Рабочая программа дисциплины (модуля) 6

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Томский государственный университет

Факультет психологии

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«_____"__________________2014__ г.

Общий психологический практикум. Часть 2.

«Психологическое исследование в рамках психотехнических практик. Наблюдение и беседа в психологии»

Специальность

30 401"КЛИНИЧЕСКАЯ Психология".

Специализация

«Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях»

Квалификация (степень) выпускника

Специалист

Форма обучения

очная

Томск

2014

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоениядисциплины (модуля) Общий психологический практикум. Часть 2. «Психологическое исследование в рамках психотехнических практик. Наблюдение и беседа в психологии» являются:

— содействие овладению студентами ключевыми исследовательскими компетенциями, являющимися основой профессионального опыта психолога, позволяющими корректно формулировать запрос к средствам исследования и использовать возможности конкретных психотехнических приемов и методик при организации и проведении психологического исследования;

— приобретение умений написания отчетов о результатах использования психотехнических приемов и методик в научном исследовании и при решении прикладных задач психологической практики.

Задачи заключаютсяв подготовке студентов к владению :

— методами психологического исследования в рамках психотехнических практик;

3 стр., 1152 слов

Анализ различных направлений использования метафоры в практике психологического консультирования

... изучение и анализ различных направлений использования метафоры в практике психологического консультирования. Объект исследования – метафора как элемент работы с клиентом в процессе ... тему: «Анализ различных направлений использования метафоры в практике психологического консультирования» выполнила: студентка V курса факультета психологии ********* научный консультант: Корнеев А.С. Москва, ...

— процедурами получения и описания эмпирических данных;

— стандартными способами представления и обработки данных и анализа результатов; планирования эмпирических исследований;

— навыками изучения отдельных методов через наблюдение за их использованием специалистами-психологами с последующим анализом способов и результатов их работы;

— видами наблюдения в психологии: стандартизованным, лабораторным, полевым, включенным, невключенным;

— навыками ведения, обработки и интерпретации протоколов;

— видами беседы в психологии: стандартизированной, частично стандартизированной, свободной;

— навыками ведения беседы; подготовки и проведения частично стандартизированной беседы;

— навыками создания психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения и беседы;

— умениями написания отчетов о результатах проведенных с помощью различных методов исследований и оказания воздействий в соответствии с общепринятыми в психологии требованиями.

2.Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата

Профессиональный цикл.

Общий психологический практикум (ОПП), часть 2 «Психологическое исследование в рамках психотехнических практик. Наблюдение и беседа в психологии» является важным компонентом базовой составляющей профессионального цикла в структуре базовой профессионально-психологической подготовки на факультете и входит в состав содержательного модуля «Методология и методы исследования». Как и курс общей психологии, ОПП дает фундаментальные основы профессиональной подготовки бакалавров вне зависимости от их дальнейшей специализации. Струк­тура ОПП и принципы обучения в нем способствуют дальнейшему погружению студентов в профессиональный опыт и овладению совре­менными формами профессиональной деятельности. Обучение в ОПП позволяет студентам получить универсальный профессиональ­ный опыт, необходимый для дальнейшей специализации. Этим обес­печивается преемственность между ОПП и профилизацией, способствуя возникновению и последовательному формированию познавательной и профессиональной мотивации студентов, их активности и самостоятельности, выработке собственной позиции и, в конечном счете, профессиональному самоопределению. Данный раздел ОПП представляет собой второй этап в подготовке будущего практического психолога к исследовательской деятельности, предоставляя студенту возможности овладения профессиональными компетенциями (организации, проведения психологического наблюдения и беседы), которые будут необходимы в курсах «Экспериментальная психология», «Психодиагностика», «Основы психологического консультирования», «Психотерапия» и др .

6 стр., 2919 слов

Начало беседы: психологические приемы

... более 15-30 минут рабочего времени переговорщиков. Начало беседы: психологические приемы В начале переговоров проводится предварительная оценка команды другой ... . Речь идет о навыке ак­тивного слушания - важнейшего условия эффективной коммуни­кации. ... скрытые за по­зициями интересы. Для приобретения этого навыка надо не только уметь сказать, но и услышать сказанное ...

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Общий психологический практикум. Часть 2. «Психологическое исследование в рамках психотехнических практик. Наблюдение и беседа в психологии»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

— принципы и методы психологического исследования;

— этические нормы проведения исследования с людьми;

— процедуру получения и описания эмпирических данных;

— способы представления, обработки и анализа данных;

уметь:

— видеть психологическую реальность и вычленять ее при описании человека;

— самостоятельно выделять психологические проблемы и формулировать запрос к средствам исследования;

— применять базовые процедуры получения, обработки и описания эмпирических данных и анализа результатов с помощью методов наблюдения и беседы;

владеть:

— начальными навыками использования психотехнических приемов в исследовательской и практической работе с людьми;

— навыками проведения различных видов психологического наблюдения ;

— навыками ведения стандартизированной (нестандартизированной) беседы;

— алгоритмом анализа и представления результатов психологического исследования;

— навыками создания психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения и результатов беседы.

Демонстрировать способность и готовность к

  • владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
  • использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

  • применению основных математических и статистических методов, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);
  • владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

  • восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
  • осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
  • ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического

функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-9).

  • применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-10);
  • пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-11);

— участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-12);

  • применению стандартизованных психологических технологий, позволяющих осуществлять решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-13);
  • проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-14);
  • подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участие в их проведении (ПК-19);
  • реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-25).

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа.

п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Психологические методы и их комплексное применение.

3

-

-

Текущий контроль-

рефлексивный семинар

1

Метод наблюдения

3

-

-

12п

14с

Текущий контроль- письменные отчеты о выполненных заданиях

2

Метод анкетирования

3

-

-

8п

10с

Текущий контроль- письменные отчеты о выполненных заданиях

3

Метод беседы

3

-

-

8п

10с

Текущий контроль-

письменные отчеты о выполненных заданиях

Промежуточная аттестация — зачет

Содержание разделов

Психологические методы и их комплексное применение.

Цели и задачи, организационная система и логика курса Проблема метода в психологии. Сущность психологического явления, его структура, функции и проявления. Этические нормы психолога. Конфиденциальность при проведении обследования и обсуждении результатов. Способы предъявления результатов испытуемому. Ответственность перед исследуемыми. Развитие гуманистического отношения к испытуемым на всех стадиях проведения исследований. Проблема подбора адекватных исследовательских техник. Специфика психологического видения в ситуации психотехнического действия, исследовательская и практическая установ­ка в работе психолога и ее влияния на психологическое видение че­ловека. Внутренняя позиция наблюдателя и проблема объективности данных наблюдения. Обработка и анализ всех полученных данных, соотнесение их с «психологическим портретом» и «анамнезом», подготовка заключения по изучаемому случаю. Формулировка дополнительных гипотез, их эмпирическая проверка с подбором соответствующих методик. Значение психологического портрета в пси­хологической и практической работе.

Метод наблюдения — Сущность и особенности наблюдения. Процедуры получения и описания эмпирических данных. Объективное наблюдение. Самонаблюдение. Виды наблюдения в психологии: стандартизированное, лабораторное, полевое, включенное, невключенное. Навыки наблюдения, обработки и интерпретации протоколов. Состав процедуры. Определение задачи и цели. Выбор объекта, предмета и ситуации. Предмет наблюдения, его связь с целями исследования, диагностики и психологического воздействия, теоретическими представлениями и методологическими принципами психолога. Выбор способа наблюдения. Способ регистрации наблюдаемого объекта. Фиксация получаемой информации.

Обработка и интерпретация полученной информации. Возможные задачи наблюдения. Объект наблюдения. Ситуации наблюдения. Предмет наблюдения. Типы наблюдения. Методы обработки результатов наблюдения. Единицы квантификации. Преимущества и недостатки наблюдения. Стереотипы, эффекты и ошибки. Закономерности наблюдения. Методические документы. Выбор адекватных методик наблюдения соответственно целям исследования. Проблема статистической обработки исходного материала. Влияние личностных особенностей исследователя при интерпретации данных наблюдения. Протоколирование данных наблюдения: письменное и с использованием специальных технических средств регистрации; сплошное и выборочное; во время наблюдения и после его завершения; в словесной форме, наглядной и с использованием условных обозначений. Основные проблемы, возникающие при использовании метода наблюдения: методические, этические, гносеологические. Способы преодоления этих проблем.

Метод анкетирования — Место опроса (анкетирования) в структуре психологического исследования. Этапы построения вопросника. Основные фазы анкетирования: адаптация, сбор основной информации, выход из ситуации анкетирования. Основные требования к конструированию анкеты: формальные (общий вид, качество и цвет бумаги, вариации шрифтов, качество печати, расположение вопросов и предполагаемых ответов на листе и др.), формально-содержательные (обращение к респонденту, типы и формулировки вопросов, общая структура анкеты, типы вариантов ответов и др.), содержательной обоснованности (соответствие вопросов цели исследования, надежность и валидность анкетирования).Правила формулирования вопроса. Открытые и закрытые вопросы. Последовательность вопросов. Процесс анкетирования. Регистрация данных анкетирования. Необходимость предварительной апробации анкеты. Основные проблемы, возникающие при составлении и использовании анкеты.

Метод беседы — Виды беседы в психологии: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная. Подготовка и проведение частично стандартизированной беседы. Навыки ведения беседы. Коммуникатор (исследователь, интервьюер).

Респондент (реципиент, объект интервьюирования).

Инструментарий (вопросник, искусство коммуникатора).

Среда (условия интервьюирования в частности).

Коммуникатор (интервьюер, исследователь) Особенности взаимодействия исследователя и респондента.

Создание ситуации общения. Основные цели метода беседы: сбор данных и оказание воздействия на человека. Виды беседы. Место беседы и ее продолжительность. Схема наблюдения за поведением че­ловека в ситуации открытого социального общения. Понятия: дистанция общения, контекст, контакт, диалог, занимаемая позиция в общении, социальный фасад, индивидуальный стиль ведения беседы. Приемы установления и поддержания психологического контакта: приемы невербального общения (пространственное расположение, поза, кивки головой, наклоны корпуса, визуальный контакт, мимика и др.), приемы вербального общения (использование положительныхоценочных высказываний и не использование отрицательных, контактоустанавливающие частицы и замещающие их фразы, повторения отдельных слов, голосовые характеристики речи и др.).

Общие требования к данным, собираемым в процессе беседы: подробность, фактичность и понятность. Основныеприемы и правила сбора подробных, фактических и понятных данных. Контент-анализ беседы. Необходимость сбора сопутствующих данных посредством наблюдения заневербальным и паравербальным поведением собеседника. Ведение протокола по предложенной схеме; получение первичного опыта содержательного анализа текста ин­тервью (вопрос—ответ); получение первичного опыта обнаружения про­блемных областей личности; создание психологического портрета глав­ного персонажа в ситуации интервью. Основная фаза. Завершение интервью. Разновидности интервью. Процедура. Регистрация данных. Этапы подготовки и проведения. Факторы повышения эффективности метода. Достоинства и недостатки. Позиции слушания. Методы воздействия в процессе беседы.

5. Образовательные технологии

Условием эффективного усвоения содержания курса Общий психологический практикум. Часть 2. «Психологическое исследование в рамках психотехнических практик. Наблюдение и беседа в психологии» является сочетание практических занятий в специально оборудованных аудиториях с практикумом в естественных условиях жизнедеятельности испытуемых. При изучении дисциплины используются:

— технология кейс-стади, использующая описание реальных жизненных ситуаций (case- случай, англ.), работа с которыми позволяет проанализировать практическую ситуацию, найти вариант адекватного использования изучаемых методов;

— лабораторный практикум;

— исследовательский практикум в условиях реальной жизнедеятельности испытуемых;

— ролевая игра «Беседа с психологом», направленная на формирование умения применять усвоенные знания в ситуациях квазипрофессиональной деятельности;

— технология рефлексивного семинара, направленного на развитие умения актуализировать наблюдаемые феномены, фактологично фиксировать их и делать предметом профессионального обсуждения с коллегами.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 87% аудиторных занятий.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля

По модулю 1:

  1. Практическая значимость показателей психического явления для объективной оценки изучаемого явления.
  2. Принципы изучения психологических явлений.
  3. Психологический анализ поведения человека.
  4. Правила проведения психологических исследований .

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить эссе на тему «Проблема взаимосвязи особенностей профессиональной позиции психолога и объективности психологического исследования в рамках психотехнических практик».

По модулю 2:

  1. Основные принципы организации психологического наблюдения.
  2. Основные формы метода наблюдения.
  3. Условия наблюдения.
  4. Средства наблюдения.
  5. Способы наблюдения.

Задания для самостоятельной работы

1.Определить необходимый для наблюдения набор опорных элементов (характеризующих появление эмоциональной экспрессии) и соответствующих им признаков, предполагаемый к использованию при оценке интенсивности проявле­ния каждого из признаков.

2. Провести наблюдение за проявлением эмоциональной экспрессии (в ситуации просмотра видеосюжета).

3. Выделить из заданных в категориальной системе Р. Бейлза те единицы наблюдения, которые могут быть использованы при реализации стандартизованного наблюдения в условиях реального образовательного процесса.

4. Отработка использования стандартизированной методики категоризованного наблюдения в условиях реальной жизнедеятельности.

5. Разработать и апробировать программу включенного полевого наблюдения за испытуемым с целью составления его поведенческого портрета.

По модулю 3:

  1. Сравнение методов интервью и анкетирования.
  2. Повышение надежности первичной информации при опросе.
  3. Возможности и ограничения метода анкетирования как исследовательского метода в психологии.

Задания для самостоятельной работы

1. Разработать анкету и провести опрос с последующим анализом результатов.

По модулю 4:

  1. Сопоставительный анализ обыденного разговора и профессиональной беседы.
  2. Сущность метода беседы и его концептуальная модель.
  3. Основные этапы беседы и проблемы, возникающие при ее проведении.

Задания для самостоятельной работы

  1. Разработать схему проведение полустандартизованной беседы.
  2. Составить аналитическое заключение процесса общения в ходе психологической беседы по итогам ролевой игры.
  3. Подготовить рефлексивный отчет по итогам работы в практикуме, отражающий особенности овладения (достижения и дефициты) соответствующими исследовательскими компетенциями.

Примерный перечень вопросов к зачету

1. Исследовательская и практическая установ­ки в работе психолога и их влияния на психологическое видение че­ловека в ситуации психотехнического действия.

2. Внутренняя позиция наблюдателя и проблема объективности данных наблюдения.

3. Охарактеризуйте сущность, особенности и виды наблюдения в психологии

4. Опишите состав процедуры, возможные задачи объект и ситуации наблюдения.

5. Опишите методы обработки результатов наблюдения, основные принципы и единицы квантификации.

6. Охарактеризуйте преимущества и недостатки, стереотипы, эффекты и ошибки наблюдения

7. Какие процедуры носят название «полевое включенное наблюде­ние»? Каким требованиям должна удовлетворять эта методическая про­цедура?

8. Каковы особенности нестандартизованного наблюдения? В чем обыч­но заключаются цели его использования?

9. Какие факторы обеспечивают надежность данных полевого наблю­дения?

10. Каковы могут быть типы дневниковых записей?

11. В чем заключаются формальные и содержательные требования к дневнику наблюдений в данном задании?

12. Каковы типичные ошибки при ведении дневниковых записей?

13. Как решается проблема согласия наблюдателей1?

14. Что такое «поведенческий портрет»? Какие задачи решаются с по­мощью его составления психологом?

15. Каковы возможные области применения «поведенческого портрета»?

16. Каково место методики Р. Бейлза в системе методик наблюдения (объект наблюдения, техника наблюдения)?

17. В чем заключаются особенности стандартизованных техник наблюдения?

18. Как проводить протоколирование и первичную обработку протоко­лов наблюдения ?

19. Охарактеризуйте сущность метода беседы.

20. Виды беседы в психологии.

21. Процедура проведения частично стандартизированной беседы.

22. Опишите особенности взаимодействия исследователя и респондента.

23. Охарактеризуйте разновидности интервью, опишите процедуру, особенности регистрации данных.

24. Возможности и ограничения метода опроса в психологическом исследовании.

Текущий контроль осуществляется проведением устных и письменных опросов, анализом отчетов о выполненных практических заданиях.

Итоговая оценка, выставляемая в зачетку и ведомость, складывается из итогового балла, полученного за работу в семестре, и балла, полученного по итогам выполнения тестового задания на зачете. Распределение весов при расчете итоговой оценки:

— итоговый балл за работу в семестре — 0,6

— итоговый балл, полученный за выполнение тестового задания — 0,4

К сдаче экзамена студенты допускаются при отработке всех практических и проектных заданий.

Порядок расчета итогового балла и критерии оценки за выполнение заданий:

1. За выполнение отдельного задания:

0 баллов — задание не выполнено

1 балл — на занятии присутствовал, но выполнение задания не оформлено

2 балла — задание выполнено частично, оформление не соответствует требованиям

3 балла — задание в целом выполнено, но оформление не соответствует требованиям

4 балла — задание в целом выполнено, но оформление лишь частично соответствует требованиям

5 баллов — задание выполнено, но есть серьезные претензии к обобщениям и интерпретации результатов

6 баллов — задание выполнено, но в оформлении слабо выражена аналитическая позиция

7 баллов — выполнение задания и оформление результатов в целом соответствует требованиям, хотя есть незначительные замечания

8 баллов — выполнение задания и оформление результатов в полной мере соответствует требованиям

9 баллов — при выполнении задания и оформлении результатов ярко проявляется исследовательская позиция студента

10 баллов -выполнение задания и оформление результатов свидетельствуют о творчестве студента, отличаются оригинальностью

2. Распределение весов за каждое задание:

— задание «Наблюдение за проявлением эмоциональной экспрессии в деятельности» -0,2

— отработка использования стандартизированной методики категоризированного наблюдения в условиях реальной жизнедеятельности — 0,2

— составление поведенческого портрета — 0,3

— анализ процесса общения в ходе психологической беседы — 0,2

— отработка навыков разработки анкеты — 0,1

Порядок расчета итогового балла и критерии оценки за выполнение

тестового задания

8 правильных ответов — 10 баллов

7 правильных ответов — 9 баллов

6,5 правильных ответов — 8 баллов

6 правильных ответов — 7 баллов

5,5 правильных ответов — 6 баллов

5 правильных ответов — 5 баллов

4,5 правильных ответа — 4 балла

3,5 правильных ответа — 3 балла

3 правильных ответа — 2 балла

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Общий психологический практикум. Часть 2. «Психологическое исследование в рамках психотехнических практик. Наблюдение и беседа в психологии»

а) основная литература:

1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии.- М.: Academa, 2001.-с.316

2. Глуханюк Н.Д., Дьяченко Е.В., Семёнова С.Л. Практикум по общей психологии. М.: МПСИ, 2003.

3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Академия, 2005.

4. Гудвин С.Д. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2003

5. Дубовская Е.М. Опрос // Социальная психология: Практикум / Под. ред. Т.В. Фоломеевой. М.: Аспект Пресс, 2006. С. 68−89.

6. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003.

7. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Практикум. Учебное пособие — М.: Аспект Пресс, 2002. — 3812с.

8. Крылов А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. П.: Питер, 2001

9. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения.- СПб.: «Речь», 2001. -253с.

10. Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2002. — 103 с.

11. Практикум по психологии состояний / Под ред. А.О.Прохорова.-Изд-во Речь. СПб., 2004. -475с.

12.Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности.- СПб.: Питер., 2001.- С.42

13. Соммерз-Фланаган Дж., Соммерз-Фланаган Р. Клиническое интервьюирование. М. Изд. дом «Вильяме», 2006.

14. Столяренко Л.Д. Основы психологии практикум. «Феникс» Ростов на Дону, 2001.

15. Солсо Р., Маклин К. Эксперимент: планирование, контроль, проведение, анализ. СПб.-М: Прайм-Еврознак, 2003.

16. Соммерз-Фланаган Д., Соммерз-Фланаган Р. Клиническое интервьюирование. СПб.: Диалектика, 2006.

17. Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии» /Отв.ред. А.М.Айламазьян. -М., Психология, 2000. С-479.

б) дополнительная литература:

  1. Басов М.Я. Методика психологического наблюдения за детьми // Хрестоматия по

курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии» / Отв. ред. A.M. Айламазьян. М: УМК «Психология», 2000. С. 6−78.

2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирова­ние. — СПб.: Питер, 2004. — 558 с.

3. Джонс Э.Э., Нисбет Р.Э. Действующее лицо и наблюдатель: различия в восприятии причин поведения // Пайнс Э., Маслач К. Прак­тикум по социальной психологии. -СПб.: Питер, 2000. -С. 149−164.

4. Екинцев В.И. Наблюдение в социально-психологических исследованиях.- Чита. Изд-во ЗабГПУ., 2004.-104с.

5.Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2008.

6. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. Полное руководство. Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

7. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. -СПб.: Питер, 2000.-528 с.

8. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снет-кова. — СПб.: Речь, 2001. — 448 с.

9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психо­логии: Учеб. пособие / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. -СПб.: Питер. 2000.-560 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1.www.lib.tsu.ru

2.

3. www.inion.ru

4. www.viniti.ru

5. www.elibrary.ru

6. diss.rsl.ru

7. www.blackwell-synergy.com

8. www.jstor.org

9. www.oxfordjournals.org/

10. www.sagepub.com/

11. www.sciencemag.org/

12.

13. Мир психологии [Электронный ресурс]/Владимир Качалов. — Электрон. дан. — М., 1999-. — Режим доступа: psychology.net.ru/

14. Psychology.ru: Психология на русском языке [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — М., 2000 —. — Режим доступа: www.psychology.ru/

15. Флогистон [Электронный ресурс]: Неофициальная страница факультета психологии МГУ — Электрон. дан. — М., 1998 -. — Режим доступа: flogiston.ru/

16. Факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова [Электронный ресурс]. — Электрон. дан.- М, 1997 —. — Режим доступа: www.psy.msu.ru/

17. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — М., 1998 —. — Режим доступа: www.rsl.ru/

18.Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — М., 2000 —. — Режим доступа:

19. Научная библиотека МГУ им. М. В. Ломоносова [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — М., 2000 —. — Режим доступа:

20. Научная библиотека Томского государственного университета [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Томск, 1998 —. — Режим доступа: www.lib.tsu.ru

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) —

специализированная учебная аудитория для проведения лабораторного практикума, тренинговая аудитория, телевизор, видеомагнитофон, видеофильмы, мультимедийный проектор, видеокамера.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «Психология» и профилю подготовки «Организационная психология».

Автор (ы) д.психол.н., профессор Краснорядцева О.М.

Рецензент (ы) к.психол.н., доцент Баланев Д.Ю.

Программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии факультета психологии от ___________ года, протокол № ________.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector