Особенности семейного психологического консультирования

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

1.Теоретические аспекты изучения психологического консультирования

1.1. Понятие и сущность психологического консультирования 6

1.2 Виды психологического консультирования 13

2. Особенности семейного психологического консультирования

2.1 Виды и особенности семейного консультирования 18

2.2 Модели осуществления семейного психологического консультирования 22

2.3. Психологическое консультирование при трудностях в детско-родительских отношениях 25

2.4 Психологическое консультирование при трудностях в супружеских отношениях 32

Выводы и рекомендации 39

Заключение 40

Литература 42

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Супружеская консультация представляет собой особую форму консультирования, ориентированную на решение проблем во взаимоотношениях, преодоление супружеских конфликтов, достижение гармонии и т п. Она может проводиться как с парой, так и с одним из партнёров.

Актуальность настоящей работы. Изменения в сфере супружества влекут за собой трансформацию взаимоотношений старшего и младшего поколений в семье.

В разных учебных пособиях представлены психолого-педагогические методы, а также схемы анализа отношений между родителями и детьми.

Изучение различных аспектов супружеской жизни обеспечивает всестороннее видение семейной ситуации и позволяет обосновать программу психологической помощи семье.

Современная семейная психотерапия представлена множеством теорий среднего уровня, в числе которых следует указать теорию коммуникаций Г.Бейтсона, структурную семейную терапию С.Менухина, теорию объектных связей Дж.Фрамо, гуманистическую семейную терапию К.Роджерса и В.Сатир, системную семейную психотерапию М.Палацоли, Ж.-Ф.Чекина, Г.Прата и Л.Босколо, позитивную семейную терапию Н.Пезешкиана, семейную онтотерапию А.Менегетти и др. В русле всех этих теоретических разработок создан широкий спектр оригинальных понятий («замкнутая патология», «смешение», «псевдообщность», «двойная связь», «двойное послание», «метакоммуникация» и т.д.) и методов психотерапевтической работы («подключение», «круговое интервью», «психологическая скульптура семьи», «позитивное определение симптомов» и т.д.).

В настоящее время семейное консультирование является широко востребованным видом психотерапевтической помощи среди населения России. Семейные консультанты работают в психологических центрах, в консультациях, действующих в системе министерства социальной защиты и комитетов по охране семьи и детства, а также в других учреждениях.

6 стр., 2950 слов

16.Семейная реабилитация

В развитии информационного невроза большое значение придается необходимости усвоить большой объем информации за очень короткое время, информации очень значимой или воспринимаемой человеком с гиперсоциальными наклонностями. Что должны тут делать родители? В отношении к сыну или дочери соблюдать меру, воспитывать в них чувство меры и здравого смысла, показывать самим пример в этом. Нужно научить ...

Семья существует как единое самостоятельное целое. Для определения этого феномена был введен термин «семейный гомеостаз», т.е. нормальное развитие семьи.

Семейный терапевт работает с семьей, отношения в которой болезненны, т.е. нарушен семейный гомеостаз, нарушены супружеские и родительские отношения.

Семейная терапия ориентирована на семью в целом и помогает решать следующие вопросы:

— Стрессы, воздействующие на современную семью;

— Семейные кризисы;

— Супружеское разочарование и его последствия для ребенка;

— Низкая самооценка и выбор спутника жизни;

— Ревность в семье.

Объектом данного исследования является взаимоотношения в семье.

При этом предметом исследования является рассмотрение особенностей семейного консультирования.

Целью исследования является анализ психологического консультирования в семейно психотерапии.

В рамках достижения поставленной цели м были поставлены и решения следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты понятия и сущности психологического консультирования;

2. Проанализировать виды и структуру психологического консультирования;

3. Изложить особенности семейного психологического консультирования;

4. Проанализировать психологическое консультирование при трудностях в детско-родительских отношениях;

5. Проанализировать психологическое консультирование при трудностях в супружеских отношениях;

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и выводы и рекомендации, использованную литературу.

1.Теоретические аспекты изучения психологического консультирования

§1.1 Понятие и сущность психологического консультирования

Единого понимания термина психологическое консультирование не существует, на наполнение данного термина смыслами влияют и научные предпочтения консультанта и специфика полученного им образования (медицинское, гуманитарное), и даже контекст выполнения работы.

Б. Д.Карвасарский (2002) предлагает в самом общем виде понимать консультирование, как профессиональную помощь человеку или группе людей (например, организации) в поиске путей разрешения или решении определенной трудной или проблемной ситуации, и указывает, что консультирование включает в себя и психологические (личностные), и социально-психологические аспекты, связанные с межличностным взаимодействием, групповой динамикой, мотивацией и т.д. Р. Нельсон-Джоунс (2000) ориентируется на основные научные направления в теории консультирования и выделяет консультирование: как особый вид отношений помощи (экзистенциально-гумманистический подход), как некий репертуар возможных воздействий (когнитивно-бихевиоральный подход), как психологический процесс ( психо-динамический подход)…………….

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

10 стр., 4737 слов

Психологическая служба Microsoft Office Word

... связаны с личностными особенностями родителей, неправильным воспитанием и нарушенными отношениями в семье". В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Психическое здоровье ... их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Эти же исследования обнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве ...

Психолог, работая с другим человеком, не столько должен и может предложить новые приемы поведения, решения жизненных ситуаций, сколько прояснить их причины и следствия. В этом случае основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является, прежде всего, изменение установки клиента, как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

Психотехнические приемы, используемые психологом в консультировании супружеской пары, сходны с теми, которые используются в индивидуальном консультировании, т.е. консультант внимательно слушает, периодически перефразирует и резюмирует сказанное. Однако перефразирование часто направлено не на то, чтобы показать клиенту, что консультант его понимает и поддерживает, а на то, чтобы клиента понял его партнер.

Консультант направляет повторение фразы первого лица второму. Например, при приеме супругов это может звучать так: Света, вы поняли то, что сейчас сказал Сергей? Он говорил о том…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудности развития системы психологической помощи семье связаны как с организационными, так и с содержательными причинами. Поскольку центры и учреждения, работающие с семьей, принадлежат различным ведомствам, возникает необходимость координации их усилий под эгидой соответствующей государственной/общественной структуры. К сожалению, сегодня вряд ли можно говорить о подобном центре, сочетающем функции интеграции, координации, организации и контроля деятельности всех учреждений, работающих в области оказания психологической помощи семье. Серьезной проблемой является также неудовлетворительный уровень подготовки квалифицированных специалистов-психологов для работы в сфере семейного консультирования. Важными шагами для ликвидации недочетов в этой области должны стать подготовка и утверждение учебного плана подготовки психологов по специализации «Семейная психология и семейное консультирование», предусматривающего необходимую практику в области консультирования, а также введение системы лицензирования психологов-консультантов, работающих с семьей. Наконец, актуальной задачей является создание теоретических основ осуществления семейного консультирования как вида психологического консультирования с дифференциацией задач и содержания собственно семейного консультирования и семейной психотерапии.

Практическое приложение знаний в области психологии семьи предполагает следующие виды деятельности семейного психолога и семейного консультанта:

•психологическое консультирование по вопросам брака, включая выбор брачного партнера и заключение брака;

•консультирование по вопросам супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика);

• психологическая помощь семье в кризисных ситуациях и при разводах;

• консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-родительских отношений;

3 стр., 1073 слов

Психологическое консультирование родителей детей с суицидальными наклонностями

... клиента контрол........ Список литературы: 1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1999. 2. Амбрумова А.Г. Особенности поведения лиц, ... исследования: цели психологического консультирования будет достигнута, если психолог будет осведомлен об особенностях суицидального поведения детей, методах психологического консультирования родителей детей, что отражается на ...

• психологическое консультирование по вопросам воспитания и развития

детей и подростков (диагностика, профилактика, коррекция нарушений и отклонений в развитии);

•психологическое консультирование по проблемам воспитания детей «группы риска» и одаренных детей;

•психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания приемных детей;

• психологическая профилактика отклонений и нарушений развития детей и подростков, воспитывающихся «без семьи» (в условиях депривации общения с близким взрослым);

•психологическое консультирование и сопровождение беременности и родов;

• психологическое сопровождение становления родительства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.— М.: Независимая фирма «Класс», 2004, — 208с

2. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. — М., 2003. .-208с.

3. Бурменская Г. В., Карабанова О.Л., Лидере Л. Г. Возрастно-психологи-ческое консультирование: Проблемы психического развития детей. — М., 1990.-305с

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком… Как? — М., 2004. — 240с.

5. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие. — М.: «Ось-89», 2005.– 400 с.

6. Кочюнас Р. Римас Кочюнас Основы психологического консультирования М.: Академический проект, 2006. — 240с.

7. Копьев А. Ф. Диалогический подход в психологическом консультировании и вопросы психологической клиники// Московский психотерапевтический журнал. – 1992. — №1. – С. 33-48.

8. Кратохвил С. Терапия функциональных сексуальных расстройств. — М, 1985. 159с.

9. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 992с

10. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 176с

11. Минухин, С. Ч. Фишман. Техники семейной терапии. М, 1998. 145с

12. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 2000. — 464 с

13. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. — Л.: ЛГУ, 1979. -150 с.

14. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М., 2005. – 336с.

15. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И.Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В.Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 192 с.

16. Психотерапевтическая энциклопедия (под редакцией Б. Карвасарского).

СПб, ЗАО «ТАТ», 2004. — 112 с

17. Пэпп. П. Семейная терапия и её парадоксы. М, 1998. – 288с.

18. Романова Е.С. Работа психолога на телефоне доверия: Методическое пособие. М.: МГПУ, 2001. — 69 с

19. Слабинский В. Ю. Психологическое консультирование Владивосток Издательство Дальневосточного университета 2003 — 188с

20. Социально-психологическая и консультативная работа с семьёй: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер: В 2 ч. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. Ч. II. — 712 с

6 стр., 2789 слов

Психологические особенности детей из многодетных семей

... психологических особенностей детей из многодетных семей. 2. Определить, в чем проявляются психологические особенностей детей из многодетных семей в учебной деятельности. 3. Провести эмпирические исследования психологических особенностей детей из многодетных семей ... ранее выдвинутая гипотеза: в многодетной семье дети имеют свои психологические особенности, проявляющиеся в учебной деятельности, ...

21. Скиннер Р., Клиз Д. Семья и как в ней уцелеть. — М, 1995. —215с

22. Специальная дошкольная педагогика: [Уч. пособие для дефект.фак.пед.вузов] /Баенская Е.Н., Басилова Т.А., Венгер А.Л. и др; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Академия, 2001. — 312 c.

23. Эйдемиллер, Э. В. Юстицкис. Психология и психотерапия семьи. С-Пб, 2007.-528с

24. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: «Вопросы психологии», 1985. – 32с.

25. Интернет ресурсы psyport.ru/public.htm