Программа психолого-педагогической практики по специальности «040104 Организация работы с молодежью» для студентов II курса

Дата

Вид деятельности

Подпись

16.11.09.

Ознакомление с местом роботы, планом рабочий деятельности в данной организации. Знакомство с рабочим персоналом.

17.11.09.

Подбор методического материала для начало пилотажного исследования по теме выпускной квалификационной работы.

18.11.09.

Изучение в теоретико – методологической литературе профориентационное просвещение подростков

19.11.09.

Изучение методик и тестов для исследования профессионального развития личности у подростков. Подобрали тесты: 1. Модифицированный тест Холланда. 2. Дифференциально-диагоностический опросник «Я предпочту» (Е.А. Климов)»

20.11.09.

Изучение в теоретико – методологической литературе познавательной сферы у подростков. Изучение методик и тестов для изучение познавательной сферы у подростков. Подобрали тесты: 1. «Корректурная проба»; 2. Методика «Логико-количественные отношения». Шкала: логика мышления»; 3. Методика «10 слов» — слуховая память, картинки-зрительная память.

23.11.09

Знакомство с классом 9А, где проводили пилотажное исследование.

24.11.09.

Провели внеклассное мероприятие, в рамках которого я прочитала лекцию на тему Проектирование профессионального жизненного пути, «выбор профессии». Обсудили заинтересовавшие стороны.

25.11.09.

В индивидуальном порядке ответила на вопросы, заинтересовавшие в ходе лекции.

26.11.09.

Провела индивидуальное занятие с «испытуемый 1». В частности тесты «Корректурная проба», «Методика «Логико-количественные отношения». Шкала: логика мышления», «10 слов» — слуховая память, картинки-зрительная память.

27.11.09.

Провела индивидуальное занятие с «испытуемый 2». В частности тесты «Корректурная проба», «Методика «Логико-количественные отношения». Шкала: логика мышления», «10 слов» — слуховая

30.11.09.

Провела второе индивидуальное занятие с «испытуемый 1», в частности модифицированный тест Холланда., дифференциально-диагоностический опросник «Я предпочту» (Е.А. Климов)».

1.12.09.

Провела второе индивидуальное занятие с «испытуемый 2», в частности провела модифицированный тест Холланда., дифференциально-диагоностический опросник «Я предпочту» (Е.А. Климов)».

2.12.09.

Обработка результатов тестов «Корректурная проба», «Методика «Логико-количественные отношения». Шкала: логика мышления», «10 слов» — слуховая память, картинки-зрительная память.

3.12.09.

Обработка результатов модифицированного теста Холланда.. Обработка результатов дифференциально-диагоностического опросника «Я предпочту» (Е.А. Климов)».

4.12.09.

Библиотечный день

7.12.09

Количественная обработка полученных данных.

8.12.09.

Обработка первичных данных

9.12.09.

Статистический анализ полученных данных с помощью методов математической обработки. Ранговая корреляция

10.12.09.

Составление таблиц и графиков

11.12.09.

Составление таблиц и графиков

14.12.09.

Оглашение испытуемому 1 результатов тестирования.

15.12.09.

Оглашение испытуемому 2 результатов тестирования.

16.12.09.

Подготовка документации. Подведение итогов. Составление, оформление и написание дневника.

17.12.09.

Составление отчета. Написание и оформление отчета.

18.12.09.

Написание и оформление отчета.

19.12.09.

Составление и написание заключения.

20.12.09.

Проверка всех документов и их корректировка

21.12.09.

Подписание документов и проставление печатей.

  • полное наименование организации, являющейся базой прохождения практики;
  • период, за который характеризуется практикант;
  • перечень направлений работы организации, в которых практикант работал;
  • работы, проводимые практикантом по поручению руководителя;
  • отношение практиканта к выполняемой работе, степень выполнения поручений, качественный уровень и степень подготовленности студента к самостоятельному выполнению отдельных заданий;
  • дисциплинированность и деловые качества, которые проявил студент во время практики;
  • умение контактировать с клиентами, сотрудниками, руководством организации;
  • наличие отрицательных черт, действий, проявлений, характеризующих студента с негативной стороны в период прохождения практики;
  • рекомендуемая оценка прохождения практики;
  • дата составления характеристики.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

(МГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

________________И.А. Архип

«___»________________200__г.

Автор: С.И. Петошина, ассистент кафедры социальной педагогики и социальной работы

Утверждено на заседании кафедры Утверждено на заседании Совета __________________________факультета

(протокол №____от___________ 200__г.) (протокол №____от___________ 200__г.)

Зав. кафедрой_______________ Председатель совета____________

Пояснительная записка

Программа психолого-педагогической практики студентов разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «040101-Организация работы с молодежью» и является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования

В подготовке будущего специалиста к профессиональной деятельности практика занимает важное место, поскольку она позволяет применить систему знаний о деятельности специалиста по организации работы с молодежью в жизнедеятельности общества, группы и конкретного человека. Психолого-педагогическая практика помогает установить связи между сущностью, содержанием, формами и направлениями организации работы с молодежью и способствует формированию профессионального мировоззрения будущего специалиста в этой области. В рамках данного вида деятельности студенты преобразуют приобретенные теоретические знания в систему умений и навыков специалиста по работе с молодежью, у них формируется представление о формах и методах работы специалиста с отдельными категориями граждан. Этим определяется место и роль психолого-педагогической практики в профессиональной подготовке будущего специалиста по работе с молодежью.

В программе представлены: пояснительная записка (цель, задачи практики), сроки проведения практики, краткое содержание и характер деятельности студентов на практике, список литературы, приложения.

Сроки проведения практики. Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с базовым учебным планом основной образовательной программы и рабочим учебным планом. Психолого-педагогическая практика проводится в течение 3 недель в четвертом семестре со студентами II курса по дневной форме обучения.

Цель: совершенствование и усложнение навыков практической профессиональной деятельности, освоение и применение методов и форм психолого-педагогической деятельности в процессе организации работы с молодежью по месту прохождения практики.

Задачи:

  1. апробация, закрепление и углубление знаний, полученных в ходе изучения теоретических курсов;
  2. приобретение опыта самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с работниками учреждений и организаций по работе с молодежью;
  3. приобретение опыта относительно самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с клиентами – потребителями услуг системы организаторской работы с молодежью, оказания им услуг;
  4. формирование и развитие навыков активного слушания: подбор информации для составления социальной истории клиента; наблюдение и интерпретация вербального и невербального поведения клиента и работника по организации работы с молодежью;
  5. изучение различных психолого-педагогических методов и технологий, используемых в практической деятельности данного учреждения по работе с молодежью и организации работы с молодежью;
  6. развитие умения анализировать и оценивать собственную профессиональную деятельность и деятельность коллег;
  7. развитие навыков самостоятельной работы.

Во время прохождения практики студенты имеют определенные права и обязанности (см. Приложение 15).

При разработке программы были использованы материалы учебных и учебно-методических пособий, рекомендаций по организации практики студентов в высших профессиональных образовательных учреждениях по специальности 040101 «Организация работы с молодежью» Ю.Н. Галагузовой, Т.Б. Ивановой, Сысоева М.Е., Дубровиной И.В., Рогова Е.И., Гребенюк Т.Б., Павленка П.Д., Шовиной Е.Н., Лотова И.П., Корнева Л.В., Колесниковой Г. И., Берковченко Е.С., Волочай А. В. и др.

Содержание и характер деятельности студентов

Задания

Виды деятельности

Сроки

Форма отчётности

1

2

3

4

Подготовительный этап

Познакомиться с програм­мой практики, распределе­нием по объектам, со свои­ми групповыми руководите­лями. За­полнить «Программное заявление студента «Чему я хочу научиться»» (см. Приложение 2).

Участие в работе устано­вочной конференции. За­полнение «Программного заявления студента «Чему я хочу научиться».

Установочная конференция

Оформить в дневнике прак­тики (см. Приложения 3, 3а, 13):

• цель и задачи практики,

• содержание заданий,

• программное заявление «Чему я хочу научиться на практике».

Рабочий этап

1. Познакомиться с представителями администрации учреждения. Познакомиться с учреж­дением: выявить общие све­дения об учреждении, его структуре, основных на­правлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, о проблемах учреждения. Составить «Визитную карточку» учреждения (организации) (см. Приложение 4) и схему внутренней структуры учреждения.

Знакомство, беседа с представителями администрации учреждений (организаций), ознакомление с правилами внутреннего распорядка в учреждении.

Экскурсия по учреждению и знакомство со специалистами по организации работы с молодежью.

Беседа со специалистами по работе с молодежью. Углубленное изучение нор­мативно-правовых доку­ментов, регламентирующих деятельность учреждения и функциональные обязанно­сти специалистов.

Первая неделя

Привести в дневнике пе­речень нормативно-право­вых документов учреждения и перечень тех проблем, ко­торые данное учреждение решает.

В «Дневнике практики» оформить «Визитную карточку» учреждения, запись беседы с представителями администрации учреждения.

Составить схему внутренней структуры учреждения.

2. Изучить формы и направления взаимодействия с другими учреждениями (МВД, здравоохранения, образования, уголовно-испольнителной системы), организациями, департаментами.

Беседа с представителями администрации учреждений и со специалистами по работе с молодежью. Углубленное изучение нор­мативно-правовых доку­ментов, регламентирующих взаимодействие учреждения с другими учреждениями.

Первая неделя

В «Дневнике практики» составить схему взаимодействия с другими учреждениями.

3.Изучить социальную инфраструктуру местности, на которой располагается учреждение.

Изучение района — местонахождения практики через наблюдение, беседы, анализ статистических и периодических изданий.

Первая неделя

Зафиксировать в дневнике социальный паспорт инфраструктуры (см. Приложение 5)

4. Познакомиться и побеседовать со специалистом по работе с молодежью, с которым предстоит рабо­тать.

Беседа со специалистом, знакомство:

• с его должностными обя­занностями и правами, системой оплаты труда, возможностями профессионального обучения и повышения квалификации;

• с планом работы;

• с проблемами клиентов, их особенностями;

• с методами и формами работы специалиста;

• с социальными и прочими программами разных уровней, в реализации которых принимает участие учреждение и специалисты.

Первая неделя

Зафиксировать в дневнике общие сведения:

• об особенностях работы специалиста, методах и формах деятельности, участии в разработке и реализации социальных и прочих программ городского, местного, федерального и международного уровней;

• о клиентах, с которыми он ра­ботает, об их индивидуальных особенностях, проблемах и путях их решения.

3. Составить индивидуаль­ный план работы (см. Приложение 14).

Совместно с руководителем практики обозначить круг проблем для самостоятельного решения. Составить план прохождения практики, наметить мероприятия, задания, порядок и сроки их выполнения.

Первая неделя

Привести в дневнике индивидуальный план и график работы, определить тему и форму выступления на итоговой конференции.

4. Изучить и проанализировать направления деятельности специалиста по работе с молодежью в данном учреждении, функциональные обязанности, декларативно и реально возложенные на него, материальную базу для проведения социальной диагностики, психодиагностики, организацию социальных и психологических исследований. ­

Выявление структуры дея­тельности специалиста по работе с молодежью в данном учреждении и содержание ее ­ основных компонентов

Первая неделя

Представить в дневнике структуру и содержание деятельности специалиста по работе с молодежью в данном уч­реждении. Охарактеризо­вать функциональные обя­занности специалиста, материальную базу для проведения социальной диагности­ки, психодиагностики, орга­низацию социальных и психоло­гических обследований.

5. Разработать, обосновать и осуществить комплексную программу социально — психолого — педагогического исследования конкретного клиента (см. Приложения 9, 10, 11)

1.Проведение диагностики проблем клиента, используя план социально -­ психолого-педагогических исследований личности, карт психологического развития. Если возможно, исследовать ­­ групповые процессы и положение личности в группе с помощью разнообразных методик (например, социометрических).

Использовать в процессе исследования не менее 7 методик (как возможный вариант можно рассматривать материалы, представленные в приложении 9).

2. Обработка и текстуальное оформление материалов проведённых социальных, психолого-педагогических обследований личности; подготовка информации для оказания социальной и психолого-педагогической помощи.

Вторая – третья неделя

1. Представить план социального и психолого-педагогического исследования.

2. Привести в дневнике количественный и качественный анализ полученных данных. Представить результаты социально — психолого — педагогического исследования в виде комплексной характеристики клиента (как возможный вариант можно рассматривать материалы, представленные в приложении 10, 11).

6. Разработать и обосновать план-программу помощи клиенту

1. Определение направлений и видов социальной деятельности по решению проблемы клиента в данном учреждении.­

2. Выбор методик и тех­нологий, необходимых для решения проблемы клиента, и обоснование своего выбора.

3. Выделение критериев оценки результативности социально-психологической помощи клиенту.

Вторая – третья неделя

Представить в дневнике разработанную программу социальной и психолого-педагогической помощи клиенту (см. Приложение 12).

7. Подготовить и провести индивидуальное или групповое психолого-педагогическое мероприятие в соответствие с планом — программой помощи клиенту.

Согласовать со специалистом учреждения тему, методику проведения и форму мероприятия. Разработать его проект, реализовать. Провести самоанализ и самооценку своей психолого-педагогической деятельности.

Вторая – третья неделя

Привести в дневнике конспект и самоанализ проведенного мероприятия. Отзыв руководителя практики о проведенном мероприятии.

Итоговый этап

1. Обобщить полученные на практике результаты.

Обобщение результатов своей практической деятельности.

Первая неделя после окончания практики

Написать отчет по практике в установленной форме. Предоставить групповому руководителю отчетную документацию (см. Приложения 3, 6, 7).

2. Подготовить и осуществить на заключительной кон­ференции тематическое вы­ступление.

Выступление на заключительной конференции.

Вторая неделя после окончания практики

Отзыв группового руко­водителя (см. Приложение 8) и оценка по прак­тике.

Организация деятельности студентов

На период практики каждый студент закрепляется за определенным специалистом по работе с молодежью учреждения, с которым согласовывает свой график работы. За время прохождения психолого-педагогической практики студент осваивает специфику деятельности образовательного или социального учреждения, вычленяя своеобразие деятельности специалиста по работе с молодежью. В соответствии со спецификой учреждения студент участвует в его работе, реализует указанные выше задачи психолого-педагогической практики.

Психолого-педагогическая практика проходит на базе средних общеобразовательных школ, домах детского и молодежного творчества, государственных органов по делам молодежи и других учреждений социального обслуживания молодежи г. Мурманска (см. Приложение 1).

Ожидаемые результаты:

В ходе практики студенты должны продемонстрировать следующие знания:

содержания и специфики деятельности того или иного учреждения социального обслуживания молодежи или организации по работе с молодежью, особенностей контингента, с которым оно работает,

 методологии и методов социально-педагогических и социально-психологических исследований,

особенностей социально-педагогических и социально-психологических технологий и механизмов их реализации, используемые в работе конкретного учреждения,

 требований к личности работника данного учреждения или организации,

 документации учреждения.

Умения и навыки практической работы, которыми должны овладеть студенты:

применять теоретические знания в практической социальной и психолого-педагогической деятельности,

наблюдать и вычленять типичные характеристики различных категорий клиентов, нуждающихся в социальной и психолого-педагогической помощи,

вступать в конструктивное продуктивное общение с клиентами (подростками и молодежью, родителями, представителями педагогического коллектива, социального учреждения, взрослыми людьми),

анализировать межличностные отношения и микроклимат в подростковом и взрослом коллективах,

наблюдать за клиентом, интерпретировать его поведение,

осуществлять социально-педагогическое, социально-психологическое, психолого-педагогическое изучение личности подростка, молодого человека и его ближайшего окружения,

составлять социальную и психолого-педагогическую характеристику личности подростка, молодого человека.

проектировать и организовывать собственную социальную и психолого-педагогическую деятельность,

выбирать наиболее эффективные формы, методы и средства для проведения коррекционной работы с учётом особенностей физического и психического развития клиентов,

составлять индивидуальный план работы, отражать результаты практики, впечатления и полученные сведения в отчетной документации,

анализировать и оценивать собственную деятельность во время практики.

Формы отчетности

1. Дневник практики, в котором приводятся план работы, ежедневные наблюдения практиканта, результаты всех предусмотренных программой по данному виду практики заданий (см. Приложение 3).

2. Отзыв (характеристика) группового руководителя (оценка и печать учреждения) (см. Приложение 8).

3. Отчет о прохождении производственной практики. Представляет собой аналитическую записку с выво­дами о результатах практики и пожеланиями усовершенствования ее органи­зации и содержания, а также заполнение карты рейтинг-контроля студента (см. Приложения 6, 7).

4. Тезисы выступления на итоговой конференции.

Критерии оценки результатов практики

Оценка результатов практики складывается из оценки, выставленной руководителем учреждения, оценки по ведению документации и оценки отчёта студента.

Результаты практики оцениваются в виде дифференцированного зачёта (с выставлением отметок).

При оценке результатов практики в первую очередь учитываются следующие составляющие:

— уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности (её целей, задач, содержания, методов);

— степень сформированности профессиональных умений;

— мнение, высказанное групповым руководителем практики в отзыве;

— содержание записей в дневнике и аккуратность его ведения;

— качество отчётной документации и своевременность её сдачи на кафедру (в течение 3 дней по окончании практики);

— выступление на итоговой конференции и пр.

Оценка «отлично» выставляется студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объём работы, проявил самостоятельность, творческий подход, общую и профессиональную культуру.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, который полностью выполнил весь намеченный объём работы, проявил инициативу, но не смог вести творческий поиск или не проявил потребность в творческом росте.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который выполнил программу практики, но не показал глубоких теоретических знаний и умений применения их на практике, допускал ошибки при планировании и в практической деятельности.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не выполнил программу практики, обнаружил слабые теоретические знания, практические умения.

Снижаются оценки за нарушение сроков сдачи отчёта, за необоснованные пропуски либо отказы от выполнения каких-либо заданий, за небрежное ведение дневника.

Итоговая аттестация

Вся отчетная документация сдается в течение первой недели после окончания производственной практики для проверки групповому руководителю. Затем по итогам производственной практики проводится конфе­ренция, на которой студенты в форме выступлений и свободной дискуссии обмениваются своими впечатлениями, полу­ченными знаниями, предложениями и пожеланиями. На итоговую конференцию приглашаются групповые руководители из учреждений по работе с молодежью, преподаватели выпускающей кафедры.

Оценка за прохождение практики выставляется на основании отчета студента, его выступления на заключительной конференции и характеристики, предоставленной специалистом по работе с молодежью с места прохождения практики.

Согласовано

Начальник отдела организации

производственной практики студентов С.Г. Орлова

Приложение 1. Примерный список базовых учреждений для прохождения практики

  1. Управление по делам молодежи Мурманской области
  2. Комитет по делам молодёжи г. Мурманска
  3. МУ Комплексное отделение социального обслуживания молодёжи
  4. Муниципальные общеобразовательные учреждения: средние общеобразовательные школы, гимназии, лицеи
  5. Детские и молодежные дома культуры и творчества (Мурманский областной центр дополнительного образования детей и юношества «Лапландия», Дом детского творчества им. А. Бредова, Первомайский дом детского творчества, ДК им. С.М. Кирова и др.)
  6. Молодежные общественные организации (Мурманский городской студенческий совет, Ассоциация юных лидеров Мурманской области МОО «Лидеры Лапландии», Мурманская региональная молодежная организация «Гуманистическое движение молодежи», Мурманское областное отделение Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» и др.)
  7. МОУ ДОД «Объединение клубов по месту жительства «Подросток»
  8. Комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;
  9. Комитет по труду и социальному развитию г. Мурманска
  10. Молодежная биржа труда
  11. Муниципальное учреждение социального обслуживания социальный приют для детей и подростков «Берегиня» Кольского района (п. Кильдинстрой)
  12. Государственное областное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения (ГОУ СОССЗН) «Центр социальной помощи семье и детям» (г. Мурманск)
  13. Государственное областное учреждение системы социальной защиты населения «Полярнозоринский центр постинтернатной адаптации» (пгт Зашеек) Молодежный центр постинтернатной адаптации (г. Мончегорск, г. Ковдор)
  14. Муниципальное учреждение Центр социальной помощи семье и детям Ловозерского района (пгт Ревда)
  15. Муниципальное учреждение социальный приют для детей и подростков «Росток» (г. Кандалакша)
  16. Городской центр социального обслуживания населения (г. Мурманск)
  17. Мурманский городской Центр социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей
  18. Детские дома (№ 3, № 5 г. Мурманск)
  19. Представительство гуманитарной организации «СОС — Детские Деревни Норвегии» в Российской Федерации
  20. Кризисный центр для женщин «Приют» г. Мурманск.
  21. Учредитель: общественное объединение «Конгресс женщин Кольского полуострова»
  22. Психологический центр «Здесь и теперь» (г. Мурманск)
  23. ГУЗ Мурманский областной наркологический диспансер
  24. Учреждения МВД.

Приложение 2. Программное заявление студента-практиканта «Чему я хочу научиться»

1. Общие сведения о себе: Ф.И.О., адрес, телефон, семейная ситуация.

2. Профессиональный опыт.

Я имею опыт и навыки работы со следующей группой молодежи:

— социальными сиротами;

— девиантными подростками;

— одаренными детьми;

— инвалидами;

— подростками в массовой школе;

— школьным юношеством;

— студенческой и учащейся молодежью;

— рабочей молодежью;

— военнослужащими срочной службы;

— другие категории (укажите):

Этот опыт я приобрел/приобрела:

— на учебной практике курса;

— в процессе собственной жизни;

— работая как волонтер в…;

— работая на платной основе в…;

— другое (укажите).

3. Мои профессиональные потребности.

Мне нравится взаимодействовать с:

— младшими/средними/старшими подростками;

— учениками старших классов;

— студенческой и учащейся молодежью;

— рабочей молодежью

— разновозрастными детьми и подростками;

— другое (укажите).

4. На предстоящей практике я хотел/хотела бы работать:

— в школе;

— в органах правопорядка с девиантными детьми и подростками;

— в детском доме или интернате для детей, лишенных родительского попечения;

— в диагностико-реабилитационных службах и центрах социальной помощи детям, подросткам, молодежи,семьям;

— в учебно-воспитательных учреждениях для одаренных детей;

— в учреждениях, исполняющих наказание;

— в территориальных центрах социального обслуживания молодежи;

— учреждениях здравоохранения, хосписах;

— в реабилитационных центрах для подростков и молодежи, попавших в сложную жизненную ситуацию;

— в центрах реабилитации инвалидов;

— в домах детского и молодежного творчества;

— в клубах по месту жительства;

— в государственных органах по делам молодежи;

— другое (укажите).

5. Я хорошо знаю особенности работы с:

— одаренными детьми;

— социальными сиротами;

— девиантными подростками;

— детьми-инвалидами;

— школьниками массовых школ;

— гимназистами, лицеистами;

— студенческой молодежью;

— рабочей молодежью;

— военнослужащими

— другое (укажите)

6. Я хотел/хотела бы познакомиться на предстоящей практике с организационной работой с молодежью в:

— детском доме;

— интернате для детей, лишенных родительской опеки;

— интернате для одаренных детей;

— детском приемнике-распределителе МВД РФ, учреждениях, исполняющих наказание;

— реабилитационном центре для детей и подростков;

— реабилитационном центре для детей-инвалидов, для взрослых — инвалидов;

— территориальных центрах социального обслуживания молодежи;

— учреждениях здравоохранения, хосписах;

— реабилитационных центрах для подростков и молодежи, попавших в сложную жизненную ситуацию;

— в центрах реабилитации инвалидов;

— в домах детского и молодежного творчества;

— в клубах по месту жительства;

— в государственных органах по делам молодежи;

— другое (укажите).

7. Я хотел/хотела бы проходить практику:

— самостоятельно по индивидуальной программе по месту работы;

— самостоятельно по месту жительства по причине;

— под руководством преподавателя факультета с группой студентов;

— другое (укажите).

8. При выборе базы практики я, как правило, руководствуюсь следующими критериями:

— место расположения базы практики (ее близость к дому, воз­можность легко добраться на транспорте и пр.);

— профессиональным и учебным интересом;

— научный руководитель;

— другое (укажите).

9. Профессиональное развитие.

Мой способ обучения на практике можно определить как:

— метод «проб и ошибок» ;

— метод моделирования;

— планирование действий;

— концептуализация (действие — анализ — выработка концепции);

— комбинация всех выше названных способов.

10. Я обладаю такими профессионально-ценными качествами как… (Укажите пять.)

11. Как специалист по работе с молодежью я умею… (Назовите свои профессиональные умения.)

12. Предстоящую практику я хочу использовать для того, чтобы:

— получить практические знания о…;

— собрать научную информацию для дипломной (курсовой) работы по теме…;

— развить способности и умения…;

— другое.

13. Предполагаемая база практики; руководитель. (Укажите.)

Приложение 3. Требования к оформлению дневника о прохождении педагогической практики

Образец оформления титульного листа:

Дневник прохождения учебной (производственной) практики

студента (ки) ____ курса ______группы

_________________________________(Ф.И.О. студента)

социально-гуманитарного факультета

специальность «Организация работы с молодежью»,

проходившего(ей) практику в __________________________________

(название учреждения)

с ______ по ________ 200 __ г.

Групповой руководитель ________________________________ (Ф.И.О)

Приложение № 3а

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЕДЕНИЮ “ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ”

Цель ведения дневника — в накоплении и дальнейшем осмыслении информации о деятельности учреждения по обслуживанию молодежи, об услугах, предоставляемых ею, о клиентах и ролевом репертуаре специалистов по работе с молодежью.

Материалы, собранные в дневнике практики, в последующем могут быть использованы в ходе научно-исследовательской работы студента:

  1. ♦ в выступлении на отчетной конференции по практике,
  2. ♦ в написании курсовых работ и выпускной квалификационной работы,
  3. ♦ в подготовке и участии в студенческих конференциях,
  4. ♦ в осуществлении коллективных социальных исследований.

В дневнике перед выполнением заданий практики должны быть зафиксированы:

— адрес учреждения, в котором студент проходил практику,

— сведения о структуре учреждения,

— Ф.И.О. директора, руководителя, специалиста по работе с молодежью,

— графики работы персонала.

График своей работы (6 часов ежедневно) студент согласовывает со специалистом по работе с молодежью. Дневник заверяется подписью руководителя практики от предприятия.

Дневник прохождения производственной практики представляет собой ежедневные записи по следующей форме:

Frame1

Заносите в дневник информацию о событиях дня, старайтесь отразить события, факты, явления, с которыми Вы столкнулись в течение дня, а также фиксируйте собственные впечатления, мысли, идеи, касающиеся этих событий.

Старайтесь писать сразу «не шлифуя», не редактируя текст. Записи могут касаться различных аспектов бесед, встреч со специалистами по работе с молодежью или клиентами, поручений или заданий выполненных за день, деятельности учреждения (центра, организации), ярких впечатлений, огорчений, потрясений, разочарований, значительных и самых обычных, рутинных событий, трудностей и успехов дня.

Вы можете использовать разнообразные значки, сокращения, которые позволят Вам вести записи в удобной форме.

В последующем, обращаясь к материалам, накопленным в ходе ознакомительной практики первого курса, Вы найдете примеры, иллюстрирующие различные теоретические положения и конкретные проявления многих социальных процессов и явлений.

Приложение 4. Визитная карточка учреждения

Визитная карточка учреждения

1.Название (полное) учреждения или объединения.

2.Ведомственная принадлежность (вышестоящая организация)

3.Дата создания регистрации

4.Адрес (индекс, телефон)

5.Цель создания

6.Сфера деятельности.

7.Предоставляемые виды услуг.

8.Режим работы.

9.Формы работы.

10.Источники финансирования.

11.Наличие платных услуг и порядок их представления.

12.Контингент обслуживаемых.

Приложение 5. Паспорт социальной инфраструктуры

Паспорт социальной инфраструктуры

  1. Описание района – местонахождение базы практики:

— численность населения;

— степень удаленности от центра города,

— насыщенность маршрутами общественного транспорта,

— благоустроенность жилого сектора,

— наличие торговых объектов.

  1. Описание природной среды:

— уровень экологического загрязнения воздуха, воды, земли (высокий, средний, низкий),

— наличие предприятий с вредными производственными технологиями, их число,

— наличие «зеленой зоны» (парки, скверы, лес), водных площадей,

  1. Описание материальной среды:

— наличие детских учебно-воспитательных учреждений (дошкольные, школы, профессиональные училища, колледжи, центры дополнительного образования),

— учреждения культуры,

— научные учреждения,

— спортивные учреждения, спортивные площадки,

учреждения службы быта, торгового, жилищного обслуживания,

учреждения медицинского и социального обслуживания,

— другие организации.

  1. Заключение, рекомендации.

Приложение 6. Образец оформления титульного листа отчета о прохождении производственной практики

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

ОТЧЕТ

О прохождении __________________________________________практики

Студента ___ курса _________________________ формы обучения

Специальность ________________________________________________

Учебная группа № _______ зачётная книжка № ________________________

Ф.И.О. студента ____________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(место прохождения практики, наименование учреждения)

Срок прохождения практики с «___» _____ 200__ г. по «___»____ 200_ г.

Frame2

Подпись руководителя практики от МГПУ в г. Мурманске

М.П. ______________________ «___» _____________ 200 __ г.

В отчёте студент должен указать краткое содержание целей практики, сжатую характеристику структуры учреждения и условий его работы, оценку контингента, с которым пришлось работать, описание выполненных мероприятий в общей форме. Отчёт вместе с дневником студента, отзывом (характеристикой) и оценкой за практику руководителя учреждения, в котором работал студент, необходимо в установленные сроки представить на кафедру.

Приложение 7. Карта рейтинг-контроля студента

Карта рейтинг-контроля студента

Frame3

Данная форма является также формой для самооценки студентом эффективности прошедшей практики.

Для самооценки студент должен до подведения итогов практики на местах проставить себе оценку за проявленные или не проявленные в ходе практики качества и выставить общую оценку. Если данная самооценка отличается от полученной оценки по практике, студент должен поставить в известность специалиста по работе с молодежью и руководителя практики и разобраться в причинах расхождения.

Приложение 8. Примерная схема отзыва группового руководителя

Примерная схема отзыва группового руководителя

1. Наименование учреждения.

2. Ф. И. О. студента.

3. Сроки прохождения практики.

4. Мотивация студента — интерес к данному конкретному виду практики и его соответствие желанию студента, интерес к работе данного конкретного учреждения.

5. Активность студента. Отношение студента к практике. Соблюдение этических норм.

6. Индивидуальные особенности студента — уверенность, открытость, готовность обсуждать возникающие проблемы, стиль общения с клиентами и коллегами, готовность придти на помощь.

7. Организация рабочего дня.

8. Достижение целей практики и выполнение задач практики.

9. Качество выполнения заданий.

10.Уровень сформированности профессиональных умений.

11.Уровень профессионального самосознания студента, предполагающего четкое и зрелое определение своей профессиональной роли.

12. Практическая помощь, оказанная студентом во время практики.

13. Оценка за практику.

14. Ваши предложения по улучшению организации практики.

Дата Подпись

М.П.

Приложение 9. Перечень методик исследования личности ребенка (подростка)

Исследование личности ребенка (подростка), его межличностных отношений, ближайшего окружения.

В процессе социального и психолого-педагогического исследования личности клиента возможно использование разнообразных методик. Выбор того или иного диагностического инструментария определяется комплексом факторов, таких как теоретические представления специалиста, вид неблагополучия в деятельности и поведении клиента, методологический подход, гипотеза исследования и др. Так, например, этапы изучения личности ребенка можно найти в книге П.А. Шептенко, Г.А. Ворониной. Методика работы социального педагога. М., 2001. С. 97.

В своей работе специалист использует психологический, педагогический, социологический инструментарий (например, социометрию, личностные опросники, тесты, наблюдение, эксперимент и др.) Вы можете найти эти методики в списке литературы.

Примерный перечень методик исследования:

— социальный паспорт микрорайона,

— социальный паспорт школы,

— социальный паспорт класса,

— социальный паспорт семьи,

— семейная геннограмма,

— акт обследования жилищно-бытовых условий,

— социально-педагогическое анкетирование,

— Тест Р. Жиля «Исследование межличностных отношений в семье», социометрия,

— Тест «Кинетический рисунок семьи»,

— методика исследования социальных сетей,

— методика «недописанный тезис», метод мотивационной индукции

— тест Люшера,

— личностный опросник Р. Кэттела,

— шкала самооценки личности,

— методика изучения потребности достижения,

определение направленности личности (ориентационная анкета Б. Басса),

— методика «Измерение надежды» (вариант К. Муздыбаева),

— методика диагностики уровня социальной фрустрированности,

— методика «Анализ семейных взаимоотношений»,

— карта наблюдения Стотта

— методика диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях),

— анкета «Индекс воспитанности школьников» (Л.Д. Столяренко),

— методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия (подготовлена профессором Л.В. Байбородовой),

— экспертная диагностика социально-педагогической запущенности детей (Р.В.Овчарова)

— опросник ВОЗ «Качество жизни»

— шкала социально-психологической приспособленности (К. Роджерс, Р. Даймонд),

— шкала социальной компетентности и другие.

Приложение 10. Социально-психологический портрет личности клиента

Социально-психологический портрет личности клиента

I. Социальная характеристика личности:

  1. Ф.И.О.
  2. Пол.
  3. Возраст.
  4. Образование.
  5. профессия.
  6. Социальное положение (рабочий/ служащий/ безработный/ пенсионер)
  7. Материальное положение.
  8. Семейное положение.
  9. Вероисповедание.
  10. Культурный уровень.
  11. Дополнительные сведения.

II. Психологическая характеристика личности

  1. Особенности поведения:

— доброжелательный,

— агрессивный,

— уверенный / неуверенный в себе,

— поза,

— жестикуляция,

— речь (интонация, часто используемые выражения),

— внешний вид.

  1. Степень проявления эмоций (гнев, разочарование, подавленность, страх, радость и т.д.)
  2. Активность в процессе общения.
  3. Степень осознания проблемы, отношение к ней.
  4. Умение сформулировать проблему.
  5. Опыт разрешения проблемных ситуаций.
  6. Предшествующие беседе впечатления и переживания.
  7. Взаимоотношения в семье.
  8. Вредные привычки (курение/ злоупотребление алкоголем/ др.).
  9. Организация свободного времени / самозанятость.
  10. Дополнительные сведения.
  11. Рекомендации

Приложение 11. Комплексная характеристика ребенка

Комплексная характеристика ребенка составляется на основе результатов социально-педагогического и психолого-педагогического исследования личности ребенка, изучения материалов, имеющихся в учреждении, бесед со специалистами, родителями или лицами, их заменяющими. Возможно использование вариантов составления характеристики ребенка, представленных в следующих литературных источниках:

  1. Характеристика трудного подростка (Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001. С. 302 – 306.),
  2. Педагогическая характеристика подростка (Девиантное поведение подростков – профилактика и реабилитация, защита несовершеннолетнего. М., 1999. С. 204 — 206),
  3. Комплексная характеристика трудного подростка (Михневич Т.П., Мартынова В.В., Клипинина В.Н., Лаврович А.П. Практическая подготовка социальных педагогов. Минск, 2002. С. 62),
  4. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива (Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работы с педагогически запущенными детьми. Минск, 2001. С. 88),
  5. Стандартная школьная характеристика (адаптированный вариант шкалы по Хопе) (Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работы с педагогически запущенными детьми. Минск, 2001.С. 76).

Ниже Вы можете увидеть пример психолого-педагогической карты учащегося, используемой для составления психолого-педагогической характеристики, в которой отмечаются по степени выраженности качества ребенка:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ

Ф.И.О. ____________________________________________________________________

Дата рождения _________________________________ класс _____________________

Frame4

Также в составлении комплексной характеристики ребенка может помочь примерный план изучения семьи.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ

  1. Общие сведения о родителях (Ф.И.О., дата рождения, домашний адрес, место работы).
  2. Состав семьи (полная, неполная, сколько детей, дедушки, бабушки).
  3. Материальное обеспечение семьи (средний месячный бюджет семьи, доход в месяц на каждого члена семьи).
  4. Санитарная культура семьи (чистота, порядок, внешний вид родителей).
  5. Жилищные условия (хорошие, удовлетворительные, не удовлетворительные).
  6. Образование родителей.
  7. Отношение родителей к труду (трудолюбивы, ответственны за свою трудовую деятельность, проявляют равнодушие, безразличие к работе, негативно относятся к ней).
  8. Участие родителей в общественной деятельности (активное, равнодушное, пассивное).
  9. Культурный уровень родителей (наличие книг дома, посещение театров, музеев).
  10. Уровень педагогических знаний родителей (высокий, средний, низкий).
  11. Культура общения в семье и с окружающими.
  12. Взаимоотношения в семье между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми (дружеские, уважительные, доверительные или наоборот).
  13. Кто из членов семьи оказывает на ребенка неблагоприятное влияние?
  14. Кто из членов семьи наиболее авторитетен у ребенка и почему?
  15. Отношение родителей и старших членов семьи к ребенку (внимательное, заботливое, чуткое, равнодушное, грубое, потворствующее прихотям ребенка).
  16. Характеристика приемов воспитательного воздействия на ребенка в семье (единство требований, приучение к труду, воспитание культуры поведение и пр.).
  17. Осуществление контроля за поведением и учебой школьника.
  18. Отношение родителей к школе (положительное, равнодушное, негативное).
  19. Связь семьи со школой (систематическая, эпизодическая).
  20. Как выполняет семья требования школы (родители прислушиваются к советам учителя, игнорируют их, равнодушны, воспринимают отрицательно).
  21. Общественная активность родителей в школе.

Приложение 12. Программа помощи клиенту

Программа социальной помощи клиенту составляется после выявления основных его проблем, поведенческих нарушений и уровня дезадаптации. Программа должна быть направлена на решение конкретных, выявленных в ходе практики проблем. Структура программы может быть следующей:

  1. описание основных проблем и социальных отклонений клиента,
  2. область предполагаемой деятельности: социальная профилактика, социальная поддержка, психолого-педагогическая коррекция социальной ситуации развития клиента, социальная защита, социальная реабилитация, социальное обслуживание и пр.
  3. цели и задачи программы социальной помощи ребенку,
  4. ресурсы, необходимые для реализации программы,
  5. содержание программы (планируемые действия и мероприятия),
  6. планируемые технологии работы,
  7. роль специалистов различного профиля (специалиста по социальной работе, социального педагога, психолога, дефектолога, работников правоохранительных органов и органов опеки) в реализации программы,
  8. описание предпринятых студентом действий по реализации программы помощи.

Программа помощи может составляться также в виде таблицы.

Образец таблицы «Программа помощи клиенту»

Ф.И.О.

Пол Возраст

Место жительства

Контактный телефон

Frame5

Приложение 13. Последовательность изложения материала при заполнении дневника практики

1. Цели и задачи прохождения практики.

2. План прохождения практики.

3. План проведения экспериментального исследования (по теме дипломной работы).

4. Карта рейтинг-контроля студента.

5. Характеристика на студента.

Приложение 14. План прохождения практики (образец оформления)

15.05 — с 9.00-15.00 Знакомство с учреждением, изучение должностных обязанностей специалиста по работе с молодежью.

17.05- с 9.30- 15.30 Изучение документации, работа с делами.

18.05 – с 9.30- 14.00. Присутствие на занятиях, изучение нормативной базы.

19.05 –с 9.30-15.30 Присутствие на занятиях. Изучение документации.

20.05 –с 9.30 — 14.00. Работа с журналами.

21.05 –с 9.30 — 15.00. Знакомство с учреждением, изучение должностных обязанностей инструктора по труду Молодежной биржи труда.

22.05 – с 9.30 — 14.30. Изучение документации. Присутствие на консультации по вопросам трудоустройства молодежи.

24.05. – c 9.30 — 15.00. Знакомство с программой содействия занятости молодежи

«Квотирование», присутствие на консультации

25.05. – с 9.30 — 14.00. Изучение нормативной базы.

26.05. – с 9.30 — 14.00. Присутствие на приеме молодежи.

27.05 — с 9.30 — 14.00. Присутствие на приеме молодежи по различным вопросам. Знакомство с программой « Дембель».

28.05 — с 9.30- 14.00. Работа на персональном компьютере.

29.05. — с 9.30-14.00. Работа на персональном компьютере.

31.05. — с 9.30 — 14.00. Изучение программы «Новая Жизнь», присутствие на консультации.

01.06 — с 9.30 — 14.00. Исполнение функции инструктора по труду.

02.06. — с 9.30 — 14.00. Исполнение функции инструктора по труду.

03.06. — с 9.30 — 14.00. Работа с документацией.

04.06. — с 9.30 — 14.00. Исполнение функции инструктора по труду.

05.06. — с 9.30 — 14.00. Изучение статистических данных, заполнение журналов.

07.06. — с 9.30 — 14.00. Исполнение функции инструктора по труду, проведение анкетирования.

08.06. — с 9.30 — 14.00. Работа над созданием банка вакансий, свободных рабочих мест.

09.06. — с 9.30 — 14.00. Исполнение функции инструктора по труду, проведение дифференциально-диагностического опросника.

10.06. — с 9.30 — 14.00. Исполнение функции инструктора по труду, проведение анкетирования.

11.06. — с 9.30 — 14.00. Систематизация и анализ статистических данных по работе отдела.

15.06. — с 9.30 — 14.00. Исполнение функции инструктора по труду.

16.06. — с 9.30 — 14.00. Исполнение функции инструктора по труду, проведение дифференциально-диагностического опросника.

17.06. — с 9.30 — 14.00. Систематизация статистических данных по работе отдела c 19.01.04-31.02.2004.

18.06 -с 9.30-14.00. Исполнение функции инструктора по труду

19.06. — с 9.30 — 14.00. Систематизация статистических данных по работе отдела c31.02.04-31.04.04.

21.06. — с 9.30-14.00. Исполнение функции инструктора по труду

22.06. — с 9.30 — 14.00. Исполнение функции инструктора по труду

23.06. — с 9.30 — 14.00. Исполнение функции инструктора по труду

24.06. — с 9.30 — 14.00. Исполнение функции инструктора по труду, проведение дифференциально-диагностического опросника.

25.06. — с 9.30 — 14.00. Исполнение функции инструктора по труду

26.06. — с 10.00 — 13.00. Работа с документами.

Приложение 15. Права и обязанности студентов на практике

Во время практики студенты имеют право:

— обращаться к руководителю практики от базы практики и руководителю практики от университета для разрешения различных вопросов возникающих в ходе практики;

— вносить предложения по вопросам организации проведения практики;

— в период практики работать в библиотеке или с литературой научно-методического фонда кафедры для успешного выполнения программы практики и подготовки отчета по практике;

— занимать оплачиваемые должности при наличии вакансий, а также участвовать в хоздоговорах, выполняемых базовом учреждением практики (с разрешения администрации учреждения).

Во время практики студенты обязаны:

— присутствовать на организационном собрании по практике;

— перед выходом на практику ознакомиться с программой практики;

— выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики, тщательно готовится к каждому рабочему дню и проведению запланированных мероприятий, выполнять указания руководителя практики в учреждении;

— подчиняться правилам внутреннего распорядка учреждения – базы практики, распоряжениям администрации и руководителей практики. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, студент может быть отстранен от прохождения практики;

— вести ежедневные записи в дневнике о полученных новых знаниях и выполненной работе, отмечать свои впечатления;

— проявлять активность и стремиться к наиболее глубокому изучению содержания деятельности учреждения;

— в соответствии с программой практики студент обязан своевременно в течение недели после завершения практики представить отчетную документацию, подготовить материалы для выступления на отчетной конференции по практике.

Студенты не должны мешать основной деятельности учреждения.

Все групповые и индивидуальные просьбы и претензии необходимо предъявлять руководителю практики через старосту группы, назначенного на установочной конференции.

Приложение 16. Список литературы

  1. Аверина С.Г. и др. Организация, технологии и методы управления социальной защитой населения: опыт, проблемы, перспективы. – Электросталь, 1998.
  2. Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студен­тов. – М., 2001.
  3. Гарднер Р. Психология детских проблем. – СПб., 2002.
  4. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. – СПб., 1997.
  5. Иванов И. П. Энциклопедия коллективной творческой деятельности. –М., 1986.
  6. Колесникова Г. И., Берковченко Е. С., Волочай А. В.. Психологический практикум по консультированию М., Феникс, 2007
  7. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики. – М., 2006.
  8. Левикова С.И. Молодежная субкультура. – М., 2004.
  9. Лотова И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. – М., 1998.
  10. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2002.
  11. Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической рабо­ты с педагогически запущенными детьми. – Минск, 2001.
  12. Немов Р.С. Психология: В 3 т. Т. 3. – М., 1998.
  13. Организация, контроль и оценка педагогической практики студентов: Методические указания / Автор-составитель Т.Б. Гребенюк. – Калининград: КГУ, 2000.
  14. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.
  15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
  16. Сборник программ учебной и производственной (профессиональной) практики по специальности 040101 «Социальная работа»/ Отв. Ред. Е.Н. Шовина. Мурманск, МГПУ, 2008
  17. Сысоева М.Е. Педагогическая практика. Справочник. Учебно-методическое пособие. М., 2002.
  18. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. П.Д. Павленка. – Изд. 2. – М., 2006.

14