Взаимодействие школы и семьи как основа организации патриотического воспитания младших школьников

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы взаимодействия семьи и школы по патриотическому воспитанию младший школьников……………………..5

1.1. Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»………………………5

1.2. Роль семьи в патриотическом воспитании младших школьников………9

1.3. Роль школы в патриотическом воспитании младших школьников……14

Выводы по I главе………………………………………………………………..16

Глава II. Эмпирическое исследование патриотического воспитания младших школьников…………………………………………………………18

2.1.Методы и воспитательные технологии формирования патриотизма у детей младшего школьного возраста…………………………………………18

2.2. Диагностика патриотического воспитания младших школьников………24

2.3. Рекомендации для родителей и педагогов по патриотическому воспитанию младших школьников……………………………………………..26

Выводы по II главе………………………………………………………………27

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы………………………………………………………………30

Введение

Происходящие в современной России системные преобразования диктуют необходимость внесения изменений в содержание патриотического воспитания подрастающего поколения. В становлении полноценного гражданского общества всё большее значение приобретает формирование патриотически направленной личности, принимающей активное участие в жизни страны, обладающей набором жизненно-значимых ценностей, готовой бескорыстно служить на благо общества. Значительная роль в формировании патриотизма подрастающего поколения принадлежит семье, и весьма значимо то, какие ценности она транслирует, насколько эффективно сотрудничает со школой в патриотическом воспитании ребенка.

Актуальность настоящей работы заключается в том, что на сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли семьи и школы в патриотическом воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка.

5 стр., 2141 слов

Особенности изучения школьниками младших классов темы «Охрана животного мира».

... особенности изучения темы «Охрана животного мира» в младших классах. Цель работы: рассмотреть особенности изучения школьниками младших классов темы «Охрана животного мира». Гипотеза: формирование ... использование альбома будет одновременно способствовать формированию представлений об охраняемых животных и воспитанию бережного отношения к природе [19, c.11]. Часто для информационного поиска ...

Проблема исследования: педагогические условия организации патриотического воспитания младших школьников во взаимодействии школы и семьи.

Объект исследования: процесс патриотического воспитания младших школьников в современных условиях.

Предмет исследования: педагогические условия организации патриотического воспитания младших школьников на основе взаимодействия школы и семьи.

Цель исследования: выявление, обоснование организационно-педагогических условий и программы патриотического воспитания младших школьников на основе взаимодействии школы и семьи.

В соответствии с целью и предметом исследования определены задачи исследования:

1. Раскрыть понятия патриотизм и патриотическое воспитание с разных аспектов.

2. Дать научно-теоретическое обоснование сущности и значения патриотического воспитания младших школьников на современном этапе.

3. Выявить организационно-педагогические условия патриотического воспитания младших школьников на основе взаимодействия школы и семьи в этом процессе.

Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения — залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки зрения методического осуществления. Уроки эстетического цикла всегда были и есть важными в целостном педагогическом процессе.

Глава I. Теоретические основы взаимодействия семьи и школы по патриотическому воспитанию младший школьников

1.1.Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»

В условиях многонациональности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов.

Политическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовно-нравственных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп россиян, молодежи в первую очередь. Усилился процесс снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства, образования — важных факторов формирования патриотизма. Среди молодого поколения более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.

Патриотизм (греч. ????????? — соотечественник, ?????? — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

13 стр., 6394 слов

Патриотическое воспитание младших школьников

... литературы по проблеме исследования; Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 1. Научные основы патриотического воспитания младших школьников 1.1 Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание» В условиях многонационапьности ...

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине, одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают. Например, Протоиерей Димитрий Смирнов газете «Известия» 12 сентября 2008 дал следующее определение: «Патриотизм — это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой».

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

Патриотизм — это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества (Леонтьев 2002).

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.

Цель патриотического воспитания — развитие в российском ……..

Список литературы

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы — патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11-е классы. — М.: Вако, 2006. С. 15

2. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». — М.: Школьная пресса, 2003.С. 98

3. Выгодский Л.С. Нравственное воспитание// Пед. психология. — М.,1991. С. 89

4. Ефремова Т. В. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000.-С. 68

6 стр., 2866 слов

3759 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и ...

... педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Воспитание патриотических ... личности. За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и ...

5. Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // Народное образование, 2002. — № 4.- С.183-189.

6. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005.

7. Кузнецова Л. В. Истоки гражданственности- М.: Педагогика, 1986. С. 86

8. Макаренко А. С. Книга для родителей.- М.: Лениздат, 1981.- С. 254

9. Парфенов С., Козлова С. Новый патриотизм? — М.: — 2003. — №6. — С 3-7.

10. Пашкевич И. А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. — М.: Учитель, 2008. С 31

11. Солженицын А. И. Россия в обвале. — М.: Русский путь, 1998.- С. 131

12. Сухомлинский В. А., Родина в сердце- М.: Молодая гвардия, 1980. С. 64

13. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования. -М.: «Педагогика». — 1998. — № 2. — С. 3-7.