Рабочая программа 50

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета КППиСР

______________ А.Н. Корнетов

«____»____________201__г.

По дисциплине «Основы социокультурной и клинической антропологии»

Для специальности_______ «040101 социальная работа»______________

Квалификация __________специалист_____________________________

Форма обучения______________очная______________________________

Кафедра_____________ общей и дифференциальной психологии________

Курс – 2

Семестр — 3

По Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (факультатив)_______________60___________________ часов

По учебному плану__________________________________60_______ часов

Томск 201__г.

Составители:

доцент кафедры ОДП, кандидат биологических наук,

доцент ______________________________________________ ____Н.С. Хоч

«____» ___________ 201_ г.

Программа практики обсуждена и одобрена на заседании кафедры ОДП

Протокол №____ от «____»_________________201__ года

Заведующий кафедрой, доктор психологических наук,

профессор ___________________________________________Л.Ф. Алексеева

«____» ___________ 201_ г.

Согласовано:

1. Научно-медицинская библиотека, должность _______________________ ______________________ _____ /______________________ Г.Н. Вишнякова

«____» ___________ 201_ г.

2. Председатель методической комиссии по специальности

«040101 социальная работа» _________________________ А.Н. Корнетов

Протокол №____ от «____»____________200__ года

  1. Пояснительная записка

Место дисциплины в образовательном процессе: программа по учебной дисциплине «Основы социокультурной и клинической антропологии» разработана в соответствии с ГОС ВПО и Учебным планом по специальности «социальная работа» (раздел «факультативы»).

Теоретической основой данной дисциплины является курсы «Морфология и физиология человека», «Антропология», «Основы психофизиологии», «Психогенетика (генетика поведения)».

Дисциплина связана с курсами «Основы этологии» «Психология», «Возрастная психология и психология развития», «Психодиагностика», «Клиническая психология». Программа входит в блок факультативных дисциплин.

В рабочей программе отражены основные принципы построения ГОС ВПО: системность, научность, преемственность, гуманистичность, прогностичность, практическая значимость, позволяющие обеспечить возможность усвоения теоретических основ дисциплины и формирования профессиональных умений и навыков специалистов по социальной работе в области здравоохранения.

Принципы отбора содержания учебной дисциплины и организации учебного материала: программа основывается на принципах научности и системности усвоения базового материала, принципе модульности и укрупнения дидактических единиц.

  1. Нормативные ссылки

  1. ГОС ВПО по специальности 040101 социальная работа
  2. Учебный план СибГМУ по специальности 040101 социальная работа
  3. Учебный план на текущий учебный год
  4. Примерные рабочие программы, утвержденные УМО по профильным дисциплинам специальности.

  1. Нормативная трудоемкость изучения дисциплины

1. По ГОС (факультатив) _60_часов

2. По учебному плану __60__часов.

Трудоемкость

Количество часов

3 семестр

(18 недель)

Общая

60 часов

Обязательная аудиторная,

в том числе:

Лекции

Практические занятия

и семинары

36

18

18

Самостоятельная работа

24

Курсовая работа

нет

Дипломная работа

нет

Другие виды работ: Реферат

есть

Другие виды работ: Контрольная

есть

Другие виды: Зачет

есть

ИТОГО

60

Цель и задачи изучения дисциплины

    Цель курса – дать студентам основы интегративной антропологии, включающие биосоциальное развитие современ­ного человека (популяционная антропология), полиморфизм системной органи­зации современного человека на индивидуальном и популяционном уровнях и факторы, его определяющие (конституциональные, экологические, социокультурные).

    Задачами изучения дисциплины являются следующие:

    1. Формирование у студентов развернутого представления о специфике антропологического знания в системе современной науки;
    2. Осмысление биологических и средовых факторов психического развития человека в онтоге­незе и их учет в рассмотрении различных психологических проблем;
    3. Показать роль различных антропологических учений, в системе которых раскрывается сущность и своеобразие человеческого бытия в социокультурном пространстве;
    4. Охарактеризовать уникальность формирования и функционирования психики, парадоксальность формирования человеческого сознания, амбивалентность чувств человека, включая в сферу изуче­ния феноменологию бессознательного;
    5. Сформировать навыки по интегрированию понятия «человек и его культура» в одно целое и умение применять его как единицу анализа профессиональных ситуаций.

    5.Структура и содержание дисциплины

    1. Виды учебной работы

    п/п

    Название модуля

    Аудиторные занятия

    СРС

    Всего часов

    лекции

    Практические

    и семинары

    М 1

    Характеристика антропологии. Сферы антропологического знания. Состояние проблем в современной антропологии. «Новые» разделы антропологии: валео­логический, клинический, их общая характеристика. Краткий очерк истории антропологии. Место психологии в антропологических исследованиях.

    Основные положения современной антропологии, необходимые для профессиональной деятельности в области социальной помощи населению, место антропологических знаний в системе профессиональных компетенций специалистов по социальной работе

    4

    6

    6

    16

    М 2

    Социокультурная и психологическая антропология

    Основные подходы к изучению культур в XIX — начале XX века: Эволюционизм,Диффузионизм,Биологизм,Психологизм,Психоаналитизм,Функционализм.

    Целостные культурно-антропологические концепции середины XX века: Теория Уайта,Антропология Крёбера,Антропология Херсковица.

    Взаимодействие культуры и личности. Особенности функционирования и воспроизводства культур: Направление «культура-и-личность». Теория схем в когнитивной психологии. Основные понятия когнитивной антропологии. Представление и когнитивная структура действия. Когнитивное развитие. Антропологический синтез. Антропология эмоций. Эволюционистский подход в психологической антропологии. Психологическая антропология как наука о культурной самоорганизации.

    6

    6

    10

    22

    М3

    Клинические и экологические аспекты антропологии.

    Антропогеоценоз – территориально-антропоэкологическая система. Экологические аспекты здоровья и болезней. Культура и физическое здоровье. Культура и психическое здоровье.

    8

    6

    8

    22

    Итого

    18

    18

    24

    60

    Содержание дисциплины Модуль 1. Антропология в системе знаний о человеке

      Характеристика антропологии. Сферы антропологического знания: биологическая антропология, социальная антропология, теологическая антропология, куль­турная антропология, политическая антрополо­гия, психо­логическая антропология, структурная антропология и философская антропология. Предмет и задачи антропологии. Интегративная ан­тропология и системная антропология. Состояние проблем в современной антропологии. «Новые» разделы антропологии: валео­логический, клинический, их общая характеристика. Краткий очерк истории антропологии. Место психологии в антропологических исследованиях.

      Краткий очерк теорий происхождения человека. Эволюционная концепция антропогенеза Ч. Дарвина. Христианско-теологическая концепция культуро- и антропогенеза. Орудийно-трудовая теория антропогенеза К. Маркса и Ф. Энгельса. Культурно-психологическая концепция антропогенеза З. Фрейда. Антропогенетическая концепция внутривидовой неоднородности человечества Б.Ф. Поршнева и Б.А. Диденко. Символическая концепция антропогенеза Э. Кассирера. Культурно-психофизиологическая концепция антропогенеза Ю.М. Бородай и др.

      Модуль 2. Социокультурная и психологическая антропология

      Основные подходы к изучению культур в XIX — начале XX века: Эволюционизм,Диффузионизм,Биологизм,Психологизм,Психоаналитизм,Функционализм. Эволюционистская концепция культуры Э. Тайлора. Эволюционизм Г. Спенсера. Теория древних обществ Л.Г. Моргана. Диффузионистские аспекты теории культур Л. Фробениуса и Ф. Гребнера. Социологическая школа в антропологии. Социологический подход к культуре Э. Дюркгейма. Концепция первобытного мышления Л. Леви-Брюля. Антропология А. Кребера как реализация культурно-исторического подхода. Биологизаторское и психологическое направление в изучении культур. Психоаналитический подход к изучению культур: З. Фрейд, Г. Рохейм. К. Юнг. Функционализм и структурализм в культурной антропологии: Б. Малиновский, А.Р. Радклифф-Браун.

      Целостные культурно-антропологические концепции середины XX века: Теория Уайта,Антропология Крёбера,Антропология Херсковица.

      Взаимодействие культуры и личности. Особенности функционирования и воспроизводства культур: Направление «культура-и-личность»,Детство как феномен культуры,Мышление и культура,Этнопсихологическое изучение культур.

      Концепция основной личностной структуры А.Кардинера. Распределительная модель культуры: вклад К. Дюбуа и Э. Уоллеса. Концепция «картины мира», self, личностные когниции. Мотивационный подход Д. Макглелланда. Вклад Ф. Хсю и др.

      Современная психологическая и когнитивная антропология и культурная психология. Д.Уайт: дискурс-центрированный подход. Т. Шварц: дистрибутивная (опытно-процессуальная) модель культуры. Концепции М. Спиро, Р. ЛеВина, Д. Ингхейма, М. Коула, Дж. Брунера, Д. Верча, Э. Хатчинса, Э. Боша. Теория схем в когнитивной психологии. Основные понятия когнитивной психологии. Представление и когнитивная структура действия. Когнитивное развитие. Антропологический синтез. Антропология эмоций. Эволюционистский подход в психологической антропологии. Психологическая антропология как наука о культурной самоорганизации.

      Модуль 3. Клинические и экологические аспекты антропологии

      Понятие конституции. Морфологические аспекты конституции (пропорции, костно-мышечные и жировые координаты).

      Основные типы телосложений. Функциональные аспекты конституции. Биологическая индивидуальность. Морфофункциональные взаимоотношения. Психофизиологические аспекты конституции. Роль ЦНС в регуляции биохими­ческой жизнедеятельности. Психосоматические ассоциации. Конституция и половой диморфизм. Генетические основы конституции. Экологические аспекты кон­ституции. Понятия адаптации и стрессоустойчивости. Основные проявления дезадаптации в процессе онтогенеза. Биоритмы. Биосимметрия как результат эволюционной адаптации. Антропогеоценоз – территориально-антропоэкологическая система. Экологические аспекты здоровья и болезней. История развития знаний о влиянии внешней среды на здоровье человека. Валеологическая антропология

      Основные составляющие валеологической антропологии (соматопсихическая целостность, формы и факторы изменчиво­сти, факторы благополучия и уровни здоровья).

      Содержание понятия «здоро­вье». Культура и физическое здоровье: культурные различия в представлениях о здоровье, культурные различия в лечении заболеваний. Культура и психическое здоровье: кросскультурные исследования патологического поведения. Культура и лечение патологического поведения. Культура и эмоции: выражение эмоций, восприятие эмоций, переживание эмоций, оценка эмоций, язык эмоций. Культура и невербальное поведение.

      Заключение.

      1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

      6.1. Рекомендуемая литература

      Основная:

      1. Хрисанфова, Е. Н. Антропология [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по биологическим специальностям / Е. Н. Хрисанфова, И. В. Перевозчиков. — 3-е изд. — М. : Издательство Московского университета ; М. : Высшая школа, 2002. — 400 с.
      2. Антропология [Текст] : хрестоматия : учебное пособие для студентов / сост.: Л. Б. Рыбалов, Т. Е. Россолимо, И. А. Москвина-Тарханова. — М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2002; Воронеж : МОДЭК, 2007.- 448 с.

      Дополнительная:

      1. Капустин, С.А. Теории нормальной и аномальной личности в классических направлениях психотерапии: проблема интеграции [Текст]: учебное пособие для / С. А.Капустин. — М. : Психология, 2000. — 96 с
      2. Личность и её взаимодействие с социальной средой: непроторенная дорога [Текст]: / В.В. Гафаров [и др.]; ред.: Е.В. Акимова; Сибирское отделение Российской Академии медицинских наук (Новосибирск), Межведомственная лаборатория эпидемиологии сердечно-сосудистых заболеваний. Сибирская академия управления и массовых коммуникаций (Новосибирск) = A person and his interaction with social environment: unbeaten track/Gafarov V.V., Gromova Ye.A., Kabanov Yu.N., Gagulin I.V.; ed. Akimova Ye. V.: монография. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. – 280 с.
      3. Маршак, В.В. Все виды отклонений в человеческой психике [Текст] / В.В. Маршак. – Ростов н/Д.: Феникс,2006. – 252 с. – ISBN 5-222-07760-8.
      4. Механизмы индивидуальной адаптации [Текст]: сборник материалов Всероссийской научной конференции. ТГУ, 2006. – 176 с.
      5. Психолого-педагогическая антропология [Текст] : учебно-методический комплекс : методическое пособие / К. Г. Языков [и др.] ; Томский педагогический университет (Томск).

        — Томск : Издательство Томского педагогического университета, 2011. — 124 с. — ISBN 978-5-89428-541-2

      6. Современные проблемы биомедицинской, клинической, психологической антропологии и социокультурной антропологии/ сб. материалов Всерос. конф. с межд. участием под ред. Н.А.Корнетова, Л.С.Сысоевой [Текст]. – Томск: Изд-во Ивана Федорова, 2008. В 2 т.
      7. Тегако, Л. И. Практическая антропология [Текст] : учебное пособие / Л. И. Тегако, О. В. Марфина. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 320 с. — (Высшее образование) (Учебники).

        — ISBN 5-222-03542-5

      8. Хомутов, А. Е. Антропология [Текст] : учебное пособие / А. Е. Хомутов. — 2-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 384 с. — (Высшее образование).

        — ISBN 5-222-03539-5.

      1. Материально-техническое обеспечение

      Преподавание дисциплины осуществляется на кафедре ОДП. Образовательный процесс обеспечен:

      1. Средствами визуализации
      2. Учебными видеофильмами
      3. Компьютерным классом

      7.Требования к освоению содержания дисциплины:

      После окончания изучения данной дисциплины студенты должны:

      Иметь представление:

      • об основных терминах, понятиях и концепциях биологической, социальной, культурной, психологической и клинической антропологии и смежных областей знаний о человеке, а так же о месте человека в антропобиогеоценотических системах;
      • об эволюционных, экологических и конституциональных закономерностях и особенностях развития и их влиянии на психологические и поведенческие характеристики человека и сообществ людей.

      Знать: общие аспекты филогенеза, онтогенеза, социо- и культурогенеза.

      Уметь:

      • охарактеризовать различные сферы антропологии;
      • применять понятие «человек и его культура» как единицу анализа профессиональных ситуаций.