«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ в средних учебных заведениях» с практикумом
Направлениеподготовки «050400 Психолого-педагогическое образование»
Профиль подготовкипсихология образования
Квалификация (степень) выпускникабакалавр
Пермь
ПГГПУ
Рецензент:
(уч. степень, звание, должность, место работы, Ф.И.О)
Автор-составитель: (кандидат психологических наук, доцент, Кирилова Надежда Анатольевна)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях с практикумом» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «050400 Психолого-педагогическое образование».
Дисциплина входит в профессиональный цикл,
относится к вариативной части,
является _________________________.
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов и т.д.
Согласовано с деканом обучающего факультета:
Декан:____________________________________(Н.А.Кирилова)
Согласовано: Учебно-методическое управление: «___» __________________2012 г. ______________________________ | Рекомендовано кафедрой: Протокол № _______ «___» ________________2012г. Зав. кафедрой _______________ |
Оглавление
1. Цель изучения дисциплины: 5
2. Место дисциплины в структуре ООП: 5
3. Требования к результатам освоения дисциплины: 5
3.1. Принятая структура компетенций.. 5
4. Объем дисциплины… 7
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 7
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы.. 9
5. Содержание дисциплины… 9
5.1. Программа дисциплины.. 9
Раздел 1. Методика преподавания психологии как наука.. 9
Раздел 2. Сущность методической деятельности педагога-психолога.. 11
Раздел 3. Активные методы обучения психологии.. 13
Раздел 4. Формы организации учебного процесса в ССУЗАХ.. 14
Раздел 5. Логические и психологические аспекты методики преподавания психологии.. 16
5.2. Содержание семинарских и практических занятий.. 17
Планы семинарских занятий.. 17
Занятие 10. Логические и психологические аспекты методики преподавания психологии.. 26
5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум) 29
6. Формы и методы обучения.. 29
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов.. 30
7.1. Методические рекомендации.. 30
7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов. 31
7.3. План-график самостоятельной работы студентов. 31
7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению 31
7.5. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению (аналогично п. 7.4).
32
8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины… 32
8.1. Основная литература.. 33
8.2. Дополнительная литература.. 33
8.3. Учебно-методические материалы.. 33
8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы) 33
8.5. Материально-техническое обеспечение: 34
9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации.. 34
9.1. Содержание и формы проведения входного контроля. 34
9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний.. 34
9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации.. 35
1. Цель изучения дисциплины:
Цель курса — формирование у будущих психологов образования методических знаний и умений, позволяющих решать разнообразные учебно-воспитательные задачи на содержательной основе предмета «Психология».
Основные задачи курса «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях» заключаются в следующем:
* формирование у студентов понятийно-терминологического аппарата методики обучения психологии;
* выработка умений конструировать цели и задачи различных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием комплекса средств обучения;
* формирование конструктивных умений по организации и управлению деятельностью обучаемых в процессе овладения ими психологическими знаниями и умениями;
* обучение рефлексии методической деятельности;
* формирование представлений о современных технологиях обучения;
* формирование знаний о системе методической деятельности педагога-психолога и об особенностях методического творчества.
* развитие его педагогического мышления, готовность к инновационной педагогической деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Б3.В.ОД.3.3 Профессиональный цикл, вариативная часть.
Основой изучения дисциплины являются компетенции, сформированные у студентов по дисциплинам: педагогика, информатика, психология развития и возрастная психология, педагогическая психология. В свою очередь, усвоение учебного курса обеспечивает успешное прохождение педагогической практики и адаптацию в профессиональной деятельности.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Принятая структура компетенций. Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки «050400 Психолого-педагогическое образование»
Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки «050400 Психолого-педагогическое образование» (профиль «психология образования»):
«Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях»ОПК 5, ОПК 6, ПКПП 2.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
· готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);
· способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
· готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
· Знать:
понятийно-терминологический аппарат методики обучения психологии;
систему методической деятельности педагога-психолога и особенности методического творчества.
· Уметь:
· организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую ;
· организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;
· применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);
· конструировать цели и задачи различных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием комплекса средств обучения;
· конструировать знаково-предметные формы представления учебного материала;
· организовывать и управлять деятельностью обучаемых в процессе овладения ими психологическими знаниями и умениями;
· рефлексировать относительно собственной методической деятельности;
· использовать в своей профессиональной деятельности современных технологий обучения;
· Владеть:
навыками методической деятельности педагога-психолога;
Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
№ п/п | Наименование раздела/темы дисциплины | Кол-во часов | Коды формируемых компетенций | ||
ОПК-5 | ОПК-6 | ПКПП-2 | |||
1. | Методика преподавания психологии как наука | ||||
2. | Сущность методической деятельности педагога-психолога | ||||
3. | Активные методы обучения психологии | ||||
4. | Формы организации учебного процесса в среднем учебном заведении | ||||
5. | Логические и психологические аспекты методики преподавания психологии | ||||
Итого: |
Объем дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Лекция. Ее структура и методы проведения с среднем специальном учебном заведении
Функции лекции. Информационная, стимулирующая, воспитывающая, развивающая. Организационный, дидактический, методический уровни подготовки лекции. Логико-педагогическая структура лекции.
Виды лекции и приемы их проведения. Типы лекций по общим целям, по содержанию, по дидактическим задачам, по воздействию на различные сферы личности слушателей.
Требования к конспекту лекции, организация аудитории и методика чтения лекции. Использование наглядных пособий и дополнительных средств в ходе лекции.
Проблемная лекция и эвристическая беседа в курсе психологии
Две тактики конструирования проблемной ситуации во время лекции – движение к проблеме либо от предметного содержания знаний, либо от субъективного опыта аудитории, включенного в логику решения научной проблемы.
Методический сценарий проблемной лекции с элементами эвристической беседы и анализ приемов организации.
Семинарские, практические и лабораторные занятия в курсе психологии в средних учебных заведениях
Семинары – одна из форм учебно-воспитательной работы, широко распространенная в учебных заведениях. Семинарское занятие как форма коллективной самостоятельной работы, при которой происходит углубленное обсуждение и изучение учебного материала.
Цель и задачи семинарских занятий. Роль семинарских занятий в активизации познавательной деятельности и самообразовании учащихся и студентов. Требования к вопросам семинарских занятий.
Лабораторное занятие как форма организации учебного процесса. Цель и задачи лабораторного занятия. Тематика лабораторных занятий. Разнообразие заданий лабораторных занятий. Основные методы: учебный эксперимент; наблюдение; упражнения в психологическом анализе фактов, ситуаций; беседа; работа с книгой; самостоятельные творческие доклады.
Раздел 5. Логические и психологические аспекты методики преподавания психологии
Логические аспекты методики преподавания психологии
Логическая культура преподавателя психологии. Оптимальное сочетание теоретического и эмпирического материала, тесная органическая связь между ними. Законы формальной логики. Работа над понятием в курсе психологии, содержание и объем понятия. Законы диалектической логики. Принцип единства логического и исторического. Логический и исторический методы изложения материала. Два аспекта исторического подхода к изложению, генетический метод.
Психологические аспекты методики преподавания психологии
Психологическая сущность работы преподавателя. Интерес и внимание, их роль в процессе обучения. Методические приемы, способствующие пробуждению и поддержанию интереса к предмету в процессе обучения. Роль непроизвольного, произвольного и постпроизвольного внимания в процессе восприятия и усвоения учащимися учебного материала. Значение восприятия в эффективности усвоения психологических знаний (объективные и субъективные факторы).
Активизация интеллектуальной деятельности учащихся и связь ее с методами обучения.
Психологические особенности речи преподавателя.
Содержание семинарских и практических занятий
Планы семинарских занятий
ТЕМА 1. Методика преподавания психологии как наука
Цель занятия:
Систематизировать знания студентов в области методологии науки.
Помочь осмыслить содержание и задачи методики преподавания психологии. Основные элементы процесса обучения психологии.Показать связь моделей обучения с решением задач учреждений образования.
Понятия:Объект и предмет науки. Содержание и задачи методики преподавания психологии. Модели обучения. Задачи курса психологии.
Вопросы для обсуждения:
1. Методика преподавания психологии как наука, ее взаимосвязь с педагогикой, психологией и другими науками.
2. Предмет, содержание и задачи методики преподавания психологии. Основные элементы процесса обучения психологии.
3. Модели обучения. Задачи учреждений образования.
4. Место уроков психологии в новой педагогической системе. Задачи курса психологии.
1. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии [Текст] : учеб. пособие / В. Я. Ляудис ; УРАО. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2000. — 128 с.
2. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Карандашев. — СПб. : Питер, 2005. — 250 с.
Дополнительная литература.
Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Б. Ц. Бадмаев. — М. : ВЛАДОС, 2001.
ТЕМА 2. Сущность методической деятельности педагога-психолога
Цель занятия:Раскрыть сущность методической деятельности педагога-психолога. Систематизировать представления об основных процедурах методической деятельности.
Понятия:Цель, задачи, объект, предмет, результатметодической деятельности педагога-психолога.
Вопросы для обсуждения:
1. Объекты методической работы, предметы методических разработок и результаты методической деятельности.
2. Отличие методической деятельности от обучающей деятельности педагога.
3. Характеристика основных процедур методической деятельности.
Список обязательной литературы
1. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии [Текст] : учеб. пособие / В. Я. Ляудис ; УРАО. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2000. — 128 с.
2. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Карандашев. — СПб. : Питер, 2005. — 250 с.
Дополнительная литература.
Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Б. Ц. Бадмаев. — М. : ВЛАДОС, 2001.
ТЕМА 7. Организация учебной ситуации
Цель занятия:сформировать у студентов представление об учебной ситуации как единице управления обучением. Систематизировать знания студентов о формах учебных взаимодействий между преподавателем и студентами при обучении психологии.
Понятия: учебная ситуация, учебные взаимодействия, совместная деятельность, продуктивная совместная деятельность.
Вопросы для обсуждения:
1. Структура учебной ситуации как единицы управления обучением.
2. Формы учебных взаимодействий между преподавателем и студентами при обучении психологии.
3. Совместная деятельность преподавателя со студентами – ведущее звено управления и самоуправления учением.
4. Продуктивная совместная деятельность как активный метод воспитания личности.
Список обязательной литературы.
1. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии [Текст] : учеб. пособие / В. Я. Ляудис ; УРАО. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2000. — 128 с.
2. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Карандашев. — СПб. : Питер, 2005. — 250 с.
Дополнительная литература.
Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Б. Ц. Бадмаев. — М. : ВЛАДОС, 2001.
ТЕМА 8. Выбор метода обучения психологии в конкретной учебной ситуации
Цель занятия:сформировать у студентов способность обобщать знания о выборе методов обучения в зависимости от различных переменных учебной ситуации.
Понятия:учебная ситуация, учебные взаимодействия, метод обучения, прием обучения.
Вопросы для обсуждения
1. Учет различных параметров учебной ситуации при выборе метода обучения.
2. Выбор методов обучения в зависимости от структуры и содержания учебной информации, когнитивных возможностей учащихся, материально-технического обеспечения учебного процесса.
Список обязательной литературы.
1. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии [Текст] : учеб. пособие / В. Я. Ляудис ; УРАО. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2000. — 128 с.
2. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Карандашев. — СПб. : Питер, 2005. — 250 с.
Дополнительная литература.
Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Б. Ц. Бадмаев. — М. : ВЛАДОС, 2001.
ТЕМА 9. Характеристика организационных форм изучения психологии в СУЗ
Цель занятия:
Углубить представления студентов об организации учебного процесса в средних учебных заведениях по предмету «Психология». Систематизировать знания о формах и характере организации учебного процесса.
Понятия:Формы организации учебного процесса, урок, факультатив, внеклассные и внешкольные мероприятия. Деятельность ученика (учебная) и деятельность учителя (обучающая).
Вопросы для обсуждения
1. Общая характеристика организации учебного процесса в учебных заведениях по предмету «Психология».
2. Формы организации учебного процесса.
3. Двусторонний характер процесса обучения. Специфика деятельности ученика и учителя в процессе обучения.
Список обязательной литературы.
1. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии [Текст] : учеб. пособие / В. Я. Ляудис ; УРАО. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2000. — 128 с.
2. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Карандашев. — СПб. : Питер, 2005. — 250 с.
Дополнительная литература.
Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Б. Ц. Бадмаев. — М. : ВЛАДОС, 2001.
ТЕМА 10. Урок психологии
ТЕМА 11. Лекция. Ее структура и методы проведения
Цель занятия:рассмотреть особенности лекции в среднем учебном заведении.
Понятия: Функции лекции, структура лекции. Средства наглядности. Проблемная лекция, эвристическая беседа
Вопросы для обсуждения
1. Функции лекции. Логико-педагогическая структура лекции.
2. Виды лекции и приемы их проведения.
3. Требования к конспекту лекции, организация аудитории и методика чтения лекции.
4. Использование наглядных пособий и дополнительных средств в ходе лекции.
5. Проблемная лекция и эвристическая беседа в курсе психологии.
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
В данном разделе приводится учебно-методическая, учебная и научная литература для изучения дисциплины в целом, а также ссылки на Интернет- ресурсы и необходимые технические средства обучения.
Список учебной литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.0.5.-2008 («Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»).
Список учебной литературы состоит из двух частей: основной и дополнительной. В список основнойлитературы (не более 3 наименований) следует включать базовые издания: учебники, учебные пособия, имеющиеся в библиотеке ПГПУ в достаточном для обеспечения учебного процесса количестве экземпляров. Приоритет отдается изданиям, имеющим гриф МОиН РФ или УМО по соответствующему направлению (профилю), которые изданы и имеются в продаже.
В список дополнительной литературы (не более 10 наименований) включается прочая учебная, справочная и научная литература для углубленного изучения курса, имеющегося в библиотеке ПГПУ.
В список учебно-методических материалов включаются изданные преподавателями кафедры работы, имеющиеся в методических кабинетах, библиотеке ПГПУ, а также разработанные преподавателями рабочие материалы по изучению дисциплины, утвержденные протоколом заседания кафедры.
Список литературы должен обновляться ежегодно с учетом приобретенной и изданной в ПГПУ новой литературы как дополнение и изменение, внесенное в рабочую программу дисциплины в виде вкладыша. Такие же изменения вносятся в электронную форму УМК. Изменения и дополнения утверждаются на заседании кафедры.
ПОЖАЛУЙСТА УТОЧНИТЕ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ ПО СПИСКАМ ИЗ БИБЛИОТЕКИ. СПИСКИ ГОТОВИЛА АННА КОЖЕВНИКОВА.
Основная литература
(изданная за последние 10 лет, имеющаяся в библиотеках вуза в количестве 25 экземпляров на 100 студентов)
№ п/п | Автор и название литературного источника | Выходные данные | Примечание |
1. | |||
2. |
ВАРИАНТ ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ ГОСТ 7.0.5.-2008 Т.Е. КАК ОБЫЧНО ОФОРМЛЯЛИ
Дополнительная литература
№ п/п | Автор и название литературного источника | Выходные данные | Примечание |
1. | |||
2. |
ВАРИАНТ ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ ГОСТ 7.0.5.-2008 Т.Е. КАК ОБЫЧНО ОФОРМЛЯЛИ
Учебно-методические материалы
№ п/п | Наименование раздела/темы дисциплины | Автор | Наименование материалов (с указанием шифра библиотеки, в случае, если он опубликован) |
1. | |||
2. |
ВАРИАНТ ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ ГОСТ 7.0.5.-2008 Т.Е. КАК ОБЫЧНО ОФОРМЛЯЛИ
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)
1. …
2. … и т.д.
8.5. Материально-техническое обеспечение:
· компьютерное и мультимедийное оборудование,
· видео-, аудиовизуальные средства обучения и пр.
Примечание: данный раздел УМК может быть оформлен в виде текстового списка основной и дополнительной литературы, учебно-методических материалов с обязательным отражением указанных пунктов.
Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
Содержание и формы проведения входного контроля
Примечание: необходимо определить сроки и виды занятий, на которых будет осуществляться входной контроль.
Содержание входного контроля включает в себя владение следующими компетенциями (их составными частями):
— …;
— …; и т.д.
Для изучения дисциплины студент должен:
знать: перечислить основные (ключевые) понятия, теории и т.д.
уметь:
владеть:
Проведение входного контроля может быть в форме теста, контрольных вопросов, заданий, проектов и т.д., позволяющих определить сформированные навыки.
Содержание и формы текущего контроля знаний
Формы текущего контроля знаний.
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Форма текущего контроля | ||||||||
Контрольная (проверочная) работа | Компьютерное тестирование | Эссе | Работы на семинарских занятиях | Работы на практических занятиях | Лабораторная работа | Реферат | … | …. | ||
1. | Методика преподавания психологии как наука | + | + | + | + | |||||
2. | Сущность методической деятельности педагога-психолога | + | — | + | + | + | ||||
3. | Активные методы обучения психологии | + | + | + | + | + | ||||
4. | Формы организации учебного процесса в среднем учебном заведении | + | + | + | + | + | ||||
5. | Логические и психологические аспекты методики преподавания психологии | + | + | + | ||||||
Итого: |
Перечень контрольных вопросов для самопроверки студента
Содержание и формы промежуточной аттестации
До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, выполнить лабораторные и самостоятельные работы на пороговом уровне.
Формы аттестации по дисциплине:
- Экзамен.
- Вопросы к ЭКЗАМЕНУ
1. Методика преподавания психологии как наука, ее взаимосвязь с педагогикой, психологией и другими науками. Тенденции развития методики обучения психологии.
2. Предмет, содержание и задачи методики преподавания психологии. Структура методики преподавания психологии.
3. Основные тенденции в современных образовательных системах. Место уроков психологии в современной педагогической системе.
4. Основные модели обучения в зависимости от способа подачи знаний. Задачи учреждений образования.
5. Сущность методической деятельности педагога-психолога, объект, предмет и результат методической деятельности.
6. Основные процедуры методической деятельности, их характеристика.
7. Двусторонний характер процесса обучения. Специфика деятельности ученика и учителя в процессе обучения.
8. Методы и приемы обучения. Классификация методов обучения.
9. Основные методические принципы, их учет в методической деятельности педагога-психолога.
10. Общедидактические методы обучения. Возможности их использования в обучении психологии.
11. Основные приемы репродуктивного метода и виды деятельности учащихся в рамках данного метода. Возможности использования в обучении психологии.
12. Основные приемы объяснительно-иллюстративного метода и виды деятельности учащихся в рамках данного метода. Возможности использования в обучении психологии.
13. Основные приемы эвристического метода и виды деятельности учащихся в рамках данного метода. Возможности использования в обучении психологии.
14. Основные приемы исследовательского метода и виды деятельности учащихся в рамках данного метода. Возможности использования в обучении психологии.
15. Специфика психологии как учебного предмета. Специфические методы обучения психологии.
16. Выбор методов обучения в зависимости от структуры и содержания учебной информации, когнитивных возможностей учащихся, материально-технического обеспечения учебного процесса.
17. Понятие активных методов обучения (АМО).
Психологическая теория учебной деятельности.
18. Возможности использования АМО в преподавании психологии.
19. Методы программированного обучения, общая характеристика, возможности использования в обучении психологии.
20. Методы проблемного обучения, общая характеристика, возможности использования в обучении психологии.
21. Методы интерактивного обучения, общая характеристика, возможности использования в обучении психологии.
22. Система учебных задач в курсе психологии.
23. Структура учебно-воспитательной ситуации как единицы управления обучением.
24. Формы учебных взаимодействий между преподавателем и студентами при обучении психологии. Совместная деятельность преподавателя со студентами.
25. Продуктивная совместная деятельность как активный метод воспитания личности.
26. Лекция, ее структура и методы проведения.
27. Проблемная лекция и эвристическая беседа в курсе психологии.
28. Семинарские занятия в курсе психологии.
29. Лабораторные занятия в курсе психологии.
30. Проблема контроля усвоения знаний и типология ошибок.
31. Связь психологии с практикой и методика преподавания психологии.
32. Логическая культура преподавателя психологии. Принципы диалектической логики в методике преподавания психологии.
33. Логическая культура преподавателя психологии. Работа над понятием при изучении психологии.
34. Психологическая сущность работы преподавателя. Роль интереса и внимания в процессе обучения.
35. Активизация интеллектуальной деятельности студента и связь ее с методами обучения.
36. Психологические особенности речи преподавателя.