УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ в средних учебных заведениях» с практикумом

Направлениеподготовки «50 400 Психолого-педагогическое образование»

Профиль подготовкипсихология образования

Квалификация (степень) выпускникабакалавр


Пермь

ПГГПУ


Рецензент:

(уч. степень, звание, должность, место работы, Ф.И.О)

Автор-составитель: (кандидат психологических наук, доцент, Кирилова Надежда Анатольевна)

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях с практикумом» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «50 400 Психолого-педагогическое образование».

Дисциплина входит в профессиональный цикл,

относится к вариативной части,

является _________________________.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов и т. д.

Согласовано с деканом обучающего факультета:

Декан:____________________________________(Н.А.Кирилова)

Согласовано: Учебно-методическое управление: «___» __________________2012 г. ______________________________ Рекомендовано кафедрой: Протокол № _______ «___» ________________2012г. Зав. кафедрой _______________

Оглавление

1. Цель изучения дисциплины: 5

2. Место дисциплины в структуре ООП: 5

3. Требования к результатам освоения дисциплины: 5

3.1. Принятая структура компетенций. 5

4. Объем дисциплины… 7

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы. 7

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы. 9

5. Содержание дисциплины… 9

5.1. Программа дисциплины. 9

Раздел 1. Методика преподавания психологии как наука. 9

Раздел 2. Сущность методической деятельности педагога-психолога. 11

Раздел 3. Активные методы обучения психологии. 13

Раздел 4. Формы организации учебного процесса в ССУЗАХ. 14

Раздел 5. Логические и психологические аспекты методики преподавания психологии. 16

5.2. Содержание семинарских и практических занятий. 17

Планы семинарских занятий. 17

Занятие 10. Логические и психологические аспекты методики преподавания психологии. 26

5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум) 29

6. Формы и методы обучения. 29

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов. 30

7.1. Методические рекомендации. 30

7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов. 31

7.3. План-график самостоятельной работы студентов. 31

7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению 31

7.5. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению (аналогично п. 7.4).

32

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины… 32

8.1. Основная литература. 33

8.2. Дополнительная литература. 33

8.3. Учебно-методические материалы. 33

8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы) 33

8.5. Материально-техническое обеспечение: 34

9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации. 34

9.1. Содержание и формы проведения входного контроля. 34

9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний. 34

9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации. 35

1. Цель изучения дисциплины:

Цель курса — формирование у будущих психологов образования методических знаний и умений, позволяющих решать разнообразные учебно-воспитательные задачи на содержательной основе предмета «Психология».

Основные задачи курса «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях» заключаются в следующем:

* формирование у студентов понятийно-терминологического аппарата методики обучения психологии;

* выработка умений конструировать цели и задачи различных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием комплекса средств обучения;

* формирование конструктивных умений по организации и управлению деятельностью обучаемых в процессе овладения ими психологическими знаниями и умениями;

* обучение рефлексии методической деятельности;

* формирование представлений о современных технологиях обучения;

* формирование знаний о системе методической деятельности педагога-психолога и об особенностях методического творчества.

* развитие его педагогического мышления, готовность к инновационной педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Б3.В.ОД.3.3 Профессиональный цикл, вариативная часть.

Основой изучения дисциплины являются компетенции, сформированные у студентов по дисциплинам: педагогика, информатика, психология развития и возрастная психология, педагогическая психология. В свою очередь, усвоение учебного курса обеспечивает успешное прохождение педагогической практики и адаптацию в профессиональной деятельности.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Принятая структура компетенций. Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки «50 400 Психолого-педагогическое образование»

Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки «50 400 Психолого-педагогическое образование» (профиль «психология образования»):

«Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях»ОПК 5, ОПК 6, ПКПП 2.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

· готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

· способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

· готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

· Знать:

понятийно-терминологический аппарат методики обучения психологии;

систему методической деятельности педагога-психолога и особенности методического творчества.

· Уметь:

· организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую ;

· организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;

· применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

· конструировать цели и задачи различных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием комплекса средств обучения;

· конструировать знаково-предметные формы представления учебного материала;

· организовывать и управлять деятельностью обучаемых в процессе овладения ими психологическими знаниями и умениями;

· рефлексировать относительно собственной методической деятельности;

· использовать в своей профессиональной деятельности современных технологий обучения;

· Владеть:

навыками методической деятельности педагога-психолога;

Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций

№ п/п Наименование раздела/темы дисциплины Кол-во часов Коды формируемых компетенций
ОПК-5 ОПК-6 ПКПП-2
1. Методика преподавания психологии как наука
2. Сущность методической деятельности педагога-психолога
3. Активные методы обучения психологии
4. Формы организации учебного процесса в среднем учебном заведении
5. Логические и психологические аспекты методики преподавания психологии
Итого:

Объем дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Лекция. Ее структура и методы проведения с среднем специальном учебном заведении

Функции лекции. Информационная, стимулирующая, воспитывающая, развивающая. Организационный, дидактический, методический уровни подготовки лекции. Логико-педагогическая структура лекции.

Виды лекции и приемы их проведения. Типы лекций по общим целям, по содержанию, по дидактическим задачам, по воздействию на различные сферы личности слушателей.

Требования к конспекту лекции, организация аудитории и методика чтения лекции. Использование наглядных пособий и дополнительных средств в ходе лекции.

Проблемная лекция и эвристическая беседа в курсе психологии

Две тактики конструирования проблемной ситуации во время лекции — движение к проблеме либо от предметного содержания знаний, либо от субъективного опыта аудитории, включенного в логику решения научной проблемы.

Методический сценарий проблемной лекции с элементами эвристической беседы и анализ приемов организации.

Семинарские, практические и лабораторные занятия в курсе психологии в средних учебных заведениях

Семинары — одна из форм учебно-воспитательной работы, широко распространенная в учебных заведениях. Семинарское занятие как форма коллективной самостоятельной работы, при которой происходит углубленное обсуждение и изучение учебного материала.

Цель и задачи семинарских занятий. Роль семинарских занятий в активизации познавательной деятельности и самообразовании учащихся и студентов. Требования к вопросам семинарских занятий.

Лабораторное занятие как форма организации учебного процесса. Цель и задачи лабораторного занятия. Тематика лабораторных занятий. Разнообразие заданий лабораторных занятий. Основные методы: учебный эксперимент; наблюдение; упражнения в психологическом анализе фактов, ситуаций; беседа; работа с книгой; самостоятельные творческие доклады.

Раздел 5. Логические и психологические аспекты методики преподавания психологии

Логические аспекты методики преподавания психологии

Логическая культура преподавателя психологии. Оптимальное сочетание теоретического и эмпирического материала, тесная органическая связь между ними. Законы формальной логики. Работа над понятием в курсе психологии, содержание и объем понятия. Законы диалектической логики. Принцип единства логического и исторического. Логический и исторический методы изложения материала. Два аспекта исторического подхода к изложению, генетический метод.

Психологические аспекты методики преподавания психологии

Психологическая сущность работы преподавателя. Интерес и внимание, их роль в процессе обучения. Методические приемы, способствующие пробуждению и поддержанию интереса к предмету в процессе обучения. Роль непроизвольного, произвольного и постпроизвольного внимания в процессе восприятия и усвоения учащимися учебного материала. Значение восприятия в эффективности усвоения психологических знаний (объективные и субъективные факторы).

Активизация интеллектуальной деятельности учащихся и связь ее с методами обучения.

Психологические особенности речи преподавателя.

Содержание семинарских и практических занятий

Планы семинарских занятий

ТЕМА 1. Методика преподавания психологии как наука

Цель занятия:

Систематизировать знания студентов в области методологии науки.

Помочь осмыслить содержание и задачи методики преподавания психологии. Основные элементы процесса обучения психологии. Показать связь моделей обучения с решением задач учреждений образования.

Понятия:Объект и предмет науки. Содержание и задачи методики преподавания психологии. Модели обучения. Задачи курса психологии.

Вопросы для обсуждения:

1. Методика преподавания психологии как наука, ее взаимосвязь с педагогикой, психологией и другими науками.

2. Предмет, содержание и задачи методики преподавания психологии. Основные элементы процесса обучения психологии.

3. Модели обучения. Задачи учреждений образования.

4. Место уроков психологии в новой педагогической системе. Задачи курса психологии.

1. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие / В. Я. Ляудис; УРАО. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2000. — 128 с.

2. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Карандашев. — СПб.: Питер, 2005. — 250 с.

Дополнительная литература.

Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Б. Ц. Бадмаев. — М.: ВЛАДОС, 2001.

ТЕМА 2. Сущность методической деятельности педагога-психолога

Цель занятия:Раскрыть сущность методической деятельности педагога-психолога. Систематизировать представления об основных процедурах методической деятельности.

Понятия: Цель, задачи, объект, предмет, результатметодической деятельности педагога-психолога.

Вопросы для обсуждения:

1. Объекты методической работы, предметы методических разработок и результаты методической деятельности.

2. Отличие методической деятельности от обучающей деятельности педагога.

3. Характеристика основных процедур методической деятельности.

Список обязательной литературы

1. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие / В. Я. Ляудис; УРАО. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2000. — 128 с.

2. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Карандашев. — СПб.: Питер, 2005. — 250 с.

Дополнительная литература.

Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Б. Ц. Бадмаев. — М.: ВЛАДОС, 2001.

ТЕМА 7. Организация учебной ситуации

Цель занятия:сформировать у студентов представление об учебной ситуации как единице управления обучением. Систематизировать знания студентов о формах учебных взаимодействий между преподавателем и студентами при обучении психологии.

Понятия: учебная ситуация, учебные взаимодействия, совместная деятельность, продуктивная совместная деятельность.

Вопросы для обсуждения:

1. Структура учебной ситуации как единицы управления обучением.

2. Формы учебных взаимодействий между преподавателем и студентами при обучении психологии.

3. Совместная деятельность преподавателя со студентами — ведущее звено управления и самоуправления учением.

4. Продуктивная совместная деятельность как активный метод воспитания личности.

Список обязательной литературы.

1. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие / В. Я. Ляудис; УРАО. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2000. — 128 с.

2. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Карандашев. — СПб.: Питер, 2005. — 250 с.

Дополнительная литература.

Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Б. Ц. Бадмаев. — М.: ВЛАДОС, 2001.

ТЕМА 8. Выбор метода обучения психологии в конкретной учебной ситуации

Цель занятия:сформировать у студентов способность обобщать знания о выборе методов обучения в зависимости от различных переменных учебной ситуации.

Понятия: учебная ситуация, учебные взаимодействия, метод обучения, прием обучения.

Вопросы для обсуждения

1. Учет различных параметров учебной ситуации при выборе метода обучения.

2. Выбор методов обучения в зависимости от структуры и содержания учебной информации, когнитивных возможностей учащихся, материально-технического обеспечения учебного процесса.

Список обязательной литературы.

1. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие / В. Я. Ляудис; УРАО. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2000. — 128 с.

2. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Карандашев. — СПб.: Питер, 2005. — 250 с.

Дополнительная литература.

Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Б. Ц. Бадмаев. — М.: ВЛАДОС, 2001.

ТЕМА 9. Характеристика организационных форм изучения психологии в СУЗ

Цель занятия:

Углубить представления студентов об организации учебного процесса в средних учебных заведениях по предмету «Психология». Систематизировать знания о формах и характере организации учебного процесса.

Понятия:Формы организации учебного процесса, урок, факультатив, внеклассные и внешкольные мероприятия. Деятельность ученика (учебная) и деятельность учителя (обучающая).

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика организации учебного процесса в учебных заведениях по предмету «Психология».

2. Формы организации учебного процесса.

3. Двусторонний характер процесса обучения. Специфика деятельности ученика и учителя в процессе обучения.

Список обязательной литературы.

1. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие / В. Я. Ляудис; УРАО. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2000. — 128 с.

2. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Карандашев. — СПб.: Питер, 2005. — 250 с.

Дополнительная литература.

Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Б. Ц. Бадмаев. — М.: ВЛАДОС, 2001.

ТЕМА 10. Урок психологии

ТЕМА 11. Лекция. Ее структура и методы проведения

Цель занятия:рассмотреть особенности лекции в среднем учебном заведении.

Понятия: Функции лекции, структура лекции. Средства наглядности. Проблемная лекция, эвристическая беседа

Вопросы для обсуждения

1. Функции лекции. Логико-педагогическая структура лекции.

2. Виды лекции и приемы их проведения.

3. Требования к конспекту лекции, организация аудитории и методика чтения лекции.

4. Использование наглядных пособий и дополнительных средств в ходе лекции.

5. Проблемная лекция и эвристическая беседа в курсе психологии.

Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

В данном разделе приводится учебно-методическая, учебная и научная литература для изучения дисциплины в целом, а также ссылки на Интернет- ресурсы и необходимые технические средства обучения.

Список учебной литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.0.5.-2008 («Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»).

Список учебной литературы состоит из двух частей: основной и дополнительной. В список основнойлитературы (не более 3 наименований) следует включать базовые издания: учебники, учебные пособия, имеющиеся в библиотеке ПГПУ в достаточном для обеспечения учебного процесса количестве экземпляров. Приоритет отдается изданиям, имеющим гриф МОиН РФ или УМО по соответствующему направлению (профилю), которые изданы и имеются в продаже.

В список дополнительной литературы (не более 10 наименований) включается прочая учебная, справочная и научная литература для углубленного изучения курса, имеющегося в библиотеке ПГПУ.

В список учебно-методических материалов включаются изданные преподавателями кафедры работы, имеющиеся в методических кабинетах, библиотеке ПГПУ, а также разработанные преподавателями рабочие материалы по изучению дисциплины, утвержденные протоколом заседания кафедры.

Список литературы должен обновляться ежегодно с учетом приобретенной и изданной в ПГПУ новой литературы как дополнение и изменение, внесенное в рабочую программу дисциплины в виде вкладыша. Такие же изменения вносятся в электронную форму УМК. Изменения и дополнения утверждаются на заседании кафедры.

ПОЖАЛУЙСТА УТОЧНИТЕ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ ПО СПИСКАМ ИЗ БИБЛИОТЕКИ. СПИСКИ ГОТОВИЛА АННА КОЖЕВНИКОВА.

Основная литература

(изданная за последние 10 лет, имеющаяся в библиотеках вуза в количестве 25 экземпляров на 100 студентов)

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные Примечание
1.
2.

ВАРИАНТ ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ ГОСТ 7.0.5.-2008 Т.Е. КАК ОБЫЧНО ОФОРМЛЯЛИ

Дополнительная литература

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные Примечание
1.
2.

ВАРИАНТ ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ ГОСТ 7.0.5.-2008 Т.Е. КАК ОБЫЧНО ОФОРМЛЯЛИ

Учебно-методические материалы

№ п/п Наименование раздела/темы дисциплины Автор Наименование материалов (с указанием шифра библиотеки, в случае, если он опубликован)
1.
2.

ВАРИАНТ ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ ГОСТ 7.0.5.-2008 Т.Е. КАК ОБЫЧНО ОФОРМЛЯЛИ

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)

1. …

2. … и т. д.

8.5. Материально-техническое обеспечение:

· компьютерное и мультимедийное оборудование,

· видео-, аудиовизуальные средства обучения и пр.

Примечание: данный раздел УМК может быть оформлен в виде текстового списка основной и дополнительной литературы, учебно-методических материалов с обязательным отражением указанных пунктов.

Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

Содержание и формы проведения входного контроля

Примечание: необходимо определить сроки и виды занятий, на которых будет осуществляться входной контроль.

Содержание входного контроля включает в себя владение следующими компетенциями (их составными частями):

— …;

— …; и т. д.

Для изучения дисциплины студент должен:

знать: перечислить основные (ключевые) понятия, теории и т. д.

уметь:

владеть:

Проведение входного контроля может быть в форме теста, контрольных вопросов, заданий, проектов и т. д., позволяющих определить сформированные навыки.

Содержание и формы текущего контроля знаний

Формы текущего контроля знаний.

№ п/п Наименование раздела дисциплины Форма текущего контроля
Контрольная (проверочная) работа Компьютерное тестирование Эссе Работы на семинарских занятиях Работы на практических занятиях Лабораторная работа Реферат
1. Методика преподавания психологии как наука + + + +
2. Сущность методической деятельности педагога-психолога + - + + +
3. Активные методы обучения психологии + + + + +
4. Формы организации учебного процесса в среднем учебном заведении + + + + +
5. Логические и психологические аспекты методики преподавания психологии + + +
Итого:

Перечень контрольных вопросов для самопроверки студента

Содержание и формы промежуточной аттестации

До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, выполнить лабораторные и самостоятельные работы на пороговом уровне.

Формы аттестации по дисциплине:

  • Экзамен.
  • Вопросы к ЭКЗАМЕНУ

1. Методика преподавания психологии как наука, ее взаимосвязь с педагогикой, психологией и другими науками. Тенденции развития методики обучения психологии.

2. Предмет, содержание и задачи методики преподавания психологии. Структура методики преподавания психологии.

3. Основные тенденции в современных образовательных системах. Место уроков психологии в современной педагогической системе.

4. Основные модели обучения в зависимости от способа подачи знаний. Задачи учреждений образования.

5. Сущность методической деятельности педагога-психолога, объект, предмет и результат методической деятельности.

6. Основные процедуры методической деятельности, их характеристика.

7. Двусторонний характер процесса обучения. Специфика деятельности ученика и учителя в процессе обучения.

8. Методы и приемы обучения. Классификация методов обучения.

9. Основные методические принципы, их учет в методической деятельности педагога-психолога.

10. Общедидактические методы обучения. Возможности их использования в обучении психологии.

11. Основные приемы репродуктивного метода и виды деятельности учащихся в рамках данного метода. Возможности использования в обучении психологии.

12. Основные приемы объяснительно-иллюстративного метода и виды деятельности учащихся в рамках данного метода. Возможности использования в обучении психологии.

13. Основные приемы эвристического метода и виды деятельности учащихся в рамках данного метода. Возможности использования в обучении психологии.

14. Основные приемы исследовательского метода и виды деятельности учащихся в рамках данного метода. Возможности использования в обучении психологии.

15. Специфика психологии как учебного предмета. Специфические методы обучения психологии.

16. Выбор методов обучения в зависимости от структуры и содержания учебной информации, когнитивных возможностей учащихся, материально-технического обеспечения учебного процесса.

17. Понятие активных методов обучения (АМО).

Психологическая теория учебной деятельности.

18. Возможности использования АМО в преподавании психологии.

19. Методы программированного обучения, общая характеристика, возможности использования в обучении психологии.

20. Методы проблемного обучения, общая характеристика, возможности использования в обучении психологии.

21. Методы интерактивного обучения, общая характеристика, возможности использования в обучении психологии.

22. Система учебных задач в курсе психологии.

23. Структура учебно-воспитательной ситуации как единицы управления обучением.

24. Формы учебных взаимодействий между преподавателем и студентами при обучении психологии. Совместная деятельность преподавателя со студентами.

25. Продуктивная совместная деятельность как активный метод воспитания личности.

26. Лекция, ее структура и методы проведения.

27. Проблемная лекция и эвристическая беседа в курсе психологии.

28. Семинарские занятия в курсе психологии.

29. Лабораторные занятия в курсе психологии.

30. Проблема контроля усвоения знаний и типология ошибок.

31. Связь психологии с практикой и методика преподавания психологии.

32. Логическая культура преподавателя психологии. Принципы диалектической логики в методике преподавания психологии.

33. Логическая культура преподавателя психологии. Работа над понятием при изучении психологии.

34. Психологическая сущность работы преподавателя. Роль интереса и внимания в процессе обучения.

35. Активизация интеллектуальной деятельности студента и связь ее с методами обучения.

36. Психологические особенности речи преподавателя.