Исследование психологического климата в малой производственной группе

Содержание

Введение 3

I. Теоретическое изучение проблемы психологического климата в малой производственной группе 5

1.1 Изучение психологического климата в зарубежной психологии 5

1.2 Изучение психологического климата в отечественной психологии 10

1.3 Особенности малой производственной группы 16

2. Эмпирическое изучение проблемы психологического климата в малой производственной группе 20

2.1. Организация исследования 20

2.2 Анализ результатов исследования 22

Заключение 29

Литература 30

Приложение 1 33

Приложение 2 34

Приложение 3 36

Введение

Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к характеру взаимодействия индивидов при совместном решении производственных задач. Существенное влияние на продуктивность совмест-ной деятельности людей оказывают межличностные отношения. Проблема межличностных отношений в малой группе вызывает огромный интерес у отечественных и зарубежных исследователей (Б.Д. Парыгин, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, К. Левин, Я.Л. Морено, Ф. Фидлер и др.).

Одно из значимых проявлений межличностных отношений в группе – психологический климат группы.

Психологический климат в трудовом коллективе играет существенную роль в создании корпоративной культуры. От него во многом зависит эмоциональный настрой сотрудников, удовлетворенность своей работой и отношение к ней. Но психологический климат в коллективе – это не только проблема корпоративной культуры конкретной организации, но одновременно и проблема совершенствования человеческих и экономических отношений в нашей стране и во всем мире, поскольку психологический климат в коллективе играет существенную роль в повышении эффективности существования коллектива, объединенного общей целью, и оказывает влияние на успешность совместной деятельности, которая выражается в экономических показателях. В связи с этим формирование благоприятного психологического климата коллектива является одним из главных условий эффективности совместной деятельности.

8 стр., 3614 слов

Методы исследования малой группы (социометрия, методики по изучению ...

... отношений Среди методик изучения малой группы большой пласт составляют методики изучения внутригрупповых отношений. К этим методикам относятся: социометрия (Метод социометрических измерений), внешнегрупповая референтометрия, шкала психологической близости, определениеиндекса групповой сплоченности ...

Однако на многих предприятиях не уделяют должного внимания оценки психологического климата, отсутствует выстраивание модели управления им. Представляется закономерным возрастание интереса научных исследователей и практиков к изучению психологического климата и управлению им. Интерес практиков к данной теме диктуется, в частности, и возросшими требованиями к человеку в его профессиональной деятельности, и усложнением взаимоотношений в коллективе, и ростом уровня притязаний сотрудников.

Наибольшее количество исследований, посвященных различным аспек-там проблемы психологического климата в коллективе, проводилось в 80-е годы ХХ в., в связи с изменившимися социально-экономическими условиями в настоящее время имеется некоторое несоответствие между запросами практиков и теоретическими разработками в области изучения психологического климата коллектива и детерминирующих его факторов. Таким образом, актуальность изучения данной проблемы подтверждают запросы практики, обусловленные задачами повышения эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений.

Все вышеизложенное определило выбор темы настоящего исследова-ния: «Исследование психологического климата в малой производственной группе».

Цель исследования – изучить проблему психологического климата в малой производственной группе.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по про-блеме психологического климата в малой производственной группе.

2. Осуществить эмпирическое исследование психологического климата в малой производственной группе.

3. Проанализировать результаты теоретического и эмпирического исследования и сформулировать заключение.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Методы психодиагностики: тестирование с помощью стандартизиро-ванных методик: «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе» (по А.Ф. Фидлеру), «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» В.В. Шпалинского и Э.Г. Шелеста, «Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе».

Исследование проведено на базе организации ООО «УралПромСнаб» (г. Челябинск).

Обследовано 30 сотрудников коллектива в возрасте от 23 до 55 лет.

I. Теоретическое изучение проблемы психологического климата в малой производственной группе

1.1 Изучение психологического климата в зарубежной психологии

Проблему психологического климата рассматривали различные зарубежные исследователи. Это породило большое число концепций психологического климата, часто противоречивых, что объясняется как различиями в методологических подходах, так и неточностью и несовершенством используемой терминологии. Вместе с тем, в многочисленных определениях психологического климата, предложенных зарубежными авторами, прослеживаются общие идеи: везде говорится о взаимодействии индивида с организационной средой.

К. Левин [19], один из разработчиков психологической теории организации, ввел понятие «социальная атмосфера», под которым понимал определенную совокупность психологических характеристик социальной среды и которое может рассматриваться как синоним понятия «психологический климат организации».

10 стр., 4983 слов

Социально психологический климат организации

... ООО «Коктейль» Глава 1. Социально – психологический климат организации Понятие социально – психологического климата Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято ... подразумевается психическое состояние, определяемое во многом атмосферой производственного коллектива. С этой точки зрения саму ... Не только в социологии, но и в психологии утвердилась точка зрения, согласно которой главной ...

Проблему психологического климата изучал Дж.Г. Мид. Важнейшее положение его теории социальных ролей состоит в том, что каждый индивид воспринимает и оценивает себя соответственно оценкам других членов группы (сообщества), т.е. личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет из себя для других в социальном мире [12, с. 188-204].

Дж. Кэмпбелл [18] выделяет четыре показателя, характеризующих психологический климат (или, словами автора, атмосферу организации):

— степень автономности деятельности индивида в данной организации;

— особенности структурно-ролевой спецификации положения индивида в данной организации;

— тактика вознаграждений, используемая в данной организации;

— уровень взаимной поддержки, внимания и тепла в межличностных от-ношениях между членами организации………

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня. Поиски и размышления. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. – 160 с.

3. Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 2009. – 319 с.

4. Берн Э. Лидер и группа: о структуре и динамике организаций и групп. – М.: Эксмо, 2009. – 512 с.

5. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. – М.: Изд-во МПСИ, 2007. – 207 с.

6. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – СПб.: Речь, 1998. – 120 с.

7. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 336 с.

8. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2009. – 544 с.

9. Донцов А.И., Психология коллектива. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.

10. Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. – 248 с.

11. Зазыкин В.Г., Карпенко А.С. Психологическая компетентность руководителя. – М.: Academia, 2006. – 376 с.

12. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с.

13. Коллектив. Личность. Общение.: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. – СПб.: Питер, 2007. – 143 с.

14. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, Изд-во БГУ. 2009. – 284 с.

15. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – 320 с.

16. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И., Абакумов В.В., Голубев А.А. Менедж-мент: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Бизнесс-пресса, 2008. – 422 с.

17. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. – 290 с.

18. Кэмпбелл, Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и при-кладных исследованиях. М. : Прогресс 1980.

19. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов. – СПб.: Речь, 2000. – 256 с.

20. Литвинов В.Н., Психологический климат и экономические показатели / Материалы научной конференции «Социальные проблемы труда и образования». – Вып. 2. – М., 2009. – 248 с.

9 стр., 4116 слов

Влияние инженерной психологии и эргономики на организацию рабочего ...

... экологическая безопасность Тема: Влияние инженерной психологии и эргономики на организацию рабочего места программиста. Влияние инженерной психологии и эргономии на организацию рабочего места программиста. 1.1 Введение ... голову. Рис 1.1 Эргономические требования для рабочей позы сидя. При организации рабочего места программиста необходимо придерживаться следующих рекомендаций: рабочее место должно ...

21. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2007. – 800 с.

22. Машков В.Г. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. – СПб.: Речь, 2008. – 304 с.

23. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1: Основы общей психологии. – М.: Владос, 2009. – 688 с.

24. Организационное поведение / Под ред. Латфуллина Г.Р., Громовой О.Н. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.

25. Обозов Н.Н. Психология работы с людьми. – К.: Персонал, 2008. – 234 с.

26. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. – М.: Социс, 2008. – 339 с.

27. Парыгин Б.Д., Социально-психологический климат коллектива. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с.

28. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебное пособие: 5-е изд. – М.: Академия, 2006. – 512 с.

29. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание. 2008. – 384 с.

30. Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2007. – 863 с.

31. Решетова Е.Н. Командообразование: теория и практика // Новые информационные технологии. – М.: МИЭМ, 2007. Т. 1. № 1. C. 76-84.

32. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1998. – 256 с.

33. Руденский Е.В., Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2007.

34. Социальная психология, ключевые идеи / Под ред. Р. Бэрона, Д. Бирна, Б. Джонсона, — СПб.: Питер, 2003. – 512 с.

35. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – М.: Изд-во «Книжный Дом», 2009. – 612 с.

36. Томпсон Л. Создание команды. – М.: Вершина, 2006. – 544 с.

37. Управление персоналом. / Под ред. Базарова Т.Ю. и Еремина Б.Л., – М., 1998

38. Фернхем А., Хенвен П. Личность и социальное поведение. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.

39. Чалдини Р. Психология влияния. – СПБ.: Питер, 2001. – 288 с.

40. Шакуров Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. – М.: Социс, 2009. – 496 с.

41. Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: Академия, 2007. – 356 с.

42. Штроо В. А. Защитные механизмы: от личности к группе // Вопросы психологии. — 1998. – № 4. – С. 54-61.