Дпп.Ф.02 Педагогическая психология

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Институт непрерывного педагогического образования

УТВЕРЖДАЮ:

Директор (зам. директора по УР)

____________________________

(наименование структурного подразделения)

______________________И.О.Ф.

____________________________

(дата)

(индекс и наименование дисциплины по учебному плану)

Рабочая программа дисциплины для специальности

________050706 – Педагогика и психология__________

(код и наименование специальности)

Предметно-цикловая комиссия___________________________________________________________

Курс______3____________

Учебный план набора __________ года

Форма обучения ______ОФО, ЗФО___________________

Общая трудоемкость дисциплины по ГОС СПО:______182______ часа

___2009___

(год)

1. Рабочая программа составлена в соответствии с ГОС ВПО по направлению подготовки (специальности)__ 050706 – Педагогика и психология______________________________,

(код и наименование)

утвержденного ______________________________________________________________________.

(дата)

2. Разработчик (и) рабочей программы

_________________ Психологии развития Неровных Г.М.

9 стр., 4181 слов

Рабочая программа дисциплины общая психология 2

... специальности. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.Все указанные ниже компетенции, учитывая место дисциплины в структуре основной образовательной программы, ... дисциплины. Владеть научной терминологией в пределах данной дисциплины; навыками публичного выступления. Структура и содержание дисциплины Наименование ... сознания как предмет психологии. Объективные и ...

(должность) (кафедра) (подпись) (ФИО)

ассистент Психологии развития Витюгова Ю.В.

(должность) (кафедра) (подпись) (ФИО)

3. УТВЕРЖДЕНА на заседании кафедры__________________________________________________________________

(наименование кафедры)

_______________________ протокол № ___________

(дата)

Зав. кафедрой_______________________ __________Дмитриева С.Т.________________

подпись) (ФИО)

ПЕРЕУТВЕРЖДЕНА на заседании кафедры ____________________________________________________________________________________

(наименование кафедры)

_______________________ протокол № ___________

(дата)

Зав. кафедрой_______________________ _______________________________________________

подпись) (ФИО)

4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами; СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.

Зав. выпускающей кафедрой __________________ ________________________________

(подпись) (ФИО)

_________________________________________

(дата)

5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры ______________________

_____________________________________________ протокол № ____ дата __________________________

Зав. кафедрой_______________________________ ________________________________________________

(подпись) (ФИО)

Пояснительная записка

Целью курса является создание общих теоретических основ мировоззрения у будущих специалистов, освоение аналитического подхода к современным концепциям учения, формирования личности, понимание и умение конструировать практические учебно-воспитательные ситуации.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения данного курса, специалист должен:

Иметь представление:

  • Об образовании как особой сфере жизнедеятельности человека;
  • Об основных тенденциях современного образования;
  • О концептуальных подходах к решению проблем взаимосвязи обучения и развития;
  • Об основных направлениях обучения в современном образовании;
  • Об основных теориях воспитания (биогенной, социогенной, природных предпосылок, гуманистической);
  • О методах научного познания в педагогической психологии;
  • О психологических особенностях педагогической деятельности;

Знать:

  • Современные теории обучения и воспитания и открываемые ими возможности управления развитием личности;
  • Содержание и теоретические положения основных монографий по педагогической психологии /П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконин/;
  • Виды обучения и типы психического развития;
  • Структуру и пути формирования учебной деятельности;
  • Психологические особенности организации учебной деятельности на разных возрастных этапах;
  • Концепцию формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Уметь:

13 стр., 6025 слов

Понятие об обучении в педагогической психологии

... составляющих учебной деятельности раскрывается в разделе педагогической психологии – «психологии обучения». Психология обучения – это научное направление, исследующее ... психологии обучения – анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе. Она конкретизируется в комплексе более частных задач: выявление связи обучения и психического развития ...

  • Использовать психодиагностические средства для определения уровня сформированности компонентов учебной деятельности, уровня воспитанности;
  • Определять динамику развития познавательных процессов, личностных свойств и качеств;
  • Грамотно проводить психологический анализ урока, внеклассного воспитательного мероприятия;
  • Анализировать педагогические ситуации, осуществлять их поиск и разрешение.

Владеть:

  • Основными категориями педагогической психологии;
  • Культурой мышления, речи, общения;
  • Навыками рефлексии;
  • Навыками самоконтроля и самооценки.

Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов

Методологическое введение в курс раскрывает содержание научных принципов, служащих пониманию центральной проблемы педагогической психологии – проблеме взаимосвязи обучения и развития. Наряду с принципами деятельностного подхода уделено внимание другим принципам, определяющим трактовку диалектики взаимосвязи обучения и развития в современном психологическом познании.

Основное содержание курса представлено в двух разделах, отражающих исторические этапы становления педагогической психологии:

Психология обучения (структура и формирование учебной деятельности);

Психология воспитания (формирование личной учебно-воспитательной интуиции).

В обоих разделах внимание уделяется новым возможностям понимания природы развивающего обучения и воспитания на основе учета взаимосвязи деятельности с формами взаимодействия и общения.

Рассматриваются функции современных теорий обучения и воспитания в организации учебно-воспитательных ситуаций и открывание ими возможности управления развитием личности.

Выделены различные единицы психолого-педагогического анализа и рассмотрены их эвристические возможности при решении практических задач: диагностики, консультирования, конструирования учебно-воспитательного процесса и проектирования процесса формирования личности как учеников, так и учителей и воспитателей.

Конечная дидактическая цель курса заключается в том, чтобы подвести студентов к решению задач психолого-педагогического анализа и конструирования разного типа учебно-воспитательных ситуаций в качестве средств управления интеллектуальным и личностным развитием.

Продуктивной учебной работе в курсе «Педагогическая психология» способствуют темы и задания для самостоятельной работы, аналитические обзоры и задания для микроисследований. Список тем может пополняться самими ситуациями в соответствии с их интересами к тому или иному разделу курса. Они могут также служить основой для выбора тематики курсовых и дипломных работ.

В ходе курса «Педагогическая психология» студенты изучают природу и закономерности процесса обучения, воспитания, педагогической деятельности. Кроме того, курс ориентирует студентов на использование достижений всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики.

В ходе изучения дисциплины студенты убеждаются, что образовательный, педагогический процесс является объектом изучения многих наук (философии, социологии, педагогики, физиологии, медицины, общей, социальной, возрастной, педагогической психологии и др.), и представляет собой сложное, многофункциональное, многокомпонентное явление. В связи с этим видением образовательного процесса, студенты более четко представляют для себя предмет педагогической психологии, исследующих закономерности усвоения учения, воспитания. На основе сложившихся научных представлений у студентов формируются техники практики учебно-педагогической деятельности, обоснованные закономерностями процесса усвоения знаний, форм поведения, отношений.

Предмет «Педагогическая психология» дает возможность более глубоко понять такие методологические проблемы, как развитие и обучение, их взаимосвязи и взаимообусловленность. Студенты убеждаются, что строить педагогическую деятельность необходимо на основе внедрения научных психологических знаний. Кроме того, знакомство с различными психологическими концепциями обучения и воспитания ставит студента в не только ситуацию выбора своих действий, но и необходимости их обоснования и анализа.

Изучение курса «Педагогическая психология» помогает увидеть студентам как постепенно расширяется область исследований педагогической психологии, как накапливаются, углубляются научные знания о процессах обучения, воспитания, педагогической деятельности.

Программа курса построена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 050706 – «Педагогика и психология».

Дисциплина «Педагогическая психология» общим объемом 182 часа изучается в течение одного семестра, состоит из 18 тем и рассчитана на 90 аудиторных часов. Из них 54 часа – лекции, 24 часа семинарско-практические занятия, 12 – лабораторные работы. Самостоятельная работа студентов составляет 92 часа.

Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и лабораторных занятий, выполнение контрольных работ (для студентов ЗФО).

На семинарских, лабораторных занятиях студенты приобретают практические навыки работы с научной литературой, учатся отстаивать свою точку зрения, подкрепляя научными фактами, анализировать деятельность учителя, воспитателя при посещении уроков в школе, диагностировать уровни обученности, воспитанности, развитости, софрмированности учебной деятельности и т.д.

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение той литературы, которая доступна студентам. Данный материал в минимальной степени включается в аудиторные занятия и помогает углублять знания студентов. В ходе этой работы студенты учатся составлять конспекты, аннотации, выступления (для педагогов, родителей, учащихся), писать рефераты и др.

Изучение курса «Педагогическая психология» в определенной мере обеспечивает готовность выпускника к реализации психологических знаний в конкретной педагогической практике. Таким образом, изучаемая дисциплина закрепляет базовые знания по психологии, ориентирует на применение профессиональных знаний в педагогической практике, формирует основные психологические умения. Дисциплина завершается экзаменом в пятом семестре. Экзамен включает в себя два теоретических вопроса.

Организационно-методический план (офо)

Вид

учебной работы

Кол-во

часов

№ семестров (по учебному плану)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I. Аудиторная:

лекции

54

семинары

24

..практические занятия

..лабораторные работы

12

ИТОГО:

90

II. Внеаудиторная:

курсовые проекты

курсовые работы

рефераты

расчетно-графические работы

контрольные работы

домашние контрольные работы

самоподготовка:

самостоятельное изучение разделов

48

проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий

18

подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и др.

14

……подготовка к экзамену

10

другие виды внеаудиторной работы

2

ИТОГО:

92

III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет)

экзамен

+

Общая трудоемкость дисциплины:

182

Структура умкд по дисциплине «Педагогическая психология»

п/п

Составляющие УМКД

Информация об издании

Автор, название, место издания, издательство, год издания

Место хранения (нахождения)

1

Программный элемент

1.1

Рабочая программы учебной дисциплины

Неровных Г.М.

Витюгова Ю.В.

«Педагогическая психология». Рабочая программа учебной дисциплины. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, ИНПО 2009 (рукопись, электронная версия)

ИНПО, Кафедра Психологии развития

2

Теоретический элемент

2.1

Учебник (основной)

Зимняя И.А. «Педагогическая психология»: учеб. пособие. – Ростов н/Д, «Феникс», 1997. – 480 с.

Библиотека ХГУ, ИНПО

2.2

Учебники, учебные пособия (дополнительные)

Библиографический список приведен в РП

Библиотека ХГУ, ИНПО

3

Практический элемент

3.1

Практикум

3.2

Сборник планов семинарских занятий

Неровных Г.М.

Витюгова Ю.В.

«Педагогическая психология». Рабочая программа учебной дисциплины. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, ИНПО 2009 (рукопись, электронная версия)

ИНПО, Кафедра Психологии развития

3.3

Сборник планов лабораторных занятий

Неровных Г.М.

Витюгова Ю.В.

«Педагогическая психология». Рабочая программа учебной дисциплины. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, ИНПО 2009 (рукопись, электронная версия)

ИНПО, Кафедра Психологии развития

4

Методико-технологический элемент

4.1

Методические рекомендации по выполнению рефератов, контрольных работ

Требуют разработки

4.2

Мультимедийное сопровождение дисциплины

Требует разработки

Содержание гос впо по дисциплине дпп ф. 17 Конфликтология

182 Часа

Направление 050706 Педагогика и психология

Предмет и задачи педагогической психологии, концепции педагогического процесса и их психологические основания. Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности. Психология педагогического коллектива. Психологические основы организации педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Психология воспитания. Психология обучения. Концепции обучения и их психологические основания. Учебная деятельность. Мотивы учения. Соотношение обучения и воспитания.

Тематический план учебной дисциплины (офо)

Наименование разделов и тем курса

Количество часов

Всего

Аудиторные занятия

Самост. Раб.

Лекции

Практические

Лабораторные

Тема 1. Предмет и задачи педагогической психологии

6

4

2

Тема 2. Методо­логические ос­новы педагогической психологии

10

4

2

4

Тема 3. Методы педагогической психологии

6

2

2

2

Тема 4. Виды, ус­ловия и меха­низмы научения. Факторы, определяющие его успешность

10

2

2

6

Тема 5. Психоло­гические теории научения и модели процесса обучения

16

6

2

8

Тема 6. Структура и формирование учебной деятельности

14

6

2

2

4

Тема 7. Организация процесса обучения и этапы формирования мыслительных действий

10

4

2

4

Тема 8. Усвое­ние – центральное звено учебной деятельности.

8

2

2

4

Тема 9. Сравнительная эффективность современных концептуальных подходов к проблеме когнитивного развития в процессе обучения

10

2

2

6

Тема 10. Психологические проблемы воспитания как целенаправленного формирования личности

10

2

8

Тема 11. Понятие установок и убеждений

8

2

2

4

Тема 12. Теории воспитания

14

4

2

8

Тема 13. Психологические основы воспитания личности

8

2

2

4

Тема 14. Психологические основы поведения как социального опыта

10

2

2

6

Тема 15. Психологический анализ педагогической деятельности в психологических теориях

14

4

2

8

Тема 16. Общая характеристика педагогической деятельности.

12

4

2

6

Тема 17. Общие и специальные способности педагога

8

2

2

4

Тема 18. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности

8

2

2

4

Всего

182

54

24

12

92

Содержание теоретических разделов дисциплины

Тема 1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.

Педагогическая психология как наука о закономерностях становления, развития психики и сознания в системе социальных институтов обучения и воспитания. Этапы становления педагогической психологии и историческое изменения предмета вместе с изменением социо-культурных ориентиров в обществе. Задачи педагогической психологии. Структура педагогической психологии. Образование как глобальный объект педагогической психологии.

Психолого-педагогические знания как условие гуманизации и демократизации образования. Расширение сфер исследования и решения прикладных проблем педагогической психологии в условиях социально-экономической перестройки общества и переоценке социальных ценностей.

Тема 2. Методологические основы педагогической психологии.

Социально-историческая обусловленность психического развития человека в процессе обучения. Ведущая роль воспитания и обучения в психическом развитии. Деятельностное опосредствование индивидуального психического развития. Взаимосвязь деятельности и общения как условие становления сознания личности. Первичность предметно-практической деятельности в становлении психических новообразований в процессе усвоения. Взаимосвязь деятельности и сознания. Ведущая роль ценностно-смысловых образований в развитии личности. Воспитание и обучение как особый тип управления психическим развитием личности посредством организации деятельности, взаимодействий, отношений, общения.

Тема 3. Методы педагогической психологии.

Общие и специальные методы педагогической психологии. Методы исследования, консультирования и психолого-педагогической коррекции. Организационные, процедурные и оценочные методы. Приемы сбора и обработки данных, применяемых в педагогической психологии, схема его организации и предъявляемые к нему требования. Диагностические и терапевтические методы в педагогической психологии.

Тема 4. Виды, условия и механизмы научение. Факторы определяющие его успешность.

Понятие обучения, учения, научение, созревания. Виды научения у человека: импринтинг, устовно-рефлекторное, оперантное, викарное, вербальное; механизмы научения; формирование ассоциациаций, повторение, различение, обобщение, инсайд и творчество. Факторы, определяющие успешность научения; развитость познавательных процессов, свойств личности и др.

Тема 5. Психические теории научения и методы процесса обучения.

Обучение как целенаправленное организационное научение, как процесс стимуляции и управления внешней и внутренней активностью ученика. Понятие психологической теории (сущность научения, его содержание и основы).

Ассоциативная теория научения. Модель обучения как управление процессом накопления и переработки чувственного опыта; условно-рефлекторная теория научения, модель процесса обучения как стимуляции познавательной и исследовательской активности учащихся через направление и организацию их практической деятельности; знаковая теория научения, модель процесса обучения как путь формирования у учащихся обобщенных понятийных систем и приемов умственной деятельности.

Тема 6. Структура и формирование учебной деятельности

Становление и развитие учебной деятельности, ее место и функции в процессе усвоения социального опыта на разных возрастных этапах психического развития. Учебная деятельность как метакогнитивное образование, обеспечивающее развитие собственной познавательной деятельности. Функциональная структура учения: цели, мотивы, ориентировочные, исполнительские, контрольные, оценочные компоненты учебной деятельности. Виды учебных действий в структуре генетически развитой формы учения: действия информационного поиска, чтения и порождения текстов, действия планирования, контроля и организации времени жизни, Мнемические и репродуктивные действия, моделирование, решение творческих задач. Проблема формирования учебной деятельности. Уровни сформированности учебной деятельности.

Тема 7. Организация процесса обучения и этапы формирования познавательных действий.

Концепция формирования умственной деятельности П.Я. Гальперина, как теоретическая основа анализа развивающей функции обучения. Понятие о типах обучения (организация процесса обучения) и типах ориентировочной основы действия. Критерии, лежащие в основе типологии ориентировки. Анализ нормативной структуры деятельности как предпосылка конструирования наиболее эффективного типа ориентировки и типа учения. Системно-структурный подход к построению ориентировочной основы действия. Эффективность различных типов ориентировки и развивающий потенциал учения. Этапы формирования умственных действий и критерии сформированности действия на каждом этапе. Характеристика шести этапов интериоризации действия: мотивационный, ориентировочный этапы, этап материального или материализованного действия, внешнеречевого, внутреннеречевого действия, умственного, автоматизированного действия. Условия перехода с этапа на этап. Основные первичные характеристики осваемогго действия: форма, обобщенность, развернутость, освоенность. Вторичные характеристики: разумность, осознанность, прочность, абстрактность.

Тема 8. Усвоение – центральное звено учебной деятельности.

Общая характеристика усвоения. Структурная организация усвоения, его компоненты. Этапы и стадии усвоения. Основные характеристики усвоения. Особенности усвоения для разных возрастных периодов у школьников. Факторы, влияющие на процесс усвоения. Внутренние факторы (внушение, установки).

Внешние факторы заучивания содержания и формы учебного материала. Таксономия учебных целей и процедура таксации (Б.Блум) как условие системной организации познавательной деятельности.

Тема 9. Сравнительная эффективность современных концептуальных подходов к проблеме когнитивного развития в процессе обучения.

Вклад концепций П.Я. Гальперина – Н.Ф. Талызиной, В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина в решение проблемы взаимосвязи обучения и развития. Редукционистские тенденции в каждом из направлений психологического анализа обучения; вред универсализации концепций и монополизации их права на истину. Появление новых направлений трактовки проблемы взаимосвязи обучения и психического развития на основе дифференциации двух стратегий организации обучения: стратегии традиционного и инновационного обучения.

Тема 10. Психологические проблемы воспитания как целенаправленного формирования личности

Общие понятия о психологии воспитания. Предмет, задачи психологии воспитания. Цель воспитания как философская, педагогическая и психологическая проблема. Человек как ценность, развитие его способностей как цель воспитания в современных условиях. Институты воспитания. Основные институты воспитания и их возможности. Воспитание в семье, воспитание в школе, воспитание через средства массовой информации, воспитание искусством. Возможности, достоинства и недостатки каждого института воспитания. Взаимосвязь понятий воспитания и социализации личности. Психолого-педагогические подходы к пониманию социализации личности (факторно-институционный, интеракционистский, интраинндивидынй, интерактивный).

Тема 11. Понятие установок и убеждений.

Психологическая характеристика установок и убеждений, их регулятивная функция и место в структуре личности. Воспитание как формирование и изменение социальных установок. Закономерности и условия развития установок и убеждений, фазы психологического воздействия на социальную установку; психологические требования к аргументации и выражение воспитателем собственной позиции; значение порядка привлечения аргументов для формирования и изменения социальных установок; эффект первичности и новизны; другие социально-психологические явления возникающие в процессе убеждения; ассоциация и контраст.

Тема 12. Теории воспитания.

Формирование и развитие человека как личности – основная проблема психологии воспитания. Две основные функции теории личности (объяснительная и предсказывающая) и их значение для решения проблем воспитания в различных теориях.

Тема 13. Психологические основы воспитания личности.

Потребностно — мотивационная сфера человека как центральное звено в формировании личности. Изменение иерархической структуры, усложнение, обогащение содержания мотивационной сферы. Сущность единства интеллектуальных, эмоциональных, поведенческих компонентов, характеризующих качества личности. Проблема «зоны ближайшего развития», «сензентивных периодов» личности, новообразований в психологии воспитания.

Тема 14. Психологические основы поведения как социального опыта.

Поведение как социальный опыт. Овладение социальным опытом по мере становления всех его функциональных компонентов /познавательного, коммуникативного, действенного. Роль навыков и привычек в регуляции поведения и деятельности. Степень самосознания, самоопределения в системе главных жизненных ценностей, переживание ребенком себя как членом социума, как носителя определенного социального опыта.

Тема 15. Психологический анализ педагогической деятельности в психологических теориях.

Психоаналитический подход к характеристике деятельности и личности педагога. Особенности эффективной педагогической деятельности и личности в трудах бихевиористов. Гуманистическая психология об успешности педагогической деятельности развивающейся по вектору «не путь к себе лежит через мир, а путь к миру лежит через себя.» Ценностно-смысловые основы педагогической деятельности – поиски отечественных педагогов.

Тема 16. Общая характеристика педагогической деятельности.

Характеристика форм педагогической деятельности: целенаправленность, мотивированность, предметность педагогической деятельности. Н.В. Кузьмина об уровнях продуктивности педагогической деятельности. Предметное содержание педагогической деятельности. Средства, способы передачи социального опыта, результаты педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности, структурные особенности и динамика мотивации педагогической деятельности. Педагогическая центрация (по А.Б. Орлову).

Тема 17. Общие и специальные способности педагога.

Понятие об общих и специальных педагогических способностях. Специальные способности учителя, их источники и формирование. Характеристики академических и дидактических способностей учителя. Речевые, коммуникативные, перцептивные и развивающие способности учителя. Характеристика организаторских способностей учителя.

Тема 18. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности.

Общее определение личных качеств педагога. Профессионально-педагогические качества личности. Личностная направленность педагога. Особенности профессионального самосознания. Я – концепция педагога. Соответствие несоответствие качества личности педагога в разных образовательных системах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИИЙ

Семинарское занятие 1.

Тема: Предмет, задачи, методы педагогической психологии.

Вопросы для обсуждения:

  1. Общепсихологический контекст формирования педагогической психологии.
  2. История становления педагогической психологии.
  3. Структура педагогической психологии.
  4. задачи педагогической психологии.
  5. Методы исследования в педагогической психологии.

Основные понятия: ассоциативная, прагматичная, функциональная психология, теория проб и ошибок /Э. Торнадайк/, бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология, культурно- историческая теория Л.С. Выготского. Три этапа становления педагогической психологии обучения; психология воспитания; психология учителя; основные методы педагогической психологии.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
  2. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского, — М., 1979.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов- на- Дону., 1997.
  4. Немов Р.С. Психология образования. Т. 2 – М., 1994.
  5. Хрестоматия по педагогической психологии./ А.И. Красило, А.П. Новгородцев.

Семинарское занятие 2-3

Тема: Концептуальные подходы к решению взаимосвязи обучения и развития.

Вопросы для обсуждения:

1. Образование как многоплановый феномен.

а) Общеметодологический смысл понятия образования.

б) Образование как система.

в) Образование как процесс.

г) образование как результата.

д) Основные тенденции современного образования.

2. Принципы традиционной и гуманистической «централизованной на мире детства» парадигм /по А.Б. Орлову/.

3. Психологические теории научения и модели процесса обучения.

а) Ассоциативная теория научения. Модель обучения как управления процессом накопления и переработки чувственного опыта.

б) Условно – рефлекторная теория научения. Модель процесса обучения как стимуляция познавательной и исследовательской активности учащихся через направление и организацию их практической деятельности.

в) Знаковые теории научения. Модель процесса обучения как путей формирования у учащихся обобщенных понятийных систем и приемов умственной деятельности.

4. Обучение и развитие.

а) Проблема соотношения обучения и развития в трудах отечественных и зарубежных ученых.

б) Основные линии психологического развития: уровни умственного развития; развития личности; развитие человека как субъекта деятельности.

Основные понятия: образование, обучение, развитие, формирование, соотношения этих категорий, демократизация, гуманизация, гуманитаризация образования, социальная ситуация, развитие в процессе обучения, ассоциативная, условно-рефлекторная, знаковая теории научения, основные линии психического развития.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
  2. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского, — М., 1979.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов- на- Дону., 1997.
  4. Немов Р.С. Психология образования. Т. 2 – М., 1994.
  5. Хрестоматия по педагогической психологии./ А.И. Красило, А.П. Новгородцев. – М., 1994.

Дополнительная литература:

  1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 1995.
  2. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. – М., 1986.
  3. Давыдов В.В. Обучение и развитие. – М., 1987.
  4. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984.

Семинарское занятие 4.

Тема: Структура и формирование учебной деятельности. Этапы формирования умственной деятельности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Учебная деятельность – специфический вид деятельности:

а) Теория учебной деятельности в общей теории учения;

б) Определение учебной деятельности;

в) Основные характеристики учебной деятельности.

  1. Предметное содержание учебной деятельности:

а) предмет учебной деятельности;

б) средства и способы учебной деятельности;

в) продукт учебной деятельности, ее результат.

  1. Функциональная (внешняя) структура учебной деятельности.

а) компонентный состав внешней структуры учебной деятельности;

б) Характеристика мотивационного компонента;

в) учебная задача в структуре учебной деятельности. Особенности учебной задачи. Основные психологические требования к ней.

г) действия и операции в структуре учебной деятельности;

д) контроль и самоконтроль в структуре учебной деятельности.

Основные понятия: учебная деятельность, учение, структура и компоненты учебной деятельности (потребности, мотивы, цели, учебная задача, учебные действия и операции), репродуктивная, продуктивная учебная деятельность, усвоение.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

2. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского, — М., 1979.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов- на- Дону., 1997.

  1. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. – М., 1986.
  2. Давыдов В.В. Обучение и развитие. – М., 1987.
  3. Эльконин Д.Б. Психология учебной деятельности младших школьников. – М., 1985.

Семинарское занятие 5.

Тема: Усвоение – центральное звено учебной деятельности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Концепция формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
  2. Понятие о типах обучения.
  3. Системно-структурный подход к построению ориентировочной основы действия.
  4. Этапы формирования умственных действий и критерии сформированности действий на каждом этапе.

а) мотивационный этап;

б) ориентировочный этап;

в) этап материального и материализованного действия;

г) внешнеречевое действие;

д) умственное действие;

е) автоматизированное действие.

Основные понятия: усвоение, учение, совместная учебная деятельность, учебное сотрудничество, соперничество, формы взаимодействия; разделенное действие, подражание, продуктивная и репродуктивная учебная деятельность, обучаемость, креативность; этапы формирования умственных действий.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
  2. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского, — М., 1979.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов- на- Дону., 1997.
  4. Немов Р.С. Психология образования. Т. 2 – М., 1994.
  5. Хрестоматия по педагогической психологии./ А.И. Красило, А.П. Новгородцев. – М., 1994.

Дополнительная литература:

  1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 1995.
  2. Эльконин Д.Б. Психология учебной деятельности младших школьников. – М., 1985.

Семинарское занятие 6

Тема: Теоретические проблемы психологии воспитания.

Вопросы для обсуждения:

  1. Предмет, цели, задачи, психологии воспитания.
  2. Институты воспитания и их роль в воспитании.
  3. Теории воспитания и развития личности:

а) психоанализ (З.Фрейд);

б) индивидуальная психология (А.Адлер);

в) бихевиаризм (Б.Ф. Скиннер).

г) гуманистическая психология (К. Роджерс и А.Маслоу)

д) деятельностная теория А.Н. Леонтьева.

  1. Воспитание как социализация личности.

Основные понятия: воспитание, цели воспитания, социализация; прямые, косвенные, сознательные, неосознанные, когнитивные, эмоциональные, поведенческие средства воздействия.

Литература:

  1. Богословский Н.В. Психология воспитания. – М., 1974.
  2. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского, — М., 1979.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов- на- Дону., 1997.
  4. Немов Р.С. Психология образования. Т. 2 – М., 1994.

Дополнительная литература:

  1. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. – М., 1986.
  2. Психологический справочник учителя. /Под ред. Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагиной. – М., 1991.
  3. Петровский В.А. Личность в психологии. – М., 1996.
  4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1997.
  5. Трусов В.П. Современные психологические теории личности. – Л., 1990.
  6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

Семинарское занятие 7

Тема: Становление характера

Вопросы для обсуждения:

  1. Сензетивные периоды для различных сторон характера.
  2. Две области развития характера: индивидуально-предметная деятельность и межличностное общение.
  3. Основные социально-психологические явления, способствующие формированию и изменению социальных установок.
  4. Психологические основы методов воспитания, их роль в формировании личности.
  5. Когнитивные, эмоциональные и поведенческие средства воспитания.
  6. Психотерапевтические средства воспитания.

Основные понятия: личность, сензетивные периоды развития личностных свойств, качеств личности, характер; средства и методы воспитания, психотерапевтические и психокоррекционные средства воспитания, уровни и критерии воспитанности.

Литература:

  1. Богословский Н.В. Психология воспитания. – М., 1974.
  2. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского, — М., 1979.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов- на- Дону., 1997.
  4. Немов Р.С. Психология образования. Т. 2 – М., 1994.
  5. Хрестоматия по педагогической психологии./ А.И. Красило, А.П. Новгородцев. – М., 1994.

Дополнительная литература:

  1. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. – М., 1986.
  2. Давыдов В.В. Обучение и развитие. – М., 1987.
  3. Психологический справочник учителя. /Под ред. Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагиной. – М., 1991.

Семинарское занятие 8.

Тема: Социально-психологические аспекты воспитания.

Вопросы для обсуждения:

  1. Значение общения для воспитания.
  2. Виды, формы и средства общения.
  3. Развитие общения у детей.
  4. Межличностное восприятие и общение.
  5. Влияние стиля общения взрослого с ребенком на его личностное развитие.
  6. Основные принципы коллективистской системы воспитания.
  7. Положительное и отрицательное влияние коллектива на формирование личности.
  8. психолого-педагогические принципы взаимоотношения между личностью и реальным коллективом.

Основные понятия: воспитание, социализация, реальная группа, коллектив; общение, виды и средства общения, экспрессивно-эмоциональные, предметно-действенные, речевые; основные формы общения, мотивы общения.

Литература:

  1. Богословский Н.В. Психология воспитания. – М., 1974.
  2. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского, — М., 1979.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов- на- Дону., 1997.
  4. Немов Р.С. Психология образования. Т. 2 – М., 1994.

Дополнительная литература:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  2. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. – М., 1986.
  3. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 1988.
  4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

Семинарское занятие 9.

Тема: Общение как фактор воспитания.

Вопросы для обсуждения:

  1. Воспитание как процесс и деятельность общения.
  2. Межличностное восприятие в общении.
  3. Развитие форм и средств общения в процессе воспитания.
  4. Влияние стиля общения взрослого с ребенком на развитие личности ребенка:

а) общение и развитие личности ребенка в семье;

б) общение и развитие личности ребенка в школе.

Основные понятия: общение, межличностное восприятие и общение, формы общения, средства общения, стили общения личность.

Литература:

  1. Богословский Н.В. Психология воспитания. – М., 1974.
  2. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского, — М., 1979.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов- на- Дону., 1997.
  4. Немов Р.С. Психология образования. Т. 2 – М., 1994.

Дополнительная литература:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.
  2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

Семинарское занятие 10.

Тема: Системный подход к структуре педагогической деятельности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Теория функциональных систем П.К. Анохина. Общее понятие и характеристика системы.
  2. Структура педагогической деятельности:

а) компоненты педагогической деятельности по (Н.В. Кузьминой).

б) конструктивный компонент учебной деятельности как реализация четырех функций.

в) концепция деятельности учителя А.К. Марковой и выделяемые ею педагогические умения.

  1. Модели продуктивной и непродуктивной педагогической деятельности.

Основные понятия: система, функциональные системы, педагогическая система, структура учебной деятельности, гностический, конструктивный, организационный, коммуникативный, проектировочный компонент педагогической деятельности, педагогические умения, модель, продуктивная и непродуктивная педагогическая деятельность.

Литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов- на- Дону., 1997.
  2. Реан А.А., Коломенский Л.Я. Социальная педагогическая психология. – СПб., 2000.
  3. Стоунс Э. Психопедагогика. – М., 1984.
  4. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб., 1998.

Семинарское занятие 11.

Тема: Особенности педагогического взаимодействия.

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема эффективного и неэффективного педагогического взаимодействия:

а) в трудах зарубежных ученых;

б) в трудах отечественных ученых;

2. Стили педагогического общения и взаимодействия.

3. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии./этно – социокультурная, статусно – позиционная, возрастная, индивидуально- психологическая и др./

4. Влияние педагогических затруднений на педагога.

5. Учебное сотрудничество учителя с учащимися как вид эффективного педагогического взаимодействия.

Основные понятия: взаимодействие, взаимоотношение, эффективное и неэффективное взаимодействие, области затруднений во взаимодействии, смысловые барьеры, психологические барьеры, учебные барьеры, учебное сотрудничество.

Литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов – на Дону., 1997.
  2. Реан А.А., Коломенский Л.Я. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.
  3. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 1998.
  4. Стоунс Э. Психопедагогика. – М., 1984.
  5. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб., 1998.

Семинарское занятие 12.

Тема: Становление профессионализма педагога.

Вопросы для обсуждения:

  1. Пространство профессионализации учителя.
  2. Характеристика индивидуальных особенностей педагога как субъекта педагогической деятельности.
  3. Основные функции педагогической деятельности, их характеристика, важность определенных личностных качеств при выполнении определенных функций.
  4. Природные предпосылки педагогической профессии.
  5. Особенности профессионального самосознания.
  6. Соответствие – несоответствие человека профессиональной педагогической деятельности.

Основные понятия: профессия, профессионализм, пространство профессионализации, субъект педагогической деятельности, индивидуально- личностные особенности педагога, функции педагогической деятельности, природные предпосылки, профессиональное самосознание.

Литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов –на Дону., 1997.
  2. Реан А.А., Коломенский Л.Я. Социальная педагогическая психология. – СПб., 2000.
  3. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 1998.
  4. Стоунс Э. Психопедагогика. – М., 1984.
  5. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб., 1998.

Лабораторно-практические занятия

Лабораторное занятие 1.

Тема: Психологические особенности обучения дошкольников и школьников.

Цель 1: Выяснить особенности обучения и научения дошкольников, совершенствование и развитие познавательных процессов.

  1. Проанализировать особенности проявления основных форм и признаков научения у дошкольников: импритинг, условно–рефлекторное, викарное, вербальное научение.
  2. Изучить сочетание разных форм научения при обучении дошкольников.
  3. Выработать основные психолого–педагогические требования, предъявляемые к обучению дошкольников.
  4. Рассмотреть психологическую готовность ребенка к обучению.

Цель 2: Изучить динамику развития познавательных процессов у младших в процессе обучения; особенности развития учебной деятельности у младших школьников.

  1. Установить зависимость между развитием новообразований в познавательной сферы у младших школьников в процессе обучения.
  2. Определить причины отставания в учении детей младшего школьного возраста.
  3. Разработать психолого – педагогического требования к методике организации обучения в начальной школе.

Цель 3: Изучить особенности развития познавательных процессов и учебной деятельности подростков и старших школьников.

  1. Установить особенности научения подростков и старших школьников.
  2. Проанализировать динамику развития познавательных процессов у подростков и старших школьников.
  3. Разработать психолого – педагогические рекомендации по организации обучения подростков и старших школьников.

Литература:

1. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.

2. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.- Ярославль., 1996. с. 19, с. 54, с. 75, с. 199.

3. Познавательные процессы личности и методика их развития. Псков., 1994. с. 8.

4. Познавательные процессы личности и методика их развития. – Псков., 1994. с. 33.

Лабораторное занятие 2.

Тема: Возможность содержания и методов обучения в формировании учебной деятельности.

Цель 1: Изучить особенности и возможности содержания учебного материала в формировании учебной деятельности.

  1. Подготовить рекомендации по конкретизации целей изучения определенных тем и определить интеллектуальные операции, необходимые для намеченных уровней усвоения.
  2. Подготовить письменный отчет.

Цель 2: Изучить особенности направленности учебно–методического аппарата УМК начальной школы в формировании учебных действий.

  1. Подготовить рекомендации по совершенствованию учебно – методического аппарата при изучении отдельных тем с целью формирования у школьников учебных действий.

Литература:

  1. Учебники начальной школы традиционной и инновационной систем обучения.

Лабораторное занятие 3.

Тема: Сравнительный психологический анализ уроков традиционной и развивающей систем обучения. /Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Тарасов.

Цель: на основе психологического анализа уроков выявить специфические особенности работы учителя по обучению и развитию учащихся начальных классов в разных системах обучения.

  1. Определить учебную мотивацию в различных системах обучения.
  2. Выявить особенности постановки учебных задач учителям, работающих в различных системах обучения.
  3. Проанализировать учебные действия, выполняемые учащимися.
  4. Сопоставить действия контроля, самоконтроля, оценки и самооценки в предложенных системах обучения.
  5. Обобщить характер и потенциальный характер психического развития детей в предложенных для анализа уроках.

Лабораторное занятие 4.

Тема: Признаки, показатели, уровни воспитанности детей.

Цель: Научить студентов выделять показатели, признаки, уровни воспитанности детей.

  1. Рассмотреть и проанализировать Государственные образовательные стандарты /временные/.
  2. Рассмотреть методики осознания детьми нравственных норм.
  3. Рассмотреть методики изучения негативных личностных проявлений.

Литература:

  1. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996.

Тема: Психологический анализ внеклассного воспитательного мероприятия.

Цель: На основе психологического анализа выявить особенности деятельности по воспитанию младших школьников.

  1. Определить характер деятельности учителя по организации внеклассного воспитательного мероприятия.
  2. Проанализировать виды научения используемые учителем при воспитании детей.
  3. проанализировать деятельность учащихся и показать, как она выполняет воспитывающие функции.

Лабораторное занятие 5.

Тема: Диагностика профессионально личностных качеств учителя. Я–концепция и самооценка.

Цель: Научить студентов с помощью специальных методик определять особенности и динамику развития профессиональных качеств учителя.

  1. Определить значимость профессиональных качеств педагога для выполнения деятельности.
  2. Определить, насколько профессионально – личностные качества студентов соответствует тем требованиям, которые предъявляются сегодня к психологу – педагогу.
  3. Определить особенности я- концепции и самооценки студентов.
  4. Составить карту самоанализа собственной я- концепции, самооценки и личностных качеств и определить на сколько они будут способствовать или препятствовать профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М., 1999. с. 59, 107.
  2. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 2000
  3. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 1998.

Лабораторное занятие 6.

Тема: Межличностное взаимодействие педагога и учащегося.

Цель: Научить студентов с помощью специальных методик определять особенности межличностного взаимодействия и стиля общения на уроке учителя с учащимися.

  1. Определить предпочитаемый стиль общения и его влияние на успешность осуществления профессиональной деятельности.
  2. Определить влияние коммуникативной деятельности педагога на уроке на успешность осуществления им профессиональных образовательных задач.

Литература:

  1. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 1998.

Тема: Проблемы во взаимодействии педагога и учащегося.

Цель: рассмотреть основные области затруднения во взаимодействии между педагогом и учащимся. Научить студентов с помощью специальных методик определить область затруднений во взаимодействии между педагогом и учащимся.

  1. Научиться определять области затруднения во взаимодействии между учителем и учащимся.
  2. Определить пути выхода из сложившейся проблемной ситуации или смыслового (психологического) барьера.

Литература:

1. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 1998.

  1. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 2000.
  2. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М., 1999. с. 59, 107.

Программа самостоятельной познавательной деятельности студентов по дисциплине «Педагогическая психология» (офо)

Темы курса

Содержание самостоятельной работы

Количество часов

Тема 1. Предмет и задачи педагогической психологии

1. Подбор литературы по дисциплине.

2. Самостоятельное изучение содержания лекции.

3. Уточнение понятий по словарю.

2

Тема 2. Методо­логические ос­новы педагогической психологии

1. Подбор литературы по дисциплине.

2. Самостоятельное изучение содержания лекции.

3. Уточнение понятий по словарю.

4

Тема 3. Методы педагогической психологии

1. Подбор литературы по дисциплине.

2. Самостоятельное изучение содержания лекции.

3. Уточнение понятий по словарю.

4. Составления диагностического минимума

2

Тема 4. Виды, ус­ловия и меха­низмы научения. Факторы, определяющие его успешность

1. Подбор литературы по дисциплине.

2. Самостоятельное изучение содержания лекции.

3. Уточнение понятий по словарю.

6

Тема 5. Психоло­гические теории научения и модели процесса обучения

1. Подбор литературы по дисциплине.

2. Самостоятельное изучение содержания лекции.

3. Уточнение понятий по словарю.

8

Тема 6. Структура и формирование учебной деятельности

1. Подбор литературы по дисциплине.

2. Самостоятельное изучение содержания лекции.

3. Уточнение понятий по словарю.

4

Тема 7. Организация процесса обучения и этапы формирования мыслительных действий

1. Подбор литературы по дисциплине.

2. Самостоятельное изучение содержания лекции.

3. Уточнение понятий по словарю.

4. Составить рекомендации для педагогов.

4

Тема 8. Усвое­ние – центральное звено учебной деятельности.

1. Подбор литературы по дисциплине.

2. Самостоятельное изучение содержания лекции.

3. Уточнение понятий по словарю.

4

Тема 9. Сравнительная эффективность современных концептуальных подходов к проблеме когнитивного развития в процессе обучения

1. Подбор литературы по дисциплине.

2. Самостоятельное изучение содержания лекции.

3. Уточнение понятий по словарю.

6

Тема 10. Психологические проблемы воспитания как целенаправленного формирования личности

1. Подбор литературы по дисциплине.

2. Самостоятельное изучение содержания лекции.

3. Уточнение понятий по словарю.

4. Выполнить практические упражнения.

8

Тема 11. Понятие установок и убеждений

1. Подбор литературы по дисциплине.

2. Самостоятельное изучение содержания лекции.

3. Уточнение понятий по словарю.

4

Тема 12. Теории воспитания

1. Подбор литературы по дисциплине.

2. Самостоятельное изучение содержания лекции.

3. Уточнение понятий по словарю.

8

Тема 13. Психологические основы воспитания личности

1. Подбор литературы по дисциплине.

2. Самостоятельное изучение содержания лекции.

3. Уточнение понятий по словарю.

4. Выполнить практические упражнения.

4

Тема 14. Психологические основы поведения как социального опыта

1. Подбор литературы по дисциплине.

2. Самостоятельное изучение содержания лекции.

3. Уточнение понятий по словарю.

6

Тема 15. Психологический анализ педагогической деятельности в психологических теориях

1. Подбор литературы по дисциплине.

2. Самостоятельное изучение содержания лекции.

3. Уточнение понятий по словарю.

4. Выполнить практические упражнения.

8

Тема 16. Общая характеристика педагогической деятельности.

1. Подбор литературы по дисциплине.

2. Самостоятельное изучение содержания лекции.

3. Уточнение понятий по словарю.

6

Тема 17. Общие и специальные способности педагога

1. Подбор литературы по дисциплине.

2. Самостоятельное изучение содержания лекции.

3. Уточнение понятий по словарю.

4. Выполнить практические упражнения.

4

Тема 18. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности

1. Подбор литературы по дисциплине.

2. Самостоятельное изучение содержания лекции.

3. Уточнение понятий по словарю.

4. Выполнить практические упражнения.

4

Всего

92

Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины

В рамках изучения данной дисциплины проводится проверка и оценка знаний студентов в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Проверка и оценка знаний выполняет в учебном процессе следующие функции: ориентирующую, стимулирующую, аттестационную.

При проведении проверки и оценки знаний студенты мы ориентировались на следующие принципы: объективности, дифференцированности, системности, систематичности и конфиденциальности.

При оценивании знаний студентов нами использовались следующие виды проверки: опросы (устные, письменные, свободные, программированные, индивидуальные, фронтальные, персональные, экспертные) коллоквиумы, контрольные работы, тестирования, задания с пропусками, задания с выбором альтернативных ответов, задания практического характера.

Оценка знаний студентов проводится по пятибалльной системе

Оценка «5» —

студент правильно и полно ответил на все вопросы, что свидетельствует о том, что он свободно владеет понятийным аппаратом дисциплины, имеет доста­точно развитую культуру мышления, умеет сравнивать изучаемые теоретиче­ские положения с их практическим проявлением, качественно аргументирует ответ; знает содержание методики и умеет воплотить его на практике.

Оценка «4» —

студент достаточно хорошо владеет понятийным аппаратом дисциплины, от­веты в большей степени носят репродуктивный характер с формулирование выводов; умеет связывать теорию с практикой: студент знает основные поло­18жения методики, перенос их на практику не вызывает затруднений.

Оценка «3» —

студент обнаруживает знание и понимание основных положений дисциплины, допускает неточности в определении понятий, недостаточно ориентируется в содержании методики, отсутствует аргументация ответа, только репродуктив­ное изложение материала, затрудняется в соотнесении теории с практикой.

Оценка «2» —

студент имеет отрывочные бессистемные знания, не умеет формулировать вы­воды, не ориентируется в основных положениях изучаемой дисциплины, не осознает необходимость знания содержания методики в педагогической дея­тельности, как своего ведущего вида деятельности в дальнейшем.

Вопросы к экзамену по курсу «Педагогическая психология»

5 Семестр

  1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии.
  2. Методы исследования в педагогической психологии.
  3. Методологические принципы педагогической психологии.
  4. Понятие об образовании. Его характеристика как системы, процесса, результата.
  5. Основные тенденции современного образования.
  6. Основные понятия психологии обучения – образования, обучение, учение, научение, развитие.
  7. Виды научения: инпринтинг, условно – рефлекторные, оперантное, их связь с психическим развитием.
  8. Виды научения: викарное, вербальное, их связь с психическим развитием.
  9. Механизм научения (ассоциации, различение, повторение, обобщение, инсайт, творчество их характеристика).
  10. Ассоциативная теория обучения, ее основные характеристики. (Сущность, содержание, условие, основы, принципы, методы).
  11. Условно-рефлекторная теория обучения, ее основные характеристики. (Сущность, содержание, условие, основы, принципы, методы).
  12. Знаковая теория обучения, ее основные характеристики. (Сущность, содержание, условие, основы, принципы, методы).
  13. Теория формирования умственных действий П.Я.Гальперина, ее общая характеристика.
  14. Особенности типов ориентировочной основы действий их развивающий потенциал.
  15. Характеристика шести этапов интериоризм действия: мотивационный, ориентировочный, материального или материализованного действия и т.д.
  16. Структура учебной деятельности. Вклады отечественных ученых в изучение структуры учебной деятельности.
  17. Учебные действия в структуре учебной деятельности, их виды и характеристики.
  18. Мотивации учебной деятельности, ее особенности как структурного компонента учебной деятельности.
  19. Учебные задачи и их характеристика как структурного компонента учебной деятельности.
  20. Сотрудничество учителя с учащимися как обмен деятельности.
  21. Действия контроля и оценки, их характеристика как структурных компонентов учебной деятельности.
  22. Вклад концепции В.В.Давыдова, Д.Е.Эльконина в решение проблемы взаимосвязи обучения и развития.
  23. Психологический анализ урока.
  24. Предмет, задачи, психологии воспитания.
  25. Человек как ценность, развитие его способностей как цель воспитания в современных условиях. Стандарт образования о целях воспитания.
  26. Психологические основы методов воспитания.
  27. Показатели и критерии воспитанности личности.
  28. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Выготского Л.С. в педагогической психологии.
  29. Основные механизмы межличностного восприятия (идентификация, эмпатия, социально-экономическая рефлексия, стереотипизация) в педагогической деятельности.
  30. Воспитанник как объект и субъект воспитательного процесса.
  31. Единство когнитивных, эмоционально-потребностных, поведенческих структур как психологическая основа качеств личности.
  32. Отечественные и зарубежные теории воспитания.
  33. Профессиональное развитие и деформация личности педагога.
  34. Психологические причины «смысловых барьеров» в воспитании.
  35. Психологические травмы детей (нозогении, фамильгении, социогении, дидактогении).
  36. «Обученная беспомощность», ее психологические причины.
  37. Структура общих педагогических способностей (по В.А. Крутецкому).
  38. Стили педагогической деятельности.
  39. Таксономия Б.Блума.
  40. Этапы развития педагогической психологии.
  41. Глобальная Я-концепция.
  42. Блок профессиональной компетентности учителя – педагогическое общение (4,5 группа – по Марковой А.К.).
  43. Блок профессиональной компетентности учителя – личность учителя (6,7 группа умений по Марковой А.К.)
  44. Отечественные и зарубежные теории воспитания.
  45. Характеристика процесса усвоения, его структура и этапы.
  46. Блок компетентности учителя – педагогическая деятельность (1,2,3 группа умений по Марковой А.К.)
  47. Психолого-педагогические требования к обучению как преподаванию. Структура деятельности учителя.
  48. «Я – концепция» учителя и «Я – концепция» школьника.

ПРИМЕР БИЛЕТА

  1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии.
  2. «Я – концепция» учителя и «Я – концепция» школьника.

Билет к экзамену по курсу «Педагогическая психология» содержит 2 вопроса из разных разделов дисциплины.

Перечень рекомендуемой литературы основная:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология, 1991.

2. Возрастная и педагогическая психология /под ред.М.В.Гамезо и др..- М.,1984

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского.- М., 1979.

4. Габай Т.В. Педагогическая психология.- М., 1995.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов-на-дону.,1997.

6. Крутецкий В.А. основы педагогической психологии.- М.,1972.

7. Немов Р.С. Психология. Кн.2.- М.,1995

8. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.- М.,1998

9. Якунин В.А. Педагогическая психология.- СПб.,1998

Дополнительная:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах.-М., 1980.

2. Батаршов А.В.Психодиагностика способности к общению, или Как определить

организаторские и коммуникативные качества личности.- М.,1999.

3. Берн Э.Игры в которые играют люди. М.,1988.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986.

5. Бодалев А.А. Восприятие и взаимопонимание человека человеком. М., 1982.

6. Бодалев А.А.Психология общения.- Воронеж.,1996.

7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И.Фельдштейна.- Воронеж.,1997

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах.- М.,1983.

9. Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу — с радостью.- Мн.,1998.

10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986.

11. Давыдов В.В. Обучение и развитие.- М., 1997

12. Жинот К. Учитель и ребенок.- Ростов-на-Дону.,1997.

13. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: беседы психолога.- М.,1990.

14. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи.- М.,1988.

15. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.- М.,1985.

16. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах — М.,1983.

17. Лещинский В.И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми.- М.,1995.

18. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка.- Воронеж.,1997.

19. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.- М.,1977.

20. Ляудис В.Я., Нигурэ И.П. Психологические основы формирования писменной речи у младших школьников.- М.,1994.

21. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.,1993.

22. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника.- М.,1989.

23. Обухова Л.Ф. Проблемы детской психологии: теории, факты, проблемы.- М.,1998.

24. Риан А.А., Коломенский Я.Л. социальная педагогическая психология. — СПб.,2000.

25. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования.- М., 1998.

26. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии 1992 2

27. Стоунс Э. Психопедагогика /под ред. Н.Ф.Талызиной.- М.,1984.

28. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М., 1984.

29. Теории личности в западноевропейской и американской психологии:

30. Хрестоматия по психологии личности /ред.-сост. Райгородский Д.Я. — Самара.,1996

31. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования.- М.,1997.

32. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.,1991.

33. Хрестоматия по педагогической психологии / сост. А.И.Красило, А.П.Новгородцев

34. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.- М.,1995.

35. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М.,1989.

36. Эльконин Д.Б. Психология учебной деятельности младших школьников. — М., 1985.

37. Эриксон Э.Г. Детство и общество.- СПб.,1996.

Методические рекомендации (материалы) по организации изучения дисциплины для студентов (полное содержание методических рекомендаций находится на кафедре (УМКД))

В целях оптимизации образовательного процесса в рамках изучения дисциплины студентам предлагается следующие рекомендации:

1. Внимательно изучить программу дисциплины;

2. Оценить степень полезности освоения данной дисциплины для своего профессионального роста;

3. Изучить материалы для аудиторной работы по дисциплине и составить индивидуальный план выполнения различных видов работы по каждой теме;

4. Изучить материалы для самостоятельной работы и сопоставить предложенные задания с имеющимися у вас ресурсами (опыт практической работы, выполнение ранее задания по близкой теме, знакомство с конкретной технологией в процессе учебно-профессиональной деятельности, наличие литературы по проблеме и т.д.)

5. Составить словарь понятий;

6. Выбрать из проблемного поля интересующую вас тему для углубленного изучения;

7. В конце каждой темы курса оценить результаты своей деятельности.

Самостоятельная работа выполняется в произвольном режиме без непосредственного участия преподавателя.

Методические рекомендации для преподавателей

На подготовительном этапе преподавателю следует ознакомиться с общей структурой программы. Особое внимание должно быть обращено на целевые ориентиры (задачи), их соотнесение с квалификационными требованиями.

На следующем этапе (этапе целеполагания) необходимо согласовать цели обучения и цели преподавания: 1. Нужно помочь студентам оценить возможности данной дисциплины, степень полезности ее освоения для их профессионального роста; 2.Через целеполагание должны быть созданы условия для развития профессионально-важных качеств студентов.

На этапе обучения необходимо активными методами стимулировать исследовательскую деятельность обучающихся, знакомить их с современными научно-методическими разработками в области психологии труда.

На последнем, рефлексивном этапе, студентам целесообразно предложить самим оценить результаты, которых они достигли в процессе изучения учебной дисциплины.

Рекомендации по использованию информационных технологий» для систематичной работы с электронными ресурсами необходимо завести электронную папку для Интернет — ресурсов, найденных Вами при подготовке к занятиям. Анализ интернет источников может быть проведен по следующей схеме:

  1. Название интернет-ресурса;
  2. Уровень источника (ИР – информационный ресурс, ЭОРЭ – электронный информационный ресурс, ЭИУН – электронное издание учебного назначения или ЭСУН – электронное средство учебного назначения);
  3. С какой целью может быть использован;
  4. Краткая аннотация источника;
  5. Связь с другими источниками (если есть).

Рекомендации по использованию информационых технологий

Наряду с традиционными формами преподавания современные информационные технологии позволяют создавать и обеспечивать эффективные способы представления информации студенту. Отбор информации должен производиться с учетом рекомендаций преподавателя и в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Основное внимание необходимо уделять самостоятельной работе учащихся.

Средства мультимедиа позволяют значительно обогатить учебный процесс за счет привлечения различных материалов. Однако существует опасность чрезмерного увлечения готовыми материалами в ущерб творческой деятельности студентов на занятиях. На экране компьютера (или с помощью проекционной установки) может быть представлен учебный материал в виде иллюстраций, отрывков видеофильмов, аудиозаписи, может быть показана компьютерная модель какого-либо процесса. При создании прикладного продукта сначала необходимо подготовить с максимальным качеством информационные блоки (текстовую, аудио- и видеоинформацию).

На этом этапе определяются требования к шрифтам, текстовым форматам, проводится выверка данных и редактирование.

Одновременно должны быть произведены видеосъемки или подобраны материалы в архивах видеозаписей, выбраны форматы для сжатия видеоинформации, определены скорости передачи данных с мультимедиа-носителя, частоты дискретизации для аудиоинформации и решены многие другие технические вопросы, связанные с реализацией поставленной цели.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

— лаборатории;

— компьютерный класс имеющий основные средства (компьютер с высокопроизводительным процессором и памятью большого объема, манипуляторами и мультимедиа-монитором со встроенными стереодинамиками) и специальные средства (приводы CD-ROM, TV-тюнеры и фрейм-грабберы, графические ускорители, платы видеовоспроизведения, звуковые платы, акустические системы и др.)

— учебные и методические пособия (учебники, программы, сборники упражнений и т.д.);

— наглядные пособия.

Перечень ключевых слов (основных понятий и терминов)

образование

обучение

развитие

формирование

учебная деятельность

учение

усвоение

воспитание

социализация

личность

характер

коллектив

педагогическая центрация

Лист регистрации изменений

Номер изменения

Номер страниц

Номер извещения об изменении

Дата введения изменения

Изменение внесено

Измененных

Новых

Аннулированных

Дата

Подпись

23