ЛабораторнЫй практикум 2

Душанбаева С.С. Практикум по социальной психологии

Лабораторные занятия призваны помочь студенту выявить те или иные психические явления, особенности психологических механизмов отношений педагога и учащихся, педагогов и родителей и т.п. Основное предназначение лабораторных занятий – обучение студентов исследовательскому подходу к изучению психологии как науки. Здесь проходят исследовательскую проверку услышанные на лекции и прочитанные в специальной литературе научные идеи, подкрепляются личным опытом абстрактные теории, апробируются эмпирические методики исследования психологических явлений, происходит самопознание.

Лабораторные занятия предполагают предварительную теоретическую подготовку студента по проблеме исследования, так как ему предоставляется возможность самостоятельно провести эксперимент и побывать в роли испытуемого. Главными задачами такого занятия является практическое апробирование методологических и теоретических положений лекционного курса, приобретение умения применять психологические методы (эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, некоторые тесты) при диагностике психологических явлений, а также правильно обрабатывать, интерпретировать полученные результаты в исследовательских целях.

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

1.

Раздел 1. Введение в социальную психологию

Тема 1. Социальная психология как наука

1) Проведение наблюдения по схеме Бэйлза.

2) Обсуждение результатов. Выработка рекомендаций.

2.

Раздел 3.Социальное взаимодействие

Тема 7.Общение и взаимодействие

1) Определение типа атрибуции (личностная, обстоятельственная, стимульная) в приведенных в тексте примерах.

2) Определение ролевых позиций в межличностных отношениях по Э.Берну.

3) Диагностика стилей поведения с помощью методики К.Томаса. Обработка и обсуждение результатов группы.

3.

Раздел 4.Групповые феномены

Тема 10. Динамические процессы в малой группе

1) Выявление сплоченности группы (данные социометрии).

2) Диагностика сплоченности с помощью опросников.

3) Обсуждение результатов, соотнесение с данными социометрии.

4) Упражнения на сплочение группы

4.

Раздел 5.Прикладные аспекты социальной психологии

Тема 13. Социальная психология в образовании

1) Изучение методов и методик социально-психологической диагностики школьного коллектива. Проведение диагностики в группе. Обработка и обсуждение результатов.

2) Определение стратегий социально-психологической работы с коллективом на основе данных диагностики

Лабораторный практикум № 1. Тема: Социальная психология как наука

Вопросы для обсуждения:

1. Социально-психологические явления как объект исследования.

2. Эмпирические методы социальной психологии: преимущества и недостатки.

3. Наблюдение как основной метод социальной психологии.

Лабораторная работа 1

Цель: усвоение метода наблюдения за социальным поведением личности.

Студенты в подгруппах по 4 человека проводят наблюдение по схеме Бейлза: двое беседуют на произвольную тему в течение 5 минут, двое фиксирует данные в таблице. Каждый студент должен оказаться один раз в роли наблюдателя.

Наблюдение по схеме Бэйлза

Сферы наблюдения

Проявления

Вербальные показатели

Невербальные показатели

рекомендации

А. Сфера позитивных (и смешанных)

эмоций

Демонстрирует дружелюбие.

Снимает напряжение.

Соглашается.

В. Сфера решения проблем

Выдвигает предположения.

Высказывает мнение.

Дает информацию.

С. Сфера постановки проблем

Запрашивает информацию.

Просит высказать мнение.

Запрашивает предложения.

Д. Сфера негативных (и смешанных) эмоций

Не соглашается.

Ведет себя напряженно.

Демонстрирует недружелюбие.

Инструкция:

  1. Разбейтесь на четверки.

  2. Начертите в тетради таблицу «Наблюдение по схеме Бэйлза»
  3. Разработаем эмпирические, то есть реально наблюдаемые показатели каждого параметра. Например, что в поведении людей будут показателями дружелюбия? Согласия? Так, дружелюбие на вербальном уровне: положительные оценки и похвала, обращение по имени, позитивные реакции на шутки человека. На невербальном уровне: выслушивание до конца, улыбка, зрительный контакт, «угу-поддакивания».
  4. Ваша задача – наблюдать за указанными проявлениями у одного из собеседников и фиксировать в таблице: двое беседуют в течение 5 минут – двое наблюдают.
  5. По окончании наблюдения – 5 минут на подведение результатов: письменно отмечаете, какими поведенческими средствами лучше владеет человек и где, преимущественно, располагаются его реакции – в сфере эмоций (и каких именно) или в одной из сфер деловой активности. Сформулируйте рекомендации для наблюдаемого по повышению его коммуникативной компетентности.
  6. Используйте для сообщения наблюдаемому ваших выводов правила и формулу обратной связи: «Я заметил(а), что ты в беседе чаще…, редко…. И, на мой взгляд, это снижает (повышает) твою привлекательность как собеседника. Я предлагаю подумать над тем, чтобы … (обратить внимание на…, попробовать…).

    Обратите внимание, что безоценочная обратная связь с использованием я-высказываний позволяет вашему собеседнику выслушать и принять даже критические замечания и рассмотреть рекомендации как помощь, а не осуждение.

  7. Затем поменяйтесь ролями: те, кто наблюдал, беседуют друг с другом 5 минут, оставшиеся двое – наблюдают.
  8. Итак, распределение времени: 5 минут беседа/наблюдение+5 минут выводы+5 минут обратная связь=15 минут в одну сторону и 15 минут в другую. Итого 30 минут.
  9. Какие особенности метода наблюдения вы отметили для себя при выполнении этого упражнения? Что было легко? Что вызывало трудности?

Дополнительная литература:

1. Битянова, М.Р. Социальная психология: учебное пособие [Текст]. — 2-е изд., перераб. – СПБ.: Питер, 2008. – С. 37-43, 44-47.

2. Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию [Текст]. — Самара, 2003. – 272 с.

3. Истратова, О.Н. Справочник психолога-консультанта организации [Текст] / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 638 с. – С. 189-190.

Лабораторный практикум № 2. Тема: Общение и взаимодействие

Вопросы для обсуждения:

1. Социальное познание. Механизмы взаимопонимания и эффекты межличностного восприятия.

2. Учение об атрибуциях (Г.Келли).

3. Аттракция. Факторы межличностной привлекательности.

4. Трансактный анализ Э.Берна.

5. Стратегии взаимодействия по К.Томасу.

Лабораторная работа 2

1) Определение типа атрибуции (личностная, обстоятельственная, стимульная) в приведенных подгруппами друг другу примеров.

2) Наблюдение за трансакциями

Цель: усвоение метода анализа взаимодействия – трансактного анализа

Работа в тройках. Двое ведут беседу. Третий – наблюдатель – отмечает эго-позиции беседующих и тип трансакций в таблице «Эго-позиции собеседников». Каждые три минуты — смена ролей. Итоговое обсуждение: «Я заметил(а), что доминирующей эго-позицией у участника 1 является …, и это выражается вербально во фразах…, невербально — …. А у участника 2 – доминирующая эго-позиция — … . Чаще наблюдался в вашей беседе тип трансакций ….». Рекомендации.

Эго-позиции собеседников

Участники

Эго-позиции

Примечания

родитель

взрослый

ребенок

Участник 1

Участник 2

3) Диагностика стилей поведения с помощью методики К.Томаса. Обработка и обсуждение результатов группы.

Терминологический тезаурус: социальное познание; социальная перцепция, механизмы социальной перцепции, эмпатия, идентификация, аттракция, каузальная атрибуция, социальная рефлексия, имидж личности; эффекты межличностного восприятия, эффект первичности, эффект новизны, гало-эффект (эффект ореола), стереотипизация, установка; интеракция, трансакции, сотрудничество, компромисс, избегание, уход, соперничество, конкуренция.

Дополнительная литература:

1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст]. – М.: Издательство ЭКСМО, 2008. – 276 с.

2. Бодалев, А.А. Психология общения [Текст]. — М.: Издательство МПСИ, 2002. – 320 с.

3. Куницына, В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение [Текст]. — СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

4. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст]. — М.: Издательство «Академия», 2007. – 365 с.

5. Социальная психология в современном мире [Текст] / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. — М.: Аспект Пресс, 2002.

6. Социальная психология: Хрестоматия [Текст] / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М., 2003. – С. 152-174.

Лабораторный практикум № 3. Тема: Динамические процессы малой группы

Вопросы для обсуждения:

1. Классификации малых групп.

2. Подходы к исследованию групповой сплоченности.

3. Методы изучения сплоченности группы.

4. Формирование сплоченности группы.

Лабораторная работа 3

  1. Выявление социометрической структуры и сплоченности группы. Задание: «Представьте, что вашу группу реформируют. У вас есть возможность выбрать трех человек из группы, кого вы хотели бы видеть в новой группе. Напишите на листочках и передайте им».

2) Анализ результатов социометрии. Составление социоматрицы, социограммы. Вычисление коэффициента сплоченности.

Примечание: неанонимная социометрия проводится только в тех группах, в которых по наблюдениям нет аутсайдеров. При неуверенности в этом рекомендуется использовать готовые данные.

3) Обсуждение результатов, соотнесение данных социометрии с наблюдением за группой, результатами по другим методикам (Приложение 2).

4) Проведение упражнений на сплочение группы, командообразование.

Терминологический тезаурус: малая группа, сплоченность, межличностная привлекательность, ценностно-ориентационное единство, совместная деятельность, командообразование, социометрия.

Дополнительная литература:

1. Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию [Текст]. — Самара, 2003. – 272 с. – С.189-208.

2. Кричевский, Р.Л., Дубовская, Е.М. Социальная психология малой группы [Текст]. — М.: Аспект Пресс, 2001. – 318 с.

3. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст]. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с.

4. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения [Текст] / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003. – 400 с.

Лабораторный практикум № 4. Тема: Социальная психология в образовании

Вопросы для обсуждения:

1. Задачи и особенности социально-психологического сопровождения школьного коллектива.

2. Исследование психологической культуры школьников.

3. Диагностика развития малых групп.

4. Изучение ценностно-мотивационных ориентаций группы.

5. Диагностика групповых и межгрупповых явлений.

6. Развитие психологической культуры субъектов образования в различных видах взаимодействия.

Лабораторная работа 4

1. Изучение методов социально-психологической диагностики школьного коллектива.

2. Определение стратегий социально-психологической работы с коллективом на основе данных диагностики.

Терминологический тезаурус: методы социально-психологической диагностики, коллектив, психологическая культура, психологический климат группы социальные ценности, коммуникативная компетентность, диагностика развития малых групп, диагностика мотивации учебно-профессиональной деятельности, диагностика лидерства в малых группах, диагностика групповых и межгрупповых явлений.

Дополнительная литература:

1. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения: учеб.пособие [Текст]. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

2. Введение в практическую социальную психологию [Текст] / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. — М.: Смысл, 1999. —

3. Колмогорова, Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: практ. пос. для шк. Психологов [Текст]. — М.: Владос-Пресс, 2002. – 360 с.

4. Рахимов, А.З. Психодиагностика нравственных качеств личности. Сборник методик. / Сост. А.З.Рахимов. – Уфа: Творчество, 2007. — 160 с.

5. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст]. — М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с.

Семинарские и практические занятия

Семинарские и практические занятия направлены на формирование социально-личностных и общекультурных, общенаучных, инструментальных и профессиональных компетенций студента. С этой целью на занятиях предполагается обсуждение методологических и теоретических положений учебного курса, отработка умения работать с научной литературой, анализировать и обобщать психологические факты, личные примеры и предложенные ситуации, а также выступление перед аудиторией, дискуссии.

Цель семинарских и практических занятий – усвоение, ассимиляция общетеоретических положений науки, законов и механизмов социального поведения и познания, развитие научной логики нисхождения «от абстрактного к конкретному» и восхождения «от конкретного – к абстрактному».

Структура методического сопровождения семинарских занятий включает следующие элементы: 1) изучаемые дидактические единицы; 2) вопросы для обсуждения; 3) методические указания (практические упражнения); 4) терминологический тезаурус; 5) вопросы для самопроверки; 6) список дополнительной литературы (помимо основной, общей для всех тем).

Подготовка к семинарским занятиям предусматривает углубление, расширение знаний по основным положениям темы, усвоение терминологической лексики, предложенной к разделу через критическую работу с литературой и научными психологическими текстами. Данная работа необходима студенту для ведения научной дискуссии на занятии. С помощью дополнительной литературы студент заранее готовится к занятию по предложенному плану с тем, чтобы участвовать в коллективном анализе различных подходов к категориям и проблемам социальной психологии, в формулировании дефиниций и в научном обосновании собственных позиций по изучаемым вопросам.

К каждой теме приведены практические упражнения, выполнение которых поможет студенту осознать через проживание теоретические положения социальной психологии и ощутить повседневную значимость данной науки. В некоторые темы включены несколько вариантов практических заданий по следующим соображениям: 1) возможности выбирать один из вариантов по усмотрению преподавателя или студентов; 2) как методическая помощь, образец для педагога в целях выработки вариативного видения преподавания дисциплины.

В приложения вынесен вспомогательный материал: тесты, опросники, психологические игры и упражнения, психологические задачи, тексты для работы на семинаре.

Материально-техническое обеспечение дисциплины: для проведения семинарских и практических занятий необходимы: оборудованные аудитории (специальная мебель и орг. средства) — видеозал; технические средства обучения: видеопроектор, компьютер; аудио, -видеоаппаратура: диктофон, видеомагнитофон, DVD-фильмы; учебно-наглядные пособия: схемы, таблицы «Невербальные средства коммуникации».

Программа семинарских и практических занятий

Тема 1. Социальная психология как наука

Изучаемая дидактическая единица: социально-психологические явления.

Вопросы для обсуждения:

1. Социально-психологические явления как объект социальной психологии.

2. Структура современной социальной психологии.

3. Задачи социально-психологической теории и практики.

4. Методы социальной психологии.

Практические упражнения

1) В подгруппах формулируются задачи социальной психологии, характерные для 40-50-х годов 20 века, в 70-80-х годов 20 века, начала 21 века. Обсуждается влияние социального заказа на развитие науки.

2) При рассмотрении метода наблюдения в двойках производится операционализация социально-психологических понятий: агрессия, лидерство, застенчивость, общительность, сплоченность, аутсайдер, конформность, соперничество.

3) Предлагается в подгруппах разработать критерии формирования репрезентативной выборки для опроса «Досуг и развлечения современной молодежи», «Политические убеждения студентов педвуза», «Отношение к монетизации льгот в сельской местности».

Терминологический тезаурус: социально-психологические явления; эмпирические методы социально-психологического исследования, наблюдение, опрос, анкетирование, интервью, изучение документов, анализ продуктов деятельности, контент-анализ; экспериментальные методы, лабораторный эксперимент, естественный эксперимент; психодиагностические методы, тест, социометрия, референтометрия; методы активного социально-психологического обучения, деловая игра, групповая дискуссия, социально-психологический тренинг.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите предмет социальной психологии в определении двух авторов – отечественного и зарубежного.

2. Что входит в структуру социальной психологии?

3. Перечислите отрасли социальной психологии.

4. С чем связано требование выработки корректного отношения к данным зарубежной социальной психологии?

5. Приведите аргументы в пользу утверждения о том, что наблюдение – основной эмпирический метод социальной психологии.

Дополнительная литература:

1. Битянова, М.Р. Социальная психология: учебное пособие [Текст]. — 2-е изд., перераб. – СПБ.: Питер, 2008. – С. 37-43, 44-47.

2. Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию [Текст]. — Самара, 2003. – 272 с.

3. Крысько, В.Г. Социальная психология: курс лекций [Текст]. — 2-е изд. — М.: Омега-Л, 2005. – 365 с. – С.4-17.

Тема 2. Развитие и современное состояние зарубежной и отечественной социальной психологии

Изучаемая дидактическая единица: социально-психологические явления.

Вопросы для обсуждения:

1. Этапы становления социальной психологии как науки: донаучный, философский, научный.

2. Развитие социальной психологии как науки. Влияние антропологии, языкознания, психиатрии, этнографии и других наук на становление предмета социальной психологии.

3. Первые социально-психологические теории: психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения.

4. Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е и 50-е гг 20 века в России.

5. Экспериментальная ориентация социальной психологии нач.20 века. Кризис натурализма в социальной психологии (1970-е годы).

Гуманитарная парадигма в социальной психологии

Практические упражнения

Обсуждение статей Вундта, Лебона, Гергена (хрестоматия).

Терминологический тезаурус: социальная психология, антропология, языкознание, психиатрия, этнография, психология народов, психология масс, инстинкты социального поведения, коллективная рефлексология, сциентизм, феноменология, социальный конструкционизм.

Вопросы для самопроверки:

1. Выделите периоды развития социальной психологии на научном этапе.

2. Рассмотрите в сравнении основные тезисы первых социально-психологических теорий.

3. В чем различие содержания дискуссий о предмете социальной психологии в 20-е и 50-е годы 20 века в отечественной науке?

4. Назовите фамилии ученых, принявших участие в дискуссиях 1920-х и 1950-х гг.

5. Укажите различия экспериментального (сциентистского) и гуманитарного подходов в развитии социальной психологии.

Дополнительная литература:

1. Андреева, Г.М., Богомолова, Н.Н., Петровская, Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы [Текст]. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 286 с. — С.48-54, 90-97, 157-160, 179-181, 262-269.

2. Социальная психология: Хрестоматия. Учеб пособие [Текст] / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. (ст. Гергена, с.22-29; Вундта, с. 40-42; Лебона, с.42-48).

Тема 3. Социально-психологические подходы к исследованию личности

Изучаемая дидактическая единица: социальная психология личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблематика социальной психологии личности в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

2. Основные социально-психологические концепции личности: интеракционистская, психоаналитическая, необихевиористическая, когнитивистская.

3. Гуманитарная парадигма в социально-психологических представлениях о личности: С.Московичи, А.Тэжфел, Р.Харре.

Практические упражнения

1. Обсудите в подгруппах статью из учебного пособия Г.М. Андреевой (с.262-269) – текст раздается по подгруппам (Приложение 1).

Каждой подгруппе дается задание – подготовить 5-минутное выступление об одной из теорий (Московичи, Тэжфел, Харре), выделив основные тезисы, критические антитезы и символически представить суть идей.

Терминологический тезаурус: личность, психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, интеракционизм, гуманистическое направление, Я-концепция, я-образ, идентичность, маргинальная идентичность, социально-психологическая компетентность личности.

Вопросы для самопроверки:

1. Выделите круг проблем в социальной психологии личности.

2. Приведите описание личности с точки зрения четырех основных концепций в социальной психологии.

3. В чем заключается пафос социально-психологических теорий в гуманитарной конструктивистской парадигме?

Дополнительная литература:

1. Андреева, Г.М., Богомолова, Н.Н., Петровская, Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы [Текст]. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 286 с. — С.48-54, 90-97, 157-160, 179-181, 262-269.

2. Белинская, Е.П., Тихомандрицкая, О.А. Социальная психология личности [Текст]. — М.: Аспект Пресс, 2001. – 301 с.

3. Холл, К.С., Линдсей, Г. Теории личности [Текст] / Пер. с англ. – М.: Психотерапия, 2008. – 592 с.

Тема 4. Социализация личности

Изучаемые дидактические единицы: социализация, социальное поведение, социальная психология личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и содержание социализации личности.

2. Механизмы социализации личности.

3. Социальная установка и социальное поведение личности.

4. Варианты социализации личности.

5. Гендерная социализация.

Практические упражнения

Вариант 1

1) Просмотр фрагмента видеофильма о гендерной социализации (см. видеотеку БГПУ – фильмы Десмонда Морриса «Мужчина и женщина»).

2) Обсуждение видеофильма. Какие институты социализации и как влияют на формирование гендерных установок и стереотипов? Какие характеристики в деятельности, общении и самосознании отражают гендерные особенности?

Вариант 2

Социализация понимается как научение, как вхождение в культуру, как усвоение человеческого опыта в процессе взаимодействия с другими.

Каждый из нас может вспомнить бесконечное количество ситуаций, которые его чему-то научили. И каждого ждет еще немало таких ситуаций.

Я хочу, чтобы вы направили свое внимание на многообразие обстоятельств, которые могут нас чему-то научить. Сядьте, пожалуйста, группами по четыре человека, и пусть каждый расскажет о своем друге или подруге, у которого он больше всего в своей жизни учился. У вас есть на это 10 минут. Чему вы у них научились?

Теперь разделитесь на новые четверки и поговорите о том, кто из ваших учителей или руководителей к настоящему моменту оказал на вас наибольшее влияние. Чему научил вас этот человек, достигший большего, чем вы, в своем личностном или профессиональном развитии?

А сейчас образуйте новые четверки и обсудите, какой автор, какая книга, кто из философов, ученых и т.д. больше всего повлиял на ваше развитие. Чему вы у него научились?

Создайте новые четверки и расскажите друг другу о ситуации, в которой вы больше всего научились у себя самого. Что это была за ситуация? Чему вы в ней научились? На что вам также отводится 10 минут.

Терминологический тезаурус: социализация личности, инкультурация, адаптация, интериоризация, экстериоризация; общение, самосознание, деятельность; институт социализации личности, подражание, идентификация, социальный контроль, фасилитация, ингибиция, полоролевая идентификация; социальная установка, аттитюд, гендерная социализация, гендер, асоциализация, ресоциализация, десоциализация.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте понимание социализации с позиции деятельностного подхода в отечественной психологии, бихевиористического подхода, культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

2. Расскажите о механизмах социализации.

3. Опишите динамику представлений о социальной установке в отечественной психологии (Д.Н.Узнадзе, В.А.Ядов).

4. Какова структура аттитюдов, по М.Смиту? Приведите пример, раскрывающий каждый компонент аттитюда.

5. В чем заключается парадокс Лапьера? Раскройте проблему соотношения установки и поведения.

4. Выделите различия между асоциализацией, десоциализацией и ресоциализацией.

5. Раскройте понятие гендерной социализации.

Дополнительная литература:

1. Бендас, Т.В. Гендерная психология [Текст]. – СПб.: Питер, 2008. – 430 с. — Глава 8, 9.

2. Берн, Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения [Текст]. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 320 с. — Глава 1.

3. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие [Текст]. — 2-е изд., перераб. – СПБ.: Питер, 2008. – Раздел 4.

4. Майерс Д. Социальная психология [Текст]. — СПб.: Питер, 2007. – Глава 4. Поведение и установки, Глава 6. Пол, гены и культура.

5. Социальная психология [Текст] / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. — М.: Академия, 2003. – 600 с.

Тема 5. Социально-психологические качества личности

Изучаемые дидактические единицы: социальные качества личности; социальная психология личности; социальный интеллект и социальная компетентность.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о социальных качествах личности, дискуссия о критериях их определения и способах диагностики.

2. Социальная компетентность и социальный интеллект личности.

3. Коммуникативные качества личности.

4. Атрибуция ответственности и локус контроля.

6. Проблема коррекции и формирования социальных качеств личности.

Практические упражнения

1. Провести диагностику одного из социальных качеств личности (см. Приложение 2).

2. Обсудить полученные результаты с позиции эффективности проявленных свойств в межличностном взаимодействии.

Терминологический тезаурус: социальные качества личности, социальная компетентность, социальный интеллект, коммуникативные качества, локус контроля, мотивация достижения.

Вопросы для самопроверки:

1. Отметьте различия между понятиями социальной компетентности и социального интеллекта.

2. Выделите составляющие социально-психологической компетентности личности.

3. Назовите коммуникативные качества личности.

4. Укажите, какие авторы исследовали следующие качества личности: социальный интеллект, локус контроля, социальная компетентность.

Дополнительная литература:

1. Анастази, А., Урбина С. Психологическое тестирование. [Текст]. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с

2. Белинская, Е.П., Тихомандрицкая, О.А. Социальная психология личности [Текст]. — М.: Аспект Пресс, 2001. – 301 с.

3. Михайлова (Алешина), Е.С.. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию [Текст]. — СПб.: ГП «Иматон», 1996. – 98 с.

4. Петровская, Л. А. Общение – компетентность – тренинг. Избранные труды [Текст]. – М.: Смысл, 2007. – 686 с.

5. Холл, К.С., Линдсей, Г. Теории личности [Текст] / Пер. с англ. – М.: Психотерапия, 2008.

Тема 6. Человек как субъект взаимодействия

Изучаемые дидактические единицы: социально-психологические явления; психологическая культура в различных формах взаимодействия людей; виды и феномены взаимодействия; человек как субъект взаимодействия.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологическая культура в различных формах взаимодействия людей.

2. Феномены взаимодействия: совместная деятельность, конгруэнтность, обратная связь, совместимость, отношение.

3. Взаимоотношения как смысловая основа взаимодействия.

4. Социальные установки в межличностном взаимодействии: альтруизм.

Практические упражнения

Упражнение: «Обратная связь».

В пятерках – один выходит в коридор и пишет на листе, что, по его мнению, думают о нем другие. Оставшиеся четверо в течение 3 минут пишут свое согласованное представление о нем. Требования к обратной связи: безоценочность, конкретность. Оба списка сравниваются: «Что удивило (огорчило, порадовало) в обратной связи?», «Какие характеристики совпали?». Человек, которому дают обратную связь, может прояснять, в чем проявляется те или иные характеристики. Упражнение завершается, когда все участники подгруппы получат обратную связь. Итоговое обсуждение.

Терминологический тезаурус: взаимодействие, взаимоотношения, альтруизм, совместная деятельность, конгруэнтность, обратная связь, совместимость, социальная установка, толерантность.

Вопросы для самопроверки:

1. Сравните понятия психологической культуры и социальной компетентности.

2. Дайте характеристику конгруэнтности как феномена взаимодействия.

3. Укажите функции обратной связи как феномена взаимодействия.

4. Дайте определение феномену совместимости. Укажите виды совместимости.

5. Приведите классификацию психологических отношений.

Дополнительная литература:

  1. Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст]. – М.: Омега-Л, 2003. — Лекция 2, 3. – С.36-66.
  2. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Коммуникативный тренинг. – М.: Генезис, 2007. – 204 с.
  3. Майерс, Д. Социальная психология [Текст]. – СПб.: Питер, 2007. – 793 с. — Глава 14.
  4. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб.: Питер, 2000. – 528 с.
  5. Перспективы социальной психологии [Текст] / Под ред. М.Хьюстона, В.Штребе, Дж.Стефенсона. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  1. Петровская, Л. А. Общение – компетентность – тренинг. Избранные труды [Текст]. – М.: Смысл, 2007. – 686 с.

  2. Солдатова, Г.У., Макарчук, А.В. Может ли «другой» стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. – М.: Генезис, 2006. – 256 с.
  3. Соловьева, О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 112 с.

Тема 7. Общение и взаимодействие

Изучаемые дидактические единицы: социальное познание; общение и взаимодействие.

Вопросы для обсуждения:

  1. Психологическая структура и виды общения

  2. Социальное познание в общении. Механизмы и эффекты социального познания.
  3. Коммуникативный аспект общения. Коммуникативные барьеры.
  4. Вербальные и невербальные средства коммуникации.

Практические упражнения

1. Обсуждение статьи В.А.Лабунской «Невербальное поведение: структура и функции». Демонстрация жестов с целью определения их вида (по Смирновой в контексте статьи).

2. Решение психологических задач по учебному пособию Е.Е.Сапоговой (Приложение 3).

Терминологический тезаурус: общение, опосредованное общение, непосредственное общение, диалогичное общение, монологичное общение, массовое общение, межличностное общение; социальное познание, социальная перцепция, механизмы социальной перцепции, эффекты межличностного восприятия; коммуникация, вербальные средства коммуникации, невербальные средства коммуникации (оптико-кинетические средства, экстралингвистические средства, паралингвистические средства, ольфакторные, проксемика, тахесика), коммуникативные барьеры; каналы восприятия и передачи информации (визуальный, аудиальный, кинестетический), репрезентативная система.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятию общения.

2. Охарактеризуйте три стороны в психологической структуре общения.

3. Приведите примеры механизмов социального познания: эмпатии, идентификации, аттракции, каузальной атрибуции, социальной рефлексии.

4. Опишите модель коммуникации по Г.Лассуэллу.

5. Сравните особенности и функции вербальных и невербальных средств коммуникации.

Дополнительная литература:

1. Андреева, Г.М., Богомолова, Н.Н., Петровская, Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы [Текст]. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 286 с. – С.84-111.

2. Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства [Текст]. – М.: Смысл, 2008. – 192 с.

3. Знаков, В.В. Понимание в познании и общении. – 2-е изд., испр. и доп. [Текст]. — М.: Из-во Ин-та психологии, 1999. – 232 с.

4. Куницына, В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение [Текст]. – СПб.: Питер, 2001.

5. Лабунская, В.А., Менджерицкая, Ю.А., Бреус, Е.Д. Психология затрудненного общения [Текст]. — М.: Академия, 2001.

6. Сапогова, Е.Е. Задачи по общей психологии: учебное пособие для вузов [Текст]. – М.: Аспект Пресс, 2001. – Тема IX. Психология общения. — С. 114-136.

Тема 8. Конфликтное взаимодействие

Изучаемые дидактические единицы: виды и феномены взаимодействия.

Вопросы для обсуждения:

  1. Теории социально-психологического конфликта.

  2. Факторы возникновения конфликта.
  3. Классификация конфликта.
  4. Динамика развития конфликта.
  5. Урегулирование конфликта. Методы и приемы разрешения конфликта. Правила ведения переговоров.

Практические упражнения

Вариант 1

1) Деловая игра: разрешение конфликта. Учет 4 принципов «переговоров по существу» Фишера, Юри (люди, интересы, варианты, критерии).

Обсуждение.

Вариант 2

1) В подгруппах по 3-4 человека выполняется техника «Картография конфликта» (Приложение 4).

Важно, чтобы конфликтная ситуация была не вымышленной, а реально пережитой хотя бы одним из членов подгруппы. По окончании подгруппы выступают, демонстрируя умение разрешать конфликт на основе данной техники: чертят карту конфликта, отмечают суть проблемы, участников конфликта, основные потребности и опасения каждой стороны. Далее выделяют те потребности, которые объединяют участников конфликта. Предлагают альтернативы разрешения конфликтной ситуации с учетом потребностей и интересов сторон.

2) Итоговое обсуждение: В чем вы видите преимущества данной техники разрешения конфликта? Какие трудности вы испытывали при составлении и чтении картографии конфликта?

3) Итог занятия — составьте памятку для разрешения конфликтов (образец в Приложении 4).

Вариант 3

Решение и обсуждение психологических задач по учебному пособию Е.Е. Сапоговой (Приложение 3)

Терминологический тезаурус: конфликт, межличностный конфликт, межгрупповой конфликт, внутригрупповой конфликт, внутриличностный конфликт, инцидент, эскалация конфликта, социально-психологическая напряженность, разрешение конфликта, урегулирование конфликта, управление конфликтами, переговоры, контакты равного статуса, кооперация, коммуникация.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте психологические детерминанты конфликта с позиций следующих теорий: инстинктивной, индивидуальных особенностей, теории реального конфликта, социальной идентичности.

2. Проанализируйте конкретный конфликт, выделив факторы, вид, динамику протекания данной ситуации.

3. Раскройте стратегии урегулирования и разрешения конфликта.

4. Опишите один из методов разрешения конфликта.

Дополнительная литература:

1. Авидон, И., Гончукова, О. Тренинг взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. – М.: Генезис, 2008. – 192 с.

2. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология [Текст]. – СПб.: Питер, 2008. – 490 с.*

3. Бородкин, Ф. М., Коряк, Н.М. Внимание: конфликт! [Текст] – М.: Наука, 1989. – 190 с.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПБ.: Питер, 2001. – 352 с.

5. Гришина, Н.В. Психология конфликта. 1-е изд. [Текст]. – СПб.: Питер, 2007. – 464 с.

6. Майерс, Д. Социальная психология [Текст]. – СПб.: Питер, 2007. — Глава 15. Конфликт и примирение.

7. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации [Текст].- М.: ИНФРА-М, 1996. – 256 с.

8. Ойстер, К. Социальная психология групп [Текст]. – СПБ.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – С. 163-182.

9. Сапогова, Е.Е. Задачи по общей психологии: учебное пособие для вузов [Текст]. – М.: Аспект Пресс, 2001. – Тема IX. Психология общения. (Тема X. Группы и групповое поведение. — С. 137-156)

Тема 9. Социальная психология групп

Изучаемая дидактическая единица: групповые феномены.

Вопросы для обсуждения:

1. Типология больших и малых групп.

2. Организованные большие социальные группы: этносы, классы, демографические, гендерные.

3. Стихийные большие группы. Психология толпы.

4. Поведение человека в толпе: механизмы и закономерности.

Практические упражнения

Вариант 1

1) Определить, какие виды социальных общностей и групп фигурируют в данном видеофрагменте (толпа – конвенциональная, экспрессивная, агрессивная, окказиональная, паническая; этнические общности; демографические – мужчины и женщины).

2) Выделить в видеофрагменте особенности поведения экспрессивной толпы.

Вариант 2

Обсуждение статьи Г.Лебона «Душа толпы» (хрестоматия).

Вариант 3

Диагностика вида этнической идентичности по методики Г.У.Солдатовой (Приложение 2)

Терминологический тезаурус: социальные группы, большие группы, малые группы, этнос, класс, гендерная группа, демографическая группа, национальный характер, этнические стереотипы, этнопсихология, толпа, паника, внушение, подражание, циркулярная реакция.

Вопросы для самопроверки:

1. Укажите основание классификации больших и малых групп. Чем отличаются малые группы от больших?

2. Расскажите о феноменах устойчивых организованных больших групп.

3. Опишите феномены стихийных больших групп.

Дополнительная литература:

1. Московичи, С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс [Текст]. — М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. – 480 с.

2. Назаретян, А.П. Психология стихийного массового поведения [Текст]. — М.: ПЕР СЭ, 2001. – 160 с.

3. Ольшанский, Д.В. Психология масс [Текст]. — СПб.: Питер, 2002. – 368 с.

4. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности [Текст]. — М.: Смысл, 1998. – 389 с.

5. Солдатова, Г.У., Макарчук, А.В. Может ли «другой» стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. – М.: Генезис, 2006. – 256 с.

6. Социальная психология: Хрестоматия. Учеб пособие [Текст] / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С.42-48.

Тема 10. Динамические процессы малой группы

Изучаемая дидактическая единица: групповые феномены.

Вопросы для обсуждения:

1. Подходы к изучению малой группы.

2. Феномены групповой динамики: цели, нормы, роли, фазы развития группы, сплоченность.

3. Лидерство и руководство в группе.

4. Процесс принятия группового решения.

Практические упражнения

Вариант 1

Упражнения на сплочение группы, развитие лидерских качеств.

Вариант 2

Упражнения на усвоение феноменов групповой динамики.

Развитие группы

Стадия 1

Вспомните первый день в классе или на работе или ваше первое свидание. Что вы тогда чувствовали? Были ли уверены в себе? Нервничали? Волновались? Надеялись? Какое впечатление вы стремились произвести на окружающих? Хранили ли «невозмутимость»? почему? Поделитесь воспоминаниями с соучениками или членами вашей группы?

Стереотипы:

Сколько анекдотов про блондинок вы знаете? Какими представляются блондинки в этих анекдотах? Считаете ли вы, что этот имидж соответствует действительности? Есть ли среди ваших знакомых брюнетка, которая ведет себя, как типичная блондинка? Вас это не удивляет? Спросите у блондинок-соучениц, не замечали ли они, что к ним относятся в соответствии со стереотипом «глупенькой блондинки».

Стадия 3 — конфликтная

Вспомните, как вам впервые пришлось поссориться с членом группы или с человеком, с которым у вас завязались дружеские отношения. Был ли у вас перед этим «медовый месяц»? Сколько вы терпели и жертвовали собой, прежде чем высказать свое мнение?

Нормы группы

Случалось ли вам быть в группе, в которой поведение одного или нескольких людей – например постоянные опоздания или срывы сроков выполнения задач – создавало реальные трудности у прочих членов группы? Сколько времени заняло воспитание нарушителя? Нашли ли вы решение проблемы? Обсудите возможность того, что ваше поведение, — точнее, молчание, — усугубляло ситуацию. Как же надо было вести себя в такой ситуации?

Вариант 3

Решение и обсуждение психологических задач по учебному пособию Е.Е. Сапоговой (Приложение 3).

При ответе на вопросы семинара рекомендуется опираться на статьи из хрестоматии:

  1. Кричевский, Р.Л., Дубовская, Е.М. Исследования малой группы в отечественной и зарубежной социальной психологии.

  2. Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Власть, влияние, лидер.

Терминологический тезаурус: малая социальная группа, групповая динамика, цели группы, групповые нормы, лидерство, руководство, сплоченность малой группы, групповое решение, брейн-сторминг.

Вопросы для самопроверки:

1. Укажите особенности в изучении малой группы в подходах отечественной и зарубежной социальной психологии.

2. Дайте определение групповой динамики.

3. Раскройте, как связано развитие группы с феноменами групповой динамики.

4. Укажите авторов, изучающих динамические процессы малой группы.

5. Перечислите основные различия между лидерством и руководством (по Парыгину).

Дополнительная литература:

1. Кричевский, Р.Л., Дубовская, Е.М. Социальная психология малой группы [Текст]. — М.: Аспект Пресс, 2001.

2. Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг [Текст]. – М.: Когито-Центр, 2007. – 251 с.

3. Ойстер, К. Социальная психология групп [Текст]. – СПБ.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – С.12-31, 32-47, 48-66, 145-162.

4. Сапогова, Е.Е. Задачи по общей психологии: учебное пособие для вузов [Текст]. – М.: Аспект Пресс, 2001. – Тема IX. Психология общения. (Тема X. Группы и групповое поведение. — С. 137-156)

5. Сафин, В.Ф., Нурлыгаянов, И.Н. Самоопределение и самооценка личности. Монография. [Текст] – Уфа: Вагант, 2008. – 188 с.

6. Социальная психология: Хрестоматия. Учеб пособие [Текст] / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С.209-229, 294-311.

7. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения [Текст] / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003. – 400 с.

8. Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе: сборник упражнений [Текст]. — М.: Генезис, 2004. – 336 с.

Тема 11. Феномены межличностного воздействия

Изучаемая дидактическая единица: групповые феномены.

Вопросы для обсуждения:

1. Механизмы межличностного воздействия: внушение, убеждение, заражение.

2. Социально-психологические исследования уступчивости, конформности и подчинения (С.Аш, М.Шериф, С.Милграм).

2. Факторы, влияющие на конформность личности.

3. Способы противодействия давлению.

4. Феномены влияния группы: социальная леность, социальная фасилитация, деиндивидуализация, влияние меньшинства, огруппление мышления, групповая поляризация.

5. Технология убеждения.

Практические упражнения

Вариант 1

Решение и обсуждение психологических задач по учебному пособию Е.Е. Сапоговой (Приложение 3).

Вариант 2

Упражнение в подгруппах на убеждение.

В подгруппах из 4-5 человек выполните следующее упражнение:

— выберите одну из предложенных тем «Как наилучшим способом подготовиться к экзамену по социальной психологии?», «Как помочь детям-сиротам?», «Почему не стоит (стоит) покупать легковой автомобиль?», «Существование иноземных форм жизни» или возьмите свою;

— используя технологию убеждения подготовьте выступление: задача – убедить аудиторию в правильности вашего решения, мнения (альтернатива – каждый убеждает членов своей подгруппы).

— аудитория оценивает убедительность выступающего (критерии можно задать или выработать группой: разнообразие и правдоподобность аргументов, ясность и выразительность речи, наличие коммуникативных приемов/риторические вопросы, личный пример, организация дискуссии, приведение статистики, данных из достоверных источников).

— обсуждение: «Что в выступлении помогало быть убедительным? Что мешало?»

При ответе на вопросы семинара рекомендуется опираться на статьи из хрестоматии или книги Д.Майерса «Социальная психология» (статья «Слагаемые убеждения»).

Терминологический тезаурус: подражание, заражение, внушение, конформность, уступчивость, групповое давление, подчинение, нонконформность, убеждение, консенсус, обращение, социальная фасилитация, социальная леность, деиндивидуализация, огруппление мышления, нормативное влияние, информационное влияние, групповая поляризация.

Вопросы для самопроверки:

1. Отметьте различия таких механизмов воздействия, как внушение, заражение, убеждение. На какие сферы личности направлен каждый из них?

2. Расскажите суть и выводы экспериментов на формирование норм М.Шерифа, на изучение конформности С.Аша, на исследование подчинения С.Милграма.

3. В чем различие двух видов социального влияния: нормативного и информационного?

4. Какие четыре способа противостояния групповому давлению и сохранению независимости предлагает Ф.Зимбардо?

5. Приведите примеры влияния группы.

6. Что влияет на эффективность убеждения? Назовите слагаемые убеждения.

Дополнительная литература:

1. Майерс, Д. Социальная психология [Текст]. – СПб.: Питер, 2007. — Глава 8. Убеждение.

2. Московичи, С. Социальная психология. 7-е изд. [Текст]. – СПб.: Питер, 2007. – 592 с.

3. Ойстер, К. Социальная психология групп [Текст]. – СПБ.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – С.186-105, 106-124.

4. Сапогова, Е.Е. Задачи по общей психологии: учебное пособие для вузов [Текст]. – М.: Аспект Пресс, 2001. (Тема IX «Психология общения», тема X «Группы и групповое поведение»).

5. Социальная психология: Хрестоматия. Учеб пособие [Текст] / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 471 с.

Тема 12. Практическая социальная психология

Изучаемая дидактическая единица: практическая социальная психология.

Вопросы для обсуждения:

1. Прикладные задачи социальной психологии.

2. Методы активного социально-психологического обучения.

3. Дискуссионные методы. Методика проведения брейн-сторминга.

4. Игровые методы активного обучения. Методика подготовки и проведения деловой игры.

5. Социально-психологический тренинг и его виды.

Практические упражнения

Вариант 1

Проведение брейн-сторминга («мозговой штурм»).

1) Вступительная фаза – высказывание всех приходящих в голову идей. Наблюдатели фиксируют их.

2) Основная фаза – полный список идей.

3) Критика идей по критериям:

  • возможность реализации в данных условиях;
  • возможность реализации сразу, после определенного срока, при дополнительных условиях;
  • возможность применения идей в других областях.

Вариант 2

Социально-психологический тренинг. Правила групповой работы (по К.Фопелю [5]).

Членам группы (каждому или на двоих одну) раздаются иллюстрации с надписями о правилах групповой работы. После изучения студент демонстрирует иллюстрацию всей группе и рассказывает, для чего необходимо это правило и как оно проявляется.

Терминологический тезаурус: менеджмент, конфликтология, психология рекламы, имиджелогия, психология влияния, дискуссия, ролевая игра, деловая игра, тренинг сензитивности, тренинг креативности, тренинг коммуникативный.

Вопросы для самопроверки:

1. В каких сферах реализуются прикладные задачи социальной психологии?

2. Назовите методы активного социально-психологического обучения.

3. В чем заключается специфика и преимущества дискуссионных методов? Перечислите формы данного метода.

4. Раскройте особенности игровых методов. Укажите различие ролевой и деловой игры.

5. На чем основана эффективность социально-психологического тренинга?

Дополнительная литература:

1. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения: учебное пособие [Текст]. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

2. Введение в практическую социальную психологию [Текст] / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. — М.: Смысл, 1999.

3. Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг [Текст]. – М.: Когито-Центр, 2007. – 251 с.

4. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения [Текст] / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003. – 400 с.

5. Фопель, К. Рабочие материалы для ведущих групп [Текст] / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003. – 269 с.

Тема 13. Социальная психология в образовании

Изучаемая дидактическая единица: социальная психология в образовании.

Вопросы для обсуждения:

1. Задачи социальной психологии в образовании.

2. Социально-психологическое сопровождение образования.

3. Социальная психология школьника, студента, учителя.

4. Педагогический конфликт и его разрешение.

Практические упражнения

1) Отработка техники Я-высказываний (Приложение 5).

Вспомните ситуации, когда поведение другого человека вызывало у вас негативные чувства. Как вы реагировали и выражали свое отношение другому? Как отреагировал на это ваш собеседник? Попробуйте дать обратную связь с помощью Я-сообщений: «Когда ты… (описание поведения другого человека), я чувствую …(отражение собственных чувств), потому что… (причины чувств) Я хотела бы, чтобы ты… или … (предложение альтернатив).

2) Формулы эмпатического слушания (Приложение 5).

Вспомните ситуации, когда вы могли выразить сопереживание другому человеку. Опишите свои слова и действия в этой ситуации. Иногда не требуется утешений, советов, активного содействия. Важно просто показать человеку свое понимание и присутствие. Сформулируйте свою поддержку с помощью формул сопереживания:

«Я вижу, что ты… (чувства) из-за того, что … (контекст чувств).

Терминологический тезаурус: социально-психологическое сопровождение, социальная роль, ролевое напряжение, ролевой конфликт, социальный стереотип, эспектации, конгруэнтность, педагогический конфликт, переговоры, обмен ролями, контакты равного статуса, кооперация, коммуникация.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите основные задачи социальной психологии в образовании.

2. Раскройте содержание социально-психологического сопровождения образовательного процесса.

3. Опишите характеристики психологии субъектов образования, способствующие и препятствующие их конструктивному взаимодействию.

4. Укажите основные причины педагогических конфликтов.

5. Поясните специфику разрешения педагогических конфликтов.

Дополнительная литература:

1. Знаков, В.В. Понимание в познании и общении. 2-е издание, переработанное и дополненное. [Текст]. – Самара: СГПУ, 1998.

2. Колмогорова, Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: практическое пособие для школьных психологов [Текст]. — М.: Владос-Пресс, 2002. – 360 с.

3. Лабунская, В.А., Менджерицкая, Ю.А., Бреус, Е.Д. Психология затрудненного общения [Текст]. — М.: Академия, 2001.

4. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации [Текст]. – М.: ИНФРА-М, 1996.

5. Практическая психология образования [Текст] / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Сфера, 2006. – 592 с.

26