4.2.2 Содержание семинарских занятий

Раздел 1.Основные понятия психологии семьи. Семинар 1. Определение семьи. Социально-психологическое содержание понятия «семья». Сущность брака и семьи. Функции семьи. Типологии семьи.

Цель занятия — сформировать у студентов знания о социально-психологических характеристиках семьи и брака.

План:

1. Социально-психологического содержание понятия «семья».

  1. Сущность брака и семьи.
  2. Функции семьи в порядке их возникновения в культурно-историческом развитии.

4. Типология семей по различным критериям.

Задания для самостоятельной работы:

1.Найдите пословицы, поговорки, афоризмы, стихи, отрывки из литературных произведений о семье и браке.

2. Охарактеризуйте различные подходы к изучению развития семьи и брака.

3. Проследите динамику функций семьи в ходе исторического развития общества.

3. Опишите основные этапы развития брачно-семейных отношений в истории общества.

4. Дайте сравнительную характеристику патриархальной, детоцентрической и супружеской семей.

5. Раскройте особенности проживания новой семьи в семье родителей мужа и жены.

6. Охарактеризуйте вашу собственную семью в соответствии с известными критериями типологии семьи.

Основная литература по теме 1.

Дополнительная литература по теме 2,3.

Семинар 2. Особенности и проблемы современной семьи.

Цель занятия — сформировать у студентов знания об особенностях и проблемах современной семьи.

План:

  1. Современные тенденции в развитии семьи.
  2. Основные проблемы современной семьи.
  3. Этнические и конфессиональные особенности современной семьи.
  4. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений.
  5. Бикарьерная семья.

Задания для самостоятельной работы:

1. Раскройте позитивные и негативные тенденции развития семьи в современном обществе.

9 стр., 4075 слов

Профессиональное самовоспитание как условие развития личности ...

... воспитателя, классного руководителя. Одним из важнейших компонентов, образующих способность современного специалиста педагогического профиля к достижению успеха в профессиональной деятельности, ... составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально неповторимых особенностей ...

2. Предложите необходимые мероприятия по укреплению института семьи. Какую роль вы отводите психологической помощи и поддержке семьи?

3. Опишите наиболее популярные мифы о современной семье.

4. Обоснуйте свою точку зрения по поводу кризиса института семьи.

5. Охарактеризуйте перспективы развития бикарьерной семьи.

6. Подготовьтесь к дискуссии на тему «Семья и карьера в жизни женщины: альтернатива или возможная гармония?..».

Основная литература по теме 1.

Дополнительная литература по теме 1,2.

Семинар 3-4. Психология предбрачного периода. Мотивы заключения брака. «Гражданские» браки.

Цель занятия — сформировать у студентов знания о мотивах заключения брака.

План:

  1. Основные функции предбрачного периода и их психологический смысл. «Программа» «узнавания».
  2. Мотивы заключения брака: смыслообразующие мотивы и мотивы-побудители.
  3. «Ловушки» гражданского брака.

Задания для самостоятельной работы:

1. Покажите, какие из мотивов вступления в брак наиболее адекватны задачам создания семьи.

2. Покажите, какие из мотивов вступления в брак наиболее обусловливают трудности семейной жизни.

3. Опишите теоретическую модель выбора брачного партнёра, которая представляется вам наиболее обоснованной.

4. Анализ конкретной ситуации. Реконструируйте историю знакомства и создания семьи на основе беседы с известной вам семьёй. Что, по-вашему, является факторами риска, и что – факторами устойчивости для её будущего. Почему?

5. Подготовиться к дискуссии «Гражданский брак: за и против». Привести примеры.

Основная литература по теме 1.

Дополнительная литература по теме 2,4.

Раздел 2. Супружеские отношения

Семинар 5. Психология влюблённости и любви. Законы супружеской гармонии. Культура отношений в семье. Психология интимных отношений.

Цель занятия — сформировать у студентов знания о понятиях «любовь» и «влюблённость», о законах супружеской гармонии и культуре семейных отношений.

План:

  1. Влюблённость и любовь. Теории любви.
  2. Влюблённость и любовь в работе Э.Фромма «Искусство любить».
  3. Особенности любви самоактуализирующихся людей по А.Маслоу.
  4. Причины «исчезновения» любви.
  5. Семь «законов» супружеской гармонии по А.С.Спиваковской.

7. Психология секса. Типы сексуальных отношений в браке. Понятие о диапазоне сексуальной приемлемости.

Задания для самостоятельной работы:

1.Найдите пословицы, поговорки, афоризмы, стихи, отрывки из литературных произведений о любви.

2.Прокомментируйте различные определения любви. Дайте своё определение любви.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... замещающей заботы: помещение детей в сиротские учреждения и в семьи (профессиональные и непрофессиональные). В нашей стране традиционно наиболее распространен первый из них. Однако, в последние годы, ... компенсации раннего травматического опыта. Они полагают, что дети, лишенные материнского тепла и любви в младенчестве, могут стать нормальными взрослыми при установлении благоприятных и стабильных ...

3.Подготовьтесь к дискуссии «Можно ли сохранить любовь?»

4.Составьте список способов для того, чтобы кривая «очарования» (А.П.Егидес) не снижалась, а кривая «разочарования» не поднималась.

5. Составьте список всех эмоций, возникающих в супружеской жизни. Распределить их на позитивные, негативные и нейтральные. Объясните механизмы возникновения обиды, вины, гнева, ревности. Раскройте психологическое содержание ревности.

6. Изучите коммуникации по В.Сатир и Эго-состояния по Э.Берну (Родитель, Взрослый, Ребёнок).

Подготовьтесь к разыгрыванию семейных ситуаций с различными типами коммуникаций и ролей.

7. Охарактеризуйте факторы риска деструкции и распада семьи на каждой из стадий её жизненного цикла. По каким вопросами может обратиться семья за психологической помощью на каждой из стадий?

Основная литература по теме 1.

Дополнительная литература по теме 1,3.

Семинар 6. Мужчина и женщина — различия и сходство.

Цель занятия — сформировать у студентов знания о биологических и психологических аспектах половой дифференциации.

План:

1.Биологические аспекты половой дифференциации. Целесообразность и биологическое предназначение наличия в природе двух полов.

2.Мужчина и женщина – различия физические, физиологические, психологические.

3.Нетождественность понятий «пол» и «гендер». Теория андрогинии.

4.Представления о будущем супруге лиц разного пола.

5.Распределение ролей в семье между мужем и женой.

6.Семья и работа в жизни женщины.

Задания для самостоятельной работы:

1.Найдите пословицы, поговорки, афоризмы, стихи, отрывки из литературных произведений о мужчине и женщине.

2. Приведите известные типологии мужчин, типологии женщин и составьте собственную типологию.

3. Составьте список возможных способов выражения супругами своей любви друг другу. Подготовьтесь к тренингу, где нужно будет проиграть некоторые из них, либо проявить креативность, называя быстро тот или иной способ, перебрасывая в круге мяч.

Основная литература по теме 1.

Дополнительная литература по теме 2,4.

Семинар 7. Профилактика конфликтов в семье.

Цель занятия — сформировать у студентов знания о причинах нарушения общения в семье, развить способности к разрешению конфликтных ситуаций.

План:

  1. Нарушения общения в семье.
  2. Типы конфликтных личностей.
  3. Внешние и внутренние причины семейных конфликтов.
  4. Конструктивные и деструктивные конфликты.
  5. Проблема доминирования в семье.

Задания для самостоятельной работы:

1. Назовите наиболее частые причины семейных конфликтов, оцените возможности предупреждения таких конфликтов и сформулируйте соответствующие профилактические рекомендации.

8 стр., 3630 слов

Возраст ребёнка и тип воспитания отца 2

... Психологические аспекты взаимоотношений семьи иребёнка …………………………15 2.1. Роль матери иотца в воспитании ребёнка ………………………………………15 2.1.1. Стиль ... ………………………………..41 3.1. Экспериментальнаячасть…………………………………………………………41 Заключение ……………………………………………………………………………………..44 Литература ……………………………………………………………………………………...45 Приложение 1…………………………………………………………………………………...46 Приложение 2 ...

2. Подготовьте варианты конфликтных ситуаций в межличностном общении супругов для участия в ролевых играх (с использованием моделей коммуникации по В.Сатир, вариантов транзакций «Родитель», «Ребёнок», «Взрослый» по Э.Берну).

Основная литература по теме 1.

Дополнительная литература по теме 2,3,4.

Семинар 8. Дисгармоничные типы семей. Развод.

Гармоничная, счастливая семья

Цель занятия — сформировать у студентов знания о дисгармоничных семьях.

План:

1. Модель эффективной гармоничной семьи Ф. Уолша.

2. Свойства счастливой личности по В.Леви.

3. Понятие субъективной удовлетворённости браком.

4. Критерии супружеского благополучия.

5. Различные подходы к классификации дисгармоничных семей.

6. Развод и его причины.

Задания для самостоятельной работы:

1. Раскройте психологические особенности функционирования гармоничной семьи.

2. Перечислите известные семейные юбилеи, и раскрыть психологический смысл празднования на Руси (и сейчас в России) «серебряной» и «золотой» свадьбы.

3. Приведите примеры из жизни, кино или литературных произведений, где показана счастливая семья.

4. Напишите сочинение или подготовьте исповедальный рассказ на тему: «Моё представление о счастливой семье».

5. Приведите примеры из жизни, кино или литературных произведений, где показана дисгармоничная семья. Определите типы этих дисгармоничных семей.

6. Приведите примеры, как те или иные ненормативные кризисы семьи привели её к разводу.

7. Охарактеризуйте динамику развода. Сформулируйте рекомендации по успешному преодолению его последствий.

8. Раскройте преимущества и «подводные камни» повторного брака.

9. Назовите возможные превентивные меры школьной психологической службы для уменьшения числа дисгармоничных семей и разводов.

Основная литература по теме 1.

Дополнительная литература по теме 2.

Раздел 3. Психология семейного воспитания. Семинар 9. Семья как институт первичной социализации ребёнка. Понятия «социализация» и «воспитание».

Цель занятия — сформировать у студентов знания о роли семьи в воспитании и социализации ребёнка.

План:

1. Соотношение понятий социализация и воспитание.

2. Ответственность семьи перед обществом за воспитание детей.

3. Социализация ребёнка в раннем и дошкольном возрасте.

4. Роль семьи в подготовке ребёнка к школе.

5. Роль семьи в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

6. Создание семьёй условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте.

7. Половое воспитание в семье и подготовка к браку.

Задания для самостоятельной работы:

1. Приведите примеры социализации детей в разных исторических условиях.

12 стр., 5734 слов

Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности

... первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Воспитание детей в семье — сложный социально- ... может выполняться только в семье. В психолого-педагогической литературе выделяются различные типы семей . Типы семей 1)В зависимости от количества детей современные семьи делятся на многодетные, ...

2. Покажите роль каждого члена семьи в социализации ребёнка.

3. Раскройте проблемы, с которыми сталкивается семья при поступлении ребёнка в школу.

4. Объясните причины удлинения периода детства в современных социально-экономических условиях российского общества.

5. Докажите, что роль семьи в социализации современного ребёнка возрастает.

6. Объясните, почему семья является уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребёнка и творческого потенциала личности.

Основная литература по теме 1.

Дополнительная литература по теме 2,3,4.

Семинар 10. Готовность родителей к рождению и воспитанию ребёнка.

Цель занятия — сформировать у студентов знания об основных составляющих психологической готовности семьи к рождению ребёнка.

План:

1. Психологическая характеристика пренатального периода.

2. Мотивы рождения и воспитания детей.

3. Подготовка семьи к рождению ребёнка.

4. Изменения в семье в связи с рождением ребёнка.

5. Понятие о родительской позиции и её формировании.

Задания для самостоятельной работы:

1. Опишите причины и возможные нарушения в формировании родительской позиции.

2. Покажите, какие позитивные личностные качества человека, по Э.Эриксону, формируются в детстве в условиях разумной родительской позиции.

3. Сравните основные цели воспитания ребёнка в психоаналитическом, бихевиористском и гуманистическом подходах.

4. Разработайте тематический план тренинга родительской эффективности как метода развития родительских чувств и формирования знаний, умений и навыков в воспитании детей.

5. Подготовьте несколько заданий и упражнений из предложенного тренинга для проведения в группе на семинарском занятии.

Основная литература по теме 1.

Дополнительная литература по теме 2,4.

Семинар 11. Родительские установки и стили воспитания. Гармоничное семейное воспитание

Цель занятия — сформировать у студентов знания о стилях семейного воспитания, развить способность к эффективному общению ребёнка с родителем.

План:

1. Основные характеристики детско-родительских отношений.

2. Характер эмоциональных отношений родителей к ребёнку и ребёнка к родителю.

3. Различные подходы к классификации стилей семейного воспитания.

4. Дисгармоничные типы семейного воспитания.

5. Гармоничное семейное воспитание.

Задания для самостоятельной работы:

1. Раскройте причины нарушений типа семейного воспитания.

3 стр., 1447 слов

Взаимодействие школы и семьи в воспитании младших школьников

... последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяются воспитанием в семье. И что бы ни говорило общество, по-прежнему роль семьи является важным катализатором воспитания ребёнка, а именно ...

2. Раскройте отличие родительского мониторинга от родительского контроля.

3. Объясните, каким образом ребёнок оказывает влияние на стиль родительского поведения.

3. Назовите и обоснуйте формы наказаний, которые вы считаете возможным и намерены использовать в своей практике воспитания ребёнка.

4. Аргументируйте возможность или невозможность предотвращения конфликтов в детско-родительских отношениях. Если возможно, то, как именно это сделать? Если нет, то почему?

5. Сформулируйте основные цели и задачи коррекции детско-родительских отношений.

6. Подготовьте исповедальный рассказ на тему: «Какие подходы к семейному воспитанию я в возьму из моей родительской семьи в свою собственную будущую семью».

Основная литература по теме 1.

Дополнительная литература по теме 2,3.

Семинар 12. Роль матери и отца в развитии ребёнка.

Цель занятия — сформировать у студентов знания о роли матери и отца в развитии ребёнка.

План:

1. Типология родительской любви по А.С.Спиваковской.

2. Материнская и отцовская любовь.

3. Особенности ролей матери и отца в развитии ребёнка.

4. Типологии отцов и матерей.

5. Личностная зрелость родителей как фактор воспитания.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовьте исповедальный рассказ на тему «Мои воспоминания о детстве, когда я училась чему-то у папы».

2. Подготовьте исповедальный рассказ на тему «Мои воспоминания о детстве, когда я училась чему-то у мамы».

3. Раскройте возрастные и гендерные особенности взаимодействия подростков с матерью и с отцом.

4. Подготовьте несколько заданий и упражнений из тренингов «Осознанное родительство», «Семь шагов» или тренинга зрелого отцовствования и материнствования Н.В.Боровиковой для проведения их в группе на семинарском занятии.

Основная литература по теме 1.

Дополнительная литература по теме 1,2.

Семинар 13. Воспитание детей в разных типах семей. Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей.

Цель занятия — сформировать у студентов знания о влиянии нарушений семейных отношений на психическое развитие детей.

План:

1.Счастливый ребёнок в счастливой семье.

2.Определение понятия «проблемная семья».

3.Семья с нарушением внутрисемейной коммуникации.

4.Семья с больным ребёнком.

5.Семья алкоголиков.

6.Воспитание в неполной семье.

7. Особенности воспитания приёмных детей.

8.Семья как развивающая среда для ребёнка с ограниченными возможностями.

Задания для самостоятельной работы:

1. Приведите примеры из жизни, кино или литературных произведений, где показана дисгармоничная семья. Определите типы этих дисгармоничных семей.

2. Приведите примеры, как те или иные ненормативные кризисы семьи привели её к разводу.

3. Охарактеризуйте динамику развода. Сформулируйте рекомендации по успешному преодолению его последствий.

2 стр., 653 слов

Вредные привычки у детей. Отношение к вредным привычкам.

... в своем малыше, влияет на особенности его личности. Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок может замыкаться в себе, становиться скованным, неуверенным, готовым ... -психологическая разгрузка «Минута шалости» (проводится всей семьей) - ведущий-родитель по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает и детям и взрослым шалить: каждый делает все что ...

4. Раскройте преимущества и «подводные камни» повторного брака.

5. Назовите возможные превентивные меры школьной психологической службы для уменьшения числа дисгармоничных семей и разводов.

6. Покажите влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребёнка.

7. Покажите роль прародителей (бабушек и дедушек) в системе семейных отношений.

8. Раскройте особенности воспитания в многодетной и малодетной семье. «Одноразовая» семья. Гомосексуальная семья. Воспитание ребёнка вне семьи.

Основная литература по теме 1.

Дополнительная литература по теме 2.

Семинар 14. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье) как фактор развития личности ребёнка

Цель занятия — сформировать у студентов знания о влиянии порядка рождения в семье на развитие ребёнка.

План:

1.Соперничество детей в семье.

2. Преимущества и сложности первенца. Старший ребенок (старшая сестра сестёр, старшая сестра братьев, старший брат братьев, старший брат сестёр).

3.Младший ребенок (младшая сестра сестёр, младшая сестра братьев, младший брат братьев, младший брат сестёр).

4.Средний ребенок. Особенности развития среднего ребёнка в случае, когда все дети одного пола.

5.Единственный ребенок (единственный сын, единственная дочь).

6.Близнецы.

7.Модели семьи в зависимости от порядка рождения в родной семье.

Задания для самостоятельной работы:

1. Приведите примеры из жизни, кино или литературных произведений, где показаны особенности семейной ситуации, связанной с сиблинговой позицией ребенка.

2. Из литературных произведений (рассказы А.П.Чехова, А.Н.Толстого, Л.Н.Толстого и т.д.), а также сказок, мифов, притч и др. найдите примеры сотрудничества и соперничества детей в семье (например, «сестица Алёнушка и братец Иванушка»).

3. По воспоминаниям из своего детства подготовьте исповедальный рассказ о сотрудничестве и соперничестве между вашими братьями и сёстрами в семье (если таковые были).

4. Подготовьте рассказ о том, каким образом ваша сиблинговая позиция повлияла на ваше личностное развитие и мировоззрение.

Основная литература по теме 1.

Дополнительная литература по теме 2,3,4.

Основные понятия (тезаурус)

Брак – социально одобряемые сексуальные отношения между мужчиной и женщиной. Обычно брак является основой для репродуктивной семьи, т.е. ожидается, что супружеская пара рождает и воспитывает детей. Во многих обществах разрешен полигамный брак.

Семья – группа индивидов (прежде всего муж и жена), связанных узами кровного родства, браком или отношением усыновления. Эти люди ведут общее хозяйство, а взрослые несут ответственность за воспитание детей.

21 стр., 10378 слов

Насилия над детьми. Консультирование детей жертв насилия. Физическое ...

... волнением. К психологическому насилию можно также отнести частые конфликты в семье, происходящие на глазах у детей, втягивание ребёнка в ситуацию развода или раздела имущества [2, c.120]. Выделяют ... определения жестокого обращения и его видов. Жестокое обращение с детьми (насилие)- это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя ...

Нуклеарная семья – двухпоколенная семья, состоящая из отца, матери (или одного из них), а также их детей, не состоящих в браке.

Расширенная семья – семейная группа, состоящая из более чем двух поколений родственников, ведущих совместное хозяйство и проживающих вместе).

Андрогиния – сочетание традиционно женских и мужских черт – значимая психологическая характеристика человека, определяющая его способность варьировать поведение в зависимости от ситуации; она помогает формированию устойчивости к стрессам, способствует достижению успехов в различных сферах деятельности.

Гендер – термин указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми.

Маскулинность – в стереотипном представлении приписываются: 1) позитивное, значимое, доминирующее, рациональное, духовное, культурное начало, активно-творческие характеристики, инструментальные черты личности – активность, доминантность, уверенность в себе, агрессивность, логическое мышление, способность к лидерству; 2) самореализация в макросреде; особая значимость профессиональной роли (работа, политика, наука); включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи; 3) творческая, созидательная, военная и руководящая деятельность, их труд определяется в инструментальной сфере деятельности.

Пол– термин описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Психология семьи и брака – междисциплинарное направление в психологии, в рамках которого изучаются: факторы, влияющие на качество брака; цикл развития семьи; ролевая структура семьи; распределение власти между членами семьи, межсупружеское общение, установки на брак и семью; детерминанты выбора брачного партнера; психологические особенности родителей и их детей и др.

Сексуальность – биологически укорененный внутренний инстинкт или импульс, сексуальная ориентация индивида (гомосексуальность, гетеросексуальность) или сексуальная идентичность.

Социализация – процесс усвоения социальных норм, правил, особенностей поведения, процесс вхождения в социальную среду. Основные аспекты социализации: присвоение (процесс усвоения социального опыта, т.е. воздействие среды на индивида) и опредмечивание (процесс воспроизведения социального опыта, т.е. воздействие человека на среду).

Фемининность – в стереотипном представлении приписываются: 1) негативное, вторичное, чувственное, телесное, греховное, природное, пассивно-репродуктивное начало, проявляющееся в экспрессивных личностных характеристиках: зависимость, заботливость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность; 2) самореализация в микросреде (семья, быт); особая значимость роли домохозяйки, матери; нахождение в приватной сфере жизни – дои, рождение детей, ответственность за взаимоотношения в семье; «4 К» – кухня, кирха, ребенок, платье; 3) исполнительский, обслуживающий характер, часть экспрессивной сферы деятельности – торговля, здравоохранение, образование.

3 стр., 1438 слов

Особенности семейного психологического консультирования

... осуществления семейного консультирования как вида психологического консультирования с дифференциацией задач и содержания собственно семейного консультирования и семейной психотерапии. Практическое приложение знаний в области психологии семьи предполагает следующие виды деятельности семейного психолога и семейного ...

Вопросы к зачёту

1. Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого общества.

2. Социально-психологическое содержание определения семьи как малой социальной группы.

3. Основные функции семьи и их характеристики.

4. Типологии семьи.

5. Психологические особенности и проблемы современной семьи.

6. Стадии жизненного цикла развития семьи.

7. Нормативные и ненормативные кризисы семьи.

8. Психология предбрачного периода.

9. Мотивы заключения брака.

10. Гражданский брак (незарегистрированное сожительство): позитивные и негативные аспекты и последствия.

11. Психология влюблённости и любви.

12. «Законы» супружеской гармонии.

13. Психологическая совместимость супругов.

14. Мужчина и женщина — психологические различия и сходство.

15. Культура общения в семье.

16. Эмоции в супружеской жизни.

17. Модели коммуникации по В.Сатир.

18. Психология интимных отношений.

19. Семейные конфликты, их причины, разрешение и профилактика.

20. Субъективная удовлетворённость браком

21. Критерии супружеского благополучия.

22. Счастливая семья.

23. Дисгармоничные типы семей.

24. Развод и его причины.

25. Периоды и фазы развода.

26. Повторный брак.

27. Изменение отношений в семье с появлением ребенка.

28. Семья как институт первичной социализации ребёнка.

29. Готовность родителей к рождению и воспитанию ребёнка.

30. Воспитание ребёнка в семье.

31. Роль матери в развитии ребёнка.

32. Роль отца в семье.

33. Гармоничный и дисгармоничный типы семейного воспитания

34. Воспитание ребёнка в разных типах семьи.

35. Влияние особенностей семейного воспитания на психическое развитие ребёнка.

36. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье) как фактор развития личности ребёнка.

37. Современные теоретические подходы к семейному консультированию.

38. Психодиагностика семейных отношений в практике консультирования семьи.

39. Основные принципы семейного консультирования

40.Этапы семейного консультирования.

41.Основные формы семейного консультирования.

42. Технологии семейного консультирования.

43. Консультирование по различным проблемам семьи.

44. Добрачное консультирование.

45. Консультирование семьи, ожидающей ребёнка.

46. Консультирование проблем функционирующей семьи в период нормативных кризисов.

47. Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми.

48. Консультирование в ситуации развода.