Исследование психологического климата в малой производственной группе

Содержание

Введение 3

I. Теоретическое изучение проблемы психологического климата в малой производственной группе 5

1.1 Изучение психологического климата в зарубежной психологии 5

1.2 Изучение психологического климата в отечественной психологии 10

1.3 Особенности малой производственной группы 16

2. Эмпирическое изучение проблемы психологического климата в малой производственной группе 20

2.1. Организация исследования 20

2.2 Анализ результатов исследования 22

Заключение 29

Литература 30

Приложение 1 33

Приложение 2 34

Приложение 3 36

Введение

Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к характеру взаимодействия индивидов при совместном решении производственных задач. Существенное влияние на продуктивность совмест-ной деятельности людей оказывают межличностные отношения. Проблема межличностных отношений в малой группе вызывает огромный интерес у отечественных и зарубежных исследователей (Б.Д. Парыгин, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, К. Левин, Я.Л. Морено, Ф. Фидлер и др.).

Одно из значимых проявлений межличностных отношений в группе — психологический климат группы.

Психологический климат в трудовом коллективе играет существенную роль в создании корпоративной культуры. От него во многом зависит эмоциональный настрой сотрудников, удовлетворенность своей работой и отношение к ней. Но психологический климат в коллективе — это не только проблема корпоративной культуры конкретной организации, но одновременно и проблема совершенствования человеческих и экономических отношений в нашей стране и во всем мире, поскольку психологический климат в коллективе играет существенную роль в повышении эффективности существования коллектива, объединенного общей целью, и оказывает влияние на успешность совместной деятельности, которая выражается в экономических показателях. В связи с этим формирование благоприятного психологического климата коллектива является одним из главных условий эффективности совместной деятельности.

26 стр., 12946 слов

Социально-психологический климат в малой группе (на примере группы студентов КМЭТ города Зеленогорска Красноярского края)

... в группе[48, с. 734]. Объект исследования: психологический климат в малой группе. Предмет исследования: процесс изучения особенностей психологического климата малой группы. Цель курсовой работы: исследовать социально-психологический климат в малой группе (на примере группы студентов ...

Однако на многих предприятиях не уделяют должного внимания оценки психологического климата, отсутствует выстраивание модели управления им. Представляется закономерным возрастание интереса научных исследователей и практиков к изучению психологического климата и управлению им. Интерес практиков к данной теме диктуется, в частности, и возросшими требованиями к человеку в его профессиональной деятельности, и усложнением взаимоотношений в коллективе, и ростом уровня притязаний сотрудников.

Наибольшее количество исследований, посвященных различным аспек-там проблемы психологического климата в коллективе, проводилось в 80-е годы ХХ в., в связи с изменившимися социально-экономическими условиями в настоящее время имеется некоторое несоответствие между запросами практиков и теоретическими разработками в области изучения психологического климата коллектива и детерминирующих его факторов. Таким образом, актуальность изучения данной проблемы подтверждают запросы практики, обусловленные задачами повышения эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений.

Все вышеизложенное определило выбор темы настоящего исследова-ния: «Исследование психологического климата в малой производственной группе».

Цель исследования — изучить проблему психологического климата в малой производственной группе.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по про-блеме психологического климата в малой производственной группе.

2. Осуществить эмпирическое исследование психологического климата в малой производственной группе.

3. Проанализировать результаты теоретического и эмпирического исследования и сформулировать заключение.

Методы исследования:

7 стр., 3278 слов

Формирование оптимального психологического климата в организации и группе

... психологического климата в организации и группе В работах западных психологов большое внимание уделяется вопросам тактики воздействий руководителя, как основной составляющей механизма регуляции и оптимизации производственного ...

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Методы психодиагностики: тестирование с помощью стандартизиро-ванных методик: «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе» (по А.Ф. Фидлеру), «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» В.В. Шпалинского и Э.Г. Шелеста, «Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе».

Исследование проведено на базе организации ООО «УралПромСнаб» (г. Челябинск).

Обследовано 30 сотрудников коллектива в возрасте от 23 до 55 лет.

I. Теоретическое изучение проблемы психологического климата в малой производственной группе

1.1 Изучение психологического климата в зарубежной психологии

Проблему психологического климата рассматривали различные зарубежные исследователи. Это породило большое число концепций психологического климата, часто противоречивых, что объясняется как различиями в методологических подходах, так и неточностью и несовершенством используемой терминологии. Вместе с тем, в многочисленных определениях психологического климата, предложенных зарубежными авторами, прослеживаются общие идеи: везде говорится о взаимодействии индивида с организационной средой.

К. Левин [19], один из разработчиков психологической теории организации, ввел понятие «социальная атмосфера», под которым понимал определенную совокупность психологических характеристик социальной среды и которое может рассматриваться как синоним понятия «психологический климат организации».

Проблему психологического климата изучал Дж.Г. Мид. Важнейшее положение его теории социальных ролей состоит в том, что каждый индивид воспринимает и оценивает себя соответственно оценкам других членов группы (сообщества), т. е. личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет из себя для других в социальном мире [12, с. 188−204].

Дж. Кэмпбелл [18] выделяет четыре показателя, характеризующих психологический климат (или, словами автора, атмосферу организации):

— степень автономности деятельности индивида в данной организации;

— особенности структурно-ролевой спецификации положения индивида в данной организации;

5 стр., 2225 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ 3

... 10 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ 1. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ Человек, ... эмоций Изарда выделяет фундаментальные эмоции (каждая имеет свой спектр психологических характеристик и внешних проявлений: радость, интерес, удивление, страдание ... и критерием нормального развития человека. Стресс в совр. психологии рассматривается в связи с исследованием общих закономерностей адаптации. ...

— тактика вознаграждений, используемая в данной организации;

— уровень взаимной поддержки, внимания и тепла в межличностных от-ношениях между членами организации…

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 363 с.

2. Андреева Г. М. Социальная психология сегодня. Поиски и размышления. — М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. — 160 с.

3. Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. — М.: Просвещение, 2009. — 319 с.

4. Берн Э. Лидер и группа: о структуре и динамике организаций и групп. — М.: Эксмо, 2009. — 512 с.

5. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. — М.: Изд-во МПСИ, 2007. — 207 с.

6. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. — СПб.: Речь, 1998. — 120 с.

7. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 336 с.

8. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2009. — 544 с.

9. Донцов А.И., Психология коллектива. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.

10. Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. — 248 с.

11. Зазыкин В.Г., Карпенко А.С. Психологическая компетентность руководителя. — М.: Academia, 2006. — 376 с.

12. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с.

13. Коллектив. Личность. Общение.: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. — СПб.: Питер, 2007. — 143 с.

14. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, Изд-во БГУ. 2009. — 284 с.

3 стр., 1419 слов

Социально-психологический климат (СПК) коллектива

... и психологии, воздействуют с учетом коллективной психологии (настроения коллектива, групповых отношений, общественного мнения), психологических особенностей различных социальных групп и отдельной личности. Социально - ... начинает оказывать обратное влияние на коллективную деятельность и отдельные личности. Социально-психологический климат — это не статичное, а весьма динамичное образование. ...

15. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. — М.: Аспект-Пресс, 2009. — 320 с.

16. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И., Абакумов В.В., Голубев А.А. Менедж-мент: Учебное пособие для вузов. — СПб.: Бизнесс-пресса, 2008. — 422 с.

17. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. — 290 с.

18. Кэмпбелл, Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и при-кладных исследованиях. М.: Прогресс 1980.

19. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов. — СПб.: Речь, 2000. — 256 с.

20. Литвинов В.Н., Психологический климат и экономические показатели / Материалы научной конференции «Социальные проблемы труда и образования». — Вып. 2. — М., 2009. — 248 с.

21. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2007. — 800 с.

22. Машков В.Г. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. — СПб.: Речь, 2008. — 304 с.

23. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1: Основы общей психологии. — М.: Владос, 2009. — 688 с.

24. Организационное поведение / Под ред. Латфуллина Г. Р., Громовой О.Н. — СПб.: Питер, 2006. — 432 с.

25. Обозов Н.Н. Психология работы с людьми. — К.: Персонал, 2008. — 234 с.

26. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. — М.: Социс, 2008. — 339 с.

27. Парыгин Б.Д., Социально-психологический климат коллектива. — СПб.: Питер, 2007. — 320 с.

28. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебное пособие: 5-е изд. — М.: Академия, 2006. — 512 с.

29. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Знание. 2008. — 384 с.

30. Пригожин А.И. Методы развития организаций. — М.: МЦФЭР, 2007. — 863 с.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... идет на контакт с ними, оказывает позитивное воздействие на их личность. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I - Стр 2 Результаты большого числа исследований говорят о ... быть подвержен периодическим колебаниям под воздействием внутренних (личностных) и внешних (социальных) факторов. Личностный компонент ответственен за осмысление себя в ситуациях, когда ...

31. Решетова Е.Н. Командообразование: теория и практика // Новые информационные технологии. — М.: МИЭМ, 2007. Т. 1. № 1. C. 76−84.

32. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М.: Прогресс, 1998. — 256 с.

33. Руденский Е.В., Социальная психология: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2007.

34. Социальная психология, ключевые идеи / Под ред. Р. Бэрона, Д. Бирна, Б. Джонсона, — СПб.: Питер, 2003. — 512 с.

35. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О.В. Терещенко. — М.: Изд-во «Книжный Дом», 2009. — 612 с.

36. Томпсон Л. Создание команды. — М.: Вершина, 2006. — 544 с.

37. Управление персоналом. / Под ред. Базарова Т.Ю. и Еремина Б.Л., — М., 1998

38. Фернхем А., Хенвен П. Личность и социальное поведение. — СПб.: Питер, 2001. — 368 с.

39. Чалдини Р. Психология влияния. — СПБ.: Питер, 2001. — 288 с.

40. Шакуров Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. — М.: Социс, 2009. — 496 с.

41. Шепель В.М. Управленческая психология. — М.: Академия, 2007. — 356 с.

42. Штроо В. А. Защитные механизмы: от личности к группе // Вопросы психологии. — 1998. — № 4. — С. 54−61.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector