Лекция №1 Дефектология как область психологической науки. Понятия «аномальный ребенок», структура аномального развития.

 

1. Общее понятие дефектология.

2. История дефектологии.

3. Задачи дефектологии.

 

Дефектология – (от лат. defectus – недостаток и греч. logos – слово, учение) наука о

закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими

нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения.

  Основной задачей дефектологии является разработка теоретических и прикладных

основ системы комплексной – медико-психолого-педагогической – помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии.

Как область научного знания дефектология начала развиваться в начале ХХ века в связи с

задачами строительства в разных странах государственных систем специального

образования, ядро которого составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей.

Ведущим и на долгие годы единственным в России научно-исследовательским центром в области дефектологии стал Экспериментальный Дефектологический Институт (ЭДИ),

открытый в 1929 году на базе созданной В.П.Кащенко Медико–педагогической Станции. В

1943г. ЭДИ был переименован в Научно-исследовательский Институт Дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).

Объединяя специалистов разных профилей (медиков, физиологов, психологов и педагогов) и областей дефектологии (сурдо-, тифло-, олиго-, лого- и др.) в решении проблем изучения и обучения разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития, институт играет на протяжении всей своей истории ведущую роль в развитии теории и практики дефектологии как интегративной области научного знания, органично соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.

Исключительную роль в создании и закреплении интегративного характера и целостности дефектологии сыграли работы Л.С.Выготского, в которых уже 30-х гг. 20 века были сформулированы и обоснованы общие для всех разделов дефектологии (сурдо-, тифло- и др.) положения о природе и сущности аномального развития, основанные на культурно-

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... дошкольника. Креативность и социализация. Проблемы личностного развития интеллектуальных вундеркиндов в разные периоды детства. Проявление умственной одарённости у детей с физическими недостатками. Биографические и ... белорусских учёных относительно одарённости и её развития. Особенности развития одарённых детей Факторы развития и проявления одарённости. Одарённость как проблема генотипической ...

исторической теории развития высших психических функций (см. Специальная психология, Нарушения в психо-физическом развитии у детей).

В процессе развития Д. систематически расширяла сферу своих исследований. Если исходно предметом внимания Д. являлись дети с выраженными и легко определяемыми нарушениями в развитии (слепота, глухота), то на последующих этапах развития Д. изучались дети с менее выраженными трудностями, а именно слабовидящие, слабослышащие, дети с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, двигательными нарушениями.

Со временем в Д. выделяются и специальные разделы, охватывающие вопросы

воспитания и обучения детей со сложными нарушениями (слепоглухих, слабовидящих

глухих, слепых и глухих детей с интеллектуальными нарушениями).

Начинаются 

исследования детей с ранним детским аутизмом, с тяжелыми двигательными нарушениями,

с выраженными нарушениями интеллекта. Разворачиваются исследования детей

дошкольного возраста.

В ходе этих исследований, проведенных в советский период, изучались особенности в

развитии познавательной деятельности и словесной речи разных категорий детей.

Разрабатывались психолого-педагогические основы дифференцированного специального

обучения каждой категории детей. Применительно к разным категориям детей определялись психолого-педагогические условия и специальные педагогические технологии, обеспечивающие предупреждение и коррекцию имеющихся у них нарушений вторичной и третичной природы (см. нарушения в психо-физическом развитии).

Особое внимание уделялось разработке частных методик формирования школьно значимых навыков, обеспечивающих возможность детям с нарушениями в развитии получения цензового образования. Дефектология внесла весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей разных категорий детей (см. Дети с особыми образовательными потребностями).

Результаты дефектологических исследований обеспечили научно-методические основы

для создания дифференцированной системы специального образования. К началу 90-х годов эта система имела развитую горизонтальную и вертикальную структуру, включающую восемь видов специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых детей, детей с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата), шестнадцать типов специального обучения, специальные дошкольные и постшкольные (общеобразовательные и профессиональные) учебные заведения.

Для каждого типа специальных школ были определены принципы обучения, формы построения учебного процесса, разработаны средства и методы обучения. Для каждой учебной дисциплины, изучаемой в специальной школе, создана система специальных

специальные школы, за исключением вспомогательных школ (для умственно отсталых детей), давали выпускникам цензовое образование, сопоставимое с определенным уровнем общего образования, что делало возможным для них поступление в средние специальные учебные

заведения и ВУЗы.

Задача дефектологии на современном этапе – научное обеспечение процесса перехода к

2 стр., 965 слов

Роль обучения в развитии аномальных детей

... в развитии. В ряде случаев специальное дошкольное обучение и воспитание может совсем снять проявления нарушений в развитии и тем самым предупредить затруднения детей при их обучении в ... не охваченных специальным образованием (глубоко умственно отсталые, в том числе с синдромом Дауна, с тяжелыми и множественными нарушениями); •     создание и развитие специальных образовательных ...

системе специального образования нового типа, ориентированной на ценности открытого

гражданского общества.

Приоритетами современной дефектологической науки являются:

 

* создание научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) выявления

нарушений в развитии детей и ранней комплексной (медико-психолого-педагогической)

помощи;

 

* разработка научных основ интегрированного обучения и новых форм взаимодействия

массового и специального образования;

 

* переосмысление соотношения стандартов образования и жизненной компетенции в

системе специального школьного образования, определяющее новое содержания

специального обучения,

 

* разработка методов и технологий качественной индивидуализации специального

образования, психологического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии

в процессе образования,

 

* определение содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей,

воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.

 

Решая эти сложнейшие задачи, дефектология продолжает развиваться как комплексная

наука, в основе которой лежит идея о необходимости целостного подхода к изучению

проблемного ребенка.

Противоречие между этимологией термина Д. и реальным содержанием той интегративной

области научного знания, которую он обозначает резко обозначилось после ратификации в

1991 г. Российской Федерацией Конвенций ООН «О правах инвалидов» и «О правах умственно

отсталых», когда обществом была осознана необходимость отказа от употребления терминов,

указывающих на дефект, которые теперь воспринимались как определения уничижительного

характера. В число таких неприемлемых «ярлыков» в это время попадает и термин

дефектология, который, также как и термины аномальные дети, аномальное развитие 

начинает выходить из широкого употребления. 

  Проблема, однако, состоит в том, что до сих пор не найден адекватный эквивалент термина Д., социально приемлемого, «политически корректного» и в то же время адекватно отражающего содержание данной науки именно как интегративной области знания.

Вследствие этого научный термин «дефектология» продолжает использоваться

специалистами в данной области, используется он и в языке междисциплинарного общения, что является предметом острых разноаспектных дискуссий: от столкновения мнений, касающихся формальных, этимологических аспектов данного термина до разногласий в области методологических основ самой науки и в понимании ее места в системе современных наук.

Литература

1.Леонгард Э.И. Бисенсорный подход в обучении произношению дошкольников с нарушениями слуха. Основные принципы обучения. «Дефектология», 1975, № 5.

2. Леонгард Э.И. Особенности обучения устной речи в детском саду для глухих и слабослышащих детей. В кн. «Методика обучения глухих речи». М., «Просвещение», 1976.

3. Леонгард Э.И. Основные принципы работы по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников. «Дефектология», 1977, № 6.

4. Статьи Э.И. Леонгард в ж. «В едином строю», начиная с 1968 г.

16 стр., 7503 слов

Система специального коррекционного обучения в РФ

... детей, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования (специальных средств и методов, при участии педагогов-специалистов). Интегрированное обучение возможно в обычном классе (группе) с ...

5. «Развитие речи детей с нарушенным слухом в детском саду». Методические рекомендации. Под ред. Э.И.Леонгард. АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания, М., 1988.

6. Выготский Л.С. Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1990, 593 с.