необходимо отслеживать и сообщать родителям о том, что лучше ребенку подрасти или вообщенаходиться дома в кругу семьи.