1. Психология как наука

Лекция 1-2. Основы психологии. Высшие психические функции.

  1. Психические процессы высшего порядка.

2.1. Ощущение. Восприятие.

2.2. Внимание. Память.

2.3. Процессы мышления. Воображение

Вопрос 1. Психология как наука.

Психология – это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы высшей психической деятельности человека.

Объект психологии – психика человека, душа, деятельность коры головного мозга. Психика – это деятельность мозга, рефлексия, вторичное и субъективное отражение объективной реальности, мира.

Предмет психологии – изучение закономерностей проявления и развития психики человека как специфической формы отражения действительности в зависимости от социально-культурных условий ее формирования, развития, возрастных изменений и физиологических особенностей.

Психология: общая, профессиональная, возрастная, медицинская, социальная, патопсихология, (парапсихология).

Этапы развития психологии:

I. Донаучный этап. (VII-VI в.в. до н.э.) Мифологическое мировоззрение. Анимизм. Магия (подражательная, контагиозная, предсказательная).

Значение сновидений как признака «путешествия души». Наличие четких приемов психологического воздействия, обусловленных «магическими» знаниями шаманов, колдунов, жрецов и других служителей культа. Понятия о душе тотема (дать дубу, взять у тотема душу – родить кого-либо, душа берется у тотема и возвращается тотему).

Психея – бабочка- душа (размах крыльев – 40 мм).

40 недель срок беременности и 40 дней душа совершает мытарства, чтобы попасть в загробный мир, душа должна «родиться после смерти». Инициации – рождение нового члена общества, при этом прежний человек «умирает» в старом качестве и рождается в новом. В религиозных обрядах неофит также умирает и возрождается для жизни в лоне церкви. Этот же цикл происходит в душами людей в масштабе жизни общества (апокалипсис).

Возрождение души связано с лунным циклом, дневным солнечным циклом, земледельческими работами – годовой цикл в средней полосе Евразии, отношение к ресурсам природы охотников а затем земледельцев – принцип возмещения ресурсов (гусь встряхнись, нельзя ломать кости, иначе душа не сможет вернуться).

Индейцы Северной Америки верили, что душа человека состоит из доброй части, которая после смерти соединяется с мировой гармонией, и злой части, которая превращается в злого духа, которого надо задабривать (два волка в душе – добрый и злой, победит тот, которого ты лучше кормишь).

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... общественной психологии людей и ее месте в системе общественного сознания.регулятивная: показывает, какое непосредственное воздействие общественно-психологические явления оказывает на развитие экономических ... социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, как он взрослеет. ...

II. Философский этап: античность и до XVIII в. Начало развития основ психологии как науки о сознании.

1)Античное психологическое знание развивает учение об элементах тела и психики: темпераменты зависят от преобладания крови, желчи, черной желчи, лимфы. Структура души у Платона и Аристотеля. Понятие памяти у Платона, воображения у Аристотеля. Метод беседы Сократа – начало психодиагностической и психотерапевтической беседы. Профилактику аффективных состояний Аристотель видит в переживании катарсиса во время игры актеров – психотерапевтическая роль искусства. Предпосылки когнитивной теории эмоций у Эпикура. Стоики вводят понятия роли, внешней и внутренней свободы.

2) Средние века – появляется метод интроспекции, что связано с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать – все это называется сознанием. Основной метод наблюдение за самим собой и описание фактов.

3) В психологи Возрождения развивается сенсуализм и рационализм. Теория рефлекса Декарта. Лейбниц делает попытку ввести понятие бессознательного.

III. Ассоциативная психология – первая психологическая школа: конец XVIII в. – до XIX в. Предметом ассоциативной психологии является сознание, состоящее их ощущений, представлений и чувств, а затем поведения. Мотивы поведения не учитываются. Привносится метод проб и ошибок. Возникает концепция адаптационной функции психики.

IV. Экспериментальная психология: середина XIX XX в.в.Психология приобретает статус самостоятельной науки. Первые экспериментальные лаборатории, исследование элементарных психических процессов. Первые тесты.

V. Методологический кризис в психологии. 1910-1930 г.г. Возникает множество школ и подходов: первые теории и концепции развития личности, теории обучения социального, развивающего, гештальтпсихология, бихевиоризм, экспериментальные исследования познавательных процессов (когнитивная психология), учитывается воздействие культуры и социального окружения, метод психоанализа, первые проективные тесты.

VI. Психологические школы 1930-1940 г.г. – гуманистическая и экзистенциальная психология (предмет науки тесно связан с сущностью личности), развивается когнитивная и генетическая психология (предмет науки связан с изучением познавательных процессов. Развитием высших психических функций, сознания, интеллекта, этапами переработки информации).

Экспериментальные методы изучения интеллекта, совершенствуются психотерапевтические технологии.

VII. Современная психология с 1970-х гг. по настоящее время.

Стремление к синтезу достижений различных школ. Появление разнообразных диагностических и экспериментальных методов. Каждые пять лет появляется новая отрасль психологи (напр. психология эмиграции).

8 стр., 3985 слов

Тестовые задания по дисциплине «Психология и развитие человека»

... развитие животных и человека; C) высшая ступень совершенствования личности; D) высшая форма(ступень) развития психики, свойственная только человеку; E)высокоорганизованный психический процесс духовного развития человека. ... нижеперечисленных законов восприятия в психологии не существует? A) закон ... существованием, переселением душ, сверхъестественных признаков; D) состояние человека, характеризующее ...

Появляются междисциплинарные исследования и науки: психогенетика, психофизиологии, взаимодействие с виртуальной средой, реабилитация в экстремальных ситуациях, психология толпы, психология рекламы, массового поведения, управления индивидуальным и коллективным сознанием, психология коммуникаций.

Задачи психологии:

  • Выявлять сущность и закономерности развития психических явлений
  • Научится управлять ими как индивидуально, так и коллективно
  • Использовать полученные знания как для развития теории, так и для управления социальными отношениями, для педагогических технологий, творческого развития личности, в реабилитационных целях.

Вопрос 2. Психические процессы высшего порядка

2.1. Ощущения и восприятие.

Психофизиологическая основа познавательных процессов. Ощущение и восприятие. Внимание и память. Мышление и воображение. Речь Простейшие психические процессы. Виды ощущений. Физические основы ощущений. Естественные фоновые поля и виды излучений живого организма человека как основа ощущений, психофизиологического состояния.

Труды И.П.Павлова: «Двадцатилетний опыт». Пороги ощущений: абсолютный и разностный. Профессиональная деятельность и разностный порог ощущений. Свойства ощущений. Адаптация, сенсибилизация и контраст ощущений. Специфика и роль ощущений в креативных процессах.

Ощущение и восприятие как основа психических процессов высшего порядка. Вклад отечественных физиологов в понимание структуры когнитивных процессов.

Ощущение — это простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств и явлений окружающего мира, которые через органы чувств (рецепторы) воздействуют не мозг человека.

Виды ощущений – зрение (90% информации), слух (9% информации), осязание (1% информации), обоняние (у первобытных – ведущее чувство), вкус, ощущение температуры, ощущение состояния электро-магнитного и гравитационного полей, ощущение времени – социальное ощущение.

Абсолютный (нижний) порог ощущений — минимальная величина раздражителя, при котором возникает ощущение. Верхний порог – ощущения исчезают вследствие перегрузки рецепторов.

Рецепторы – специализированные нервные окончания, преобразующие раздражение в возбуждение.

Разностный порог ощущений – минимальное изменение интенсивности раздражителя, дающее новое ощущение. В творческом процессе происходит уменьшение разностных порогов, достигаемое тренировкой зрения (сто оттенков черного), слуха (абсолютный слух), вестибулярного аппарата.

Органы чувств – единственный непосредственный источник информации об окружающем мире, дающий субъективный образ реальности. Объективный образ реальности может быть составлен человеком только на основе фиксированных шкал пространства, времени, световых и звуковых волн.

И.П.Павлов описал работу анализатора – анатомо-физиологического аппарата нервной системы, специализированного для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.

9 стр., 4287 слов

Роль и виды ощущений у человека

... ощущений………………………………………………………13 пороги ощущений; адаптация; взаимодействие ощущений; сенсибслизация и сенистезия; контраст ощущений. Заключение Список литературы Введение Мозг человека непрерывно получает сигналы о том, что происходит в окружающей среде, внутри самого организма человека, ...

Анализатор состоит из трех частей:

1 Периферический отдел или рецептор (органы чувств) специализирован для восприятия определенных раздражителей. Сами органы чувств выработаны эволюцией в процессе приспособления к условиям внешней биологической и техногенной среды.

2. Чувствительные нервы – центростремительный (афферентный): импульсы от рецепторов передаются в центральный отдел анализатора, и центробежный (эфферентный): из центрального отдела анализатора импульс идет к периферической нервной системе, управляющей мышцами.

3. Специализированный отдел (участок) коры головного мозга, в подкорковых и корковых отделах происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

В психологии конца XIX – начала XX века считалось, что получение ощущений – пассивный процесс (рецепторная теория ощущений), но современная рефлекторная теория ощущений утверждает, что ощущения –активный процесс, для которого необходимы реакции вегетативной системы (сужение сосудов), мышечные реакции (сокращения мыщц).

Более сложные ощущения вообще невозможны без активных целенаправленных действий (М.В. Ломоносов открыл наличие атмосферы у Венеры в момент ее прохождения по диску Солнца).

Необходимость компенсации отдельных сенсорных дефектов и специфические требования профессиональной деятельности вызывают сенсибилизацию — обострение чувства восприятия, пороги чувствительности снижаются, а диапазон их расширяется.

Свойства ощущений.

  1. Качество – специфика ощущений: шкала звуковых частот и обертонов (скрипка Страдивари и синтезатор) порождают особое качество воспринимаемых звуков, цвета дают свои спектры теплоты, насыщенности, яркости. Контрастности – разное качество изображения.
  2. Интенсивность – определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора (Степа Лиходеев не определил после пьянки в брюках он или нет).
  3. Длительность – определяется силой действующего раздражителя, функциональным состоянием рецептора и временем действия.
  4. Пространственная локализация раздражителя – внутри организма локализовано или разлито, снаружи, на расстоянии, отсюда берет начало специализация рецепторов.

Классификация ощущений.

Интерорецепторы – фиксируют органические ощущения внутреннего состоянии человека, расположены во внутренних органах.

Проприорецепторы – фиксируют кинестетические ощущения положения частей тела в пространстве.

Экстерорецепторы – фиксируют ощущения, связанные с состоянием внешней среды (звук, свет, тепло, запах, форма, объем), контактные и дистантные.

Синестезия – взаимодействие ощущений различной модальности (цветное зрение, образный слух).

18 стр., 8877 слов

Познавательные процессы. Ощущение и восприятие.

... деятельности; в его процессе участвуют установки, эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Это необходимое условие ориентировки человека в окружающей среде. Теории восприятия Структуралистская теория восприятия. Ощущение как единица перцептивного ...

Две основные формы изменений чувствительности: адаптация (повышение или понижение чувствительности) зависит от условий внешней среды; сенсибилизация или повышение чувствительности – зависит от состояния организма.

Контраст ощущений вызывает адаптацию (в темноте глаза привыкают к отсутствию света).

Утрата и восстановление способности ощущать.

Беркутов А.М. и др. «Фундаментальные основы комплексной хрономагнитотерапии». Биомедицинские технологии и радиоэлектроника // Научно-прикладной журнал. №7, 2003.

«Комплексная хрономагнитотерапия – высокая медицинская технология воздействия на организм человека заданными сложными динамическими магнитными полями низкой частоты и малой интенсивности с целью диагностики, активации, восстановления и лечения.

Именно комплексная магнитотерапия по сравнению с другими методами имеет самый многомерный вектор биотропного, энергоинформационного воздействия, включающего временные, частотные, амплитудные, пространственные, скоростные, фазовые и другие компоненты, определяющие пространство состояний магнитотерапевтической среды…

Синхронное соответствие биопроцессов в организме является фундаментальной основой жизни проявляется в виде иерархически выстроенных систем всевозможных биоритмов».

Сердечно сосудистая система – 0,04- 0,15 Гц

Вены 0,04-0,08 Гц

Сердце 10-15 Гц

Капилляры 0,8-3 Гц

Пульс 0,5-3 Гц

ЦНС 0,3 – 100 ГГц

ПНС 50 Гц – 1 МГц

Дыхательная система 0,1-5 Гц

Клеточные мембраны 1МГц

Резонансная частота третичной структуры ДНК 40 ГГц

Гуляев Ю.В. «Физические поля и излучения человека: новые методы ранней медицинской диагностики». Биомедицинские технологии и радиоэлектроника // Научно-прикладной журнал. №2, 2000.

Виды физических полей и излучений человека и их характерные величины.

  1. ИК Инфракрасное тепловое излучение (на длинах волн 1-15 мкм из глубины кожи на 100 мкм) характеризует функционирование сети капиллярных потоков крови в коже, обеспечивающих терморегуляцию тела (достаточно мощное — 10 мВт на 1 кв. см кожи, около 100 Вт со всей поверхности тела).
  2. СВЧ Сверхвысоких частот радиотепловое излучение несет информацию о динамике тепловых процессов внутри организма.
  3. ЭП Электрическое поле а) отражает биоэлектрическую деятельность мозга, сердца, мускулов и внутренних органов; б) отражает трибоэлектическую нагрузку на имеющий высокое сопротивление слой эпидермиса, характеризует физиологическую сейсмику тела.
  4. МП Магнитное поле отражает более непосредственно, чем электрическое биоэлектрическую деятельность внутренних органов, поскольку не экранируется электропроводящими тканями организма.
  5. Хемилюминисценция в ближнем а) инфракрасном и б) оптическом диапазонах спектра – позволяет судить о насыщенности тканей кислородом, об антиоксидантном состоянии.
  6. Акустическое излучение — различные виды шумов внутри органов: биение сердца, движение легких, перестальтика желудка, кишечника.
  7. Акустотермальное излучение — характеризует перераспределение температуры внутри организма.

Восстановление биоритмов организма наиболее полноценно происходит в природной среде с естественными магнитными, тепловыми и прочими полями, которые настраивают приведенные выше параметры на оптимальный режим, в природной среде к организму человека возвращается способность получать более тонкие ощущения. Напротив, пребывание в техногенной среде с экстремальными параметрами разрушает биоритмы организма, что ведет к заболеваниям. Так из-за ультразвуковых сигналов подводных лодок на сушу в массовом количестве выбрасываются морские животные, такое же действие на людей оказывают высотные здания (с металлоконструкциями внутри, а само по себе пребывание высоко над землей или глубоко в шахте связано с изменением естественного поля гравитации, за пределами определенного значения которого биопроцессы нарушаются полностью).

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... процессами одновременно),переключение. а) природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное); б) социально обусловленное, связанное с воспитанием и обучением (произвольное). Рациональные формы освоения действительности Память ... Целостность восприятия (достраивание образов предметов). Категориальность восприятия (человек способен осознавать процессы своего восприятия.) Внимание ...

Для творческой деятельности важно уметь поддерживать организм в состоянии «гармонии» биоритмов, сохранять обостренную чувствительность, соблюдать гигиену умственного труда, уметь восстанавливать психические и физические силы организма. Методики этих действий подробно разработаны в традиционных культурах (медитации, физические упражнения, особые режимы питания, психостимуляция (талисманы), минералотерапия, стремления к совершенству духа).

Но каждый творческий человек скорее интуитивно определяет для себя необходимый индивидуальный набор подобных средств.

Восприятие как процесс организации и интерпретации стимулов.

Действие раздражителей — физический процесс.

Возбуждение проводящих нервов – физиологический процесс.

Ощущение как результат работа анализатора – психический процесс.

Восприятие – психологический процесс.

Восприятие — это психологический процесс отражения целостностных комплексов свойств предметов и явлений действительности. Это процесс формирования целостного образа окружающей действительности путем организации и интерпретации информации из внешнего мира, придание смысла образу и его элементам, не является простой суммой ощущений, но ощущения необходимы для восприятия.

Восприятие — это организация и интепретация результатов ощущений в едином осмысленном образе.

Свойства восприятия:

  1. Предметность – соотнесение с конкретным объектом,
  2. Целостность – в отличие от ощущений отражаются не отдельные свойства предмета, а весь предмет целиком,
  3. Константность — постоянность оцениваемых свойств при наличии некоторого допуска отклонений,
  4. Осмысленность – обобщение свойств предмета и отнесение его к определенному классу, присвоение ему символа, кода, знака,
  5. Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, люди разных профессий по разному воспринимают один и тот же объект,
  6. Иллюзорность – искаженное восприятие по разным причинам. Причины искажения восприятия: физические (зависят от состояния среды: ложка в стакане воды), физиологические (зависят от состояния организма: горячее-холодное) и психологические (зависят от установок: ощущения времени, формы, цвета, расстояния).

Установка как фактор искажения восприятия. Тесты Роршаха: голодные люди видят в бесформенных кляксах еду, сытые – несъедобные объекты.

16 стр., 7725 слов

Память как психический процесс 4

... необходимый материал, долго сохраняет его в своей памяти и точно воспроизводит. Память, как и все другие психические процессы, носит ... одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. Изучение памяти явилось одним и первых разделов психологической ... эти таковы: 1. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые ...

Восприятие протяженности, формы, объема, цвета, времени, температуры, звука. Искусство Оп-арта. Магический глаз.

Восприятие времени зависит от насыщенности и интересности событий. Использование особенностей восприятия в творческом процессе.

Восприятие и его закономерности. Факторы, искажающие восприятие. Бихевиоризм: понятие сознания было устранено.

Гештальтпсихология зародилась во Франкфурте-на-Майне в 1920 г.г., представители — Макс Вертгеймер (1880-1943 г.г.), Курт Коффка (1886-1941 г.г.) Вольфганг Келер (1887-1967).

М.Вертгеймер в работе «Экспериментальное исследование видимого движения» обосновал концепцию фи-феномена: движение можно увидеть только при условии временного интервала между раздражителями, действующими на сетчатку глаза, это квантовое, целостное, неделимое явление. Сознание строится из кирпичей-ощущений и цемента-ассоциаций. Сознание – единственная психическая реальность. Восприятие является ведущим психическим процессом в развитии ребенка. Восприятие по принципу «фигура-фон» (Геттинген, Е.Рубин).

Первичные целостные структуры – гештальты. Обучение не может ускорить процесс созревания и наоборот. Созревание гештальтов – главный процесс. Мгновенное, не зависящее от прошлого опыта субъекта переструктурирование гештальта Вольфганг Келер (1887-1967) назвал инсайтом (insight — усмотрение), то есть озарением. Это подчеркивало мгновенный, а не протяженный характер мышления (квантовый, скачками).

Специфика восприятия:

  • фигура-фон,
  • близость элементов позволяет объединять сходные элементы в общую фигуру,
  • «общая судьба» — движение элементов в одну сторону и с одной скоростью позволяет воспринимать их как нечто целое,
  • вхождение без остатка – все элементы должны быть учтены,
  • «хорошая» фигура, «замкнутость» (дизайнерские шрифты)
  • установка наблюдателя,
  • прошлый опыт.

Чувствительность глаза может увеличиваться в 20 млн. раз.

2.2. Внимание. Память

Внимание как психический процесс.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на объекте.

На человека действуют одновременно множество раздражителей, но до сознания доходят лишь, что являются наиболее значимыми и оказываются в поле внимания.

Объектом внимания могут быть не только внешние предметы и действия, но и мысли, представления, переживания самого субъекта.

Доминанта внимания – временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения.

Предельный минимальный вес мозга у мужчин – 1000г г, у женщин – 900 г, ниже которого наблюдается резкое падение умственных способностей.

2 стр., 702 слов

Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями ...

... в условиях определенным образом организованного усвоения и включающий многообразные процессы переработки материала. А.Р. Лурия утверждает, что следы памяти претерпевают изменения, становясь ... науке различают такие процессы памяти, как запоминание (запечатление), сохранение и воспроизведение информации. Запоминание рассматривается как один из процессов памяти, посредством которого осуществляется ввод ...

И.П.Павлов (1849-1936 г.г.): закон индукции нервных процессов.

Возбуждение, возникающее в одной области КГМ, вызывает торможение в других ее областях – закон одновременной (параллельной) индукции.

Возбуждение области КГМ сменяется торможением в этой же области, при этом данный очаг имеет благоприятные условия для нового возбуждения – закон последовательной индукции.

Динамический стереотип – система процессов возбуждения и торможения, закрепленная в КГМ в результате воздействия регулярно повторяющихся раздражителей.

Выработка ДС требует определенного труда и времени.

Образованный ДС облегчает реакции на аналогичные раздражители, экономит энергию нервных клеток.

ДС приобретает очень устойчивый характер, для его замены требуется, по словам И.П.Павлова, «большой нервный труд».

Если при возбуждении нервной клетки расход ее вещества начинает угрожать ее жизни, то в ней развивается охранительное торможение (разновидность — сон).

Гипнотический сон – это не такое полное торможение КГМ, как в обычном сне, участки, свободные от разлитого торможения, называются сторожевыми пунктами.

Существует несколько тормозных фаз КГМ.

Уравнительная фаза – реакции на сильные и слабые раздражители уравниваются. Сильные раздражители вызывают слабую реакцию утомленных нервных клеток, а слабые раздражители дают обычную реакцию.

Парадоксальная фаза – сильные раздражители вызывают еще более слабую реакцию, при этом на слабые раздражители клетки мозга реагируют по-прежнему. Получается, что реакция на сильные раздражители меньше, чем на слабые.

Ультрапарадоксальная фаза – любое положительное раздражение для бодрого состояния оказывается непереносимым для ослабленной клети, что она дает охранительную тормозную реакцию. При этом в корне изменяется реакция на тормозные сигналы. Тормозные раздражители дают положительную реакцию, а положительные раздражители любой силы приводят КГМ в тормозное состояние.

На этом основано действие гипноза: постоянное сильное воздействие на одну доминанту внимания заставляет отключаться остальную область КГМ, наступает гипнотический сон.

У доминирующего нервного центра есть способность накапливать в себе возбуждение и тормозить работу других нервных центров.

Доминанта, согласно А.А. Ухтомскому (1875-1942 г.г.) является физиологической основой внимания.

Внимание имеет социальную природу, порождено трудовой деятельностью и является важнейшей характеристикой трудового процесса.

Согласно взглядам И.М. Сеченова (1829-1905 г.) внимание носит рефлекторный характер. Развивая эту гипотезу, И.П. Павлов высказал гипотезу о том, что внимание обусловлено возникновением очага оптимального возбуждения в результате особого ориентировочного рефлекса. Микельанджело Боунаротти: «Рисуют головой, а не руками».

Современные технические средства позволяют измерять биотоки мозга и фиксировать доминанты внимания, что предвосхищал И.П.Павлов, говоря о «прозрачной черепной коробке», сквозь которую можно было бы видеть блуждающий очаг возбуждения.

11 стр., 5284 слов

Нарушения памяти и мышления

... синдромом, но и потому, что проблема памяти наиболее разработана в классической психологической литературе. Мышление это высшая форма психической деятельности человека, включающая в себя активную ... материала. Процесс забывания это процесс стирания следов памяти за счет наложения другой информации или за счет устаревания информации. Этот процесс был изучен немецким психологом Г.Эббингаузом закон ...

Внимание возможно только на фоне общего бодрствования КГМ. Обнаружены специализированные нейроны внимания. Важную роль в регуляции внимания играет скопление нервных клеток в стволовой части мозга – ретикулярная формация, состоящая из нескольких систем активизации: ориентировочного рефлекса, защитного рефлекса, пищевого рефлекса.

Направленность внимания.

Непроизвольное внимание — возникает без волевых усилий при условии новизны, собственного интереса, сильного раздражителя. («Хочется»).

Произвольное внимание – возникает благодаря усилиям воли («Надо!»), есть цель и мотивация ее достижения.

Послепроизвольное внимание – усилие воли + интерес. Длительная сосредоточенность на объекте, несмотря на усталость (характерна для творческого сосотяния), формируется на основе произвольного внимания («Хочется и надо»).

Формы проявления внимания могут быть сенсорные, моторные и интеллектуальные.

Качества внимания:

устойчивость – длительное сохранение внимания,

переключение – при помощи воли, предохраняет от утомления,

широта внимания = объем внимания + его распределение:

распределение – способность держать в поле внимания несколько объектов одновременно, выполнять несколько действий сразу,

объем внимания – количество воспринимаемых объектов в единицу времени (5-7 объектов за 0,07-0,1 сек),

направленность –на внешние или внутренние процессы (экстравертность и интравертность),

активность – по степени включенности воли (простое и составное воление.)

Формирование внимания в учебном процессе.

Мнемонические процессы.

Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение (ЗСВ) прошлого опыта индивида.

Функции памяти:

Запоминание – связано с приобретенным опытом (механическое, логическое, образное).

Сохранение:

  1. в оперативной (сенсорной) (материал мало изменяется, хранение в течение 0,1-0,5 с незначимых промежуточных результатов деятельности),
  2. в кратковременной (после однократного применения может быть забыто, обычно запоминается не больше 5-7 объектов, хранится 20 сек, «забыли выключить утюг»),
  3. в долговременной памяти а) с сознательным доступом, б) закрытая – доступ возможен только во сне, во время гипноза (сохраненный материал значительно перерабатывается, несколько сходных впечатлений сливаются в одно, объем 10 млрд. нейронов) .

Узнавание – происходит в момент повторного восприятия, сравниваются образы полученный сейчас и сохраненный в памяти.

Воспроизведение – непроизвольное и произвольное, перевод ранее закрепленного материала из долговременной памяти в оперативную.

Припоминание – всегда преднамеренное, происходит по законам ассоциации.

Забывание – невозможность вспомнить, ошибочное узнавание или воспроизведение, вызвано отсутствием постоянного обращения к ранее усвоенному материалу.

Запоминание и воспроизведение в креативном процессе. (Крамской, Ге, Куинджи, Серов, Врубель рисовал «по соображению»).

Рисование по памяти – воспроизводится однажды увиденный однажды ракурс объекта. По воображению — виденный объект трансформируется мысленно: меняется ракурс, освещение, детали. Фантазия – воспроизводится никогда не виденный ранее и возможно нигде не существующий объект.

Феноменальная память. А.Р. Лурия (1902-1977г.г.) «Маленькая книжка о большой памяти». Опыты с Шерешевским, обладавшим сильной образной памятью (эйдетизм).

Объем памяти и возможности его изменения: развивать можно наиболее эффективно только свой личный тип памяти (эмоциональный, образный, смысловой, моторный).

Секрет запоминания состоит не в конкретной мнемотехнике, а в индивидуальном способе восприятия материала, если восприятие удается сделать мотивированным и острым, то и запоминание будет прочным.

Качества памяти. Динамика развития и регресса мнемонических процессов и обусловливающие ее факторы: 20 лет – пик памяти, далее массовое отмирание нейронов, которое, тем не менее, компенсируется новыми связями между ними.

Виды памяти.

По характеру психической активности:

а) Моторная, двигательная, механическая — необходима при отсутствии мотивов.

б) Эмоциональная память – на чувства, обозначает степень удовлетворения потребностей и интересов, необходима артисту.

в) Образная – на различные образы зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, связана с профессиональной деятельностью.

г) Смысловая или словесно-логическая, запоминание смысловых связей (математическое доказательство).

По характеру цели деятельности – произвольное, с установкой на запоминание и непроизвольное, без установки на запоминание

По продолжительности закрепления – оперативная, кратковременная и долговременная.

Виды ассоциаций: простые и сложные (смысловые).

Простые ассоциации:

1) по смежности – параллельно воспринятые образы, припоминание одних вызывает припоминание других;

2) по сходству («Лошадиная фамилия», на самом деле — по смыслу).

3) по контрасту – противоположные качества образа запоминаются попарно (антонимы: «быстро сделать что-либо» — «хорошо»)

Для образования ассоциаций требуются повторения.

Принципиальное отличие воспроизведения от узнавания учебного материала. Профессиональные особенности памяти (Гоголь сжег, а затем восстановил второй том «Мертвых душ», Моцарт «украл» мессу из Ватикана, Репин заново переписал полностью картину «Запорожцы», заметив, что композицию надо сместить на 5 см вверх, Левитан «Не имея памяти можно писать только этюды, а серьезные картины — нет», Куинджи по памяти писал «Лунную ночь на Днепре», Айвазовский –море).

Характер психической активности и виды памяти: двигательная или механическая, эмоциональная, образная, словесно-логическая или смысловая. Память обеспечивает единство и целостность творческой и просто личности (быть в здравом уме и твердой памяти), а также возможность действовать.

Физиология объясняет процесс хранения информации образованием новых нервных связей-ассоциаций.

Биохимия связывает процессы запоминания с изменением состава РНК и др. биохимических структур.

Психология подчеркивает зависимость памяти от характера деятельности человека, мотивации личности.

Моторная память предшествует памяти на образы и мысли. Узнавание предшествует воспроизведению.

Реминесценция – отстроченное воспроизведение кажущегося забытым.

Представление – образ ранее воспринятого.

Проактивное торможение – ухудшение запоминания под влиянием деятельности, предшествовавшей заучиванию.

Эйдетизм – зрительная память, ярко и долго сохраняющая образ со всеми деталями воспринятого (Шерешевский).

Условия запоминания в процессе обучения. Наиболее эффективно запоминается материал, выступающий в качестве цели действия и в условиях стресса.

Объективные и субъективные причины, влияющие на продуктивность памяти.

Объективные – количество материала, обстановка запоминания (стресс), характер материала (логичность, доступность, наглядность, ритмичность и систематичность повторений).

Субъективные – индивидуальный тип памяти (в зависимости от доминирующего способа восприятия), предшествующий опыт, установка (готовность к действию), интерес и мотивация, состояние организма.

Эмоциональность преподнесения учебного материала, его логическая структура, активность обучающихся, продуманная система текущего и итогового контроля усвоения знаний – факторы прочности запоминания.

Влияние характера и цели деятельности на условия запоминания произвольное и непроизвольное запоминание. Успешность запоминания зависит от:

  • степени завершенности действий запоминания, условий контроля
  • интереса и склонностей личности (когнитивная карта)
  • идентификации личности с авторитетным источником знаний
  • осмысленности действий
  • значимости материала
  • эмоционального настроя и установок личности
  • волевого усилия личности
  • включенности нового материала в систему уже имеющихся знаний
  • логической связности материала, нарастающая сложность
  • систематизации и доступности материала
  • повторения материала, частого использования его в практической деятельности.

Студенты запоминают:

10 % – того, что сами прочитали

20 % – того, что сами слышали

30 % – того, что сами видели

50 % – того, что сами слышали, видели и писали

80 % – того, что сами воспроизводили

90 % – того, что сами делали при помощи полученных знаний

100% – того, что сами регулярно делали при помощи полученных знаний.

2.3. Процессы мышления. Воображение

Мышление как психологический феномен.

Мышление – наиболее высокая, абстрактная форма психической деятельности, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мышление позволяет на высшем уровне отражать действительность в сознании человека в виде понятий, суждений, умозаключений.

Понятие имеет структуру семантического тетраэдра: в основании находятся объем понятия (количество объектов, удовлетворяющих определению понятия), содержание понятия (качество объектов) и прагматическое значение понятия. Вершиной семантического тетраэдра является символ понятия (некий знак, обозначение, ярлык, маркирующий само понятие).

Существует обратное соотношение между объемом и содержанием понятия: чем больше объем, тем меньше содержание и наоборот.(Например: растение – широкое понятие, качества указаны только самые общие, много объектов попадает в определение понятия, роза – узкое понятие, объем малый, а содержание большое, т.е. много качеств есть в определении понятия).

Логика изучает правила оперирования понятиям, составления суждений и умозаключений. Общие суждения: Все А есть Б. Частные суждения: Некоторые А есть Б. Единичные суждения: этот А есть Б. В примитивном мышлении преобладают единичные суждения.

Умозаключения строятся по правилам индукции, дедукции и трансдукции или аналогии.

Мыслительные операции.

  1. Анализ – выделение отдельных свойств предметов.
  2. Синтез – объединение свойств в целое.
  3. Сравнение – сопоставление свойств предметов, поиск сходства и различия.
  4. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других (в рамках допуска).
  5. Обобщение – объединение групп предметов по сходным общим существенным признакам в один класс.

Тип мышления определяется практической деятельностью.

Практическая деятельность – Ощущения и Восприятия – Формирование понятий и применение их символов в процессах мышления.

Основой мышления является речь либо другие системы символов, знаков и кодов. (Слово в диалоге Платона «Кратил» сравнивается с челноком, искусно изготовленным мастером для ткания речи: сначала было слово, острое слово, меткое слово, бросать слова на ветер, испортить слово, сказано не в бровь, а в глаз, поранить словом)

Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь. Ни одна сложная мысль не протекает без внутренних речевых процессов. Речевой аппарат движется в процессе мышления и устает не только от говорения, но и от слушания.

Мышление: наглядно-образное, конкретно-действенное, абстрактно-логическое.

И.П.Павлов выделял художественный, мыслительный и промежуточный тип личности. Художественный тип – преобладание первой сигнальной системы, мыслительный тип – преобладание второй сигнальной системы, у промежуточного типа поровну. Это связано с особенностями деятельности левого полушария (словесно-логические действия) и правого (образные действия)

Индивидуальные различия мышления:

  1. Гибкость ума (способность изменять способы решения задач в зависимости от изменения условий),
  2. Инертность мышления (преобладание стереотипных мыслительных операций),
  3. Самостоятельность (умение увидеть проблему и решить самостоятельно),
  4. Критичность (умение не поддаваться влиянию чужих мыслей, объективная оценка себя и других),
  5. Широта ума (творческое мышление в разных областях.),
  6. Последовательность и логичность (интеллект управляет эмоциями),
  7. Глубина ума (способность проникать в суть явлений),
  8. Быстрота ума (темперамент, пытливость, поиск лучших решений).

Средства рационального познания. Продукты рационального познания. Психологическое, социологическое и технологическое направления в понимании сущности логики.

Роль языка, техники измерений и информации в зарождении и развитии системы понятий. Семантический тетраэдр. Случаи вырожденных понятий. Социальная память как условие развития и функционирования системы понятий. Фундаментальная роль тождества или равнозначности понятий, а также противоречия и противоположности.

Три класса ошибок в доказательствах: парадоксы, паралогизмы и софизмы. Догадка, гипотеза и научная теория. Индивидуальные различия мышления. Мышление как процесс решения задач.

Продуктивное и репродуктивное мышление. Стратегии в решении задач.

Речь как способ оформления мысли, образа. Культура мышления. Дисциплинированность мышления.

Диагностика интеллекта и темперамента (тесты Айзенка).

Эмоциональный и когнитивный интеллект.

Воображение и продуктивность мышления.

Воображение – основа наглядно-образного мышления. Это способность представлять отсутствующий в данный момент объект и мысленно преобразовывать его. Воображение в значительной степени перерабатывает ранее воспринятые образы, обобщая их и «склеивая» между собой наиболее значимые черты сходных образов.

Виды воображения :

Активное – образы конструируются с помощью усилий воли, воссоздающее и творческое (продуктивное и репродуктивное).

Пассивное – образы конструируются но не воплощаются: помимо воли человека (сновидения, галлюцинации) либо преднамеренно (грезы – фантазия, связанная с желанием).

Продуктивное – образы конструируются сознательно, творчески, а не механически воспроизводятся без изменений. Мечта в отличии от фантазии имеет сильное целеполагание и план достижения.

Репродуктивное – образы механически воспроизводится без изменений.

Франц Кафка черпал образы из своих фантастических и мрачных сновидений.

Творчество. Вдохновение. Подсознательная работа мозга невозможна без ранее воспринятого материала, который чем обширнее, тем больше возможностей для его творческого воспроизведения. Один и тот же пейзаж несколько человек напишут по-разному, поскольку, помимо индивидуальных особенностей восприятия цвета и света, формы и пространства, каждый художник обладает собственной, индивидуальной системой мотивации, когнитивной картой. Избирательной усиливающей самое важное по мнению данного художника. Чем отличается фотография от картины – говорил К.С. Станиславский. – Фотография фиксирует все, а картины, только самое важное. Но самое важное у всех художников отличается друг от друга. Творчеству можно обучаться целенаправленно в смысле овладения техническим мастерством, совершенствуя его до бесконечности и упорным трудом компенсируя недостаток мотивации. Но, по словам К.Коровина, научить видеть то «чуть-чуть», на котором держится живопись и другие искусства, невозможно. Мотивация человека закладывается слишком рано, для того, чтобы родители и ребенок успели это осознать. Что именно выберет художник для изображения, этого нельзя ни понять, ни навязать извне.

Условия инсайта – в первую очередь сильная мотивация к достижении творческой цели, как следствие сильный эустресс творчества, а также до автоматизма доведенные технические навыки исполнения и обширная база воспринятых ранее образов, богатая когнитивная карта сознания.

Воображение основа творческого процесса.

Функции воображения:

  1. представлять действительность в образах с целью их использования,
  2. регулирование эмоциональных состояний, удовлетворение потребностей, снятие напряжения (используется в психоанализе),
  3. произвольная регуляция познавательных процессов, управление восприятием, воспоминанием, высказываниями, аутотренинг,
  4. формирование внутреннего плана действий, установок к действию,
  5. оценка правильности реализации плана действий.

Лекция 3. Теории и методы обучения.

  1. Ассоциативная теория обучения. Джон Стюарт Милль.
  2. Бихевиористские теории обучения. Эрнеста Торндайка. Закон эффекта. Закон упражнения. Закон готовности. Принцип переноса навыка.
  3. Основные положения гештальтпсихологии. Феномен инсайта и работа подсознания. Условия инсайта.
  4. Когнитивные теории научения: обучение как информационный процесс.
  5. Теория социального научения. Имитация, подражание и идентификация как важнейшие социальные механизмы научения.
  6. Гуманистическая психология. Роль личности обучаемого и его социального окружения. Концепция обучения и развития Л.С.Выготского. Особенности высших психических функций.
  7. Зона ближайшего развития. Роль ведущей деятельности в процессе развития. Обучение как активный процесс.
  8. Деятельностная теория обучения. Деятельностный подход к психике. Социальная природа развития человека. Единство материальной и психической деятельности.
  9. Уровни и формы научения. Критические и сензитивные периоды

1. Ассоциативная теория обучения. Джон Стюарт Милль.

До конца XIX века господствовала ассоциативная теория обучения. Ассоциация – основа обучение. Понятие введено Аристотелем.

Джорн Стюарт Милль:

«…Наши идеи и представления зарождаются и существуют в том порядке, в каком существовали ощущения, с которых они – копия.

Главный закон – ассоциация идей, а причин ассоциации, по-видимому, две: живость ассоциированных ощущений и частое повторение ассоциаций.

… Таким образом, а) длительность первоначальных впечатлений, их оживленность, частота, отсроченность во времени – вторичные законы образования и б) ассоциации по сходству, ассоциации по месту или времени, причинно-следственные ассоциации – первичные законы образования – все эти законы являются перечнем условий лучшего запоминания »

Ассоциативная психология рассматривала мышление как репродуктивную функцию памяти.

  1. Бихевиористские теории обучения. Ортодоксальный бихевиоризм Дж. Уотсона. Опыты Эрнеста Торндайка. Закон эффекта. Закон упражнения. Закон готовности. Принцип переноса навыка.

Бихевиористские теории учения – характеризуются тем, что при анализе процесса учения учитываются только внешние воздействия – стимулы, и ответные реакции обучаемого. Полезны только те реакции, которые помогают приспосабливаться к окружающей среде.

Ортодоксальный бихевиоризм Дж. Уотсона. Научение – приобретение индивидуального опыта, осуществляется через закрепление навыков – упрочение связи «стимул-реакция». Таким образом возможно воспитать личность с заранее заданными качествами путем воздействия стимулами и закрепления полученных реакций.

В качестве основных законов образования и закрепления связи между стимулом и реакцией выделяются: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности.

Закон эффекта гласит, что связь между стимулом и реакцией закрепляется, если после правильной реакции организм получает положительное подкрепление, ведущее к состоянию удовлетворения.

Отрицательное подкрепление, наказание, порицание, переживание разочарования и неуспеха разрушает образовавшуюся связь и приводит к ее уничтожению.

Закон упражнения заключается в том, что чем чаще во времени повторяется последовательность стимула и соответствующей реакции, тем прочнее будет связь.

Закон готовности указывает на зависимость скорости образования связи от ее соответствия наличному состоянию субъекта. Реакция человека или животного зависит от подготовленности его к этому действию. Э.Торндайк: «Только голодная кошка будет искать пищу».

Среди факторов научения Э.Торндайк выделил принцип переноса навыка. Такой перенос возникает при наличии идентичных элементов в различных ситуациях. Реально это способность находить у предмета новые системные качества. (Обезьяна Сара и вода – опыт демонстрирует отсутствие переноса навыка у животных).

Закономерность научения: знание результатов. Э.Торндайк: «Практика без знания результатов, как бы она не была длительна – бесполезна».

Бихевиористы отрицали работу сознания.

  1. Основные положения гештальтпсихологии. Феномен инсайта и работа подсознания. Условия инсайта.

Гештальтпсихология зародилась во Франкфурте-на-Майне в 1920 г.г., представители — Макс Вертгеймер (1880-1943 г.г.), Курт Коффка (1886-1941 г.г.) Вольфганг Келер (1887-1967).

М.Вертгеймер в работе «Экспериментальное исследование видимого движения» обосновал концепцию фи-феномена: движение можно увидеть только при условии временного интервала между раздражителями, действующими на сетчатку глаза, это квантовое, целостное, неделимое явление. Сознание строится из кирпичей-ощущений и цемента-ассоциаций. Сознание – единственная психическая реальность. Восприятие является ведущим психическим процессом в развитии ребенка. Восприятие по принципу «фигура-фон» (Геттинген, Е.Рубин).

Первичные целостные структуры – гештальты. Обучение не может ускорить процесс созревания и наоборот. Созревание гештальтов – главный процесс. Мгновенное, не зависящее от прошлого опыта субъекта переструктурирование гештальта Вольфганг Келер (1887-1967) назвал инсайтом (insight — усмотрение), то есть озарением. Это подчеркивало мгновенный, а не протяженный характер мышления (квантовый, скачками).

Гештальтпсихология исходит из понятия «гештальт» — целостная структура. Возникновение структуры – есть спонтанная, мгновенная самоорганизация материала в процессе его восприятия или припоминания, этот процесс происходит в соответствии с действующими независимо от человека принципами «сходства», «близости», «замкнутости», «хорошего продолжения», «хорошей формы» объекта восприятия.

Поэтому главной задачей в обучении является понимание и охват целого, общего соотношения всех частей целого. Это понимание возникает в результате мгновенного озарения или инсайта. Творчество основано на инсайте. Рафаэль во сне увидел Сикстинскую мадонну. Менделеев –периодическую таблицу химических элементов, Кекуле — идею бензольного кольца в виде змеи, кусающей свой хвост.

Курт Коффка утверждал, что многократное и бессмысленное повторение может привести только вред. Необходимо вначале понять суть действия, а потом уже повторять это действие.

Даже обучение путем подражания происходит не путем слепого бессмысленного копирования. У человека преимущественно понимание образца предшествует подражательному действию.

К.Коффка считал, что такие навыки, как речь, письмо могут быть усвоены только с помощью подражания. Ситуация обучения улучшается при наличии четкого образца для подражания. Копирование дает знание технических приемов.

Условия инсайта – в первую очередь сильная мотивация к достижении творческой цели, как следствие сильный эустресс творчества, а также до автоматизма доведенные технические навыки исполнения и обширная база воспринятых ранее образов, богатая когнитивная карта сознания.

4. Когнитивные теории научения: обучение как информационный процесс

Необихевиоризм Э.Толмена, А.Халла, Д.Газри, Б. Скиннера изменил ортодоксальное содержание бихевиоризма Дж. Уотсона. Были введены понятия промежуточных переменных, познавательной (когнитивной) карты, матрицы ценностей, цели, мотивации, антиципации, управления поведением.

1) Когнитивный необихевиоризм. Э. Толмен – центральная категория образа.

2) Гипотетико-дедуктивный бихевиоризм: А.Халл – центральные категории мотивация и антиципация (предвосхищение).

3) Оперантный бихевиоризм Б.Скиннера: центральная категория управление поведением при помощи стимулов.

В необихевиоризме были уточнены законы упражнения и закон эффекта Э.Торндайка.

Закон эффекта или подкрепления соотносится не только с удовлетворением потребности, но и с подтверждением на основе антиципации когнитивной карты (влияние прошлого опыта все-таки играет роль)

Закон упражнения дополняется действием не только частоты повторения, но и образованием целостной гештальтструктуры, когнитивной карты, влияющей на эффективность обучения.

Когнитивные теории научения можно разделить на две группы:

а) информационные теории, учение – вид процесса восприятии и сохранения информации. Но познавательная деятельность не сводится к сбору и переработке информации. Человек – не компьютер.

б) когнитивный подход к обучению в пределах психологии – описывает этот процесс с помощью основных психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления.

Развитие личности связано с развитием познавательных процессов.

Человек – познающее, думающее существо, способное воспринимать и анализировать информацию и принимать целесообразные решения в сложных ситуациях, т.е. решать проблемы.

Реакция человека зависит не только от самой объективной ситуации, а от того, как воспринял, понял и оценил эту ситуацию сам человек, т.е. от его субъективной интерпретации ситуации.

После выполнения реакции человек анализирует, оценивает свои действия, на основе чего в дальнейшем он сможет скорректировать интерпретацию ситуации и тип собственной реакции.

Когнитивный психолог Дж. Брунер подчеркивает, что при изучении предмета нужно давать такие фундаментальные знания и основные навыки, которые позволяли бы в дальнейшем создавать широкий перенос, выходить за рамки полученных знаний.

Дж. Брунер выделяет в процессе овладения предметом – внутри него самого – три процесса, которые по его мнению протекают почти одновременно: 1) получение новой информации, 2) трансформация имеющихся знаний, их расширение, приспособление к решению новых задач, 3) проверка адекватности применяемых способов решения задачи.

  1. Теория социального научения. Имитация, подражание и идентификация как важнейшие социальные механизмы научения.

Теория социального научения – показывает, что награда и наказание недостаточны для того, чтобы научить человека новому поведению.

Научение через имитацию, подражание, идентификацию – важнейшие формы научения.

Идентификация – процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства и действия от другой личности, значимой для первой личности в социальном плане и выступающей в качестве модели.

Человек еще в раннем детстве понимает, что его личное благополучие зависит от его готовности вести себя так, как от него ожидают другие люди. Ребенок начинает осваивать действия, которые приносят удовлетворение ему самому и его родителям, обучается действовать «как другие».

Альберт Бандура включает в схему «стимул-реакция» 4 промежуточных процесса для объяснения, каким образом подражание приводит к формированию новой реакции.

  1. Внимание ребенка должно быть обращено к действию модели-образца для подражания. Требования к модели – ясность, различимость, эмоциональная привлекательность, функциональное значение.
  2. Память должна охранять информацию о воздействиях модели.
  3. Наличие у ребенка необходимых сенсорных возможностей и двигательных навыков, позволяющих воспроизвести то, что он видит у модели подражания.
  4. Мотивация должна определять желания ребенка выполнить то, что он видит у модели подражания.

Мотивация имеет решающее значение в обучении человека (а не просто «стимул-реакция»).

Благоприятные условия и частичные препятствия делают обучение более эффективными.

  1. Гуманистическая психология. Роль личности обучаемого и его социального окружения. Концепция обучения и развития Л.С.Выготского. Особенности высших психических функций.

С позиции гуманистической психологии каждому человеку присуща потребность в саморазвитии, самосовершенствовании.

Поэтому неправомерно сводить научение лишь к одним внешним воздействиям. Но внутренние воздействия человека есть результат ранее полученных внешних + его физические возможности.

Обучение, воспитание, образование – внешние по отношению к человеку силы. Но, поскольку с самого рождения человек имеет способность к развитию, то помимо приобретаемого «готового опыта» всего человечества, он приобретает и свой уникальный, неповторимый опыт и развивает себя сам. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, саморазвитие.

В зависимости от средств образовательного и воспитательного процесса можно различить типы воспитательных отношений:

  1. человек–природа,
  2. человек–человек,
  3. человек–книга–человек,
  4. человек–компьютер–человек.

Первые два типа нельзя исключать ни при каких условиях.

Концепция развития и обучения Л.С. Выготского (1986-1934 г.г.),

Лев Семенович Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка. Детское развитие имеет свой ритм и темп, который изменяется в разные годы жизни:

  • Год жизни младенца по совершенным открытиям больше, чем год жизни подростка,
  • Развитие есть цепь качественных изменений, а психика ребенка принципиально отличается от психики взрослого,
  • Закон неравномерности детского развития: каждая сторона психики имеет свой оптимальный период развития,
  • Закон высших психических функций: высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения человека, и лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка.

Сначала речь – это средство общения с другими людьми, и лишь потом в ходе развития ребенка она становится внутренней (к 4–5 годам) и начинает выполнять интеллектуальную функцию.

Отличительные особенности высших психических функций:

опосредованность, осознанность, произвольность, системность, они формируются прижизненно в процессе овладения техническими средствами общения и производства, также удовлетворения искусственных и естественных потребностей. Технические средства общения выработаны на протяжении жизни всего человеческого общества. Развитие высших психических функций происходит в процессе обучения, в процессе усвоения заданных стандартов поведения.

  • Детское развитие подчиняется не биологическим законам, а общественно-историческим законам, развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.

Таким образом, движущая сила развития человека — это обучение.

  1. Зона ближайшего развития. Роль ведущей деятельности в процессе развития. Обучение как активный процесс.

Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону «ближайшего действия» – это расстояние между уровнем актуального, имеющегося развития ребенка и уровнем его возможного развития при содействии взрослых.

«Зона ближайшего развития – определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, характеризует умственное развитие на завтрашний день».

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка (Л.С. Выготский).

Человеческое сознание не сумма отдельных процессов, а система, структура их.

Так, в раннем детстве в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте – память, в школьном возрасте мышление.

Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции.

Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена перестройкой смысловой структуры сознания, то есть уровнем развития обобщений.

Вход в сознание возможен только через речь и через язык. Переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова-обобщения.

«Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии». (Л.С.Выготский).

Дальнейшее развитие идей Выготского позволило прийти к следующим положениям:

Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка, и от того, как эта деятельность будет осуществляться, зависит результат психического развития ребенка. Процесс развития – это процесс самодвижения ребенка благодаря его деятельности с предметами, а факторы наследственности и среды — это всего лишь условия, которые определяют не саму суть процесса развития, а лишь его различные вариации в пределах нормы. Так возникла идея о ведущем типе деятельности как критерии периодизации психического развития ребенка (А.Н.Леонтьев)

Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные психические процессы и происходит изменение психологических особенностей личности на данных стадиях ее развития. Содержание и форма ведущей деятельности от конкретно-исторических условий, в которых происходит развитие ребенка.

Смена ведущих типов деятельности длительно подготавливается и связана с возникновением новых мотивов, которые побуждают ребенка к изменению его положения в системе отношений с другими людьми.

Разработка проблемы ведущей деятельности в развитии ребенка – фундаментальный вклад отечественных психологов в мировую детскую психологию.

В исследованиях А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.Я. Гальперина была показана зависимость развития психических процессов от характера и строения различных типов ведущей деятельности.

В процессе развития ребенка вначале происходит освоение мотивационной стороны деятельности, иначе предметная сторона не будет иметь смысла, а затем операционно-техническая сторона.

В развитии мотивационная и операционно-техническая стороны чередуются (Д.Б.Эльконин).

При усвоении общественно-выработанных способов действия с предметами и происходит формирование ребенка, человека как члена общества.

Развивая идеи Л.С. Выготского, Д.Б.Эльконин рассматривает каждый возраст на основе критериев:

  • социальная ситуация развития, т.е. система отношений, в которую вступает ребенок на данном этапе,
  • основной или ведущий тип деятельности ребенка в этот период,
  • основные новые достижения в развитии, которые ведут к неизбежному изменению в социальной ситуации и к кризису,
  • кризис — переломные точки в детском развитии, отделяющие один период от другого,
  • кризисы в 3 года и в 11 лет – это кризисы отношений, после чего возникают ориентации в человеческих отношениях, кризисы в 1 год и в 7 лет открывают ориентацию в мире вещей.

  1. Деятельностная теория обучения. Деятельностный подход к психике. Социальная природа развития человека. Единство материальной и психической деятельности.

Деятельностная теория обучения основывается на фундаментальных принципах:

1) Деятельностный подход к психике.

Развитие психики неразрывно связано с деятельностью человека. Деятельность – это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс решения жизненно важных задач.

Психика – это не просто картина мира, система образов, но и система действий. И хотя связь между образами и действиями является двухсторонней, ведущая роль принадлежит действию.

Ни один образ – чувственный или абстрактный не может быть получен без соответствующего действия субъекта.

Чувственный образ – результат действия восприятия.

Понятие – продукт познавательных действий человека, как практических, так и теоретических, направленных на объект, понятие которого должно быть сформировано.

Использование образа в процессе решения задачи происходит путем включения его в действие.

Следовательно, образ без действия субъекта не может быть ни сформирован, ни восстановлен, ни использован.

2)Социальная природа психического развития человека.

Прогресс в развитии человечества определяется не биологическими , а социальными законами.

Опыт человечества фиксируется не при помощи механизмов генетической наследственности, а при помощи закрепления в социальной памяти, в продуктах материальной и духовной культуры, в артефактах, языках, кодах, символах, знаках. Америнды средней полосы строили до прихода европейцев деревянные дома с деревянной резьбой, но после многократного разрушения их жилищ эта традиция была утрачена Попугаи, выращенные в инкубаторе, через 5 поколений все-таки строят гнезда из веток, а человек не сможет без обучения воссоздать техническую среду обитания, для гибели человеческого общества достаточно того, чтобы одно поколение не обучило своих потомков.

Человек не рождается с готовыми приемами мышления, с готовыми знаниями о мире и не открывает заново законы логики, точных и естественных наук, законы мышления — он усваивает опыт человечества, опыт общественно-исторической практики через освоение социальной памяти.

Учение и воспитание – это социально организованные виды деятельности, в процессе которой усваивается опыт предыдущих поколений, это процесс получения и передачи знаний.

Единство материальной и психической деятельности заключается в том, что оба эти вида деятельности имеют идентичное строение: цель + мотив + объект действия + последовательность и число операций + образец действия. В этом заключается активность конкретной личности.

Единство материальной и психической деятельности также заключается в том, внутренняя психическая деятельность есть преобразованная внешняя материальная деятельность, есть порождение внешней, практической деятельности.

Процессы учения и воспитания в практической психологии рассматриваются как деятельность.

Поэтому в процессе обучения перед педагогом стоит задача формирования конкретных видов познавательной деятельности.

Знания не могут быть не усвоены, ни сохранены без конкретных действий обучаемого.

Знание — это освоенная часть информации. Знать – это всегда выполнять действия, требующие данных знаний.

Перед обучением всегда стоит задача – сформировать такие виды деятельности, которые включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в предусмотренных ситуациях.

Педагогическая психология исходит из того, что познавательные возможности не являются врожденными, а формируются в процессе обучения. Задача науки – выявить условия, обеспечивающие формирование познавательных способностей.

9. Уровни и формы научения. Критические и сензитивные периоды

Поскольку психическая деятельность вторична, новые виды познавательной деятельности нужно вводить в учебный процесс во внешней материальной форме.

Жизнь человека – это, прежде всего. непрерывная адаптация к условиям непрерывно меняющейся среды, это выработка новых форм поведения, направленных на достижение поставленных целей, это научение разнообразных форм.

а) Научение может осуществляться на разных уровнях:

  • выработка реактивного поведения,
  • выработка оперантного (управляемого) поведения,
  • когнитивное научение,
  • концептуальное научение.

Научение и созревание. (Созревание – процесс, запрограммированный в генах, при котором все особи данного вида, пройдя ряд сходных этапов последовательного обучения, достигают определенного уровня развития (зрелости)).

Научение не может быть эффективным, пока организм не достиг определенного уровня развития либо наоборот, уже прошел данный уровень, значит учиться надо вовремя.

Критические и сензитивные периоды – периоды в развитии, в которые наиболее легко осуществляются определенные виды научения. (пример как исключение — Боровиковский В.Л.)

Привыкание, сенсибилизация, формирование условных рефлексов возможны еще во внутриутробном развитии плода.

Научение путем проб и ошибок, формирование реакций и подражание возможны уже в первые дни жизни.

Викарное научение и подражание – возможно уже в 2-3.

Когнитивные способы научения – возможны с 5 лет.

Научение путем инсайта – с 1,5-2 лет.

Критический сензитивный период для освоения родного языка – с 1,5 до 2-х лет, иностранного языка от 3 до 5-6 лет.

Научение путем рассуждения эффективно с 12 лет, только тогда человек подходит к проблемам абстрактно, проверяя гипотезы и выводы из них.

Сензитивный период для формирования профессионального мышления 20-25 лет. В студенческом возрасте выражены различные формы когнитивного обучения.

Сензитивный период – это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития функции психики, способности. Сензитивным периодом в развитии речи является возраст от 9 месяцев до 2-х лет. Речевая функция развивается и до и после, но именно в этот период у ребенка должен быть обязательно опыт общения в большом объеме. Во всех культурах сензитивный период развития речи один и тот же.

Критический период – это диапазон развития, когда функция психики или способность могут быть реализованы только в этот период. Критические периоды – очень редки, например, развитие стереоскопического зрения определяется периодом с 13 недель до 2-х летнего возраста. Косоглазие, травма одного глаза, катаракта врожденная не дадут возможности в дальнейшем развить стереоскопическое зрение, и в более позднем возрасте это компенсировать уже будет невозможно.

Кризисные этапы развития у Л.С. Выготского соответствуют скорее сензитивным периодам.

Ж. Пиаже выделял четыре основные стадии развития: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2-х летнего возраста), стадия дооперационального мышления (от 2-х до 7 лет), стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет), стадия формальных операций (11-12 до 14-15 лет).

Лекция 4. Теории личности в психологии.

  1. Структура личности.
  2. Психодинамическая теория личности З.Фрейда.
  3. Аналитическая теория личности К.Юнга.
  4. Гуманистическая теория личности К.Роджерса, А.Маслоу.
  5. Когнитивная теория личности Дж.Келли.
  6. Поведенческая теория личности. Рефлекторное направление (Дж. Уотсон, Б.Скиннер).

    Социальное направление (А. Бандура и Дж. Роттер)

  7. Деятельностная теория личности. С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев. Направленность, способности, характер, самоконтроль как составляющие личности. Мораль и воля как основа характера.
  8. Диспозициональная теория личности. Жесткое направление – Э. Кречмер. Среднее – Г.Айзенк. Мягкое направление — Г.Оллпорт. Темпераменты, их свойства.

1. Структура личности

1.Биологическая: обогащенный генотип создает повышенные благоприятные условия для развития творческой личности и высокой ее работоспособности в дальнейшем, типы темперамента – в принципе успешные творцы могут иметь любой тип темперамента, но сангвиник и холерик имеют большую жизнестойкость и запас энергии.

2. Социально-психологическая: самоидентификация, тип характера, акцентуации, внешний и внутренний локус контроля, интровертность-экстравертность, типы социальных мотивов (честолюбие, самоутверждение, тщеславие, эгоизм, альтруизм, самопожертвование), самоидентификация, референтная группа, гендерные роли.

3.Культурная: происхождение, расовая, культурно-этнографическая принадлежность, социально-культурная среда, оказавшая влияние на социализацию, становление личности.

4.Профессиональная: знания, навыки, умения.

Данные составляющие расположены в порядке убывания возможности искусственно их изменить.

Древнекитайская классификация развития личности

Молодость – до 20 лет

Возраст вступления в брак – до 30 лет

Возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет

Познание собственных заблуждений – до 50 лет

Последний период творческой жизни – до 60 лет

Классификация возрастов жизни по Пифагору (VI в. до н.э.)

Период становления 0-20 лет (весна)

Молодой человек 20-40 лет (лето)

Человек в рассвете сил 40-60 (осень)

Старый и угасающий человек 60-80 (зима)

Классификация возрастов жизни по Гиппократу (IV в. до н.э.)

  1. 0-7 лет.
  2. 7-14 лет.
  3. 14-21 год.
  4. 21-28 лет.
  5. 28-35 лет.
  6. 35-42 года.
  7. 42-49 лет.
  8. 49-56 лет.
  9. 56-63 года.
  10. 63-70 лет.

(М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова и др. 1999.)

2. Психодинамическая теория личности З.Фрейда.

З.Фрейд (1856-1939).

Ид (Оно) – сексуальные побуждения, действует в соответствии с принципом удовольствия, эго (Я) – осознанные человеком функции психики, регулирует в соответствии с реальностью взаимодействие между Эго и суперэго, Суперэго (сверх Я) – социальные нормы и установки, ценности общества, контролируют поведение Я и подавляют Оно.

Стали развития человека: оральная – до 1,5 года, анальная – приучение к туалету — до 3 лет, если не приучать к чистоплотности назойливо и педантично, то может (якобы) вырасти непунктуальная, щедрая, творческая личность. От 3 до 6 лет – фаллическая стадия, у мальчиков Эдипов комплекс, у девочек – комплекс Электры. Латентный период – от 6 до 11 лет скрытый характер проявления либидо. Усваивается социально обусловленные гендерные роли – поведение, соответствующее полу. Генитальная стадия – полове созревание, приближение к зрелости – способность работать и любить. Личностное совершенство мужчин по сравнению с женщинами.

Ид, Эго и Суперэго ведут борьбу за ограниченный объем энергии либидо. Для снятия этих конфликтов личность вырабатывает защитные механизмы:

  1. Вытеснение – перевод в подсознание аффективных и когнитивных аспектов психологических установок, находящихся в конфликте между собой и причиняющих страдание.
  2. Проекция – личность приписывает свои мысли, чувства и действия другим людям, возлагая на них ответственность за свои проступки.
  3. Замещение – переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему.
  4. Реактивное образование – подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные.
  5. Сублимация – замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально-приемлемые формы поведения в целях адаптации.

3. Аналитическая теория личности к.Юнга

К.Юнг (1875-1961) Архетипы — первичные идеи человек получает по наследству от родителей. Три блока личности:

  1. Коллективное бессознательное. Структура личности, вмещающая весь культурно-исторический опыт человечества в виде генетически унаследованных архетипов.
  2. Индивидуальное бессознательное — совокупность комплексов и чувств, вытесненных из сознания. Комплекс власти – стремление патологическое к власти.
  3. Индивидуальное сознательное. Основа самосознания, личный опыт, воспоминания, ощущение, восприятие, регуляция сознательной деятельности.

Целостность личности К. Юнг обозначает термином «самость».

Экстраверсия – установка наполнить врожденные архетипы внешней информацией.

Интроверсия – ориентация на внутренний мир, собственные переживания.

Одни люди по К. Юнгу более агрессивны, чем другие, потому что они «родились с архетипами воина, преступника».

Архетип «персона» – это свойства личности, выставляемые напоказ.

Архетип «тень» – истинные чувства, которые человек прячет от других людей.

Архетип «анимус» – дух мужества смелости, охраняет и защищает других.

Архетип «анима» – душа, имеющая свойства нежности, заботы, мягкости.

4. Гуманистическая теория личности к.Роджерса, а.Маслоу.

К.Роджерс (1902-1987).

Клиническое направление гуманистической психологии. Мотивационное направление – А.Маслоу.

Идеальное «Я» и реальное «Я» по К.Роджерсу могут находиться как в состоянии гармонии, так и дисгармонии, в личности сочетаются две стороны – «самоактуализирующаяся тенденция», содержит изначально свернутые свойства личности, которые могут развиваться, и «организмический отслеживающий процесс» – механизм контроля за развитием личности. Структура личности на этом основании состоит из «идеального Я» и «реального Я». Эти две структуры могут находиться между собой в разных отношениях – от полной гармонии до полного конфликта. Целью жизни человека по Роджерсу – реализовать свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», следовать своей истинной природе.

По А.Маслоу есть два типа потребностей: А) «дефицитарные» –прекращаются с их удовлетворением 1) физиологические и 2) потребности в безопасности, и Б) «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации – 3) потребность в принадлежности: в общении, принадлежности к социальной группе,4) уровень самооценки: самоуважение, компетенция, достоинство, и наконец 5) потребность в самоактуализации: творчество, красота, целостность.

Целостная личность характеризуется качествами:

  1. Эффективное восприятие реальности.
  2. Спонтанность, простота и естественность поведения.
  3. Ориентация на решение проблемы, на дело.
  4. Постоянная «детскость восприятия».
  5. Частые переживания пиковых чувств, экстаза.
  6. Искреннее желание помочь всему человечеству.
  7. Глубокие межличностные отношения.
  8. Высокие моральные стандарты.

Индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации таким образом определяет качество личности.

Агрессивность личности в рамках гуманистического подхода объясняется «застреванием» личности на удовлетворении низших уровней потребностей и резким конфликтом между «идеальным Я» и «реальным Я».

5. Когнитивная теория личности Дж. Келли

Дж. Келли (1905-1967).

Любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Конструкт человека определяется особенностями его познавательных процессов (восприятия, мышления ит.д.).

Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Это своеобразный классификатор-шаблон восприятия окружающего мира и самого себя. Примеры конструктов – «молодой – старый», «умный – глупый», «хороший – плохой». Система личностных конструктов человека делится на два блока:

  1. Блок «ядерных» конструктов – есть около 50 основных конструктов, находящихся в постоянном фокусе оперативного сознания. Они наиболее часто используются в общении и взаимодействии с другими людьми.
  2. Блок периферических конструктов – это все прочие конструкты. Это индивидуальный набор каждого человека.

В зависимости от количества и качества конструктов особенно второго блока личность может быть когнитивно сложной или когнитивно простой.

Когнитивно сложная личность отличается следующими качествами:

  1. Имеет лучшее психическое здоровье.
  2. Лучше справляется со стрессом
  3. Имеет более высокий уровень самооценки.
  4. Более адаптивна к новым ситуациям

Для оценки количества и качества личностных конструктов существует методика «тест репертуарной решетки» (Франселла Ф. , Баннистер Д, 1987).

.Суть его заключается в том, что тестируемый человек сравнивает триады объектов (троих людей), играющих в его жизни (прошлой и настоящей) важную роль, а затем выделяет в них диады с общими качествами — например «двое общительны, а третий — нет», таким образом раскрывая свои собственные конструкты.

Личность – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. У каждого человека есть своя иерархия конструктов.

Конструкты творческого человека – «постоянный – изменчивый», «обычный – необычный», «новый – старый», «удивительный – заурядный»… (продолжить список).

6. Поведенческая теория личности. Рефлекторное направление (Дж. Уотсон, б.Скиннер).

Социальное направление (а. Бандура и Дж. Роттер)

Два направления этой теории – рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено бихевиористами Дж. Уотсоном и Б.Скиннером. Социальное направление — А. Бандура и Дж. Роттер.

В обоих направлениях – внешняя среда является источником развития личности. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность – продукт научения, ее свойства – поведенческие рефлексы и социальные навыки. По мнению бихевиористов, по заказу можно сформировать любую личность – преступника, труженика, ученого, художника и т.д. Эмоциональные свойства личности вырабатываются по Уотсону так же как и процесс слюноотделения. Б. Скиннер изобрел теорию оперантного научения. Оперант – любое изменение среды в результате моторного акта. Человек стремится совершать операнты, за которыми следует подкрепление и избегать оперантов, влекущих наказание, тем самым формируются социальные навыки.

По мнению А.Бандуры, для формирования личности играют роль не только внешние, но и внутренние факторы (ожидание, цель, значимость).

Внутренние факторы обеспечивают саморегуляцию поведения. Они действуют по своим особым законам, хотя и возникли в результате прошлого опыта. Дж. Роттер ввел понятие «поведенческий потенциал», состоящий из двух компонентов: субъективной значимости подкрепления данного поведения и доступности данного подкрепления.

Человек полностью лишен свободы воли. Весь его внутренний мир — объективное отражение внешней среды. Наше поведение и есть личность. Никакого «фасада» нет.

Валидная иерархия подкреплений: а) пищевое, б) активностное (восприятие интересной информации), манипулятивное (собственные действия), в) поссесиональное (обозначение собственности, идентификация), г) социальное (похвала).

Согласно А. Бандуре в личности есть три блока, основной – самоэффективность, основана на конструкте «могу – не могу». Если принято решение «не могу», то даже при наличии возможностей, личность никогда не достигнет результата. И наоборот, решение «могу» активизирует резервные силы личности, интеллектуальные ресурсы мозга, физические силы организма не выполнение задачи. Внешний и внутренний локус контроля.

  1. Деятельностная теория личности.С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев. Направленность, способности, характер, самоконтроль как составляющие личности. Мораль и воля как основа характера.

Средством научения выступает не рефлекс, а механизм интериоризации, усвоение общественно-исторического опыта через деятельность. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций. Структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в процессе деятельности, включения в группу, путем имитации, подражания, идентификации. См. также п. 7, 6,8 Лекции 3.

  1. Диспозициональная теория личности. Жесткое направление – Э.Кречмер. Среднее – Г.Айзенк. Мягкое направление — Г.Оллпорт. Темпераменты, их свойства.

Личность как совокупность сознания и формально-динамических качеств, которые могут быть зафиксированы с помощью объективных научных методов.

Формально динамические свойства личности: эргичность, пластичность, скорость и эмоциональный порог. Сферы поведения- психомоторная, интеллектуальная и коммуникативная.

Типы черт характера. Темперамент.

Холерик – эмоционально-неустойчивый экстраверт

Меланхолик – эмоционально неустойчивый интроверт

Сангвиник – эмоционально стабильный экстраверт

Флегматик – эмоционально стабильный интроверт

5