3. Психологические требования к личности сотрудника овд

  1. Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел: причины, проявления.
  2. Психологическая профилактика профессиональной деформации.

ПД- негативное изменение его личностных черт и качеств, приводящих к искажению общественной и моральной направленности его профессиональной деятельности.

Причины- своеобразие соц.сферы, в которой действует сотрудник.

-специфика служебной деятельности.

Проявления- профессиональные стереотипы оценки и соответствие установки

— перенос своей служебной роли, проф.установок и стереотипов во

внеслужебные взаимоотношения.

— правовой нигилизм

Наиболее значимые изменения при проф.деформации:

  1. Гипертрофия проф. Важных качеств, их трансформация в противоположную сторону.
  2. Актуализация и развитие соц.- негативных черт.(вседозволенность, цинизм)
  3. Угнетение и дальнейшее атрофия качеств, к-ые субъективно оцениваются как второстепенные.
  4. Не соразмеренное, дисгармоничное, искаженное соотношение и взаимодействие отдельных качеств.

Формы проявления проф. Деформации:

1)Проф. Стереотипы оценки и соответствие установки.

2)Перенос своей служебной роли, проф.установок и стереотипов во внеслужебные взаимоотношения.

3)Правовой нигилизм.

связанные с содержанием работы сотрудника ОВД

— с правовой регламентацией деятельности.

— с противодействием заинтересованных лиц.

— с наличием властных полномочий.

— с охранением служебной тайны.

— с дефицитом времени.

4.Роль общения в профессиональной деятельности сотрудника овд.

Общение- это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Включает в себя обмен информации, восприятие и понимание другого человека.

18 стр., 8815 слов

РУКОВОДСТВО по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации

ПРИКАЗ     “11” февраля 2010 г. № 80 Москва   О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации   В целях организации работы по обеспечению надлежащего морально-психологического состояния сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации –   ПРИКАЗЫВАЮ:   1. Утвердить: 1.1. Руководство по ...

Сотрудник ОВД как субъект всевозможных межличностных контактов активно участвует в различных видах проф.общения- с различной категорией гр-н, руководством…(очная ставка, допрос, а т.ж. не процессуальные формы общения)

5.Приемы и способы эффективной коммуникации в правоохранительной деятельности.

Коммуникация (общение)- это намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. При коммуникации происходит обмен информации, взаимовлияние, взаимооценка, сопереживание, формирование убеждений, взглядов, характера.

Способы передачи информации в общении: ВЕРБАЛЬНЫЕ (речевые) и НЕВЕРБАЛЬНЫЕ(мимика, жесты, поза, интонация)

Способы эффективной коммуникации:

  1. Психотехника визуальной диагностики собеседника
  2. Техника психологического воздействия
  3. Техника установления психологического контакта и доверительного общения
  4. Психотехника бесконфликтного взаимодействия.

6.Основные формы взаимодействия в общении. Специфика профессионального общения сотрудника.

Профессиональное общение сотрудника ОВД — это обусловленный правом и служебным этикетом процесс установления, и поддержания психологического контакта, позволяющего решать задачи по поддержанию общественного порядка и борьбе с преступностью.

Основными функциями коммуникаций являются:

1.Интеллектуальная функция- связана с взаимным восприятием и пониманием друг друга, оценкой психических состояний, проявлений других индивидуальных особенностей людей.

2.Информационная функция- включает в себя передачу различных сведений, обмен мыслями и чувствами в процессе общения.

  1. Функция взаимного воздействия– организация взаимодействия, коррекции поведения других лиц.

Основными факторами,влияющими на успешность коммуникацийи установления психологического контакта в служебной деятельности являются:

5 стр., 2170 слов

Тренинг для начинающих педагогов ДОУ по построению эффективного общения и взаимодействия с роди

+«Тренинг для начинающих педагогов ДОУ по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями».  Продолжительность занятия: 1 час 20 минут. Материал: бейджики на каждого частника, булавки, ручки на каждого участника, листы бумаги А5 по числу участников, белая доска, маркер, карточки с фразами для игры «Тренировка интонации», 2 шляпы, магнитофон, запись танцевальной ...

1. Личность сотрудника(его общительность, умение установить и поддерживать контакт даже при неблагоприятных обстоятельствах).

2. Личность людей,с которыми сотрудники полиции вступают в общение.

3.Условия общения, в ходе которого устанавливаются психологический контакт и взаимоотношения с гражданами и сотрудниками при решении профессиональных задач.

7.Сущность взаимодействия и воздействия в процессе общения.

Способы воздействия:

  1. Заражение- бессознательное, невольное подверживание человека опред.псих.состоянием.
  2. Подражание- воспроизведение черт и образа демонстрирующего поведения.
  3. Внушение- это целенаправленная, не аргументированное воздействие одгого человека на другого.
  4. Убеждение- целенаправленное аргументированное воздействие одного чел-ка на др.

8.Понятие конфликта, его сущность и структура. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта

Конфликт- это столкновение, противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.

Предмет К- само противоречие, из-за которого возник конфликт

Объект К- это материальная или духовная ценность, которую представляет

Собой предмет конфликта, к обладанию которым стремятся конфликтующие стороны.

Причины конфликта

Объективные- не четкое распределение обязанностей, несоответствие требованиям руководителя и коллектива, нарушение взаимоожиданий.

10 стр., 4569 слов

Методические указания по дисциплине «психология педагогического общения» для самостоятельной работы студентов очного, очно-заочного и заочного отделений Ав

Департамент образования города Москвы Московский городской психолого-педагогический университет Факультет «Психология образования» Кафедра «Педагогическая психология» Методические указания по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ» для самостоятельной работы студентов очного, очно-заочного и заочного отделений 1. Автор и составитель пособия – кандидат психологических наук И.А.Мещерякова 2. ...

Субъективные- включает в себя действия целенаправленно провоцирующие конфликт.

Объективно-Субъективные- заложены в антиподности субъекта.

9.Предмет конфликта, конфликтная ситуация, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон.

Предмет К- само противоречие, из-за которого возник конфликт

Объект К- это материальная или духовная ценность, которую представляет

Собой предмет конфликта, к обладанию которым стремятся конфликтующие стороны.

Конфликтная ситуация- ситуация скрытого или открытого противодействия сторон , каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения проблемы.

Конфликтные отношения- это способ взаимодействия, характеризующийся несовпадением, либо незнанием, непониманием целей потребностей интересов партнера.

Инцидент- действие или совокуп.действий участников конфликтной ситуации, провоцирующая резкое обострение речи и начала борьбы между участниками.

10.Классификация конфликтов.

-по степени остроты противоречий (недовольство, разногласие, противодействие, вражда)

-по степени вовлеченности людей в конфликт (внутри-личностные, межличностные, межгрупповые, классовые, межгос-ые, межнациональные)

-по функциям (конструктивные, деструктивные)

11.Источники прогнозирования конфликта в правоохранительной деятельности.

Действия или поступки, к-ые располагают к конфликту:

  1. Открытое недоверие
  2. Перебивание собеседника
  3. Несдержанность
  4. Проявление апатии
  5. Придирки
  6. Унижение
  7. Неискренность собеседника
  8. Нарушение личного пространства

12.Понятие общения в психологии.

Психология- это наука изучающая психику и псих.процессы, протекающие в организме человека (и животного)

7 стр., 3342 слов

Общая характеристика конфликтов в деятельности органов внутренних дел

... часто встречаются в деятельности сотрудников ОВД. Причем здесь конфликты сложны и многообразны. Многие антиобщественные поступки выражаются в прямых конфликтах субъекта с окружающими людьми - близкими, ... общения с нарушителями общественного порядка, острые, принципиальные темы разговоров с этой категорией людей, ощущение скрытого, а подчас и открытого противодействия с их стороны ...

Личность- это индивид сформированный в обществе.

Общение- это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Включает в себя обмен информации, восприятие и понимание другого человека.

13.Психологические особенности профессионального общения сотрудников полиции, нормативная регламентация общения.

Профессиональное общение сотрудника ОВД — это обусловленный правом и служебным этикетом процесс установления, и поддержания психологического контакта, позволяющего решать задачи по поддержанию общественного порядка и борьбе с преступностью.

Основными функциями коммуникаций являются:

1.Интеллектуальная функция- связана с взаимным восприятием и пониманием друг друга, оценкой психических состояний, проявлений других индивидуальных особенностей людей.

2.Информационная функция- включает в себя передачу различных сведений, обмен мыслями и чувствами в процессе общения.

  1. Функция взаимного воздействия– организация взаимодействия, коррекции поведения других лиц.

Основными факторами,влияющими на успешность коммуникацийи установления психологического контакта в служебной деятельности являются:

1. Личность сотрудника(его общительность, умение установить и поддерживать контакт даже при неблагоприятных обстоятельствах).

2. Личность людей,с которыми сотрудники полиции вступают в общение.

3.Условия общения, в ходе которого устанавливаются психологический контакт и взаимоотношения с гражданами и сотрудниками при решении профессиональных задач.

Цели профессионального общения определяются характером и ситуациями профессиональной деятельности. Их достижение или не достижение свидетельствует об уровне профессионализма сотрудника ОВД, о качестве выполнения им своих служебных функций.

14. Особенности профессионального общения с различными категориями граждан (агрессивно настроенные, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и пр.)

Необходимо помнить, что у лиц в состоянии опьянения логика нормального человека отсутствует, а справедливые замечания могут восприниматься как личные оскорбления. Поэтому здесь лучше избегать прямых требований и резкого тона. Целесообразно убедить нарушителя в необходимости для него определенных действий, внушить, что это его собственное желание.

4 стр., 1777 слов

Проблемы межкультурного общения и межкультурных конфликтов

  И.С. Корнилов, Д.И. Здобников Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет Цель нашей статьи – ответить на вопрос, какие проблемы возникают при межкультурном общении, а также рассказать, какими бывают межкультурные конфликты и каковы могут быть пути их решения. Межкультурная коммуникация – термин, появившийся в отечественной гуманитарной науке в последнее ...

Грубость и оскорбления не стоит здесь относить на собственный счет. Их следует воспринимать как посторонний наблюдатель, игнорируя возрастание собственной злости и не реагируя на провокации.

15. Методы воздействия на других лиц с целью решения оперативно-служебных задач.

Приемы установления психологического контакта сотрудника полиции с гражданами.

  • прием поиска общих интересов;
  • прием искреннего сочувствия;
  • прием просьбы – поручения;
  • психологический прием обеспечения ролевого статуса.

Прием поиска общих интересов.

он обязан выразить искреннее желание прийти на помощь если не конкретными действиями, то хотя бы советами.

Прием искреннего сочувствия.

, необходимо проявлять тактичность, осторожность и внимательность в обращении с данной категорией граждан. Сухой, безразличный, казенный язык здесь не уместен.

16. Понятие, сущность и причины служебных конфликтов.

Конфликт- это столкновение, противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.

Причины конфликта

Объективные- не четкое распределение обязанностей, несоответствие требованиям руководителя и коллектива, нарушение взаимоожиданий.

Субъективные- включает в себя действия целенаправленно провоцирующие конфликт.

Объективно-Субъективные- заложены в антиподности субъекта.

17. Линии поведения личности в конфликте.

Пять линий поведения сторон в конфликте таковы:

1. Избегание — когда сторона отказывается от достижения своих целей, потому что прекращение конфликта путём прерывания взаимных контактов представляется наиболее приемлемым.

12 стр., 5793 слов

Контрольная работа — Внутриорганизационные конфликты: методы профилактики и разрешения

... между сотрудниками, их вовлеченность в работу и стремление уделять ей как можно больше времени. Конфликты служат ... нападения», что достигается посредством провокации активных наступательных действий со стороны оппонентов на фоне имитации « ... Управление внутриорганизационным конфликтом 3.1. Методы управления внутриорганизационными  конфликтами Методы управления конфликтами - это приемы и способы, ...

2. Приспособление — когда сторона жертвует своими интересами, отказываясь, в той или иной мере, от достижения своих целей, но взаимодействие сторон при этом сохраняется. Обычно это происходит под давлением противостоящей стороны или каких-либо обстоятельств.

3. Соперничество — когда сторона добивается успеха любой ценой, грубо ущемляя интересы другой стороны.

4. Компромисс — когда сторона согласна в чём-то уступить, при условии, что другая сторона тоже уступит, в результате чего установится баланс интересов.

5. Сотрудничество — когда сторона готова, совместно с другой стороной, искать такой выход из конфликта, чтобы интересы всех сторон конфликта были удовлетворены в полной мере.

18. Общая характеристика экстремальных ситуаций.

1. Простая (повседневная), в которой для личности все обычно и происходит в нормальном режиме. 2. Напряженная (опасная).

3. Сложная (чрезвычайная).

4. Экстремальная, в которой требования к личности выходят за пределы «нормы». Отличие экстремальной ситуации от простой, напряженной и сложной заключается в том, то экстремальная ситуация — это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой. Общие признаки экстремальной ситуации 1. Наличие непреодолимых трудностей, осознание угрозы или непреодолимого препятствия на пути реализации каких-либо конкретных целей. 2. Состояние психической напряженности и различные реакции человека на экстремальность окружающей обстановки, преодоление которой имеет для него большое значение. 3. Существенное изменение обычной (привычной, иногда даже напряженной или сложной) ситуации, параметров деятельности или поведения, т. е. выход за рамки «обычного».

19. Основа психологической устойчивости сотрудника полиции: анализ конкретных ситуаций

Эмоционально- волевая устойчивость- это способность сохранять в сложных условиях благоприятное для успешной работы псих.состояние.

Успех действий человека в конкретный момент зависит:

1) от его личных качеств;

2) от подготовленности;

3) от состояния, в котором он находится.

20 Психология распознавания лжи. Мотивы.

Ложь — феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей.

Чаще всего мотивами лжи выступают :

1.Стремление получить какие-то преимущества, социальные блага.

2.Стремление представить себя в более выгодном свете, произвести впечатление (возможно в форме хвастовства).

3.Стремление избежать наказания или уйти от ответственности.

4.Ложь «во благо» (например желание оградить своих близких от негативной информации, настроить на победу …).

5.Дескридитация конкурентов, стремление продвинуться.

6.Стремление выгородить близкого человека

Способы выявления лжи:

1.Повторение информации спустя время и сравнение с ранее полученной.

2.Внезапный или провокационный вопрос (при внезапном вопросе человек может «проговориться»).

3.Психологическая калибровка- это процесс распознавания и оценки невербальных признаков поведения, отра­жающих психологические состояния человека.

4.Полиграф.

5.Очная ставка.

21. Профессионально значимые качества сотрудника полиции по направлениям оперативно-служебной деятельности.

22. Понятие экстремальных условий. Наиболее распространенные экстремальные условия в деятельности сотрудника овд.

  • участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (землетрясений, наводнений, ураганов, селей, лавин, эпидемий, эпизоотий, взрывов на промышленных объектах, пожаров, авиационных, железнодорожных, морских, речных катастроф);
  • пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах;
  • пресечение захвата важных объектов, заложников;
  • проведение операций по розыску и задержанию вооруженных и иных опасных преступников;
  • ликвидация бандформирований;
  • участие в пресечении захвата воздушных судов;
  • участие в пресечении террористических актов;
  • выполнение задач при вооруженных конфликтах.

23. Боевой настрой, формирование и поддержание боевого настроя.

Боевой настрой включает в себя:

  • господство зрелых социальных, моральных и профессиональных мотивов
  • ответственное отношение к выполняемым действиям;
  • внутренняя мобилизованность, обеспечивающая полную самоотдачу;
  • желание действовать целеустремленно, активно, решительно, профессионально, качественно;
  • правильная оценка обстановки;
  • ясная осмысленность, обоснованность, расчетливость своих действий, приспособленность способов их осуществления к специфике конкретной обстановки;
  • хорошее знание противоборствующей стороны, ее состояния, понимание ее возможностей, намерений и действий;
  • интенсивность и устойчивость внимания, пристальное и хорошо организованное наблюдение, разумная смелость, четкая работа мысли;
  • уверенность в себе, товарищах, подчиненных, старших, своем оружии, средствах защиты;
  • обоснованная вера в успех и благополучный для себя исход действий;
  • высокая степень устойчивости к действующим в данный момент факторам, условиям, лишениям и трудностям;
  • достаточный самоконтроль и самоуправление.

24. Этапы работы с личным составом, связанные с экстремальными условиями

1) подготовительная работа(непосредственная подготовка личного состава перед началом действий в экстремальных условиях);

2) работа в экстремальных условиях(управление действиями сотрудников в ходе решения стоящих задач);

3) заключительная работа(сразу после завершения действий).25. Особенности работы с личным составом в экстремальных условиях.

-подбор людей л/с

-разъяснение сути задач

-повышение уровня индивидуальной натренированности, а в группах взаимопонимания и сплоченности

-повышение активности и уровня мотивации сотрудников

-укрепление веры в успех

Пути решения этих задач:

-подбор и расстановка л/с

-проведение бесед с сотрудниками

-инструктаж л/с

-напоминание о способах личной безопасности

26. Требования, предъявляемые к личности сотрудника овд.

Общие – ко всем

Специальные –по специальности:

-Содержанием сотрудника овд, как видам гос службы и полит деятельностью

-Связанные с правовой регламентацией деят-ти

-связанные с противодействием заинтересованных лиц

-связанные с сохранением служебной тайны

-связан. С соц-психологической атмосферой деят-ти

27. Типы профессиональной мотивации для поступления на службу в овд.

три типа профессиональной мотивации применительно к личности со­трудника ОВД:

на объективное содержание деятельности(например, стремление участвовать в борьбе с преступностью);

на внешние стороны деятельности(например, ее пре­стижность, романтику и т.д.);

на деятельность как средство удовлетворения утилитарных личных потребностей (например, соображения матери­ального порядка).

28. Причины конфликтных ситуаций.

Конфликт- это столкновение, противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.

Причины конфликта

Объективные- не четкое распределение обязанностей, несоответствие требованиям руководителя и коллектива, нарушение взаимоожиданий.

Субъективные- включает в себя действия целенаправленно провоцирующие конфликт.

Объективно-Субъективные- заложены в антиподности субъекта.

29. Предупреждение конфликтных ситуаций в ОВД.

Способствует:

  1. высокая организация служебной деятельности
  2. правовая защита сотрудника
  3. демократия отношений в коллективе
  4. справедливая оценка результатов
  5. обучение личного состава навыкам бесконфликтного общения и саморегуляции.

30. Разрешение конфликтов.

-перевести конфликт с эмоционального уровня на интеллектуальный

-выровнять позиции между оппонентами

-нахождение компромисса

-замена объекта конфликта

-ликвидация объекта конфликта

-устранение возможности вступления в конфликт субъектов взаимодействия

31. Способы воздействия на оппонента в конфликте.

2 способа: манипулятивный и конструктивный

Манипулятивный:

-раздражение оппонента

-использование не понятных для собеседника слов и терминов

-перевод спора в сферу домыслов

-многозначительная недосказанность

Прерывание диалога, с помощью демонстрац.обиды

Конструктивные:

-четкость и определенность обсуждаемых положений

-исключение подмены предмета спора

-тактическое объяснение хар-ра ошибочных умозаключений

32. Способы познания собеседника в процессе общения

Идентификация- понимание другого чел-ка, путем уподобления(сравнивание себя ему)

Эмпатия- способность постижения эмоционального состояния другого чел-ка в форме сопереживания

Рефлексия- знание того, как партнер понимает тебя

33. Барьеры в общении сотрудников овд с гражданами.

-не знание языка

-разная возрастная категория

-разное эмоциональное состояние

-интеллектуальное развитие