Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его места в структуре деятельности (по И.П. Зинченко)

Зависимость непроизвольного запоминания от структуры деятельности в работах П.И. Зинченко и А.А. Смирнова
В серии экспериментов Зинченко был доказан факт зависимости непроизвольного запоминания от организации деятельности человека. Данная форма запоминания была выбрана потому, что непроизвольное запоминание является доминирующим в жизни человека, и перед ним довольно часто встает задача вспомнить то или иное событие, которое целенаправленно не отмечалось и не запоминалось. Кроме того, непроизвольное запоминание, в отличие от произвольного, редко служит предметом экспериментального исследования, так как с трудом помещается в лабораторные рамки; эта форма запоминания практически не исследуется в когнитивной психологии. Однако П.И. Зинченко и его сотрудникам удалось решить методологические и практические проблемы, связанные с изучением непроизвольного запоминания. Один и тот же экспериментальный материал выступает в эксперименте в двух ипостасях: один раз – в качестве объекта, на который направлена деятельность, второй раз – в качестве фона, т.е. объекта, непосредственно не включенного в деятельность.
Эксперимент П.И. Зинченко
Испытуемым предлагалось 15 карточек с картинками, в уголке каждой карточки была написана цифра.

В первой серии эксперимента предлагалась познавательная задача (не мнестическая!) – разложить карточки на группы по содержанию изображенных на ней предметов. Затем нужно было припомнить, какие предметы и цифры были на карточках. Экспериментальная гипотеза подтвердилась – испытуемые хорошо запоминали предметы, поскольку именно они выступали в качестве объекта деятельности, и почти не помнили цифр, хотя последние постоянно находились в поле внимания. Во второй серии эксперимента в качестве объекта выступали цифры – нужно было выкладывать карточки по возрастанию написанных на них чисел, и результаты были аналогичными: цифры запоминались хорошо, а картинки практически не запоминались (рис. 18).

Показатели запоминания представляют собой среднее арифметическое от количества правильно названных картинок или чисел в группе испытуемых. По результатам эксперимента было сформулировано общее правило: запоминается то, на что направлена деятельность.
Однако это правило нуждалось в дополнительной проверке, потому что результаты могли быть следствием не направленности деятельности как таковой, а направленности внимания. С этой целью был проведен третий эксперимент. В третьей серии испытуемым предлагалось 15 аналогичных карточек, они были разложены на столе. После этого предъявлялись еще 15 карточек, которые надо было накладывать поверх тех, что лежали на столе, по определенному правилу. В первом случае подбиралась картинка, на которой был нарисован предмет с названием, начинающимся на ту же букву (мяч – молоток), во втором случае пару подбирать надо было не по формальному признаку (первая буква слова), а по смыслу, например ключ – к замку и т.д. Результаты непроизвольного запоминания в первом случае оказались значительно ниже, чем во втором, и это уже нельзя объяснить исключительно направленностью внимания, потому что в обоих случаях карточки были в поле внимания, но во втором случае имела место более содержательная и активная деятельность.
В тех случаях, когда картинки и числа были предметом деятельности, отмечается закономерная тенденция к повышению показателей их запоминания с возрастом.

10 стр., 4788 слов

Общая характеристика профессиональной деятельности и личностных ...

... профессионально важных личностных черт психолога. Объект исследования - профессиональная деятельность психологов. Предмет исследования - особенности личностных качеств в профессиональной деятельности психологов. Согласно поставленной цели ... человека к определенному виду деятельности рассматривается как основная задача профессионального отбора (В.А. Бодров, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, Б. Кулагин, ...

Показатели запоминания фоновых раздражителей выражают противоположную тенденцию: чем больше возраст, тем они меньше. Этот факт объясняется особенностями деятельности по выполнению заданий у младших школьников. Наблюдения показали, что младшие школьники и особенно дошкольники медленнее входили в ситуацию опыта; чаще, чем средние школьники и тем более взрослые, отвлекались другими раздражителями. Поэтому числа в первом опыте и картинки во втором привлекали их внимание и становились предметом побочных действий… ([3]).
Итак, эксперимент Зинченко подтвердил основное предположение: запоминание есть продукт активной деятельности с объектами, которая является основной причиной непроизвольного запоминания их. «В описанных опытах мы получили факты, характеризующие две формы непосредственного запоминания. Первая из них является продуктом целенаправленной деятельности. Сюда относятся факты запоминания картинок в процессе их классификации (первый опыт) и чисел при составлении испытуемыми числового ряда (второй опыт).

Вторая форма является продуктом разнообразных ориентировочных реакций, вызывавшихся этими же объектами как фоновыми раздражителями. Эти реакции непосредственно не связаны с предметом целенаправленной деятельности. Сюда относятся единичные факты запоминания картинок во втором опыте и чисел в первом, где они выступают в качестве фоновых раздражителей» (там же).

  1. 22. Понятие мнемической направленности деятельности. Задачи и установки запоминания. Исследования А.А. Смирнова.

Эксперимент А.А. Смирнова
Эксперимент Смирнова доказывает, что непроизвольное запоминание связано с основным руслом немнемической деятельности. Испытуемым предлагалась простая инструкция – вспомнить все, что происходило с ними по пути из дома на работу. Полученные результаты можно условно разбить на три группы:
1. Воспоминания относятся к тому, что люди делали, мысли вспоминаются значительно реже, и относятся преимущественно к действиям.
2. В воспоминаниях отражается то, что выступило как препятствие на пути или, наоборот, облегчало путь («опаздывал на работу, а тут как назло автобус только что ушел»).

3. Воспоминания не связанные с действием – нечто странное, необычное, вызывающее вопрос («мороз на улице, а женщина без перчаток»).

3 стр., 1202 слов

Психические процессы как форма человеческой деятельности.Воображение, ...

... - классическое олицетворение влияния профессиональной специфики на функционирование психической познавательной деятельности (восприятие, память, мышление). Пример, конечно, гротескный. Что же такое психические процессы? Это такие ... эмоциями. Без внимания невозможна работа памяти, а память - это хранилище опыта, который преобразуется в ходе мыслительной деятельности. Но всегда можно выделить случаи, ...

Данные эксперимента могут быть объяснены в связи с учетом направленности испытуемых в тот момент, когда они выполняли деятельность, о которой рассказывали. Они были направлены на то, чтобы своевременно достичь цели, прийти вовремя – таковы были их задача и мотивы деятельности. Этот целенаправленный переход из дома на работу ,,… и был той основной деятельностью, которую они выполняли. Испытуемые не думали и шли, более или менее машинально, во время думания, а шли и думали во время ходьбы. …Основное, что они делали в тот период времени, о котором рассказывали, это был именно переход из дома на работу, а не те процессы мышления, какие у них были, безусловно, в достаточном количестве, но не были связаны с основным руслом их деятельности» ([3], с. 224).

На основании результатов был сделан общий вывод: запоминается то, что связано с основным руслом деятельности.
Таковы основные экспериментальные исследования взаимосвязи между запоминанием и деятельностью

Источник мнемической направленности (МН): сознательное намерение запомнить (произвольное запоминание).

Противоположное – непроизвольное запоминание. Наличие МН имеет важное значение для продуктивности запоминания. Пр.: 1. если испытуемый не понимает, что нужно слоги заучить, а не просто прочитать, он не запомнит их. 2. у экспериментаторов нет МН, цели запомнить материал, они его не запоминают, а у испытуемых она есть и они запоминают.
МН: задачи (осознаны) и/или установки (неосознанны) запоминания:
1.На полноту (запоминаем материал выборочно или весь)
2.На точность (дословно, буквально или своими словами)
3.На последовательность
4.На прочность и длительность (запоминаем на короткое время или навсегда).
5.На своевременность.
Факторы мнемической направленности:
1)Мотив запоминания. Оценка: поощрение/наказание. Величина оценки. Ориентация на личные/деловые интересы человека (Бартлетт).

Соревнование. Содержание и характер деятельности
2)Цели запоминания.
3)Требования к запоминанию.
4)Условия запоминания: время, физические условия (шум и т.п.).
5)Индивидуально-психологические свойства запоминающих:

  • Мнемические способности
  • Черты характера
  • Привычки
  • Эмоциональное отношение к материалу (интерес, отвращение и др.)
  • Желание запомнить материал

6)Особенности материала
7)Возрастные особенности. Опыт мнемической деятельности; стратегии мнемической деятельности.
8)Осознание своеобразия материала и предъявленных требований.

 

Характеристика рабочей памяти. Основные методы и результаты ее исследования

Интегрируя все данные, полученные при изучении кратковременной памяти, А. Бэддели и Дж.Хитч предложили заменить термин «кратковременная память», который, по их мнению, не отражает функциональных характеристик данной подсистемы, на термин «рабочая память». Этот термин подразумевает, что в данной подсистеме происходит интенсивная переработка информации, кроме того, именно рабочая память служит «местом пересечения» собственно памяти и других познавательных процессов: мышления, воображения и т.д.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

В концепции А. Бэддели и Дж.Хитча рабочая память разделена на три подструктуры. Кроме фонологической петли авторы выделяют еще две подструктуры: центральный исполнитель и визуально-пространственную матрицу. Центральный исполнитель имеет небольшую емкость, но управляет двумя другими подструктурами, а также связывает память с другими познавательными процессами. Визуально-пространственная матрица — это место, где идет работа с визуальными объектами, а также объектами, представленными в форме тактильных ощущений, запахов и вкуса. В центральном исполнителе возможна семантическая обработка информации, а фонологическая петля и визуально-пространственная матрица играют в данных процессах вспомогательную роль. Центральный исполнитель также «пользуется услугами» долговременной памяти и других психических процессов. Для подтверждения данного понимания места центрального исполнителя в целостной системе познания А. Бэддели провел серию экспериментов, в которых от испытуемых требовалось одновременно запоминать ряды чисел и решать логические задачи. Хотя испытуемые и справлялись с заданиями, их выполнение существенно замедлялось. Оптимальные результаты достигаются в том случае, если существует возможность распределения задач между фонологической петлей и визуально-пространственной матрицей. Эффективность различных стратегий распределения задач между этими подструктурами сравнивалась в работе Л. Брукса. Испытуемым предлагалось проследить мысленным взором по часовой стрелке контур объекта, давая ответ «да» для углов, включавших верхнюю или нижнюю грань фигуры, и ответ «нет» для остальных углов (рис. 41).

Правильная последовательность ответов: «Да — да — да — нет — нет — нет — нет — нет — нет — да». Ответ надо было давать либо устно (задание распределено между визуально-пространственной матрицей и фонологической петлей), либо письменно (задание требует участия только визуально-пространственной матрицы).

При распределенной стратегии задание выполнялось значительно быстрее (в среднем за 12,7 с против 28,2 с).

Точно так же, если задача предполагает двойную нагрузку на фонологическую петлю, эффективность выполнения задания снижается, когда от испытуемых требовалось указывать части речи в воспринимаемом на слух предложении (например: «Лучше синица в руке, чем журавль в небе»), выполнение задания занимало 9,8 с при письменном ответе и 13,8 с при устном.

Таким образом, в настоящее время принято говорить о блоке рабочей памяти, состоящей из четырех подструктур. Подструктура центрального исполнителя характеризуется ограниченным объемом (5—9 единиц информации).

Фонологическая петля и визуально-пространственная матрица представляют собой рабочие «органы» данного структурного блока памяти и позволяют оперировать информацией в различных формах. Их емкость значительно варьирует в зависимости от индивидуальных особенностей и опыта человека (так у профессионального музыканта емкость фонологической петли будет значительно больше, чем у человека, который не занимается музыкой).

В последние годы А. Бэддели дополнил свою модель подструктурой эпизодического буфера, которая дает возможность интегрировать находящуюся в рабочей памяти информацию.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... притягивает детей и молодёжь, глубоко оставаясь в их памяти. Он является очень важным поводом к отождествлению себя с ... вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно- ... что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние. ...

Функция блока рабочей памяти заключается в том, что, во-первых, он обеспечивает текущую деятельность, во-вторых, подготавливает информацию к переводу в постоянное хранилище долговременной памяти и, в-третьих, обеспечивает связь памяти в целом с другими психическими функциями и внешним миром.

Общая характеристика долговременной памяти

Для долговременной памяти, как ясно из названия, характерно длительное хранение знаний, навыков и умений. Объем долговременной памяти огромен, и поэтому успешное хранение информации возможно только при условии высокой степени ее организации. Экспериментальные данные подтверждают, что в долговременной памяти одновременно действуют несколько форм организации знаний. Одна из них – создание иерархических структур по принципу выделения более абстрактных, родовых понятий и более специфических, видовых. В настоящее время предложено множество теорий и моделей, которые описывают строение и функционирование долговременной памяти, но психологи признают, что все еще находятся далеко от истины. Нет единого мнения даже по «простейшим» вопросам, например: имеет ли место забывание в долговременной памяти или информация просто становится недоступной для воспроизведения; хранится ли в памяти вся информация или только ее часть и т. д. Тема долговременной и кратковременной (а также ультракратковременной) памяти оказалась наиболее разработанной и изученной в рамках когнитивной психологии (см. раздел 6).
Некоторые авторы подразделяют долговременную память на:
а) генетическую память — это все то, что накопили наши предшественники.
б) наследственную память — память ближайших родственников.
В) индивидуальную – события собственного опыта.

Семантическая память.

Семантическая память – тип памяти, отражающий обобщенные знания о мире («медведь – это млекопитающее животное», «в прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы»).

Информация в семантической памяти хранится в иерархически организованных сетевых структурах, которые состоят из узлов и отношений между ними. Каждому узлу соответствует набор свойств, который является истинным для него самого и всех категорий нижележащего уровня. Автор концепции семантических сетей М. Киллиан провел эксперимент с измерением времени реакции. Испытуемым предлагалось оценить истинность утверждений типа «канарейки могут петь», «канарейки имеют перья», «канарейки имеют кожу». Оказалось, что время, затраченное на оценку истинности первого утверждения, было меньше, чем затраченное на оценку второго, а оно, в свою очередь, меньше, чем на оценку третьего. По мнению Киллиана, обнаруженный факт связан с тем, что для проверки первого утверждения испытуемый мог сразу адресоваться к категории «канарейка» (канарейка поет и желтая), для проверки второго утверждения ему следовало «пройти» один узел (канарейка – птица, птицы имеют перья), а для проверки третьего – два узла (канарейка – птица – птицы имеют перья, птицы – животные – животные имеют кожу).

Элеонора Рош в 1973 г. дополнила модель Киллиана, введя понятие степени категориального членства. Степень категориального членства отражает то, насколько тот или иной объект является типичным представителем своей категории. Рош просила своих испытуемых оценить типичность различных объектов по 7 балльной шкале. Наиболее типичным овощем оказалась морковь, а наименее типичным – петрушка; наиболее типичным видом спорта – футбол, а наименее типичным – тяжелая атлетика; наиболее типичной птицей – канарейка, а наименее типичной – пингвин и т.д. При решении задач аналогичных тем, которые использовал Киллиан, время, затрачиваемое на идентификацию менее типичных представителей категории, было больше, чем на идентификацию более типичных. Например, испытуемый соглашался с тем, что «канарейка – птица» быстрее, чем с тем, что «пингвин – птица». Рош показала своими исследованиями, что семантические сети в долговременной памяти строятся не только по формальным признакам объектов. Значительную роль играет также эмпирическая частота встречаемости тех или иных свойств. Важно отметить, что узлы семантических сетей могут представлять собой не только словесные описания, но и образы, схемы и сценарии (фиксированные последовательности действий).

21 стр., 10368 слов

Память как интегративный психический процесс

... личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает информацию о своей личности, теряет собственное "я", а значит и перестает существовать. В быстром темпе современной жизни ... существуют аппараты, позволяющие возбуждению длительно циркулировать по замкнутым цепям, а долговременная память обеспечивается распределением синаптических связей между нейронами. Строение нейрона (основного клеточного ...

Эпизодическая память была выделена в отдельную подструктуру долговременной памяти Э. Тульвингом.

Автобиографическая память

Автобиографическая память – тип памяти, занимающий промежуточное положение между семантической и эпизодической памятью. В автобиографической памяти сохраняются личностно отнесенные события и состояния, которые определяют самоидентичность личности.

Автобиографическая память, безусловно, несет в себе некоторые черты как семантической памяти (например, создание словесно оформленной истории жизни), так и эпизодической памяти (представление прошлого в виде ярких эпизодов), однако не может быть сведена к ним. Скорее автобиографическая память представляет собой структуру, «пронизывающую» многообразный мир мнемических процессов и связывающую память в целом с личностью.

Рассмотрение функций автобиографической памяти в жизни личности помогает понять, почему данной проблемой занимаются как психологи – специалисты по познавательным процессам, так и психологи, которые работают в сфере изучения личности. Функции автобиографической памяти можно разделить на три группы: связанные с жизнью человека как члена социума (интерсубъективные), связанные с саморегуляцией личности (интрасубъективные) и экзистенциальные функции, которые необходимы личности для переживания и понимания своей уникальности. К группе интерсубъективных функций относятся, например, такие функции, как достижение социальной солидарности или отторжения, передача опыта новому поколению или предсказание поведения других людей по аналогии с событиями своей жизни. К группе интрасубъективных функций относятся, например, такие функции, как построение и выбор целей и тактик поведения или управление настроением (когда нам грустно, мы можем вспомнить радостный эпизод прошлого и развеселиться).

Экзистенциальные функции в наибольшей степени затрагивают основные пласты личности.

Среди экзистенциальных функций автобиографической памяти можно выделить:

• функцию самопознания;

• функцию самоопределения (формирования целостной стратегии жизни);

• функцию определения смысла жизни;

• функцию культурной, исторической и социальной отнесенности (например, «быть человеком своего времени»); • функцию осознания уникальности своей жизни;

• функцию структурирования самосознания во времени на основе интервалов самоидентичности личности (субъективной оценки изменений личности на протяжении жизненного пути);

14 стр., 6668 слов

Вопрос 1. Память как психическая функция и процесс

Память, как и любая высшая психическая функция, связана с индивидуальными психическими свойствами личности. Кроме этого, существует взаимодействие мнемических процессов с такими индивидуальными качествами ... – припоминание изученного материала, последовательности движений, нюансов какого-либо события вашей жизни и т. п. Психологи считают, что воспроизведение возможно даже при вытеснении некоего ...

• функцию финальной интеграции личности.

Функция финальной интеграции личности представляет собой, наверное, самую загадочную функцию автобиографической памяти. В критической ситуации, когда возникает угроза самому существованию, происходит виртуальное проживание заново всей жизни человека. Этот феномен получил название «вся жизнь прошла перед глазами». Интеграция личности перед завершением физического существования человека оказывается важнее прямого выживания, а иногда позволяет личности максимально сконцентрировать все ресурсы для продолжения физической жизни. Возможно, что этот механизм закреплен на биологическом уровне. Именно в момент приближения катастрофы интегрально срабатывают механизмы автобиографической памяти как особого вида памяти, и человеку открывается его истинная судьба. Исследователь предельных переживаний личности Р. Моуди (1991) пишет, что умирающий человек «пытается оценить свою жизнь, и этот обзор (прошлой жизни) можно описать только в терминах воспоминаний, хотя некоторые черты отличают его от обычных воспоминаний. Прежде всего – необычайная скорость. Эти воспоминания, когда их описывают в наших обычных временных выражениях, следуют быстро, одно за другим, в хронологическом порядке. Несмотря на то что воспоминания крайне выразительны, все, пережившие этот опыт, полагают, что этот обзор прошлого совершился буквально за одно мгновение».

Феномены автобиографической памяти крайне многообразны. Автобиографическое воспоминание может актуализироваться как в форме конкретного яркого эпизода прошлого (яркая вспышка), так и в форме лишенного наглядности воспоминания о важных и судьбоносных событиях или даже в обобщенной форме представления о своей жизненной истории и судьбе. Удобно представить структуру автобиографической памяти в виде пирамиды, горизонтальные сечения которой – это эпизодическая и семантическая память, а вершина – концепция Я, принадлежащая личности. Грани пирамиды представляют собой оси времени, уровня обобщенности, опыта (знаю – помню) и отнесенности к Я. От основания пирамиды к вершине показатели по осям обобщенности и отнесенности к Я нарастают, показатели по оси опыта снижаются, а показатели по оси времени скачкообразно изменяются. Данная модель была создана на основе представления об уровневом иерархическом строении автобиографической памяти.

В описанных технологиях создается ситуация диссонанса между утверждением авторитетного для субъекта источника о наличии определенного факта жизни и феноменальным отсутствием воспоминания о нем. Диссонанс снимается за счет «имплантации» ложного воспоминания в автобиографическую память.

Случается и так, что человек достаточно аккуратно воспроизводит содержание воспоминания, но затрудняется в установлении обстоятельств получения информации. В данном случае автобиографическая память, для нормального функционирования которой критически важна рефлексия по поводу источника (Кто? Где? Когда?), начинает работать по принципу семантической памяти, нейтральной к происхождению своих содержаний. Создается иллюзия «знакомости» материала, которая ложно представляется как «воспоминание» о пережитом опыте. Большую роль в этом процессе играет воображение.

12 стр., 5704 слов

Память как психический процесс

... памяти. Хранение по-разному осуществляется в эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти ... памяти. Глава 1. Память как психический процесс Понятие памяти, ее процессы Память – процессы организации и сохранения прошлого ... воспоминанием. Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти ... благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: ...

Эпизодическая память.

Эпизодическая память – тип памяти, в которой хранятся эпизоды прошлого. Именно ей мы обязаны переживанием прошлого, настоящего и будущего, так как единицами эпизодической памяти являются эпизоды, локализованные во времени. В эпизодической памяти действует принцип специфичности кодирования, который заключается в том, что доступность образа прошлого определяется совпадением «ключевых» элементов ситуации кодирования и извлечения.