Презентация на тему: Психика и организм

Психика и организм

Психология конституциональных различий

Параметры, влияющие на психическую деятельность человека: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии, уровень гормональной активности.

Хронические заболевания и психологический тонус.

Э. Кречмер (1888−1964) —«Строение тела и характер»:

-астенический тип;

-атлетический тип;

-пикнический тип.

Предназначение типологии Кречмера — диагностика психических заболеваний.

Психология конституциональных различий

Соматотипы У. Шелдона:

-эндоморфный (круглая голова, крупные внутренние органы, сфероподобная форма тела, мягкость тканей, тонкие руки и ноги, отложения жира);

-мезоморфный (широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, мощная голова, минимум жира);

-эктоморфный (худоба, вытянутое лицо, тонкие длинные руки и ноги, слабая мускулатура).

Соматотип

Психическая конституция

эндоморфный

висцеротоники

(преобладание

пищеварения)

мезоморфный

соматотоники

(преобладание

физической деятельности)

эктоморфный

церебротоники

(преобладание

мозговой деятельности)

Влияние пола человека на психику

И.Кон:

-девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях;

-мальчики отличаются большей агрессивностью и математико-визуально-пространственнымиспособностями.

Особенности мозга:

-межполушарные связи у женщин более многочисленны (лучше происходит синтез информации);

-художественные способности и возможности уверенно ориентироваться в пространстве лучше развиты у мужчин.

Женское начало ориентировано на сохранение уже имеющихся признаков, отсюда большая психическая устойчивость женщин и усредненные параметры их психики.

Мужское начало связано с необходимостью адаптации к совершенно новым, неведомым условиям, что объясняет большую психологическую индивидуализированность мужчин.

Психика и особенности строения мозга

Вес мозга колеблется в норме от1100 до 3000 граммов.

у европейских кроманьонцев объем мозга достигал 1880 куб. см, а у современного европейца лишь —1450 куб. см.

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия полушарий мозга (Р. Сперри — 1981 г. — Нобелевская премия).

Функциональная асимметрия полушарий мозга: одну и ту же задачу оба полушария «решают» с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается функция, за которую оно отвечает.

Чувственные формы освоения действительности

«Ничего не бывает в уме, чего раньше не было в ощущении» (сенсорная система — ворота сознания).

Рецепторы (сенсорные клетки) преобразуют стимулы в короткие электрохимические импульсы, передающиеся по нервным путям в «станции» ЦНС. Импульсы, переходя с одногонейрона на другой, синтезируются и декодируются в систему данных о характере внешнего воздействия.

Ощущение — психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, явлений и предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

I. Стимул => вегетативная нервная система=> рефлекторная реакция.

II. Стимул => спинной мозг=> ретикулярная формация=> кора головного мозга=> изменение активности тысяч нейронов=> придание смысла сенсорному сигналу (восприятие)=> сопоставление полученной информации с хранящейся в памяти=> узнавание.

Классы ощущений:

-экстерорецептивные (от рецепторы на поверхности тела);

-интерорецептивные (от рецепторов внутри тела)

-проприорецептивные (от рецепторов мышц и сухожилий).

Презентация на тему: Восприятие (перцепция)

Восприятие (перцепция)

I. Теория гештальта (образа): человек (и животные) воспринимают не отдельные стимулы, а их комплексы.

II. Теория бихевиоризма: воспринимаются только элементарные сенсорные функции, а синтез осуществляет головной мозг.

Апперцепция — восприятие, зависящее от прошлого опыта человека (пример с алеутами).

Константность восприятия — мир воспринимается нами как относительно устойчивый и постоянный.

Целостность восприятия (достраивание образов предметов).

Категориальность восприятия (человек способен осознавать процессы своего восприятия.)

Внимание

Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности накаком-либообъекте восприятия.

Внимание — психическое образование, чьи структуры

анатомически

и

физиологически

относительно

независимы от сенсорных процессов.

Свойства

внимания:

концентрированность,

интенсивность, устойчивость,

объем (у человека 4-6

объектов), распределение (способность следить за несколькими процессами одновременно),переключение.

а) природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное);

б) социально обусловленное, связанное с воспитанием и обучением (произвольное).

Рациональные формы освоения действительности

Память

— способ существования психики во времени, удержание прошлого.

Типы памяти

Память сенсорного типа (длительность сохранения от 0,1 до 0,5 с.).

Память кратковременного

типа может

регулироваться человеком (от 5-идо9-иобъектов).

Память долговременного типа (ёмкость и

длительность безграничны).

Виды памяти

двигательная;

образная (зрительная, слуховая, осязательная,

обонятельная, вкусовая);

эмоциональная;

вербальная (семантическая);

непроизвольная;

произвольная.

Запоминание => хранение => воспроизведение.

Остается загадкой, где находится «центр» памяти.

Мышление

— способность ориентироваться в новых для нас данных и обстоятельствах, понимать их; психологический процесс с открытием «нового» знания на основе переработки полученной информации.

Обобщение — важный признак мышления.

Возникновение вопросов — первый признак начинающейся работы мысли.

Структура мышления: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, формирование понятий.

Виды мышления:

понятийнотеоретический;

образно-теоретический;

наглядно-действенный;

наглядно-образный.

Интеллект — совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку решать разнообразные задачи (способность осознанно адаптироваться к окружающей среде).

Сумма данных (о чём думаем?), система операций(как думаем?), результат(что получаем?).

Психология личности

Личность — интегральная целостность биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биогенные: нервная система, система желез, обменные процессы, половые различия, анатомические особенности.

Социогенные: социальная роль, субъективное «Я».

«Структура личности»: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация.

Направленность личности: система устойчивых мотивов, идеалов, убеждений, ценностей, привязанностей, симпатий, антипатий, вкусов.

Способности —индивидуально-психологическиеособенности личности, обеспечивающие успех в деятельности:

природные (биологически обусловленные);

специфические человеческие (их происхождение общественно-историческое),в том числе общиеспециальные,теоретические-практические,учебныетворческие, кобщению-предметно-деятельностные.

индивидуально-психологическиеразличия — особенности психических явлений, отличающих людей друг от друга (дифференциальная психология).

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону поведения человека.

Презентация на тему: Темперамент тесно связан с характером человека:

Темперамент тесно связан с характером человека:

холерик (общая подвижность, бурные эмоции, резкие смены настроения, неуравновешенность);

сангвиник (высокая психическая активность, разнообразие мимики, отзывчивость, общительность, уравновешенность);

флегматик (медлительность, инертность, устойчивость настроения, низкий уровень психической активности);

меланхолик (замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность к глубоким переживаниям, преобладание отрицательных эмоций).

Характер — система устойчивых черт личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к другим людям, к работе и досугу.

Типология теорий характеров:

конституционные (связывают особенности характера с внешним видом человека);

акцентуальные (связывают особенности характера с его акцентуацией);

социальные (по отношению человека к жизни, обществу, моральным ценностям).

Типология характеров:

гипертимный (высокая контактность, словоохотливость, выраженность мимики, оптимистичность, легкомысленность);

дистимный (низкая контактность, немногословие, пессимизм, замкнутый образ жизни, серьезность, добросовестность, пассивность, медлительность);

циклоидный (периодические смены настроения);

педантичный (добросовестность, аккуратность, надежность в делах, занудливость, формализм);

демонстративный (артистичность, обходительность неординарность поступков, стремление к лидерству, эгоистичны, лицемерны, тщеславны);

экставертированный (общительны, имеют много друзей, легко внушаемы, склонны к необдуманным поступкам);

интровертированный (ориентированы на свой внутренний мир, мало контактны, склонны к одиночеству, сдержанны, упрямы, консервативны);

садо-мазохистский (агрессивны, склонны взять вину на себя, упиваются самокритикой, самобичеванием, расписываются в своей неполноценности, беспомощности, ставят окружающих в зависимость от себя);

конформистский (отсутствие собственного мнения, социальной позиции, легко подчиняются обстоятельствам, меняют свои убеждения, приспособленцы);

мыслительный (доверяют логике, стремятся к истине не заботясь о справедливости, доводят все до полной ясности; сохраняют самообладание);

чувствующий (повышенная чувствительность, альтруисты, любят помогать другим, нерешительны).

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Эмоции — своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме приятного и неприятного.

Положительные и отрицательныеэмоции, стенические

(повышающие активность) и астенические.

Чувство — отражение в сознании отношений человека к действительности (моральные, интеллектуальные, эстетические).

Аффект — сильное и кратковременное эмоциональное состояние, сопровождающиеся двигательными и внутриорганическими проявлениями.

Мотив — побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное потребностями человека.

Мотивация:

а) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида;

б) процесс образования, формирования мотивов.

Типичные положительные психические состояния:

профессиональная заинтересованность (сильный интерес к профессиональному труду, фактор профессиональной пригодности);

творческое вдохновение (сложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов, творческий подъем, возрастание воображения, обилие мыслей).

Отрицательные психические состояния:

психическая напряженность (операциональная, как

результат сложности выполняемой деятельности; эмоциональная, как необходимое условие продуктивной

деятельности);

стресс (специфическое состояние нервнопсихологической напряженности);

фрустрация (переживание расстройства, напрасные ожидания, переживание провала, неудачи; дезорганизация сознания, деятельности, общения.)