Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» В Г. ЯЛТА

УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» в г. Ялта _____________ Т.А. Кот «____» ___________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

Рекомендуется для направления подготовки

44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Профиль подготовки«Психология и социальная педагогика»

Квалификация выпускника: бакалавр

Курс — III

Форма обучения — очная, заочная

СОГЛАСОВАНО Руководитель производственной практики ГПА ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялта к.п.н., доцент Шилова Л.И. __________________ «___» ___________ 20___г. Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол №____) Заведующий кафедрой, докт.пед.наук, доцент Богинская Ю.В. ____________ «____» ____________20___г.

Ялта — 2016

1. Цели учебной (учебно-исследовательской)практики:формирование практических компетенций организации и проведения психолого-педагогического исследования в рамках профессионально-практической подготовки обучающихся. Требования к организации практики определяются Федеральным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра. Организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки бакалавра.

2. Задачи учебной (учебно-исследовательской)практики:

· Систематизировать и закрепить теоретические представления, приобретенных при изучении учебных курсов цикла профессиональных дисциплин;

· Формировать практические умения и навыки организации и проведения психолого-педагогического исследования в различных образовательных учреждениях;

· Планировать и провести учебное (теоретическое и эмпирическое) исследование в соответствии с утвержденным планом.

3. Место учебной (учебно-исследовательской)практики в структуре ОП бакалавриата. Учебно-исследовательская практика является самостоятельным циклом образовательной программы и развивает основные исследовательские компетенции цикла профессиональных дисциплин.

4. Форма проведения учебной (учебно-исследовательской)практики.

Практика проходит в форме учебного психолого-педагогического исследования.

Во время прохождения учебно-исследовательской практики студент обязан:

· участвовать в установочной и итоговой конференциях;

· посещать консультации руководителя практики в соответствии с графиком;

· выполнять задания, предусмотренные программой практики и технологической картой;

· подчиняться действующим на базах практики правилам внутреннего трудового распорядка;

· соблюдать правила охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии;

· нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

· своевременно предоставлять руководителю практики текущую и отчетную документацию.

Организационное руководство учебно-исследовательской практикой и контроль за ее проведение осуществляет руководитель практики. В обязанности руководителя учебно-исследовательской практики входит:

· установление связи с базами практики, подготовка договора на проведение практики;

· распределение обучающихся по базам учебно-исследовательской практики;

· подготовка и проведение установочной и итоговой конференций;

· подготовка отчетов о прохождении студентами учебно-исследовательской практики;

· регулярное консультирование студентов по вопросам практики в соответствии с ее программой;

· регулярный контроль, анализ и оценивание деятельности практикантов.

· организация консультаций студентов с руководителями научно-исследовательских работ.

5. Место и время проведения учебной практики: Базой учебно-исследовательской практики студентов на 3 курсе могут быть: кафедры ГПА, образовательные и реабилитационные, социальные учреждения г. Ялта и Крыма, располагающие достаточной материально-технической оснащенностью и высококвалифицированными педагогическими кадрами.

Планируемые результаты обучения при прохождении практики.

В результате прохождения учебной (учебно-исследовательской) практики студент должен:

обладать компетенциями:

· способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

· способен организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-просветительскую и др. (ОПК-5);

· способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

· способен применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2).

· способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3).

знать:

· специфику, принципы и способы построения и проведения научного исследования,

· алгоритм постановки и достижения цели психолого-педагогического исследования,

· основы и методы психолого-педагогического исследования,

· основы и особенности организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды,

· основные способы сбора и обработки информации,

· требования к оформлению библиографических и электронных ресурсов в соответствии с ГОСТом;

уметь:

· анализировать научную литературу,

· составлять библиографический список литературы,

· организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды,

· собирать и обрабатывать информацию,

владеть навыками:

· способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды

· опытом сбора и первичной обработки информации, результатов учебного исследования,

· ведения аналитических записей наблюдаемых явлений, протоколов психолого-педагогического исследования,

· обработки и первичного представления полученных результатов,

· оформления отчетной документации по практике.

Наименование вида деятельности Формируемые компетенции
ОК-9 ОПК-5 ОПК-6 ПКПП-2 ПКПП-3
Составление плана психолого-педагогического исследования по теме курсовой рпаботы. Консультирование с руководителем. Обсуждение процесса и результатов учебного исследования. Корректировка плана исследования. + +
Проведение теоретического и экспериментального учебного исследования в образовательном учреждении. + + +
Интерпретация полученных результатов. Оформление результатов психолого-педагогического исследования и документации практики. Составление отчета о прохождении практики. + + +

7. Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях. Объем учебного времени на практику составляет 108 часов (3 зачетные единицы).

Общая длительность практики 2 недели. Для заочной формы обучения практика проводится в межсессионный период по три дня в неделю (в течение 4 недель) или 4 дня в неделю (в течение 3 недель).

Структура и содержание учебной практики.

Основными нормативно-методическими документами, регламентирующими работу студентов на практике, являются «Положение о порядке проведения практик обучающихся по направлениям подготовки в соответствии с ФГОС ВПО в ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» (М., 2012 г.), программа практики.

Структура учебно-исследовательская практика включает три этапа:

Первый этап — организационный — ознакомление студентов с порядком проведения и содержанием учебно-исследовательской практики. Организация и проведение установочной конференции, получение заданий и методических рекомендаций по практике.

Студенту предоставляется возможность до начала практики собрать, проанализировать и синтезировать научную информацию; сформулировать проблему и гипотезу исследования, выделить объект и предмет исследования; разработать программу исследования, подобрать соответствующий диагностический инструментарий. Программа учебного исследования разрабатывается и обсуждается каждым студентом с руководителем курсовой работы, а также руководителем практики (первая консультация с руководителем практики).

Второй этап — исполнительский — реализация программы учебного исследования: студенты собирают и обрабатывают теоретический материал в соответствии с разработанным планом учебного исследования; консультируются с руководителем практики, корректируют план исследования (вторая и третья консультация с руководителем практики).

Третий этап — аналитический (итоговый) — направлен на подведение студентом итогов учебно-исследовательской практики, самоанализ и рефлексию. Оформление и сдача отчетной документации. Организация и проведение итоговой конференции, на которой студенты защищают результаты своего учебного исследования (доклад, презентация).

По итогам практики студентом предоставляется реферат, в котором фиксируются полученные в ходе учебного исследования данные и результаты их обработки, указывается, как полученные результаты могут быть использованы при выполнении курсовой работы.

Содержание учебно-исследовательской практики.

Научные исследования в психолого-педагогическом образовании: виды, уровни организации и основы планирования. Структура психолого-педагогического исследования, вариативность его построения. Типы исследований в психолого-педагогическом образовании: поисковые, критические, уточняющие и воспроизводящие. Принципы и этапы психолого-педагогических исследований.

Основные методы психолого-педагогического исследования: наблюдение, эксперимент. Организация и проведение наблюдения в образовательном учреждении. Фиксирование и обработка результатов наблюдений. Особенности организации эксперимента с детьми разного возраста в образовательных и реабилитационных учреждениях. Получение результатов эксперимента и их интерпретация.

Вспомогательные методы психолого-педагогического исследования: беседа, анкетирование, изучение продуктов детской деятельности и др. Подготовка и проведение бесед, анкетирования и других методов психолого-педагогического исследования в образовательном учреждении. Оформление протоколов. Обработка материалов психолого-педагогического исследования.

Психолого-педагогическое диагностическое исследование индивидуального развития ребенка (познавательная, эмоционально-волевая, социальная сфера, поведение, личностные особенности, взаимоотношения с окружающими и др.): изучение практического запроса; выдвижение гипотез о причинах исследуемых явлений; сбор психологического анамнеза; формулирование психологической проблемы; выбор и использование метода исследования в психологической диагностике; постановка психологического диагноза; разработка практических рекомендации по итогам диагностики.

Основные этапы учебного научного исследования в психолого-педагогическом образовании:

— выбор темы и составление плана исследования;

— формулировка понятийного аппарата учебно-научного исследования: актуальность, проблема, цель, объект и предмет исследования, гипотеза, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики;

— разработка методики исследования;

— реализация теоретического исследования, его корректировка: изучение научной и методической литературы, передового опыта психолого-педагогического образования (в т.ч. работа в библиотеке);

— реализация эмпирического исследования, его корректировка: выбор методик исследования, подготовка стимульного материала, проведение методик в специально созданных условиях, оформление протоколов и др.;

— систематизация и интерпретации результатов работы, оформление и обобщение результатов учебного исследования (реферат), написание отчета.

Оформление результатов научного труда (реферат, тезисы, статья).

Основные требования к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала. Требования к оформлению реферата, тезисов, статьи, курсовой работы.

9. Описание форм отчетности по учебно-исследовательскойпрактике.

По итогам учебно-исследовательской практики студент сдает руководителю практики:

· индивидуальный план-график прохождения практики (приложение 1);

· реферат по теме исследования;

· отчет студента о прохождении практики;

· отзыв на студента из образовательного или реабилитационного учреждения с отметкой, подписью педагога-наставника и группового руководителя практики (приложение 2).

· дневник не нужен

Реферат по учебному исследованию должен иметь титульный лист, включать: введение, 2 раздела, выводы, библиографический список литературы, приложение.

Во введении следует сформулировать, в чем заключается новизна, актуальность и практическая значимость учебного исследования. Введение должно кратко характеризовать современное состояние научной проблемы, которой посвящена работа. Во введении должны быть сформулированы цель, гипотеза, задачи исследования, указаны объект, предмет, методы исследования.

Первый раздел (теоретический) содержит аналитический обзор по проблеме исследования.

Раздел второй (эмпирический): организация и методы исследования.
В этой части реферата обязательно должны быть представлены программа, этапы и методы исследования; дается описание и анализ результатов исследования.

Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам. Каждая поставленная задача должна быть определенным образом описана в выводах. В данном разделе намечают пути и цели дальнейшей работы или аргументируют нецелесообразность ее продолжения.

Библиографический список литературы и Интернет-источников (не менее 25 источников, из них 2/3 за последние 5 лет и ½ из фондов библиотеки ГПА) содержит цитированные в работе источники. Список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа.

Приложение. В него следует включать вспомогательный материал: таблицы вспомогательных цифровых данных; протоколы опытов; описания аппаратуры и приборов, инструкции, методики и т. п.; иллюстрации вспомогательного характера и т. д.

Отчетные материалы по практике оформляются в виде печатного текста на листах размера А4 в формате Word, шрифт 14, межстрочный интервал ординарный, поля: верхнее — 2, нижнее — 1,5, левое — 2, правое — 1,5.

Подведение итогов практики осуществляется на итоговой конференции в форме круглого стола. Каждый студент выступает с научным докладом по результатам выполнения программы исследования. Отчет должен сопровождаться презентацией основных результатов исследовательской деятельности.

Критериями оценки практики студентов являются:

· выполнение программы практики;

· уровень сформированности у студента профессионально-важных умений, навыков и компетенций;

· участие в установочной и итоговой конференции;

· качество и своевременность сдачи отчетной документации групповому руководителю.

Итоговая форма контроля — дифференцированный зачет.

Задания учебно-исследовательской практики:

Вводный блок

Задание 1.Составить план учебного исследования по выбранной теме, связанной с курсовой работой (с экспериментальной работой в образовательном учреждении).

Согласовать план с руководителем практики.

Базовый блок

Задание 2.Провести теоретический анализ научных источников по теме учебного исследования (работа в библиотеке, с информационными системами и др.).

Оформить аналитический обзор по проблеме исследования и библиографический список литературы и Интернет-источников (не менее 25 источников, из них 2/3 за последние 5 лет и ½ из фондов библиотеки ГПА).

Список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа.

Задание 3. Реализовать экспериментальный этап учебного исследования: подобрать методики для изучения психологических особенностей развития детей разного возраста, провести их. Использовать в работе утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические задачи. Обработать полученные результаты диагностики.

Задание 4. Консультирование с руководителем по проблеме учебного исследования:

с целью согласования и корректировки плана в процессе исследования (не менее 3-х консультаций).

Задание 5. Оформить результаты исследования в соответствии со стандартными требованиями к оформлению научных работ (реферат).

Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам. Каждая поставленная задача должна быть определенным образом описана в выводах. В данном разделе намечают пути и цели дальнейшей работы или аргументируют нецелесообразность ее продолжения.

Дополнительный блок

(для повышения баллов текущей аттестации)

Задание 6. Подготовка выступления на научно-практической конференции студентов, тезисов (статьи) к печати.

Дополнительный блок

(для компенсации пропущенных отчетных работ)

Задание 7. Подготовка, оформление наглядного материала (информационный стенд, папка-передвижка, буклет, презентация и др.), проведение психологического просвещения участников образовательного процесса (мини-лекция, сообщение на педагогическом совете, участие в круглом столе и др.) и профориентационной работы с субъектами образовательного процесса.

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики.

а) основная литература:

1. Баранова Е.В. Руководство по написанию курсовых работ по психологии: учебно-методическое пособие /Е.В.Баранова. — М., 2012. — 127с.

2. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Сфера», 2008. — 128с.

3. Борытко Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие для ВПО / Н. М. Борытко. — М.: Академия, 2009. — 320с.

4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В.И.Загвязинский, Р.Атаханов. — М.: Академия, 2007. — 208с.

5. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении / А. М. Новиков. — М.: Педагогика, 2004. — 270с.

б) дополнительная литература

1. Азарова Л.Н. Снова в школу: (не) наглядное пособие для начинающих педагогов-психологов образования. Учебно-методическое пособие по организации и проведению педагогической практики /Л.Н.Азарова. — М.: Экон-Информ, 2011. — 93с.

2. Вальдорф-Сысоева М.Е. Технология организации и оформления научно-исследовательских работ: учебно-методическое пособие /М.Е.Вайндорф-Сысоева. — М.: УЦ «Перспектива», 2011. — 102с.

3. Григорович Л.А. Введение в профессию «Психолог»: учеб. пособие для студентов/Л.А.Григорович. — М., 2008. — 190с.

4. Детская практическая психология / под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2007. — 256с.

5. Дубровина И.В. Психологическая служба в современном образовании / И.В. Дубровина. — СПб.: Питер, 2009. — 400с.

6. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении: учеб. Пособие для студентов вузов/Е.И.Изотова. — М.:Academia, 2009. — 288с.

7. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению/Л.В.Куликов. — СПб.: Речь, 2002. — 184с.

8. Куликова Т.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: Учеб. пособ. для студ./Т.А.Куликова — М.:ГОУ ВПО МГПУ, 2008. — 114с.

9. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: деловые советы / А. М. Новиков. — М.: АПО РАО, 1998. — 134 с.

10. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие/А.И.Савенков. — М.: Ось-89, 2006. — 182 с.

11. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов: учебное пособие /М.Е.Сысоева. — М., 2000.

12. Экс­пе­ри­мен­таль­ная пси­хо­ло­гия: Прак­ти­кум: Учеб. по­соб. для ву­зов /Ред.: С. Д. Смир­но­ва, Т. В. Кор­ни­ло­ва. — М.: Ас­пект Пресс, 2002. — 383 с.

в) Интернет-ресурсы:

www.psyedu.ru

www.psychological.ru

www.ido.edu.ru

www.pedlib.ru/Books

Приложение 1

«УТВЕРЖДАЮ» Руководитель практики _______________ ФИО «___"______20___ г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector