Педагогическая производственная практика

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»

Факультет социальной педагогики и психологии

Кафедра прикладной психологии

для студентов 4 курса дневного отделения

(специальность 1-23 01 04: «Психология»)

Методические рекомендации

Витебск, 2010

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка практических психологов, помимо ознакомления студентов с новыми технологиями психологической работы, предполагает создание ситуаций, в которых осуществлялась бы отработка специальных умений и навыков. Одной из форм профессионального обучения будущих психологов является педагогическая производственная практика.

В соответствии с учебным планом факультета социальной педагогики и психологии педагогическая производственная практика для студентов 4 курса дневной формы обучения специальности 1-23 01 04 «Психология» (специализация 1-23 01 04 04 «Педагогическая психология») организуется в 8-ом семестре. Практика может осуществляться на базе учреждений образования – в отделах образования, дошкольных учреждениях, школах, гимназиях, лицеях, а также социально-педагогических центрах. Педагогическая производственная практика рассчитана на 4 недели.

Цель данного вида практики – приобрести навыки профессиональной деятельности педагога-психолога учреждения образования, сформировать умения применения научно-теоретических знаний в условиях общеобразовательного учреждения.

Основными задачами педагогической производственной практики являются:

15 стр., 7370 слов

Отчет по педагогической практике (Психология)

Объектом исследования является группа учащихся 9-го класса средней школы. Предметом исследования являются профессиональные интересы учащихся и их личностные особенности. Методы исследования: социометрическое исследование; дифференциально-диагностический опросник Климова; исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн; определение направленности личности по методике Б. Басса; исследование ...

  • углубление и закрепление теоретических знаний студентов;
  • развитие способности использовать приобретенные психологические знания и специальные умения в условиях образовательного учреждения;
  • ознакомление студентов с практикой реализации функций практического психолога в соответствующих учреждениях;
  • обучение студентов приемам и методам профессиональной деятельности – психодиагностике, психологической коррекции, консультированию и др.;
  • развитие профессиональной культуры.

В процессе практической подготовки студенты должны приобретать следующие профессионально-психологические умения:

  • проектировочно-прогностические: прогнозировать развитие (обучение и воспитание) ребенка, результаты определенных психолого-педагогических воздействий; ставить цели, формулировать и планировать виды и задачи психологической деятельности и др.;
  • организаторские: организовывать разные виды деятельности с детьми и взрослыми; организовывать свою деятельность, свое рабочее место и др.;
  • диагностические: построить диагностическую процедуру в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями; умение анализировать и интерпретировать полученные результаты и др.;
  • исследовательские: умение изучать, обобщать психологический опыт, владеть психолого-педагогической рефлексией; умение владеть исследовательскими методами в профессиональной деятельности и др.;
  • коммуникативные: целенаправленно организовывать общение и управлять им; четко и убедительно выражать свои мысли, проговаривать инструкции, публично выступать перед коллективом педагогов, родителями и др.

Организация педагогической производственной практики представляет собой взаимодействие трех ее участников: студента, педагога-психолога или практического психолога учреждения образования и преподавателя-методиста кафедры прикладной психологии УО «ВГУ им. П.М. Машерова».

Преподаватель-методист кафедры рекомендует систему заданий (проблем) по конкретной базе практики, которые могут стать предметом практики; осуществляет взаимодействие с педагогом-психологом или практическим психологом по организации практики на экспериментальной площадке, осуществляет общий контроль и оценку прохождения ее студентами. Практический психолог учреждения образования демонстрирует студентам приемы (методики) решения конкретных психологических проблем, предоставляет им возможность выполнить порученное задание на соответствующих категориях клиентов. Студенты изучают рекомендуемую им литературу по проблеме, разрабатывают соответствующий инструментарий, наблюдают за деятельностью педагога-психолога, должным образом оформляют полученные данные.

Выбор характера заданий студенты согласовывают с педагогом-психологом учреждения образования и преподавателем-методистом кафедры прикладной психологии.

В процессе подготовки и проведения практики важно четко определить обязанности всех ее участников, что позволит обеспечить эффективность решения поставленных целей и задач.

5 стр., 2204 слов

Самоанализ результатов педагогической практики студента проводится ...

... деятельности после непрерывной педагогической практики? 8. Появилось (исчезло, стабилизировалось) желание работать педагогом-психологом? 9. Чему Вы научились в период непрерывной педпрактики? Общее заключение о том, что дала практика студенту ...

Факультетский руководитель практики:

  • определяет базы практики, согласовывает и оформляет необходимые документы по закреплению и регламенту использования баз практики;
  • готовит проект приказа о проведении практики и за 2 недели до ее начала предоставляет его руководителю практики университета;
  • организует проведение установочной и итоговой конференций по практике, контролирует получение практикантами направлений на базы практики (где необходимо);
  • знакомит методистов практики с содержанием утвержденной на учебный год программой практики, с требованиями документального сопровождения практики; обеспечивает их новыми разработками, необходимыми формами отчетной и нормативной документации;
  • организует проведение практики, устанавливает связь с руководителями баз практики, согласует с ними программу практики, распределение практикантов по рабочим местам;
  • осуществляет контроль за ходом практики, за работой методистов и руководителей практики от организаций, принимает оперативные меры по устранению недостатков в организации и проведении практики;
  • в недельный срок после окончания практики предоставляет руководителю практики университета установленные документы на оплату труда работников баз за руководство практикой студентов, несет ответственность за достоверность предоставляемых сведений;
  • составляет отчет о практике и предоставляет его руководителю практики университета в сроки, указанные в приказе о проведении практики.

Методист практики:

  • осуществляет непосредственное руководство практикой на базах практики;
  • организует прохождение практики студентами в соответствии с программой практики, несет ответственность за выполнение программных требований практики, соблюдение плана ее проведения и содержания;
  • разрабатывает тематику индивидуальных заданий, консультирует и оказывает помощь практикантам при подготовке отчетной документации, оценивает результаты выполнения студентами программы практики;
  • участвует в работе установочной и итоговой конференций по практике, вносит предложения по совершенствованию практики;
  • проводит инструктаж студентов по охране труда, несет ответственность за соблюдение в период практики инструкций, правил и других нормативных правовых актов, устанавливающих требования к безопасным условиям выполнения работ;
  • утверждает графики работы практикантов и контролирует их выполнение;
  • составляет для факультетского руководителя практики отчет о ее прохождении закрепленным контингентом студентов.

Педагог-психолог (практический психолог) учреждения:

  • обеспечивает условия для работы студентов в соответствии с программой психологической практики;
  • знакомит студентов с планом своей работы, с методической базой кабинета педагога-психолога, с направлениями и содержанием проводимой им деятельности;
  • оказывает методическую помощь студентам при подготовке и выполнению заданий практики, изготовлении стимульного материала, обработке и анализе полученных результатов;
  • по мере необходимости проводит занятия и консультации для практикантов; помогает практикантам в психологических наблюдениях, проведении диагностических процедур, направляет совместную и индивидуальную аналитическую деятельность студентов;
  • анализирует и оценивает результаты выполнения студентами-практикантами заданий по практике;
  • присутствует при выполнении заданий практики, участвует в их анализе и оценке;
  • предоставляет возможность отработать практику студентам, не выполнившим ее в срок по уважительным причинам;
  • принимает участие в итоговой конференции по практике (по возможности).

Студент-практикант имеет право:

7 стр., 3047 слов

Ознакомительной практики (ознакомление с деятельностью учителя ...

... Цель учебной ознакомительной практики (ознакомление с деятельностью учителя начальных классов) Целью учебной ознакомительной практики (ознакомление с деятельностью учителя начальных классов) является знакомство студентов с основным содержанием работы педагога, работающего на ...

  • обращаться за помощью к факультетскому руководителю, методисту или педагогу-психологу учреждения;
  • присутствовать на открытых мероприятиях, проводимых в учреждении;
  • изучать опыт работы педагога-психолога учреждения;
  • вносить свои предложения по совершенствованию содержания, организации педагогической производственной практики.

Студент-практикант обязан:

  • подчиняться правилам внутреннего распорядка базового учреждения образования;
  • соблюдать график работы учреждения образования, присутствовать на практике, свое­временно извещать методиста о своем отсутствии;
  • своевременно выполнять все виды работ, предусмотренных программой психологической практики, отражать их содержание и результаты в дневнике (ежедневно);
  • предъявлять документацию по требованию группового методиста;
  • пропущенный день практики студент должен отрабатывать полностью;
  • своевременно предоставить документацию по итогам практики, высказать свои предложения и замечания по организации практики, совершенствованию практической подготовки;
  • принять активное участие в установочной и итоговой конференциях.

Предлагаемые методические рекомендации разработаны сотрудниками кафедры прикладной психологии УО «ВГУ им. П.М. Машерова», они в виде пяти разделов включают методические разработки проведения диагностики, практических занятий по актуальным психологическим проблемам. Каждая из проблем конкретизируется в виде специальных исследовательских тем. По каждой теме определены цели и задачи работы студентов на этапах практики, необходимые документы. Указаны используемые тестовые методики или приведен соответствующий стимульный материал (тесты, анкеты, протоколы, программы и др.).

Дается описание системы действий педагога-психолога или практического психолога на этапе практики. В методические материалы к каждому разделу включен разнообразный прикладной материал, который необходим практическим психологам учреждений образования для решения конкретных психологических проблем.

Основные разделы педагогической производственной практики:

I раздел – работа школьного психолога с учащимися начальной школы.

II раздел – роль психолога в изучении эффективности организации учебно-воспитательного процесса в средней школе.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

III раздел – работа психолога школы со старшеклассниками.

IV раздел – работа с подростками группы риска. Работа с семьями учащихся.

V раздел – работа с педагогическим коллективом.

Студенты выполняют в обязательном порядке I, II, III разделы и по выбору IV или V раздел. Работа студентов по перечисленным разделам согласовывается с педагогом-психологом образовательного учреждения при планировании содержания психологической практики.

Основные отчетные документы студента:

  1. Дневник по практике с утвержденным индивидуальным планом (приложение 2).

    В дневнике студент ежедневно фиксирует процесс выполнения заданий и дает анализ полученных результатов.

  2. Отчетные документы, указанные в разделах практики.
  3. Отчёт о практике (приложение 3).
  4. Характеристика студента с места практики с рекомендуемой оценкой, заверенная подписью руководителя учреждения.

Основные критерии оценки итогов практики.

При оценивании выполнения программы практики рекомендуется воспользоваться следующими критериями:

  1. Уровень владения студентами психологическими знаниями: использование соответствующих научных понятий; интерпретация полученных эмпирических материалов; применение психологических знаний в реальных жизненных ситуациях и в процессе педагогического взаимодействия, научный стиль в аналитической деятельности студента.
  2. Уровень сформированности профессиональных умений психолого-педагогической деятельности студента-практиканта: умение выстраивать собственную тактику поведения во взаимоотношениях с учащимися, детьми, сотрудниками; умение корректировать собственную деятельность; умение наблюдать и фиксировать наблюдаемое; сформированность профессиональных умений работы практического психолога, знание психологических основ при построении системы отношений с людьми разных возрастных групп.
  3. Степень самостоятельности и творчества в организации деятельности: самостоятельность в выполнении заданий практики; самостоятельность в разработке содержания предлагаемого материала; проявление творчества в деятельности; полнота выполнения заданий.
  4. Личностное отношение студентов к практике: проявление интереса к психологическим заданиям на практике; дисциплинированность студента; активность в проявлении психологических знаний и умений; инициативность в организации различных мероприятий для детей и учащихся; творческую активность студента.
  5. Качество оформления и своевременность сдачи документации: соответствие требованиям; эстетика оформления; качество содержания, своевременное представление отчетной документации по практике; составление подробного отчета – описания собственной организации и деятельности в качестве педагога-психолога, минимум орфографических и др. ошибок, аккуратность записей.

I раздел. Работа школьного психолога с учащимися начальной школы

Работа психолога в начальной школе основана на принципе психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации ребенка к учебной среде. Цель психолого-педагогической деятельности в этот период — создание педагогических и психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).

5 стр., 2108 слов

Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы

... по финальному итогу учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и исполняемое самим учащимся действие энергичного прослеживания ... время прохождения практики мною было выполнены следующие виды работ: 1. Я ознакомилась с основными видами занятий психолога в ... фактически во всех вузах, университетах, колледжах и средних школах, а также на различных краткосрочных профессиональных курсах переподготовки, ...

Цель достигается за счет последовательного решения педагогическим коллективом и психологами школы следующих задач:

1. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.

2. Создание системы психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

3. Создание специальных педагогических и социально-психоло­гических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

Цель практики I раздела: сформировать модель деятельности психолога в начальной школе по основным видам работ.

Задачи практики:

  • Познакомить студентов с основными видами работ психолога в начальных классах школ.
  • Научиться составлять планы реализации некоторых видов работ психолога.
  • Проанализировать продукты деятельности первоклассников, посетить уроки (с целью анализа деятельности учителя и учащихся), провести исследование по заранее разработанной программе.
  • Научиться эффективному анализу и интерпретации полученных результатов, подготовке аналитического документа по итогам исследования.
  • Составить индивидуальную модель деятельности в начальной школе.

Практика I раздела представлена следующими видами работ психолога:

1. Изучение особенностей определения готовности детей к школьному обучению.

2. Содействие адаптации первоклассников в школе.

Календарное распределение практики:

1-й день.

Знакомство с учреждением образования, целями и задачами практики. Формирование у студентов представления о роли и месте педагога-психолога в данном учреждении.

В беседе со школьным психологом студенты узнают об особенностях планирования работы в начальной школе, о деятельности педагога-психолога по определению психологической готовности к школьному обучению. Студенты получают возможность проанализировать имеющиеся на базе практики протоколы исследования детей при поступлении в школу.

При изучении особенностей деятельности психолога при определении готовности к школьному обучению необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Подготовка к диагностической работе. Отбор тестового материала, составление графика работы, протоколов обследования.

2. Проведение диагностического исследования, заполнение протокола.

3. Составление психологического заключения.

4. Разработка коррекционной программы.

11 стр., 5389 слов

25. Основные тенденции развития в подростковом возрасте. Подростковый ...

... об эталонной учебной деятельности как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация ее достигается через формирование у учащихся теоретического мышления путем ... специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.  Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности ...

5. Проведение консультаций для педагогов и родителей.

Кроме того, в течение первого дня студенты получают возможность познакомиться с алгоритмом деятельности психолога по организации эффективной адаптации учащихся к школьному обучению.

2-й день.

Совместно с психологом проводится анализ продуктов деятельности первоклассников; обсуждаются различные схемы анализа урока. Студенты по заранее намеченной программе посещают уроки в первых классах, получают необходимую информацию по анализу деятельности педагога на уроке и подготовке аналитического документа.

При изучении данной темы за основу можно взять следующее:

1. Составление плана работы психолога по содействию эффективной адаптации.

2. Посещение уроков в классах.

3. Психологический анализ уроков.

4. Наблюдение за поведением учащихся во внеурочной деятельности.

5. Анализ продуктов деятельности первоклассников.

6. Консультации с педагогами по особенностям протекания процесса адаптации у отдельных учащихся.

7. Разработку мероприятий по повышению эффективности адаптации.

3-й день.

Изучается роль психолога в диагностике эффективности организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Психолог школы знакомит студентов с алгоритмами исследования эффективности учебного процесса, изучения уровня обучаемости, изучения мотивов учебной деятельности, определения группы риска детей — учащихся начальной школы. По заданию педагога-психолога начальной школы студенты проводят групповую психодиагностику. Студенты подготавливают необходимый инструментарий, психолог проводит предварительное инструктирование, затем студенты апробируют методики в пилотажном режиме либо осуществляют самостоятельную предварительную подготовку по заранее определенному заданию.

4-й день.

Проведение психологической диагностики с классом или подгруппой учащихся начальных классов.

5-й день.

В этот день практиканты с помощью педагога-психолога учреждения образования и методиста практики от факультета проводят обработку, анализ результатов, составляют аналитическую записку по итогам исследования.

Работа с отчетной документацией по разделу психологической практики.

Отчетные документы по I разделу практики:

  1. Протокол (копия) обследования первоклассника.
  2. Психологическое заключение (копия) с рекомендациями педагогу и родителям.
  3. Тезисы консультации для педагога или родителей.
  4. Анализ одного из уроков с выводами и рекомендациями.
  5. Аналитическая записка по результатам работы с продуктами деятельности первоклассников.
  6. Методическая разработка психолого-педагогического консилиума по теме «Адаптация учащихся в первом классе».
  7. Конспект одного занятия по коррекции познавательных процессов.
  8. Индивидуальная модель (план) деятельности психолога в начальной школе.

II раздел. Роль психолога в изучении эффективности организации учебно–воспитательного процесса в средней школе

В средней школе психолог продолжает психологическое сопровождение учащихся на основе накопленной за период обучения в начальных классах и получаемой вновь информации. Направления деятельности психолога определяются как целями и задачами, стоящими перед педагогическим коллективом конкретной школы, так и сложившимися алгоритмами сопровождения учащихся на разных этапах обучения. Основные циклы работ психолога в средней школе направлены на психологическое сопровождение следующих проблемных этапов:

20 стр., 9630 слов

Использование современных информационных технологий с целью повышения ...

... современных информационных технологий с целью повышения познавательного интереса учащихся к учебной деятельности». Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: использование современных информационных технологий как средства ...

— переход учащихся в среднее звено школы;

— адаптация в среднем звене;

— подростковый кризис;

— межличностные взаимоотношения подростка со взрослыми (педагогами и родителями).

Внутри этих циклов могут применяться разнообразные алгоритмы и программы. При этом необходимо учитывать, что так же, как и в начальной школе, деятельность психолога представлена цепью взаимосвязанных конкретных действий и шагов. В целом работа включает следующие моменты:

1. Организационная и методическая подготовка. В данном разделе практики определяются цели и задачи диагностико–коррекционных мероприятий, планирование деятельности, подготовка необходимых диагностических материалов и т. д.

2. Проведение первого этапа диагностического обследования в соответствии с целями и задачами. Здесь уместно наблюдение за учащимися на уроках и переменах; проведение методик диагностического минимума со всеми учащимися параллели, педагогами и родителями; обработка результатов; отбор группы школьников для проведения углубленной диагностики; подготовка заключений по всем видам обследований.

3. Подготовка психолого-педагогического консилиума как мероприятия, объединяющего усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса в реализации программы индивидуального сопровождения учащихся. Сюда могут быть включены такие виды работ, как консультации с медиками, педагогами; подготовка аналитической информации по классам и параллели в целом; составление плана обсуждения и т. д.

4. Проведение психолого-педагогического консилиума. Подразумевается, что в процессе работы консилиума разрабатываются и планируются стратегии сопровождения каждого школьника, распределяется ответственность за реализацию каждого этапа.

5. Реализация решений консилиума предполагает проведение консультативных мероприятий: родительских собраний; коррекционных мероприятий; планирование совместных действий классных руководителей и психолога; осуществление социально-диспет­черской деятельности и т. д.

6. Планирование и осуществление контроля эффективности проводимой работы.

Цель практики II раздела: приобрести практические умения и осуществить исследование по одной из предложенных тем во всех видах работ психолога в средней школе.

13 стр., 6302 слов

Формы работы школы с родителями. Методика организации родительского собрания

... связаны с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы школы и семьи. Вторую группу составляют проблемы методики стимулирования учащихся в семье к работе над своим личностным развитием и формированием. ... возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания. В чем же заключается сущность этих проблем и какой должна быть совместная работа школы и семьи по их ...

Задачи психологической практики:

  • Сформировать у студентов-практикантов четкое представление о системе работы психолога в средних классах школы.
  • Научиться переводить педагогический запрос в психологическую задачу и предусматривать конечные цели в реализации запроса.
  • Научиться планировать психологическую деятельность по реализации какого-либо вида работ.
  • Научиться предусматривать систему взаимодействий и разделения функций между участниками психолого-педагогического сопровождения.
  • Научиться практике составления рекомендаций педагогам и родителям по различным видам обследований школьников.
  • Научиться соотносить содержание психолого-педагогических мероприятий с возрастными особенностями учащихся.
  • Расширить спектр представлений о возможностях педагогов и психологов в психолого-педагогическом сопровождении.

Практика II раздела предполагает выполнение исследования по одной из предложенных тем:

1. Содержание деятельности психолога, педагогов школы на этапе адаптации учащихся при переходе в пятый класс.

2. Изучение сформированности когнитивной познавательной сферы школьников.

3. Изучение мотивационно-потребностной сферы школьников.

4. Изучение уровня воспитанности школьников.

5. Коллектив класса и личность школьника.

Календарное распределение II раздела практики:

1-й день.

Педагог-психолог школы знакомит студентов с планированием работы в средней школе, основными видами работ психолога.

Обсуждается содержание деятельности психолога по организации успешной адаптации пятиклассников в средней школе как один из важнейших видов работ.

Каждый из студентов определяется с выбором темы раздела. После этого, студенты под руководством психолога школы или преподавателя-методиста составляют исследовательский проект (цель, объект, предмет, гипотеза, методы и методики).

Каждый практикант самостоятельно разрабатывает план обследования по своему разделу. Практиканты имеют возможность получить консультации у руководителя практики и психолога, а также поработать с литературой.

2-й день.

По заранее разработанной программе студенты, в зависимости от полученного задания, имеют возможность провести диагностику основных компонентов учебной деятельности школьников, изучение типа мотивации, изучение потребностей школьников, изучение уровня воспитанности школьников, изучение особенностей взаимоотношений в ученическом классе.

3-й день.

В этот день практиканты с помощью психолога учреждения образования и методиста практики от факультета проводят обработку, анализ результатов, составляют аналитический документ, программу деятельности психолога, педагогов по результатам исследований.

4-й день.

Эта часть практики является продолжением работ третьего дня и может быть посвящена углубленной диагностике учащегося или класса при необходимости получения дополнительных данных для заключения. Практиканты составляют схемы индивидуального обследования школьника с различными формами школьной дезадаптации, получают возможность индивидуальной работы со школьниками.

Дополнительно, студенты посещают по выбору любое школьное мероприятие, имеющее воспитательную нагрузку (тематический вечер, классные часы и т. п.).

Проводится анализ мероприятия.

5-й день.

В этот день психолог школы знакомит студентов-практикантов с особенностями работы с педагогами, с возможностями оказания психологической помощи педагогам. Школьный психолог знакомит практикантов с результатами психологических мероприятий в педагогическом коллективе. Обсуждается сотрудничество с социальным педагогом, его возможности и ограничения.

Отчетные документы II раздела практики:

  1. Исследовательский проект (цель, объект, предмет, гипотеза, методы и методики, результаты и их интерпретация, выводы).
  2. Протоколы (копии) обследования учащихся.
  3. Психологическое заключение (копии) с рекомендациями педагогу и родителям.
  4. Аналитическая записка с рекомендациями участникам процесса сопровождения по результатам исследования, предпринятого в 5–9-х классах по изучению учебной мотивации учащихся, эффективности организации учебного процесса и др. (в зависимости от индивидуального задания).
  5. Анализ внеклассного мероприятия.

III раздел. Работа психолога со старшеклассниками

В работе психолога со старшеклассниками основной акцент делается на развитие личности, формировании целостной Я-концепции старшеклассника, развитии способностей самопознания и самосовершенствования. Кроме того, особое внимание уделяется деятельности педагога-психолога по вопросам профориентации старшеклассников, проблеме выбора будущей профессиональной направленности учащихся.

Цель практики III раздела: на основе диагностических мероприятий разработать программу занятий с элементами тренинга для учащихся старших классов, разработать и провести уроки по психологии.

Задачи психологической практики:

  • Познакомить студентов с основными принципами психологического просвещения.
  • Разработать алгоритм изучения направленности личности учащегося старших классов.
  • Составить план-конспект урока для старшеклассников по интересующей их тематике, провести данный урок.
  • Составить план-конспект занятия с элементами тренинга по теме самопознания и провести его для группы или подгруппы старшеклассников.

Практика III раздела представлена следующими видами работ психолога:

1. Составление планов-конспектов урока-лекции и занятия с элементами тренинга для учащихся старших классов.

2. Проведение урока-лекции и занятия с элементами тренинга для старшеклассников.

Календарное распределение практики:

1-й день.

Педагог-психолог учреждения образования знакомит студентов со спецификой работы психолога системы образования со старшеклассниками. Предлагаются образцы проведения уроков информирования по запросу учащихся старших классов и их родителей. Кроме того, студенты знакомятся с основным диагностическим инструментарием для старшеклассников по изучению личностных особенностей учащихся, их профессиональной направленности.

2-й день.

В течение второго дня студенты занимаются составлением плана-конспекта урока-лекции для старшеклассников (тематика по выбору учащихся).

Кроме того, знакомятся с основными этапами информирования учащихся в процессе лекционного занятия со старшеклассниками. Посещают урок для старшеклассников, проводимый психологом (по возможности), проводят анализ урока.

Студенты работают с информационными источниками для подготовки к уроку-лекции.

3-й день.

Практиканты проводят урок-лекцию для старшеклассников. Данное задание предполагает получение обратной связи от учащихся по проведенному уроку, обязательную рефлексию проведенного занятия.

По результатам проведенного урока-лекции для старшеклассников составляют аналитический отчет с учетом обратной связи и результатов рефлексии.

4-й день.

Студенты занимаются составлением плана-конспекта группового занятия с элементами тренинга для старшеклассников (тематика по самопознанию или профессиональному выбору).

Кроме того, знакомятся с основными этапами проведения занятия с элементами тренинга для старшеклассников, спецификой использования тренинговых форм в работе с учащимися старших классов. Посещают занятие с элементами тренинга, проводимое психологом (по возможности), проводят анализ занятия.

Студенты работают с рекомендуемыми педагогом-психологом источниками литературы для подготовки к занятию.

5-й день.

Проведение группового занятия с элементами тренинга для старшеклассников (тематика по самопознанию или профессиональному выбору).

Данное задание предполагает получение обратной связи от учащихся по проведенному занятию, обязательную рефлексию проведенного группового занятия.

По результатам проведенного занятия с элементами тренинга проводится аналитический отчет с учетом обратной связи и результатов рефлексии.

Отчетные документы III раздела практики:

  1. План-конспект урока-лекции для учащихся старших классов в соответствии с основными требования оформления данного конспекта.
  2. Анализ урока, проведенного педагогом-психологом или студентом-практикантом.
  3. Аналитическая справка по результатам проведенного урока-лекции для старшеклассников образовательного учреждения.
  4. План-конспект занятия с элементами тренинга учащихся старших классов в соответствии с основными требования оформления данного конспекта (тематика по самопознанию или профессиональному выбору).
  5. Анализ занятия с элементами тренинга, проведенного педагогом-психологом или студентом-практикантом.
  6. Аналитическая справка по результатам проведенного группового занятия с элементами тренинга для старшеклассников.

IV раздел. Работа с подростками группы риска. Работа с семьями учащихся

Психолого-педагогическое сопровождение подростков группы риска является одним из наиболее важных компонентов практической деятельности школьного психолога. В группу риска попадают самые разные школьники: неуспевающие, недисциплинированные, с разного рода нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие в инспекции по делам несовершеннолетних, наконец, просто дети из так называемых «неблагополучных семей». Психологу важно четко разграничивать сферы возможностей специалистов разных категорий, занимающихся воздействием на подростков: медиков, социальных работников и педагогов, сотрудников правоохранительных органов. Процесс ресоциализации (организованного социально-педагогического процесса восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков) подростков группы риска обычно состоит из трех этапов:

диагностического, в процессе которого возможна дифференциация детей по группам риска, основанием для деления на которые может служить как патогенная, так и психосоциальная и социальная дезадаптация;

составления реабилитационной программы. На этом этапе необходимо учитывать, что в качестве профилактических и коррекционных мер для разных групп подростков выступают мероприятия, осуществляемые не только силами педагогических коллективов школ и внешкольных учреждений, но и специальных профилактических служб, ресоциализирующих центров, инспекций по делам несовершеннолетних;

реализации программы реабилитации. Этот этап включает объединение усилий всех участвующих в программе людей и организаций.

Задача практического психолога учреждения образования состоит в том, чтобы дать широкому кругу практических работников (педагогов, воспитателей, сотрудников инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, социальных педагогов) психологические знания для предупреждения, выявления и помощи несовершеннолетним с отклоняющимся поведением.

Цель практики IV раздела: каждому студенту составить программу ресоциализации подростка из группы риска.

Задачи практики:

  • Сформировать представление о дифференциации подростков на группы в зависимости от особенностей дезадаптации.
  • Научиться анализировать документы и сведения о подростке, использовать данные для составления программы реабилитации.
  • Научиться составлять программу реабилитации подростка с включением деятельности всех субъектов реализации программы.

Календарное распределение психологической практики:

1-й день.

Психолог базы практики знакомит студентов с методиками, тестовым материалом по изучению подростков, возможностями работы с детьми, имеющими проблемы в личностном, интеллектуальном и физическим развитии.

В режиме «круглого стола» разрабатывается опорная схема программы деятельности школы по психологическому сопровождению подростков и детей группы риска.

2-й день.

Практиканты получают возможность познакомиться со списком детей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и внутришкольном контроле.

Совместно с психологом школы и методистом практики от факультета проводится анализ документов, продуктов деятельности школьников, комплекса мер, разработанных школой по предупреждению девиантного и делинквентного поведения школьников.

3-й день.

Студенты составляют схемы изучения подростка с учетом возрастных особенностей, социальной ситуации, интеллектуальных и личностных особенностей и получают возможность проведения недостающих психодиагностических мероприятий; составляют программы реабилитации подростков.

Изучается опыт психолога школы по организации коррекционной работы с подростками. Студенты посещают коррекционное занятие, проводимое педагогом-психологом (по возможности).

4-й день.

Психолог школы и методист практики от факультета проводят со студентами собеседование по составленным ими программам реабилитации. Студенты поводят одно коррекционное занятие со школьниками.

5-й день.

Психолог учреждения образования знакомит студентов с особенностями, направлениями и формами работы психолога с семьями учащихся, диагностикой семьи и семейного воспитания. На основе ранее полученных знаний в режиме совместной деятельности практиканты составляют тематику родительских собраний с 1-го по 11-й класс. Обсуждаются возможности работы родительских клубов. Под руководством педагога-психолога составляется план работы клуба.

Отчетные документы IV раздела практики:

  1. Схема изучения подростка.
  2. Программа реабилитации подростка.
  3. Тематика родительских собраний с 5-го по 11-й класс.
  4. План работы родительского клуба.
  5. Анализ какого-либо раздела конкретной коррекционной программы (по выбору), коррекционного занятия, проведенного психологом.
  6. Аналитическая справка по результатам коррекционного занятия.

V раздел. Работа с педагогическим коллективом

Работа с педагогами, педагогическим коллективом школы является одним из сложных направлений в работе психолога. Педагоги по-разному воспринимают психологическую службу: со стремлением к сотрудничеству, любопытством, безразличием, недоверием и скептицизмом и даже открытой враждебностью. Только высокий уровень компетентности, объективности психолога, практическая направленность и результативность его работы помогут психологу завоевать доверие в педколлективе. Работу с педагогами можно организовать следующим образом: лучше всего начать с психодиагностики личности.

Следует отметить, что педагоги очень остро реагируют на оценку их личностных особенностей. Педагог привык оценивать других. Ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации предопределено его собственными слабостями или недостатками. Кроме того, большинство педагогов имеют высокую личностную тревожность, в силу которой склонны гиперболизировать, драматизировать события, или впадать в глухую психологическую защиту, не принимая или полностью отрицая выводы психолога. Предвидя эти сложности, психолог может использовать методики самооценки и групповой динамики, характерные для ситуаций социально-психологического тренинга, коллективной мыследеятельности и организационно-деятельностных игр. Изучив особенности того или иного педагога, необходимо дать стимулирующие советы: как, опираясь на сильные стороны своего характера, оптимизировать педагогический труд. Для более точного диагноза психологу приходится наблюдать педагога в общении, деятельности. Для этого необходимо анализировать учебно-воспитательный процесс.

Нужна практическая работа по психокоррекции, гармонизации личности педагога через различные виды социально-психологического тренинга: мотивации достижений, сензитивности, гуманных взаимоотношений между педагогами и их воспитанниками.

Хорошее взаимопонимание и сотрудничество психолога с учителями, всегда способствует оптимизации контактов с детьми, их родителями.

Цель практики V раздела: выстроить модель работы психолога с педагогическим коллективом школы.

Задачи психологической практики:

  • Познакомить студентов с основными направлениями работы с педагогическим коллективом.
  • Сформировать представление об особенностях диагностики и основных технологиях работы в педколлективе.
  • Разработать алгоритм изучения личности педагога.
  • Научиться проводить групповые консультации с педагогами по результатам диагностики.
  • Научиться практике составления рекомендаций педагогам (по вопросам личностного роста, профилактике эмоционального выгорания, профессиональных деформаций и др.).

Практика V раздела представлена следующими видами работ психолога:

1. Изучение особенностей профессионального развития личности педагога, психологического климата педагогического коллектива школы, особенностей взаимодействия учителя и учащихся.

2. Проведение групповой консультации с педагогами или оформление стенда (буклеты, брошюры, презентация) с рекомендациями для педагогов.

Практика V раздела предполагает работу по одной из предложенных тем:

1. Изучение особенностей профессионального развития личности педагога.

2. Изучение психологического климата педагогического коллектива школы.

3. Изучение особенностей взаимодействия учителя и учащихся.

Календарное распределение практики:

1-й день.

Педагог-психолог учреждения образования знакомит студентов со спецификой работы психолога с педагогическим коллективом школы. Обсуждается содержание деятельности психолога по изучению личностных качеств педагогов, синдрома эмоционального выгорания и взаимодействия учителя и учащихся, по созданию психологического климата в педколлективе. Студенты знакомятся с основным диагностическим инструментарием для педагогов и педагогического коллектива. Раскрываются особенности составления рекомендаций для педагогов, трудности в консультативной деятельности, построение тренинговых занятий для педагогического коллектива. Психолог знакомит студентов с результатами психологических мероприятий в педагогическом коллективе.

Каждый из студентов определяется с выбором темы. После этого, студенты под руководством психолога школы или преподавателя-методиста составляют план обследования по своей теме. Практиканты имеют возможность получить консультации у руководителя практики и психолога, а также поработать с литературой.

2-й день.

Студенты подготавливают необходимый инструментарий для диагностики, психолог проводит предварительное инструктирование. По заранее разработанной программе студенты, в зависимости от полученного задания, имеют возможность провести диагностику особенностей профессионального развития личности педагога, психологического климата педагогического коллектива школы, особенностей взаимодействия учителя и учащихся.

3-й день.

Является продолжением работ второго дня и может быть посвящен диагностике. В этот день практиканты с помощью психолога учреждения образования и методиста практики от факультета проводят обработку, анализ результатов, составляют аналитический документ, программу деятельности психолога по результатам диагностики.

4-й день.

На основе результатов диагностики студенты разрабатывают рекомендации для педагогов, оформляют стенд (буклеты, брошюры, презентация) или разрабатывают план групповой консультации для педагогов.

5-й день.

Проведение групповой консультации с педагогами. По результатам проведенной консультации составляется аналитический отчет.

Оформление отчетной документации по практике.

Отчетные документы V раздела практики:

  1. Аналитическая записка по результатам диагностики.
  2. План групповой консультации для педагогов.
  3. Аналитический отчет по результатам групповой консультации.
  4. Рекомендации для педагогов (буклеты, брошюры, презентация).