Место психологии в системе наук и ее структура. Методы психологии.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»

 

Вводная лекция.

Введение в курс «Основы психологии»

Психология как наука. Место психологии в системе наук и ее структура. Житейские и научные психологические знания. Основные задачи психологической науки на современном этапе. Объект и предмет психологии. Понятие о психике. Сознание, предсознательное и бессознательное психическое. Психика и деятельность. Психологическая наука и психологическая практика.

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ:

Психология как наука. Объект и предмет психологии.

Понятие о психике. Психика и деятельность.

Место психологии в системе наук и ее структура. Методы психологии.

1.Психология как наука. Объект и предмет психологии.

Слово психология в переводе с древнегреческого означает «наука о душе» (psyche — душа , logos – наука, учение).

В научном употреблении этот термин появился в XVI ст. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных или психических явлений которые сам человек обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения Позднее, в XVII – XIX стст. область, изучаема психологией расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления [1, с. 23].

Психология, таким образом, это наука о психике и психических явлениях.

История психологии восходит к глубокой древности. Существует два подхода к периодизации истории развития психологии.

Согласно первому, в истории психологии различают два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего, естествознания; второй – когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н.э. – сер. XIX ст. ) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй чуть больше столетия (сер. XIX ст. – настоящее время) [2, с. 14].

Согласно второму, в истории психологии различают четыре исторических этапа развития.

Первый этап – психология наука о душе. На этом этапе все психические явления объяснялись наличием у человека души. Этот этап охватывает античность, средневековье, частично новое время до XVII ст., когда в результате развития естественных наук был открыт феномен сознания.

Второй этап – психология наука о сознании (с XVII ст. до XX ст.).

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... сознании человека. Лейбниц- ввел понятие о бессознательной психологии. 3 этап- выделение пс. В самостоятельную науку 2 половине 19 века. Вунд в своей ... действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается ...

Третий этап – психология наука о поведении. Получает развитие в ХХ ст. Предметом изучения на данном этапе является поведение, поступки, реакции человека на внешнее воздействие.

Четвёртый этап – психология как наука, изучающая психику [3, с. 7].

Так или иначе, все авторы учебников по психологии сходятся на мысли, что одно из событий в истории экспериментальной науки стало отправной точкой в развитии психологии как науки. Это открытие в 1878 г. немецким ученым В. Вундтом (1832 – 1920 гг.) в Лейпциге первой в мире ла боратории экспериментальной психологии [4, с. 28].Этот год считается годом начала психологии как науки. Вскоре И.М. Сеченов организовал подобную лабораторию в России. Одной из наиболее ярких научных работ того времени, касающихся психологических проблем, была работа «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченова [1, с. 53].

Важным для любой науки является определение её предмета и объекта. Объект науки – это широкая область объективной реальности, которую данная наука изучает. Объектом психологии является человек. Но человек изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная деятельность человека; в-четвёртых, изучаются закономерности развития конкретного человека [1, с. 16]. Человека как биологическую единицу изучают: антропология, медицина, физиология; как члена общества: социология, антропология, социальная философия и т.д.

Предметом науки является выявление закономерных, сущностных взаимосвязей и механизмов возникновения, которые изучает данная наука. [4, с. 49].

По мнению специалистов, особой трудностью для психологии на протяжении всей истории её развития было определение ее предмета. В начале 10-х г. ХХ ст. психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х г. ХХ ст., по мнению Л.С. Выготского, это был кризис методологических основ психологии [2, с. 327]. Основным содержанием периода кризиса стало возникновение новых психологических направлений, оказавших большое влияние на современную психологию [2, с. 331]. Преодоление возникшего кризиса привело к тому, что разные школы в психологии давали разные определения ее предмета. Несмотря на все различия в определении предмета психологии в разных школах, можно дать предельно обобщенное определение предмета психологии:

Предме том психологии является психика человека и животных, основные законы ее формирования и функционирования.

Современная психология – это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Уровни современной психологии:

Фундаментальный уровень психологии и ее отраслей имеет общее значение для понимания и объяснения психики и поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются, к какой народности принадлежат и т.д.

Прикладной уровень науки обеспечивает связь теории и практики посредством эмпирического исследования.

Практический уровень обеспечивает внедрение результатов исследования, анализ единичных фактов.

2 стр., 951 слов

Презентация на тему: Психология как наука

... (с 1913 г.); •психика, деятельность людей – с 20 гг. XX в.; •личный опыт человека с 50-хгодов XX в. Объект психологии как науки - психическая жизнь людей, социальные субъекты, их связи ...

Рассматривая структуру современной психологии, важно учитывать основания. Исходя из этого, в основу классификации отраслей психологии могут быть положены:

1. конкретная деятельность;

2. развитие;

3. отношения людей в социуме.

Если за основу взять классификацию на основе конкретных видов деятельности, то выделяют следующие составляющие отрасли психологии:

а) педагогическая психология;

б) психология труда;

в) инжернерная психология;

г) авиационная психология;

д) космическая психология;

е) медицинская психология;

ё) юридическая психология;

ж) военная психология;

з) психология спорта;

и) психология торговли;

й) психология научного творчества;

к) психология художественного творчества [3, с. 17 — 18].

Если классифицировать на основе психологических аспектов развития, то отраслями психологии будут:

а) Возрастная психология (детская, подростковая, психология юности, психология взрослого, геронтопсихология);

б) Сравнительная психология (зоопсихология и психология человека);

в) Психология аномального развития (специальная психология) [3, с.19].

Если классифицировать на основе психологических аспектов отношений людей в обществе, то этими проблемами занимается социальная психология, выделяют следующие её направления:

1) изучающие социально-психологические механизмы и явления в больших социальных группах (в макросреде);

2) изучающие социально-психологические механизмы в малых группах (в микросреде);

3) изучающие социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности) [3, с. 20].

Особое место среди отраслей психологии занимает общая психология. Она изучает наиболее общие закономерности, методы изучения, теоретические принципы психики человека.

 

2. Понятие о психике. Психика и деятельность.

Психика – особое свойство высокоорганизованной живой материи, являющееся формой отражения субъектом объективной реальности.

Психика как свойство проявляется только во взаимодействии её с окружающей средой.

Материальный носитель психики – это головной мозг и нервная система. Перед учёными возникает проблема разгадки механизмов психических явлений, потому что нейронный импульс несёт информацию, а как она превращается в мысли и эмоции непонятно [5, с. 27].

Проблема взаимосвязи мозга и психики сложна. Психика – это не просто свойство нервной системы, имеет свой специфический субстрат. Психика тесно связана с деятельностью мозга. Деятельность головного мозга обуславливает психику, но содержание психики не определяется работой мозга, а определяется внешним миром [3, с. 21].

Теории взаимодействия мозга и психики:

1. Теория психофизического параллелизма (психика и мозг — два не пересекающихся явления);

2. Теория механического тождества — (психические процессы — есть процессы физиологические, мозг «выделяет» психику);

3. Теория единства — психические и физиологические процессы возникают одновременно, но качественно отличаются.

Психика – это все те изменения в структуре нервной системы, которые возникли вследствие взаимодействия человека с миром как в онто-, так и в филогенезе.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... (преобладание   физической деятельности) эктоморфный церебротоники (преобладание   мозговой деятельности)   Влияние пола человека на психику И.Кон: -девочки превосходят мальчиков ... -психологическиеразличия – особенности психических явлений, отличающих людей друг от друга (дифференциальная психология). Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих ...

Филогенез – это процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных.

Выделяют четыре уровня развития психики живых организмов:

а) раздражимость (тропизмы);

б) чувствительность (ощущения);

в) поведение высших животных (внешне обусловленное поведение);

г) сознание человека (самодетерминированное поведение) [1, с. 73].

Следует отметить, что каждый из уровней имеет несколько своих стадий развития.

Онтогенез – это процесс это развитие психики от зарождения до смерти каждого конкретного человека (личности).

Законы онтогенеза:

• Личностью не рождаются, а становятся.

• Развитие личности возможно только в соц. среде.

• Движущие силы развития – внутренние противоречия.

• Для развития необходима активность человека (ребёнка).

• В развитии существуют сензитивные периоды [3, с. 31].

Таким образом, психика развивается как в онто-, так и в филогенезе.

Особенности психики:

1. Психика не сводится только к физиологическим процессам (нельзя найти прямого соответствия психических процессов физиологическим процессам мозга).

2. Выделение в процессе эволюции органического мира 2 групп организмов: лишённых психики и наделённых психикой.

3. Обладающие психикой организмы ещё до прямого контакта с другими телами могут учитывать их свойства.

Высокоразвитой психикой обладает живая материя, но не вся, а обладающая центральной нервной системой. У высокоорганизованных существ психика вторична, производна. Это предполагает наличие механизмов психической деятельности [3, с. 21].

Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью [1, с. 122].

Деятельность человека – это сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный [1, с. 122].

Автором деятельностной теории в психологии является С.Л. Рубинштейн [1, с. 122]. Он сформулировал важнейшие методологические принципы психологии, наиболее известный из которых – принцип единства сознания и деятельности – составил основу деятельностного подхода в психологии [2, с. 455].

Структура деятельности включает: цели, задачи, мотивы.

Мотивы человеческой деятельности, согласно С.Л. Рубинштейну, проистекают из потребностей и интересов и формируются у человека в процессе общественной жизни [6, с. 467]. Принято выделять побудительные и смыслообразующие мотивы. Также мотивы могут быть осознанными и неосознанными.

Потребность – это состояние человека, выражающее его зависимость от конкретных условий существования [3, с. 51].

Есть существенные различия между потребностями человека и животного. У животного потребности предопределены его инстинктами, биологической организацией, а у человека потребности формируются в процессе жизни в обществе, воспитания. Удовлетворение потребностей выступает как целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определяемой общественным развитием [3, с. 52].

12 стр., 5501 слов

Сознание и психика. Уровни сознания. Сознание и самосознание. ...

... сознания входит сознание индивидуальное и общественное. Индивидуальное сознание понимается как сознание, присущее отдельному человеку. Общественное сознание определяется как независящее от сознания отдельных людей, но реализующееся в процессе их деятельности ... В сфере пси хологии сознание понимается как высший уровень организации психики человека, при помощи которого человек может выделять себя из ...

Потребности человека носят общественно-личностный характер. Человек удовлетворяет потребности исторически сложившимися в обществе способами и приёмами. Многие потребности отражают запросы общества, социальной группы.

Потребности делят на: биологические (естественные), культурные (материальные и духовные).

Существует иерархия потребностей. Наиболее известна иерархическая структура потребностей, построенная А. Маслоу.

Цель – это осознанный образ предвосхищённого результата, на достижение которого направлено действие человека [1, с. 123].

Можно выделить свойственные всем людям виды деятельности. Это игра, учение и труд.

Игра – особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продута. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые игры и игры с правилами. Для детей игры имеют развивающее значение, у взрослых – служат средством общения и разрядки [1, с. 123].

Учение – это вид деятельности целью которого является приобретение индивидом новых знаний, умений и навыков. Особенностью учебной деятельности с точки зрения психологии является то, что она служит средством развития индивида.

Труд – это деятельность, направленная на создание определённого продукта. Но одновременно, труд – это и основной путь формирования личности. В процессе труда не только производится тот или иной продукт, но и сам субъект формируется в труде. В труде складывается характерная для человека далёкая мотивация, согласно деятельностной теории, в труде выработалась воля и произвольное внимание [6, с. 474].

Считается, что высшим уровнем развития психики в филогенезе является сознание. Этому уровню психического отражения соответствует социально-психологическая адаптация. Возникает, развивается и формируется системное качество – идеальный образ. Это такое явление, когда к объективному образу добавляется слово или понятие. Человек отражает, воспринимает и реконструирует окружающую действительность в понятиях, в речи, в идеальных образах. Именно идеальный образ лежит в основе возникшего адаптивно адаптирующего поведения, которое мы называем осознанным поведением, деятельностью и общением человека [4, с. 134].

Сознание – высшая, специфически человеческая форма психики, выражающая отношение человека к миру со знанием его объективных закономерностей. Связано со способностью человека выделять себя из окружающего мира, произвольно планировать и регулировать свои действия, а также с его способностью к самоотчету и самонаблюдению.

А.В. Петровский  в структуре сознания выделяет следующие четыре основных характеристики:

1.Сознание – есть совокупность знаний об окружающем мире. Таким образом, в структуру сознания входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

2. Закрепление в сознании различий объекта и субъекта. В истории органического мира только человек выделяет себя из него и противопоставляет себя окружающему миру. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию, способен обращать свою психическую деятельность на самого себя.

4 стр., 1609 слов

Психология наркомании: что толкает людей в бездну?

... которую испытывает наркоман и все страдания близких людей – и тогда человек вряд ли захочет хотя-бы раз попробовать ... наркотических препаратов путем нейтрализации влияния негативных факторов на человека и предоставления возможностей для самоопределения и самоутверждения в ... вызывают и физическую, и психологическую зависимость. Для чего человек, сидящий на “игле”, употребляет наркотики. Существуют две ...

3. Обеспечение целеполагающей деятельности. В конце процесса деятельности получается результат, который уже в начале этого процесса человек представлял. В сознании происходит формирование целей деятельности, складываются её мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и т.д.

4. В структуру сознания входят также определённые отношения человека, окружающего мира и других людей [11, с. 48].

Однако, исследователи отмечают, что существует некая область психики, которая не контролируется сознанием, выходит за пределы сознания.

В зоне ясного сознания находит своё отражение лишь малая часть всех одновременно поступающих из внешней и внутренней среды организама сигналов. Сигналы, поступающие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Сточки зрения современного понимания сознание и бессознательное работают в режиме гармоничного единства. Когда перед индивидом возникает обстоятельство. Затрудняющее выбор стратегии поведения или требующее нового способа решения, эти обстоятельства попадают в зону ясного сознания. Но как только решение принято, стратегия найдена, управление поведением передаётся в сферу бессознательного, а сознание освобождается для решения вновь возникших затруднений [11, с. 47]. Бессознательное объединяет все те факторы, которые воздействуют на регуляцию поведения, протекающего без непосредственного участия сознания. Многие исследователи в область бессознательного включают также: психические явления, возникающие во сне, ответные реакции, которые вызываются неосознанными раздражителями; движениями, ставшие автоматизированными; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели и др. [11, с. 48]. ;

Все неосознанные психические процессы принято разделять на:

1. Неосознанные механизмы сознательных действий;

2. Неосознанные побудители сознательных действий;

3. «Надсознательные процессы» [12, с. 87].

В свою очередь, в первый класс – неосознанных механизмов сознательных действий – входят три подкласса:

1. Неосознанные автоматизмы (акты, совершаемые без участия сознания, например «механическая работа», автоматизированные действия);

Согласно психологическому словарю А.В. Петровского, автоматизм – это действие, реализуемое без непосредственного участия сознания. Различают «первичные» автоматизмы, представляющие собой функционирование врождённых, безусловно-рефлекторных программ, и «вторичные» автоматизмы, образующиеся прижизненно. При вторичных автоматизмах устанавливается жёсткая однозначная связь между определёнными свойствами ситуаций и серией последовательных операций, требующих прежде сознательной ориентировки [13, с. 94].

2. Явления неосознаваемой установки (установка – это готовность организма к совершению определённых действий или реагирования в определённом направлении. Существуют виды установки: моторная установка, умственная установка, перцептивная установка и др.);

5 стр., 2083 слов

Вопросы и тесты Поведение потребителей

... обучение, память; д)    культура нации, субкультура. Факторы, влияющие на поведение покупателя товаров, производственного назначения: а)    окружающей среды;    г) ... досье конкурентов. Культурными факторами, оказывающим влияние на покупательское поведение потребителя, являются: а)    общественный класс;    г) субкультура; б) ...

3. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий (это некие неосознанные побуждения, которые вызывают наши действия, особое внимание данному виду уделял З. Фрейд) [12, с. 88].

Допущение существования бессознательного психического (неосознаваемой психики) ведет к признанию того, что психика есть самостоятельная реальность, что ее проявления, как то: образы, чувства, мысли – существуют сами по себе, безотносительно к нервным процессам и какому-либо субъекту [5, с. 23].

З.Фрейд разделял психику человека на три уровня: сознание, предсознательное, бессознательное.

Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не отдаёт себе отчёта [14, с. 52]. Сознание содержит в себе осознаваемые в данный момент ощущения и переживания. Предсознательное включает весь опыт, который не осознаётся в данный момент, но может вернуться в сознание спонтанно или после приложения усилий (к примеру, неосозноваемые движения, которые в прошлом были сознательными).

Бессознательное включает примитивные инстинктивные побуждения, эмоции, воспоминания, которые угрожали личности и потому были подавлены или вытеснены в сферу бессознательного. Содержание бессознательного определяет поведение человека. Являясь недоступным для осознания, этот материал выражается в символах, например приходящих в сновидениях.

Как и сознание, бессознательное является человеческим психическим проявлением, детерминированным общественными условиями существования человека [14, с. 53].

Другую теорию бессознательного предложил Карл Густав Юнг. Он указывал на осознание человеком того, что познание некоторых явлений вынесено за пределы человеческого понимание и потому называется «бессознательное» [9, с. 42].

К.Г. Юнг предложил выделить в бессознательном два состав­ляющих: личное и коллективное. Личное бессознательное, по его мнению, возникает в результате собственного опыта человека и содержит вытесненные индивидуальные впечатления и переживания. В коллективном бессознательном запечатлен общечеловеческий опыт в виде архетипов – универсальных образов поведения, мышления, мировосприятия. Их нельзя обнаружить непосредственно, но они дают о себе знать в сновидениях, видениях, предчувствиях [5, с. 23].

Изучая сновидения и фантазии своих пациентов, Юнг обнаружил в них образы и идеи, которые никак не увязывались с их прошлым опытом [10, с. 56]. Не ясным для психологов остаётся как они передаются из поколения в поколение. Жизненный опыт не изменяет их, а лишь дополняет новым содержанием. К.Г. Юнг описал множество архетипов, дав им условные названия: Самость, Персона, Эго, Тень, Анима, Анимус, Мать, Ребенок, Солнце, Мудрец, Герой, Бог, Смерть  [5, с. 24].

К бессознательному обычно относят следующие психические явления: сновидения; ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции); движения, которые в прошлом были сознательными, но благодаря частому повторению автоматизировались и стали поэтому неосознаваемыми; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели; некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д. [3, с. 35].

3 стр., 1079 слов

История становления и развития психодиагностики.Общая характеристика ...

... Этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов. Корни клинического подхода к психодиагностике уходят своим основанием в ассоциативную психологию и психоанализ. Дж.М. Кеттелл первым ... значим и может компетентно оценить поведение испытуемых. Поэтому различают внешнее наблюдение и включенное наблюдение. При исследовании «закрытых групп» (банд, воинских коллективов, подростковых ...

 

3.Место психологии в системе наук и ее структура. Методы психологии.

Понятие «психология» имеет научный и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором – для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц или групп [1, с. 22].

Житейские психологические знания приблизительны, расплывчаты, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная психология стремится к обобщениям, для чего используются соответствующие понятия. Житейская психология носит интуитивный характер, пользуется случайным опытом. Научное познание основано на эксперименте, а полученные знания рациональны. Научная психология обладает обширным, разнообразным, полученным опытным путём материалом, недоступным для житейской психологии [1, с. 23].

Таким образом, современная психология – это разветвлённая наука, имеющая множество отраслей. Психология имеет тесные связи с другими науками.

Взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологии:

• с общественными науками — через социальную психологию;

• с естественными науками — через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию;

• с медицинскими науками — через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию и психофармакологию;

• с педагогическими науками — через психологию развития, педагогическую и специальную психологию;

• с техническими науками — через инженерную психологию.

Любую науку характеризует наличие объекта, предмета и методов. Есть таковые и у психологии. Объект, предмет описаны выше.

Методы научных исследований – это приёмы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практически рекомендаций и построения научных теорий.

Методология – это учение о принципах построения, формах и методах научного познания и преобразования действительности. Характеризуется своим понятийно-категориальным аппаратом. Специфика методологии состоит в том, что психика рассматривается с разных точек зрения, что и формирует саму методологию. Главное в проведении исследования – это выбор методологии [1, с. 27].

Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своей структуре научный метод представляет собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение психологических явлений.

Методика исследования – сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к данной специфической предметной области для накопления и систематизации эмпирического материала. Например, методика анализа сновидений, опросная методика и др.

В психологии существует несколько подходов к классификации методов, которыми пользуется данная наука.

С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент.

9 стр., 4500 слов

18.Характеристика малоформализованных методов: наблюдение, беседа, ...

... по всем правилам. Встретившись с типовой задачей, психолог использует оценочную шкалу. Этот метод наблюдения может использоваться не только профессиональным психологом в отличие от всех остальных ... информацию, которая содержится не только в беседе, но и невербальную информацию, полученную методом наблюдения. Нужно фиксировать мимику, жесты, позы, отношение к беседе. 2. психодиагност обязан ...

Наблюдение разделил на: внешнее и внутреннее (самонаблюдение, интроспекция); эксперимент на: лабораторный, естественный, психолого-педагогический. Плюс – выделил вспомогательный метод – физиологический эксперимент в его основной модификации (рефлексологический метод) [5, с. 53].

Г.Д. Пирьов разделил методы на 1) собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование); 2) методические приёмы и 3) методические подходы (генетический, психофизиологический)  [7, с. 35].

Б.Г.Ананьев выделяет следующие 4 группы методов:

Методы обработки данных: методы количественного (статистический) анализа; методы качественного (дифференциация материала по группам).

Интерпретационные методы : генетический метод, представляющий собой исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический); структурный (классификация, типологизация) метод: психография.

Организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный);

Эмпирические (наблюдение и самонаблюдение) [7, с. 36].

Автор учебника по экспериментальной психологии, психолог В.Н. Дружинин предлагает разделить все методы, которыми пользуется данная наука, на три класса методов: 1) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования; 2) теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее – предметом исследования); 3) интерпретация и описание (при котором субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическими представлениями объекта – графиками, таблицами, схемами) [7, с. 37].

Неэкспериментальные психологические методы: наблюдение, беседа, «архивный метод» (техника контент-анализа, анализ продуктов деятельности, проективный метод).

Экспериментальные психологические методы: эксперимент и его разовидности.

Наблюдение – широко применяется с ХIX ст. в клинической, педагогической, социальной психологии, психологии развития, психологии труда. Различают несистематическое и систематическое наблюдение.

При систематическом наблюдении – исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.

Различают сплошное и выборочное наблюдение. В первом случае исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае, он обращает внимание лишь на определённые параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует частоту проявления определённых эмоций [7, с. 41].

Модификацией метода наблюдения является самонаблюдение (интроспекция).

Этот метод широко использовался в 20-30 г. ХХ ст.

Наблюдение имеет свои недостатки. А.А. Ершов выделяет следующие ошибки наблюдения:

1. Гало-эффект: обобщённое впечатление наблюдателя ведёт к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения – тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции – наблюдатель стремится давать усреднённую оценку происходящему.

4. Ошибка корреляции – оценка одного признака поведения даётся на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

5. Ошибка контраста – склонность наблюдателя выделять у наблюдаемого черты, противоположные собственным.

6. Ошибка перового впечатления – первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения [7, с. 43].

Однако, наблюдение при всех его недостатках, остаётся неизменным методом, применяемым в психологии.

Беседа – специфический для психологии метод исследования человеческого поведения. Психологи различных школ и направлений активно используют этот метод в исследованиях.

Исследователи различают: клиническую беседу, составную часть «клинического метода» и целенаправленный опрос («лицом к лицу») – интервью [7, с. 44].

Метод интервью – получил широкое распространение в социальной психологии, психологии личности, психологии труда. В социальной психологии также применяют: заочный опрос, анкеты («открытые», «закрытые»).

Они предназначены для самостоятельного заполнения испытуемыми, без участия исследователя. Первым применил анкеты в психологии Ф. Гальтон [7, с. 45].

«Архивный метод»: это когда исследование проводится психологом не на основе наблюдаемого поведения испытуемого, а на основе анализа дневниковых записей, заметок, архивных материалов, продуктов трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д. Он широко применяется в психологии личности, психологии творчества, исторической психологии и т.д. К разновидностям архивного метода относят – контент-анализ (исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные).

Этот метод используется в психологии рекламы и коммуникации, политической психологии [7, с. 46].

Проективный метод – промежуточный метод между психологическим измерением (тестированием) и анализом продуктов деятельности. Испытуемому даётся какое-то задание: нарисовать картину, составить рассказ, дополнить предложение, а затем производится анализ продуктов деятельности, ведётся бесседа. Близки к данному методу некоторые проективные тесты: ТАТ, тест Розенцвейга, тест «чернильных пятен» Роршаха, анализ подчерка и т.д. [7, с. 47].

Широко используется в психологии метод тестов.

Тест – испытание, проба виде решения интеллектуальных и практических задач, ответов на вопросы, описания изображений и т.д., результаты которой являются показателем определённых психологических характеристик человека (определение И.И. Иваново й и В.Г. Асеева) [8, с. 58].

Среди большого разнообразия психологических тестов автор учебника по психодиагностике Е.С. Романова выделяет несколько групп:

1.«Типологическое тестирование» — т.е. установление принадлежности испытуемого лица к тому или иному психологическому типу личности, характера, темперамента, типу нервной системы и т.д.

2. Тесты, направленные на выявление отдельных свойств психики или личности: интересов, склонностей и т.д. Эти тесты часто используются с целью определения предпочитаемых видов и форм деятельности человека, например, чтобы помочь с выбором определённой профессии.

3. Тестовые испытания для выявления уровней развития частных характеристик психической реальности, поведения и отношения людей; для оценки определённых способностей, одарённости, знаний и т.д. [8, с. 51]. Существуют и другие классификации.

По качеству тесты делят на «стандартизированные» и «нестандартизированные».

По назначению тесты подразделяют на:

1.Общедиагностические;

2. Тесты профессиональной пригодности;

3. Тесты специальных способностей;

4. Тесты достижений (квалификационные тесты).

По материалу оперирования тесты делят на:

а) бланковые тесты;

б) предметные тесты;

в) аппаратурные тесты;

г) компьютерные тесты и др. [8, с. 52].

Эксперимент – метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Главным достоинством эксперимента является то, что он он позволяет надёжнее всего сделать вывод о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие. Имеются две разновидности эксперимента: лабораторный и естественный. Они отличаются друг от друга условиями проведения [1, с. 35].

Ещё одну группу методов психологической науки составляют методы моделирования. Их следует отнести к самостоятельному классу методов. Они применяются тогда, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что они опираются на информацию о том или ином психическом явлении, при их использовании не требуется участия испытуемых. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими и т.д. Развитие компьютерных технологий дало новый толчок для моделирования психических явлений.

Лекция по модулю составлена на основе литературы:

1. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с.

2. Ждан, А.Н. История психологии: от Античности до наших дней: учебник для вузов. – Изд. 9-е, испр. и доп. /А.Н. Ждан. – М.: Академический Проект; Трикста, 2012. – 587 с.

3. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских. – Минск, 2004. – 336 с.

4. Константинов, В.В. Методологические основы психологии. Серия «Завтра экзамен» / В.В. Константинов. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.

5. Общая психология: учебное пособие / Л.А. Вайнштейн [и др.]. – Мн.: Тесей, 2005. – 368 с.

6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 713 с.

7. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов. 2-е изд. / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.

8. Романова, Е.С. Психодиагностика. 2-е изд. / Е.С. Романова – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

9. Беннет, Е.А. Что на самом деле сказал Юнг /Е.А. Беннет – Москва: АстрельЩёлково: АСТ, 2008. – 157 с.

10. Гайар, К. Карл Густав Юнг / К. Гайар. – Москва: АСТ: Астрель, 2004. – 157 с.

11. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 448 с.

12. Общая психология: введение в психологи. Учебно-методический комплекс / Под общ. ред. С.Л. Богомаза. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2004. – 165 с.

13. Общая психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.

14. Мирзаянова, Л.Ф. Общая психология: Лекции и дидактические спектакли [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений пед. специальностей / Л.Ф. Мирзаянова. – Барановичи: РИО БарГУ, 2008. – 280 с.