Структура Пенсионного Фонда Российской Федерации

Содержание

Введение

1. Краткая характеристика и организационная структура УПФР в г. Каменск-Шахтинском

.1 Организационная структура Пенсионного Фонда РФ

.2 Нормативно-правовое обеспечение и регулирование функционирования ПФР

. Характеристика основных технологий социальной работы на примере специалистов УПФР

.1 Организация системы социального обеспечения населения ПФР

.2 Система социальных услуг ПФР

.3 Характеристика основных технологий социальной работы, применяемых специалистом в его профессиональной деятельности

.4 Рабочий день специалиста по социальной работе

.5 Портрет клиента УПФР

Заключение

Список используемых источников и литературы

Введение

Актуальность прохождения производственной практики состоит в применении теоретических знаний на практике и приобретение практических навыков в сфере социальной работы.

Производственная практика проходила в Управлении Пенсионного Фонда России (УПФР) в экономическом отделе.

В отчёте о прохождении практики раскрывается тема индивидуального задания: «Административно-организационная структура УПФР, направление деятельности, наличие и задачи отделов, подразделений, их характеристика и их специализация».

Целью прохождения производственной практики является подробное изучение деятельности учреждения социального обеспечения населения на примере Пенсионного Фонда России (ПФР) в г. Каменск-Шахтинском.

Задачи производственной практики:

. Обучение умениям и навыкам ведения организационно-управленческой, практической, аналитической, коммуникативной деятельности в рамках специальности.

. Отработка навыков профессиональной деятельности специалиста социальной работы.

. Совершенствование личностных и профессиональных качеств в процессе практической деятельности, формирование профессиональной компетентности и гражданской позиции будущих специалистов социальной работы.

. Развитие творческого подхода к выполнению профессиональных обязанностей.

. Интеграция знаний в области технологий социальной работы и социального управления; углубление и расширение знаний о работе социальных учреждений, специалистов по социальной работе.

Согласно Бюджетному Кодексу РФ обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами: пенсионным, обязательного медицинского страхования, социального страхования.

14 стр., 6585 слов

Организация работы с базами прохождения практики

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ     Методические указания для студентов полного, сокращенного сроков, очной и заочной форм обучения специальности 080301.65 Коммерция (торговое дело)   Киров   УДК 347.71 (077) ББК 65.292.3р30 С23   Печатается по решению редакционно-издательского совета Вятского государственного гуманитарного университета   Составители: О. С. Агалакова, ...

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — один из крупнейших и наиболее важных социальных институтов России. Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. В системе персонифицированного учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей. Фонд реализовывает ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в составе пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.

1. Краткая характеристика и организационная структура УПФР

.1 Организационная структура Пенсионного Фонда РФ

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением Пенсионного фонда РФ и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.

В состав правления Пенсионного фонда РФ входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор Пенсионного фонда РФ, управляющие всеми отделениями фонда по территории России, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России. В состав правления могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

Правление Пенсионного фонда РФ, на которое возложена основная функция по управлению пенсионным обеспечением в России:

. Несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции Пенсионного фонда РФ;

. Определяет перспективные и текущие задачи Пенсионного фонда РФ;

6 стр., 2761 слов

Паспорт фонда оценочных средств

... Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Федеральной службой по труду и занятости, кадровыми агентствами, службами занятости населения) + + +   Этапы формирования компетенций ...

. Утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) структурных органов Пенсионного фонда РФ, отчеты об их исполнении, а также их структуру и штаты;

. Назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей отделений Пенсионного фонда РФ;

. Утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах Пенсионного фонда РФ;

. Издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности Пенсионного фонда РФ;

. Решает другие вопросы, отнесенные к компетенции Пенсионного фонда РФ.

Правление Пенсионного фонда РФ возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Государственной Думой Российской Федерации.

Председатель Фонда:

. руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;

. вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Государственную Думу Российской Федерации;

. открывает (закрывает) счета Фонда и его исполнительных органов в банках;

. рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты отделений Фонда;

. принимает необходимые меры по результатам ревизий и проверок по расходованию средств Фонда его органами;

. издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения всеми работниками Фонда;

. представляет интересы Фонда во всех организациях, без доверенности действует от имени Фонда, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Фонда, заключает договоры;

. осуществляет в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников Фонда;

. определяет направления международного сотрудничества в пределах компетенции Фонда.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ и его региональных органов образуется ревизионная комиссия Пенсионного фонда РФ.

Основным структурным звеном Пенсионного фонда РФ, обеспечивающим выполнение задач, возложенных на Пенсионный фонд РФ являются его отделения в регионах Российской Федерации. Отделения Пенсионного фонда РФ созданы практически по всем субъектам федерации. Возглавляет отделение Пенсионного фонда РФ управляющий.

14 стр., 6748 слов

Анализ развития пенсионного обеспечения в Российской Федерации

... Тенденция пенсионных выплат в Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливает и выплачивает гражданам пенсии по государственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию 40,6 млн. граждан. Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливает ...

Рисунок 1. Структура Управления Пенсионного Фонда России

пенсионный фонд социальный правовой

Организационная структура отделений Пенсионного фонда РФ включает в себя ряд отделов, обеспечивающих его работу, в том числе:

общий отдел;

экономический отдел;

отдел учета поступлений и расходования средств;

отдел организации персонифицированного учета;

отдел координации деятельности уполномоченных;

отдел по погашению просроченной задолженности;

контрольно-ревизионный отдел;

юридический отдел;

отдел кадров;

отдел автоматизации;

хозяйственный отдел.

В круг задач данных отделов входит:

. Экономический отдел — проведение работы по прогнозированию поступления страховых платежей в доход Пенсионного фонда; осуществление расчета потребности финансовых средств для обеспечения выплаты пенсий в регионе; проведение аналитической работы по выполнению плановых показателей бюджета Отделения Пенсионного фонда РФ; разработка и представление в Пенсионный фонд РФ ежеквартальных заявок на расходование средств для осуществления выплат государственных пенсий; составление сметы расходов на содержание Отделения Пенсионного фонда РФ.

Отдел состоит из двух групп — одна осуществляет аналитическую работу по исполнению бюджета Пенсионного фонда РФ, другая — по исполнению сметы расходов отделения Пенсионного фонда РФ.

. Отдел учета поступлений и расходования средств — выполнение функций бухгалтерии; ведение учета поступивших платежей в Пенсионный фонд; проведение финансирования расходов органов социальной защиты населения по выплате государственных пенсий; учет операций по финансированию выплаты пенсий; организация бухгалтерского учета исполнения сметы расходов отделения Пенсионного фонда РФ.

9 стр., 4256 слов

Пенсионный фонд Российской Федерации

Оглавление 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ Вопрос № 10 Отделения дневного (ночного) пребывания (ночлежные дома), их задачи и функции Вопрос № 21 Международная деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации. Пенсионное обеспечение за рубежом . ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ Вопрос № 10 Отделения дневного (ночного) пребывания (ночлежные дома), их задачи и ...

. Отдел организации персонифицированного учета — регистрация застрахованных лиц; сбор сведений о трудовом стаже, заработке (доходе) и начисленных страховых взносах застрахованных лиц за период работы после начальной регистрации; ведение лицевых счетов застрахованных лиц; внесение в лицевые счета застрахованных лиц сведений об их трудовом стаже.

В городах и районах субъектов Российской Федерации, где функционируют отделения Пенсионного фонда РФ, открыты межрайонные пункты персонифицированного учета.

. Отдел координации деятельности уполномоченных Пенсионного фонда РФ в городских и районных пунктах — проведение работы по принятию и систематизации сведений, поступающих от уполномоченных отделения Пенсионного фонда РФ; осуществление действий по координированию работы уполномоченных; контроль за своевременностью представления плательщиками расчетных ведомостей.

. Контрольно-ревизионный отдел — организация контрольной работы за своевременностью и полнотой уплаты платежей в Пенсионный фонд плательщиками страховых взносов; проведение проверок банков по вопросу своевременности перечисления страховых взносов плательщиков на счета Пенсионного фонда; проведение проверок по рациональному расходованию средств Пенсионного фонда органами социальной защиты населения; проведение проверок правильности назначения и выплаты государственных пенсий.

.2 Нормативно-правовое обеспечение и регулирование функционирования ПФР

Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень, а также закрепляет основные направления этой политики. Среди них: назначение и выплата государственных пенсий и социальных пособий; создание системы социальных служб занятости, призванных принимать меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице; охрана здоровья людей и др.

В настоящее время фонды в основном обеспечивают выполнение задач, определенных Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

12 стр., 5987 слов

Российская Федерация – социальное государство

1. Введение В соответствии с Конституцией РФ (ст.7) Российская Федерация – социальное государство. Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. «В их число входят»1: охрана труда и здоровья людей; установление ...

Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Эта статья гласит, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с указанным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (далее — ПФР) за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета. До 1 января 1992 года действовало Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР и Порядок уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденные Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. N 556-1. С 1 января 1992 года вступили в силу Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденные Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1. Указанное Положение о фонде с изменениями и дополнениями действует до настоящего времени. В соответствии с Положением ПФР должен обеспечивать: целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов на выплату государственных пенсий и на другие цели учета застрахованных лиц, а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР; межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий; изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию; проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

Первоначально Положением было предусмотрено, что правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Верховным Советом Российской Федерации. На основании Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» указанный пункт (п. 10) Положения утратил силу. При образовании ПФР его юридический статус не был определен. Фактически с 1993 года и до настоящего времени ПФР находится в подчинении Правительства Российской Федерации.

9 стр., 4009 слов

О реализации Указов Президента Российской Федерации по Челябинской области.

Вопрос № 17. Исполнение указов Президента РФ от 07.12.2012г. в Челябинской области. О реализации Указов Президента Российской Федерации по Челябинской области. Информация о реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»   1. Утверждена Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года ...

В соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (вступил в силу в 1992 году) гражданин, в зависимости от размера своего трудового стажа, мог рассчитывать на пенсию в размере от 55 до 75 процентов среднего заработка, либо за последние два года перед выходом на пенсию, либо за любые пять лет подряд из всей трудовой деятельности. Однако в Законе имелось существенное ограничение: пенсия, исчисленная по этой формуле, не могла превышать трех минимальных размеров пенсии, составлявшей на начало 2001 года 168 рублей.

Повысить пенсию оказалось возможно только указами Президента Российской Федерации, которыми вводились дополнительные компенсационные выплаты к пенсии. Пенсия после этого стала складываться из двух частей: собственно пенсии и дифференцированной компенсационной доплаты (причем размер доплаты оказывался больше у тех, у кого размер собственно пенсии был меньше).

В результате обычной стала ситуация, когда пенсионер получал пенсию в размере 468 рублей, из которых 168 рублей были им заработаны как пенсия, а 300 рублей доплачивались ему как компенсация за снижение его жизненного уровня вследствие роста цен. Пенсия для этой категории получателей по своей сути превратилась в социальное пособие, назначаемое в связи с достижением пенсионного возраста.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» должен был преодолеть это противоречие и восстановить утраченную стимулирующую связь между зарплатой и размером пенсии. С 1 февраля 1998 года указанным Законом был введен порядок назначения и перерасчета пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера — ИКП. До 2002 года в Российской Федерации действовали одновременно два пенсионных Закона (от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий»).

На начало 2000 года на порядок назначения пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера перешли 17,2 млн. человек (46,6% от общего числа пенсионеров).

Остальные пенсионеры получали пенсии по Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1.

В связи с вступлением в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 года функции контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в ПФР, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), переданы налоговым органам Российской Федерации.

В то же время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» расширены права Пенсионного фонда Российской Федерации по управлению федеральной собственностью. Так, этим Указом на исполнительные органы Фонда возлагаются полномочия по выплате государственных пенсий за счет средств его бюджета, ранее выполнявшиеся органами социальной защиты в большинстве субъектов Российской Федерации. Фонду передается в оперативное управление материально-техническая база, обеспечивающая реализацию указанных полномочий. Были приняты Федеральные законы от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

В Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» закреплены организационные, правовые и финансовые основы пенсионного страхования, определен порядок формирования и расходования средств обязательного пенсионного страхования, тарифы страховых взносов на финансирование страховой и накопительной части пенсии, регламентирован учет средств в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, установлены требования об отдельном учете в бюджете ПФР страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определена структура трудовых пенсий, с выделением накопительной части, порядок и условия их установления.

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» зафиксирован порядок передачи средств пенсионных накоплений управляющим компаниям, процесс непосредственного инвестирования средств в различные финансовые инструменты, права застрахованных лиц на выбор управляющих компаний, система государственного и общественного контроля за процессом инвестирования.

В соответствии с требованиями перечисленных Законов Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации принят ряд указов и постановлений, утвердивших, в частности, правила размещения и инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в ПФР, порядок выдачи пенсионной книжки застрахованного лица в ПФР и правила учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал. Председателем Правительства Российской Федерации 19 октября 2002 года был утвержден план-график подготовки 15 нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

В новой пенсионной модели сохранен распределительный характер выплаты пенсий. Однако пенсионные обязательства государства перед гражданином, во-первых, персонифицированы и, во-вторых, зависят от размеров получаемых доходов.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено, что трудовые пенсии по старости и по инвалидности могут состоять из трех частей — базовой, страховой и накопительной. Застрахованные лица имеют право беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет ПФР.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (с последующими изменениями и дополнениями).

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, регулируются в основном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Выплата компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам-гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно осуществляется в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Выплата пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное местожительство за пределы Российской Федерации, производится на основании Федерального закона от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» и Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и других нормативных правовых актов.

Условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансирования расходов на выплату указанной доплаты определены Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» и другими нормативными правовыми актами.

Бухгалтерский учет и отчетность по исполнению бюджета Фонда ведутся в соответствии с Инструкцией, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 30 января 1995 г. N 18 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности по исполнению бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации», согласованной с Минфином России. Учет расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его территориальных органов ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н.

2. Характеристика основных технологий социальной работы на примере специалистов УПФР

.1 Организация системы социального обеспечения населения ПФР

Пенсионная система современной России является сложной и важной составной частью социального устройства Российской Федерации. Функции по своевременному и качественному обеспечению пенсионных и иных социальных выплат осуществляет уполномоченный государственный внебюджетный орган — Пенсионный фонд Российской Федерации. В настоящий момент Россия стоит перед выбором, какой быть в будущем пенсионной системе, на каких принципах она должна работать? В обществе идет активная дискуссия по этим вопросам.

Сегодня в России получателями пенсий являются более 40,2 миллиона человек. Доля пенсионеров в общей численности населения страны составляет более 28%. Число получателей пенсий по сравнению с.2010 годом выросло на 5,6 тысяч человек, в первую очередь это связано с увеличением продолжительности жизни населения.

Расходы на пенсионное обеспечение осуществляются в соответствии с федеральными законами и утверждённой бюджетной росписью расходов бюджета Пенсионного фонда России. Производится ежегодная индексация пенсий в зависимости от роста цен и среднемесячной зарплаты в стране. Впрочем, так было не всегда. Стране была нужна новая пенсионная система, которая заставила бы работодателей отчислять деньги в Пенсионный фонд России. Руководство страны в 2001 году внедрило новую модель, которая включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование. С 1 января 2010 года органами ПФР проведена валоризация — переоценка пенсионных прав граждан, имеющих трудовой стаж за период до 1 января 2002 года. Также с января 2010 года неработающие пенсионеры, чей совокупный доход ниже прожиточного минимума, установленного в регионе, стали получать социальную доплату. В 2010 году в Каменске-Шахтинском прожиточный минимум пенсионера был установлен в размере 4 042 рублей. В 2011году он равнялся 4 398 рублям. В 2012 году он составил 5 296 рублей. По сравнению с прошлым годом число получателей социальной доплаты выросло с 23 до 32 тысяч человек, но сегодня у неработающих пенсионеров нет пенсий ниже прожиточного минимума. Вдовам погибших от военной травмы военнослужащих предоставлено право на одновременное получение двух видов пенсий. «Военные» пенсионеры стали получать вторую пенсию — трудовую, если после выхода на «военную» пенсию проработали на гражданских должностях не менее 5 лет.

Существенно расширен перечень нестраховых периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы.

Теперь работающим пенсионерам нет необходимости ежегодно обращаться в территориальные органы Пенсионного фонда России с заявлением о перерасчете пенсии. Корректировка размера пенсии в зависимости от суммы уплаченных страховых взносов за время работы производится ежегодно с 1 августа автоматически, без подачи заявления.

Пенсионерам стало проще подсчитывать сумму увеличения пенсии при индексации, т.к. базовый размер пенсии вошел в состав страховой части, и сегодня индексируется вся сумма пенсии одновременно.

Россия стала единственной страной в мире, которая во время мирового экономического кризиса смогла выполнить все социальные обязательства по увеличению пенсий.

Позитивные изменения в пенсионном законодательстве продолжаются. В 2012 году трудовые пенсии проиндексированы дважды: с 1 февраля и с 1 апреля в общем объёме 10,4%. Также с 1 апреля на 14% проиндексированы социальные пенсии. В результате в апреле пенсионеры и те, кто имеет право на социальные выплаты, вместе с пенсией получили прибавку. Уровень трудовых пенсий стал более 9,5 тыс. рублей, социальных свыше 6 тысяч. Все эти пенсии будут выплачиваться в течение года. С 1 апреля на 6% проиндексированы размеры ежемесячных денежных выплат, которые получают более 140 тыс. человек.

Пенсионный фонд РФ тесно взаимодействует с работодателями -страхователями. Прорабатываются пути сокращения отчётности, объединения двух их видов; по персонифицированному учёту и по администрированию, в один отчёт. Со следующего года ПФР планирует ещё более упростить взаимодействие со страхователями, максимально используя при этом телекоммуникационные возможности.

Сегодня одна из главных задач Отделения ПФР по Каменск-Шахтинскому — улучшение комфортности при взаимоотношении с Фондом. Органы ПФР переходят на электронное взаимодействие с другими ведомствами. К 1 июля все услуги Пенсионного фонда России, требующие межведомственного взаимодействия, переведутся в электронный вид. Таким образом, гражданину кроме документов личного хранения, не нужно, например, при назначении пенсии собирать дополнительные справки. В России 38 ведомств, с которыми ПФР будет взаимодействовать при назначении пенсии.

Совершенствуется качество обслуживания получателей пенсий и пособий — улучшаются условия приема граждан, созданы клиентские службы в учреждениях Пенсионного фонда России, задача которых существенно повысить качество и скорость обслуживания посетителей. Созданы мобильные клиентские службы, которые для приема граждан сами выезжают к жителям отдаленных посёлков и деревень.

Вместе с тем, в существующей пенсионной системе имеются серьезные проблемы, которые отчётливо видит Пенсионный фонд РФ. Это продолжающийся рост дефицита средств на выплату пенсий, который сегодня покрывается за счет федерального бюджета, проблемы в накопительной части трудовой пенсии по старости, низкая, а иногда и отрицательная доходность инвестирования пенсионных накоплений, размещенных не только в негосударственных пенсионных фондах и управляющих компаниях, но и в государственной управляющей компании «Внешэкономбанк». Имеются проблемы в существующей формуле расчета пенсий — сложной и запутанной, плохо воспринимаемой большинством населения страны.

Какая бы ни была формула расчета пенсии, она должна рассчитываться по понятным и доступным правилам, в полной мере справедливо учитывающей продолжительность стажа и иной общественно-полезной деятельности, заработка граждан. Назрела необходимость принятия в России Пенсионного кодекса.

Пенсионное законодательство должно быть существенно переработано, исходя из объективного отражения сценария прогнозов развития пенсионного обеспечения, увязанных с реформой «пенсионной формулы» и полноценной защитой прав застрахованных граждан.

В течение 2012 года Пенсионный фонд России и Министерство здравоохранения и социального развития России завершат разработку долгосрочной концепции развития пенсионной системы Российской Федерации и представят проект к обсуждению общественности и руководству страны. Несомненно, будут приняты взвешенные и разумные решения, поскольку вопросы пенсионного обеспечения населения являются одними из наиболее важных в социально ориентированном современном государстве.

.2 Система социальных услуг ПФР

Набор социальных услуг — это перечень социальных услуг для федеральных льготников — получателей ежемесячной денежной выплаты.

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (социальной услуги) в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» имеют:

инвалиды войны;

участники Великой Отечественной войны;

ветераны боевых действий;

военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

инвалиды;

дети-инвалиды;

лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан;

бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин.

Набор социальных услуг (социальной услуги) является частью ежемесячной денежной выплаты и для его получения писать отдельное заявление не нужно. При установлении ежемесячной денежной выплаты у гражданина автоматически возникает право на получение набора социальных услуг (социальной услуги).

Писать заявление на предоставление набора социальных услуг (социальной услуги) необходимо только гражданам, подвергшимся воздействию радиации.

Перечень государственных услуг ПФР:

. Прием от застрахованных лиц через страхователей и организации, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, анкет с целью регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

. Государственная услуга по информированию граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

. Государственная услуга по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

. Государственная услуга по приему от застрахованных лиц заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) о переходе в НПФ или о переходе в ПФР из НПФ для передачи им средств пенсионных накоплений.

. Государственная услуга по приему от страхователей отчетности по индивидуальному (персонифицированному) учету застрахованных лиц.

. Государственная услуга по осуществлению приема от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

. Государственная услуга по приему от страхователей реестров застрахованных лиц о перечислении дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

. Государственная услуга по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

. Государственная услуга по выплате трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

. Государственная услуга по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.

. Государственная услуга по выплате пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.

. Государственная услуга по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

. Государственная услуга по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.

. Государственная услуга по предоставлению компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

. Государственная услуга по установлению федеральной социальной доплаты к пенсии.

. Государственная услуга по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) плательщиков страховых взносов о законодательстве Российской Федерации о страховых взносах и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносах, полномочиях Пенсионного Фонда Российской Федерации и его должностных лиц, а также представлению форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснения о порядке их заполнения.

.3 Характеристика основных технологий социальной работы, применяемых специалистом в его профессиональной деятельности

Технология социальной работы — это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Среди ученых, занимающихся проблемами социaльных технoлогий, порой замечается стремление расширить ее предметную область, включая в нее и вопросы социального проектирования, прогнозирования и управления.

Специалистами в области социальных технологий выработаны следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:

объект воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т.е. иметь признаки социальной системы;

должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структура) и функционирования;

возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;

возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях.

Выработка технологии решения социальных проблем — процесс сложный, требующий как научных обоснований, так и практической апробации теоретических выводов и рекомендаций. Можно выделить три основных этапа разработки технологии социальной работы: теоретический, методический и процедурный. Их совокупность представляет собой систему.

Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы.

Методический этап характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности.

Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением алгоритма действий.

Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности.

Технологию социальной работы характеризуют:

динамичность, состоящая в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере деятельности;

непрерывность, обусловленная необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние;

дискретность технологического процесса, которая заключается в неравномерности воздействия на клиентов с момента определения цели до исполнения решения.

Таким образом, технология социальной работы отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологических процессов — основа профессионализма кадров социальной сферы деятельности и специалистов социальных служб.

.4 Рабочий день специалиста по социальной работе

Специфика деятельности социального работника определяется конкретными условиями рабочего места. В основном, в обязанности специалиста входят:

осуществление приема и предоставление информации по запросам граждан (социальная помощь, защита, трудоустройство, профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, повышение квалификации, психологическая поддержка);

проведение консультаций по правовым вопросам (оформление опеки, усыновление, лишение родительских прав, пенсионного обеспечения, вопросы трудоустройства, занятости) и оформление соответствующих документов;

участие в разрешении спорных вопросов (трудовые, жилищные, нарушение прав матерей, пенсионеров и т.д.), разработке и реализации программ по медико-социальной адаптации и реабилитации нетрудоспособных граждан;

выявление и оформление социальных выплат, госпитализации в лечебные учреждения, принятие на обслуживание нуждающихся категорий граждан.

Таким образом, основная цель деятельности социального работника — выявление, организация и оказание материально-бытовой, морально-правовой, профориентационной и психологической поддержки нуждающимся гражданам.

Основной предмет труд а — человек (социальное обслуживание), сопутствующий — знаковая система (тексты, документы).

В своей работе социальный работник использует вещественные (орудийные) средства труда — ручные (ручка, карандаш), электрифицированные (калькулятор, компьютер), а также средства связи (телефон, факс).

Но основными являются его невещественные (функциональные) средства — аналитическое, словесно-логическое мышление, долговременная и оперативная память, хорошее распределение внимания; хорошая общая координация движений тела, эмоционально-выразительные устная речь и поведение, деловая письменная речь, а также органы чувств — зрение, слух.

Работа социального работника имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:

должностными обязанностями;

законодательными и нормативными правовыми актами;

постановлениями, распоряжениями, приказами;

нормами профессиональной этики.

Однако в его работе встречаются ситуации и проблемы, требующие нестандартных интеллектуальных вариантов решения. Труд социального работника имеет такую организацию, при которой он может выполнять свои трудовые задания как самостоятельно, так и совместно с другими контактными организациями.

Функционально социальный работник является организатором работы других людей (клиенты, специалисты других контактных подразделений), но ход своего трудового процесса организует самостоятельно.

Контакты у социального работника многочисленные, разноуровневые, с меняющимся кругом лиц — клиенты, коллеги. Ответственность у социального работника повышенная моральная — правовая, моральная защита. Не смотря на то, что социальный работник работает в комфортных условиях — в помещении, его деятельность часто проходит за пределами кабинета в передвижении (выезд в различные организации, в семьи подопечных, к клиентам).

Психофизиологическую напряженность в работу социального работника могут вносить следующие факторы:

повышенная моральная ответственность и связанное с этим эмоциональное напряжение;

постоянное общение с людьми, преимущественно дезадаптивного, асоциального поведения, с дефектами психики, с физическими недостатками;

вынужденность постоянного нахождения в зоне чужого конфликта или проблемы;

ненормированный рабочий день с разъездами.

Также специалисты принимают клиентов по определённому графику, каждая категория граждан, в определённое время

.5 Портрет клиента Управления Пенсионного фонда России

В Управлении Пенсионного Фонда России приходит очень много людей, которые нуждаются в помощи специалистов данного учреждения. Чаще всего это люди пенсионного и предпенсионного возраста от 50 до 60 лет в среднем. Люди приходят в основном для оформления надлежащей им пенсий.

Различают следующие виды пенсий:

. Трудовая пенсия по старости — как правило, выплачивается гражданам, имеющим не менее 5 лет трудового стажа, при достижении ими пенсионного возраста (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин);

. Пенсия за выслугу лет — выплачивается государственным служащим и военнослужащим при достижении определенного возраста и выслуги;

. Пенсия по инвалидности — выплачивается в случае признания гражданина инвалидом.Пенсия по инвалидности может быть: трудовой, пенсией по государственному пенсионному обеспечению;социальной (при отсутствии трудового стажа, либо в случае, если инвалидность наступила в результате совершения уголовно наказуемого деяния либо умышленного нанесения ущерба своему здоровью).

Видов пенсий ещё достаточно много, но большинство обращений к специалистам происходит именно по этим трём категориям.

Заключение

Социальная работа как деятельность по гармонизации человеческих отношений, по оказанию различных видов помощи различным категориям населения неразрывно связана с общением как процессом передачи информации, восприятием и пониманием людей друг другом. В своей практике социальные работники в целом и работники пенсионного фонда в частности соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества — сферой здоровья (физического психического, социального), прав, системой образования, планированием семьи, экономическими программами, с проблемами занятости населения и др. Они проводят индивидуальное и групповое консультирование, работают с трудными жизненными ситуациями, их профилактикой. Организуют профессиональную социальную работу, осуществляют административные функции.

Общение в сфере социальной работы, в том числе общение специалиста ПФ с клиентом, может быть представлено в 3 видах: деловом (общение в официально-деловой сфере), интимно-личностном (основывается на установление доверительных дружеских отношений между клиентом и специалистом по социальной работе, социальным психологом или психотерапевтом), консультативным общение (с целью решения каких-либо проблем клиента — материальных, социальных, правовых, психологических).

Общение может осуществляться с помощью вербальных и невербальных средств, и социальный работник должен хорошо знать оба эти средства и уметь применять и понимать их на практике для того, чтобы расположить к себе клиента, понять его состояние (по голосу, интонации, позе, жестам и мимике), а значит точно выбрать наиболее эффективный способ решения его проблемы.

Важным элементом профессионального общения специалиста пенсионного фонда является умение слушать и слышать клиента. Слушать — это не значит только молчать, это активный процесс восприятия и понимания другого человека, иногда просто выслушать клиента и будет решением его проблем. При общении с клиентом работник пенсионного фонда должен соблюдать этические принципы и нормы (конфиденциальность, уважение, корректность и т.д.).

Все эти знания, умения и навыки общения работник пенсионного фонда должен применять в своей деятельности.

Хороший работник пенсионного фонда обладает следующими качествами:

. Симпатия или понимание — попытка видеть мир глазами другого человека.

. Уважение, реагирование на проблему клиента таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней.

. Конкретность, четкость, чтобы тот, кто консультируют максимально четко понимал проблему.

. Знание самого себя и оказание другим помощи в познании себя.

. Искренность, умение вести себя естественно во взаимоотношениях с клиентом.

. Сиюминутность, иметь дело именно с тем, что происходит в настоящий момент встречи.

Таким образом, поскольку социальная работа — это коммуникативная, то есть тесно связанная с общением, профессия, специалист пенсионного фонда должен уметь общаться, быть компетентным в общении, учитывать социально-психологические особенности каждого клиента в индивидуальности.

Список используемых источников и литературы

1. Конституция РФ от 12.12.93.

. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98. №145-ФЗ.

. Закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.01 №167-ФЗ.

. Закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 №256-ФЗ.

. Закон «О Бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 21.07.2007. №182-ФЗ.

. Закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» от 30.04.2008 № 56-ФЗ.

. Войнов, А.В. Государственные финансы и региональное развитие/ А.В. Войнов // Вопросы экономики, 2009, № 3. — С. 15-22.

. Амелина, Е.В. Исчисление и уплата взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальными предпринимателями [Текст]/ Е.В. Амелина //Бухгалтерский учет. — 2009. — № 4. — С.33-34.

. Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит[Текст]: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. — 501 с.

. Кричевский, Н. Реквием по соцстраху. Пенсионный фонд /Н. Кричевский //Финансы. — 2010.