Санкт-петербургская академия 17

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Факультет социального управления

Кафедра психологии

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИЙ

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Для специальности 030301.65 «Психология»

Санкт-Петербург

2007 г.

ББК

УДК

Н

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию

кафедрой психологии.

Протокол от 10 октября 2007 г. №2.

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления.

Протокол от 17 октября 2007 г. № 2.

Нахимович И.И.

Психологические аспекты инноваций. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007.

Учебно-методический комплекс, включает основные требования и организационно-методические указания по изучению курса «Психологические аспекты инноваций», рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий, словарь терминов по дисциплине. Курс знакомит студентов с социально-психологическими аспектами инновационного развития, с проблемами инновационной деятельности и творчества, с особенностями адаптации персонала к инновационному процессу, формирует навыки психологического сопровождения инноваций, помогает выработать инновационное мышление. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов обучающихся по специальности «Психология». Данный УМК может быть также использован при подготовке студентов по специальностям 080503 «Антикризисное управление», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080504 «Государственное и муниципальное управление», 080507 «Менеджмент организации», 080105 «Финансы и кредит» и направлениям 080500

13 стр., 6004 слов

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов ...

... составлять алгоритм сплочения группы как коллектива; · подбирать методический комплекс игр на сплочение. Раздел V. Конфликт и способы ... групп, условиях их формирования и управления, групповой динамике. Студенты получают умения общаться и строить ... психология» играет самостоятельная деятельность студентов, представляющая собой особую форму учебной деятельности, обусловленную их индивидуально- ...

© СПб академия управления и экономики, 2007.

© И.И. Нахимович, 2007.

Содержание

Рабочая учебная программа дисциплины

4

    Общие методические рекомендации по изучению дисциплины

    14

      Методические рекомендации к практическим занятиям

      27

        Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

        31

          Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

          34

            Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов

            39

              Глоссарий

              46

              1. Рабочая учебная программа дисциплины

              I. Целевая установка и организационно-методические указания

              1. Цели и задачи изучения дисциплины

              Целью изучения дисциплины «Психологические аспекты инноваций» является развитие у студентов навыков креативного и инновационного мышления, психологического сопровождения инновационной деятельности.

              Предметом изучения дисциплины «Психологические аспекты инноваций» являются психологические особенности и закономерности инновационного процесса в современном постиндустриальном мире.

              Задачи обучения по дисциплине:

              • ознакомить студентов с основными понятиями и социально-психологическими проблемами инноваций;
              • развить у студентов навыки креативного мышления, эффективного поведения в условиях инноваций;
              • научить студентов грамотно и профессионально осуществлять психологическую оценку человеческой составляющей инновационной деятельности.

              В результате изучения дисциплины студенты должны:

              • иметь представление о формах и методах работы по адаптации персонала к инновационному процессу.
              • знать социально-психологические основы инноватики как науки.
              • уметь использовать соответствующие психодиагностические методы на всех этапах инновационного процесса.
              • владеть навыками психологического сопровождения инноваций.

              2. Организационно-методические указания

              Дисциплина «Психологические аспекты инноваций» входит в цикл дисциплин специализации (ДС) по специализации «Психология управления (менеджмента).

              Преподавание дисциплин базируется на знаниях полученных при изучении курсов: «Социальная психология», «Психология менеджмента», «Введение в психологию управления», «Психология управления персоналом», «Конфликтология», «Психология принятия решений».

              Курс «Психологические аспекты инноваций» — естественная часть психологических дисциплин. Он находится на стыке социальной психологии, психодиагностики, социологии, менеджмента, теории управления, социальной философии и оперирует их понятиями, законами, идеями, представлениями. Курс знакомит студентов с социально-психологическими аспектами инновационной деятельности, теорией и практикой психологического сопровождения инноваций, обучает использованию психодиагностических методов в инновационном процессе, формирует навыки адаптации персонала к инновационной деятельности, помогает выработать инновационное мышление.,

              В свою очередь знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курса «Психология сотрудничества и формирование управленческой команды».

              Изучение курса «Психологические аспекты инноваций» предполагает тесное взаимодействие таких видов обучения как лекции, семинарские, практические занятия и самостоятельная работа.

              На лекциях раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты во внимание. Материалы лекций являются основой для подготовки студентов к семинарским занятиям.

              На семинарских занятиях осуществляется контроль за степенью усвоения пройденного материала, рассматриваются наиболее сложные и спорные вопросы, заслушиваются и обсуждаются сообщения студентов.

              На практических занятиях студенты знакомятся с основами психологического сопровождения инноваций, с навыками разработки и принятия управленческих решений, со способами преодоления конфликтов, с методами адаптации персонала к инновационному процессу.

              Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с литературой, пишут рефераты, курсовые работы, готовятся к семинарским, практическим занятиям и к экзамену.

              Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

              Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в формах: устного опроса, оценки выступлений с докладами, обсуждения рефератов.

              Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме контрольной работы или тестирования.

              Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме экзамена.

              Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при написании выпускной квалификационной работы и контролируются на итоговом междисциплинарном экзамене по специальности.

              II. Содержание тем дисциплины

              Тема 1. Основные понятия инноватики

              Возникновение научных взглядов на социальную природу инноваций. (Тард Г., Кондратьев Н.Д., Шумпетер И. и др.) Инновационный мир как новая социальная реальность. Основные принципы инновационного мира. Инноватика как наука. Основные понятия инноватики. Новации и инновации. Классификация инноваций. Отличительные особенности социально-экономического и организационно-управленческих инноваций. Основные этапы инновационного процесса. Сравнительная характеристика традиционного и инновационного управления трудом.

              Тема 2. Социально-психологические проблемы инновационного развития

              Социально-психологические исследования восприятия нового. Отношение людей к нововведениям. Психологические барьеры по отношению к нововведениям. Явление сопротивления нововведениям. Причины сопротивления персонала нововведениям(по К.Девису, И.Ансоффу и др.) Факторы , усиливающие инновационную деятельность. Факторы, блокирующие инновационную деятельность. Интрапренерство: характеристика, цели, особенности.

              Тема 3. Человеческая составляющая инновационного процесса

              Портрет эффективного инноватора. Типы людей в зависимости от отношения к новому. Целевые ориентации основных групп участников процесса нововведений. Инновационная ориентированность руководителя. Факторы, влияющие на уровень инновационной ориентированности руководителя. Инновационный климат организации. Межличностные отношения в условиях нововведений. Социальные изменения и межличностные конфликты.

              Тема 4. Инновационная деятельность как вид творчества

              Формирование системы эффективного генерирования идей в инновационном процессе. Методы развития творческого мышления и поиска инновационных идей. Факторы, способствующие творческой активности людей. Факторы, блокирующие творческую активность людей. Понятие креативной организации. Характеристики креативной организации. Адапторы и генерраторы идей по М.Киртону. Вторичные инновации как особый вид творчества.

              Тема 5. Адаптация личности к изменениям

              Адаптация.Уровни адаптации. Возможности адаптации личности к изменениям. Мотивация инновационной деятельности. Принципы формирования условий инновационной деятельности и успешной адаптации персонала. Обучение персонала в инновационных организациях.

              Тема 6. Психологическое сопровождение инновационной деятельности

              Стратегия и тактика психологического сопровождения инноваций. Управление социально-психологическими аспектами инновационного развития. Психодиагностические методы на разных этапах инновационного процесса.

              III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

              (очная форма обучения – 5 лет)

              п/п

              Наименование темы

              Распределение часов

              Всего

              Аудиторная работа

              Сам. работа

              Лекции

              Семинар

              Практ

              занятия.

              9 семестр -76 часов

              Основные понятия инноватики

              8

              2

              6

                Социально-психологические проблемы инновационного развития

                10

                4

                6

                  Человеческая составляющая инновационного процесса

                  10

                  4

                  6

                    Инновационная деятельность как вид творчества

                    10

                    4

                    6

                      Адаптация личности к изменениям

                      10

                      4

                      6

                        Психологическое сопровождение инновационной деятельности

                        28

                        2

                        16

                        10

                        Экзамен

                        ВСЕГО:

                        76

                        20

                        16

                        40

                        (очно-заочная форма обучения – 6 лет)

                        п/п

                        Наименование темы

                        Распределение часов

                        Всего

                        Аудиторная работа

                        Сам. работа

                        Лекции

                        Семинар

                        Практ

                        занятия.

                        11 семестр -76 часов

                          Основные понятия инноватики

                          10

                          10

                            Социально-психологические проблемы инновационного развития

                            10

                            10

                              Человеческая составляющая инновационного процесса

                              10

                              10

                                Инновационная деятельность как вид творчества

                                10

                                10

                                  Адаптация личности к изменениям

                                  10

                                  10

                                    Психологическое сопровождение инновационной деятельности

                                    26

                                    16

                                    10

                                    Экзамен

                                    ВСЕГО:

                                    76

                                    16

                                    60

                                    (заочная форма обучения – 6 лет)

                                    п/п

                                    Наименование темы

                                    Распределение часов

                                    Всего

                                    Аудиторная работа

                                    Сам. работа

                                    Лекции

                                    Семинар

                                    Практ

                                    занятия.

                                    6 семестр -76 часов

                                      Основные понятия инноватики

                                      11

                                      1

                                      10

                                        Социально-психологические проблемы инновационного развития

                                        12

                                        1

                                        11

                                          Человеческая составляющая инновационного процесса

                                          12

                                          1

                                          11

                                            Инновационная деятельность как вид творчества

                                            12

                                            1

                                            11

                                              Адаптация личности к изменениям

                                              14

                                              1

                                              13

                                                Психологическое сопровождение инновационной деятельности

                                                15

                                                1

                                                2

                                                12

                                                Экзамен

                                                ВСЕГО:

                                                76

                                                6

                                                2

                                                68

                                                IV. .Перечень тем практических занятий

                                                Номера тем дисциплин

                                                Тема практического занятия

                                                Количество часов

                                                12

                                                Коммуникативная компетентность менеджера-инноватора

                                                4

                                                12

                                                Креативность в инновационном процессе

                                                4

                                                12

                                                Критическое мышление как профессионально важное качество менеджера -инноватора

                                                4

                                                12

                                                Оформление и презентация инновационных проектов

                                                4

                                                V.Перечень тем контрольных работ для студентов заочников

                                                1. Механизмы социального восприятия инноваций.

                                                2. Социально-психологические проблемы в инновационных коллективах.
                                                3. Грани риска нововведений.
                                                4. Типы социально-психологической адаптации личности в условиях изменения.
                                                5. Стрессоустойчивость личности в условиях перемен.
                                                6. Отношение к нововведениям в производственных коллективах.
                                                7. Деятельность руководителя организации в условиях нововведений.
                                                8. Нововведение и социальная установка.
                                                9. Психологические барьеры и готовность к нововведениям.
                                                10. Социально-психологические характеристики инновационной установки.
                                                11. Прогнозирование и профилактика межличностных конфликтов в условиях нововведений.
                                                12. Психологические барьеры в изобретательстве.
                                                13. Социально-психологические аспекты преодоления барьера к новому.
                                                14. Нововведения: стимулы и препятствия.
                                                15. Управленческая инноватика.

                                                1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

                                                Литература

                                                Основная литература

                                                1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2001.

                                                2. Балибанов И.Т. Инновационный менеджмент. СПБ, 2000.
                                                3. Советова О.С. Основы социальной психологии инноваций. СПБ, 2000.
                                                4. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПБ, 2000.

                                                Дополнительная литература

                                                1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

                                                2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.
                                                3. Волков И.П. Социальная психология личности. Л., 1994.
                                                4. Вудкокк М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1996.
                                                5. Зигерт В., Ланг Л., Руководить без конфликтов. М., 1990.
                                                6. Казарян Г.С. Нововведение и социальная установка. М., 1994.
                                                7. Коростылева Л., Советова О.С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. СПБ, 1995.
                                                8. Ляудис В.Л. Инновационное обучение и наука. М., 1992.
                                                9. Мескон М., Альберт М. Основы менеджмента. М., 1999.
                                                10. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. /Под ред. Журавлев А.Л. / М., 1990.
                                                11. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1999.
                                                12. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

                                                2. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины

                                                2.1. Рекомендации по использованию материалов УМК и проведению лекционных занятий

                                                Настоящий курс разработан с учетом тех принципиальных изменений, которые происходят в образовательной политике государства. Основной целью современной образовательной парадигмы становится формирование специалиста нового типа, способного успешно работать в условиях постиндустриального инновационного мира. Это требует разработки новых подходов к образовательному процессу, использованию новых образовательных технологий. Поэтому в курсе наряду с традиционными формами обучения используются и инновационные методы обучения, направленные на создание условий для самореализации личности, формирования у нее творческого инновационного мышления.

                                                В настоящем курсе предусмотрена существенная демократизация учебного процесса, повышение уровня самостоятельности и творчества студентов, уменьшение доли репродуктивных традиционных методов и увеличение доли нестандартных инновационных методов. Для этого в курсе учтены следующие особенности инновационного учебного процесса:

                                                1. системное, целостное, междисциплинарное и комплексное изучение материала.

                                                Настоящая дисциплина должна изучаться и рассматриваться в едином комплексе с дисциплинами «Психологические аспекты инноваций» и «Психодиагностика в менеджменте». Вне этого единства полноценное понимание проблем и перспектив управленческих команд невозможно.

                                                2. преемственность изучения материала.

                                                Инновационный подход базируется на тех знаниях, умениях, навыках, которые были получены студентами при изучении психологии управления, социальной психологии, общей психологии.

                                                3. существенное изменение значения и характера самостоятельной работы студентов, что приближает учебный процесс к реальному и увеличивает личную ответственность студентов за результаты обучения.

                                                4. высокая интерактивность учебного процесса, использование различных

                                                5. увеличение творческой активности студентов.

                                                Студенты получают не только готовые знания, но и знания, синтезированные ими самими.

                                                6. гибкое использование различных инновационных методов в зависимости от конкретной ситуации.

                                                Используются проблемное изложение задач и ситуаций, диспуты, деловые игры, тренинговые упражнения, эвристические методы (мозговой штурм, синектика и т.п.), разработка инновационных проектов, поисково-исследовательская деятельность.

                                                7. личностно-ориентированный индивидуальный подход к обучению.

                                                Это увеличивает роль текущей консультационной работы и взаимодействие в системе «преподаватель-студент» на основе сотрудничества и партнерства.

                                                8. развитие социальной компетентности, умения работать в команде, лидерских качеств.

                                                Учебный процесс с вышеперечисленными инновационными особенностями реализуется на основе оптимального сочетания различных форм и методов работы.

                                                Основными формами учебной работы являются лекции, семинары, практические занятия, консультации, контрольные мероприятия и особенно самостоятельная работа.

                                                Лекция является основным видом учебной деятельности, направленным на первичное овладение знаниями. Лекция – это форма организации учебного процесса, направленная на формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

                                                Главное назначение лекции:

                                                • обеспечить теоретическую основу обучения;
                                                • развить интерес к учебной деятельности и к конкретной учебной дисциплине;
                                                • сформировать у студента ориентиры для самостоятельной работы над курсом.

                                                Многообразие методов и приемов изложения лекционного материала определяется особенностями научной дисциплины , этапом изучения предмета, уровнем общей подготовки студентов, характером темы и содержанием материала. К таким методам и приемам относятся создание проблемных ситуаций, широкое использование наглядного иллюстративного материала, вовлечение студентов в специально организованные дискуссии по наиболее значимым вопросам, эмоциональность и образность изложения и т. п.

                                                Основные требования к лекциям:

                                                • высокий научный уровень излагаемой информации ;
                                                • большой объем четкой систематизированной и методически переработанной современной научной информации;
                                                • доказательность и аргументированность высказываемых суждений;
                                                • достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов и документов;
                                                • ясность изложения мыслей и активизация мышления студентов, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;
                                                • анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;
                                                • выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;
                                                • разъяснение вводимых терминов и названий;
                                                • предоставление студентам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;
                                                • умение устанавливать педагогический контакт с аудиторией, использовать дидактический материал, блок-схемы, чертежи, таблицы, графики, технические средства обучения.

                                                Существуют следующие разновидности лекций:

                                                • вводная лекция. Дается в начале изучения предмета. В ней раскрываются цели и задачи изучения предмета, его структура и место в системе образования студентов, излагаются основные требования, исходные теоретические понятия и термины.
                                                • установочная лекция. Дает общие установки на самостоятельное изучение тех или иных вопросов и проблем.
                                                • лекция-беседа. Подразумевает наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения с целью вовлечения студентов к совместным рассуждениям, поискам решения поставленных вопросов и позволяет осознанно усвоить учебный материал.
                                                • академическая лекция. Ей присущи высокий научный уровень, теоретические посылки и абстракции, строгая научная обоснованность и доказательность.
                                                • лекция специального курса. Отличается узкой конкретизацией и большой практической направленностью.
                                                • обзорная лекция (лекция-консультация).

                                                  На ней освещаются наиболее важные темы, вызывающие наибольшие затруднения, анализируются типичные ошибки.

                                                • итоговая (заключительная лекция) .Используется или по окончании изучения предмета или большого раздела предмета. Ее целью является обобщение изученного материала, акцентирование внимания на базисных положениях, ориентация студентов на дальнейшее самостоятельное изучение материала.

                                                2.2 Методические рекомендации студентам по конспектированию учебного материала

                                                Конспект является письменным текстом , в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации.

                                                При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил:

                                                1.Не начинать записывать материал с первых слов лектора. Сначала надо выслушать мысль до конца и постараться понять ее.

                                                2.Надо приступать к записи в тот момент, когда лектор , заканчивая изложение мысли , начинает ее комментировать.

                                                3.Конспект должен быть разделен на отдельные части. В нем должны быть заголовки, подзаголовки, выводы, названия тем. Выделения можно делать подчеркиванием или с помощью цвета. Каждый студент со временем должен наработать свою систему выделений.

                                                4. Целесообразно использовать условные обозначения, знаки, указатели, свою систему сокращений, что позволяет сделать запись более наглядной и краткой. Однако, надо учитывать, что все сокращения должны легко и однозначно расшифровываться.

                                                5. Следует избегать сложных и длинных рассуждений.

                                                6.Следует оставлять поля .На полях можно оставлять собственные записи и вопросы.

                                                7. Не надо стараться фиксировать материал дословно. При этом часто теряется главная мысль. Надо отбрасывать второстепенные слова, без которых главная мысль не теряется.

                                                8.Если в лекции встречаются непонятные термины, надо оставить место для дальнейшего уточнения.

                                                Студенты должны владеть навыками рационального конспектирования. При отсутствии таковых у студентов, преподаватели вынуждены снижать темп изложения материала, и, следовательно, сокращать информационную емкость лекции. Это приводит к тому, что кроме потери информативности лекции, у слушателей вырабатывается неправильное к ней отношение: они считают возможным пропускать лекции.

                                                Главные требования к конспектированию — информативность и быстрота, ведь конспект — это модель, а не копия лекции. Поэтому рациональное конспектирование в отличие от стенографии, носящей общий и универсальный характер, является индивидуализированным процессом. Это означает, что студент подбирает себе личные приемы записи, учитывая характер текстов, особенности своей моторики и почерка.

                                                При конспектировании текстов необходимо;

                                                • изучить источники по теме:
                                                • разделить материал на смысловые части:
                                                • составить тезисы для каждой части. Для этого сформулировать главные мысли части своими словами или выбрать подходящие цитаты для ее формулировки. Один тезис от другого должен быть четко отделен. Это облегчит работу с текстом.
                                                • сформулировать и записать основные выводы.

                                                Конспект текста может иметь одну из следующих форм:

                                                • план-конспект (тезисы);
                                                • цитатный конспект (из цитат);
                                                • свободный конспект (сочетание тезисов и цитат).

                                                Основные требования к конспекту текста:

                                                • последовательность и логичность изложения материала;
                                                • краткость, лаконичность;
                                                • убедительность, доказательность.

                                                Над конспектами надо систематически работать: перечитывать, выправлять текст, делать дополнения, замечания. Это позволяет основательно и глубоко освоить материал, хорошо подготовиться к сессии, овладеть научными знаниями.

                                                Рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины

                                                  Тема 1. Основные понятия инноватики

                                                  При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы:

                                                  Возникновение научных взглядов на социальную природу инноваций. (Тард Г., Кондратьев Н.Д., Шумпетер И. и др.) Инновационный мир как новая социальная реальность. Основные принципы инновационного мира. Инноватика как наука. Основные понятия инноватики. Новации и инновации. Классификация инноваций. Отличительные особенности социально-экономического и организационно-управленческих инноваций. Основные этапы инновационного процесса. Сравнительная характеристика традиционного и инновационного управления трудом.

                                                  При рассмотрении данной темы необходимо подчеркнуть, что современная эпоха общественного развития характеризуется стремительными преобразованиями социального мира. Это заставляет самым серьезным образом обратиться к проблемам новаций, инноваций, стереотипов мышления, старения знаний и т д. Новации и инновации становятся нормой существования современного мира, инструментом достижений и самореализации человека во всех сферах человеческой деятельности. Актуальность проблем изучаемых в данном курсе требует тщательного анализа таких основополагающих понятий как новация, инновация, а также вариантов их классификации. При этом надо учитывать, что инноватика является молодой наукой. Поэтому на данном этапе своего развития она еще не может предложить единый согласованный терминологический аппарат, единую классификацию инноваций как основного механизма развития современного мира, единую модель инновационного сознания, инновационного потенциала и т д. Именно поэтому необходимо рассмотреть и проанализировать различные подходы к определению данных понятий , различные варианты классификаций. Кроме того, учет профессиональной специфики требует внимательного изучения организационно-управленческих и социальных инноваций.

                                                  Литература по теме

                                                  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

                                                  2. Балибанов И.Т. Инновационный менеджмент. СПБ, 2000.
                                                  3. Ляудис В.Л. Инновационное обучение и наука. М., 1992.
                                                  4. Советова О.С. Основы социальной психологии инноваций. СПБ, 2000.
                                                  5. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПБ, 2000.

                                                  Тема 2. Социально-психологические проблемы инновационного развития

                                                  При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы:

                                                  Социально-психологические исследования восприятия нового. Отношение людей к нововведениям. Психологические барьеры по отношению к нововведениям. Явление сопротивления нововведениям. Причины сопротивления персонала нововведениям (по К.Девису, И.Ансоффу и др.) Факторы, усиливающие инновационную деятельность. Факторы, блокирующие инновационную деятельность. Интрапренерство: характеристика, цели, особенности.

                                                  При изучении данной темы необходимо подчеркнуть, что развитие инновационного потенциала современного человека является стратегической целью общественного прогресса. Это является предпосылкой для многих исследований по данной тематике. Ведущим источником производительности труда в современном мире является человеческое творчество. Однако, подчас оно тормозится социальными преградами. Поэтому феномен сопротивления, торможения является предметом изучения многих ученых (Девис К., Ансофф И., Пригожин А.И. и др.)Изучение данной проблемы требует тщательного анализа механизмов группового восприятия, феноменов группового единомыслия, групповой идентификации, социальных стереотипов, установок, а также факторов, способствующих и блокирующих инновационную деятельность.

                                                  Литература по теме

                                                  1. Волков И.П. Социальная психология личности. Л., 1994.

                                                  2. Казарян Г.С. Нововведение и социальная установка. М., 1994.
                                                  3. Коростылева Л., Советова О.С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. СПБ, 1995.
                                                  4. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1999.
                                                  5. Советова О.С. Основы социальной психологии инноваций. СПБ, 2000.

                                                  Тема 3. Человеческая составляющая инновационного процесса

                                                  При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы:

                                                  Портрет эффективного инноватора. Типы людей в зависимости от отношения к новому. Целевые ориентации основных групп участников процесса нововведений. Инновационная ориентированность руководителя. Факторы, влияющие на уровень инновационной ориентированности руководителя. Инновационный климат организации. Межличностные отношения в условиях нововведений. Социальные изменения и межличностные конфликты.

                                                  При изучении данной темы основное внимание уделяется личностному аспекту инновационного потенциала. Детерминирующее влияние личностных качеств на реализацию инновационного потенциала подчеркивается многими учеными (Советова О.С., Журавлев А.Л., Ильина Н.А., Пригожин А.И., Девис К.,Питерс Т. и др.)

                                                  Реализация инновационного потенциала невозможна без целого ряда личностных черт, которые ей способствуют или препятствуют. Чаще всего такие черты объединяются в так называемые «портреты» инновационной личности. Поэтому при рассмотрении этих вопросов необходимо указать, какие личностные установки , качества, ценности позволяют человеку эффективно участвовать в инновационных процессах.

                                                  Литература по теме

                                                  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

                                                  2. Волков И.П. Социальная психология личности. Л., 1994.
                                                  3. Зигерт В., Ланг Л., Руководить без конфликтов. М., 1990.
                                                  4. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.
                                                  5. Советова О.С. Основы социальной психологии инноваций. СПБ, 2000.
                                                  6. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПБ, 2000.

                                                  Тема 4. Инновационная деятельность как вид творчества

                                                  При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы:

                                                  Формирование системы эффективного генерирования идей в инновационном процессе. Методы развития творческого мышления и поиска инновационных идей. Факторы, способствующие творческой активности людей. Факторы, блокирующие творческую активность людей. Понятие креативной организации. Характеристики креативной организации. Адапторы и генерраторы идей по М.Киртону. Вторичные инновации как особый вид творчества.

                                                  Инновационное творчество является одной из наиболее важных тем инноватики. При этом проблема креативности рассматривается в контексте понятий социального и эмоционального интеллекта, инновационного самосознания, дивергентного мышления, личностной самодетерминации и развития, мотивации достижения и т д. Кроме того, необходимо уделить важное внимание факторам, влияющим на творческую активность и характеристикам инновационно- ориентированных творческих организаций.

                                                  Литература по теме

                                                  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

                                                  2. Волков И.П. Социальная психология личности. Л., 1994.
                                                  3. Вудкокк М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1996.
                                                  4. Ляудис В.Л. Инновационное обучение и наука. М., 1992.
                                                  5. Советова О.С. Основы социальной психологии инноваций. СПБ, 2000.
                                                  6. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПБ, 2000.

                                                  Тема 5. Адаптация личности к изменениям

                                                  При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы:

                                                  Адаптация.Уровни адаптации. Возможности адаптации личности к изменениям. Мотивация инновационной деятельности. Принципы формирования условий инновационной деятельности и успешной адаптации персонала. Обучение персонала в инновационных организациях.

                                                  При изучении данной темы особое внимание должно быть уделено анализу различных подходов к проблемам адаптации личности, критериям социальной адаптации. Необходимо также отметить, что данная проблема рассматривается современными учеными в контексте социальной зрелости личности. Социальная зрелость-это включенность в постоянный процесс саморазвития, направленный на достижение адекватного социального функционирования и самоактуализации. Социально зрелый человек , обладающий высоким уровнем развития ценностно-смысловой сферы и самодетерминации обладает высокими адаптационными возможностями, способен к эффективной инновационной деятельности в постоянно изменяющихся условиях.

                                                  Литература по теме

                                                  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1996.

                                                  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.
                                                  3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2001.
                                                  4. Волков И.П. Социальная психология личности. Л., 1994.
                                                  5. Мескон М., Альберт М. Основы менеджмента. М., 1999.
                                                  6. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

                                                  Тема 6. Психологическое сопровождение инновационной деятельности

                                                  При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы:

                                                  Стратегия и тактика психологического сопровождения инноваций. Управление социально-психологическими аспектами инновационного развития. Психодиагностические методы на разных этапах инновационного процесса.

                                                  При изучении данной темы особое внимание должно быть уделено стратегии и технике психологического сопровождения инноваций. Студентам предлагается разработать собственные варианты психологического сопровождения, игротренинги, деловые игры. Разработанные варианты обсуждаются на семинарских и практических занятиях. Кроме того, проводится анализ эффективности использования различных психодиагностических методик (большинство из которых студенты уже изучили в курсе «Психодиагностика в менеджменте) на разных этапах инновационного процесса.

                                                  Литература по теме

                                                  1. Балибанов И.Т. Инновационный менеджмент. СПБ, 2000.

                                                  2. Мескон М., Альберт М. Основы менеджмента. М., 1999.
                                                  3. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. / Под ред. Журавлев А.Л. / М., 1990.
                                                  4. Советова О.С. Основы социальной психологии инноваций. СПБ, 2000.

                                                  1. Методические рекомендации к практическим занятиям

                                                  1. Общие положения

                                                  Основной целью практических занятий является приобретение практических навыков по сопровождению управленческих команд. Для этого студенты должны использовать полученные ими ранее знания (в курсе «Психодиагностика в менеджменте») об основных направлениях деятельности психологических служб, принципах психодиагностики и психодиагностических методиках. Практические занятия позволяют приблизить процесс обучения к реальным условиям практической деятельности, сформировать специалиста, обладающего инновационным мышлением. Практические занятия отличаются высокой интерактивностью учебного процесса, творческой активностью, гибким использованием различных форм и методов работы в зависимости от конкретной ситуации.

                                                  При проведении практических занятий преподаватели и студенты должны руководствоваться планами проведения этих занятий.

                                                  3.2 Планы практических занятий

                                                  Занятие 1. Тема: Коммуникативная компетентность менеджера — инноватора

                                                  Время- 4 часа

                                                  Цель: развитие у студентов навыков сотрудничества, коммуникабельности, творчества.

                                                  Форма проведения: деловая игра «Консенсус»

                                                  Учебные вопросы:

                                                  • Современные требования к коммуникативной компетентности менеджера-инноватора.
                                                  • Принципы совершенствования и развития коммуникативных навыков менеджера-инноватора.

                                                  Литература

                                                  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.
                                                  2. Балибанов И.Т. Инновационный менеджмент. СПБ, 2000.
                                                  3. Ляудис В.Л. Инновационное обучение и наука. М., 1992.
                                                  4. Советова О.С. Основы социальной психологии инноваций. СПБ, 2000.
                                                  5. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПБ, 2000.

                                                  Занятие 2. Тема: Креативность в инновационном процессе.

                                                  Время- 4 часа

                                                  Цель: развитие у студентов навыков креативного мышления.

                                                  Форма проведения: деловая игра «Нестандартная ситуация».

                                                  Учебные вопросы:

                                                  • Методы активизации творческой активности
                                                  • Роль знаний в творчестве
                                                  • Инновационный риск в деятельности менеджера- инноватора

                                                  Литература

                                                  1. Волков И.П. Социальная психология личности. Л., 1994.

                                                  2. Казарян Г.С. Нововведение и социальная установка. М., 1994.
                                                  3. Коростылева Л., Советова О.С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. СПБ, 1995.
                                                  4. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1999.
                                                  5. Советова О.С. Основы социальной психологии инноваций. СПБ, 2000.

                                                  Занятие 3. Тема: Критическое мышление как профессионально важное качество менеджера-инноватора.

                                                  Время -4 часа

                                                  Цель: развитие у студентов навыков критического мышления.

                                                  Форма проведения: деловая игра « Инновационный проект »

                                                  Учебные вопросы:

                                                  • Принципы развития критического мышления
                                                  • Проблемы толерантности и ответственности менеджеров-инноваторов.

                                                  Литература

                                                  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
                                                  2. Волков И.П. Социальная психология личности. Л., 1974.
                                                  3. Зигерт В., Ланг Л., Руководить без конфликтов. М., 1990.
                                                  4. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.
                                                  5. Советова О.С. Основы социальной психологии инноваций. СПБ, 2000.
                                                  6. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПБ, 2000.

                                                  Занятие 4. Тема: Оформление и презентация инновационных проектов.

                                                  Время –4 часа

                                                  Цель: развитие у студентов навыков оформления и презентации инновационных проектов.

                                                  Форма проведения: деловая игра «Инновационный проект (продолжение) »

                                                  Учебные вопросы:

                                                  • Принципы составления инновационных проектов
                                                  • Требования к оформлению инновационных проектов
                                                  • Принципы презентации инновационных проектов.

                                                  Литература

                                                  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.
                                                  2. Волков И.П. Социальная психология личности. Л., 1994.
                                                  3. Ляудис В.Л. Инновационное обучение и наука. М., 1992.
                                                  4. Советова О.С. Основы социальной психологии инноваций. СПБ, 2000.
                                                  5. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПБ, 2000.

                                                  4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

                                                  1. Общие методические рекомендации

                                                  Самостоятельная работа студентов – это выполнение теоретических и практических заданий студентами по усвоению изучаемой дисциплины. Подготовка к практическим занятиям является частью самостоятельной работы студентов.

                                                  К формам самостоятельной работы относятся: работа с основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома, выполнение аудиторных и домашних контрольных работ, написание рефератов, курсовых работ, подготовка к семинарским и практическим занятиям.

                                                  Самостоятельная работа обеспечивает процесс профессионального самоопределения, творческого и личного развития, является основой самообразования студентов. Студент становится не только объектом, но и субъектом учебной деятельности. При этом надо учитывать, что для эффективной самостоятельной работы студент должен владеть методами планирования и организации самостоятельной работы с учебными материалами, иметь навыки самообучения.

                                                  Самостоятельная работа студентов включает в себя следующие виды деятельности:

                                                  • изучение рекомендуемой литературы;
                                                  • подготовка к лекционным занятиям (повторение пройденного материала, составление глоссария);
                                                  • проведение тестовых испытаний и обработка полученных результатов;
                                                  • подготовка и написание контрольных работ.
                                                  • подготовка к экзамену.

                                                  Подготовка к практическим занятиям предполагает выполнение студентами заданий, предусмотренных для каждого практического занятия.

                                                  1. Задания для самостоятельной работе по темам

                                                  Задания для самостоятельной работы по теме 1: «Основные понятия и определения инноватики»

                                                  1. Изучить рекомендуемые литературные источники.

                                                  2. Провести сравнительный анализ различных вариантов определения понятия «инновация».

                                                  3. Подготовится к дискуссии по проблеме: «Инновационная организация: какая она?».

                                                  Задания для самостоятельной работы по теме 2: « Социально-психологические проблемы нововведений »

                                                  1. Изучить рекомендуемые литературные источники.

                                                  1. Составить план-конспект основных причин сопротивления инновациям.

                                                  2. Подготовиться к дискуссии по проблеме: «Сопротивление персонала инновациям: неизбежность или следствие неудовлетворительного психологического сопровождения?»

                                                  Задания для самостоятельной работы по теме 3 : «Человеческая составляющая инновационного процесса»

                                                  1. Изучить рекомендуемые литературные источники.

                                                  2. Составить плана – конспект субъективных факторов эффективности инновационного процесса.
                                                  3. Подготовиться к дискуссии по теме: «Мужчина и женщина в инновационном процессе: кто эффективнее ?»

                                                  Задания для самостоятельной работы по теме 4: «Инновационная деятельность как вид творчества »

                                                  1. Изучить рекомендуемые литературные источники.
                                                  2. Проанализировать особенности креативной личности.
                                                  3. Подготовиться к дискуссии на тему: «Можно ли развить креативное мышление?»

                                                  Задания для самостоятельной работы по теме 5: «Адаптация личности к изменениям»

                                                  1. Изучить рекомендуемые литературные источники.

                                                  2. Составить план-конспект признаков успешной адаптации персонала.

                                                  3. Разработать список мероприятий, повышающих адаптивные возможности персонала в условиях инноваций.

                                                  4. Подготовиться к дискуссии на тему: «Что означает лояльность работника в инновационной организации? »

                                                  Задания для самостоятельной работы по теме 6: «Психологическое сопровождение инновационной деятельности»

                                                  1. Изучить рекомендуемые литературные источники.

                                                  2. Разработать игровые упражнения для социально-психологического тренинга в инновационной организации.

                                                  5. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

                                                  5.1. Общие методические рекомендации по написанию контрольных работ

                                                  Контрольная работа – это самостоятельное, научно-прикладное исследование, является одной из форм отчетности и контроля знаний студентов. Целью выполнения контрольной работы является формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач. Контрольная работа помогает расширить, обобщить и систематизировать знания студентов. Студент овладевает современными методами поиска, обработки и использования информации, осваивает некоторые методы исследовательской работы, определяется в своей профессиональной позиции.

                                                  Обязательные требования к работе:

                                                  • четкая формулировка проблемы;
                                                  • психологическое определение используемых в работе понятий;
                                                  • рассмотрение различных отраженных в научной литературе точек зрения на проблему, их сопоставление и оценка;
                                                  • изложение собственного понимания проблемы;
                                                  • описание различных путей, методов анализа и решения проблем.

                                                  Критерии оценки контрольной работы:

                                                  • соответствие теме;
                                                  • глубина проработки материала;
                                                  • правильность и полнота использования источников;
                                                  • оформление контрольной работы.

                                                  По усмотрению преподавателя контрольные работы могут быть представлены на семинар в виде выступлений.

                                                  Этапы написания контрольной работы предусматривают :

                                                  • выбор темы контрольной работы. Студент определяет тему в соответствии с перечнем тем, утвержденных на кафедре и руководствуясь своими научными интересами. Он также вправе предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования.
                                                  • разработка введения. Во введении дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи контрольной работы, дается характеристика используемой литературы.
                                                  • теоретический анализ литературы. На этом этапе студент должен показать степень владения технологией работы с литературой, уровень усвоения изученного материала, наличие собственного мнения в оценке полученной информации.
                                                  • Оформление контрольной работы. На этом этапе завершается написание работы, вносятся необходимые коррекции, составляются оглавление, приложения, оформляется титульный лист.

                                                  Типовая структура работы включает в себя:

                                                  • титульный лист.
                                                  • оглавление.
                                                  • введение.
                                                  • основная часть. В основную часть входит аналитический обзор литературы по теме;
                                                  • заключение. В заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов, обобщаются и подчеркиваются основные выводы, выдвигаются предложения и рекомендации дальнейшему развитию темы.
                                                  • список литературы. В списке литературы должны быть не менее 8-10 различных источников. Прежде всего, желательно пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.

                                                  Значительную помощь в подборе литературы и составлении библиографии может оказать информационно-справочная компьютерная программа библиотеки Академии.

                                                  • приложения. В приложения входят таблицы, рисунки, графики и т д.

                                                  Работа должна быть написана грамотно, четко, разборчиво, с выделением абзацев. Обычно она готовится на компьютере на листах стандартного формата А 4. Поле с левой стороны должно быть не менее 25 мм, с правой стороны – не менее 5мм, а сверху и снизу – по 25 мм. Все страницы нумеруются по центру сверху. Первая страница (титульный лист) – не нумеруется. На титульном листе указываются:

                                                  • название академии, факультета, кафедры, специальности;
                                                  • тема контрольной работы;
                                                  • фамилия, инициалы студента;
                                                  • номер учебной группы и курса, срок обучения;
                                                  • номер зачетной книжки;
                                                  • фамилия и инициалы преподавателя, проверяющего работу.

                                                  В соответствии с этикой научного изложения студентам необходимо строго следить за правильностью цитирования и соответствия ссылок на источники. Ссылка в тексте приводится в виде номера, заключенного в скобки, и соответствующего литературному источнику, приведенному в библиографическом списке. При использовании сносок их помещают внизу этой же страницы с отделением от основного текста небольшой горизонтальной чертой.

                                                  Объем контрольной работы должен быть в пределах 13-16 страниц машинописного текста через 1,5 интервала.

                                                  Наиболее типичными недостатками при написании контрольных работ являются следующие:

                                                  • неудовлетворительная форма изложения материала – несамостоятельное выполнение работы, т.е. ее текст частично или полностью переписывается из учебных пособий, журналов, статей;
                                                  • чрезмерная загруженность цитатами, примерами без достаточного анализа и выводов;
                                                  • отсутствие какой-либо составной части работы: плана, введения, заключения, списка использованной литературы и т.д.;
                                                  • несоответствие названия работы ее содержательной части;
                                                  • плохо отредактированный текст;
                                                  • неправильное оформление работы, когда в тексте не выделяются пункты плана, изложенный материал не подразделяется по вопросам, отсутствуют необходимые ссылки на источники или неправильное оформление ссылок, не нумеруются страницы.

                                                  5.2.Темы контрольных работ

                                                  1. Механизмы социального восприятия инноваций.

                                                  2. Социально-психологические проблемы в инновационных коллективах.
                                                  3. Грани риска нововведений.
                                                  4. Типы социально-психологической адаптации личности в условиях изменения.
                                                  5. Стрессоустойчивость личности в условиях перемен.
                                                  6. Отношение к нововведениям в производственных коллективах.
                                                  7. Деятельность руководителя организации в условиях нововведений.
                                                  8. Нововведение и социальная установка.
                                                  9. Психологические барьеры и готовность к нововведениям.
                                                  10. Социально-психологические характеристики инновационной установки.
                                                  11. Прогнозирование и профилактика межличностных конфликтов в условиях нововведений.
                                                  12. Психологические барьеры в изобретательстве.
                                                  13. Социально-психологические аспекты преодоления барьера к новому.
                                                  14. Нововведения: стимулы и препятствия.
                                                  15. Управленческая инноватика.

                                                  6. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов

                                                  6.1. Общие рекомендации по проведению контроля качества подготовки студентов

                                                  Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

                                                  Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в формах: устного опроса, оценки выступлений с докладами, обсуждения рефератов.

                                                  Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме контрольной работы или выборочного тестирования.

                                                  При проведении рубежного контроля используются перечень контрольных вопросов и тестовые задания по пройденным разделам и темам учебной дисциплины.

                                                  Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме экзамена с использованием либо контрольных вопросов, либо тестовых заданий в полном объеме.

                                                  1. Перечень контрольных вопросов к экзамену

                                                  1.Возникновение научных взглядов на социальную природу инноваций. (Тард Г., Кондратьев Н.Д., Шумпетер И. и др.)

                                                  2.Инновационный мир как новая социальная реальность. Основные принципы инновационного мира.

                                                  3.Инноватика как наука. Понятие инновации, классификация инноваций.

                                                  4.Сравнительная характеристика традиционного и инновационного управления трудом.

                                                  5.Принципы формирования условий инновационной деятельности.

                                                  6.Особенности социально-экономических и организационно-управленческих инноваций.

                                                  7.Основные этапы инновационного процесса.

                                                  8.Социально-психологические факторы успешного внедрения инноваций.

                                                  9.Личностные качества эффективного инноватора.

                                                  10.Типы личности в зависимости от установки к нововведениям А.Л.Журавлева.

                                                  11.Психологические барьеры по отношению к нововведениям.

                                                  12.Причины сопротивления персонала нововведениям (по К.Девису, И.А.нсоффу и др.)

                                                  13.Адаптация персонала к инновациям.

                                                  14.Мотивация инновационной деятельности.

                                                  15.Факторы, усиливающие инновационную деятельность.

                                                  16.Факторы, блокирующие инновационную деятельность.

                                                  17.Адапторы и генераторы идей по М. Киртону.

                                                  18.Вторичные инновации: характеристика, цели, особенности.

                                                  19.Интрапренерство: характеристика, цели, особенности.

                                                  20.Методы развития творческого мышления и поиска инновационных идей.

                                                  21.Инновационный климат организации.

                                                  22.Обучение персонала в инновационных организациях.

                                                  23.Психологическое сопровождение инновационной деятельности.

                                                  6.3. Контрольные (тестовые) задания по дисциплине

                                                  1.Инноватика – это наука:

                                                  а) об изобретательской деятельности;

                                                  б) о целенаправленных изменениях ;

                                                  в) о случайных открытиях.

                                                  2.В организационной психологии инновацию рассматривают:

                                                  а) как результат;

                                                  б) как процесс.

                                                  3.Исследования феномена инновационного развития начались:

                                                  а) в 18 веке;

                                                  б) в 13 веке;

                                                  в) в 20 веке.

                                                  г) 19 веке

                                                  4.Тард считал, что инновации:

                                                  а) мешают спокойному поступательному развитию общества;

                                                  б) являются индикатором социального прогресса;

                                                  1. Основной механизм контроля в инновационных командах:

                                                  а) контроль со стороны начальника;

                                                  б) внутренний самоконтроль;

                                                  в) существующие инструкции и правила.

                                                  6.Инновации осуществляются:

                                                  а) на фундаментальном уровне;

                                                  б) на технологическом уровне.

                                                  7.Представление об инновационном мире как новой социальной реальности возникло в:

                                                  а) 18 веке; б)19 веке; в) 20 веке ; г) 21 веке.

                                                  8.Согласно концепции Э.Боно инновационное мышление базируется на:

                                                  а) вертикальном мышлении;

                                                  б) латеральном мышлении;

                                                  в) аналитическом мышлении.

                                                  9.Синектика-это метод поиска идеи на основе :

                                                  а) использования специальных математических приемов;

                                                  б) использования различных аналогий и ассоциаций;

                                                  в) изучения литературы.

                                                  10. Метод ТРИЗ был разработан :

                                                  а) Калмыковым И.К. ;

                                                  б) Альтшуллером Г.С.;

                                                  в) Дмитриевой М. А.

                                                  11. Задача ведущего при мозговом штурме :

                                                  а) критиковать и оценивать идеи;

                                                  б) направлять ход обсуждения и не навязывать свою волю;

                                                  в) организовать дискуссию.

                                                  12. Психологический климат при инновационном процессе требует создания атмосферы:

                                                  а) расслабленности ;

                                                  б) взаимного доверия;

                                                  в) напряженности.

                                                  13. Отношение к риску в инновационном процессе связано;

                                                  а) со стремлением его полностью исключить:

                                                  б) с сознательной установкой на его использование;

                                                  в) со стремлением его минимизировать.

                                                  14. Взаимоотношения персонала в инновационном процессе основаны на:

                                                  а) конкуренции;

                                                  б) взаимопомощи;

                                                  в) безразличии.

                                                  15.Основные мотивационные ценности в инновационном процессе;

                                                  а) материальное вознаграждение;

                                                  б) самовыражение и творчество;

                                                  в) власть;

                                                  г) сохранение работы.

                                                  16. В инновационном процессе взыскания осуществляются за:

                                                  а) совершенные ошибки;

                                                  б) за отсутствие инициативы;

                                                  в) за опоздания.

                                                  17. При решении инновационных проблем необходим:

                                                  а) активный поиск;

                                                  б) реакция в ответ на появление проблемы;

                                                  в) запаздывание по отношению к появлению проблемы.

                                                  18. Причины сопротивления инновациям по К..Девису могут быть:

                                                  а) технические;

                                                  б) социальные;

                                                  в) экономические;

                                                  г) практические;

                                                  д) личностные.

                                                  19.Организационная структура управления в инновационных организациях:

                                                  а) стабильная;

                                                  б) гибкая;

                                                  в) с четким распределением функций на длительное время.

                                                  20.Социально-экономические инновации направлены;

                                                  а) на производство и разработку новой продукции;

                                                  б) на социальную разработку и применение новых экономических механизмов;

                                                  в) на разработку и применение новых организационных структур.

                                                  21. Кондратьев Н.Д. разработал:

                                                  а) концепцию развития предпринимательства;

                                                  б) теорию циклического развития;

                                                  в) концепцию художественного воспитания.

                                                  22. Организационно-управленческие инновации направлены :

                                                  а) на разработку и применение новых организационных структур и методов управления;

                                                  б) на совершенствование производственного процесса;

                                                  в) на разработку рекламных компаний.

                                                  23. Шумпетер И.:

                                                  а) разработал теорию креативного мышления;

                                                  б) осуществил первую попытку системного анализа инноваций;

                                                  в) разработал программное обеспечение для фирмы IBM;

                                                  24.Основная цель интрапренерства :

                                                  а) повысить квалификацию работников;

                                                  б) интегрировать предпринимательские возможности личности и организации;

                                                  в) улучшить качество выпускаемой продукции.

                                                  25. Активный реформатор по Журавлеву А.Л. –это человек, который:

                                                  а) желает изменений, умеет работать и активно действует;

                                                  б) желает изменений, умеет работать, но не действует;

                                                  в) не желает изменений, умеет работать и действует.

                                                  26.» Правило 15% » внутрифирменного предпринимательства позволяет работнику :

                                                  а) получать дополнительно 15% к зарплате за инновационные проекты;

                                                  б) использовать до 15% рабочего времени на разработку собственных инновационных планов.

                                                  27.Адаптор – это инноватор, который:

                                                  а) предпочитает делать все по-новому;

                                                  б) является неформальным лидером;

                                                  в) предпочитает усовершенствовать существующее.

                                                  28.Синдром эгоизма владельцев идей заключается в:

                                                  а) желании накапливать новые передовые идеи;

                                                  б) нежелании делиться новыми передовыми идеями;

                                                  в) в обмене новыми передовыми идеями.

                                                  29.Интрапренер-это:

                                                  а) менеджер, сглаживающий межличностные конфликты;

                                                  б) инноватор, ведущий предпринимательскую деятельность в рамках действующей организации;

                                                  в) лидер управленческой команды.

                                                  30. Успешным менеджерам-инноваторам в большей степени свойственен:

                                                  а) экстернальный локус-контроль;

                                                  б) интернальный локус-контроль.

                                                  31.К основным этапам процесса нововведений относятся:

                                                  а) инициация;

                                                  б) коммуникации;

                                                  в) принятие решения о необходимости внедрения;

                                                  г) борьба;

                                                  д) разработка;

                                                  е) обратная связь;

                                                  ж) подготовка объекта к нововведению;

                                                  з) выявление конкурентов;

                                                  и) внедрение;

                                                  к) промышленная эксплуатация;

                                                  л) структурирование;

                                                  м) модификация.

                                                  6. Глоссарий

                                                  Авантюра – разновидность риска, мероприятие рассчитанное на случайный успех и осуществляемое без учета реальных сил, условий, возможностей.

                                                  Авторитарность – стиль поведения и отношения к другим людям, характеризующийся доминированием, давлением на других, принуждением, подчинением себе, антидемократичностью.

                                                  Алгоритм – система последовательных действий, применяемых по строго определенным правилам, приводящая к решению определенной задачи.

                                                  Аналогия – очевидное подобие двух объектов или сходство их форм или функций при отсутствии логической связи и/или эквивалентности.

                                                  Антиципация – способность человека предвосхищать, предвидеть события, предугадывать изменения, прогнозировать и определять вероятность их наступления.

                                                  Ассертивность – социальное качество личности, проявляющееся в ориентации на компромисс и сотрудничество как ведущие стратегии взаимодействия и характеризующие личностно зрелого человека, который точно знает, что он хочет и чего не желает, и может это выразить без агрессивных реакций по отношению к другим людям.

                                                  Атрибуция – приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков.

                                                  Барьер психологический – внутреннее препятствие психологической природы, мешающее человеку успешно выполнять некоторые действия.

                                                  Бенчмаркетинг инноваций – изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для своей инновации.

                                                  Бизнес – процесс инноваций – упорядоченная совокупность работ во времени и пространстве с указанием их начала и конца.

                                                  Бренд инноваций – система характерных свойств нового продукта или операции, которая формирует сознание потребителя и определяет на рынке место этой инновации.

                                                  Бренд-стратегия – комплексная проработка имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брендов на рынке.

                                                  Венчурный капитал – рискованное вложение капитала.

                                                  Действие социальное – форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий.

                                                  Диспозиционная концепция – концепция, характеризующая социальное поведение личности в зависимости от состояния ее готовности к определенному виду деятельности.

                                                  Диспозиция – готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности.

                                                  Диффузия инновации – распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.

                                                  Достижения мотив – внутреннее, относительно устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности.

                                                  Жизненный цикл инновации – определенный период времени, в течении которого инновация обладает активной жизнеспособностью на рынке и приносит реальную выгоду.

                                                  Идеал – образ желаемого будущего, обладающего для реальной личности признаками совершенства и привлекательности.

                                                  Идея – предложение нового проекта, которое после технико-экономического обоснования может превратиться в инновацию.

                                                  Изобретение — новый механизм, прибор, аппарат, какое-либо приспособление, созданные человеком.

                                                  Имидж — воспринимаемый и передаваемый образ человека при его взаимодействии с другими людьми.

                                                  Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том

                                                  Достижения мотив – внутреннее, относительно устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности.

                                                  Жизненный цикл инновации – определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизнеспособностью на рынке и приносит реальную выгоду.

                                                  Идеал – образ желаемого будущего, обладающего для реальной личности признаками совершенства и привлекательности.

                                                  Идея – предложение нового проекта, которое после технико-экономического обоснования может превратиться в инновацию.

                                                  Изобретение — новый механизм, прибор, аппарат, какое-либо приспособление, созданные человеком.

                                                  Имидж — воспринимаемый и передаваемый образ человека при его взаимодействии с другими людьми.

                                                  Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объект предпринимательской и / или иной деятельности в целях получения прибыли и /или достижения иного полезного эффекта.

                                                  Ингибиция социальная – тормозящее, негативное влияние социальных факторов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы и возникающее в условиях негативного отношения друг к другу субъектов взаимодействия.

                                                  Индивидуальный стиль деятельности — устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.

                                                  Инжиниринг (англ. engineering — изобретательность, знание) инноваций — это комплекс работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и диффузию инновации.

                                                  Инициация (лат. initiatio — совершение таинств) — деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задач, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи, то есть превращение идеи в вещь или товар (имущество, документ имущественного права, документ по операции).

                                                  Инновационная деятельность — процесс, направленный на разработку и на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а так же связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

                                                  Инновационная политика государства — совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии и расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

                                                  Инновационная программа — комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий аффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологии).

                                                  Инновационная сфера — область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

                                                  Инновационный потенциал — совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

                                                  Инновация (англ, innovation — нововведение, буквально означает «инвестиция в новацию»)

                                                  -1. конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;

                                                  2. процесс внедрения нового в различные сферы организационной и общественной деятельности, производства и промышленности.д

                                                  Институты социальные — социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей.

                                                  Инсайт — внезапное интуитивное решение, внутреннее озарение, возникновение понимания сущности чего-то, ситуации в целом.

                                                  Интуиция (лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) — способность непосредственно, как бы внезапно, без логического продумывания находить правильное решение проблемы.

                                                  Квазимодель (от лат. quasi — как будто, будто бы) — ряд концепций, позволяющих сделать более точные прогнозы, чем прогнозы, полученные с помощью метафор или аналогий, но менее точные, чем прогнозы на основе моделей.

                                                  Логотип — специально разработанное оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы или группы товаров данной фирмы.

                                                  Метод Дельфи — это метод прогноза, при котором в процессе исследования исключается непосредственное общение между членами группы и проводится индивидуальный опрос экспертов с использованием анкет для выяснения их мнения относительно будущих гипотетических событий. Свое название метод получил от названия знаменитого в античном мире оракула Дельфийского храма (дельфийский оракул).

                                                  Модель (фр. mode’le / model1о, лат. modullus — мера, образец) — теоретическое построение, имеющее некоторое отношение к реальности, которое можно независимо обсуждать и анализировать.

                                                  Моделирование — построение понятийной, знаковой или процессуальной конструкции, внутренние связи которой отражают наиболее важные свойства изучаемого объекта.

                                                  Научная проблема — часть научного направления, представляющая один из возможных путей его решения.

                                                  Научная тема — часть научной проблемы, которая выступает как самостоятельная единица планирования и финансирования.

                                                  Научное направление — крупная самостоятельная научная работа, направленная на решение важнейшей задачи развития какой-либо отрасли науки.

                                                  Новация (лат. novation – изменение, обновление) — какое-то новшество, которого не было раньше. По гражданскому праву новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим обязательством.

                                                  Новизна полезной модели — одно из условий патентоспособности полезной модели. Полезная модель является новой, если совокупность существенных признаков неизвестна из уровня техники.

                                                  Онтологический (гp. on (ontos) — сущее) подход — точка зрения, согласно которой процессы научно-технического и финансового развития интерпретируются как саморазвивающие, то есть управляемые изнутри.

                                                  Открытие — процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

                                                  Паблик-релейшнз (англ, public relations) — деятельность по формированию благоприятного общественного мнения о продуценте или продавце инновации, представляющее собой форму рекламной работы с широким привлечением всех средств массовой информации (пресса, радио, телевидение, Интернет и др.).

                                                  Парадигма (греч. paradigma – пример, образец) — упрощенный набор предположений, концепций, гипотез, моделей, теорий.

                                                  Поисковый прогноз — прогноз, при котором гипотетические последствия существующих тенденций характеризуются с точки зрения нейтрального наблюдателя.

                                                  Понимание — психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.

                                                  Продвижение инноваций — комплекс мер, направленных на реализацию инноваций и включающих в себя производство и использование информационного продукта, рекламные мероприятия, организацию работы торговых точек (пунктов по продаже инновации, консультации покупателей, стимулирование продажи инновации и др.).

                                                  Продуцент (лат, producens — производящий) инновации -это производитель данной инновации.

                                                  Псевдоинновация — незначительные изменения в продукте, не меняющие его конструкцию, в том числе изменения в цвете, декоре и т. п.

                                                  Рейнжиринг бизнеса — инженерно-консультационные услуги по перестройке предпринимательской деятельности на основе производства и реализации инновации.

                                                  Репродуктивное производство — производство, способное к размножению, то есть массовое производство серийной продукций (товара, услуг).

                                                  Синектика — метод поиска идеи путем атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций.

                                                  Сценарий инноваций — упорядоченная во времени последовательность эпизодов по выбору инновационной политики, логически связанных между собой причинно-следственными связями.

                                                  Схема мышления — система понятий или логика рассуждений, привычно применяемых человеком при встрече с незнакомым объектом или новой задачей.

                                                  Толерантность — отсутствие или пониженная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов.

                                                  Технико-экономическое обоснование идей —подтверждение экономической целесообразности» необходимости и технической возможности материализации найденной инновационной идеи в ведущую форму (то есть в продукт).

                                                  Эвристика — совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.

                                                  Эвристический прогноз — прогноз, сделанный на основе модели будущего и предполагающий наличие большего уровня знаний, чем это требуется для простой экстраполяции.

                                                  Эксклюзивный (фр. exclusif — исключающий что-либо) исключительный, распространяющийся на ограниченный круг предметов.

                                                  2