Возраст ребёнка и тип воспитания отца 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Р. Ф.

УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

                                           Допустить к защите             КарповуО. Г.                                                                            

Курсовая  Работа

Тема:«Возраст ребёнка и тип воспитания отца»

Научный руководитель

к. пс. н. доц.                       ___________________                    Токарева Ю. А.

Студентка

П – 401 з.                           ____________________                      Карпова О. Г.

г.Екатеринбург, 2004 г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3

I. Родители и дети: в контексте науки и культуры……………………………………………4

1.1.          

Культурно-историческийаспект отношений родителей к ребёнку…………..5

1.2.          

Ценностирусской культуры и воспитания в семье……………………………8

1.3.          

Теоретическоеобоснование работы психолога с семьёй………….…………11

II. Психологические аспекты взаимоотношений семьи иребёнка …………………………15

2.1. Роль матери иотца в воспитании ребёнка ………………………………………15

2.1.1. Стиль семейноговоспитания и его влияние на развитие ребёнка. ………18

20 стр., 9859 слов

Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей ...

... следующие гипотезы: 1.У родителей детей с ограниченными возможностями имеются рассогласования между декларируемыми и реализуемыми типами отношений. Дополнительная гипотеза: родители детей с ограниченными возможностями ... адекватного восприятия родителями информации, связанной с особенностями развития ребенка, психологической готовности к длительной работе по его развитию, коррекции и воспитанию. Ко ...

2.2. Тип воспитания отца.……………………………………………………………..21

2.2.1. Патриархат.…………………………………………………………………..21

2.2.2. Проблемы отцовства.………………………………………………………..25

2.2.3. Воспитание детей всемье без отца. ………………………………………..27

2.3. Роль отца в воспитанииподростка. ………………………………………………30

2.3.1. Формированиемужественности у мальчиков старшего

дошкольноговозраста………………………………………………………..31

2.3.2. Подростковый возраст.………………………………………………………34

III. Методы диагностики родительско-детских отношений.………………………………..41

3.1. Экспериментальнаячасть…………………………………………………………41

Заключение ……………………………………………………………………………………..44

Литература ………………………………………………………………………………………45

Приложение 1……………………………………………………………………………………46

Приложение 2……………………………………………………………………………………47

Приложение 3……………………………………………………………………………………48

Приложение 4……………………………………………………………………………………49

Введение

Наиболее существенным фактором, влияющим навоспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информациюо мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладаютуникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической,эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья – это малая первичная группа, которая состоитиз лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, котораяобеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическуюбезопасность и личностный рост.

Отец и мать реализуют различные функции воспитания,которые обусловлены целым рядом причин исторического и культурного свойства.

Отец в современной российской семье выполняет однуиз самых яркий ролей в воспитании ребёнка. С одной стороны над ним довлеютисторические установки прошлого, с другой стороны, отец всё больше становитсяполноценным субъектом воспитания.

Целостный образ человека можно рассматривать какрезультат воспитательных воздействий как матери, так и отца. Мы не будемрассматривать в данной работе педагогический потенциал других членов семьи, атакже стороннее воздействие на ребёнка. Остановимся на типологии отцовства всовременной российской семье. Всё чаще, в психоаналитической работе, связаннойс проблемами подростка, психолог ищет причины во взаимоотношениях отца и ребёнка,имеет ли какие-нибудь особенности «мужской стиль» в воспитании и как этиособенности могут учитываться психологом в его работе. Следовательно,  выявление типа воспитания отца в семьестановится задачей психолога.

Целью данной работы является изучение типа воспитания отцом подростка.

Задачи: 1- обобщение теоретических воззрений на проблему воспитания отца.

2 – подбор тестовых материалов длядиагностики типов семейного воспитания.

3 – выделение типа воспитания отцомподростка.

Объектом исследованияданной работы является психология семьи и семейноговоспитания.

Предметом исследованиястиль семейного воспитания.

Гипотеза.Можно предположить, что в воспитании подростка отец чаще всего используетдемократический стиль общения.

В своей работе мы исходим из того, что роль отца всемейном воспитании исторически недооценивалось и в работе психолога болеедетально не рассматривалось.

13 стр., 6337 слов

Влияние особенностей воспитания в семье на уровень успехов ребенка в школе

... для этого есть немало возможностей. В данной работе стили воспитания рассматриваются как наиболее важные факторы, влияющие на формирование ... при формировании личности ребенка; · чрезмерная опека в семье; опека - это система отношений, при которых родители, ... что матерям в большей степени свойственен авторитетный стиль, отцам - авторитарный или попустительский. Авторитарный стиль более свойственен ...

В современном мире с учётом всё возрастающей ролиотца, психологу для наиболее полной диагностической и коррекционной работе сподростком необходимо изучить и использовать тип отцовского воспитания.

В современной российской семье повышаетсяобразовательный уровень отца, который позволяет ему сознательно и на болеевысоком уровне вести воспитательную работу с ребёнком. В связи с изменяющимисяюридическими и экономическими отношениями в обществе меняется статус отца всемье. Хотя доля неполных семей ещё чрезвычайно велика, в полных семьях уровеньответственности за воспитание детей возрастает с каждым годом.

Следовательно, одним из направлений работыпсихолога, работающего в детском саду, в школе, в психологическом центреявляется взаимодействие с семьёй для создания оптимальных условий для развитияребёнка.

1. РОДИТЕЛИ И ДЕТИВ КОНТЕКСТЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности,является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и себеребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальнойвозможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальнойзависимостью от них.

Семья имеетряд функций, которые можно разделить на институциональные и базисные.Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся:

— функция воспроизводства;

— первичныйсоциальный и сексуальный конт­роль;

— экономическая поддержка детей;

— поддержканетрудоспособных;

— защитаправа ребенка на полноценное разви­тие.

Базисныефункции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потреб­ности всемье. К ним относятся:

— удовлетворение потребности в любви;

— функцияэмоциональной поддержки и раз­вития индивидуальности;

— функциясамоутверждения, самореализации и личностного роста;

— психотерапевтическая функция семьи;

— функциясоциальной ответственности за каждого члена семьи;

— функцияформирования позитивных отно­шений;

— функцияформирования культурной общно­сти.

Современная семья утратила многие функ­ции, цементировавшие ее впрошлом: производ­ственную, охранительную, образовательную и др. Большеезначение приобрели такие функции, как психологическая безопасность,эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подго­товка детей к жизни вобществе. Реализация этих функций предполагает зрелость чувств ипсихологическую культуру всех членов семьи и, прежде всего, родителей.

Высокоинтегрированная семьяотличается тем, что ее члены хорошо знают индивидуаль­но-психологическиеособенности друг друга и имеют большие резервы влияния друг на дру­га; еехарактеризует высокий уровень разви­тия взаимопомощи, а члены имеют хорошоразвитые «просемейные» мотивы; семья имеет хороший контакт и взаимодействие ссоци­альным окружением (А. С. Спиваковская).

4 стр., 1763 слов

Конфликт молодой семьи с семьей родителей, проживающих вместе

... влияния достаточно мощные. Молодая семья, переживающая период адаптации друг к другу и при этом живущая вместе с родителями испытывает двойное давление и неудобства. Причинами конфликтов молодой семьи и семьи родителей, проживающих вместе: Мать ...

Наи­большее значение длясупружеских отношений имеет согласие по таким семейным ценностям, каксексуальное общение, рождение и воспита­ние детей, моральная и эмоциональнаяподдер­жка, социальные контакты.

Э. Г.Эйдемиллер, описывая сплоченную семью, называетследующие особенности: укреп­ление семьи и забота о ней, которые воспринимаютсяее членами как самый простой и есте­ственный способ удовлетворения собственныхпотребностей; развитое доверие членов семьи руг к другу; симпатия. В. Сатирназывает среди свойств, присущих зрелым семьям, высокую самооценку,непосредственную, ясную и честную коммуникацию, гибкие и гуманные правилаповедения. В такой семье ее члены ориентированы на рост, социальные установкипозитивны и открыты.

Для того чтобы выстраиватьконструктив­ные взаимоотношения с семьей, психолог должен знать социальный икультурный контекст, внутри которого существует семья, ее струк­турныеособенности, характер установок по от­ношению к ребенку.

1.1.КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ

Миссия семьи на каждомисторическом этапе меняется в зависимости от принятой челове­ческим сообществомсистемы ценностей. Пред­оставления о том, каким должен быть ребенок и  какова роль семьи в его воспитании,определяют содержание, методы, позицию и отношение родителей к ребенку, укладжизни семьи в це­лом.

На раннихэтапах развития человеческого об­щества воспитание не было прерогативой обще­ственныхинститутов или семьи. Уход за детьми был делом всей общины. Для первобытногообщества нормой являлась двойственность отно­шения к детям. Широкоераспространение имел инфантицид (убийство детей), обусловленный дефицитомсредств к существованию. Характер­но то, что вероятность инфантипида вобществах охотников, собирателей и рыболовов была почти в 7 раз выше, чем ускотоводческих и земле­дельческих племен. Оседлый образ жизни и бо­лее надежныеусловия существования снижали вероятность инфантипида, который практиковал­ся восновном по 4 качественным» признакам. Убивали главным образом младенцев,которых считали физически или психически неполноцен­ными, исходя изпредрассудков (например, близ­нецов) и т, п. Вместе с тем, иметь детейсчита­лось почетным, и не только родители, но и близ­кие родственники моглибыть ласковыми и внимательными к детям.

Детоубийствов античном обществе мало ис­следовано, несмотря на сотни ясных указанийантичных авторов на повседневность и общепринятость этого. Детей швыряли вреку, са­жали в кувшин, чтобы уморить голодом, остав­ляли на обочине дороги нарастерзание птицам и зверям (Л. Демоз).

Ребенок в буквальном смысле этого словапринадлежит родителям как собственность. Цицерон писал, что смерть ре­бенканадо переносить «со спокойной душой», а Сенека считал разумным топить слабых иуродливых младенцев.

Правораспоряжаться жизнью ребенка было отобрано у родителей только в конце IV в. н.э. Умерщвление детей стало рассматриваться за­коном как убийство. ПослеВезонского собора (442 г.) о нахождении брошенного ребенка сле­довало заявлятьцеркви. А около 787 г. Датео из Милана открыл приют для брошенных детей. Тем неменее, это не означало, что в обществе формируется ценность детства, а заребенком закрепляется право на жизнь и любовь.

В средниевека, как и в античности, поло­жение детей было тяжелым. Но наряду с этимсредневековье донесло до нас память о нежных, любящих матерях, веселых детскихиграх. Однако характерна амбивалентность (двойствен­ность) образа детства.Младенец — одновременно символ невинности и воплощение зла. А главное, онсущество, лишенное разума.

13 стр., 6468 слов

Взаимосвязь эмоционально-личностного развития ребенка и стиля ...

... из вышеперечисленных типов поведения родителей в той или иной мере формирует личность ребенка. При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, ... особенности взаимосвязи эмоционально-личностного развития ребенка и стилей родительских отношений. Гипотеза исследования: особенности эмоционально-личностного развития ребенка зависят от стиля семейных отношений. Задачи исследования: ...

Целый рядпричин затруднял формирование устойчивого позитивного отношения к детям.

Среди них:высокая рождаемость и высокая смертность. В результате плохого и небрежногоухода в XVII—XVIII вв. в странах Западной Ев­ропы умирали от 15 до 13  всех новорожденных, а до 20 лет доживаломеньше половины. Фата­лизм и смирение в этих условиях были есте­ственны, ахолодность, с которой родители относились к смерти своих детей, была прояв­лениемпсихологической защиты, реакцией на к то, что случалось слишком часто.Формирование индивидуальных привязанностей между роди­телями и детьмизатруднялось и институтом «воспитательства» — обычаем обязательного вос­питаниявне родительской семьи. Знать посы­лала своих детей в другой знатный дом или вмонастырь в качестве слуг, пажей, фрейлин, послушников или писарей. Этот обычайбыл рас­пространен в среде раннефеодальной знати. 06ширная темадетей—работников в чужом доме представлена и в русской литературе.

Отношения в русскойпатриархальной семье были жесткими и иерархичными, основанными на принципестаршинства. Детям в ней отводилось подчиненное положение. Согласно Уложению1649 года дети не могли жаловаться на родителей, убийство ребенка каралось трех­годичнымтюремным заключением, тогда как детей, посягнувших на жизнь родителей, за­конпредписывал казнить без всякой пощады. Это неравенство было устранено только внача­ле XVIII в., причем Петр I собственноручно при­писал к слову «дитя»добавление «во младенче­стве», оберегая тем самым жизнь новорожден­ных игрудных детей.

Жестокими были и методывоспитания. На уроках учителя наказывали детей розгами, а дети не смелипожаловаться родителям. Даже в петровскую эпоху, когда репрессивная педа­гогикастала подвергаться критике, строгость и суровость оставались непререкаемойнормой.

Поворотным пунктомевропейского обще­ственного мнения по отношению к детству по­служила книгаЖ.-Ж. Руссо «Эмиль, или о вос­питании». В конце XVII — начале XIX вв.детоцентристская ориентация прочно утвердилась в общественном сознании. Напрактике эта ори­ентация формировалась не просто. С одной сто­роны,детоцентризм гипертрофировался, проти­вопоставлялся безразличию,незаинтересованно­сти и даже враждебности общества к детям. С другой стороны,сталкиваясь с трудностями при воспитании детей, теряя веру в возможность сча­стливогобудущего для них, общественное созна­ние нередко эволюционировало в сторонуполно­го отрицания нужности детей.

Сравнительно-историческийанализ позволил Л. Демозу выделить несколько стилей отноше­ния к ребенку исоответственно исторических периодов:

1.Стиль детоубийства(античность — IV в.) ха­рактеризуется детоубийством, насилием. В то времяважным являлся материальный фактор, способность семьи обеспечить жизнь ребенка.В том случае, если родители не могли прокормить ребенка, они убивали его.

2.Оставляющий стиль(IV—XIII вв.).

Призна­ется наличие у ребенка души. Развиты про­екции: ребенокполон зла. В этот период появляются кормилицы, практикуется вос­питание в чужойсемье, в монастыре. Ат­мосфера в семье — эмоционально-холодная и строгая.

3.Амбивалентный стиль (XIV—XVII вв.).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... 2–3 человека. При этом желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители, которые смогли бы продолжить обучение детей дома. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, ... детской и подростковой агрессии и стилями воспитания в семье. Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях: 1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в ...

Ре­бенку дозволено войти в эмоциональнуюжизнь родителей, его начинают окружать вниманием, но в самостоятельном духовномсуществовании ему отказывают. Такой под­ход к ребенку аналогичен работескульпто­ра, который лепит произведение искусства из глины. Если ребеноксопротивляется, то из него выбивают злое начало.

4.Навязчивый стиль (XVIIIв.) Характеризу­ется психологической близостью родителей и детей. Но родителистремятся полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир,мысли и волю ребенка.

5.Социализирующий стиль (XIX — начало XX вв.).

Цель воспитания — подготовка ре­бенкак будущей самостоятельной жизни, процесс тренировки является основой вос­питательныхвоздействий. Этот стиль отно­шений лег в основу построения большин­ствапсихологических моделей двадцатого века — от фрейдовской «канализации им­пульсов»до скиннеровского бихевиоризма.

6. Помогающийстиль (середина XX в.).

Осно­ван на допущении, что ребенок лучше роди­телейзнает, что ему нужно на каждом этапе жизни. Задача родителей — помочь инди­видуальномуразвитию ребенка, стремиться к пониманию, близости.

Сравнительно-исторические данные показы­вают, чтоотношение к детству — результат дли­тельного и весьма противоречивого развития.Ра­зумеется, не следует упрощать картину. Норма­тивные предписания и реальноеповедение не могут совпадать полностью. И в период, когда помогающий стильявляется доминирующим, существуют общества (или семьи), в которых подавлениеребенка считается приемлемым.

Образ ребенка в культуре и массовом созна­нии,представления об особенностях детства и взросления во многом определяют стильотно­шений в семье. Образ ребенка имеет, по край­ней мере, два измерения: чемон является от природы (или от Бога) и чем он должен стать в результатеобучения, воспитания, в целом — социализирующих влияний.

Необходимо отметить, что каждая культура имеет неодин, а несколько альтернативных или взаимодополняющих взглядов на природуребен­ка. Многочисленные результаты эмпирических исследований позволили М. Мидвыделить три типа культур в истории человечества — пост­фигуративные(дети учатся у своих предков), конфигуративные (дети и взрослые учатся восновном у своих сверстников) и префигуративные (взрослые могут учитьсяи у своих детей).

В западноевропейской культуре описано, по крайнеймере, четыре альтернативных образа новорожденного ребенка:

—традиционный христианскийвзгляд: ново­рожденный несет на себе печать первород­ного греха и спасти егоможет только же­сткое подавление воли, подчинение его ро­дителям и духовнымпастырям;

—точка зрениясоциально-педагогического де­терминизма: ребенок по природе не скло­нен ни кдобру, ни к злу, а подобен чис­тому листу, на котором общество или воспи­тательможет написать все, что угодно;

—точка зрения природногодетерминизма: ха­рактер и способности ребенка предопреде­лены до его рождения;

—утопически-гуманистическийвзгляд: ребенок рождается хорошим и добрым, а пор­тится под влиянием общества.Эта идея обычно ассоциируется с романтизмом и гуманистическими взглядами эпохиВозрож­дения.

Каждому изэтих образов соответствует свой стиль воспитания. Идее первородного греха со­ответствуетрепрессивная педагогика, направ­ленная на подавление природного начала вребенке; идее социализации — педагогика фор­мирования личности путемнаправленного обу­чения; идее природного детерминизма — прин­цип развитияприродных задатков и ограниче­ния отрицательных проявлений, а идее изначальнойблагости ребенка — педагогика саморазвития и невмешательства. Эти образы истили не только сменяют друг друга, но и сосуществуют. Ни одна из этихориентации не господствовала безраздельно в практике воспи­тания, завися отсословных, классовых, рели­гиозных, имущественных, семейных, индиви­дуальныхособенностей воспитателей.

4 стр., 1542 слов

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ...

... поведением и их личностного и физического развития приобрела характер национального бедствия. Такого количества обездоленных бродяжек, попрошаек, что называется, детей ... себя" (книга для учащегося, преподавателя, родителей по профилактике СПИДа). Открыто 33 психолого-медико-психологических ... культуры или морали. Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, ...

1.2.ЦЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Каждый народ богат представителями самых разнообразных психологическихтипов, но, тем не менее, некоторые типы в одних культурах встречаются чаще, чемв других. Кроме того, у представителей любого народа одни психологи­ческиекачества доминируют над другими. В середине XX в. в исследованиях культурологовставится вопрос о взаимоотношениях личности и культуры. Для таких авторов, какА. Кардинер («Хризантема и меч», 1947), Р.Бенедикт («Народы Великороссии»,1948), М. Мид и Р. Метро («Темы во французской культуре», 1954) и др.,подлинной реальностью культуры становится личность и ее характер, установки ижизненная история. Понятия, которые вводят­ся ими в науку — «базовая личность»,«нацио­нальный характер», «социальный характер», — свидетельствуют о повышенноминтересе к воп­росу о взаимодействии личности и общества.

Базовая личность определяется как устой­чивая совокупность чертхарактера, присущих людям данной культуры и проявляющих себя в широкомдиапазоне ситуаций, начиная от бытового поведения и кончая религиозными иполитическими взглядами,Э.Фромм опреде­ляет социальный характер как результат дина­мической адаптациичеловеческой природы к общественному строю. Социальный характер, связывая типкультуры с определенным типом личности, служит системой, с помощью кото­ройпроисходит поиск, отбор и переосмысление информации, вхождение в пространствосоци­альных норм и ценностей. Он может изучаться путем систематическогонаблюдения» сравни тельного изучения биографий, тестирования.

В своей работе «Психологические границы общества» А.Кардинер (по Э. В. Соколову) отмечает, что социальный характер состоит из«систем действий» и «проективных систем». В процессе вхождения в культурупроисходит перенос возникших в детстве «проективных сис­тем» на широкий кругситуаций. Образ матери переносится на других женщин, в частности, на жену,образ отца — на мужчин, облечен­ных властью.

Социальный характер формируется благода­рявоспитанию, важнейшими элементами кото­рого А. Кардинер считает:

—постоянство или спорадичность материнской заботы;

— регулярностьпитания;

— отношениеродителей или тех, кто их заме­няет, к ребенку;

— помощь внаучении ходить, говорить;

— способынаказания;

— время иметоды отнятия от груди; контроль за опорожнением желудка.

Изучая культуру алорезов (жителей острова Алора, в600 милях восточное Явы), А. Карди­нер обнаружил отсутствие согласованного ко­дексанравственных правил. Обещания, давае­мые детям, не выполняются. Матери и отцыредко бывают с детьми. Самостоятельно обуча­ясь ходить, дети часто падают иушибаются. Их отличает замкнутость, конфликтность. Не­редко ими овладеваютприступы ярости. Среди взрослого населения часты ссоры, разводы. Большую роль вотношениях играют деньги.

12 стр., 5932 слов

Воспитание положительных качеств личности ребенка дошкольного ...

... фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. В последнее время существенно ... общественной жизни, о труде советских людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников (почему надо ...

По-другому воспитывались дети в племенах команчей,которые жили охотой, войной и торговлей. Главную роль в племени играли молодыемужчины. Женщины посвящали себя за­ботам о семье. Ребенка ждали, радовались егопоявлению. Грудью кормили долго. Система требований к ребенку быласогласованной и ориентированной на спортивные и охотничьи успехи. В результатетакого воспитания у команчей развивалась сильная, уверенная личность. Взрослыхи детей отличали доброжелательность, кооперативность.

А. Кардинертакже изучал технику воспи­тания человека западной культуры на примеренебольшого американского городка Плейвилля. Большое значение в воспитании имелиавтори­тет отца и длительная забота матери. Ребенка воспитывали в чистоте,комфорте, стремились развить в нем привязанность к родителям. Однако чрезмернаязабота, излишняя сексу­альная дисциплина оказывали неблагоприятное воздействиена развитие личности, порождая пассивность и инертность.

Какие чертыхарактера присущи русскому на­роду? Наиболее развернутые характеристики рус­скогонационального характера даны философа­ми. Внутреннюю антиномичность считалиглав­ным свойством русской души С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и Н. О. Лосский.В. Г. Белинский говорил о бессилии при силе, бедности при ог­ромных богатствах,безмыслии при уме природ­ном, тупости при смышленности природной. Г. А. Струве— о легковерии без веры, борьбе без творчества, фанатизме без энтузиазма, не­терпимостибез благоволения. Постоянное несог­ласие между законами и жизнью, между учреж­дениямиписаными и живыми нравами народ­ными отмечал А. С. Хомяков. Г. Г. Шпет писал отом, что русскому народу свойственна специ­фическая национальная психология,проявлени­ями которой являются ответственность перед призраком будущихпоколений, иллюзионизм, неумение и нелюбовь жить в настоящем, сует­ливоебеспокойство о вечном. Среди качеств, при­сущих русскому народу, выделяютмаксимализм, нетерпимость, недостаток исторической трезво­сти, разлад междусловом и делом, мечтатель­ность, легкомысленность, недальновидность.

Дляиллюстрации данного утверждения обратим внимание читателя на русские народныесказки. Сказка, являясь элементом культуры народа, отражает его жизненнуюфилософию. Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности:поэтичность, остроумие, душевность, правдивость, сочетание детской наивности сглубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь. Русскому национальномухарактеру присущи способность быть и оставаться ребенком, непосредственно исамозабвенно, доверчиво почитать сиюминутное настроение. Русский живетспокойно, без на­пряжения. Стремление к совершенству у рус­ского являетсянаивным и ребяческим, беспоч­венным идеализмом, мечтательной сентимен­тальностью(сказка о Емеле).

Непредсказуемость и сумасбродность связаны с эмоциональностьюи экспансивностью. Русский таит в себе целый заряд напряженности, своеобычнуюмощь бы­тия, пламенное сердце, порыв к свободе и не­зависимости. Русские малопредприимчивы, просты и доверчивы. Одним из главных персо­нажей русской сказкиявляется Иван-дурак. Он, как правило, имеет неприглядный вид. Но внешняяубогость контрастирует с внутренней красотой, душевной силой и благородством.Это обнаруживается при испытаниях героя. Стар­шие братья — умники, но ониникогда не выдерживают испытаний, морально несостоя­тельны, думают только осебе и награде. Они едут по счастливым дорогам, а младший по  дороге несчастья, но именно он находит счас­тье.Смысл русских сказок заключается в том, что от человеческого ума, учености,воли мало что зависит. Истина открывается человеку в тот момент, когда его душанаходится в состо­янии восприимчивой пассивности. Отсюда рус­ские пословицы:«Везет дуракам», «Бог дура­ков любит», «Дуракам — счастье». Про русскокогочеловека говорят: «Он живет под знаком своего сердца». Сердце и совесть — эторус­ские добродетели. Самое невзрачное, скромное, всеми презираемое существообладает в рус­ских сказках внутренней красотой. Некоторые пословицы русскогонарода отражают эту идею:

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... независимо от его внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на ...

«С лица воды не пить», «Не все золото, что блестит», «Нена красоту смотри, а на душу». Умных людей в России почитают, перед волевым склоняются, фантазерам дивятся,но более всего любят человека сердечного, а если он и совестливый, то его почитаюткак святого.

Специфику русского национального характера объясняютгеографическим положением России, ее историей, в первую очередь —взаимоотношениями с соседними народами, внешними влияниями на генофонд,специфическим ландшафтом, характером русской природы. По мнению Э. Эриксона, наформирование личности русского человека оказывает влияние ритм крестьянскойжизни в холодном климате — смена бездеятельности и пассивности в долгиe зимние месяцы иосвобождение после весенней оттепели.

В психологической антропологии есть попыткиисследовать особенности национального характера традицией тугого пеленаниямладенцев, существующей в России (Дж. Горер и Г. Рикман).

Тугое пеленаниемладенца приводит к тому, что дети растут сильными и сдержанными. На короткоевремя младенцев освобождают от пеленок, моют, активно играют с ним. Многиерусские, по мнению Дж. Горера, испытывают сильные душевные порывы и короткиевсплески социальной активностивпромежутках между периодами долгой депрессии и самокопания. Пеленание младенцев также информирует ребенка онеобходимости подчинения сильной внешней власти. А. X. Дикс объясняетособенности российского менталитета доминированием оральной культуры,характеризующейся неумеренной склонностью к еде, питью и пению.

На рубеже XXв. ценности русской культуры существенно меняются, приводя к смене тех чертхарактера, которые традиционно были присущи русскому народу. Отвергаютсяценности, свойственные традиционной русской куль­туре (довольство своим местомв жизни, благо­честие, скромность).

Резко возросла ценность благосостояния(материальный успех и благополучие), автономии, как независимости и уверенностив себе, стремления выразить свою уникальность, формируются установки на социальноенеравенство. Такое резкое изменение ценностных ориентации связано с вхождениемРоссии в общемировое цивилизационное пространство. Образцы поведения, нормыобщения, ценности, присущие прежде всего западной культуре, «перенимаются»довольно быстро, но, не подкрепленные собственным опытом, несоотнесенные с социальным контекстом, зачастую приводят к серьезнымвнутриличностым конфликтам. Все это в наиболее ярком виде проявляется вотношениях между взрослыми и детьми. В частности, подростки не принимают стильжизни, который характерен для их родителей, вынужденных много работать,возвращаться домой усталыми и раздра­зненными. В большинстве семей отсутствуетатмосфера теплоты и интимности в отношениях между родителями и детьми. Каждыйшестой подросток (из полных семей) испытывает эмоциональное отвержение состороны обоих родителей. Наиболее типично враждебно-непоследовательноеотношение родителей в сочета­нии с их психологической автономией. У под­ростковформируется желание противостоять и противодействовать ценностям и установкам,образу жизни взрослых. Это часто ведет к конфликту с родителями, особенно еслив се­мье преобладает авторитарный стиль воспита­ния. Первые места в рейтингеценностей подростков занимают счастливая семейная жизнь, материальноеблагополучие и здоровье. Они же называются как наименее доступные в будущем.Высокая ценность этих жизненных сфер в сочетании с недосягаемостью порождаетвнут­ренний конфликт.

По данным А. А. Реана, среди подростков высок процентсоциально-незрелых, не имеющих сформулированных жизненных и профессиональ­ныхцелей. Только 16% подростков способны брать ответственность запроисходящее на себя. А ведь именно от самостоятельности, инициа­тивности,умения принимать ответственные ре­шения зависит качество жизни молодых людей.

Психолог, работающий с семьями, должен понимать, чтоотношение семьи к ребенку во многом зависит от систем норм, предписаний ивариантов поведения, которые усваивает ребе­нок в обществе.

1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ССЕМЬЕЙ

(АНАЛИЗРАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ)

Представления о сущности и природе чело­века имеют фундаментальноезначение для вос­питания, образования родителей и работы пси­холога с семьей.«Целостный философский образ человека можно рассматривать как идеал обра­зовательнойсистемы, конкретизируемый отно­сительно ее главного субъекта — развивающей­сяличности человека» (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев).

Попытка оказатьквалифицирован­ную психологическую помощь семье и ребенку в процессе егостановления невозможно осуще­ствить без опоры на систему теоретическихвоззрений. Наличие осознанной концепции деятельности для психолога позволяетобъяс­нять многообразие существующих явлений, предсказывать последствияразличных событий, способствовать поиску новых фактов и законо­мерностей,обобщать накопленную информацию.

Психоаналитическийподход

Термин «психоаналитическая педагогика» идётот «Журнала психоаналитической педаго­ги» (ныне«Психоаналитическая педагогика»), основанного в 1936 году в Штутгарте Г. Менгоми Э. Шнейдером. Этот журнал ставил перед собой задачу публикации работ,описывающих опыты применения психоанализа к детям и юношеству, а такжезатрагивающих вопросы повседневной деятельности родителей и учите­лей, в томчисле и домашних преподавателей.

В основе психоаналитического подхода к воспитанию лежат следующиепредставления. Сущность человека определяется психической энергией сексуальнойприроды и опытом ран­него детства. Основу структуры личности со­ставляют триинстанции: Ид, Эго, Суперэго. Поведение мотивируется агрессивными и сек­суальнымиимпульсами. Патология и отклоне­ния в поведении возникают из-за вытесненных вдетском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на чередованиистадий психосексуального развития и интеграции.

В современном психоанализе акцентирует­ся роль детства в развитииличности, анали­зируется влияние межличностных отношений и социокультурныхфакторов на ее становле­ние, ставится вопрос об эмоциональном обу­ченииродителей. Таким образом, психоана­литический подход имеет безусловную цен­ностьдля теории и практики работы психолога с семьей.

Бихевиористскийподход

В 1913 г. американский психолог Дж. Уотсон опубликовал работу,положившую начало новому направлению в психологии и педагоги­ке — науке оповедении, или бихевиоризму (англ. behavior— поведение).

Бихевиористы сосредоточились на строгообъективном подхо­де, придавая особое значение стимульно-реактивному научению,как главному объяснению человеческого поведения. Личность, с точки зре­ния Дж.Уотсона, это сумма деятельностей, ко­нечный продукт системы усвоенных навыков.

Интерес американскихпсихологов Э. Торндайка, Дж. Уотсона, К. Халла, К. Спенса, Б. Скиннера (30—40-егоды XX в.), позднее Дж. Долларда и Н. Миллера (50-е годы XX в.), А. Бандуры(60—70-е годы XX в.) был направ­лен на наблюдаемые параметры поведения, навнешние действия. В обиход психологии были введены понятия «положительное иотрицательное подкрепление», «научение через подража­ние». К. Халл ввел вформулу «стимул — реак­ция» в качестве промежуточного звена потреб­ностьорганизма, которая придает поведению энергию. Главный принцип воспитания, с еготочки зрения: чем чаще и интенсивнее редуци­руется потребность, тем больше силанавыка. Мотивирующим фактором при этом выступает подкрепление каждой правильнойреакции. В работах Б. Скиннера предложена программа модификации поведенияличности.

В практикевоспитания широко использу­ются идеи бихевиоризма. Воспитывая ребенка, взрослыеиспользуют систему поощрений и на­казаний. Причем чем более разнообразна этасистема, тем более эффективно воспитание. Отказ ребенку во внимании, улыбкародителя или учителя, подарок за те или иные достиже­ния — лишь некоторыеметоды, поощряющие желательное поведение ребенка или останавли­вающие его.Значительное место в воспитании имеет механизм подражания. Именно бихевиористыобратили внимание на то, что взрослый выступает по отношению к ребенку какобъект для подражания. Дети быстро усваивают от взрослого демонстрируемыеобразцы поведения. Важное значение для воспитания имеют идеи обоперационализации поведения, предполага­ющие обозначение конкретных,достижимых, привлекательных д