Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Туманова, Филичева, Чиркина

Характеристика детей с I уровнем развития речи

Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у них вербальных средств коммуникации. Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания — звуко-комплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («кóка» — петушок, «кóй» — открой, «дóба» — добрый, «дáда» — дай, «пи» — пить), отдельные слова, совпадающие с нормами языка. Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. При воспроизведении слов ребенок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звуко-слоговую структуру.

Многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами. Например, слово «кóка», произносимое с разными интонацией и жестами обозначает «петушок», «кукарекает», «клюет», что указывает на ограниченность словарного запаса. Поэтому ребенок вынужден активно использовать паралингвистические средства общения: жесты, мимику, интонацию.
При восприятии обращенной речи дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию и мимику взрослого. Это позволяет им компенсировать недостаточное развитие импрессивной стороны речи. В самостоятельной речи отмечается неустойчивость в произношении звуков, их диффузность. Дети способны воспроизводить в основном одно-двусложные слова, тогда как более сложные слова подвергаются сокращениям («пáка ди» — собака сидит, «атó» — молоток, «тя макó» — чай с молоком).

Наряду с отдельными словами в речи ребенка появляются и первые словосочетания. Слова в них, как правило, употребляются только в исходной форме, так как словоизменение детям еще не доступно. Подобные словосочетания могут состоять из отдельных правильно произносимых двух-, трехсложных слов, включающих звуки раннего и среднего онтогенеза («дять» — дать, взять; «ки́ка» — книга; «пáка» — палка); «контурных» слов из двух-трех слогов («атóта» — морковка, «тяпáт» — кровать, «тя́ти» — мячик); фрагментов слов-существительных и глаголов («ко» — корова, «Бéя» — Белоснежка, «пи» — пить, «па» — спать); фрагментов слов-прилагательных и других частей речи («босё» — большой, «пакá» — плохой); звукоподражаний и звукокомплексов («ко-ко», «бах», «му», «ав») и т. п.

20 стр., 9745 слов

Методы обучения детей Правилам дорожного движения в школе

... безопасного поведения должны соответствовать определенному возрастному периоду [26]. Также при обучении детей правилам безопасного поведения нужно учитывать ведущий тип деятельности в данном возрасте [23]. ... школьников разных возрастных категорий и родителей г. Вологды о правилах безопасного поведения на дороге детей и взрослых. Задачами научно-исследовательской работы являются: ) провести ...

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)

Необходимость раннего (с 3-летнего возраста) комплексного систематического коррекционного воздействия определяется возможностью компенсации речевого недоразвития на данном возрастном этапе.

Учитывая структуру речевого и неречевого дефекта детей данной категории, режим дня и расписание занятий в младшей группе детского сада составлены таким образом, чтобы, с одной стороны, максимально эффективно осуществлять коррекционную работу, а с другой — создавать оптимальные условия для сохранения и развития здоровья дошкольников.
Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппами. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.
Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:

· развитие понимания речи;

· развитие активной подражательной речевой деятельности;

· развитие внимания, памяти, мышления детей.

 

Задачи и содержание логопедической работы с детьми, имеющими 1 уровень ОНР.

Левина. Две основные задачи:

— развитие конкретных представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях, с которыми ребенок постоянно сталкивается в быту.

— развитие понимания тех слов и выражений, которые отражают знакомую детям действительность, их деятельность в семье.

Для ознакомления с окружающим миром используются рисование, лепка, экскурсии. Эти занятия способствуют формированию связей между предметом и образом. Речевые упражнения сочетаются с музыкально-ритмическими занятиями, изобразительной деятельностью. В процессе деятельности с предметами у детей уточняется и накапливается словарь, развивается понимание различных форм и оборотов разговорной речи, формируются первичные словесные обобщения. Задания, которые требуют от ребенка что-то показать должны быть направлены на предметы, которые ребенок видит. Постепенно задание усложняется и ребенку даются задания о предметах, которые он не видит. Детей учат различать слова, схожие по звучанию, но разные по смыслу (кукла Вова и Вава, собачка Авва).

10 стр., 4613 слов

Развитие речи ребенка 2

... цели в работе были рассмотрены вопросы развития речи ребенка, понимания и становления речи, факторы риска речевых нарушений и профилактическая работа в ДОУ. Развитие речи ребенка Речь является средством общения людей и формой ... те или иные звуки, уловить звуко-слоговую структуру сложных слов, их окончания и т. п. Развитие речи детей в этом случае обычно существенно задерживается, к тому же ...

Такая же работа проводится с глаголами: несет, везет, копает, катает. Детям попарно в процессе деятельности объясняются разноприставочные глаголы (застегни-расстегни).

Необходимо возбуждать потребность в активной речи. Необходимо обучать детей словам, типичных для обращения: дайте, спасибо, пожалуйста. Дети для понимания значений глаголов выполняют это действие в разных ситуациях. Детям демонстрируется различие винитильного и иминительного падежей. Для развития словаря прилагательных: детям демонстрируют аналогичные предметы, отличающиеся одним признаком, а затем используются разные предметы для сравнения их по тем или иным признакам. Детей стимулируют к фразе: предмет и его действие. Большое место отводится дифференциации понимания вопросительных слов. При обучении детей задавать вопросы создаются специальные условия. (кто-то просит: отдай, а ребенок должен спросить: кому).

Постепенно переходят к диалогической речью.

Трауготтсчитает, что неговорящих детей нужно научить слушать и понимать сказки, также она считает, что на этом этапе необходимо развить элементарную бытовую речь и поставить недостающие звуки. Для развития понимания речи автор предлагает два приема работы: исполнение детьми детализованных поручений педагога, рассказывание и чтение детям сказок и рассказов. Автор считает, что для развития самостоятельной речи полезно применение игр, включающих восклицания и отдельные слова. Речь в игре доступна ребенку.

Гриншпунпредлагает на этом этапе дифференцировать понимание глаголов в повелительном наклонении и в первом лице: иду, иди. Особое внимание автор уделяет развитию связной речи.

Обучение детей первого уровня речевого развития.

Логопедические занятия с безречевыми детьми проводится небольшими подгруппами

( 2 – 3 чел.) в форме игровых ситуаций.

Работа по расширению понимания речи.

— развитие представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, понимания конкретных слов и выражений, отражающих знакомые ситуации и явления.

— усвоение в импрессивной речи названий предметов, действий, постепенно учатся различать признаки предметов (игрушки, одежда, посуда, продукты питания);

— различие форм единственного и множественного числа, существительных и глаголов;

— обращение к одному или нескольким лицам (сядь – сядьте), глаголы близкие по значению (ведут – несут), действия, близкие по сходству (лежит, спит, отдыхает; вяжет, шьет).

— точное понимание речевых конструкций контролируется ответным действием.

Развитие самостоятельной речи.

— создание ситуации, которая вызывает коммуникативно-познавательную потребность в речи.

— детей учат называть близких людей, простые имена, выражать просьбы (иди, дай, на), сопровождая их жестом;

— воспроизведение ударного слога, а затем ритмико-интонационного рисунка 1-2-3 сложных слов (мак, киса, машина);

— детей учат приращивать одинаковые слоги из доступных звуков в конце (рук-ка, нож-ка, лап-ка);

— включение лепетных слов в простые предложения (мама, дай, тут, киса, дай мяч);

— обучение употреблению формы повелительного наклонения;

— обучение умению грамматически правильно строить предложения типа (Вова ,иди. Таня, на мяч.);

2 стр., 710 слов

Как развивать речь ребенка

... действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова; понимание психических особенностей детей в ... и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка ... год и старше. Как развивать речь ребенка Родители,  перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 ...

— использование методического приема просьба: что-то одеть, положить, пере дать

— задание закончить, сказанное логопедом короткое предложение, используя картинку (выученные слова требуют многократного повторения).

— использование приёма – краткий ответ на вопрос.

Работа по формированию звуковой стороны речи.

— выделение заданного слова в ряду других слов (подними флажок, если услышишь слово собака);

— различение слов, близких по звучанию, но разных по смыслу (уточка-удочка),

— различение сходных по звуковому составу предложений (показать на картинке кто купается, кто катается);

— детей учат неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова, сопровождается отхлопыванием с соблюдением соответствующего ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (па-па-па), слоги с разными согласными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги /пап-ап/

Стержневым моментом на этапе обучения является специально организованная эмоциональная игра с определенной учебно-речевой задачей.

Мотивы, цель и ситуация игры конкретизируется в зависимости от направленности овладения словарным запасом, зачатками грамматических значений.

При правильном коррекционном воздействии дети 1 уровня речевого развития начинают использовать зачатки разговорной речи в различных ситуациях в связи с различными видами деятельности.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

  • понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);
  • называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
  • обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);
  • выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
  • отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.
    При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.