МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Антропология
Направление подготовки
050100.62 Педагогическое образования
Профиль подготовки
Иностранный язык
Изобразительно исскуство
Степень выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Сроки обучения _________________________________
(полная, сокращенная)
Г.
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины (модуля)
Задачами дисциплины являются
Место дисциплины в структуре ООП
Учебная дисциплина «Антропология» является одной из дисциплин по выбору федерального компонента профессионального цикла государственного образовательного стандарта ВПО.
Учебная программа дисциплины «Антропология» составлена в соответствии с современным пониманием психологической и педагогической наук, методологическими основами образования и моделью профессиональной подготовки специалистов, бакалавров и магистров. Программа полностью соответствует ГОС ВПО, примерной программе УМО и учебному плану основной образовательной программы.
Учебная программа дисциплины «Антропология» составлена в соответствии с современным пониманием психологической и педагогической наук,…
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать
Уметь
Владеть
4.Структура и содержание дисциплины
МОДУЛЬ 1. ПРЕДМЕТ АНТРОПОЛОГИИ
Тема 1. Предмет антропологии, ее место в системе наук.
Специфика человека как объекта естественнонаучного изучения. Определение антропологии. Место антропологии в теориях познания и системе наук. Место антропологии в системе университетских дисциплин. Цели и задачи изучения дисциплины ¢¢Антропология¢¢
Тема 1.1. Антропология как наука и как учебная дисциплина
... Модуль I. Антропологические парадигмы в основных типах культуры Тема 1.1. Антропология как наука и как учебная дисциплина Учение о человеке в системе философского мировоззрения. Онтология, теория познания, ...
Тема 2. История развития антропологии
Исторические условия возникновения антропологии. Этапы развития науки антропологии. От физической антропологии к культурному эволюционизму. Реконструкция эволюционизма и антропологический структурализм. Современное состояние науки антропологии
Тема 3. Основные разделы и методы антропологии.
Предмет, цели и задачи физической антропологии. Предмет, цели и задачи философской (эколого-философской) антропологии. Предмет, цели и задачи культурной антропологии. Предмет, цели и задачи психологической антропологии.
Тема 3. Основные разделы и методы антропологии. Предмет, цели и задачи физической антропологии. Предмет, цели и задачи…
МОДУЛЬ 2. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ И ЧЕЛОВЕКА
Тема 4.Этапы эволюции вселенной и человека.
Самоорганизации пространственно-временной Вселенной (преджизнь).
Самоорганизации косной материи (возникновение жизни).
Самоорганизация живой материи (появление человека).
Самоорганизация мыслящих живых существ (развитие ноосферы)
Тема 5. Антропогенез
Свидетельства о происхождении человека. По поводу особого места человека в природе. Предпосылки становления человека. Количественное и качественное развитие человека.
Тема 6. Развитие сознания человека и его внутреннего мира
Сознание: происхождение и сущность. Роль и место культуры (труда и языка) в становлении сознания человека. Строение сознания: структура и виды. Основные теории сознания
Тема 7. Эволюция жизненных миров человека
Типологические основания введения понятия жизненных миров. Инфантильный (внешне легкий и внутренне простой) жизненный мир. Реалистический (внешне трудный и внутренне простой) жизненный мир. Ценностный (внешне легкий и внутренне сложный) жизненный мир. Творческий (внешне трудный и внутренне сложный) жизненный мир. Эволюция жизненных миров человека.
МОДУЛЬ 3. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ВРЕМЕН
Тема 8.Антропологические представления основных школ философии
Представления о человеке на Древнем Востоке (Индия, Китай).
Человек в Античном мире. Средневековые антропологические представления. Эпоха Возрождения и ее отношение к человеку. Homo Sapiens в эпоху Просвещения
Тема 9.Антропологические основания ведущих направлений (школ) современной практической психологии
Антропологические основания в психоанализе. Представления о человеке в бихевиоризме. Гуманистическая психология о человеке. Человек в экзистенциальной психологии
Представления о человеке на Древнем Востоке (Индия, Китай).
Человек в Античном мире. Средневековые антропологические представления. Эпоха… Тема 9.Антропологические основания ведущих направлений (школ) современной практической психологии
МОДУЛЬ 4. ГЛОБАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ СОВРЕМЕННОСТИ И РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИХ ПРЕОДОЛЕНИИ
Тема 10.Внутриличностные кризисы и их преодоление
Стресс и его преодоление. Фрустрация. Психотехнологии решения жизненных задач. Конфликты. Согласование внутренних противоречий. Кризис личности. Роль смыслообразования в преодолении кризиса
Тема 11. Социальные конфликты, их природа и способы разрешения
Конфликты как объективно необходимое условие эволюции общества. Специфика опасности социальных конфликтов. Многообразие этно-культурных установок и разрешение межэтнических противоречий. Роль понимания законов социокультурной динамики для прогнозирования и предотвращения конфликтов в обществе
Тема 12.Экологический кризис современности и его преодоление
Роль научно-технического прогресса в формировании потребительского отношения человека к природе. Коэволюция человека в природе и обществе. Принципы формирования экологического мировоззрения. О роли образования, воспитания и просвещения в продвижении человечества к ноосфере
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов, зачетных единиц 3.
Таблица 1.
Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы
Вид учебной работы | Зачетные единицы | Академические часы |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия (всего) | 1,4 | |
В том числе: | ||
Лекции | 0,6 | |
Лабораторные работы (ЛР) или практические занятия (ПР) или семинарские занятия | 0,8 | |
Самостоятельная работа (всего) | 1,6 | |
В том числе: | ||
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей | ||
Подготовка контрольных работ | ||
Подготовка курсовых проектов (работ) | ||
Изучение тем лекций | ||
Подготовка к рубежному контролю | ||
Подготовка к промежуточной аттестации (экзамену) | ||
Контроль (всего) | ||
В том числе | ||
Входной, текущий, рубежный | ||
Промежуточная аттестация (экзамен)** |
Таблица 2.
Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость и виды учебной работы
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ | Зачетные единицы/ академические часы | ||||
Всего | Лекции | Лабораторые работы | Самостоя –тельная работа | Контроль (входной текущий, рубежный) | ||
МОДУЛЬ 1. ПРЕДМЕТ АНТРОПОЛОГИИ | ||||||
Тема 1. Предмет антропологии, ее место в системе наук. | ||||||
Тема 2. История развития антропологии | ||||||
Тема 3. Основные разделы и методы антропологии. | ||||||
МОДУЛЬ 2. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ И ЧЕЛОВЕКА | ||||||
Тема 4. Этапы эволюции вселенной и человека. | ||||||
Тема 5. Антропогенез | ||||||
Тема 6. Развитие сознания человека и его внутреннего мира | ||||||
Тема 7. Эволюция жизненных миров человека | ||||||
МОДУЛЬ 3. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ВРЕМЕН | ||||||
Тема 8. Антропологические представления основных школ философии | ||||||
Тема 9. Антропологические основания ведущих направлений (школ) современной практической психологии | ||||||
МОДУЛЬ 4. ГЛОБАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ СОВРЕМЕННОСТИ И РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИХ ПРЕОДОЛЕНИИ | ||||||
Тема 10. Внутриличностные кризисы и их преодоление | ||||||
Тема 11. Социальные конфликты, их природа и способы разрешения | ||||||
Тема 12. Экологический кризис современности и его преодоление |
:
Таблица 3.
Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ | ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ |
МОДУЛЬ 1. ПРЕДМЕТ АНТРОПОЛОГИИ | ||
Тема 1. Предмет антропологии, ее место в системе наук. | Специфика человека как объекта естественнонаучного изучения. Определение антропологии. Место антропологии в теориях познания и системе наук. Место антропологии в системе университетских дисциплин. Цели и задачи изучения дисциплины ¢¢Антропология¢¢ | |
Тема 2. История развития антропологии | Исторические условия возникновения антропологии. Этапы развития науки антропологии. От физической антропологии к культурному эволюционизму. Реконструкция эволюционизма и антропологический структурализм. Современное состояние науки антропологии | |
Тема 3. Основные разделы и методы антропологии. | Предмет, цели и задачи физической антропологии. Предмет, цели и задачи философской (эколого-философской) антропологии. Предмет, цели и задачи культурной антропологии. Предмет, цели и задачи психологической антропологии. | |
МОДУЛЬ 2. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ И ЧЕЛОВЕКА | ||
Тема 4. Этапы эволюции вселенной и человека. | Самоорганизации пространственно-временной Вселенной (преджизнь).
Самоорганизации косной материи (возникновение жизни). Самоорганизация живой материи (появление человека). Самоорганизация мыслящих живых существ (развитие ноосферы) |
|
Тема 5. Антропогенез | Свидетельства о происхождении человека. По поводу особого места человека в природе. Предпосылки становления человека. Количественное и качественное развитие человека. | |
Тема 6. Развитие сознания человека и его внутреннего мира | Сознание: происхождение и сущность. Роль и место культуры (труда и языка) в становлении сознания человека. Строение сознания: структура и виды. Основные теории сознания | |
Тема 7. Эволюция жизненных миров человека | Типологические основания введения понятия жизненных миров. Инфантильный (внешне легкий и внутренне простой) жизненный мир. Реалистический (внешне трудный и внутренне простой) жизненный мир. Ценностный (внешне легкий и внутренне сложный) жизненный мир. Творческий (внешне трудный и внутренне сложный) жизненный мир. Эволюция жизненных миров человека. | |
МОДУЛЬ 3. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ВРЕМЕН | ||
Тема 8. Антропологические представления основных школ философии | Представления о человеке на Древнем Востоке (Индия, Китай).
Человек в Античном мире. Средневековые антропологические представления. Эпоха Возрождения и ее отношение к человеку. Homo Sapiens в эпоху Просвещения |
|
Тема 9. Антропологические основания ведущих направлений (школ) современной практической психологии | Антропологические основания в психоанализе. Представления о человеке в бихевиоризме. Гуманистическая психология о человеке. Человек в экзистенциальной психологии | |
МОДУЛЬ 4. ГЛОБАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ СОВРЕМЕННОСТИ И РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИХ ПРЕОДОЛЕНИИ | ||
Тема 10. Внутриличностные кризисы и их преодоление | Стресс и его преодоление. Фрустрация. Психотехнологии решения жизненных задач. Конфликты. Согласование внутренних противоречий. Кризис личности. Роль смыслообразования в преодолении кризиса | |
Тема 11. Социальные конфликты, их природа и способы разрешения | Конфликты как объективно необходимое условие эволюции общества. Специфика опасности социальных конфликтов. Многообразие этно-культурных установок и разрешение межэтнических противоречий. Роль понимания законов социокультурной динамики для прогнозирования и предотвращения конфликтов в обществе | |
Тема 12. Экологический кризис современности и его преодоление | Роль научно-технического прогресса в формировании потребительского отношения человека к природе. Коэволюция человека в природе и обществе. Принципы формирования экологического мировоззрения. О роли образования, воспитания и просвещения в продвижении человечества к ноосфере |
Таблица 4.
Соответствие содержания требуемым результатам обучения*
№ п/п | РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ | Учебно- образовательные модули | ||
Модуль 1 | Модуль 2 | Модуль 3 | ||
Знания:* | ||||
1.1 | ||||
Умения: | ||||
Владение: | ||||
Профессиональные компетенции: | ||||
Тема 12.Экологический кризис современности и его преодоление Роль научно-технического прогресса в формировании потребительского отношения человека к природе. Коэволюция человека в…
Таблица 6
Учебно-образовательные модули дисциплины и
междисциплинарные связи с последующими дисциплинами*
№ п/п | Учебно-образовательные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин* | |||
Биология | Физиология | КСЕ | |||
МОДУЛЬ 1. ПРЕДМЕТ АНТРОПОЛОГИИ | |||||
Тема 1. Предмет антропологии, ее место в системе наук. | |||||
Тема 2. История развития антропологии | |||||
Тема 3. Основные разделы и методы антропологии. | |||||
МОДУЛЬ 2. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ И ЧЕЛОВЕКА | |||||
Тема 4. Этапы эволюции вселенной и человека. | |||||
Тема 5. Антропогенез | |||||
Тема 6. Развитие сознания человека и его внутреннего мира | |||||
Тема 7. Эволюция жизненных миров человека | |||||
МОДУЛЬ 3. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ВРЕМЕН | |||||
Тема 8. Антропологические представления основных школ философии | |||||
Тема 9. Антропологические основания ведущих направлений (школ) современной практической психологии | |||||
МОДУЛЬ 4. ГЛОБАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ СОВРЕМЕННОСТИ И РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИХ ПРЕОДОЛЕНИИ | |||||
Тема 10. Внутриличностные кризисы и их преодоление | |||||
Тема 11. Социальные конфликты, их природа и способы разрешения | |||||
Тема 12. Экологический кризис современности и его преодоление |
№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин …
Образовательные технологии
Таблица 7.
Образовательные технологии, применяемые в процессе обучения по дисциплине
№ п/п | Учебно-образовательный модуль. Цели применения активных форм обучения | Темы и применяемые активные формы обучения и другие образовательные технологии | |
МОДУЛЬ 1. ПРЕДМЕТ АНТРОПОЛОГИИ Цель: | Тема 1. Предмет антропологии, ее место в системе наук. | ||
Тема 2. История развития антропологии | |||
Тема 3. Основные разделы и методы антропологии. | |||
МОДУЛЬ 2. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ И ЧЕЛОВЕКА Цель: | Тема 4. Этапы эволюции вселенной и человека. | ||
Тема 5. Антропогенез | |||
Тема 6. Развитие сознания человека и его внутреннего мира | |||
Тема 7. Эволюция жизненных миров человека | |||
МОДУЛЬ 3. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ВРЕМЕН Цель: | Тема 8. Антропологические представления основных школ философии | ||
Тема 9. Антропологические основания ведущих направлений (школ) современной практической психологии | |||
МОДУЛЬ 4. ГЛОБАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ СОВРЕМЕННОСТИ И РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИХ ПРЕОДОЛЕНИИ Цель: | Тема 10. Внутриличностные кризисы и их преодоление | ||
Тема 11. Социальные конфликты, их природа и способы разрешения | |||
Тема 12. Экологический кризис современности и его преодоление |
Образовательные технологии, применяемые в процессе обучения по дисциплине № п/п Учебно-образовательный модуль. Цели …
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Таблица 8.
Учебно-образовательные модули дисциплины и самостоятельная работа
№ п/п | Учебно-образовательные модули дисциплины | Трудоемкость СРС, зач.ед./ часы | Виды самостоятельной работы студентов | Зач. ед./ часы |
Модуль 1. | 1. Изучение тем лекций | |||
2. Подготовка к лабораторным занятиям | ||||
3. Подготовка к тестированию по модулю | ||||
4. Подготовка к тренингу | ||||
5. Подготовка к ролевой игре | ||||
6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) — экзамену | ||||
Модуль 2 | 1. Изучение тем лекций | |||
2. Подготовка к лабораторным занятиям | ||||
3. Подготовка к тестированию по модулю | ||||
4. Подготовка к тренингу | ||||
5. Подготовка к ролевой игре | ||||
6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) — экзамену | ||||
Модуль 3 | 1. Изучение тем лекций | |||
2. Подготовка к лабораторным занятиям | ||||
3. Подготовка к тестированию по модулю | ||||
4. Подготовка к тренингу | ||||
5. Подготовка к ролевой игре | ||||
6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) — экзамену | ||||
Модуль 4 | 1. Изучение тем лекций | |||
2. Подготовка к лабораторным занятиям | ||||
3. Подготовка к тестированию по модулю | ||||
4. Подготовка к тренингу | ||||
5. Подготовка к ролевой игре | ||||
6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) — экзамену |
Таблица 8. Учебно-образовательные модули дисциплины и самостоятельная работа № …
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
Темы контрольных работ
1. Динамическое взаимодействие составляющих жизнедеятельности личности (Я-ОНО-Сверх Я) в судьбе человека.
2. Степень прочности компонентов — сознательного, подсознательного и бессознательного — в структуре составляющих личности.
3. Групповое сознание, психология и потребность во взаимодействии с Личностью.
4. Динамика изменения массовых сознания, психологии и потребности в историческом процессе.
5. Религия и искусство как проявление духовной составляющей развития общества.
6. Взаимодействие врожденных сущностей Личности с окружающей природой и социальной средой.
7. Устойчивое развитие общества до ноосферического уровня и требования к Личности как базовой составляющей такого общества.
8. Причины многообразия подходов к изучению проблем Человека.
9. Генетические связи между человеком и животным.
10. Изменение представлений Человека о его месте в мироздании.
11. Каждый ли человек Личность?
12. Первоисточник врожденных инстинктов при возникновении жизни.
13. Психика, интеллект, духовность.
14. Природа интеллектуальных способностей Человека.
15. Природная и социальная обусловленность Человека в структуре его духовности.
16. Человеческая личность, ее структура и смысл существования (по
Э. Фромму).
17. Соотношение неосознаваемого и сознательного в мотивах деятельности Человека.
18. Сознание и мышление, их отличия и особенности.
19. Процесс самоорганизации внутреннего мира применительно к циклу человеческой жизни.
20. Основные отличия структуры внутреннего мира и циклов жизни мужчины и женщины.
21. Темперамент, характер, Личность; их формирование и познаваемость.
22. Животные и социальные группы: общее и особенное.
23. Роль неосознаваемого в обусловленности человеческого поведения.
24. Взаимодействие социальных групп и массы.
25. Роль Личности в обществе и истории.
26. Социальная среда и Личность: особенности взаимодействия.
27. Природа талантливости и гениальности.
28. Возможности Человека: биологический, психологический и социальный аспекты.
29. Род, племя, народность, национальность, семья. Что объединяет людей?
30. Цикличность в развитии этносов и цивилизаций.
31. Идеи самоорганизации применительно к развитию общества.
32. Роль веры в становлении Человека и Личности.
33. Понятие философской и религиозной веры, по К. Ясперсу.
34. О возникновении жизни во Вселенной.
35. Парапсихология и психология: союз или противоположность?
36. Связь астрофизики, биологии, географии с формированием и развитием Человека.
37. Возникновение сознания на Земле.
38. История развития взаимоотношений Человека и Природы.
39. Типы среды обитания людей: природный, квазиприродный и артеприродный.
40. Возможна ли дальнейшая эволюция человека?
41. Безотходное производство: миф или реальность?
42. Законы народонаселения (сравнительный анализ концепций Т.Р. Мальтуса, Р. Парсонса, И.С. Шкловского).
43. Что несет наука человечеству?
44. Возможно ли формирование Личности вне искусства?
45. Общечеловеческие ценности: идеал или реальность?
46. Какими путями формируется нравственность Личности?
47. Может ли право быть аморальным?
48. Политическая сторона жизнедеятельности общества.
49. Производство и экономика и их соотношение с другими составляющими жизнедеятельности в обществе.
50. Развитие представлений о смысле жизни в истории общества.
51. Причины возникновения ноосферного этапа развития цивилизации.
52. Возможен ли экологический конец света?
53. Существуют ли смысл и направленность развития общества?
54. Экологический императив и его роль в обеспечении коэволюции природы и общества.
2. Степень прочности компонентов — сознательного, подсознательного и бессознательного — в структуре составляющих личности. 3. Групповое сознание, психология и потребность во взаимодействии с… 4. Динамика изменения массовых сознания, психологии и потребности в историческом процессе.
Вопросы для проверки остаточных знаний студентов по курсу
учебной дисциплины ¢¢Антропология¢¢
1. Представления об эволюции Вселенной от Большого взрыва до возникновения жизни.
2. Представления об универсальной эволюции мироздания П. Тейяр де Шардена, И. Пригожина, Н. Моисеева, Ю. Урманцева.
3. Современные гипотезы о возникновении жизни (В. Вернадский, Л. Пастер, А. Пресман и Г. Менский).
4. Современная гипотеза о возникновении сознания (А. Хазен,
Ю. Бородай, Ю Семенов).
5. Что есть сознание Человека? Многообразие концепций о Человеке и сущности его внутреннего мира.
6. Специфика философского и естественнонаучного подхода к изучению Человека. Человек как целостное универсальное и уникальное существо.
7. Индивид, Человек, Личность, субъект.
8. Проблема жизни, смерти и бессмертия в свете современных представлений об участии квантовых процессов в сознании (Д. Бом,
К. Прибрам, В.Налимов, Г. Менский).
9. Внутренний мир человека и его структура: сознание, подсознание, бессознательное.
10. Психические характеристики человека: темперамент, характер, личность. Современные концепции определения темперамента, характера и личности человека.
11. Эмоции и стресс. Динамические стереотипы реагирования от индивидуального и видового опыта.
12. Межличностные конфликты, их причины и способы их разрешения.
13. Религиозный способ постижения человеческой сути.
14. Знание, вера и суеверие в современной духовной культуре.
15. Феноменология и природа парапсихологических явлений.
16. Внутренняя и внешняя эфаптическая коммуникативность клеточных структур и организмов.
17. Личность и социальная группа. Понятие «групповых» и «массовых» составляющих жизнедеятельности социальных субъектов.
18. Проблема межличностных отношений.
19. Природная и социальная мотивация составляющих жизнедеятельности как основа становления Человека Личностью.
20. Социокультурная динамика среды и ее влияние на Личность.
21. Эволюция представлений человека о своем месте в природе.
22. Экологический подход к изучению социоестественной истории общества. Циклические колебания в экосистеме Земли и их связь с обществом.
23. Экология личности и экология общества как условия их коэволюции с Природой.
24. Глобальные проблемы современности.
25. Глобальные кризисы и роль Личности в их преодолении.
26. Пути преодоления глобальных кризисов.
27. Цивилизация и Человек в условиях становления ноосферы.
28. Философско-антропологические представления от древности до наших дней
1. Представления об эволюции Вселенной от Большого взрыва до возникновения жизни. 2. Представления об универсальной эволюции мироздания П. Тейяр де Шардена, И.… 3. Современные гипотезы о возникновении жизни (В. Вернадский, Л. Пастер, А. Пресман и Г. Менский).
Экзаменационные вопросы по курсу учебной дисциплины
«Антропология»
1. Объект, предмет и задачи науки антропология
2. Философско-антропологические представления древнего Востока
3. Значение антропологических знаний в практической деятельности психолога
4. Антропологические представления в античной философии
5. Место антропологии в системе естественнонаучных и гуманитарных наук
6. Философско-антропологические представления средневековья
7. Определение антропологии. Основные разделы и методы
8. Философско-антропологические представления в эпоху Возрождения
9. Краткий очерк развития антропологии. Ее современное состояние
10. Философско-антропологические представления в Эллинско-Римский период
11. Психогенез. Человек в природе и обществе. Понятие антропоморфизма.
12. Философско-антропологические представления в эпоху Просвещения
13. Этапы эволюции вселенной и человека
14. Антропологические представления в русской религиозной философии
15. Эволюция представлений о человеке от древности до наших дней
16. Философско-антропологические представления в психоанализе
17. Основные подходы к изучению Человека и Личности
18. Философско-антропологические представления в бихевиоризме
19. Эволюция представлений человека о своем месте в природе и обществе
20. Философско-антропологические представления в гештальт-терапии
21. Роль культуры (языка, письменности) в становлении и эволюции человека
22. Философско-антропологические представления в психодраме
23. Детерминанты поведения человека в различных культурах
24. Философско-антропологические представления в НЛП
25. Глобальные кризисы современности и роль личности в их преодолении
26. Философско-антропологические представления в психосинтезе
27. Внутренний мир человека и его структура
28. Антропологические представления в гуманистической психологии
29. Что есть сознание человека? Разнообразие концепций о человеке
30. Философско-антропологические представления в когнитивной психотерапии
31. Типологические основания введения понятия жизненных миров
32. Философско-антропологические представления в директивной психотерапии
33. Инфантильный (внешне легкий и внутренне простой) жизненный мир
34. Философско-антропологические представления в недирективной психотерапии
35. Реалистический (внешне трудный и внутренне простой) жизненный мир
36. Философско-антропологические представления в онтопсихологии
37. Ценностный (внешне легкий и внутренне сложный) жизненный мир Антропологические представления в процессуальной психотерапии
38. Творческий (внешне трудный и внутренне сложный) жизненный мир
39. Философско-антропологические представления в позитивной психотерапии
40. Экологический подход к изучению социоестественной истории общества
41. Философско-антропологические представления в рационально-эмотивной терапии
42. Экология личности и экология общества как условия их коэволюции с Природой
43. Философско-антропологические представления в Христианстве
44. Глобальные проблемы современности
45. Философско-антропологические представления в Буддизме
46. Пути преодоления глобальных кризисов
47. Философско-антропологические представления в Исламе
48. Цивилизация и Человек в условиях становления ноосферы
49. Антропологические представления в Эзотеризме
1. Объект, предмет и задачи науки антропология 2. Философско-антропологические представления древнего Востока 3. Значение антропологических знаний в практической деятельности психолога
Список литературы
А) Основная литература
Антропология. Хрестоматия – Москва, 1999.
Железнов Ю.Д., Абрамян Э.А., Новикова С.Т. Человек в природе и обществе.
/ Введение в эколого-философскую антропологию. – Москва, 1998.
Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. – Москва, 1999.
Коротец И.Д., Штомпель Л.А., Штомпель О. М. Человек и общество.
/ Словарь-справочник. – Ростов-на Дону, 1996.
Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию.
– Москва, 1999.
Минюшев Ф. И. Социальная антропология / Курс лекций. – Москва, 1997.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии.
– Москва, 2000.
Б) Дополнительная литература
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. – М., 1990.
Вернадский В. И. Мышление как планетарное явление.–Москва, 1980.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Москва, 1990.
Клакхон Д. Зеркало для человека. – Москва, 1998.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. – Москва, 1980.
Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы.
— Москва, 1994.
Савин А.Ю. Ноокосмология. – Москва, 1996.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – Москва, 1972.
Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. – Москва, 1998.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Контроль и оценка результатов обучения.
Таблица 9.
Примерная модульно-рейтинговаякарта по дисциплине
Виды учебной работы | Максимальный балл | Зачетный балл |
Модуль 1. | ||
в том числе | ||
Посещение лекций | ||
Подготовка и выполнение лабораторных работ | ||
Текущий контроль | ||
Подготовка и участие в тренинге | ||
Подготовка и участие в ролевой игре | ||
Рубежный контроль по Модулю 1. (тестирование, коллоквиум) | ||
Mодуль 2. | ||
в том числе | ||
Посещение лекций | ||
Подготовка и выполнение лабораторных работ | ||
Текущий контроль | ||
Подготовка и участие в тренинге | ||
Подготовка и участие в ролевой игре | ||
Рубежный контроль по Модулю 1. (тестирование, коллоквиум) | ||
Модуль 3 | ||
в том числе | ||
Посещение лекций | ||
Подготовка и выполнение лабораторных работ | ||
Текущий контроль | ||
Подготовка и участие в тренинге | ||
Подготовка и участие в ролевой игре | ||
Рубежный контроль по Модулю 1. (тестирование, коллоквиум) | ||
Модуль 4 | ||
в том числе | ||
Посещение лекций | ||
Подготовка и выполнение лабораторных работ | ||
Текущий контроль | ||
Подготовка и участие в тренинге | ||
Подготовка и участие в ролевой игре | ||
Рубежный контроль по Модулю 1. (тестирование, коллоквиум) | ||
Промежуточная аттестация -экзамен | ||
Итого по дисциплине: |
9.Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
— специально оборудованные кабинеты и аудитории, лаборатории;
— классы компьютерной техники;
10. Глоссарий основных определений дисциплин (модуля).
Авторы:
Утверждено на учебно — методическом совете института от ________№
Рассмотрено на заседании учебно-методического совета университета от ________№
Примерная модульно-рейтинговаякарта по дисциплине Виды учебной работы Максимальный балл Зачетный балл Модуль … 9.Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)